образовательные! технологии! здоровья!
1УДК37.015.31 ББК 74.005.1
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
В. И. Жог, И. Э. Соколовская
Духовная безопасность, как законченная система знаний, является иммунитетом против различных общественных влияний на сознание молодежи. Религиозность, как система коллективных представлений об устройстве мира, со времени своего происхождения несла адаптивную функцию и придавала существованию определенный свыше смысл. Насколько помогает или мешает религиозное сознание сформировать духовную безопасность у подрастающего поколения и адаптироваться в современном обществе? Как влияет религиозность на характер и личность современного молодого человека: насколько эти влияния конструктивны или деструктивны? На основе большого экспериментального материала и на примере христианской конфессии автор дает ответы на эти вопросы.
Ключевые слова: духовная безопасность, религиозность, духовно-нравственное воспитание.
SPIRITUAL SAFETY OF THE YOUNGER GENERATION IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT
V. I. Zhog, I. E. Sokolovskaya
Spiritual security as a complete system of knowledge is immune to various social influences on the minds of young people. Religiosity as a system of collective ideas about the world, since its origin carried adaptive function and gave the existence of more than a certain sense. How much does religious consciousness help or hinder to form spiritual security in the younger generation and to adapt to modern society ? What is the impact on the religious character and personality of the modern young man: how much are these effects constructive or destructive? On basis of the large body of experimental material, and by the example of Christian denominations, the author provides answers to these questions.
Keywords: spiritual security, religiosity, spiritual and moral education.
Рубеж ХХ-ХХ1 столетий отмечен в российском обществе глобальными изменениями во всех областях жизни. На протяжении четверти века происходит смена национальной духовной культуры и традиций чуждыми нашему обществу понятиями и идеями. Это привело к неблагоприятной общественной атмосфере: криминализации общества, росту детской преступности, открытой декларации распущенности нравов, и прежде всего в подростковой и молодежной среде. Подростковый и юношеский возраст особенно уязвим в отношении таких изменений, особенно при появлении на телеэкранах нашей страны различных
пошлых телесериалов, появления практически в каждой семье у подростков мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков, Интернета с он-лайн-играми. Основную сторону взглядов молодежи в сегодняшнем обществе составляет «смешение несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, восточного и других». Непоправимый урон духовной безопасности современных молодых людей и подростков наносит либерально-демократическая идеология, которая в настоящее время лидирует в обществе. Условием обеспечения духовной безопасности подрастающего поколения является обладание им досто-
верным знанием об истории и духовных основаниях отечественной культуры. Такое знание обеспечивает формирование национальной и культурной идентичности, осознание молодежью истинных духовных ценностей, исторически присущих русскому народу. В последние два десятилетия, в эпоху тотального антропологического кризиса, с утратой духовных оснований и системы ценностей сложилось ложное предубеждение, что выход из сложившего положения может быть обеспечен на путях религиозного сознания, однако всем известно, что временные и краткосрочные всплески религиозного сознания всегда являются следствием кризисных явлений в духовной жизни общества. Как только кризис преодолеваются и наступает период стабилизации, религиозное сознание уходит в маргинальные плоскости общественного сознания и перестает оказывать сколько-нибудь существенное влияние на формирование общественного мнения. Именно так и произошло в современной Российской истории. В 1990-х гг. в результате распада устоявшихся государственных форм и тотальной де-идеологизации общественного сознания место ведущей идеологии стремительно оккупировало религиозное сознание. Точно так же было ровно 100 лет назад на рубеже XX в. (создавались религиозно-философские общества, Вольная академия духовной культуры и пр.), наблюдался всплеск мистицизма, оккультизма, интеллигенция повально увлекалась и практиковала спиритические сеансы и т. д. Точно так же было 200 лет назад в начале XIX в.: высшие культурные элитарные слои российского общества повально увлекались масонством, открылось Библейское общество и пр. История показывает, что подобные кризисные явления в области духовной жизни традиционно являются атрибутом первых двух десятилетний каждого столетия в истории России. Тогда как с третьего десятилетия (XVIII, XIX, XX вв.) всегда отмечается стабилизацией экономической, политической и духовной жизни, а вслед за этим - утверждением консервативной, догматической идеологии, утвержденной на уровне государственной политики. Это мы видим в истории Российской империи (1721 г.), в эпоху Николая I (1825 г.) и в эпоху НЭПа (1921 г.). Точно то же произойдет и в текущем столетии. К началу
третьего десятилетия обнаружатся тенденции стабилизации и выхода из тотального социально-экономического и духовного кризиса рубежа тысячелетий. После этого религиозное сознание окончательно уйдет на задний план общественной мысли и перестанет играть сколько-нибудь заметную роль в формировании общественного мнения.
