RUDN Journal of Sociology
Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ
2018 Vol. 18 No. 3 481-493
http://journals.rudn.ru/sociology
DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-3-481 -493
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ*
М.Л. Ивлева1, С.Н. Курилов2, В.И. Россман3
'Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 2Московский энергетический институт ул. Красноказарменная, 14, Москва, Россия, 111250 3Университет международного бизнеса и экономики Хуйксин Донгжие, 10, Пекин, Китай, 100029 (e-mail: [email protected], [email protected], [email protected])
В статье рассматривается отношение молодежи к религии и роли религиозных ценностей. Авторы утверждают, что в российском обществе произошла трансформация отношения к религии в последние два десятилетия. Религия формирует ценности, которые присутствуют в любой культуре, определяя сознание разных поколений. В современном секуляризированном обществе религия играет роль нравственного арбитра, формирует национальный менталитет и картину мира. Молодежь как динамичная социальная группа не склонна к следованию консервативным традиционным ценностям, по ее взглядам можно понять дальнейшие траектории общественного развития. Понимание молодежью смысложизненных ценностей существенно отличается от понимания тех же ценностей людьми старших поколений. Молодежи свойственны такие черты, как социальный динамизм, психологическая лабильность, непостоянство в отношении культурных традиций и ценностей. Молодые поколения находятся в перманентном поиске инноваций и процессе пересмотра сложившихся традиций. Религиозные же ценности по природе традиционны и консервативны, скорее обращают человека в прошлое, нежели в будущее, поэтому среди молодежи наблюдается неровное отношение к религии. Данные зарубежных и отечественных исследований показывают, что отношение к религии у молодых поколений скорее прагматичное, они воспринимают религиозные практики как психотерапию. Статья основана на материалах социологического исследования, в котором религиозные ценности сравнивались с другими ценностями культуры: художественными, научными, моральными и жизненно-практическими. Согласно полученным данным, число интересующихся религией и вопросами веры в сравнении с позднесоветским периодом значительно выросло, однако религиозные ценности для молодежи не приоритетны, поскольку другие ценности культуры занимают более высокие позиции.
Ключевые слова: религиозные ценности; религиозные традиции; студенты; молодежь; вера; духовность; церковь; пострелигиозное общество, постсекулярное общество
В постсоветские годы религия заняла свое прежнее место в системе общественных отношений, но говорить о том, что в России произошло возрождение религиозных ценностей, преждевременно. С начала 2000-х годов наблюдается определенный отход и разочарование россиян в религии и деятельности различных религиозных учреждений. Такая ситуация объясняется тем, что в годы пере-
* © Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Россман В.И.
Статья подготовлена при поддержке гранта РУДН «Религия как фактор стабильности современного российского общества».
стройки в общественном сознании присутствовали слишком большие ожидания от религиозных институтов и довольно высокая степень их идеализации.
В последние два десятилетия проводилось множество исследований религиозности разного характера и масштаба. Так, Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) и Аналитический центр Юрия Левады изучали отношение граждан к Русской православной церкви, к патриарху, восприятие взаимосвязей церкви и государства [6; 8], участие конфессий в социально-политической и культурной жизни, мнение людей относительно поведения и приговора группе Pussy Riot, отношение к гендерным религиозным дифференциациям [9]. Благодаря многолетнему мониторингу ВЦИОМа получены данные, которые наглядно показывают трансформацию религиозных ориентиров в российском обществе за последние 25 лет. Многолетнее исследование жизненного мира россиян, которое проводилось с конца 1980-х до середины 2010-х годов под руководством Ж.Т. Тощенко, показало, что 25,8% респондентов могут себя назвать верующими, атеистами — 4,1%, однако 47,4% называют себя верующими, но не воцерковлен-ными, т.е. не следуют всем заповедям и канонам [3. С. 362]. «Религиозность тех, кто считает себя верующим, часто носит ситуативный характер, в ней проявляется скорее не устойчивая мировоззренческая позиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью» [1. С. 328]. Нередко представители той иной нации отождествляют религиозные ценности с народной традиционной культурой, через призму которой формируется их самоидентификация.
