146
Труды БГТУ, 2016, № 5, с. 146-149
УДК 1:281.9(476)
Н. М. Кожич
Белорусский государственный технологический университет
ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ДУХОВНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье речь идет о социальной роли и статусе религии в современном белорусском обществе. Показано, что религия как форма общественного сознания и как социальный институт выступает одним из структурных компонентов национальной безопасности Беларуси, поскольку, являясь репродуктивным элементом духовной культуры, религия теснейшим образом связана с различными сферами общественной жизни. По этой причине христианские ценности рассматриваются в качестве определенной аксиологической системы в рамках государственной идеологии. Автор подчеркивает, что в первую очередь православные ценности на протяжении многих веков способствовали формированию социокультурного пространства и тем самым определили специфику менталитета белорусского народа. Религия в настоящее время чаще всего воспринимается в качестве способа преодоления духовно-нравственного кризиса, возникшего в результате смены ценностных ориентаций в начале 90-х гг. ХХ в. Отмечается, что современная религиозность носит поверхностный характер в силу рационализации мышления, а также широкого мировоззренческого выбора. Кроме того, духовный кризис обусловлен стремлением общества к идеологии и практике техногенно-потребительской стратегии развития, которая основана на росте материальных потребностей и социальной конкуренции. Делается вывод о том, что в целях национальной безопасности необходимо формирование патриотического сознания; внедрение в массовое сознание высоких духовных смыслов, уважение к своим национальным и циви-лизационно-историческим традициям.
Ключевые слова: православие, культура, религиозность, мировоззрение, традиция, духовный кризис.
N. M. Kogich
Belarusian State Technological University
ORTHODOX VALUES AS A SPIRITUAL AND IDEOLOGICAL ASPECTS
OF NATIONAL SECURITY
In this article we are talking about the social role and status of religion in the modern Belarusian society. It is shown that religion as a form of social consciousness and as a social institution is one of the structural components of the national security of Belarus, since, as the reproductive element of spiritual culture, religion is closely related to the various spheres of public life. For this reason, Christian values are considered as a specific axiological system in the state ideology. The author emphasizes that the first Orthodox values for centuries contributed to the formation of social and cultural space and thereby determined the mentality of the Belarusian people. Religion is often seen as a way to overcome the spiritual and moral crisis which has arisen as a result of the change of value orientations in the early 90s. Twentieth century. It is noted that modern religiosity is superficial due to the rationalization of thinking, as well as a broad ideological choice. In addition, the spiritual crisis due to the desire of society to the ideology and practice of man-caused consumer development strategy, which is based on the growth of material needs and social competition. The conclusion is that for national security we must form the patriotic consciousness; the introduction into the mass consciousness of high spiritual meaning, respect for its national and civilizational and historical traditions.
Key words: orthodox, culture, religion, philosophy, tradition, spiritual crisis.
Введение. Религия представляет собой сложнейшее явление общественного бытия и человеческой культуры. Как форма общественного сознания она является совокупностью представлений, основанных на вере в сверхъестественное. Как социальный институт религия -это устойчивая форма организации общественной жизни, которая способствует удовлетворению различных, в первую очередь духовных, потребностей, обеспечивает стабильность обществен-
ной жизни. Она выполняет социально-политические функции, способствует интеграции людей через определенные мировоззренческие ориентиры, выступает в качестве регулятора общественных отношений. В целом, религия -целостное духовно-материальное образование, включающее в себя различные по своему содержанию составляющие: это представления, эмоции, намерения и действия людей, а также отношения к окружающему миру, к себе
и обществу. Из всех социальных институтов религия наиболее консервативна: основные догматические положения объявляются единственно истинными, а потому вечными и неизменными. Таким образом, религия является репродуктивным элементом духовной культуры; она теснейшим образом связана с другими структурными компонентами социокультурной реальности, т. е. с искусством, моралью, политикой и т. д. В этой связи религию можно рассматривать как составляющую национальной безопасности современного белорусского общества.
Основная часть. Специфика функционирования современного общества определяется главным образом светскими ценностями. Несмотря на процессы секуляризации религия все же занимает особое положение в жизни людей. С конца 80-х - начала 90-х гг. ХХ в. можно говорить о возникновении религиозного ренессанса в нашей стране. Активизируется конфессиональная деятельность традиционных религий для нашей культуры, а также получают распространение так называемые неокульты часто деструктивной направленности. Важно отметить, что демократизация общественной жизни привела к изменению отношения государства и общества к религии и церкви. В настоящее время «религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства» [1, с. 126]. Исходя из духовно-мировоззренческих аспектов национальной безопасности христианские ценности признаются одним из стабилизирующих компонентов в структуре государственной идеологии. Они рассматриваются в качестве определенной аксиологической системы, поскольку на протяжении многих веков способствовали формированию социокультурного пространства и тем самым определили специфику менталитета белорусского народа. Именно на христин-ском вероучении и морали строилась вся система образования и воспитания. В первую очередь эта культурно-формирующая роль принадлежит Православию. Многие черты национального характера формировались под влиянием этой конфессии. К ним можно отнести открытость, сострадательность, жертвенность и соборность. Православие способствовало становлению государственности, укреплению восточнославянского единства. Искусство, политическая и философская мысль развивались под мощным влиянием православной традиции.
