Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты пастырской деятельности и литературного творчества святителя Игнатия (Брянчанинова)'

Психолого-педагогические аспекты пастырской деятельности и литературного творчества святителя Игнатия (Брянчанинова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
745
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шафажинская Н. Е.

Пастырский опыт святителя Игнатия, раскрывший в нем высокий талант педагога и учителя современного монашества, а также его литературные сочинения и обширная переписка позволяют убедиться в возможности и эффективности интеграции православной антропологии в светскую культуру, общественную и государственную сферы. Особое внимание преосвященный Игнатий обращал на воспитание юношества в подведомственных ему учебных заведениях. Обладая литературным талантом, во все периоды своего служения епископ значительную часть времени посвящал писательским трудам, которые по духу были близки учению оптинских старцев. Все это явилось неоценимым вкладом в развитие культурной жизни России ХIХ в. об этом рассказывается в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты пастырской деятельности и литературного творчества святителя Игнатия (Брянчанинова)»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2009. Вып. 1 (12). С. 21-32

ПСИХОЛОГО-ПВДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАСТЫРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА СВЯТИТЕЛЯ

Игнатия (Брянчанинова)

Н. Е. Шафажинская

Пастырский опыт святителя Игнатия, раскрывший в нем высокий талант педагога и учителя современного монашества, а также его литературные сочинения и обширная переписка позволяют убедиться в возможности и эффективности интеграции православной антропологии в светскую культуру, общественную и государственную сферы. Особое внимание преосвященный Игнатий обращал на воспитание юношества в подведомственных ему учебных заведениях. Обладая литературным талантом, во все периоды своего служения епископ значительную часть времени посвящал писательским трудам, которые по духу были близки учению оптинских старцев. Все это явилось неоценимым вкладом в развитие культурной жизни России XIX в. — об этом рассказывается в статье.

Труды Святителя Игнатия (Брянчанинова) — выдающегося духовного писателя и учителя христианской жизни XIX в. особенно актуальны в контексте современной культурной ситуации, когда происходит разрушение отечественной духовной традиции как основы всей творческой деятельности личности, включая педагогическую.

Пастырский опыт святителя Игнатия, раскрывший в нем высокий талант педагога и учителя современного монашества, а также его литературные сочинения и обширная переписка позволяют убедиться в возможности и эффективности интеграции православной антропологии в светскую культуру, общественную и государственную сферы. Сама личность пастыря и высокий стиль его поведения с ближними способствовали этому.

Главной заботой епископа Игнатия по управлению паствой было не только устроение богослужения по строгим церковным правилам, но также восстановление благотворных взаимоотношений между духовенством и народом в городах и селениях епархии. Святитель в общении с духовенством был очень приветлив, прост, прям и открыт; постоянно заботился о быте своих подчиненных, их образовании и нравственном состоянии.

Высокая образованность и мудрость о. Игнатия оказали действенное влияние на успешное решение многих затяжных следственных дел, возникших из-за противоречий между прихожанами и духовенством, а также конфликтов уездных гражданских властей с духовными. В результате широких социокультурных

преобразований, осуществленных владыкой, вверенная ему епархия достигла высокого уровня благосостояния: «Святитель Игнатий содействовал улучшению положения местного духовенства. Благодаря его заботам в Ставрополе был создан хороший церковный хор, построен архиерейский дом, благоустроена духовная семинария»1.

Особое внимание преосвященный Игнатий обращал на воспитание юношества в подведомственных ему учебных заведениях. Так, он нашел необходимым ограничить меры наказания, которые практиковались в этих училищах, и в своих предложениях семинарской администрации высказывался за то, «чтобы воспитатели обращали более внимания на нравственную сторону взысканий, развивали в детях и юношах совестливость как более гарантирующую их доброе поведение и тщательно обсуждали правдивость наказаний, соразмеряя их с виновностью; чтобы самые наказания эти были разумно-человечные, без увлечения гневом или горячностью»2. Как пастырь святитель Игнатий всячески способствовал духовному росту иноков, подвизавшихся под его руководством. Несмотря на слабое состояние здоровья, владыка ежедневно выслушивал исповедь помыслов монашествующих; будучи тонким психологом, он никогда не подвергал своих учеников тяжелым испытаниям, соизмеряя их физические возможности с умственным, интеллектуальным развитием.