Исследования религиозности осложнены тем, что этот феномен многозначен и по-разному понимается как верующими, так и атеистами. Молодые поколения вкладывают иной смысл в такие понятия, как вера, духовность, религиозность, традиции, обряды, каноны, нежели представители старших поколений. В силу большей информированности и свободы действий молодежь смотрит более демократично на те религиозные принципы, которые столетиями определяли мораль, нравственность и идеологию в нашей стране. Религиозность как неотъемлемая черта русского мировоззрения даже в советский атеистический период доминировала в сознании, так как общество сохраняло многие традиционные черты. И только в последние десятилетия периода демократизации произошло ментальное «раскрепощение» в понимании и следовании культурным и религиозным традициям.
Понимание религиозных ценностей и, соответственно, их изучение на смысло-жизненном уровне различается в зависимости от специфики социальных групп. В исследованиях необходима дифференциация по социально-демографическим критериям: полу, возрасту, социальному положению, месту проживания и др. Формулировки вопросов, общая логика анкеты должны принимать во внимание особенности респондентов, социально-психологические черты опрашиваемой группы. Например, исследуя религиозность в молодежной среде, необходимо учитывать социокультурные реалии, в которых прошла социализация молодых поколений. Современная молодежь выросла в условиях не только пострелигиозности, но и постсекуляризма, что обуславливает двойственное отношение к ценностям [2. С. 99—114; 5]. Молодежи присущ определенный ценностный максимализм и нетерпение к представителям не своей веры и конфессии, что порождает проблему стереотипизации в области этнорелигиозных отношений.
В последние годы написано много работ на тему религиозных ценностей и отношения к ним молодежи. Отметим статью Г.С. Широкаловой, О.К. Шиман-ской и А.В. Аникиной «Существуют ли гендерные особенности религиозности студенческой молодежи?», в которой представлены данные масштабного исследования религиозности студентов Нижегородской области в 2015 году — религиозной самоидентификации, мнений о роли религии в культуре. Важнейшим выводом статьи стало утверждение, что у молодежи отношение к религиозным воззрениям и обрядам скорее прагматическое, нежели альтруистическое, для поколения молодых индивидуалистов и эгоистов на первый план вышла «терапевтическая функция веры» [9. С. 82], сформировалось представление о религиозных традициях и обрядах как о разновидности психотерапии, а не о системе принципов, которая определяет мышление и поведение.
Существует множество зарубежных исследований религиозности в молодежной среде, которые имеют продолжительную историю и накопили богатый эмпирический материал. Отметим работу английского социолога С. Коллинз-Майо «Молодежь и религия: международные перспективы», в которой он приходит к следующим выводам: сегодня затруднена передача религиозных ценностей и традиций от старшего поколения к младшему в связи с демократизацией культуры и общества; концепты веры и религиозной практики не связаны в сознании молодежи; религиозное мировоззрение может быть сформировано и «работать» только в группе, на уровне отдельной личности оно утрачивает силу; религиозность перестает играть роль в жизни молодежи, поэтому «меньшинство молодых людей в большинстве стран Запада идет в церковь» [11. Р. 90].
И отечественные, и зарубежные исследования по рассматриваемой тематике обширны и многоапектны, причем мониторинг религиозных ценностей и их трансформаций продолжается, обогащаясь новыми фактами. Однако во многих исследованиях не хватает аналитических выводов, так как акцент делается на статистике, но такой феномен, как религиозность, требует качественного анализа и методически комплексного подхода. Целью исследования религиозности как социокультурного феномена должно стать проникновение в причины и факторы его существования, объяснение функционирования религиозных ценностей, их эволюции и востребованности в современном обществе.
Лаборатория социологических исследований при кафедре философии, политологии, социологии Московского энергетического института проводит замеры религиозности среди студентов разных вузов — РУДН, МЭИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МИФИ, ВГИКа им. С.А. Герасимова. Религиозность исследовалась в рамках проекта «Портрет студента. Студент и нравственная культура», а также в рамках международного проекта «Молодежь в постсоветском пространстве: картина мира, ценностные установки, стратегии самореализации», реализованного совместно с Институтом социологии НАН Беларуси.
