Нами была разработана технология формирования и развития просодической стороны речи у неслышащих младших школьников.
Под «технологией» мы понимаем совокупность способов формирования просодической стороны речи и последовательность их применения у неслышащих детей младшего школьного возраста в естественных условиях в процессе специальных (коррекционных) занятий по музыкальной стимуляции.
Коррекционную работу по формированию и развитию просодических компонентов речи можно условно разделить на два направления: темпо-ритмиче-ская организация речи и работа над выразительностью голоса (высота, сила и тембр голоса, интонационная выразительность, слитность речи, плавность голосоведения) [6].
Работа по коррекции и развитию устной речи, в частности её просодической стороны с неслышащими обучающимися проводилась на фронтальных занятиях по музыкальной стимуляции (1 час в неделю), продолжительностью 40 минут и индивидуально во внеурочное время, продолжительность занятия 30 минут.
Организация коррекционной работы строилась с учётом следующих принципов: единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности, учёта выявленных возрастных и индивидуальных особенностей развития, систематичности и последовательности, сознательности и активности, вариативности предъявляемых заданий.
На первом, диагностическом этапе эксперимента, нами был подобран комплекс специальных диагностических заданий «Выразительная речь», и проведено изучение просодических компонентов речи младших школьников с нарушениями слуха.
Второй этап включал планирование коррекционно-развивающей работы, определение цели, основных задач, методов и приёмов; разработку рабочей программы по предмету «Музыкальная стимуляция», индивидуальных карт
Библиографический список
развития коммуникативных способностей обучающихся с нарушениями слуха с промежуточным и итоговым отслеживанием динамики в течение года, паспортов психолого-педагогического сопровождения, конспектов занятий; календарно-те-матическое планирование содержания занятий по музыкальной стимуляции и внеурочной деятельности по предмету.
Основной этап технологии направлен на формирование и развитие просодической стороны речи у неслышащих детей младшего школьного возраста. Данный этап включает проведение коррекционно-развивающей работы на индивидуальных и фронтальных занятиях по музыкальной стимуляции речи с использованием комплекса специальных разноуровневых заданий и упражнений: по развитию физиологического и фонационного дыхания и длительного целенаправленного выдоха; динамического и тембрового диапазона голоса; артикуля-тивной моторики; навыка передачи словесного и логического ударения; чувства ритма, в том числе его тактильного восприятия; плавности голосоведения, слитности и интонационной выразительности речи (декламация песен); темпо-ритми-ческой организации речи, мелодраматизация сказок.
Оценка эффективности организации коррекционно-развивающей работы осуществлялась на итоговом этапе, где было проведено наблюдение за речевой деятельностью обучающихся на открытых уроках, бинарных занятиях, внеклассных мероприятиях по демонстрации адаптированных мелодраматизированных сказок, общешкольных мероприятиях, а также при проведении контрольного среза, целью которого было выявление эффективности проведения коррекционной работы.
Таким образом, разработанная и апробированная нами технология работы по формированию и развитию просодической стороны речи у неслышащих детей младшего школьного возраста позволила повысить эффективность мероприятий, направленных на совершенствование просодической стороны устной речи детей с нарушениями слуха, что подчёркивает высокую практическую значимость проведённого нами исследования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Available at: http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/01№P0C-0B3-24-12-2014
2. Рау Ф.Ф., Бельтюков В.И., Волкова К.А., Леонгард Э.И., Слезина Н.Ф. Методика обучения глухих устной речи: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пед. институтов. Под редакцией профессора Ф.Ф. Рау. Москва: Просвещение, 1976.
3. Боскис РМ. Глухие и слабослышащие дети (золотые страницы сурдопедагогики). Москва: Советский спорт, 2004.
4. Shapovalova O.E., Shklyar N.V., Emelyanova I.A., Karynbaeva O.V., Rodionova G.S., Koryakina N.V., Borisova E.A., Dunaeva E.S. Support of disabled childrens psychological and pedagogical development. Biology and Medicine. 2015; Т. 7; № 4.
5. Тимохин В.П. Сурдопедагогика. Москва: Просвещение, 1985.