В связи с вышеизложенным проблема духовной безопасности подрастающего поколения - это прежде всего проблема семьи и школы. Весь комплекс духовно-нравственных принципов и стереотипов поведения формируется у ребенка в дошкольный период до 7 лет, в семье. Духовная безопасность, сложившаяся в подростковом и юношеском возрасте в виде сформированных жизненных целей, ценностей, понятий добра и зла, патриотических взглядов, поставленного рассудительного аппарата (мышления), анализа своих поступков и предполагаемых или осуществленных выборов в жизни, формируется в школе и в высших учебных заведениях, как законченная система знаний. Эта законченная система знаний является иммунитетом против различных общественных влияний на сознание молодежи. Проблема формирования духовной безопасности подрастающего поколения требует научного осмысления, анализа ситуации, сложившейся в современном социокультурном обществе, и влияния ее на подрастающее поколение.
Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В. А. Беляева, Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, С. Н. Булгаков, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, З. В. Видяко-ва, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лес-гафт, В. М. Меньшиков, А. Н. Острогорский, В. П. Острогорский, Н. И. Пирогов, М. М. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.
Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют творения православных авторов: свт. Иоанна Златоуста, свт. Феофана Затворника, свт. Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадского и ряда других, а также сочинения православных отечественных и зарубежных ученых и педагогов: В. В. Зеньковско-го, Б. А. Ничипорова, С. С. Куломзиной и др. по проблемам духовно-нравственного состояния подростков, что позволяет сделать вывод о не-
обходимости исследования и дальнейшей разработки этой темы. Эта проблема в последние годы привлекает внимание ученых и практиков, которые большие надежды возлагают на позитивные процессы в системе образования (А. В. Мудрик, Т. И. Петракова, А. В. Котенева, В. В. Скляднева, Л. М. Донченко, Н. В. Маслов, А. И. Хвыля-Олинтер).
Многие исследователи утверждают, что на сегодняшний день существует противоречие между необходимостью обеспечения духовной безопасности подрастающего поколения и отсутствием разработанных программ для достижения такой безопасности, а также недостаточной информированностью общества в отношении этой проблемы.
Понятием «духовность» в религиозной традиции обозначается все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, церкви и вере. Светская традиция понятием «духовность» именует явления человеческого духа. Существует такое понятие, как «запросы духа». Если они своевременно не удовлетворяются, то вынужденно компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных негативных формах поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, самоубийства, участие в деструктивных сектах и т. п.) [1, с. 67-69].
Понятию «душа» в христианской антропологии соответствует понятие личности человека во взаимоотношениях с Богом, истинное его «Я». В настоящее время при оценке личности человека, ее безопасности определяются два уровня - психический и телесный. Духовное измерение часто не принимается во внимание, хотя именно оно является главным в оценке личности человека. Проявлением духовного нездоровья человека является грех. Он приводит к нравственным, психологическим и телесным расстройствам. В христианской антропологии грех является началом наших телесных, душевных и духовных недугов, страданий и смерти.
Если человек нарушает нравственные заповеди, то его психика становится поврежден-
ной. Это состояние усугубляется каждый раз, когда человеком продолжает владеть греховная страсть. Чтобы обеспечить духовную безопасность, человеку необходимо осознать свое состояние души, душевный раскол, и только в таком случае будет положено начало пути по восстановлению утраченной душевной гармонии. Чтобы обрести духовное здоровье и восстановить нарушенную целостность, человек должен осознать необходимость исполнения христианских заповедей с Божьей помощью, поскольку, согласно христианской традиции, человек не может самостоятельно вернуть свое духовно-душевно-телесное единство, как только через Бога [2, с. 20].
Известно, что системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья - это сложное социальное образование. Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям [1, с. 69].
В семье начинается духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Семья всегда была средоточием жизни человека Древней Руси. Со времен крещения Руси отношение к браку, семье, воспитанию детей всегда было соотнесено с православием и церковной, религиозной жизнью. В христианском понимании брак не просто юридический договор, но «вечное единение супругов во Христе». Внебрачные связи и их пропаганда в здоровой семье осуждаются как грех против целомудрия.
