Научная статья на тему 'Педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова'

Педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
437
99
Поделиться
Ключевые слова
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕЛИГИОЗНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ / ХРИСТИАНСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ / АНТРОПОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ / БЫТИЕ / ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / РЕЛИГИОЗНОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ / ВЫСШАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ / ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА ВЫБОРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЛИЧНОСТИ / СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ВЫСШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / АСКЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ИСКУССТВО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ / PATRISTIC HERITAGE / RELIGIOUS AND PEDAGOGICAL WORKS / SPIRITUALITY / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / GOSPEL COMMANDMENTS / CHRISTIAN VIRTUES / ANTHROPOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS / HUMAN TEACHINGS OF CHRIST / EXISTENCE / CHRISTIAN ANTHROPOLOGY / RELIGIOUS ANTHROPOLOGICAL VIEWS / SUPREME DIVINE REALITY / PERSONAL SPIRITUAL DEVELOPMENT / ISSUE OF SPIRITUALITY AND MORALITY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PERSONAL INDIVIDUALITY / HUMAN MOTIVATIONAL SPHERE / FREEDOM OF CHOICE / VALUABLE ORIENTATIONS / HUMAN SPIRITUAL PERFECTION SOTERIOLOGICAL CONCEPTION / SUPREME MORAL STANDARDS / METHODS AND MEANS OF UPBRINGING / SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES / ASCETIC EXPERIENCE / THE ART OF SPIRITUAL LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гатилова Наталья Николаевна

В статье охарактеризована педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова, раскрыто понимание человека; рассмотрен процесс его духовнонравственного развития. Дается анализ наиболее важных работ святителя Игнатия, в которых разрабатывались антрополого-педагогические проблемы. Последовательно рассматриваются основные вопросы христианской антропологии: сотворение мира и человека, пребывание первого человека в раю, грехопадение, земная жизнь человечества после грехопадения. С педагогической точки зрения показано, какое значение для воспитания имеет изучение творений святителя Игнатия, в которых подробно раскрывается сущность, цель и содержание духовно-нравственной жизни человека, обосновываются принципы, средства и методы духовно-нравственного воспитания. Рассматриваются фундаментальные проблемы бытия человека, его развития, формирования и воспитания. Автор раскрывает сущность духовности как основы бытия человека, определяет специфические признаки духовности. Анализ источников показывает, что духовность человека является той основой, которая определяет всю жизнь человека, его мировоззрение, его сознание, его отношение к миру. Духовность выражает индивидуальность человека, определяет его мотивационную сферу. В статье обоснована необходимость изучения религиозно-педагогических сочинений святителя, где содержится решение фундаментальных педагогических проблем, актуальных и в наше время.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гатилова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PEDAGOGICAL ISSUES OF SVT. IGNATIJ BRYANCHANINOV’S WORKS

Devoting to the pedagogical issues of Svt. Ignat. Bryanchaninov’s works, the article reveals the person’s understanding, the process of spiritual personal growth. The article consists of the analysis of Svt. Ignat. Bryanchaninov’s important reports in which the anthropological and pedagogical problems were elaborated. The main points of Christian anthropology: creation of the world and a person, the first — born person’s staying in Paradise, The Fall, earthly life of humanity after the Fall are logically examined. From the pedagogical viewpoint it is shown what importance for upbringing has learning Svt. Ignat.’s creations in which the essence, aim and contents of moral education and personal development is revealed in detail, the principles, means and methods of moral and personal upbringing are proved. The fundamental problems of human existence, personal development, formation and upbringing are examined in the article. The article reveals the spiritual essence as a basis of human existence, determines the specific signs of spirituality. The analysis of literature shows that human spirituality is the foundation to determine all his life, his world outlook, consciousness, attitude to the world. The spirituality expresses the personal individuality, determines his motivational sphere. In the article it is underlined the necessity to study Bishop’s religious and pedagogical works where the decision of fundamental pedagogical issues are updated in our time.

Текст научной работы на тему «Педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова»

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 3 (30). С. 60-68

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СОЧИНЕНИЙ

святителя Игнатия Брянчанинова

Н. Н. Гатилова

В статье охарактеризована педагогическая проблематика сочинений святителя Игнатия Брянчанинова, раскрыто понимание человека; рассмотрен процесс его духовнонравственного развития. Дается анализ наиболее важных работ святителя Игнатия, в которых разрабатывались антрополого-педагогические проблемы. Последовательно рассматриваются основные вопросы христианской антропологии: сотворение мира и человека, пребывание первого человека в раю, грехопадение, земная жизнь человечества после грехопадения. С педагогической точки зрения показано, какое значение для воспитания имеет изучение творений святителя Игнатия, в которых подробно раскрывается сущность, цель и содержание духовно-нравственной жизни человека, обосновываются принципы, средства и методы духовно-нравственного воспитания. Рассматриваются фундаментальные проблемы бытия человека, его развития, формирования и воспитания.