Обладая литературным талантом, во все периоды своего служения епископ значительную часть времени посвящал писательским трудам, которые по духу были близки учению оптинских старцев. По словам С. Г. Исакова, «система воззрений владыки и оптинских подвижников на Церковь и монашество в основных чертах совпадают: их объединяет убежденность, что спастись можно и без отшельничества, что необходимо внутреннее совершенствование с помощью Иисусовой молитвы и что надо постоянно опираться на труды святых угодников Божиих — Нила Сорского и Паисия Величковского, а также на творения Восточных Отцов Церкви»3.

Проведя последние годы земной жизни в Бабаевском монастыре, преосвященный Игнатий свободное время посвящал пересмотру и пополнению своих аскетических сочинений, среди которых наиболее значительными писательскими трудами являются «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству», «Беседа старца с учеником», «О терпении скорбей», «О смерти»4.

Литературные произведения владыки Игнатия, в которых святитель выразил идеал духовного восхождения не только для иноков, но и для мирян, явились неоценимым вкладом в развитие культурной жизни России XIX в. В психологическом аспекте этот вклад тем более важен, что, по признанию самого святителя

1 Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви Сретенского монастыря. М., 2006. С. 221.

2 Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками в 1818 году // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1. М.: Паломник, 2001. С. 57.

3 Исаков С. Г. Алексей Поликарпович Бочков: Биографический очерк // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. ГУ. М.: Паломник, 2002. С. 573.

4 Владислав Цыпин, прот. Указ. соч. С. 222.

Игнатия, «он ни о каком духовном делании не говорил, а тем более не писал, не поверив своим собственным опытом того учения или делания и его последствий, которые он передавал слушателю или читателю, указывая в то же время на Писание Священное и Отеческие, говорившие о том же предмете...»5.

Иеромонах Марк (Лозинский), анализируя творения и письма епископа Игнатия Брянчанинова, указывает на главную цель написания этих произведений — любовь к Родине, народу и желание его всестороннего процветания, тем более, что владыка глубоко понимал проблемы русского религиозно-нравственного состояния всего русского общества, которое в его время далеко отступало от первохристианских идеалов6.

В великосветском обществе ревнитель благочестия видел лицемерие, постоянные интриги, карьеризм и полное безразличие к религии. Среди интеллигенции процветали нигилизм, скептицизм и наряду с ними грубые суеверия. В простом народе святитель усматривал крайний недостаток в духовном просвещении, приверженность форме, обрядоверие, суеверия, ослабление христианской нравственности, отступление от святоотеческой традиции, разгул страстей.

Высшая иерархия, по замечанию святителя Игнатия, «была слаба духом и в духовной жизни имела темные, сбивчивые понятия по букве, которые всегда убивают духовную жизнь. Низшее духовенство было мало образованно и не отличалось ревностью в назидании пасомых. Страсть же к деньгам прокралась во все сословия и саны и заглушила все благие побуждения и священные обязанности»7.

Пороком общества святитель Игнатий противопоставляет добродетели и рассуждает о них с представителями государственной элиты, призванными быть эталоном нравственного поведения и подлинного патриотизма. Для иллюстрации проникновения аскетического опыта в светскую, элитарную культуру обратимся к переписке владыки. Так, в одном из писем военному и государственному деятелю Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому, который неоднократно бывал в Сергиевой пустыни и беседовал с о. Игнатием, в ту пору ее игуменом, святитель наставляет: «Примите мой искреннейший совет: займитесь глубоко чтением всех сочинений св. Иоанна Златоустого; оне все есть на французском языке; толкование на Евангелие Матфея, на послание к римлянам, еще кое-что есть и на русском. Доколь судьба не вывела вас опять на поприще отечественной службы, займитесь на свободе определенным воспитанием вашего духа. Рекомендую вам того церковного писателя, который необыкновенною чистотою, ясностию, силою Христианского учения возносит читателя превыше земли; на высоте заоблачной витает этот орел и оттуда показывает своему питомцу землю. Думаю: величайшее приобретение для государственного человека взглянуть на землю с этой высоты; не говорю уже, какое это приобретение для христианина и человека — наследника вечности»8.