На Руси долгое время подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы. За воспитание детей отвечала Церковь и Семья. Как отмечал историк В. О. Ключевский, главное внимание уделялось усвоению житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: учение о спасении Души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства. Жизнь патриархальной русской семьи буквально сплеталась с жизнью Церкви: это и участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обряды; и паломничества по святым местам [3, с. 360].
В связи с этим мы полагаем, что укреплению духовной безопасности подростка способствует его правильное воспитание в семье с самого раннего возраста, в семье, где царят мир, взаимная любовь и согласие. Православная семья - домашняя церковь, как называет ее Апостол (Рим. 16: 4), или «малая церковь», как именует ее свт. Иоанн Златоуст. Главным принципом христианского воспитания в семье должен быть принцип христоцентричности. Задача семейного воспитания - помочь детям в раскрытии образа Божия и освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, перерождение и преображение, находимое в Церкви [4, с. 146].
Опыт семейного общения должен научить человека преодолению греховного эгоизма и закладывать основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, должно формироваться правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Каждый член семьи должен жить для блага другого, нося «бремена друг друга». И. А. Ильин, рассматривая основы духовно здоровой семьи, говорил о том, что в семье ребенок должен учиться верному восприятию авторитета.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. К сожалению, сегодня общественное мнение стало более
лояльным к разным моделям совместной жизни и семьи.
В настоящее время государству и общественности следует всеми силами сохранять и оберегать институт семьи. Сохранение семьи позволит обеспечить устойчивость духовного развития детей и подростков. Например, Иоанн Златоуст так учит воспитывать детей: «С детского возраста его, пребывающего в мире, приучи быть богобоязненным». В своих трудах он говорит, что основная задача семейного воспитания - воспитание религиозное. «Послушайте, отцы и матери! - говорит Златоуст. - Хотите ли, чтобы дети ваши были послушны и благонравны, с раннего детства воспитывайте их в наказании и учении Господнем». «Заботься о духовном», - напоминает он. Сама обстановка в семье должна быть религиозной, где на первом месте стоит проведение самими родителями жизни по Евангельским заповедям. Крепкая семья, основанная на православии и его ценностях, способствует правильному духовному развитию подростка [4, с. 148].
Социально-экономические и социально-психологические изменения, которые происходят на сегодняшний день в стране, приводят к изменению ценностных ориентаций в нашем обществе. В сложившейся ситуации повышается роль школы как основного института духовно-нравственного воспитания подростков, направленного на формирование ценностных ориентаций школьников.
Являясь наследницей византийской православной цивилизации, Россия призвана сохранять и развивать лучшие духовные и философские идеи Греции, Рима и Византии. Несмотря на это в настоящее время в российских школах в образовательном процессе доминирует технократический подход. Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение». В этих условиях мерилом успешности для подростка является доступ к материальным благам и богатству. Для общества, в котором дети обучаются по законам материализма, характерен разгул
страстей, суеверия, постепенный возврат к язычеству, неустойчивость детей к влиянию деструктивных культов [5].
Именно отсутствие нравственных ориентиров в школе приводит к таким распространенным явлениям, как криминал, доступность детских душ для всякого рода сект и субкультур. Чтобы безопасно существовать в современном мире, школьник должен обладать критическим мировоззрением и должен быть обучен основам православной веры.
Современная школа не дает стройной картины мира, а выпускает человека со смешанными понятиями и расплывчатым мировоззрением. Вместо социализации происходит фрагментация сознания и непонимание, в каком мире ему предстоит жить. На Рождественских чтениях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в свое время выразил мнение, что «никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. Вред - не от знаний, вред - от противоречащих друг другу систем координат, которые неокрепшему сознанию предлагают "взвесить на истинность"» [6].
