Научная статья на тему 'Использование чеченских народных традиций в нравственно-эстетическом воспитании подростков'

Использование чеченских народных традиций в нравственно-эстетическом воспитании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / SOCIETY / НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО / MORAL PERFECTION / ПРОЕКТ "СИНМЕХАЛЛАШ" ("ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ") / PROJECT "SINMEHALLASH" (SPIRITUAL VALUES) / "GLOBALIZATION" / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / VALUE-ORIENTED PERSONALITY / "ГЛОБАЛЬНОСТЬ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навразова М.Р.

В статье обозначены составляющие нравственно-эстетического воспитания подростков-учащихся чеченской национальной школы. Духовно-нравственный потенциал человека во многом результат воспитания в семье, но немаловажным фактором является социум и среда его окружения. В статье рассмотрены некоторые аспекты нравственно-эстетического воспита ния подростков: как традиции чеченской семьи, так и самого народа в трудовом, музыкальном, эстетическом и нравственном развитии. Автор делает акцент на обязательном ознакомлении детей с классической литературой, повествующей об их этносе. Кроме этого, по мнению автора статьи, очень важно прививать детям любовь к национальной музыке. Лишь соблюдая обозначенные правила, ребёнок сможет воспитать в себе качественное нравственно-этническое отношение к культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CHECHEN PEOPLE’S TRADITIONS IN THE MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF ADOLESCENTS

The article outlines components of the moral and aesthetic education of teenage pupils of the Chechen national school. Spiritual and moral potential of man is largely a result of education in the family, but an important factor is the society and environment of his environment. In the article some aspects of moral and aesthetic education of teenagers are considered: both the traditions of the Chechen family and the people themselves in labor, musical, aesthetic and moral development. The author focuses on compulsory acquaintance of children with classical literature, which tells about their ethnos. In addition, according to the author of the article, it is very important to instill in children love for national music. Only by observing the indicated rules, the child will be able to cultivate a qualitative moral and ethnic attitude to culture.

Текст научной работы на тему «Использование чеченских народных традиций в нравственно-эстетическом воспитании подростков»

профессиональной деятельности и приобретению навыков по адаптации к ним.

Особенно плодотворно выполняются командные задания, когда осознание значимости каждого очевидно для всей команды. Это можно объяснить тем, что командная работа дает возможность преобразования внутреннего мира каждой личности, во время которого активизируются эмоциональный настрой, ответственность. Вследствие этого происходит трансформация социальной мотивации в личностные ценности студента. Такой точки зрения вслед за авторами придерживаемся и мы, которые считают, что одним из средств развития профессиональной ориентации человека является организация позитивного воздействия на личность непосредственного окружения [6; 7].

Человек, регулярно закаливающий свой организм, повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам. Причем, закаляться лучше всего, занимаясь физическими упражнениями под открытым небом. Особо эффективны занятия с резкими перепадами температуры окружающей среды. Опыт показывает, что закаливание традиционными способами способствует устойчивости организма к резким перепадам температур лишь на короткий промежуток времени и не дает результата для длительного приспособления организма к воздействию замедленного охлаждения. По мнению авторов, для лиц, подвергаю-

Библиографический список

щихся длительному периоду больших перепадов температур окружающей среды, закаливание должно быть полиградационным, то есть им нужно приучать организм к разным воздействиям холода.

В Дагестанском государственном педагогическом университете решили подобрать те виды спорта и некоторые упражнения, которые наилучшим образом были бы направлены на тренировку именно тех качеств, которые необходимы будущему бакалавру по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура.

Предполагалось, что необходимые психофизические качества будущего бакалавра по профилю безопасность жизнедеятельности и физическая культура будут формироваться через занятия такими видами спорта, как туризм, альпинизм, лыжный спорт, плавание, легкая и тяжелая атлетика, являющиеся приоритетными в регионе. С целью реализации данного подхода использовались индивидуальные образовательные маршруты для студентов с учетом выбранного ими вида спорта.

На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод. Особенности профессиональной подготовки бакалавра безопасности жизнедеятельности и физической культуры таковы, что общепрофессиональная, общефизическая и психофизическая подготовка должны строиться с ориентиром на будущую профессиональную деятельность выпускника.