6. Учускина Н.А. Технологии коррекционной работы по развитию устной речи у неслышащих детей. Постулат. 2016; 12.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya Available at: http: // fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/01/FG0S-0VZ-24-12-2014
2. Rau F.F., Bel'tyukov V.I., Volkova K.A., Leongard 'E.I., Slezina N.F. Metodika obucheniya gluhih ustnojrechi: uchebnoe posobie dlya studentov defektologicheskih fakul'tetov ped. institutov. Pod redakciej professora F.F. Rau. Moskva: Prosveschenie, 1976.
3. Boskis R.M. Gluhie i slaboslyshaschie deti (zolotye stranicy surdopedagogiki). Moskva: Sovetskij sport, 2004.
4. Shapovalova O.E., Shklyar N.V., Emelyanova I.A., Karynbaeva O.V., Rodionova G.S., Koryakina N.V., Borisova E.A., Dunaeva E.S. Support of disabled childrens psychological and pedagogical development. Biology and Medicine. 2015; T. 7; № 4.
5. Timohin V.P. Surdopedagogika. Moskva: Prosveschenie, 1985.
6. Uchuskina N.A. Tehnologii korrekcionnoj raboty po razvitiyu ustnoj rechi u neslyshaschih detej. Postulat. 2016; 12.
Статья поступила в редакцию 06.02.19
УДК 378
Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Kurbanova Z.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Russian State University
of Justice of Ministry of Justice of RF (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
OVERCOMING THE MORAL CRISIS THROUGH SPIRITUAL AND CULTURAL EDUCATION OF YOUNG GENERATION. A problem of spiritual and moral education of the younger generation is very relevant in modern Russian society. In modern conditions, the search for the formation of a moral world is exclusively intensified. This problem in the conditions of the twenty-first century is explained by the fact that the Russian state faces an important task, the maintenance of moral principles, the solution of moral problems, as well as the way out of the spiritual crisis of society. A person, who does not have a cultural, moral basis, cannot solve innovative problems, showing an active civic position. Moral changes that our society has met as a result of political changes have a negative impact primarily on children, adolescents and young people. The younger generation does not have a formed culture and therefore, like a sponge, absorbs not only the positive, but also the negative aspects of today's life. The reason for this lies in the changing values - of society. Educational institutions today are one of the main centers where questions of moral development and upbringing of children, assistance to the process of moral education out of school and in the family, and looking for ways to preserve it, still persist and regularly arise. That is why any teacher faces a number of problems relating to the process of education. The relevance of this important issue is determined by the fact that one of the main tasks of education at the present time is mastering public morality, patriotic education, and spiritual values - accumulated by humanity among children. The authors use such methods as analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; sociological methods: survey, questioning; pedagogical experiment; mathematical data processing. The authors substantiate the need and identify ways of integrated use of folk traditions in the educational process and out-of-school work of the school, as well as in the joint work of the school, family and the public.
Key words: morality, spiritual and moral education, folk traditions, moral qualities, cultural values, patriotism, patriotic education, pedagogical experiment.
Н.П. Исмаилова, канд. ф.-м. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Всероссийский государственный университет юстиции, Северо-Кавказский филиал, г. Махачкала, Е-таИ: [email protected]
З.С. Курбанова, канд. психол. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Всероссийский государственный университет юстиции Северо-Кавказский филиал, г. Махачкала, Е-таН: [email protected]
ПРЕОДОЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО КРИЗИСА ПОСРЕДСТВОМ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является очень актуальной в современном российском обществе. В современных условиях исключительно усиливается поиск путей формирования нравственного мира. Эта проблема в условиях XXI в., состоит в том, что перед российским государством встает важная задача, поддержание нравственных устоев, решение моральных проблем, а также выход из духовного кризиса общества. Человек, не имеющий культурного, нравственного основания, не может решать инновационные задачи, проявляющие активную гражданскую позицию. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего, на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Образовательные учреждения сегодня являются одним из главных центров, где как-то еще сохраняются и регулярно поднимаются вопросы нравственного развития и воспитания детей, содействия процессу нравственного воспитания вне школы и в семье, и ищет пути его сохранения. Именно поэтому перед любым педагогом и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Актуальность этого важного вопроса определяется тем, что одной из главных задач образования в настоящее время является освоение детьми общественной морали, патриотического воспитания, освоение духовных ценностей, накопленных человечеством. При проведении исследования нами были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; социологические методы: опрос, анкетирование; педагогический эксперимент; математическая обработка данных. Авторами обоснована необходимость и определены пути комплексного использования народных традиций в учебном процессе и внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы, семьи и общественности.