Автор раскрывает сущность духовности как основы бытия человека, определяет специфические признаки духовности. Анализ источников показывает, что духовность человека является той основой, которая определяет всю жизнь человека, его мировоззрение, его сознание, его отношение к миру. Духовность выражает индивидуальность человека, определяет его мотивационную сферу. В статье обоснована необходимость изучения религиозно-педагогических сочинений святителя, где содержится решение фундаментальных педагогических проблем, актуальных и в наше время.

Сегодня в нашей стране идет огромная работа по осмыслению богатейшего святоотеческого наследия и его отдельных направлений, в том числе педагогического. Огромный вклад в его развитие внес епископ Игнатий (Брянчанинов), подвижник благочестия, духовный просветитель и наставник. В его литературнорелигиозном творчестве, которое он рассматривал как дело служения человечеству и о котором писал: «Не бойтесь, я не умру до тех пор, пока не кончу дела своего служения человечеству и не передам слов истины»1, содержится решение фундаментальных педагогических проблем, которые актуальны и в наше время.

Наиболее важными работами святителя Игнатия, в которых разрабатывались антрополого-педагогические проблемы, являются труды: «Слово о человеке», «Аскетические опыты», «Приношение современному монашеству», «Отеч-ник», «Аскетическая проповедь и письма к мирянам» и др.

'Жизнеописание Епископа Игнатия (Брянчанинова). М., 2002. С. 484.

«Слово о человеке» — главный труд святителя Игнатия, в котором в систематизированном виде изложено христианское учение о человеке. Раскрывая это понятие, святитель Игнатий утверждает, что до конца полное и совершенное знание человека недоступно человеку. Однако человеку открыто то знание, которое необходимо ему для положительного решения насущных проблем его бытия.

Основываясь на Священном Писании и творениях святых отцов (святителя Иоанна Златоуста, преподобных Макария Великого и Исаака Сирина), святитель последовательно рассматривает основные вопросы христианской антропологии: сотворение мира и человека, пребывание первого человека в раю, грехопадение, земная жизнь человечества после грехопадения. Святитель раскрывает духовный смысл понятий образа и подобия Божьего в человеке, характеризует духовность как основу бытия человека, устанавливает специфические признают духовности.

Исходя из религиозно-антропологических воззрений и основываясь на Божественном Откровении, святитель Игнатий утверждает, что человек есть превосходнейшее и ближайшее к Богу творение; существо единое, состоящее из тела, души и духа, в котором преимущественное значение имеет дух. Святой Дух осуществил причастность человека Высшей Божественной Реальности. Причастность Божественной Реальности во Святом Духе — духовность — является сущностной характеристикой бытия человека, его истинной жизни. Как пишет святитель, «духовность — это способность знать Бога и служить ему»2.

Фундаментальные проблемы бытия человека, его развития, формирования и воспитания рассматриваются святителем в «Аскетических опытах»3, над которыми он работал всю жизнь. Как свидетельствует святитель, отдельные статьи книги были написаны им еще в период его настоятельства в Троице-Сергиевой пустыни, а последние — во время его пребыванием в Николо-Бабаевском монастыре. Находясь на покое в монастыре, святитель писал: «Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане Архимандрита. Счел я долгом моим сделать это по той причине, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага, — по согляданию монашеской жизни, какою она является в Святом Предании Православной Восточной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее»4.

По словам святителя Игнатия, содержание «Аскетических опытов» составили вопросы «существенно нужные и важные»5, главным из которых является

2Игнатий (Брянчанинов), сет. Слово о спасении и о христианском совершении // Собрание сочинений. М., 2001. Т. 2. С. 394.

3 Он же. Аскетические опыты // Полное собрание творений. / Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. М., 2001. Т. 1. С. 100.

4Там же. С. 75—76.

5Игнатий (Брянчанинов), сет. О чтении Евангелия // Полное собрание творений. / Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. М., 2001. Т. 1. С. 455.

духовное развитие и воспитание человека. В этом произведении святитель Игнатий глубоко анализирует проблему духовности и нравственности.