1. Давыдова Л.Н. Методика оценки профессиональной компетенции педагога. Методические рекомендации. Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2007.

2. Давыдова Л.Н. Критерии качества образования на локальном подуровне субъектно-субъектных отношений. Интеграция образования. 2005.

3. Бикмаев И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2004.

4. Загуменных К.Э. Педагогические условия формирования основ профессионализма учителя безопасности жизнедеятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2007.

5. Матвеев А.В. Специфика профессиональной подготовки преподавателя безопасности жизнедеятельности на базе вуза физической культуры: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2001.

6. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-пресс, 1999.

References

1. Davydova L.N. Metodika ocenki professional'noj kompetencii pedagoga. Metodicheskie rekomendacii. Astrahan': Izdatel'stvo OGOU DPO «AIPKP», 2007.

2. Davydova L.N. Kriterii kachestva obrazovaniya na lokal'nom podurovne sub'ektno-sub'ektnyh otnoshenij. Integraciya obrazovaniya. 2005.

3. Bikmaev I.A. Professional'naya psihofizicheskaya podgotovka studentov special'nosti «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» v fizkul'turnyh vuzah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2004.

4. Zagumennyh K.'E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya osnovprofessionalizma uchitelya bezopasnostizhiznedeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2007.

5. Matveev A.V. Specifika professional'noj podgotovki prepodavatelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti na baze vuza fizicheskoj kul'tury: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.

6. Volkov I.P. Praktikum po sportivnojpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

7. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika-press, 1999.

Статья поступила в редакцию 22.04.18

УДК 371

Navrazova M.R., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

THE USE OF CHECHEN PEOPLE'S TRADITIONS IN THE MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF ADOLESCENTS. The article outlines components of the moral and aesthetic education of teenage pupils of the Chechen national school. Spiritual and moral potential of man is largely a result of education in the family, but an important factor is the society and environment of his environment. In the article some aspects of moral and aesthetic education of teenagers are considered: both the traditions of the Chechen family and the people themselves in labor, musical, aesthetic and moral development. The author focuses on compulsory acquaintance of children with classical literature, which tells about their ethnos. In addition, according to the author of the article, it is very important to instill in children love for national music. Only by observing the indicated rules, the child will be able to cultivate a qualitative moral and ethnic attitude to culture.

Key words: society, moral perfection, project "SinmehaMash" (spiritual values), "globalization", value-oriented personality.

М.Р. Навразова, аспирант ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: Uma-sh@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЧЕНСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

В статье обозначены составляющие нравственно-эстетического воспитания подростков-учащихся чеченской национальной школы. Духовно-нравственный потенциал человека во многом результат воспитания в семье, но немаловажным фактором является социум и среда его окружения. В статье рассмотрены некоторые аспекты нравственно-эстетического воспита-

ния подростков: как традиции чеченской семьи, так и самого народа в трудовом, музыкальном, эстетическом и нравственном развитии. Автор делает акцент на обязательном ознакомлении детей с классической литературой, повествующей об их этносе. Кроме этого, по мнению автора статьи, очень важно прививать детям любовь к национальной музыке. Лишь соблюдая обозначенные правила, ребёнок сможет воспитать в себе качественное нравственно-этническое отношение к культуре.

Ключевые слова: социум, нравственное совершенство, проект «Синмехаллаш» («Духовные ценности»), «глобальность», ценностно-ориентированная личность.