Либеральное мировоззрение, сформировавшееся в европейских странах, успешно внедрено в наши школы и ставит сейчас человека в центр вселенной как меру всех вещей. При этом в школах либеральный стандарт позиционируется как универсальный, предлагается как обязательное условие для воспитания российских граждан несмотря на то, что такой стандарт несовместим с национально-культурными и религиозными ценностями, принятыми в их государстве. В педагогике как науке о духовном развитии, воспитании и образовании (просвещении) личности принципиально важным является вопрос о сущности человека, его истинном предназначении и пути в жизни. Именно поэтому современная педагогика должна быть построена на христианском вероучении, православном мировоззрении и благонравии. Фундамент православной педагогики - христианская антропология, дающая верное представление о сущности и предназначении человека. Православная педагогика с точки зрения христианской антропологии - это наука и искусство воспитания целостной личности на пути ко спасению во Христе через Церковь.
Вся земная жизнь христианина, по справедливому замечанию свт. Игнатия (Брянчанинова) должна быть школой приготовления к вечности.
Представители народной педагогики, К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семенов, С. А. Рачинский, разрабатывали основы духовно-нравственного воспитания с учетом национальных особенностей, культуры, традиций, быта русского народа. Духовное развитие рассматривается ими как рост национального самосознания. В этой связи особого внимания заслуживает воспитательная система С. А. Рачинского, сторонника народно-религиозного направления, основанная на трех фундаментальных идеях: гуманизме, народности и нравственности. Цели воспитания Рачин-ский видел в развитии воли ребенка, гармоническом развитии душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших дарований; создании нравственного цельного характера [2, с. 20-25].
Духовно-нравственному развитию подростков должно способствовать глубокое изучение русской народной культуры, в том числе и святоотеческой, русской художественной литературы, сохранение народных традиций и духовных ценностей, изучение различных видов прикладного и музыкального искусства становится основным содержанием деятельности общеобразовательной школы в урочное и внеурочное время. Все предметы (прежде всего история и естествознание) должны быть взаимосвязаны и пронизаны единым мировоззрением, православным пониманием процессов.
Говоря словами святителя Филарета (Дроздова), «необходимо давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим». Целью православного воспитания является передача знаний вместе с обучением жизни по заповедям. Все нравственные увещевания бесполезны и не действуют на подростков, если они не научены в христианстве [7, с. 89-90].
Замечательным примером для нас является опыт архимандрита Иоанна (Маслова). Важным моментом в воспитательной практике отца Иоанна было ограждение от вредных примеров, соблазнов (вредных книг, телевидения, общения с людьми непримерного поведения и т. п.). Старец учил ограждать чувства
(уши, глаза, язык). Результатом его педагогической деятельности являлось формирование цельных, всесторонне образованных личностей, способных действительно служить Богу, ближнему, Отечеству.
Церковь продолжает играть важную роль, способствуя сохранению россиянами самобытной системы духовных ценностей, в основе которых лежат христианские представления о нравственности. Русская православная церковь и в настоящее время осуществляет масштабную социальную деятельность, стремясь поддержать нравственные начала в общественной жизни, межнациональных отношениях и семье.
Как мы видим, средства массовой информации в настоящее время пагубно влияют на молодое поколение нашей страны. Особую опасность представляют также неформальные молодежные объединения и секты. Как выход из сложившейся ситуации может рассматриваться повышение роли семьи, школы и церкви в процессе воспитания подростков. Выходом из сложившийся ситуации могут стать также православные молодежные общественные объединения социальной направленности, которые помогают создать социальный круг общения, формирующий у молодежи навыки активного противостояния разрушающему влиянию окружающего мира.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст]: моногр. / Т. И. Петракова. - М.: Импэто, 2007. - С. 67-69.
2. Рыбаков, С. Ю. Духовная безопасность личности, общества и государства: теоретические основы изучения религии и сектантства: учеб. пособие. - Рязань: РГУ, 2009. -101с. - С. 20-25.
3. Соколовская, И. Э. Духовно-нравственная компетентность и проблемы религиозной идентификации молодежи в межконфессиональном общении [Текст] / И. Э. Соколовская // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. политех. ун-та, 2012. - 723 с. - С. 360-366.
4. Св. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей
[Текст] / св. Иоанн Златоуст // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 т. -Т. 1. - Кн. 1. - С. 146-148.
5. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений (24 янв. 2011 г.) [Электронный ресурс] / Патриарх Кирилл. - Режим доступа: http://www. patriarchia.ru/db/text/139 2562.html (дата обращения: 20.05.2014).
6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Текст] // Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. - 2008. - 174 с. - C. 87.
7. Филарет Дроздов, митрополит. Творения. Слова и речи [Текст]: в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - Т. 1. М.: Православная библиотека Золотой Корабль, 2012. - 160 с. - С. 89-95.