Как пишет святитель в «Аскетических опытах», духовное и нравственное воспитание должно осуществляться в двух важных направлениях. С одной стороны, оно должно оградить воспитанника от всего плохого в жизни и тем самым предотвратить появление плохого в человеке: «Воспитатели и наставники! Доставляйте юношеству хорошие навыки, отвлекайте его, как от великого бедствия, от привычек порочных. Порочные навыки — как оковы на человеке: они лишают его нравственной свободы, насильно держат в смрадном болоте страстей. Для погибели человека достаточно одного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям...»6.

С другой же стороны, духовно-нравственное воспитание должно дать положительное содержание, на котором может развиваться душа, дух воспитанника. Святитель писал: «Юноша! Будь благоразумен и предусмотрителен; в годы юности твоей обрати особое внимание на приобретение хороших привычек: в летах зрелых и старости твоей возрадуешься о богатстве, приобретенном бес-трудно в лета юности. Не сочти маловажным исполнение твоего пожелания, по-видимому, самого ничтожного: каждое исполнение пожелания непременно положит свое впечатление на душу. Впечатление может быть иногда очень сильным и служить началом пагубного навыка. Знал ли карточный игрок, прикасаясь первый раз к картам, что игра будет его страстью? Знал ли подверженный недугу пьянства, выпивая первую рюмку, что он начинает самоубийство?»7.

По мысли святителя, духовность человека является той основой, которая определяет всю жизнь человека, его мировоззрение, его сознание, его отношение к миру. Духовность выражает индивидуальность человека, определяет мотивационную сферу человека. Именно поэтому она имеет жизнеутверждающее и жизнеориентирующее значение.

Духовность требует от человека проявления особого творческого импульса, именуемого свободой выбора, требует для своего раскрытия активной и разумной деятельности человека. Поэтому следует говорить о раскрытии и развитии духовных потенций как о процессе. Этот процесс определяет личностные характеристики и свойства жизни человека, его деятельности, его предпочтения, его выбор. Эти предпочтения или выбор более всего отображаются в моральноэтической сфере его жизнедеятельности. Чем более духовно развит человек, тем более он преодолел свои негативные свойства и качества, тем более он приобрел и сформировал положительные нравственные качества. Побеждая низменные отрицательные порочные зависимости, человек в равной мере обретает свободу в достижении возвышенных морально-положительных качеств, именуемых добродетелями.

Таким образом, духовные потенции проявляются в нравственных качествах и в личностных свойствах человека. И чем сильней его вовлеченность в духовно-образующий процесс, тем ярче просматривается морально-этическая

6Игнатий (Брянчанинов), сет. Аскетические опыты // Полное собрание творений. / Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. М., 2001. Т. 1. С. 348.

7Там же. С. 426.

зависимость духовного и нравственного развития человека, тем выше и глубже ценностная ориентация в формировании нравственных качеств личности, тем очевиднее ее духовное совершенство.

В работе «О образе и подобии Божиих в человеке» святитель раскрывает тайну творения человека, исследует духовную сущность человека, объясняет подлинную цель земной жизни человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Слово о спасении и христианском совершенстве» посвящено проблеме духовно-нравственного развития и совершенствования человека. В работе изложена с оте р и ол о г и ч ес кая концепция святителя, т. е. концепция о спасении человека и его внутреннем совершенствовании. Здесь святитель Игнатий раскрывает понятие спасения, показывает его духовное содержание, убедительно доказывает его необходимость для человека. Он рассматривает способы и средства достижения человеком спасения. Одновременно святитель раскрывает понятие христианского совершенства, указывает условия его достижения. Более подробно духовное содержание христианских совершенств святитель раскрывает в работе «О евангельских блаженствах».

В статьях «Истина и дух», «Совесть», «Странник» святитель Игнатий исследует содержание понятия духовности, сложившегося в православной духовной традиции. Поскольку, по словам святителя, художественная литература вряд ли кого научила, как избавляться от страстей, то важно и полезно обращаться к духовной литературе, которая научает отличать свет от тьмы, добро от зла, как бы последнее ни было замаскировано.

В Сергиевской пустыни святителем были созданы небольшие духовные сочинения, по жанру религиозно-поэтические размышления: «Древо пред окнами кельи», «Дума на берегу моря», «Кладбище», «Роса», «Сети миродержца», «Размышления при захождении солнца», «ЧашаХристова» и др. Они восходят, с одной стороны, к библейским сюжетам, а с другой, — к назидательным поучениям его святых учителей: Ефрема Сирина, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина.