В настоящее время отношения религии и государства в Беларуси регламентируются Законом «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Этот документ провозглашает свободу мысли, совести, дает право каждому гражданину определять свое отношение к религии, исповедовать любое вероучение. Подчеркивается, что государство не вмешивается во внутренние дела и деятельность религиозных организаций, если она не носит противоправного характера. При этом в Республике Беларусь деятельность ряда неокультистских образований, возникших в США и странах Западной Европы в середине ХХ в., запрещена ввиду их негативного влияния на здоровье и социальное поведение верующих. Фактически современное законодательство предусматривает равенство всех религий перед законом. Однако юридическое равенство не тождественно равенству в культурно-историческом смысле. Государство подчеркивает приоритет социальных статусов традиционных конфессий исходя из их определяющей роли в развитии белорусской культуры. Православие стало символом национальной идентичности, оно претендует на общественное мнение, вызывает уважение большинства граждан.
Важно отметить, что в целом вся система образования и воспитания в стране носит светский характер, но тем не менее государство использует возможность сотрудничества с религией в целях защиты белорусской государственности, возрождения национальных традиций и стабилизации общественной жизни. Социальная доктрина Русской православной церкви, которая была разработана в 2000 г., предполагает возможность участия религии в политической жизни. Это находит выражение в таких формах деятельности, как миротворчество, нравственное и патриотическое воспитание, благотворительность, охрана и восстановление исторического и культурного наследия, охрана окружающей среды и т. д. Православная церковь модернизирует методы взаимодействия с современным обществом. При этом предпринимается попытка содействовать решению социальных проблем и одновременно осуществляется поиск новых возможностей влияния на ценностные ориентации людей. Церковь видит свое предназначение в сохранении нравственности и традиционных ценностей белорусского народа.
Вся эта деятельность в массовом сознании оценивается как гарант стабильности и общественного порядка. Религия не только на уровне государственной идеологии, но и в массовом сознании также воспринимается в качестве способа преодоления духовно-нравственного кризиса, возникшего в результате резкой смены
148
Православные ценности как духовно-мировоззренческий аспект национальной безопасности
системы ценностных ориентаций в начале 90-х гг. ХХ в. После распада СССР произошло усиление духовно-нравственного кризиса в обществе. Это проявилось в росте преступности, наркомании, меркантильных интересов, агрессивности, разрушении института семьи и брака и т. д. Как пишет А. И. Осипов, «консьюмери-стко-гедонистическая жизненная установка оказалась привлекательной для значительной части нашей молодежи. Стремление получить от жизни максимум разнообразных удовольствий, пожить для себя, не обременяясь обязательствами и ответственностью перед другими людьми, подрывает семейно-брачные отношения, делая их поверхностными и непрочными» [2, с. 100]. В то же время чисто формально значение религиозных ценностей в массовом сознании стало возрастать. Правда, современная религиозность имеет свою специфику: в большинстве случаев она носит синкретичный и поверхностный характер в силу мировоззренческого плюрализма. Кроме того, культура человечества в целом развивается по линии десакрализации. Это значит, что влияние религии на общественную жизнь постепенно ослабевает по мере развития науки и распространения знаний, поэтому религиозная вера в меньшей степени распространена среди образованных людей. В современном обществе область сверхъестественного сокращается, происходит рационализация мышления, появляется вера в науку и логику. Люди осмысливают мир и организуют собственную жизнь без помощи религии. В ХХ в. происходит отделение церкви от государства, создается система светского образования, в искусстве реже используются религиозные сюжеты.
