УДК783:37.034
ПОТЕНЦИАЛ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
POTENTIAL OF SACRED MUSIC IN FORMING MORAL VALUES
Н. Н. Жаднова
N. N. Zhadnova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения нравственного потенциала духовной музыки. Исследуется влияние православного хорового искусства на формирование нравственных качеств личности. Являясь важной частью русской национальной культуры, духовная музыка заключает в себе огромный потенциал. Устремленная к духовному миру человека, она формирует его нравственные и эстетические чувства. В статье рассматривается возможность использования русской духовной музыки в качестве одного из главных средств нравственного воспитания подрастающего поколения, так как посредством ее изучения происходит передача духовного опыта человечества.
Abstract. The article is devoted to the problem of moral potential of sacred music. The author examines the influence of the Orthodox choral arts in forming moral values. Being an important part of the Russian national culture, sacred music offers a tremendous potential. Aspired to the spiritual world of man, it develops moral and aesthetic feelings. The article discusses the use of the Russian sacred music as the main means of developing moral values at younger generation as studying it provides the transfer of the spiritual experience of the mankind.
Ключевые слова: нравственность, культурное наследие, народные традиции, православие, духовная музыка.
Keywords: morality, cultural heritage, folk traditions, Orthodoxy, sacred music.
Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня в условиях протекающих социальных изменений в обществе особую значимость приобретают вопросы сохранения уникальности традиционной народной культуры, всего накопленного веками культурного наследия на основе разумного использования для дальнейшего развития отечественной художественной культуры. Испытания, которые легли на плечи нашего народа, указывают на то, что пренебрежение народными традициям неминуемо отражается на всех сторонах жизни современного и последующих поколений, приводит к прерыванию исторической памяти и исторической преемственности, а в целом - к обеднению общества. Это не может быть компенсировано ни совершенствованием современного образования, ни созданием самобытных, пусть значительных, произведений.
Самым серьезным аргументом в пользу сохранения традиционной народной культуры является ее непреходящая педагогическая ценность. Здесь непосредственно в деятельности (индивидуальной и коллективной) происходит воспитание трудолюбия и художественного вкуса, смекалки и творческой фантазии, эстетики и нравственности. Эти ценностные ориентиры на всю жизнь создают человеку основу для самосовершенствования и самореализации. Этим обусловливается духовно-нравственное состояние общества.
Большой вклад в народную культуру внесли традиции православия, в частности, русское хоровое пение, занимающее особое место в истории отечественной культуры. Представляя собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей, православная духовная музыка содержит в себе мощный нравственный потенциал, изучению которого будет посвящена данная работа.
Материал и методика исследований. Нами были применены теоретические (обзор исторической, философской, педагогической, культурологической, музыковедческой литературы) и эмпирические методы; были использованы общенаучные (анализ, синтез, сравнение, систематизация) и специфические методы историко-педагогического исследования (реконструкция, описание и объяснение).
Результаты исследований и их обсуждение. В процессе эволюции любая нация стремится сохранить собственную культуру, накапливая и обогащая ее ценностями каждой эпохи для передачи следующим поколениям. Тем самым культурные традиции постепенно накапливаются, сохраняются и получают свое оформление в виде общественного достояния. Культурное наследие, представляющее собой материальное и духовное богатство в совокупности памятников истории и архитектуры, уникальных в историко-культурном отношении территорий и объектов, художественных промыслов и ремесел, национальных традиций и обычаев, служит сохранению народа, его исторической памяти и национальной самобытности.
По мнению отечественных ученых, принципы воспитания в России, как и менталитет русского народа, традиционно формировались на основе православной культуры [8]. Вся сущность мировоззрения русского человека основывалась на христианских ценностях и канонах, о чем справедливо высказывался русский критик, историк, литературовед В. В. Кожинов. Он отмечал, что за тысячелетие своего существования на Руси православие всесторонне и глубоко проникло «в бытие и самый быт», «легло в основу представлений об основных ценностях» и «определило отношение к природе, к людям, к труду» [4].