Проведенные в 2001—2011 годы опросы подтвердили, что в нашем обществе произошли заметные изменения в отношении к религии, и студенчество не могло остаться вне этого влияния. Из атеистически настроенного большинства, в котором верующие составляли 2—3%, российское общество превратилось в весьма симпатизирующих религии людей, среди которых 43% считают для себя этот культур-
ный феномен важным, 34% относятся к нему индифферентно, и только для 15% оно не имеет значения. Брак с представителями другой конфессии допускают 45%, не допускают — 26%. Среди студентов 46% считают себя верующими, 25% — неверующими. 55% ушли от вопроса «Какая конфессия Вам ближе?», мнения остальных таковы: православие — 19%, христианство — 15%, буддизм — 3%, атеизм — 2%. Поскольку вопрос был открытым и многие ушли от ответа, то судить о состоянии атеистического сознания студентов сложно. Не следует полагать, что атеизм среди студентов исчез, скорее он растворился среди не ответивших, поэтому необходим специальный опрос, посвященный атеистическому мировоззрению.
Вопросы веры сегодня являются одними из ключевых в определении общекультурных компетенций студентов. Одним из таких непростых вопросов стало определение «Кого можно назвать православным?» (табл. 1). Причем в вариантах ответов был не один, а три правильных ответа, что, видимо, дезориентировало студентов. Большинство ориентировалось на внешние второстепенные признаки веры или на те, что можно отнести и к другим вероисповеданиям, например, на соблюдение обрядов и традиций. Общая доля правильных ответов составила 15%. Не исключено, что реальная доля давших правильный ответ была еще меньше, так как каждый респондент мог выбрать три ответа. Различие «гуманитариев» и «технарей» оказалось статистически несущественно. В целом ответы студентов на данный вопрос можно охарактеризовать как полную некомпетентность.
Таблица 1
Кого можно назвать православным? (в % к ответившим)
Варианты ответов Вузы Всего
гуманитарные вузы технические вузы
1. Того, кто родился в православной семье 3,7 2,4 2,9
2. Того, кого крестили по православному обряду 15,2 10,5 12,3
3. Кто сам считает себя православным 15,8 16,9 16,5
4. Того, кто ходит в православный храм 6,9 5,8 6,2
5. Того, кто выполняет хотя бы основные православные обряды 7,1 8,7 8,1
6. Русского 2 1,2 1,5
7. Того, кто признает Символ веры 4,8 3 3,7
8. Того, кто верит в Иисуса Христа 12,1 9,8 10,6
9. Того, кто стремится приобщиться к православной традиции 4,6 5,6 5,3
10. Того, кто знает, чем православие отличается от других вероисповеданий, и признает его учение 4,8 4,7 4,7
11. Того, кто считает историю и культуру православной Руси своими 1,8 1,8 1,8
12. Того, кто считает историю и культуру православной Руси своими, но при этом еще и верит в Бога 6,7 9,0 8,1
13. Того, кто в быту ведет себя как православный 4,8 5 4,9
14. Другое 0,7 0,8 0,7
15. Затрудняюсь ответить 9 14,8 12,6
"Цветом выделены правильные ответы
В ответах на вопрос «Какие вероисповедания считаются традиционными российскими религиями?» (табл. 2) студенты проявили больше осведомленности и правильно назвали две традиционные для России религии с учетом их распространенности: православие (97%) и ислам (49%). Не избежали студенты и современных веяний, под влиянием которых буддизм для России оказался более традиционной религией (21%), чем католицизм (15%). Видимо, сказывается не потерявшее актуальности противостояние православия и католицизма. Вопрос по многим позициям вызвал существенные расхождения между «гуманитариями» и «технарями»: среди будущих технических специалистов оказалось больше «защитников» католицизма (на 7%), ислама (на 18%), буддизма (на 9%), т.е. взгляды будущих «инженеров» более плюралистичны.
Таблица 2
Какие вероисповедания считаются традиционными российскими религиями? (в % к ответившим)
Варианты ответов Вузы Всего
гуманитарные вузы технические вузы
да нет да нет да нет
1. Католицизм 10,9 89,1 17,8 82 14,6 85,2
2. Православие 95,2 4,8 97,5 2,5 96,8 3,2
3. Ислам 38,1 61,9 55,9 44,1 48,6 51,4
4. Лютеранство 3,1 96,9 4,4 95,6 3,8 96,2
5. Иудаизм 12,3 87,7 13,1 86,9 12,7 87,3
6. Свидетели Иеговы 5 95 4,1 95,9 4,6 95,4
7. Буддизм 15,7 84,3 24,9 75,1 20,8 79,2
8. Церковь объединения 3,4 96,6 3,6 96,4 3,5 96,5
9. Другие религии 3,1 96,9 7,4 92,6 5,3 94,7
В международном (совместно с Институтом социологии НАН Беларуси) исследовании 2017 года, посвященном ценностям молодежи, сотрудники социологической лаборатории Московского энергетического института опросили 1000 студентов разных вузов Москвы. Анкета содержала элементы психологического теста и состояла из 26 вопросов. Данные опроса интересы тем, что религиозные ценности сравниваются с другими культурными ценностями и реалиями: историческими, политическими, художественными, научными, жизненно-практическими. То есть отношение к религиозным ценностям и аллюзиям, связанным с религией, было рассмотрено комплексно в связи с многообразными культурными «артефактами» современности. Так, респондентам было предложено назвать предмет историко-культурной гордости: святые и подвижники Русской православной церкви заняли пятую позицию с конца, уступив наследию культуры «золотого» и «серебряного» веков (12,2%) (табл. 3). Иконописцы и мыслители русского Предвозрождения ассоциируются не только с историей русской средневековой культуры, но и с деятельностью Русской православной церкви, которая выступала силой, определявшей сознание людей на протяжении тысячелетия.