Среди жанров русской литературы XIX в. к размышлениям святителя ближе всего стихотворения в прозе. Они исполнены молитвенным поэтическим вдохновением и являются достоянием не только духовной словесности, но и в целом русской классической литературы.

Кроме стихотворений в прозе святитель Игнатий писал и собственно стихи. До сих пор они не изучались и не издавались. Сейчас известно четыре стихотворения, написанных святителем Игнатием. В его стихах мы находим те же размышления, что и в «Аскетических опытах». Они показывают, что для Игнатия аскетика была не сухими заповедями, но живой жизнью сердца, от избытка которой говорил поэт. Стихотворения «Совет душе моей» и «К земному страннику» обращены к внутреннему миру человека и являются прямым продолжением «стихов в прозе» святителя Игнатия. Многие слова и образы в этих стихах, кроме поэтического, имеют и совершенно точный аскетический смысл: сердце — средоточие духовной, прежде всего молитвенной жизни человека, плач — покаяние о своих грехах, приводящее в состояние умиления, и т. д.

Поэтические труды для святителя Игнатия не были отдельным литературным творчеством, а являлись продолжением его «Аскетических опытов».

В работе «О молитве Иисусовой» святитель рассматривает понятие нравственности, раскрывает содержание евангельской нравственности, показывает место евангельских заповедей в нравственном развитии человека.

Святитель Игнатий убежден, что евангельские заповеди как высшие нравственные нормы приводят в порядок сердце человека, которое при их исполнении способно принять драгоценное духовное богатство. По этому поводу святитель писал: «Нравственность, приведенную в стройный, благолепный порядок, скрепленную навыком в исполнении евангельских заповедей, можно уподобить несокрушимому серебряному или золотому сосуду, который один только способен достойно принять и благонадежно сохранить в себе бездонное духовное миро»8.

Важное место в этой работе занимает размышление святителя об искупительном подвиге Богочеловека Иисуса Христа. Святитель раскрывает состояние человека, обновленное во Христе, устанавливает отношение обновленного человека ко злу, рассматривает средства, помогающие человеку развивать и укреплять его духовно-нравственную жизнь: покаяние, церковные таинства (Крещение, Евхаристия, Исповедь), исполнение евангельских заповедей, послушание, терпеливое несение скорбей, молитва.

Большое место в «Аскетических опытах» отведено христианским добродетелям. В статьях «О добродетелях, противоположных восьми главным страстям», «О смирении», «О терпении» и др. святитель раскрывает духовное содержание таких добродетелей, как воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь.

В статье «О смирении» он подробно объясняет содержание добродетели смирения, изучает методы ее воспитания, главным из которых признает исполнение евангельских заповедей.

В статье «О терпении» святитель Игнатий, именуя добродетель терпения «домом души», признает ее существенно необходимой для человека. Он раскрывает ее содержание, исследует методы и средства ее воспитания.

В статье «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями» святитель Игнатий подробно рассматривает отрицательные качества человека, противоположные добродетелям: чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость и раскрывает их содержание.

«Слово о спасении и христианском совершенстве» посвящено изучению духовного развития и нравственного совершенствования человека. В этой работе святитель Игнатий определяет сущность и содержание духовного развития, его способы и средства, убедительно доказывая необходимость этого развития для человека.

Также святитель раскрывает понятие христианского совершенства и условия его достижения. Содержание христианского совершенства святитель Игнатий исследует в работе «О евангельских блаженствах».

Большое место в «Аскетических опытах» отводится проблеме покаяния. Глубоко убежденный в необходимости покаяния для достижения спасения,

8Игнатий (Брянчанинов), сет. О молитве Иисусовой // Полное собрание творений / Сост. и общ. ред. А. И. Стрижева. М., 2001. Т. 1. С. 209.

святитель Игнатий считал своим долгом подробно объяснить, в чем состоит покаяние. Поэтому в статьях «О покаянии», «Беседа предуготовительная к таинству исповеди» святитель раскрывает сущность покаяния и его место в духовнонравственной жизни человека.

В статье «Размышление о вере» святитель Игнатий объясняет понятие веры, раскрывает характер христианской православной веры, показывает благотворное действие веры в человеке и утверждает необходимость веры для человека.