Именно с принятием христианства на Руси начинает развиваться самобытная православная культура, в русле которой возникает новое музыкальное направление - русская духовная музыка, которая по своим певческим жанрам принципиально отличается от западноевропейской. Ее активному распространению на Руси содействовали сами правители. Исследователи истории русской культуры утверждают, что в школах, организованных князем Владимиром, а позднее и Ярославом Мудрым, наряду с чтением и письмом обучали и основам церковного пения [1], [5], [9]. Известно также, что в 1086 году старшая дочь Всеволода Ярославича Анна организовала училище для девочек при Андреевском монастыре, в котором они обучались чтению, письму и пению [6, 5]. Понимание необходимости обучения церковному певческому искусству обсуждалось в 1551 году на Стоглавом Соборе, где было решено организовать на дому у священнослужителей училища для обучения чтению, письму и пению [1]. Важное внимание церковному пению уделялось и в царских семьях. Известно, что многие русские цари принимали участие в пении за богослужением, а также хорошо владели знанием знаменной нотации. По свидетельству Забелина, царь Алексей Михайлович с восьми лет уже изучал Октоих, а его сын, Петр Алексеевич, заучивал целые богослужебные книги наизусть, включая Евангелие и Апостол [3].
Христианизация Русского государства кардинально преобразовала облик и содержание культуры: все виды искусства были в большей степени сопряжены со становлением православной веры. На протяжении многих веков в лоне Православной церкви создавались шедевры искусства (храмы, фрески, иконы, предметы культа, богослужебное каноническое
чтение и церковное пение), ставшие неотъемлемым достоянием русского народа, его духовной составляющей. Как и все церковное искусство, музыка, звучащая в храме, должна была вызывать благоговейные чувства, способствовать душевному успокоению, обузданию страстей и искренней сердечной молитве. Соответственно, можно говорить об особом виде синкретизма русской духовной музыки: вместе с архитектурой, иконописью и убранством храма она призвана воздействовать одновременно на все органы чувств человека, его разум и волю. Церковное пение построено по определенным правилам, где главные способности человеческой души (ум, воля, чувства) соответствуют определенным музыкальным тонам: внимание ума завораживают одни звуки, направляют волю к «горнему» другие, а возбуждают чувственность - третьи. Основываясь на законах психологии, духовная музыка гармонично развивает личность и воспитывает нравственное начало в человеке [9, 13].
Еще одним важнейшим признаком православной духовной музыки является гармония канонического текста и музыкального строя православных песнопений: мелодия не только сопровождает текст, она расшифровывает и интерпретирует, отражает и восполняет его содержание, передавая то, что невозможно выразить словами. В основе исполнения духовной музыки лежит передача полноты содержания текста, что достигается минимальными оттенками, рождающимися из понимания логической силы текста. Исследователь русского церковного православного пения протоиерей Борис Николаев, характеризуя сопод-чиненность мелодии и текста, утверждает, что разница между словесно разумной стороной богослужения - пением и чтением - состоит лишь в мелодической широте: «церковное пение - это мелодически расширенное и украшенное чтение, а чтение - это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава» [5]. Кроме того, православная духовная музыка находится в полном соответствии с церковными канонами.
Каждое музыкальное средство всегда оценивалось церковными авторитетами. Особое внимание изучению православного пения уделяли отцы церкви Иоанн Златоуст, Василий Великий, Климент Александрийский, Григорий Нисский. В их творениях содержится целая концепция, в которой сформулировано осмысление музыки с позиции церкви. Основы учения о богослужебном пении заключаются в точном соотношении средств музыкальной выразительности и духовного состояния человека. Святой Климент Александрийский еще в III веке утверждал, что к музыке нужно обращаться для образования нравов, выбирать проникнутые бесстрастием и целомудрием мелодии: расслабляющие и разнеживающие душу мелодии «не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений» [10, 113]. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что ангельское небесное пение является прообразом богослужебного пения: люди на земле составляют церковные хоры, подражая славословиям ангельских воинств [7, 177].