5 Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова... Т. 1. С. 64—65.

6 Марк (Лозинский), иеромонах. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия Брянчанинова // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. V. М.: Паломник, 2003. С. 555.

7 Там же. С. 556.

8 Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н. Н. Муравьеву-Карскому // Полное собрание творений. Т. V. С. 438.

Регулярная переписка свт. Игнатия с Н. Н. Муравьевым, начавшаяся в 1847 г. и продолжавшаяся двадцать лет, раскрывает не только глубину личной привязанности и общность системы ценностей, но и, в более широком контексте, взаимообусловленность религиозных и общегосударственных сторон жизни России, в которой «по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их...»9.

Широкая социокультурная, просветительская и воспитательная деятельность святителя Игнатия проявилась и в той области русской общественной жизни XIX в., которая касалась подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 г. Как управляющий Кавказской епархией, епископ Игнатий счел необходимым участвовать в полемике с либеральными, псевдохристианскими воззрениями на крестьянский вопрос, и в дальнейшем непосредственно с представителем воинствующе-атеистического крыла русской интеллигенции А. И. Герценом 10.

В отличие от либерально-просветительской позиции, которую отличают вера в социальный и нравственный прогресс, обожествление «прав и достоинств человека», использование религии лишь как инструмента для утверждения на земле начал добра и справедливости, церковно-христианское мировоззрение, с позиции которого выступал святитель Игнатий, видит главную цель человека в «обожении», то есть во внутреннем очищении и просветлении души, свободном приобщении к высшей реальности. Через культурофилософское осмысление и разъяснение владыкой важнейшего вопроса православной антропологии о свободе личности становится очевидным невозможность его разрешения политическими и экономическими средствами вне Церкви с ее строгой иерархией.

Святитель, в частности, пишет: «Несвободное состояние людей, имеющее многоразличные формы... есть последствие ниспадения человечества во грех. Первою властию была объявлена власть мужа; первою зависимостию — зависимость жены. С этой минуты вся власть сопряжена с насилием, подчинение сопряжено со страданием. Такими они остаются поныне; такими останутся до окончания мира. Спаситель наш даровал человечеству духовную свободу; но Он не только не устранил никаких властей, — Сам во время своего земного странствия подчинился влиянию властей, злоупотреблявших властью, подчиняясь бремени, которое человечество привлекло на себя грехом...

Отношения власти и подчиненности рушатся с разрушением мира: тогда установятся братство, равенство, свобода; тогда причиною единства власти и подчиненности будет не страх, а любовь»11.

Высоко оценивая столь благородное решение правительства, как отмена крепостного права, святитель Игнатий видит его положительную перспективу для обеих сторон, полагая, что гражданская свобода нравственно возвысит не только крестьян, но и «сословие дворян должно непременно вступить на высо-

9 Письма святителя Игнатия Брянчанинова к Н. Н. Муравьеву-Карскому // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. V. С. 439—440.

10 Любомудров А. И. Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. II. М.: Паломник, 2001. С. 447.

11 Воззвание святителя Игнатия от 6 мая 1859 года. В Кавказскую Духовную Консисторию // Там же. Т. II. С. 399-400.

кую ступень нравственного преуспеяния, отказавшись от рабовладения. Таково свойство самоотвержения и принесения выгод материальных в жертву выгодам духовным: оно возвышает, изменяет, совершенствует человека»12.

