Научная статья на тему 'Художественная литература как источник духовно-нравственного воспитания'

Художественная литература как источник духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6467
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬ / КНИГА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / EDUCATION / PEDAGOGICS / LITERATURE / READING / READER / BOOK / SPIRITUAL AND MORAL / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исак В.Ю.

Обозначается проблема духовно-нравственного воспитания на уроках художественной литературы. Анализируются современные взгляды на формы учебной и воспитательной деятельности. Поднимаются вопросы пробуждения заинтересованности обучающихся в чтении книг и развития духовно-нравственных представлений у подрастающего поколении с помощью литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERATURE AS A SOURCE FOR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

The problem of spiritual and moral education at literature lessons is designated in the article. The main approaches in domestic pedagogics and modern views on forms of educational and educational activity are analyzed. Issues of motivation and stimulation of pupils' activity, interest in reading books and development of spiritual and moral foundations by means of literature are brought up.

Текст научной работы на тему «Художественная литература как источник духовно-нравственного воспитания»

УДК 371.486

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ

В.Ю.Исак

LITERATURE AS A SOURCE FOR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

V.Yu.Isak

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, vera_isak@mail.ru

Обозначается проблема духовно-нравственного воспитания на уроках художественной литературы. Анализируются современные взгляды на формы учебной и воспитательной деятельности. Поднимаются вопросы пробуждения заинтересованности обучающихся в чтении книг и развития духовно-нравственных представлений у подрастающего поколении с помощью литературы.

Ключевые слова: воспитание, педагогика, художественная литература, чтение, читатель, книга, духовно-нравственный, обучающиеся

The problem of spiritual and moral education at literature lessons is designated in the article. The main approaches in domestic pedagogics and modern views on forms of educational and educational activity are analyzed. Issues of motivation and stimulation of pupils' activity, interest in reading books and development of spiritual and moral foundations by means of literature are brought up. Keywords: education, pedagogics, literature, reading, reader, book, spiritual and moral, pupils

Сегодня духовно-нравственное воспитание становится одной из главных и ключевых задач образования. «Духовность и нравственность рассматриваются как двуединая основа, благодаря которой культура и, в частности, образование воспроизводятся и развиваются в череде поколений» [1, с. 2]. Сам воспитательный процесс предполагает формирование у подрастающего поколения таких качеств, как: сострадание, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм, терпение, милосердие, способность отличать добро от зла, служение людям и отечеству. Доброта, порядочность, честность, открытость — это те зерна, которые нужно прорастить у обучающихся. Задача семьи, школы и общества в целом — воспитать ребенка таким, чтобы нравственные поступки стали постоянной чертой его характера.

Источниками духовно-нравственного развития обучающихся являются: искусство, наука, религия. Остановимся на искусстве слова, источнике, который используется в школе, в частности, на уроках литературы.

Литература — феномен культуры, ее специфика в эстетическом осваивании мира, выражении богатства и многообразия человеческого бытия в художественных образах. В русской художественной литературе показана вся умственная жизнь народа, в ней заложена большая сила воздействия на читателя, она обращена к его сердцу, приобщая тем самым юношество к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого и др. В работах Г.В.Волкова, М.С.Жировой, М.А.Никитиной, М.Ю.Новицкого, Н.М.Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой и др. духов-

но-нравственное воспитание представлено средствами народной педагогики, Н.А.Белканов, Б.В.Емельянов, В.П.Кузовлев, В.Н.Мезинов, Т.И.Петракова, Т.А.Петрунина, А.Н.Стрижев, Э.А.Чурсина, А.В.Моторин и др., выделяя духовно-нравственную проблематику, связывают ее с возрождением православного образования в России. Особое место в решении данной задачи занимают творения православных мыслителей: Иоанна Златоуста, Свт. Феофана Затворника, Свт. Тихона Задонского, Св. Прав. Иоанна Кронштадтского и ряда других, а так же сочинения православных ученых и педагогов В.В.Зеньковского, Б.А.Ничипорова, С.С.Коломзиной и др.

Литература — одна из важнейших учебных дисциплин средней школы, которая формирует духовный облик и нравственные ориентиры учеников. В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин заявил: «Мы должны сделать все, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны... чтобы об их сохранении и развитии заботилось все наше общество. <...> Потому что речь идет о сохранении — ни больше ни меньше — национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений» [2].