Международный термин Global или «глобальность» вошел во все сферы современного жизненного обеспечения: «глобальное образование», «глобальная культура», «глобальные языки» и т. д. Молодому человеку становится всё сложнее определиться, кто он, в чем смысл его жизни, каковы его основные ценности и ориентиры. Индивидуум, не нашедший внутренней гармонии, не познавший и не реализовавший себя, легко поддается внешнему влиянию, его сознанием можно манипулировать. Отрицательным фактором, дезориентирующим молодого человека, подростка, является окружающий его уровень культуры, проповедниками которой выступают Интернет, телевидение, кинематограф. Формы нравственно-эстетического воспитания подростков могут быть использованы и на уроках в школе, во внеурочное время, в летние каникулы, в выходные и праздничные дни. Последние десятилетия в наших, школах приоритет отдавался обучению. Сегодня с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты перед школой поставлена задача создать такие условия обучения, где ученик мог бы научиться анализировать, рассуждать, ставить и решать проблемы, формулировать собственное мнение, давать нравственную оценку тем или иным событиям, фактам. В новых стандартах особая роль уделяется нравственному воспитанию школьников не только на уроках, но и во внеурочное время. Конечная цель, которую преследует учитель-предметник - воспитание патриота своей Родины, защитника Отечества, ценностно-ориентированную личность, обладающую нравственными качествами, которая сможет себя реализовать в этом сложном мире. Когда человек теряет нравственные ценности, он теряет лицо. Задача учителя, не заглядывая в душу подростка, понять его чувства, помочь поставить цель, а потом научить идти к ней, не останавливаясь.

Рассмотрим некоторые аспекты нравственно-эстетического воспитания подростков в чеченской национальной школе [1 - 3].

Огромным потенциалом, где закладываются основы личности, является семья. Она создает у подростка понятие дома не как жилища, где он обитает, а как чувства, ощущения, где тебя ждут, верят, любят, понимают, защищают. Именно в семье осуществляется, нравственное, эстетическое, умственное, трудовое, физическое воспитание детей и подростков. В чеченской семье воспитание начинается с пеленок: люлька (ага), сохранившаяся в семьях до сих пор культ выбора имени новорожденному, любовь к ребёнку, которая выражается не сюсюканием, а осознанием того, что слепая родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду - всё это способствует воспитанию у ребёнка чувства ответственности за родителей, за младших сестер и братьев, за дом.

В чеченской семье основной составляющей нравственного воспитания остается труд: учеба, уход за младшими в семьях, работа на приусадебных участках, облагораживание территории не только вокруг своего дома, но и прилегающей. Обязательный показатель весны и осени - посадка саженцев, за которыми впоследствии подростку поручают ухаживать. От рождения каждый человек получает определенную наклонность. Она может не развиться, если с детства не привить ребёнку любовь к труду, если не приучать его доводить до конца начатое дело. Умная, дальновидная мать в чеченской семье заботится о том, чтобы дочь помогала ей по-настоящему: убрать в доме, помыть посуду, обувь, застелить кровать, накрыть на стол. Обязанности усложняются постепенно: ее учат пеленать братика или сестричку, стирать, гладить, покупать продукты. Сначала все делается с мамой, а потом самостоятельно. Мальчиков с малых лет воспитывают в строгости; им прививают чувство долга и ответственности за дом: ты мужчина, тебе нельзя плакать, капризничать, оставлять дом без присмотра. Это накладывает на маленького мужчину двойную ответственность: он может, он должен, он обязан. И, когда это внушается изо дня в день, став подростком, он осознанно берет на себя эти обязанности. Ему доверяют пользоваться инструментами, пилить, строгать, вести семейный бюджет. Так родители достигают не только того, что дети приучаются к труду,

но и того, что старшие и младшие становятся ближе друг к другу, роднее. А чеченские семьи большие: три, четыре, пять, шесть детей в семье - норма, а не исключение [4 - 7].

Немаловажный атрибут нравственно-эстетического воспитания - чтение. Это произведения классиков о Кавказе (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, К.Г. Паустовский и др.), эпос вайнахов, сказки народов Кавказа, современная поэзия и проза и т. д. Соприкасаясь с творчеством писателей и поэтов, приобщаясь к литературе, подростки учатся понимать и примерять на себя прочитанное. Не секрет, что сегодня подростки зачастую вырастают, так и не взяв в руки книгу. Научить ребёнка любить книгу - процесс длительный, сложный, кропотливый. Прививать любовь именно к чтению, а не к кинофильмам, компьютерным играм, т.к. большая часть накопленного человеческого культурного наследия существует сегодня в виде книги. Учитель, родитель вспоминают, какие книги они читали, что им нравилось, на каких героев они пытались походить. Зачтем, опираясь на свой опыт чтения, предлагают своих любимых авторов и произведения, чтобы не прерывалась связь времен. Разрыв между реальным чтением детей и тем лучшим, чем зачитывался будущий учитель в детстве, не так велик: это мировая детская классика, ставшая ею в 20 веке. Только так, соединив воедино свою любовь к книге с любовью к чтению подростка, подсказав, какую именно книгу он предлагает для чтения, убедившись, что взрослому интересны те же произведения, те же герои, у учителя и ученика может состояться интересный диалог.