Понимая высокую степень ответственности Церкви в таком важном деле, владыка предостерегал пастырей от неправомерного вмешательства в государственные дела: «Вместе с сим тщательно охраняйтесь не только от вмешательства в гражданские распоряжения и от всякого суждения о них, но от всяких, даже частных и как бы конфиденциальных бесед и советов о вещественной стороне дела. Это воспрещено вам и законом Божиим и законом госу-дарственным»13.

Святитель Игнатий, благодаря тонкому пониманию человеческих душ и способности благодатно воздействовать на них, оказал значительное влияние на многих представителей русской культуры, с которыми владыку связывали узы крепкой дружбы и многосторонней творческой деятельности. Еще в годы учебы в Инженерном училище в Петербурге святитель посещал литературный салон А. Н. Оленина (1763-1843), директора Императорской Публичной библиотеки и Президента Императорской Академии художеств; литературные дарования владыки привлекали внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича.

В писательском наследии святителя есть множество произведений, относящихся к различным жанрам: лирические размышления, эссе, стихотворения, литературная критика.

Друзьями епископа, с которыми он вел переписку, были композиторы М. И. Глинка и П. И. Турчанинов, художник К. П. Брюллов. Святитель Игнатий, как отмечает А. М. Любомудров, среди святых Отцов, просиявших в новое время, наиболее полно и многогранно разработал вопрос о взаимосвязи православной культуры и проблемы творчества, раскрыв содержание творческой личности с христианской точки зрения 14.

В беседах о духе и характере православно-церковного русского пения архимандрит Игнатий высказал М. И. Глинке свои духовно-опытные взгляды на данный предмет. Эти взгляды и мысли были по просьбе композитора изложены пастырем в произведении «Христианский пастырь и христианский художник», которое может служить учебным пособием (как, впрочем, и другие сочинения) по раскрытию механизма трансформации и рефлексии духовного опыта в творческой деятельности. В частности, рассуждая о вторичности мирского искусства и завуалированности в нем Истины, Пастырь говорит Художнику: «Человеку дано смотреть на Творца своего и видеть Его сквозь всю природу, как бы сквозь стекло, человеку дано смотреть на него и видеть Его в самом себе, как бы в зеркале... При таком зрении человек, прежде казавшийся самому себе самостоятельности существом, познает, что он создание, что он существо вполне страдательное, что он сосуд, храм для другого Истинно Существа. Таково наше назначение:

12 Воззвание святителя Игнатия от 6 мая 1859 года... С. 417.

13 Там же. С. 395-396.

14 Любомудров А. М. Святитель Игнатий и проблема творчества // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. IV. С. 515.

его открывает нам христианская вера, а потом и самый опыт единогласным сви-детельным ума, сердца, души, тела»15. Святитель Игнатий утверждает, что человек — художник, творец в миру не может достичь совершенного блаженства, ни созерцая природу саму по себе, ни человека самого по себе, поскольку «в обоих предметах очень перемешано добро со злом, а блаженство не терпит ни малейшей примеси зла: оно — наслаждение цельным добром»16.

Объясняя внутреннюю драму людей, одаренных талантом, но не осознающих его назначения и своей ответственности перед Творцом за этот дар, святитель Игнатий указывает на причину конфликта творческой личности: «Зло в природе, особливо в человеке, так замаскировано, что болезненное наслаждение им очаровывает юного художника, и он предается лжи, прикрытой личиной истинного, со всею горячностию сердца. Когда уже истощаются силы и души и тела, тогда происходит разочарование, по большей части ощущаемое бессознательно и неопределенно. Большая часть талантов стремилась изобразить в роскоши страсти человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено музыкою зло во всевозможном разнообразии. Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут»17.

Единственно правильным выходом для подлинного творчества и таланта, по мысли свт. Игнатия, является изучение евангельских заповедей и исполнение их на практике, что сопряжено с немалым трудом и внутренней борьбой. Но лишь постепенно приобретя евангельский характер, «художник озаряется вдохновением свыше, только тогда он может говорить свято, петь свято, живописать свято»18.