Через книгу происходит общение разных поколений, в ней прописано духовное завещание, совет старца юноше, начинающему жить, передан опыт многих человеческих жизней. Особенность духовно-нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель-подросток имеет возможность сопоставить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмыслить подход к миру и

человеку, и ,таким образом, через познание других осуществляется процесс самопознания. В стандарте второго поколения написано, что «литература — это одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания и этического, эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка, умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания» [3, с. 18]. Она способствует формированию миропонимания и национального самосознания учеников, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Хорошая литература учит читателя самого ставить вопросы, искать ответы, думать о главном и, таким образом, формирует личность в соответствии с нравственными принципами автора. Во многих произведениях русской литературы стоит проблема нравственного выбора, и задача учителя сформировать у обучающихся умение выбирать сторону добра и способность противостоять злу, воспитать у юношества важнейшее качество души — способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию и милосердию.

Чтобы сформировать духовно богатую, гармонично развитую личность с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, должна быть правильно подобрана художественная литература и сам преподаватель должен быть примером духовно-нравственной личности.

Литература как школьная дисциплина обладает уникальными возможностями для личностного развития обучающихся. Задача уроков литературы: развить и пробудить активность обучающихся. «Слово "воспитание" означает возрастание, развитие человека посредством "питания" (вос-питание), причем возрастание не только телесное на пище вещественной, но также, и даже прежде всего, душевное на пище духовной. Духовною пищей для человека служит прежде всего слово (особенно в расширительном древнерусском значении: слово как словесное произведение, то есть неповторимое сочетание общеупотребительных слов, несущих исполненные смыслом образы)» [1, с. 26].

Безусловно, личность подрастающего ребенка развивается не только на уроках литературы или во время домашнего чтения: этой цели подчинен весь школьный процесс. Специфика литературы в том, что она воздействует на сознание силой художественных образов. В образе как духовном инструменте реализуется потенциал идеального. Образ является сущностью духовного мира, особенно, если он связан с литературой.

Художественная литература может стать неким «пособием и руководством» в моральном самоопределении старшеклассника, ответить на многие чрезвычайно значимые для него вопросы о человеке.

Во-первых, когда подросток читает классическую литературу, она может влиять на его эмоциональную, чувственную сферу, и пробудить «челове-

ческое в человеке» — через сопереживание и художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении. Именно благодаря эстетическим идеалам (высшим образцам красоты, добра, истины), заложенным в искусстве слова, человек преображается. Поэты, писатели, художники каждой эпохи тяготеют к своему идеалу в зависимости от общественных тенденций.

Во-вторых, литература способствует самопознанию через самовопрошание. Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: «Как жить достойно?», «Быть или иметь?», «Быть или не быть?» и т.д. Эти вопросы осмысливались во многих призведениях мировой литературной классики, а также поднимались в рамках философии, искусства, религии. Искусство в широком смысле помогает в духовном развитии увидеть «диалектику души» (Л.Н.Толстой), «широту человека» (Ф.М.Достоевский), даёт толчок к осмыслению своей судьбы. Андре Моруа считал, что хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каким он был до знакомства с ними.

В-третьих, литература дает возможность для самовыражения и раскрытия своих творческих способностей.

Разные литературные произведения влияют на человека по-разному в зависимости от читательской позиции:

— понимание замысла художественного произведения;

— восприятие эмоционального содержания произведения;

— сопереживание действующим лицам;

— оценка, критика и анализ произведения литературы, дополнение мыслей автора своими.

Во время урока литературы один педагог делает акцент на эстетической проблематике, второй — на поэтических особенностях, третий — на истории создания и восприятия текста читателями. Важно, чтобы произведение вызывало интерес у обучающихся и сам учитель был воодушевлен материалом.

Литература может стать тем ключом, который открывает дверь в мир духовно-нравственного развития личности тогда, когда у человека есть потребность в чтении, умение понимать читаемое, и когда он открыт к эмоциональному восприятию.

1. Моторин А.В. Духовно-нравственные основы культуры и образования. Лекции. Великий Новгород, 2008. 38 с.

2. Выступление Президента РФ В.В.Путина на съезде Общества русской словесности // Литература в школе. 2016. № 10.С. 5.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с.

References

1. Motorin A.V. Dukhovno-nravstvennye osnovy kul'tury i obrazovaniya [Spiritual and moral foundations of culture and education]. Lektsii. Velikiy Novgorod, 2008. 38 p.

2. Vystuplenie Prezidenta RF V.V.Putina na s"ezde Obshchestva russkoy slovesnosti [Speech of the President of the Russian Federation Vladimir Putin at the Congress of the

Society of Russian literature]. Literatura v shkole, 2016, no. soderzhaniya obshchego obrazovaniya [The fundamental core

10, p. 5. of the content of General education]. Moscow, 2011. 79 p.

3. Kozlov V.V., Kondakov A.M., eds Fundamental'noe yadro

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.