Ключевые слова: нравственность, духовно-нравственное воспитание, народные традиции, нравственные качества, культурные ценности, патриотизм, патриотическое воспитание, педагогический эксперимент.
Перед Российским государством встает важная задача, поддержание нравственных устоев, решение моральных проблем, а также выход из духовного кризиса общества. Человек, не имеющий культурного, нравственного основания, не может решать инновационные задачи, проявлять активную гражданскую позицию. Особо важной сегодня представляется работа с молодёжью, как с самой значимой социальной группой. В соответствии с принятой указом Президента РФ N 1666 «Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» важнейшей задачей государственной национальной политики становится воспитание культуры подрастающего поколения, основанной на понимании духовных и нравственных ценностей [1].
Молодое поколение с неустойчивым мировоззрением, подвижной системой ценностей легче подвергается влиянию негативных идей. Именно ценностные ориентиры молодёжи позволяют судить о культуре, гуманистическом потенциале и перспективах развития общества [2].
К сожалению, в последнее время происходит активная девальвация нравственных идей. По сути, возникла невиданная духовно-нравственная эпидемия, которая все больше заражает молодое поколение. Представления о ценностных ориентирах стали размытыми, и молодёжь, в большинстве своем, считает их уже ненужными. В сознании молодёжи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Наряду с нравственными, духовными ценностями появляются материальные. Отдавая предпочтение деньгам, молодёжь ориентируется на личное обогащение, достижение успеха и наживы любой ценой. Согласно социологическим опросам, 20% молодых людей считают, что материальное богатство человека первично, нематериальные ценности - не имеют значения, почти 24% соглашаются с тем, что если человек имеет возможность безнаказанно присвоить себе результаты чужого труда - он может это сделать. Серьезной угрозой обществу стало снижение интеллектуального потенциала [3]. В глазах молодёжи продолжает падать ценность образования и знаний. Как отмечают эксперты, причиной тому является возросшее имущественное и социальное неравенство. Оценка специалистов показывает, что по сравнению со старшим поколением, молодёжь более лояльно относится к таким проявлениям аморального поведения, как нецензурная брань, национализм и расизм, употребление наркотиков. Надо признать, что в последние годы ослабло влияние образовательных учреждений на формирование духовно-нравственных ценностей детей и подростков. У них появились сильные конкуренты: интернет, социальные сети, электронные СМИ. В сегодняшних условиях ключевой задачей образовательных учреждений становится воспитание патриотично настроенной молодёжи, демонстрирующей высокую культуру и правовое сознание.
Выступая перед федеральным собранием, В.В. Путин отмечал: Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». При этом нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свои собственные культурные ценности, но и оказывают влияние на всю мировою цивилизацию. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на решение актуальных общественных задач. [4] Мы обязаны четко знать и отвечать на запросы современного общества, и осо-
бенно молодёжи, укреплять традиции народов России. Россия веками развивалась как многонациональное государство. Особо необходимой представляется духовно-нравственная работа в субъектах. Считаем, что развитие самобытной народной культуры регионов поспособствует формированию и развитию у подрастающего поколения глубоких чувств к истории и традициям своего народа. Но при этом нельзя допустить появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила.
Кавказский народ всегда славился своим нравом, нерушимой культурой, сплочённостью и гордостью за свою родину. Современная дагестанская молодёжь лишена представлений об обязанностях настоящего горца, о должном поведении горянки. Учащаются случаи нарушения правопорядка, неуважения и игнорирования традиций, а такие качества как: доблесть, храбрость и целомудренность - давно отнесены к пережиткам старины. Особую роль в этом сыграли СМИ. Сегодня, в сети интернет размещено сотни тысяч видеороликов, порочащих честь и достоинство Дагестана и дагестанцев. Прискорбно то, что эти видеозаписи набирают миллионы просмотров. Социальные сети занимают всё более значимое место при формировании общественного мнения. Ввиду чего, следует уделять особое внимание пропаганде нравственных идеалов и ценностей посредством информационного воздействия - телевидения, радио, газет и журналов, различного рода интернет-изданий.