Творческим деятелем, как правило, свойственно самовыражение, однако святитель Игнатий основанием подлинного христианского творчества называет самоотвержение. По мысли владыки, «если же человек будет руководствоваться прежде очищения истиною своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый: потому что в сердце его лежит не простое добро, но добро, смешанное со злом, более или менее...»19. Особенно предостерегал о. Игнатий от своеволия в интерпретации богословской проблематики и в поисках истины советовал «...заниматься по отношению к религии единственно чтением Святых Отцов, стяжавших очищение и просвещение по подобию апостолов, потом уже написавших свои книги, из которых светит чистая истина и которые читателям сообщают вдохновение Святого Духа. Вне этого пути, сначала узкого и прискорбного для ума и сердца, — всюду мрак, всюду стремнины и пропасти! Аминь»20.

Рассуждения святителя о смешанности добра со злом в творческой деятельности, в частности, писателя, основаны на учении Святых Отцов, в соответс-

15 Свят. Игнатий. Христианский пастырь и христианский художник // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. IV. С. 504.

16 Там же.

17 Там же. С. 505.

18 Там же. С. 506.

19 О книге Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» // Творения святителя Игнатия. Собрание писем. М.: Сретенский монастырь, 2003. С. 609—610.

20 Там же.

твии с которым, по словам профессора М. М. Дунаева, «искусство есть принадлежность падшего мира, самоприсущее миру выражение и свидетельство его падения»21. Таким образом, искусство — это всегда игра воображения, фантазии художника, а «фантазия», — как пишет Максим Исповедник, — вытеснила память Божию после грехопадения, затмила душу образами»22.

Подмена истины мнимыми образами, в которых, по утверждению прп. Григория Синаита, мечтания, соединенные со страстями, строят образы силой бесовской, может быть опасной, о чем предупреждает один из гоголевских персонажей, и наставляет своего сына: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится»23.

Осознавая меру ответственности пастыря за воспитание духовных чад, святитель Игнатий прежде всего заботился о чистоте собственной души, подвергая постоянной рефлексии и критике прожитую жизнь и состояние своего внутреннего мира, в котором покаянное чувство было главным. Владыка испытал всю тяжесть искушений и печальных мыслей, которое «одинаково тяжки: каждая кажется болезненнейшею для сердца, когда убодает, пронзает его». «Обращу ли взоры ума на протекшие дни мои? — Это цепь обольщений, цепь грехов, цепь падений! — пишет святитель в произведении «Плач мой». — Взгляну ли на ту часть жизни, которая еще предлежит мне на поприще земного странствования? — Объемлет меня ужас: его производит немощь моя, доказанная мне бесчисленными опытами. Воззрю ли на душу мою? — Нет ничего утешительного! Вся она в греховных язвах; нет греха, которому бы она была непричастна! Тело мое, бедное тело! Обоняваю смрад твоего тления... Таким вижу себя и рыдаю»24.

В эссе «Слава Богу!» владыка Игнатий спрашивает себя и беспристрастно отвечает: «Что же вижу я в себе? — Вижу грех, грех непрестанный: вижу непрестанное нарушение святейших заповедей Бога, Создателя и Искупителя моего. И Бог мой видит грехи мои, видит их все, видит бесчисленность их. Когда я, человек, существо ограниченное, немощию подобное траве и цвету полевому, чище взгляну на грехи мои, то они наводят на меня ужас и количеством и качеством своим. Каковы же они перед очами Бога, всесвятого, всесовершен-

ного?»25

Столь глубокое проникновение в тайники собственной души, отмеченной печатью грехопадения всего человеческого рода, ощущение себя странником в этом земном мире, «окруженным с младенчества бедствиями», позволяет свт. Игнатию пронзительно чувствовать и переживать душевное состояние других людей, еще не воспринявших красоты Небесной, религия для которых еще не стала осмысленной созидательной силой их творчества.

21 Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVII-XX веков. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 203.

22 Там же.

23 Там же. С. 204, 207.

24 Плач мой. Аскетические опыты // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1. С. 512.

25 Аскетические опыты // Там же. С. 355.

