Научная статья на тему 'Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого)'

Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
991
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ященко Киприан

В современном обществе идут мучительные поиски нового содержания системы отечественного образования. Общество отошло от мировоззренческих основ, утверждавшихся на безверии и атеизме, но к основам, допускающим полноценное содружество веры и науки, еще не пришло. В этом духовном поиске участвует духовенство, педагоги, ученые, руководители, решая сложную проблему: каким должно быть содержание образования, ориентированного на православную духовную традицию и востребованного современным подрастающим поколением. В наши дни процесс восстановления духовной образовательной традиции в государстве происходит с одновременным обращением к великой и многовековой духовной культурной памяти русского народа. Для ее сохранения необходимо бережное отношение со стороны государства и общества к традициям наших предков, искреннее уважение к чувствам верующих, к их религиозному сознанию, благодаря которому история сохранила Богом данную самобытную цивилизацию России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ященко Киприан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого)»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 2 (17). С. 26-35

Святоотеческая духовная традиция И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (по творениям Василия Великого)

Игумен Киприан (Ященко)

В современном обществе идут мучительные поиски нового содержания системы отечественного образования. Общество отошло от мировоззренческих основ, утверждавшихся на безверии и атеизме, но к основам, допускающим полноценное содружество веры и науки, еще не пришло. В этом духовном поиске участвует духовенство, педагоги, ученые, руководители, решая сложную проблему: каким должно быть содержание образования, ориентированного на православную духовную традицию и востребованного современным подрастающим поколением. В наши дни процесс восстановления духовной образовательной традиции в государстве происходит с одновременным обращением к великой и многовековой духовной культурной памяти русского народа. Для ее сохранения необходимо бережное отношение со стороны государства и общества к традициям наших предков, искреннее уважение к чувствам верующих, к их религиозному сознанию, благодаря которому история сохранила Богом данную самобытную цивилизацию России.

Сейчас особенно важно, насколько соборным будет соработничество всех институтов образования: школы, семьи, Церкви и Государства — для того, чтобы подрастающее поколение могло противостоять греховным коллизиям секуляр-ного общества. В результате духовно-нравственного становления личности, в основе которого лежит стяжание добродетелей, формируются нравственные чувства и нравственный облик человека, его нравственная позиция. Духовнонравственная личность — это человек совести, долга и веры, способный к самоотверженной любви и жертвенности, терпению и милосердию, кротости и незлобивости, преодолению жизненных испытаний, служению Богу, Отечеству и людям, проявляющий духовную рассудительность, послушание, добрую волю, различающий добро и зло.

Духовно-нравственное становление личности в данной работе рассматривается нами в соответствии с основными положениями учения святителя Василия Великого о стяжании добродетелей. Опора на традицию сегодня не означает слепого копирования воспитательного опыта прошлого, но подразумевает его творческое применение для создания новых педагогических форм духовнонравственного становления личности, помогающих готовить молодежь к жизни через подвижничество в интересной и полезной деятельности.

Духовно-нравственное становление личности определяется:

• православным воспитательным идеалом;

• целями и задачами духовно-нравственного становления;

• системой базовых ценностей;

• духовно-социальными условиями общества.

Под православным воспитательным идеалом мы понимаем восстановление Образа Божия в человеке, стремление, с учетом врожденных способностей, уподобиться Христу, т. е. победить в себе своекорыстную природу и образовать из себя свободную личность, состоящую в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе.

Под духовно-нравственным становлением личности в данной работе понимается целенаправленный, организованный процесс создания условий, помогающих человеку в процессе духовного саморазвития, преображения, реализации духовного потенциала применительно к различным сферам жизнедеятельности.

Под системой базовых духовно-нравственных ценностей подразумеваются ценности, существующие в Священном Писании, Священном Предании, святоотеческом наследии, передаваемые от поколения к поколению и являющиеся необходимой основой становления духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание в данной работе определяется как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков.