В современном общественном сознании часто противопоставляются советское коммунистическое прошлое и дореволюционное православное монархическое прошлое, православное мировоззрение часто воспринимается как антитеза левому атеистическому мировоззрению. В 1990-е годы наблюдался всплеск своеобразной моды на дореволюционное прошлое, в обществе обсуждался проект возврата к монархической идеологии и пересмотра отношения к гражданской войне.
Под влиянием ревизии советского прошлого белогвардейская идеология стала восприниматься как более нравственная, патриотическая, имеющая глубокие историко-культурные корни. Результаты опроса показали, что отношение студентов к Октябрьской революции занимает одну позицию с отношением к православным святым подвижникам (1,1%), однако достижениями советской науки и техники гордятся на 8,8% больше.
Таблица 3
Что из нижеперечисленного можно назвать предметом Вашей гордости (выберите не более 5 вариантов ответа)
Варианты ответа % к ответившим
1. Наследие «золотого» и «серебряного» века русской культуры (XIX — нач. XX вв.) (Пушкин, Достоевский, Толстой, Есенин, Глинка, Чайковский, Репин) 66,5
2. Победу СССР над нацистской Германией 60,7
3. Российские просторы, географическое положение страны и ее природные богатства 56,5
4. Космический полет Ю. Гагарина 56
5. Достижения советской науки и техники 49,5
6. Силу духа, верность традициям 29,7
7. Международный авторитет России 24,5
8. То, что Россия — общий дом многих народов 19,5
9. Творчество современных российских писателей, музыкантов, режиссеров и др. 17,3
10. Культуру советской эпохи 14,7
11. Возрождение России после упадка 1990-х годов 13,8
12. Воссоединение Крыма с Россией 12,8
13. Партизанское движение в годы войны 12,3
14. Величие дореволюционной Российской империи 11,5
15. Образ жизни, социальные и нравственные ценности современного российского общества 9,5
16. Принадлежность к «русскому миру» 7,5
17. Принадлежность к славянству 6,3
18. Русское Предвозрождение (Андрей Рублев, Максим Грек и др.) 6
19. Смену общественного строя в начале 1990-х годов, переход к рыночной экономике, демократии, «открытому обществу» 5,3
20. Октябрьскую революцию 1917 года 5,3
21. Святых и подвижников, канонизированных Русской православной церковью 5,3
22. Борьбу диссидентов против коммунистического режима 3,2
23. Создание Союзного государства России и Беларуси 3
24. Современную российскую демократию 2,5
25. Что-то еще (напишите) 0,7
Из предложенных исторических деятелей православные святые заняли предпоследнюю позицию, обогнав деятелей Белого движения (табл. 4). Так как в общественном сознании довольно часто религии противопоставляется научное
отношение к миру, интересно отметить, что выдающиеся ученые и инженеры советской эпохи набрали на 57% больше, чем подвижники веры среди «технарей». Деятельность религиозно-политического лидера древнерусского государства князя Владимира и крещение Руси вызывают уважение и симпатию у большего числа респондентов (примерно на 20%), чем подвижники православной веры в целом. Сравнение популярности православных подвижников в технической и гуманитарной среде показало, что во втором случае симпатизирующих на 12,8% меньше. Эти данные в некоторой степени разрушают стереотип о склонности «гуманитариев» к религиозному мировоззрению и его ценностям.