Понимая все трудности этой внутренней духовной деятельности, святитель Игнатий, как мудрый пастырь и педагог, наставляет одного из своих воспитанников: «Если оставишь всякое стремление к мнимому преуспеянию, возложив дело преуспеяния твоего на Бога, и вручишь временную и вечную участь твою воле Божией, — будешь заботиться при молитве твоей единственно о внимании, от которого обыкновенно является и которому обыкновенно содействует умиление, то молитвенный подвиг твой получает правильность. Это значительно успокоит тебя. Спокойствие будет знамением милости Божией.

Также я не советовал бы тебе очень вдаваться в рассматриванье своей греховности. Достаточно, если будешь знать это.

Духовный подвиг должен быть как можно менее сложным»26.

В письме к К. П. Брюллову о. Игнатий, называя себя «любителем высшей науки», повествует о том, что в своем земном странничестве и одиночестве он нашел «пристань верную — истинное Богопознание», а наставниками его «были почившие телом, живые духом святые Отцы, в писаниях которых святитель-инок нашел Евангелие, осуществленное исполнением»27.

Раскрывая смысл и значение неустанной духовной работы творческой личности для достижения благодатного результата, святитель призывает художника: «Вашей душе надо войти в эту пристань!.. Давно видел я, что душа Ваша в земном хаосе искала красоты, которая бы ее удовлетворила. Ваши картины — это выражение сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удовлетворила Вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истинного вдохновения.

Всякая красота, и видимая и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнью, вечною жизнью. Когда ж из красоты дышит смерть, он обращает от такой красоты свои взоры»28.

Актуальность этого призыва пастыря в наши дни несомненна; все сказанное о. Игнатием в данном фрагменте письма одинаково относится ко всем деятелям социокультурной сферы, прямо или опосредовано воздействующим на людей, их психологическое, а также духовно-нравственное состояние и развитие.

Сам святитель Игнатий (Брянчанинов) создавал свои произведения по заповеди Христовой «творить волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38), о чем в одном из своих писем рассказывает так: «Покойный иеросхимонах Сергиевой пустыни Стефан перед смертью постоянно читал «Слово о смерти» и не раз повторял мне следующие слова: «Это не Вы писали: это Бог дал Вам написать». Очень верно! То же должен я сказать вообще о всех моих убогих сочинениях. Такой отзыв слышу от самых глубоких людей об «Аскетических опытах». Так угодно Богу»29.

26 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма. М., 1993. С. 454.

27 Письма разным людям. К. П. Брюлову // Творения святителя Игнатия. М., 2003. С. 521.

28 Там же. С. 522.

29 Письма разным лицам. С. И. Снесаревой // Творения святителя Игнатия. С. 587.

Своими мыслями о плачевной участи отпавших от евангельской истины деятелях, для которых, по выражению Н. А. Бердяева, «творчество — не допускается и не оправдывается религией, творчество — сама религия»30, владыка делится с обер-прокурором Священного Синода С. Д. Нечаевым: «Случается и здесь видеть скорбящих — и только ищущие утешения в вере обретают его.

Недавно случилось видеть в скорби одного умного и ученого мужа, много занимавшегося философиею, изобретенною падшим и омраченным от падения умом человеческим. Каким же оказался философ перед лицом скорби? Слабым, изнемогающим, не видящим Промысла Божия, не ведающим Креста Христова, ищущим на земле правды человеческой и не могущим найти правды Христовой в смирении и терпении. Поучительное зрелище, на которое нам дозволено смотреть не с тем, чтоб осуждать ближнего, но чтоб видеть мертвость, когда бываем без Христа»31.

Произведения самого владыки — пример того, как всякая земная и, казалось бы, очевидная «мертвость» в наглядно-образном представлении истинного художника оживает и трансформируется в картины вечной жизни, подлинного оптимизма. Можно сказать, что особый характер созерцательности в творчестве о. Игнатия — один из интереснейших и важных психологических аспектов его мировосприятия.