Под духовно-социальными условиями общества мы понимаем жизнедеятельность направленную на становление Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования личности, в добродетели и святости.

Идея создания системы воспитания, в основе которой лежит учение о добродетели, возникает и развивается в трудах вселенских учителей и святителей, великих Отцов Церкви IV века, в первую очередь — Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина), Иоанна Златоустого.

В своих трудах они подчеркивали, что стяжание добродетелей есть основная цель воспитания личности: «Если бы мы усвоили себе такой образ мыслей и прежде всего другого вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отовсюду произошло бы столько благ, что, перечисляя их теперь, я показался бы преувеличивающим дело»1.

Рассматривая процесс становления человеческой личности через нравственное самоопределение к духовному рождению и духовному совершенствованию, требующему аскетического подвига, мы опираемся на аскетическое учение Православной Церкви, содержащееся в том числе и в работах Василия Великого.

Духовное наследие святителя Василия Великого представляет собой своего рода единую «книгу подвижничества», в которой рассыпаны «семена учения о

1 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. М., 1991. Т. 1. Кн. 1. С. 118.

27

добродетели». Как пишет святитель в своих работах «О подвижничестве»2: «Вот тебе от меня, как сказал бы иной, семена учения о добродетели! Ты, приняв их, отсюда возрасти мне обильный плод и исполни слово премудрости, которое велит давать премудрым вины, да премудрейшие будут (Притч 9. 9)»3.

Собрав изложенные Василием Великим в его трудах основы добродетельной жизни воедино, рассмотрим их как некую универсальную модель духовнонравственного воспитания, достойную применения в наше время.

Показательно, что краткие наставления о возделывании добродетелей встречаются практически во всех работах и многих письмах Василия Великого и используются как необходимое и действенное средство духовного воспитания. При этом круг читателей, к которым обращены эти наставления, достаточно широк — это монашествующие, миряне, аскеты и подвижники, а также друзья святителя Василия и молодежь. Размышляя о добродетели и раскрывая новые аспекты учения, Василий Великий каждый раз акцентирует внимание на том, что наиболее полезно для адресата, и выбирает соответствующую форму изложения.

Общие размышления о добродетелях содержатся в «Беседах на шестоднев» и «Беседах на псалмы». Здесь определяются причины благочестивого образа жизни, а стяжание добродетелей сравнивается с восхождением по лествице Иакова. «Посему, — пишет Василий Великий, — вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях, и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние, не взойдут на возможную для человеческого естества высоту»4.

В другом фрагменте «Бесед на шестоднев» развивается тема об особых свойствах души, возделывание которых может стать первой ступенью в деле стяжания благочестивого образа жизни: «И в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Ни какая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь, так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла. Всякое же зло есть душевный недуг, а добродетель соответствует здравию. Хорошо некоторые определяли здоровье, что оно есть благоустройство естественных действований. Кто скажет то же и о благосостоянии души, тот не погрешит против приличия. Посему душа, и не учась, желает свойственного ей и сообразного с ее природою. По сей-то причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Сии добродетели душе более свойственны, нежели телу здоровье»5.

2 Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппа-докийския. В V ч. Репринт. М., 1991. Ч. V.

3 Василий Великий ссылается на слова Притчей Соломоновых: «...дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание».

4 Творения. Беседы на псалмы. Беседа на первую часть первого псалма. С. 59—64.

5 Там же. Беседа 9. О животных земных. С. 42—47.

Святитель Великий Великий особо подчеркивает необходимость волевого усилия в духовной жизни: «...приобретение добродетели и обогащение добрыми делами есть любостяжание похвальное, хищение, не доводящее до слез, ненасытность, достойная венца; и виновен тот, кто не делает таких насилий»6, одновременно определяя критерий духовной, нравственной красоты личности: «Красота души есть соразмерность в добродетели, а безобразие — нарушение меры вследствие порока»7.