Таблица 4
Кто из перечисленных исторических личностей заслуживает наибольшего уважение и благодарности потомков? (в %)
Варианты ответов Направления подготовки Всего
1. Технические 2. Гуманитарные
Суммарная положительная оценка (симпатия + уважение) Суммарная положительная оценка (симпатия + уважение) Суммарная положительная оценка (симпатия + уважение)
1. Св. князь Владимир (крещение Руси) 52,9 62,2 57,7
2. Александр Невский 68 69,1 68,6
3. Петр Великий 87,9 86,8 87,4
4. А.С. Пушкин 83,6 92 87,9
5. Александр II (отмена крепостного права) 86,1 88,5 84,2
6. Деятели «золотого» и «серебряного» века русской культуры (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский, А.А. Блок, И.Е. Репин и др.) 86,7 91,8 89,3
7. Николай II 35,5 35,2 35,3
8. П.А. Столыпин 54,4 58,3 55,4
9. Деятели Белого движения (А.В. Колчак, А.И. Деникин, И.Л. Солоневич и др.) 22 19 20,5
10. В.И. Ленин 34,9 38,1 36,5
11. И.В. Сталин 39,4 30,8 35
12. Выдающиеся ученые, организаторы науки и промышленности советской эпохи 90,6 90,6 90,6
13. Советские маршалы-победители (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и др.) 86,9 85,8 86,3
14. А.И. Солженицын 37,7 44,1 19,8
15. Православные святые и новомученики 33,7 20,9 20,5
16. Ю. Гагарин 87,5 91,9 92,3
В современной массовой культуре под влиянием СМИ и активной проповеди различных конфессий понятия веры и религиозности часть отождествляются, воспринимаются как синонимы. Однако данные опроса показывают, что эти
категории разведены в представлении респондентов, причем разрыв положительных оценок составил 26,5% в пользу веры (табл. 5). Вера — понятие, несомненно, более широкое, чем религиозность, с ним могут быть связаны все культурные ценности. Преобладание нейтральных оценок объясняется потерей интереса к деятельности церкви со стороны молодежи. Это связано отчасти с тем, что в медийном пространстве представлен широкий выбор других тем и проблем, а отчасти с тем, что в сознании молодежи церковь как социальный институт является носителем консервативных, традиционных ценностей (ценности консерватизма в положительных оценках занимают последнюю позицию).
Таблица 5
Скажите, пожалуйста, какие из нижеперечисленных слов (понятий) вызывают у Вас скорее положительные чувства, а какие — скорее отрицательные? (дайте один ответ по каждой строке, положительное значение — 1, отрицательное -3) (в %)
Понятия Значения
Скорее положительное Нейтральное Скорее отрицательное Не понимаю смысл слова Средняя оценка
1. Солидарность 56,1 40,0 1,9 2 1,45
2. Права человека 72,3 23,6 3,3 0,8 1,3
3. Запад 27,3 62,6 6,8 3,3 1,79
4. Церковь 19,5 44,4 33,7 2,4 2,15
5. Традиция 48,2 40,9 9,6 1,4 1,61
6. Прогресс 87,9 9,8 1,2 1,1 1,12
7. Прошлое 39,5 48,8 9,8 1,8 1,7
8. Свобода 88,4 9,3 1,4 0,8 1,13
9. Индивидуализм 65,1 27,7 4,7 2,4 1,38
10. Патриотизм 44,7 42,8 10,9 1,6 1,66
11. Консерватизм 15 52,7 28,9 3,4 2,14
12. Сострадание 67,4 27,2 4,4 0,8 1,39
13. Вера 46 40,7 11,8 1,5 1,65
14. Мораль 71,8 24,4 2,9 0,9 1,31
15. Либерализм 25,3 60,9 9 4,8 1,83
Однако такая традиционная ценность, как семья, часто занимает первые позиции (табл. 6), что говорит об определенной консервативности взглядов молодежи. Объяснить низкий рейтинг единства по признаку вероисповедания можно тем, что опросы проводились в светских вузах: вероятно, если бы опрос проводился в духовных учебных заведениях, то картина была бы другая. В каждом вузе свой идейно-духовный климат, и в технических вузах преобладает еще атмосфера советского атеизма и научно-материалистическое мировоззрение. Религиозные ценности являются частью нравственных ценностей, и обычно такие моральные категории, как вера, убеждение, идеал, смысл, прямо или косвенно связаны с религией. В этой связи следует отметить, что общность по нравственным принципам набрала на 41% больше, чем единство по религиозным признакам.