Так, в поэтическом творении «Сад во время зимы» владыка пишет: «Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: перед ними открылась книга природы. Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе слова Духа, подобна Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду? — Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изображением действия, подобно воскресенью... Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели не оживут «сухие кости человеческие во время весны своей?»32

Живописное зрелище Финского залива, как повествует владыка, находясь в Сергиевой пустыни, вид «увенчанных пеною гордых свирепых волн», которые «все улеглись в тишине гроба и могилы», пробуждает глубокое размышление пастыря о бренности всего земного, которое так же непродолжительно, «как венцы из пены влажной».

Созерцание этой чудной картины природы венчает главный вопрос: «...Пройду ли отсюда, с берега житейского моря коловратного, неверного, в место селения дивна, даже до дому Божия, во главе радования и исповедания шума празднующего» (Пс. 41. 5), вселюсь ли там в век века? Что ж до скорбей земных, — «на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек» (Пс. 55. 12)33.

Созерцание гармонии мира у святителя Игнатия действенное, деятельное, очищающее и преображающее душу, его воля как художника, мыслителя, по-

30 Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 121.

31 Творения святителя Игнатия. Собрание писем. С. 549.

32 Сад во время зимы. Аскетические опыты // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1. С. 165—166.

33 Дума на берегу моря. Аскетические опыты // Там же. С. 168—169.

эта стремится во всем следовать воле Божией, что составляет смысл синергии. Его многожанровые произведения — прямые доказательства того, что культура, искусство, в особенности дар слова — это «ключи», которые открывают душу человека, пробуждают его нравственное чувство, помогают в его духовном восхождении.

Эффективный творческий рост в контексте святоотеческой традиции возможен лишь тогда, когда деятель науки, культуры, искусства осознает, что «центром мира и истории является Богочеловек Христос, а ни в коем случае человек»34.

С позиции богослова и пастыря начала XXI в. владыка Иерофей (Влахос) утверждает, что «самая большая ошибка нашего времени — это определение человека как центра мира. С точностью можно сказать, что все аскетическое делание христианина направлено на опровержение человеко-центричного миросозерцания и приобретение Бого-человекоцентричного»35.

Творчество самого свт. Игнатия и то, к которому он призывал, является именно Богочеловекоцентричным, а потому подлинным.

Владыка утверждал, что все дары Бога человеку достойны уважения. Дар слова несомненно принадлежит к величайшим дарам, что особенно важно подчеркнуть, говоря о психолого-педагогической деятельности. Поясняя назначение этого высокого дарования, святитель, как и во всем, опирается на святоотеческую традицию: «Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях — наставление и спасение человеков. Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и погубления!»

Обращаясь в одном из писем к игумену Антонию (Бочкову), свт. Игнатий в этой связи рекомендует: «Займитесь постоянно и смиренно, устранив от себя всякое разгорячение, молитвою покаяния, которою Вы занимаетесь: из нее почерпайте вдохновение из писаний Ваших. Затем подвергните собственной строгой практике писания Ваши и, при свете совести Вашей, просвещенной молитвой покаяния, извергните беспощадно из Ваших сочинений все, что принадлежит к духу мира, что чуждо духу Христову... В воображении моем уже рисуется книга стихотворений Ваших, песнопений, достойно именуемых и священными, и изящными»36.

Известно, что владыка твердо придерживался позиции пастырского слова, его высокой культуры в деле духовного воспитания и богословского образования. Им был создан проект Собора Русской Православной Церкви, в рамках которого преосвященный предложил составить учебники для духовно-учебных заведений с изъятием из них всего языческого и безнравственного.

Сам святитель разработал «Уроки словесности», в которых последовательно и подробно изложил представления о словесности как разумной способности души человеческой, дал определение ума как способности мыслить, определил

34 Иерофей (Влахос). Митрополит Навкапта и святого Власия. Господские праздники. Переиздание Симферопольской и Крымской епархии, 2001. С. 117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Там же.

36 Письмо Игумену Антонию (Бочкову) // Творения святителя Игнатия. Собрание писем. С. 118.