Наиболее развернутые поучения о восхождении по лествице добродетелей помещены в «Словах о подвижничестве» и «Подвижнических уставах подвизающимся в общежитии и в отшельничестве»8. В этих работах Василий Великий раскрывает основной метод благочестивого воспитания и самовоспитания, который заключается в подражании образцам духовного делания, духовном внимании и усердии при стяжании добродетелей: «Спеши в подражании тем, которые прежде тебя подвизались в доброй нравственности, и не берись сам обучать каждого. Употреби старание успевать в важнейших добродетелях и не вознера-деть о меньших», — пишет святитель Василий Великий в «Слове о подвижническом и увещании об отречении от мира и о духовном совершенстве»9.

В этом труде добродетель рассматривается Василием Великим как путь восхищения Царствия Божия, а тщательно, «без превозношения, гнева и ропота исполняемое дело служения — как мрежа добродетелей, влекущая к себе все заповеди Божии и, во-первых, превосходнейшую из всех добродетелей — смирение»10.

Если в «Беседах на шестоднев» разъясняются естественные добродетели, то в «Словах о подвижничестве» перечислены добродетели душевные — кротость, скромность, смиренномудрие, благость, братолюбие, простосердечие, любовь к истине, сострадательность, обходительность, человеколюбие. О некоторых из них написаны отдельные небольшие главы в форме наставления. Перечислим их.

Глава 13. «О кротости и о том, каким образом появляется любовь»;

Глава 14. «О благоразумии»;

Глава 15. «О вере и надежде»;

Глава 16. «О смиренномудрии».

В другой главе — «Вопросы о разных добродетелях, об исполнении заповедей Божиих, о памяти Божией, о печали по Богу и о любви к Богу» — повествование о тех же и некоторых других добродетелях облекается автором в форму краткого диалога, либо, как в Беседах, становится развернутым повествованием.

Остановимся особо на Беседе 22, названной «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями». Здесь добродетель означается основой всей жизни, и на примере нескольких, преимущественно поэтических, сочинений известных авторов античности и мусульманского Востока раскрываются преимущества благочестивого поведения. Василий Великий при этом избирает сюжеты

6 Творения. Беседы на псалмы. Беседа 9. О животных земных. С. 47.

7 Там же. Ч. II. Толкование на пророка Исаию. Толкование главы пятой. С. 48—65.

8 Там же. Ч. V. О подвижничестве.

9 Там же. С. 12—18.

10 Там же. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве. С. 12—18.

занимательные и запоминающиеся, повествующие об известных языческих героях, музыкантах, философах, и научает юных отделять в этих рассказах доброе от дурного и применять к себе положительные нравственные извлечения. Как известно, навык изыскивать и применять только доброе сам по себе является добродетельным, то есть в данном сочинении святитель выступает преподавателем основ и методов правильной духовной жизни, изложенных доступно и увлекательно для молодежи.

О просвещении юношества святитель Василий Великий проявлял деятельное попечение. Известен случай посещения Василием Великим Антиохийского училища, где он беседовал с юными слушателями и по просьбе философа Лива-ния в краткой форме изложил основные положения своего учения. Представленные здесь как свод правил для учеников духовной школы, они являют собой необходимую основу воспитания внешнего и внутреннего благочестия.

Правила Василия Великого для учеников духовной школы

1. Храни чистоту сердца.

2. Стремись к телесному бесстрастию.

3. Ходи скромно.

4. Громко не говори.

5. Слово произноси скромное.

6. Будь умерен в пищи и питие.

7. При старших не говори.

8. Повинуйся начальникам.

9. Твори нелицемерную любовь к равным и к низшим.

10. Отделяйся от людей злых, суетных, привязанных к плотским удовольствиям.

11. Меньше говори, а больше слушай и вникай.

12. Не будь многоглаголевым и безрассудным в слове.

13. Не смейся над другими.

14. Не вступай в беседу с безнравственными людьми.