Так как содержанием веры является Евангелие, то святитель Игнатий большое место в своих трудах отводит осмыслению Евангельского учения. Он раскрывает содержание Евангелия, устанавливает место Евангелия в духовной жизни человека. В статьях «О чтении Евангелия», «О евангельских заповедях», «О любви к ближнему», «О любви к Богу», «О смирении», «О терпении», «О чистоте», «Об истинном и ложном смиренномудрии» святитель подробно объясняет духовный смысл евангельских заповедей, подробно описывает духовнонравственные качества, которые приобретает человек, исполняя заповеди.

Главная тема «Отечника», над которым святитель работал с конца 1866 по 1867 г., — истинная жизнь человека, достижение жизненного совершенства. Содержание «Отечника» составляют избранные поучения христианских подвижников и их жизнеописания. Святитель Игнатий обращается к поучениям подвижников не случайно. По его словам, поучения святых подвижников — это драгоценные плоды святой жизни по Евангелию; они исполнены глубоким смыслом, значением и жизненной силой.

С одной стороны, поучения подвижников раскрывают содержание духовной жизни и обучают ее правильному проведению, с другой, — являются действенным средством духовно-нравственного воспитания человека. В этой связи святитель Игнатий отмечал: «Беседа и общество ближних очень действуют на человека... Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши»9.

Труд «Аскетическая проповедь и письма к мирянам»10 представляет собой собрание поучений, бесед и слов святителя для паствы. Главной темой данной книги является подвиг спасения и духовно-нравственного совершенствования в православии. Поэтому святитель, характеризуя православие, выявляя его сущность и отличие от иных христианских вероучений, раскрывает православное понимание спасения, его содержание, условия и средства. Святитель подробно раскрывает духовное содержание таинств православной церкви, прежде всего Крещения, Исповеди и Евхаристии.

Часть проповедей святитель Игнатий посвящает покаянию. Он подробно характеризует его, рассматривает условия и средства развития покаяния.

Характеризуя труды святителя Игнатия в целом, следует отметить, что его наследие представляет не только огромный педагогический интерес внешний, но оно важно и тем, что стало подвигом саморазвития святителя, его внутренним

9Игнатий (Брянчанинов), сет. Отечник // Собрание творений. М., 2010. Т. 6. С. 103.

10 Он же. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. М., 2001.

духовным подвигом, то есть подвигом самовоспитания, и потому истинность его теоретических выводов проверялась на протяжении всей жизни святителя.

Главное достоинство произведений святителя Игнатия с педагогической точки зрения заключается в том, что он был в первую очередь аскет, а потом уже теоретик, богослов. Сочинения святителя Игнатия являются не столько результатом теоретических размышлений, сколько выражением его собственного аскетического опыта, опыта самовоспитания, личностной духовной рефлексии. Для святителя Игнатия главным искусством является аскетика — искусство духовной жизни, «искусство искусств и наука наук», искусство созидания самого себя и, как следствие этого, воспитание других людей. В этом заложен принцип совершенствования учителя, его духовных качеств, для чего необходимо его постоянное развитие. Путь аскетического самосовершенствования можно назвать самоактуализацией святителя и оценить как важнейшее условие его успешной педагогической деятельности. Такой подход был правильным в его время и остается таковым в формировании духовно-нравственной личности учителя и его профессионализма в настоящем.

С педагогической точки зрения крайне важно отметить, что в основу содержания трудов святителя положено Евангелие и учение святых отцов Православной Церкви. Раскрытие положительных евангельских ценностей было важнейшей чертой сочинений святителя Игнатия. На протяжении всей своей жизни он с горечью замечал всеобщее отпадение мира и общества от евангельских богооткровенных истин и особенно воспевание злых начал в сфере художеств и искусств. Поэтому святитель может считаться создателем своей особой системы «эстетических воззрений», которую особенно ярко выразил в философском диалоге «Христианский пастырь и христианский художник» (написан специально для композитора М. И. Глинки по его просьбе).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На свои книги владыка получал многочисленные отзывы: «... Многие, читавшие... наставления о покаянии, молитве, о кратковременности земной жизни, находящиеся в книге моей, почувствовали на себе сильное действие чтения, способствовавшее их духовному преуспеянию...»11. Причину духовного воздействия «Аскетических опытов» он видит не в себе, не в своем таланте, а в Боге: «Это не мое сочинение; по этой причине выражаюсь о нем так свободно. Я был только орудием милости Божией к современным православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении духовного христианского подвига, решающего на вечную участь каждого христианина...»12.

Затрудненность чтения «Поучений» и «Слов» отцов церкви в силу исторической отдаленности этих творений в произведениях святителя снята. Как будто для каждого человека — отдельной души — он обращается с размышлениями о смерти, мире духовном, вечной участи христианина, средствах духовного спасения.