Другой важный аспект в нравственно-эстетическом воспитании подростков - музыка. Музыка обогащает духовный мир подростка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Современные преподаватели музыки связывают воедино музыкальные произведения, автобиографию их авторов, исторические условия, при которых они создавались. Интеграция музыки, изобразительного искусства, танца, литературы и истории -одно из важнейших условий развития всесторонне одаренной личности. Сегодняшние подростки другие. Их нельзя сравнить с юношами и девушками даже десятилетней давности. И для того, чтобы их воспитывать и развивать нравственно и эстетически, мы должны понять их сегодняшних - новых, ершистых, умных, интеллектуально развитых. Необходимо понять, как важен для них умный, талантливый наставник, проводник в сложный мир искусства. Конечная цель музыкального воспитания видится в сфере общего развития подростка, прежде всего, в области морали, нравственного совершенства. Интересен опыт работы домов культуры, ансамблей танца, вокально-инструментальных ансамблей Чеченской республики. Апофеоз такой работы - проект «Синмехаллаш». Здесь подводятся итоги огромной работы по эстетическому воспитанию молодёжи республики: конкурсы на лучший танец, шутку, сценку, стихотворение, песню. Участники проекта не профессионалы, а любители прекрасного.

В результате огромной кропотливой работы с подростками по духовно-нравственному воспитанию молодёжи проект «Синмехаллаш» стал вожделенной целью молодых людей: на отборы, репетиции, а затем и заключительные соревнования представителей сел, районов, городов приходят тысячи людей. Подростки воочию видят, как наши предки жили, трудились, веселились, пели, танцевали, помогали друг другу (белхи), радовались удачам соседа, односельчанина, делили горе. Проект «Син-мехаллаш» стал своего рода визитной карточкой села: задача» максимум - победить в проекте, минимум - привлечь на отборочном этапе все больше и больше участников, чтобы незанятых подростков становилось все меньше.

Мы в своей статье обозначали лишь некоторые аспекты работы с подростками по нравственно-эстетическому воспитанию. Ведь каждый ребёнок, его внутренний мир - это целая кладезь, богатство, порой непознанное, неизведанное. Открыть это богатство, создать условия, в которых ребёнок раскроется, почувствует желание творить добро, создавать красоту через» язык, литературу, танец, песню, труд, уважение - вот главная задача воспитания подростка.

Библиографический список

1. Божович Ю.П. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1993.

2. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. Москва, 1989.

3. Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Казань, 1976.

4. Гавриловец К.В., Каземирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 2012.

5. Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской республики: проблемы духовного развития. Грозный, 2011.

6. Халадов Х.-А. Современная молодёжь Чеченской республики. Грозный: Грозненский рабочий, 2003.

7. Хасбулатов З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции. Москва, 2007.

References

1. Bozhovich Yu.P. Lichnosf i ee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 1993.

2. Borisova E.S. 'Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov. Moskva, 1989.

3. Volovich L.A. Sistema 'esteticheskogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Kazan', 1976.

4. Gavrilovec K.V., Kazemirskaya I.I. Nravstvenno-'esteticheskoe vospitanie shkol'nikov. Minsk, 2012.

5. Gadaev V.Yu. Molodoe pokolenie Chechenskojrespubliki: problemy duhovnogo razvitiya. Groznyj, 2011.

6. Haladov H.-A. Sovremennaya molodezh' Chechenskoj respubliki. Groznyj: Groznenskij rabochij, 2003.

7. Hasbulatov Z.I. Vospitanie detej u chechencev: obychai i tradicii. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 281.93::783.6:7.071.2-057.876

Pliaskina E.V., Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: canto53@mail.ru