В целях реализации Государственной программы Республики Дагестан «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2015 - 2020 годы» в регионе проводятся различные семинары, конференции с учениками и студентами, встречи представителей учреждений культуры, а также духовного управления РД, возрастает количество театральных мероприятий [4; 5]. Но нынешняя ситуация требует осуществления более активных действий. Необходимо создание позитивного культурного образа Дагестана, посредством сохранения культурных ценностей и традиций народов, проживающих на данной территории. Исключительно важное значение в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения принадлежит внеклассной и внешкольной работе, которая является важнейшим средством всестороннего развития, формирования активной жизненной позиции школьников.
Как показывает практика, внеурочное время должно быть использовано рационально и интересно для целенаправленной работы каждого педагогического коллектива [6; 7]. Сегодня возникла необходимость формирования у учащихся научного мировоззрения, высоких духовно-нравственных качеств, трудолюбия, привития у учащейся молодёжи интереса к прошлому. Решение этих задач требует значительного повышения качеств и эффективности всей системы воспитательной работы.
Для улучшения воспитательного процесса мы предлагаем: осуществление комплексной воспитательной работы: идейно-политического, трудового, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся и их взаимосвязи; обеспечения единства целей, задач, принципов, содержания, методов воспитания; осуществление единства воспитательного влияния школы, общественности на основе всемерного улучшения управления воспитательным процессом. Нами,
учитывая вышеизложенное, были разработаны методические рекомендации по трём направлениям: учебный процесс, внеклассная работа и работа с родителями.
С целью выявления знаний о традициях и культурных ценностях, обычаях народов Дагестана, и понимание их значения в современных условиях нами был использован метод опроса (анкетирования) среди возрастной группы 14-18 лет. Методом опроса (анкетирования) были проверены знания учащихся о народных традициях и нравственных канонах ислама, понимание их значения в современных условиях. В эксперименте приняли участие две группы: экспериментальная и контрольная. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Проверка знаний учащихся о народных традициях и нравственных канонах ислама
Группы Общее число опрошенных I группа II группа III группа
Экспериментальная 145 98 29 18
Контрольная 140 25 77 38
I группа - знают и каноны ислама, правильно оценивают их правильно;
II группа - знают только некоторые народные традиции;
III группа - не знают народные традиции.
Результаты в таблице 3 представлены в % (процентах). Данные результаты мы не воспринимаем как точно отражающие реальное положение дел. Тем не менее, они свидетельствуют об определенном качественном изменении тех отношений, которые были предметом исследования.
Результаты исследований методом независимых характеристик показывают, что учащиеся экспериментальной группы в большинстве своем понимают и правильно оценивают духовно - нравственное наследие своего народа. В целях духовно-нравственного образования подрастающего поколения необходимо принимать меры по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию нравственных и семейных ценностей; необходимо разработать и внедрять комплекс учебных и специальных программ по информационной пропаганде моральных ценностей и принципов толерантности [8]. Подобный опыт имеет положительную оценку во многих регионах страны, где посредством видеороликов и местных журналов подрастающее поколение знакомят с истоками их культуры и культурным колоритом народов РФ. Молодёжь следует привлекать к участию в социально значимых спортивных, творческих, культурных, и благотворительных проектах, в волонтерском движении. Особо эффективной мерой в нравственном и патриотическом воспитании нам представляется семейный «культурно-познавательный туризм», включая организованный отдых в каникулярное время. Речь идёт об организации туристских маршрутов по объектам исторического наследия.
На наш взгляд, вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения в РФ требует принятия безотлагательных и решительных мер, и мы полагаем, что такие меры обязательно будут приниматься. Ведь формирование культурного потенциала общества, пропаганда общечеловеческих ценностей и просто
Таблица 2
Сформированность нравственных качеств учащихся
№ Качества личности Уровни
высокий средний низкий
Эксп. Контр. Эксп. Контр. Эксп. Контр.