Важно отметить, что духовный кризис обусловлен также и тем, что белорусское общество стремится к идеологии и практике техногенно-потребительской стратегии развития, которая основана на росте материальных потребностей и социальной конкуренции. Многие исследователи подчеркивают, что данная стратегия совершенно исчерпала себя к концу ХХ в.; приходит осознание того, что, как отмечает О. А. Романов, «Иррационально высокие стандарты жизни стран "золотого миллиарда" поддерживаются сегодня за счет низкого уровня жизни остального мира. Эгоистическое потребительство техногенной цивилизации вступило в неразрешимое противоречие с возобновляемыми и невозобновляе-мыми ресурсами биосферы, а механизмы природного самовосстановления не справляются с потоками отходов человеческой деятельности» [3, с. 94]. Все чаще мыслители говорят о необходимости реабилитации культурных ценностей незападных культур, а также о равноправном диалоге культурных традиций. По этой
причине в контексте современной социально-политической обстановки необходимо стремиться к достижению мировоззренческой безопасности белорусского общества. Задача образования должна сводиться к формированию патриотического сознания; представляется крайне важным внедрять в массовое сознание высокие духовные смыслы, уважение к своим национальным и цивилизационно-историческим традициям. Как известно, для восточнославянской цивилизации характерен именно диалоговый принцип, который является основой межэтнического взаимодействия. Важными принципами восточнославянской культуры являются натурфилософский органицизм, синтез теоретического и практического разума. Истоком органицистского космоцентричного мировоззрения является религиозная традиция. Западноевропейское христианство всегда отстаивало тезис о греховности материи. Как пишет О. А. Романов, «Такое принижение означает омертвление природы, возникновение пафоса ее преобразования и переустройства. Непонимание реальной сложности и одухотворенности материального мира ведет к технократическому нигилизму и экологическому кризису. Восточнохристианское мировоззрение придает материи совершенно иной статус: она выступает как светлое жизненное начало, в котором сокрыта необыкновенная глубина и гармония. Задача человека, как ее видит православное христианство, заключается не в борьбе с материей, не в третировании ее как греховного и низкого начала, влекущего человека ко злу, но в просветлении и творческом преображении природы, выведении ее на качественно иной уровень... Православное христианство утверждает идею «нераздельности» и одновременно «неслиянности» земного и божественного миров, их актуального присутствия в человеческой жизни. Идея синергии, т. е. органического согласования разнородных начал, выработанная православной патристикой, на несколько веков опередила коэволюционные стратегии и прямо соответствует требованиям современной экологической науки» [3, с. 96]. Тем не менее следует признать, что в настоящее время «глубинный экологизм» восточнославянской культуры выступает в качестве идеала, т. к. в ХХ ст. Россия шла по пути отказа от принципов самобытной культуры. Именно «западнические модели общественного развития привели к формированию социальной системы, воспроизводящие худшие стороны техногенной цивилизации - хищнически эксплуативный характер отношения к природе, энерго- и материалоемкость производства, бездумное потребительство» [3, с. 96]. В этой связи важно понимать, что национальная безопасность должна
предполагать отстаивание интересов восточнославянских народов, а также отказ от бездумного заимствования западных ценностей и стереотипов поведения.
Заключение. Таким образом, в современных условиях одним из элементов национальной безопасности белорусского государства является отношение к религии со стороны общества и государства. Это предполагает формирование навыков компетентного анализа в первую очередь идеологии, религиозной философии и социальной практики православия, что выражается в расширении духовно-культурного кругозора подрастающего поколения, углублении знаний по религиоведению в контексте социально-политического развития белорусского
общества, формировании навыков всестороннего объективного анализа социальной роли религии. Одновременно необходимо делать акцент на преодоление негативных явлений в духовной сфере общественной жизни через приобщение людей к самобытным традиционным ценностям, в том числе и религиозным. Особое значение в этом отношении имеет православная традиция как генетически первая христианская конфессия, повлиявшая на становление восточнославянского мировоззрения и культуры в целом. Также необходимо внедрять в массовое сознание представление о том, что проблемы современного общества заключаются не только в экономической и научно-технической сфере, но и в духовной.
Литература
1. Котляров И. В., Земляков Л. Е. Республика Беларусь в конфессиональном измерении. Минск: МИУ, 2004. 231 с.
2. Осипов А. И. Эрозия души // Беларуская думка. 2013. № 2. С. 98-101.
3. Романов О. А. От чистого истока - в прекрасное далеко // Беларуская думка. 2013. № 12. С. 93-100.
References
1. Kotlyarov I. V., Zemlyakov L. E. Respublika Belarus' v konfessional'nom izmerenii [The Republic of Belarus in the confessional dimension]. Minsk, Izd-vo MIU Publ., 2004. 231 p.
2. Osipov A. I. Erosion of the soul. Belaruskaya dumka [Belarusian thought], 2013, no. 2, pp. 98-101.
3. Romanov O. A. From a pure source on a beautiful far. Belaruskaya dumka [Belarusian thought], 2013, no. 12, pp. 93-100.
Информация об авторе
Кожич Наталья Михайловна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Kogich Natalia Michailovna - PhD (Philosophy), Assitant Professor, the Department of Philosophy and Law. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 15.03.2016