8. Соколовская, И. Э. Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование патриотизма ребенка как нравственной ценности гражданского общества [Текст] / И. Э. Соколовская // Патриотизм в диалоге поколений: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. политех. ун-та, 2012. - 572 с. - С.176-178.
9. Соколовская, И. Э. Религиозность и ее влияние на характер и личность современного человека. Конструктивные и деструктивные аспекты религиозности современной молодежи [Текст] / И. Э. Соколовская. - М.: ВНИИгеосистем, 2013. - 170 с. - С. 5-7.
REFERENCES
1. Petrakova T. I. Dukhovnye osnovy nravstvenno-go vospitaniya (Spiritual foundations of moral education). Moscow: Impeto, 2007, pp. 67-69.
2. Rybakov S. Yu. Dukhovnaya bezopasnost lich-nosti, obshchestva i gosudarstva: teoreticheskie osnovy izucheniya religii i sektantstva: ucheb. posobie (Spiritual security of individuals, society and state: theoretical foundations for studying religion and sectarianism: workbook). Ryazan: RGU, 2009, pp. 20-25.
3. Sokolovskaya I. E. Dukhovno-nravstvennaya kompetentnost i problemy religioznoy identifi-katsii molodezhi v mezhkonfessionalnom obsh-chenii (Spiritual and moral competence and problems of religious identification of youth in interreligious communication). Edinstvo obra-
zovatelnogo prostranstva kak mezhdistsiplinar-naya problema: sb. nauch. tr. (The unity of the educational space as an interdisciplinary problem: Collection of research papers). Saint-Pe-tersurg: Izd-vo S.-Peterb. gos. politekh. un-ta, 2012, pp. 360-366.
4. Sv. Ioann Zlatoust. O tshcheslavii i o tom, kak dolzhno roditelyam vospityvat detey (On vanity and how should parents bring up children). Pol-noe sobranie tvoreniy sv. Ioanna Zlatousta v 12 t. (John Chrysostom's collected works in 12 vol.). Vol. 1, b. 1, p. 146-148.
5. Vystuplenie Svyateyshego Patriarkha Kirilla na otkrytii XIX Mezhdunarodnykh Rozhdestven-skikh obrazovatelnykh chteniy (Speech of His Holiness Patriarch Kirill at the opening of the XIX International Christmas Educational Readings). January 24, 2011. Available at: http:// www.patriarchia.ru/db/text/1392562.html (accessed 20.05.2014).
6. Osnovy sotsialnoy kontseptsii Russkoy Pravo-slavnoy Tserkvi (Bases of the Social Concept of the Russian Orthodox Church). Otdel vnesh-nikh tserkovnykh svyazey Moskovskogo Patri-arkhata (Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate), 2008, p. 87.
7. Filaret Drozdov, mitropolit. Tvoreniya. Slova i rechi: v 5 t. (Filaret Drozdov, Metropolitan. Works. Words and speeches: in 5 vol.). Vol. 1. Moscow: Pravoslavnaya biblioteka Zolotoy Korabl, 2012, pp. 89-95.
8. Sokolovskaya I. E. Vliyanie dukhovno-nravst-vennogo vospitaniya na formirovanie patriotiz-ma rebenka kak nravstvennoy tsennosti grazh-danskogo obshchestva (Influence of spiritual and moral education on the formation of patriotism of a child as a moral value of civil society). Patriotizm v dialoge pokoleniy: sb. nauch. tr. (Patriotism in the dialogue of generations: Collection of research papers). Saint-Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. gos. politekh. un-ta,
2012, pp.176-178.
9. Sokolovskaya I. E. Religioznost i ee vliyanie na kharakter i lichnost sovremennogo chelove-ka. Konstruktivnye i destruktivnye aspekty reli-gioznosti sovremennoy molodezhi (Religiosity and its influence on the character and personality of the modern people. Constructive and destructive aspects of religiosity of modern young people). Moscow: VNIIgeosistem,
2013, pp. 5-7.
Жог Валерий Иванович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Zhog Valery I., Dr. Habil. in Philosophy, Professor, Head of Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]
Соколовская Ирина Эдуардовна, кандидат психологических наук, докторант кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Sokolovskaya Irina E., PhD in Psychology, Post-Doctoral Student, Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]