1 Уважение к старшим 56 24 24 31 20 45
2 Трудолюбие 63 56 18 28 19 16
3 Готовность прийти на помощь 51 44 38 37 11 19
4 Доброжелательность к сверстникам и младшим 46 26 28 29 26 45
5 Отношение к общественному имуществу 52 30 34 36 14 34
На втором этапе эксперимента нами были оценены у обследуемых школь- обеспечение достойного духовного развития граждан - это те направления, коников ряд нравственных качеств, непосредственно относящихся к программе торые для нашего государства всегда оставались, остаются и будут оставаться эксперимента по трехуровневой шкале. Результаты даны в таблице 2. в приоритете.
Библиографический список
1. Бурдянова Л.С. Духовно-нравственное воспитание молодёжи как педагогическое явление. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017; 1: 13 - 22.
2. Калумиллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание молодёжи - путь к развитию толерантности. Фундаментальные исследования. 2013; 11. Ч. 5: 1035 - 1039.
3. Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов. Общество: философия, история, культура. 2011; 3-4: 118.
4 Мефодьева М.А Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях глобализации. Учёные записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2014; 3: 219 - 222.
5. Проект «Стратегии развития молодёжи на период до 2025 года». Росмолодёжь. Available at: https://fadm.gov. ru/news/23373
6. Покатыло В.В., Глухова Л.Р, Волкова А.В. О необходимости нравственного воспитания молодёжи. Молодой учёный. 2014; 4: 1066-1068. Available at: https://moluch.ru/ archive/63/9965/
7. Садулаева РС. К вопросу духовно-нравственного воспитания современной молодёжи. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; Т. 5: 197 - 200.
8. Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодёжи как основа формирования и развития личности. Современные научные исследования и инновации. 2016; 12. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749
References
1. Burdyanova L.S. Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi kak pedagogicheskoe yavlenie. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2017; 1: 13 - 22.
2. Kalumillin R.H. Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi - put' k razvitiyu tolerantnosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 11. Ch. 5: 1035 - 1039.
3. Merezhko M.E. Analiz problem duhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov vuzov. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2011; 3-4: 118.
4 Mefod'eva M.A Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov v usloviyah globalizacii. Uchenye zapiski Kazanskoj gosudarstvennoj akademii veterinarnoj mediciny im. N.'E. Baumana. 2014; 3: 219 - 222.
5. Proekt «Strategii razvitiya molodezhi na period do 2025 goda». Rosmolodezh'. Available at: https://fadm.gov. ru/news/23373
6. Pokatylo V.V., Gluhova L.R., Volkova A.V. O neobhodimosti nravstvennogo vospitaniya molodezhi. Molodoj uchenyj. 2014; 4: 1066-1068. Available at: https://moluch.ru/ archive/63/9965/
7. Sadulaeva R.S. K voprosu duhovno-nravstvennogo vospitaniya sovremennoj molodezhi. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015; T. 5: 197 - 200.
8. Scheulova E.A., Nikolaeva A.E. Duhovno-nravstvennoe vospitanie sovremennoj molodezhi kak osnova formirovaniya i razvitiya lichnosti. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016; 12. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749
Статья поступила в редакцию 27.03.19
УДК 371
Rashidovû A.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Head of Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Idrisova P.G., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF A CONCEPT OF "COMMUNICATIVE COMPETENCE" IN THE RESEARCH OF FOREIGN SCIENTISTS. The
article shows leading directions of the genesis of the concept of "communicative competence" in the studies of foreign scientists. The article considers the contribution of linguists R. White, N. Chomsky, D. Hymes, L. James, S. Savington and the others. Communicative competence includes a set of linguistic knowledge and knowledge about the cultural meaning of foreign language vocabulary; interactive skills in any specific communicative situations. In modern didactics of Western countries of Europe and the United States communicative competence refers to an ability of a student to communicate adequately in specific communicative situations and his ability to organize speech communication, taking into account socio-cultural norms of behavior and communicative expediency statements.