Таблица 6
Как часто Вы чувствуете общность (единение) со следующими группами людей, о ком Вы могли бы сказать «это — МЫ»? (выберите, ответ в каждой строке) (в %)
Группы Часто Редко Практически никогда
1. С людьми того же материального достатка 36,4 41,8 20,8
2. С людьми, разделяющими взгляды на жизнь 81,4 15,9 2,5
3. С людьми того же уровня образования 57,0 35,5 7,2
4. С людьми той же профессии 54,8 35,2 9,8
5. С людьми, проводящими досуг так же, как я 65,7 25,5 8,3
6. С людьми моего вероисповедания 25,6 32,6 41,2
7. С моей семьей, близкими 83,5 13,7 2,8
8. С людьми моей национальности 42,5 38,1 18,9
9. С гражданами Российской Федерации 43,8 39,9 15,8
10. С людьми таких же нравственных принципов 66,6 27,2 5,6
Для христианского мироощущения и этики важны такие черты личности, как послушание и смирение, поэтому в представлении респондентов они отождествляются с религией. Сегодня принято противопоставлять толерантность и национальную идентичность, патриотичность. Православие выступает, безусловно, частью русской традиционной культуры, а понятие толерантности связано с либеральным мировоззрением, имеющим истоки в западной цивилизации. Из данных мы видим, что эти противоположные друг другу качества-ценности имеют небольшую разницу в оценках (табл. 7). Рациональность и прагматизм как этические смысложизненные установки воспринимаются как альтернатива традиционной религиозности, устоявшимся нравственным принципам. Первые принципы ценятся молодежью несколько выше, чем религиозность, однако разрыв небольшой, что в определенной степени развенчивает мнение о прагматизме молодых людей.
Таблица 7
Какие качества Вы больше всего цените в людях (выберите не более 5 вариантов ответа)
Качества %
1. Честность 54,8
2. Доброта 38,4
3. Надежность 37
4. Воспитанность 36,6
5. Ум 36,6
6. Трудолюбие 25,3
7. Ответственность за себя и своих близких 25
8. Справедливость 23,7
9. Солидарность, готовность помогать людям, оказавшимся в трудном положении 23,6
10. Терпимость в отношении людей с другой точкой зрения 23,3
11. Самодисциплина, собранность 17,8
12. Внутренняя свобода, независимость 17,4
13. Рассудительность 15,2
14. Эрудиция 14,7
15. Самокритичность 12
16. Наличие твердых принципов и идеалов 10,7
17. Толерантность 10,2
Окончание таблицы 7
Качества %
18. Предприимчивость, умение добиваться успеха 9,9
19. Твердая воля 9,6
20. Рациональность, прагматизм 9,5
21. Моральная чистота 8,6
22. Коллективизм, готовность к участию в решении общих дел 5,1
23. Активная общественная позиция 2,9
24. Религиозность, вера в Бога 2,9
25. Патриотизм 2,8
26. Законопослушание 1,7
27. Послушание, смирение 1,7
28. Следование традициям 0,9
29. Другие (укажите, какие) 0,8
В таблице 8 видно, что восприятие религиозности как жизненного пути не отличается у «технарей» и «гуманитариев»: такие стратегии жизненного пути, как работа по специальности, занятие бизнесом и политикой, преобладают среди студентов, что подтверждает прагматическую и реалистическую направленность их мировоззрения. Уход в религию для многих — уход в аскезу, отказ от жизненных благ и удовольствий, аскетические идеалы — сегодня не популярны, что объясняется возможностями долгой и полноценной жизни благодаря новейшим технологиям в биологии и медицине.