15. Обращай очи долу, а душу обращай горе.

16. Избегай споров.

17. Не ищи почестей этого мира.

18. Не стремись учительствовать.

19. Ожидай награду в вечных воздаяниях от Бога.

У святителя Василия Великого существуют также советы преуспевшим в добродетелях христианам — речь идет о «Нравственных правилах» и «Дружеских письмах», в которых святитель Василий Великий вменяет в обязанность каждому христианину, особенно образованному, особую педагогическую миссию — учить примером, «Ибо, — как он здесь отмечает, — для человека, который много трудился в изучении наук, проходил начальственные должности над народами и городами и соревнует великой доблести предков, почитаю приличным показывать в жизни своей образец добродетели»11.

11 Удостоверяя Афанасия, что нелегко верить клеветам, советует ему «не подавать к оным повода и любовь свою к детям свидетельствовать не словами, а делами». Также оправдыва-

Рассмотренные основные положения учения о добродетели, изложенные в творениях святителя Василия Великого, специально не систематизированы, но составляют, тем не менее, стройный последовательный метод постепенного восхождения в духовной жизни от начального уровня к совершенному.

Святитель Василий Великий, будучи тонким педагогом, ненавязчиво, избегая слишком длинных «разговоров» о предмете, вводит учение о добродетели в общий контекст более крупных сочинений. В результате возникает особый смысловой акцент, который запоминается и усваивается благодаря изложению, сообразному разным уровням духовной зрелости и жизненного опыта адресатов, а также гармонией содержания и форм этого изложения.

Формы разнообразны — это толкования и беседы, ответы на вопросы и поучения, положения и правила, небольшие рассказы в рассказе при частой смене стиля изложения. Василий Великий, говоря словами святителя Амфилохия, «всегда был и будет учителем спасительнейшим», преподающим учение о добродетелях. Сам же метод преподнесения такого учения — это метод плодотворного духовного общения со всеми поколениями и, в особенности, с юношеством.

Таким образом, в трудах Василия Великого православный воспитательный идеал остается неизменным, достигается постепенным возрастанием в добродетелях и является восстановлением Образа Божия в каждом человеке.

Заниматься воспитанием подрастающего поколения, по мысли святителя Василия Великого, есть христианский долг каждого, в том числе и монашества. В иноческом уставе он положил принимать в обители и детей, но не для общего воспитания, а для приготовления их к монашеству. Только обеты их должны отлагаться до совершеннолетия. В монастырях следует выделять особые дома для детей, разделенные по полу, в которых их будут учить опытные и великодушные, отечески настроенные, благоразумные, испытанные и проверенные настоятелем учителя. Посещая общие со старшими молитвы, в другое время дети учатся грамоте и употребляют «слова, взятые из Писания». И вместо басен следует им рассказывать «повествования о делах чудных, вразумлять их изречениями из Притчей и назначать награды за удержание в памяти слов и вещей, чтоб дети в приятностию и отдыхом, без ограничения для себя и непреткновенно достигали цели. Поэтому, пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние»12.

Цель современного духовно-нравственного воспитания аналогична — становление и развитие человека духовного, умеющего жить в соответствии с общепринятыми нормами и производительно трудиться. С позиций православия ду-

ет хорепископа Тимофея, что не им принесены худые слухи об Афанасии (Писано прежде 369 г.). Василий Великий, свт. Дружеские письма. Письмо 24. К Афанасию, отцу Афанасия, епископа Анкирского. С. 4.

12 Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 484.

ховным считается тот, в ком действием Божественной благодати душа достигла достаточной чистоты и силы. Термин «воспитание» связывается с «взращиванием» души. Человек сотворен по образу Божию, задача воспитателя и самого человека раскрыть этот образ, способность к внешнему и внутреннему преображению.