Key words: competence, communicative competence, communicative situations, verbal communicative competence.
А.Д. Рашидова, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
П.Г. Идрисова, канд. филол. наук, ст. преп. иностранных языков и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЁНЫХ
В статье показаны ведущие направления генезиса понятия «коммуникативная компетенция» в исследованиях зарубежных учёных. В статье рассмотрен вклад учёных - лингвистов Р. Уайта, Н. Хомского, Д. Хаймса, Леона Джеймса, Сандры Савингтон и других. Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность лингвистических знаний и знаний о культурном значении употребляемой иноязычной лексики; интерактивных навыков в каких-либо конкретных коммуникативных ситуациях. В современной дидактике западных стран Европы и США под коммуникативной компетенцией понимается способность обучаемого адекватно общаться в конкретных коммуникативных ситуациях и его умение организовать речевое общение с учётом социокультурных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетенция, коммуникативные ситуации; вербальная коммуникативная компетентность.
В научной литературе существует немало определений понятия коммуникативной компетенции, соответственно, существуют и разные подходы к структурному анализу коммуникативной компетенции.
Рассмотрим вклад зарубежных учёных в генезис данной дефиниции. Так, ещё в 1959 году Р Уайт в работе «Motivation reconsidered: the concept of competence» «наполнил» категорию «компетенция» собственно личностными составляющими, включая мотивацию [1].
Competence-based education - образование, ориентированное на компетенциях, начало формироваться в США в 70-х гг ХХ в.
Применительно к лингвистике термин «компетенция» был предложен для использования Н. Хомским.
Н. Хомский впервые выделил лингвистическую компетенцию в отдельную дефиницию. Вначале дефиниция «компетенция» в лингвистике определялась как способность, необходимая для осуществления языковой деятельности, прежде всего, в родном языке [2].
Непосредственно термин «коммуникативная компетенция» ввел американский лингвист Д. Хаймс (D. Hymes).. По его мнению, значение, которое необходимо вкладывать в данный термин, лежит, прежде всего, во внутреннем понимании «ситуационной уместности языка». Согласно воззрениям Д. Хайм-са, структура дефиниции «коммуникативная компетенция» - представляет собой интегративное образование и должна содержать следующие основные компоненты: дискурсивную, грамматическую, стратегическую, социолингвистическую [3].
Как замечают многие исследователи, Д. Хаймс сделал своеобразную революцию в лингвистике и, в частности, в сфере преподавания языков. В результате дальнейших исследований, Д. Хаймс вводит понятие «коммуникативная компетентность». Он относил данное понятие к способности гибко, точно и быстро использовать язык в постоянно меняющихся социальных ситуациях.
Д. Хаймс в структуре коммуникативной компетентности выделял два ведущих составляющих компонента:
• прагматическую компетентность (ситуативность, навыки общения и культурный аспект)
• лингвистическую компетентность (фонетика и орфография, грамматика, словарный запас или лексика, дискурсивный аспект, который отечественные исследователи называют текстообразующим) [3].
Следует отметить, что в проектах Совета Европы, связанных с изучением иностранных языков была проделана огромная работа, которая позволила существенно продвинуть процесс изучения иностранных языков во всём мире.
Как следствие обобщения многочисленных исследований, в 1997 году Советом Европы был одобрен труд «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция». В данном документе подробно описаны многочисленные стратегии, связанные с формированием у изучающих иностранный язык общей и коммуникативной компетенции.
Содержание общих и коммуникативных языковых компетенций, одобренных в проектах Совета Европы, представлено нами в табл.1
При этом общие компетенции не являлись языковыми, они обеспечивали любую деятельность, включая коммуникативную.
По замыслу авторов, участвующих в создании документа «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», овладение этими компетенциями в совокупности позволит осуществлять любые виды деятельности на основе языковых средств.
Исследователь Г Меленок [5] выделяет так называемую вербальную коммуникативную компетентность. В данном виде компетентности Г Меленок структурно выделяет синтаксическую, прагматическую и семантическую сферы.
Леон Джеймс (Leon James) выделяет два основных аспекта коммуникативной компетенции: лингвистический и прагматический. При этом Леон