Таблица 8
Какой жизненный путь Вы считаете для себя предпочтительным в будущем? (в %)
Варианты ответа Направления подготовки Всего
Технические Гуманитарные
1. Работать по специальности, 75,8 64,5 70
которую я выбрал
2. Уйти в бизнес 66,8 63,4 65,1
3. Заняться политикой, общественной деятельно- 52,5 45,5 48,9
стью
4. Уехать работать за границу, в другие страны 43,7 46,8 45,3
5. Работать в госаппарате 23,5 24,4 24
6. Жить на природе, вдали от всей этой суеты 23,5 24,4 24
7. Попробовать себя 16,3 31,4 24
в художественном творчестве
8. Служба в армии, полиции и т.п. 6 5 5,5
9. Другое 3,5 3,4 3,5
10. Уйти в религию 3,2 2,6 2,9
Проведенные исследования позволяют диагностировать отход молодежи от религиозных ценностей, которые популярны среди немногочисленных подгрупп молодежи. Среди студентов наблюдаются довольно негативные настроения по отношению к деятельности организаций, связанных с религией. Нивелирование религиозных ценностей в сознании молодых людей объясняется тем, что сегодня Русская православная церковь и другие конфессии ведут активную социальную, образовательную и культурную работу, что, по мнению многих молодых людей, противоречит конституционному положению о светскости государства. Если экстраполировать эти выводы на студенчество, то можно сделать вывод, что студенты относятся к колеблющимся и атеистам. Это инди-
катор трансформации ценностей в начале XXI столетия. Широко известен факт, зафиксированный в переписи 1937 года, что 57% назвали себя верующими, тем самым подтвердив востребованность религии в обществе, что в условиях государственного атеизма и репрессий показательно. В современных условиях, когда религиозные институты ведут активную миссионерскую деятельность и молодежь достаточно информирована в этой сфере, наблюдается некоторое недовольство по отношению к этой проповеди. Молодежь воспринимает любое принуждение негативно, особенно в сфере выбора идеологии и мировоззрения. Свободное мышление не отрицает духовности, веры, религиозности, но активное «навязывание» этих понятий со стороны любых социальных институтов неприемлемо для молодого поколения.
Повсеместное возрождение религиозных институтов, выражающееся в росте числа религиозных учреждений, духовных учебных заведений, печатных и электронных изданий, не привело пока к качественному подъему религиозности. В секулярном обществе религиозные ценности не воспринимаются светскими людьми как терминальные, определяющие их жизнь и поступки, — скорее как то, что присутствует в воспитании и образовании и перенимается молодым поколением автоматически. Поэтому, анализируя религиозные ценности, сравнивая их с другими ценностями культуры, молодежь дает им низкие оценки, понимая, что они присутствуют в их сознании как часть культурного багажа, но не как реальные руководства к действию.
Динамика религиозных ценностей органично встраивается в эволюцию культурных ценностей в целом, в пересмотр традиций новыми поколениями. «Последние четверть века российское общество находится в состоянии смены нравственных ориентиров, жизненных приоритетов, деформации традиций и устоев, но проблема заключается в том, что новые ценности пока не вполне понятны» [4. С. 215]. Этот процесс обусловлен тем, что современный молодой человек живет в пространстве Интернета, в котором может найти информацию практически любого содержания, как положительные, так и отрицательные отзывы о деятельности религиозных институтов, жизни и взглядах адептов любой конфессии. Если в 1990-е годы общество в основном получало информацию из телевизионных передач и чтения газет, то в 2000-е годы, благодаря появлению Интернета, информация стала многоканальной и индивидуализированной. В связи с этим во взглядах поколения, сформированного в 2000-е годы, наблюдается более сдержанное отношение к вере и религиозности в отличие от поколений, чьи взгляды сформировались в позднесоветский период и в 1990-е годы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Гараджа В.И. Социология религии. М., 2007.
[2] Динамика ценностных ориентаций молодежи (2006—2014) / Под общ. ред. Е.П. Савруц-кой. Нижний Новгород—СПб., 2014.
[3] Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг.) / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2016.
[4] Курилов С.Н., Андреев А.Л. Рецензия на книгу «Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг.)» // Вопросы философии. 2016. № 8.
[5] Нарбут Н.П., Троцук И.В. Ценностные ориентации и социальное самочувствие студенчества (результаты исследовательского проекта). М., 2017.
[6] Обыденный сексизм: существует ли в России равноправие полов // http://www.levada.ru/ 2016/04/13/obydennyj-seksizm-sushhestvuet-li-v-rossii-ravnopravie-polov.
[7] Савченко И.А. Этнические стереотипы в студенческом сообществе // В мире научных открытий. 2011. № 3.1.
[8] Церковь и государство // http://www.levada.ru/2016/02/19/tserkov-i-gosudarstvo-2.
[9] Широкалова Г.С., Шиманская О.К., Аникина А.В. Существуют ли тендерные особенности религиозности студенческой молодежи? // Социологические исследования. 2016. № 6.
[10] Collins-Mayo S. Youth and religion. An international perspective // Theo-Web. Zeitschrift für Religionspädagogik. 2012. No. 11.
DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-3-481 -493
THE YOUTH'S PERCEPTION OF RELIGIOUS VALUES: A SOCIOLOGICAL STUDY*
M.L. Ivleva1, S.N. Kurilov2, V.J. Rossman3
'Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russia 2Moscow Power Engineering Institute Krasnokazarmennaya St., 14, Moscow, 111250, Russia 3University of International Business and Economics Huixin Dongjie, 10, Chaoang District, Beijing, 100029, China (e-mail: [email protected], [email protected], [email protected])
Abstract. The article considers the younger generations' perception of religion and the role of religious values. The authors argue that in the last decades the attitudes to religion in the Russian society have transformed. Religion determines values of every culture that influence the worldview of different generations. In the contemporary secularized society, religion plays the role of a moral referee, forms a national mentality and a worldview. Younger generations as a dynamic social group do not tend to follow conservative traditional values, which allows to understand further trajectories of social development. The youth's interpretation of key life values significantly differs from the understanding of the same values by older generations. Younger generations are usually characterized by social dynamism, psychological lability, changing perception of cultural traditions and values, constant search for innovations and revision of the established traditions. Religious values are traditional and conservative by nature, thus they turn people to the past rather than to the future, that is why the youth is often unclear about religion. The data of international and Russian surveys prove that the youth consider religion quite pragmatically, as a kind of psychotherapy. The article presents the results of the sociological research, in which religious values were compared with other cultural values — artistic, scientific, moral and practical. According to the data, the number of people interested in religion and faith issues has significantly increased compared with the late Soviet period but religious values for younger generations are not a priority for other cultural values seem to be more important.
Key words: religious values; religious traditions; students; youth; faith; spirituality; church; post-religious society; post-secular society
* © M.L. Ivleva, S.N. Kurilov, V.J. Rossman, 2018.
The research was supported by the RUDN University. Grant "Religion as a factor of stability in the contemporary Russian society".
REFERENCES
[1] Garadzha V.I. Sociologiya religii [Sociology of Religion]. Moscow; 2007 (In Russ.).
[2] Dinamika tsennostnyh orientatsij molodezhi (2006—2014) [Dynamics of the Youth's Value Orientations (2006—2014)]. Pod obsch. red. E.P. Savrutskoj. Nizhnij Novgorod — Saint Petersburg; 2014 (In Russ.).
[3] Zhiznennyj mir rossiyan: 25 let spustya (konets 1980-h — seredina 2010-h gg.) [The Life World of the Russians: 25 Years Later (late 1980s — mid-2010s)]. Pod red. Zh.T. Toshchenko. Moscow; 2016 (In Russ.).
[4] Kurilov S.N., Andreev A.L. Retsenziya na knigu "Zhiznennyj mir rossiyan: 25 let spustya (konets 1980-h — seredina 2010-h gg.)" [Review of the book: The Life World of the Russians: 25 Years Later (late 1980s — mid-2010s)]. Voprosy Filosofii. 2016; 8 (In Russ.).
[5] Narbut N.P., Trotsuk I.V. Tsennostnye orientatsii i socialnoe samochuvstvie studenchestva (rezultaty issledovatelskogo proekta) [Value Orientations and Social Well-Being of the Student Youth (Results of the Empirical Study)]. Moscow; 2017 (In Russ.).
[6] Obydennyj seksizm: sushchestvuet li v Rossii ravnopravie polov [Ordinary sexism: Is there gender equality in Russia?]. http://www.levada.ru/2016/04/13/obydennyj-seksizm-sushhestvuet-li-v-rossii-ravnopravie-polov (In Russ.).
[7] Savchenko I.A. Etnicheskie stereotipy v studencheskom soobschestve [Ethnic stereotypes in the student community]. VMire Nauchnyh Otkrytij. 2011; 3.1 (In Russ.).
[8] Tserkov i gosudarstvo [Church and State]. http://www.levada.ru/2016/02/19/tserkov-i-gosudarstvo-2 (In Russ.).
[9] Shirokalova G.S., Shimanskaya O.K., Anikina A.V. Suschestvuyut li gendernye osobennosti religioznosti studencheskoj molodezhi? [Are there gender differences in the religiousness of the student youth?]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2016; 6 (In Russ.).
[10] Collins-Mayo S. Youth and religion. An international perspective. Theo-Web. Zeitschrift für Religionspädagogik. 2012; 11.