Цель духовно-нравственного становления личности предполагает постановку задач, решение которых способствует:

— восстановлению исторической преемственности национального образования, нацеленного на воспитание личности, которой присущи творческая энергия, совестливость, доброделание, трудолюбие, почитание старших, чувство долга, жертвенное служение, патриотизм;

— определению нравственной ориентации молодого поколения, побуждению его к развитию и совершенствованию;

— формированию у человека нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения;

— формированию знаний о духовных истоках становления и развития культуры народа;

— бережному отношению к отечественному культурному наследию; природе страны, истории и традициям своего края;

— развитию творческих способностей личности через создание условий для нравственно ориентированной социализации.

Духовно-нравственное становление личности — это целенаправленный, организованный процесс создания условий, помогающих человеку в процессе духовного саморазвития, преображения, реализации духовного потенциала применительно к различным сферам жизнедеятельности. Обеспечение духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федера-ции13. Духовно-нравственное становление личности осуществляется в процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся базовых ценностей:

• системы православных ценностей;

• духовной культуры своего народа;

• добродетельной жизни.

В процессе воспитания и становления личности непосредственное участие принимают несколько институтов образования:

• семья как малая Церковь;

• школа (сюда относятся детский сад, техникум, институт и т.д.), передающая традицию на уровне знаний;

• государство и российская православная традиция.

Христианское воспитание детей — прежде всего дело семьи, дома. В природе семьи скрыты глубокие возможности. Роль семьи в жизни ребенка неизменно велика. Дитя изучает мир через семью и в свете семьи. Семья есть преддверие

13 Закон Российской Федерации «Об образовании». Ст. 9. П. 1.

Царствия Божия и как бы маленькая домашняя Церковь. Семья вместе с Церковью может создать благоприятные условия для нравственного развития и духовного становления ребенка.

Школа в воспитании ребенка составляет новый мир по обстановке, отношениям, речам и приемам. Школа, желая вложить в детей доброе, светлое, разумное, выработанное человечеством, должна не пренебрегать домашним воспитанием, а уподобиться садовнику, который прививает к сильному дичку ветку облагороженного дерева, и эта ветка срастается с дичком, в органическом единении растет и развивается и дает нежные и сладкие плоды. По мысли Н. И. Иль-минского, школа должна быть религиозна, ибо предмет ее — развитие в детях любви к Богу и ближнему; должна быть исторична, ибо ее постановка связана с историческим развитием религиозных убеждений; должна быть народна, ибо народ требует религиозного учения для спасения души, а эта школа и учит спасению души путем всепрощающей христианской любви; школа должна быть нравственна, ибо преследует исполнение детьми величайших нравственных законов о любви к Богу и любви к ближнему.

Воспитание в лоне православной традиции предполагает уважительное отношение к духовным традициям своего народа и особенностям других народов и культур. На этой основе веками строилось Российское государство. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в святоотеческой традиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно выделить источники духовности и нравственности, благодаря которым личность осуществляет образование и самообразование, постепенное восхождение по лестнице добродетелей — это Священное Писание и Предание, Святоотеческое наследие, Таинства Церкви. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые духовно-нравственные ценности, каждая из которых раскрывается в системе учения о добродетели.

• Воздержание, мера во всем.

• Целомудрие. Основано на том, что человеку изначально было дано целостное восприятие мира, в том числе другого человека и конкретной ситуации. Укрепление целомудрия в детях является важнейшей задачей в воспитании духовно-нравственной личности.

• Нестяжание, щедрость и милосердие как особое православное качество и нестяжательное упражнение, без которого невозможно становление духовно-нравственной личности.

• Терпение и кротость. «Терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в крестном подвиге, сохраняющая от негодования и ропота и научающая предаваться во всем воле Божией», — пишет святитель Тихон Задонский14.

• Радость, упование на Бога.

• Смирение — свойство всех православных святых. У Иоанна Лествичника определяется как тайна всей жизни.

• Любовь. Бог — есть любовь, и любовь это полная жертва, жертва собой ради другого человека.