Таким образом, важнейшая часть педагогической деятельности святителя Игнатия — это религиозно-педагогические сочинения. В своих трудах он под-

11 Игнатий (Брянчанинов), сет. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. М., 2001.

С. 142.

робно раскрывает сущность, цель и содержание духовно-нравственной жизни человека, обосновывает принципы, средства и методы духовно-нравственного воспитания.

Его труды носят универсальный педагогический характер, поскольку решают фундаментальные проблемы воспитания, открывают человеку духовные перспективы его жизни, предлагают формы и методы, доступные для каждого человека.

Ключевые слова: святоотеческое наследие, религиозно-педагогические сочинения, духовность, духовно-нравственное развитие, евангельские заповеди, христианские добродетели, антрополого-педагогические проблемы, христианское учение о человеке, бытие, христианская антропология, религиозноантропологические воззрения, Высшая Божественная Реальность, духовное развитие человека, проблема духовности и нравственности, духовное и нравственное воспитание, индивидуальность человека, мотивационная сфера человека, свобода выбора, ценностные ориентации, духовное совершенство личности, с о т е р и о л о г и ч е с к а я концепция, высшие нравственные нормы, методы и средства воспитания, духовно-нравственные качества, аскетический опыт, искусство духовной жизни.

Pedagogical issues of Svt. Ignatij Bryanchaninov’s works

N. Gatilova

Devoting to the pedagogical issues of Svt. Ignatij Bryanchaninov’s works, the article reveals the person’s understanding, the process of spiritual personal growth. The article consists of the analysis of Svt. Ignatij Bryanchaninov’s important reports in which the anthropological and pedagogical problems were elaborated. The main points of Christian anthropology: creation of the world and a person, the first — born person’s staying in Paradise, The Fall, earthly life of humanity after the Fall are logically examined. From the pedagogical viewpoint it is shown what importance for upbringing has learning Svt. Ignatij’s creations in which the essence, aim and contents of moral education and personal development is revealed in detail, the principles, means and methods of moral and personal upbringing are proved. The fundamental problems of human existence, personal development, formation and upbringing are examined in the article.

The article reveals the spiritual essence as a basis of human existence, determines the specific signs of spirituality. The analysis of literature shows that human spirituality is the foundation to determine all his life, his world outlook, consciousness, attitude to the world. The spirituality expresses the personal individuality, determines his motivational sphere. In the article it is underlined the necessity to study Bishop’s religious and

pedagogical works where the decision of fundamental pedagogical issues are updated in our time.

Keywords: patristic heritage, religious and pedagogical works, spirituality, spiritual and moral development, Gospel Commandments, Christian virtues, anthropological and pedagogical problems, human teachings of Christ, existence, Christian anthropology, religious anthropological views, Supreme Divine Reality, personal spiritual development, issue of spirituality and morality, spiritual and moral education, personal individuality, human motivational sphere, freedom of choice, valuable orientations, human spiritual perfection soteriological conception, supreme moral standards, methods and means of upbringing, spiritual and moral qualities, ascetic experience, the art of spiritual life.

Список литературы

1. Svt. Ignatij (Bryanchaninov). Asketicheskaya propoved i pisma к muyanam (Ascetic preaching and Letters to the laity). Moscow, 2001.

2. Svt. Ignatij (Bryanchaninov). Asketicheskie opyetye (Ascetic experience), sobranie sochineniy no. 1, Moscow, 2001, p. 100.

3. Svt. Ignatij (Bryanchaninov). О chtenii evangeliya (About the Gospel reading) polnoe sobranie sochinenij, nol, Moscow, 2001, p. 455.

4. Svt. Ignatij (Bryanchaninov). О molitve iisusovoj (About the Jesus Prayer) Polnoe sobranie sochinenij, nol, Moscow, 2001, p. 209.

5. Svt. Ignatij (Bryanchaninov). Otechnik (Otechnik) Sobranie sochinenij, no. 6, Moscow, 2010.

6. Svt. Ignatij (Bryanchaninov). Prtnoschenie sovremennomu monaschestvu (Offering to the contemporary monasticism). Sobranie sochinenij, no. 5, Moscow, 2010.

7. Svt. Ignatij (Bryanchaninov). Slovo о smerti. Slovo о cheloveke. (The word of the death. The word of a man) Sobranie sochineniy, no. 3, Moscow, 2010.

8. Zhizneopisanie episkopa Ignatiya (Biography of Bishop Ignatij (Bryanchaninov). Moscow, 2002, p. 484.