RUSSIAN COMPOSERS' SACRED MUSIC IN CHORAL CLASS AS A BASIS FOR A CHOIRMASTER'S PROFESSIONAL GROWTH. The article is dedicated to a today's choirmaster's professional competence formation during studying orthodox singing culture in a choral class. The author deals with a question of a role of Russian spiritual music in development of Russian choral culture, points out that ecclesiastical choral music is a basis for Russian choral culture in general. The author of the paper conveys this idea: studying Russian spiritual music has a good influence on students' vocal culture. The article observes some points of view on generic interrelation between secular and sacred music, gives several examples of its integration and points out on leading role of sacred music in foundation of native choral music school. The author's attention focuses on diversity of relations between composers' creativity and ecclesiastical musical tradition. The article characterizes special features of performing sacred musical works of different styles and epochs, notes its stylistic particularities, details methods of performing musical works written by the most prominent Russian composers.

Key words: traditions, choirmaster, choral class (training choir), Russian sacred music, capella, choral performance.

Е.В. Пляскина, профессор Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, E-mail: canto53@mail.ru

ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ В ХОРОВОМ КЛАССЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХОРМЕЙСТЕРОВ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионализма дирижёров хора в процессе изучения православной певческой культуры в хоровом классе. Здесь затрагивается вопрос значимости русской духовной музыки в становлении отечественной хоровой культуры, проводится мысль о том, что духовная хоровая музыка является источником, основанием, на котором зиждется русское хоровое искусство. Автор подчёркивает, что изучение русской духовной музыки благотворно сказывается на развитии вокальной культуры обучающихся. В статье излагаются взгляды на генетическую связь духовной и светской музыки, автор приводит примеры взаимопроникновения этих двух направлений и указывает на ведущую роль духовной музыки в создании отечественной хоровой школы. Основное внимание в работе автор акцентирует на разнообразных формах связи композиторского творчества с церковной традицией. Автор дает обобщенную характеристику особенностей исполнения духовных произведений различных стилей и эпох. В публикации представлены стилистические и исполнительские особенности сочинений наиболее значимых отечественных композиторов, создававших духовные сочинения.

Ключевые слова: традиция, дирижёр хора, хормейстер, учебный хор, русская духовная музыка, пение без сопровождения, хоровое исполнительство.

Сохранение и развитие традиций отечественного хорового исполнительства осуществляется в системе профессионального образования будущих дирижёров хора на занятиях хорового класса, где профессиональный уровень в значительной степени определяется репертуаром, отвечающим духовным потребностям времени. «Естественно, что различные эпохи, направления, жанры и стили по-разному привлекают наше внимание. Так, древнее и средневековое искусство Западной Европы представляет для нас познавательный интерес. А русская старина нас интересует как живая музыка, широко звучащая на современной эстраде» [1, с. 41].

Русская духовная музыка - один из важнейших разделов учебного хорового репертуара; в ней сочетаются канонические тексты псалмов, тропарей, кондаков, гимнов, сохранённые церковной практикой, и музыка русских мастеров самых различных стилей и направлений. Православная музыка всегда являлась тем художественным материалом, на котором формировались и воспитывались певческие голоса. «Русская духовная музыка - это уникальная школа хорового пения а' cappella, в основе ко-

торой - вокальное удобство, плавность голосоведения и естественность голосообразования» [2, с. 78].

Достаточно вспомнить таких выдающихся певцов, как М. Михайлов, В. Луканин, получивших основы вокального воспитания на церковном клиросе. Развитию голосов способствовали глубокие вековые традиции отечественного церковного пения.

Изучение духовной музыки необходимо для воспитания грамотного музыканта, так как в рамках христианской культуры создавались высокие художественные ценности, закладывался фундамент профессионального музыкального искусства, формировались стилистические направления, творческие школы, музыкальные жанры и формы.

Духовная музыка всегда была одним из важнейших источников творческих исканий композиторов. Отечественная профессиональная музыка генетически связана с церковной традицией, она опирается на нее как на прочный фундамент. Большинство русских композиторов, которые создавали в основном светские вокальные и инструментальные сочинения, часто использовали в них интонационные и ладовые черты русской духовной музыки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.