14 Тихон Задонский, свт. Творения : В 3 т. М., 1889.

Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется на основе:

— личной духовной и религиозной жизни воспитателя;

— наличия у воспитателя педагогического чутья и любви его к ребенку;

— духовно-эмоционального созвучия взрослого и дитя;

— религиозного вдохновения как отклика на посещение Божественной благодати.

Влияние воспитателя на детей определяется, прежде всего, его личностью, примером. «Тот учитель самый холодный, который рассуждает только на словах, ибо это свойственно не учителю, а комедианту и лицемеру»15. Примером можно побуждать детей с ранних лет упражняться в чтении слова Божия, исполнять христианские обязанности, изложенные в слове Божием, быть умеренным в одежде и внешних украшениях и пр. Упражнение детей в делах благочестия у древних христиан было одним из первых средств к утверждению в них навыка к христианским добродетелям.

Одним из важных условий для воспитателя является любовь к детям, которая проявляется в объективной нравственной оценке их поступков и глубоко положительном личностном отношении.

Умение общаться с детьми — врожденный дар, который есть не у каждого. Однако способность к такому общению можно развивать. Умение общаться с детьми — это, прежде всего, умение увидеть их такими, какие они есть на самом деле, определить уровень, на котором с ними можно общаться.

Духовно-нравственное воспитание личности должно носить непрерывный, всеобъемлющий характер. Оно может осуществляться только в условиях возрождения на новой основе целостной системы социального воспитания, в которой действуют принципы иерархичности и централизации, полисубъектности и государственно-общественного управления системой воспитания.

Таким образом, в работах святителя Василия Великого духовно-нравственное становление личности не ограничивается только знаниевой составляющей и основано на святоотеческой традиции.

Нравственные идеалы должны превратиться из объективных значений в личностные смыслы, быть востребованы детьми, войти в их мир, в их субъективное пространство. Импульсом к этому может стать интеграция приобретенных знаний и разнообразных форм их духовного опыта.

Сегодня, когда открыт вопрос о формах и содержании духовно-нравственного просвещения, необходимо вдохновенно прикоснуться к учительному подвигу святых Отцов Православной Церкви, святителя Василия Великого и на основе их великого учения о добродетелях восполнить нам всем недостающий опыт воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное становление личности — это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы

15 Школа православного воспитания / Сост. А. Н. Стрижев. М., 1999. С. 243.

времени. Духовно-нравственное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному, наследию, обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя. Эта цель достигается только тогда, когда усилиями различных социальных субъектов создается открытое воспитательное пространство. Интеграция возможностей государства, Церкви, общественных организаций, школы, семьи в решении проблем воспитания подрастающего поколения будет способствовать гражданской консолидации, национальному единению.

Возрождение духовно ориентированной традиции может стать приоритетной национальной идеей, а духовно-нравственное становление личности — важнейшим общенациональным делом, которое сплотит народ и позволит России занять достойное место в современном мире.

Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, становление личности, система базовых ценностей.

Spiritual Tradition of Church Fathers and Spiritual and Moral Development of Person

Abbot Kyprian (Yashchenko)

Modern Russian society is characterised by painful search of the new content of education. Society has abandoned the older world-view concepts established on unbelief and atheism, but has not yet developed the fundamentals which concede a fully fledged co-operation between faith and science. This spiritual quest is pursued by the clergy, teachers, academics, administrative workers, who seek to solve a complex problem, namely what content should education have so that it is oriented towards the Orthodox spiritual tradition and is in demand among today’s younger generation. In the present-day state the restoration of the tradition of spiritual education is taking place in line with the turning to the great and centuries-old spiritual and cultural memory of the Russian people. in order to retain it, the state and society must deal carefully with our ancestors’ traditions, sincerely respect religious feelings and religious consciousness, due to which the God-granted unique Russian civilisation has been preserved through the course of history.

Keywords: spiritual and moral upbringing; development of personality; system of dominant values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.