понятие риторики и структуры речи. Это произведение раскрывает во владыке не только талант словесника, литератора, но и несомненный талант педагога, разработавшего оригинальную методику преподавания данного предмета. Завершающим этапом «Уроков словесности» является конструирование «сложного периода», который, по определению о. Игнатия, есть «речь, выражающая полный и совершенный смысл». В качестве примера такого сложного периода владыка приводит фразу: «Сперва скорби переносятся очень трудно сердцем, не обученным терпению и смирению; потом, мало-помалу, самые скорби научают таинственному способу переносить их, поражая смертоносными ударами гордость, живущую в сердце, препятствующую великодушному терпению скорбей; наконец изливается из скорбей непостижимое утешение в душу истинного служителя Христова, и самые скорби служат для него источником духовной радости»37.

Проявил себя святитель Игнатий как знаток и критик церковной живописи, всегда находил веские документы для объективной оценки произведений деятелей русской культуры, с которыми общался. Однако наиболее строго владыка относился к собственному творчеству и в качестве образца работы над своими сочинениями называл А. С. Пушкина, которого считал эстетическим эталоном поэтического творчества.

В письме к игумену Антонию (Бочкову) он подробно раскрывает «технологию» такой работы: «Мне очень нравится метод Пушкина по отношению к его сочинениям. Он подвергал их самой строгой собственной критике, пользуясь охотно и замечаниями других литераторов. Затем он беспощадно вымарывал в своих сочинениях излишние слова и выражения... От такой вычистки и выработки его сочинения получали необыкновенную чистоту слога и ясность смысла. Как они читаются легко! В них нет слова лишнего! От чего? — от беспощадной вычистки... Смею сказать, что и я стараюсь держаться этого правила»38.

Можно с уверенностью говорить о том, что преосвященный Игнатий Брянчанинов явился предшественником самобытных русских писателей-аскетов и богословов, таких как Феофан Затворник, преподобный Амвросий и другие оп-тинские старцы. Многие известные архипастыри и пастыри конца XIX и начала XX в. основывались в своей богословской и пастырской деятельности на сочинениях святителя Игнатия39.

В мире русской культуры — духовно-нравственной, психолого-педагоги-ческой, воспитательной, просветительской труды о. Игнатия представляют собой реальный опыт трансляции православной традиции как базовой системы ценностей в общественную и государственную жизнь. Особенно важен данный опыт сегодня, в условиях повышенного интереса многих представителей интеллигенции к святоотеческой литературе и тем духовным советам, которые звучат от выдающихся пастырей, наиболее близких нам по духу времени.

37 Уроки словесности // Полное собрание творений свтятителя Игнатия Брянчанинова. Т. IV. С. 490-491, 498, 503.

38 Игумену Антонию (Бочкову) // Творения святителя Игнатия. Собрание писем. С. 119.

39 Иеромонах Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям епископа Игнатия Брянчанинова // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. V. С. 703, 706.

Ключевые слова: духовное просвещение, духовный писатель, православная антропология, пастырь, пастырское слово, социокультурная и психолого-педа-гогическая деятельность, взаимосвязь православной культуры и творчества.

Psychological and Pedagogical Aspects of Holy Hierach Ignaty Bryancha-ninov’s Pastoral Act ivit y and Lit er al Cr eat ive Act ivit y

N. E. Shaf azhinskaya

The Holy Patriarch Ignaty’s pastoral experience, which revealed his great talent for teaching modern monkhood as well as his literary works and extensive correspondence prove that the integration of orthodox anthropology and secular culture, social and state spheres is both possible and effective. Particular attention the eminent Ignaty paid to youth education in his jurisdictional establishments. Possessing a literary gift, at all periods of his bishop serving, he devoted much of his time to literary works, which were spirirually close to Optinsky Startsi’s theory. It was an invaluable contribution to developing Russia’s cultural life in XIXth century as one can conclude, reading the article.

Keywords: spiritual education, spiritual writer, orthodox anthropology, pastor, pastoral word, socio-cultural and psychologo-pedagogical activity, interconnection between orthodox culture and creative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.