О высоком достоинстве духовной музыки говорят также философы и музыканты. Они подчеркивают, что это искусство увеличивает сферу нашего бытия и поле нашего познания, открывает нам гармоничный и удивительный мир звуков, развивает мышление, одухотворяет чувства и облагораживает желания. В отличие от светской музыки, церковное хоровое искусство лишено эффектности, которая рассеивает внимание молящихся и отвлекает их ум от молитвы. В этой связи выдающийся церковный композитор А. Д. Кастальский в журнале «Музыкальный современник» писал, что хорошо было бы иметь музыку такого рода, которую можно услышать только лишь в храме; и чтобы она так же разнилась со светской музыкой, как богослужебное облачение со светскими одеждами [1]. Церковное пение, призванное «восполнить духовный потенциал в человеке» и «утолить его духовный голод», ставит своей наиглавнейшей задачей «воздействовать на душу человека», «предлагает ему на мгновенье
отрешиться от всего земного», «сосредоточить свои мысли и чувства на глубине песнопений» [9, 12]. Русское музыкальное искусство, заключающееся в гармонии помыслов и переживаний, в открытости, направленности на единение людей, помогает человеку в большей степени противостоять злу, ожесточенности, непримиримости, бездуховности. Хоровая церковная музыка помогает понять ближнего, сочувствовать и сопереживать. Согревая душу и очищая наше сознание, она одухотворяет человека, служит стимулом к созерцанию духовного мира, к чему стремится душа каждого человека.
Православное музыкальное искусство занимает важнейшее место в становлении русской культуры. Светская профессиональная музыка появится на Руси лишь в конце XVII века, а богослужебная русская музыка уже будет иметь десятивековую историю. Жизнь нашего народа была настолько пронизана влиянием религии и сопряжена с жизнью церкви, что на Руси церковное искусство стало поистине соборным. По мнению патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского), это связано с тем, что богослужебное пение создавалось людьми благочестивыми, создавшими «Царствие Божие внутри самих себя». В результате личного духовного опыта их внутренний мир, наполненный сладости небесной, отобразился в их песенном творчестве, как небесная лазурь отображается в прозрачной воде: «только такие творцы, одаренные познанием тайн божественных звуков, могли создать мелодию, являющуюся голосом Церкви, ее мелодическим богословием» [5].
Являясь важной частью русской национальной духовной культуры, православное пение в значительной степени повлияло на светскую музыку. Так, мелодика древнерусского искусства сыграла огромную роль в формировании языка и стиля классической русской музыки XIX века. Известно, с каким интересом относился к этим древним напевам М. И. Глинка, особенно в последние годы жизни. Их высокая художественная красота и своеобразие привлекали и композиторов последующих поколений. М. А. Балакирев, приступая в 1861 году к сочинению фортепианного концерта, решил использовать в одной из его частей старинную церковную тему, что вызвало горячее одобрение В. В. Стасова. К этому источнику также обращались М. И. Глинка, А. К. Лядов, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, а позднее - А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, П. И. Чайковский, С. Н. Василенко, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и другие русские композиторы до Н. Я. Мясковского включительно [9, 10].
Русская духовная музыка представляет собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей. Она содержит в себе мощный воспитательный потенциал, и посредством ее изучения происходит передача духовного опыта человечества. Будучи обращенной к внутреннему миру человека, она формирует его нравственные и эстетические чувства, способность воспринимать и оценивать мир в гармонии, что со временем преобразуется в убеждения и становится частью мировоззрения человека. Это позволяет утверждать, что посредством духовной музыки наряду с религиозно-богослужебными решаются еще две значимые задачи: образовательная и воспитательная. Православная духовная музыка может выступать одним из способов художественного познания мира, и в этом заключается ее образовательная задача. Решение воспитательной задачи посредством православного хорового пения происходит за счет того, что оно, как никакое другое искусство, является выразителем и распространителем духовности, чем и способствует развитию нравственных качеств человека. Духовные музыкальные произведения преисполнены красоты и глубоко осмыслены. Во время их исполнения происходит духовно-нравственное совершенствование, поэтому духовная музыка наравне с другими шедеврами искусства должна стать значимой частью в воспитании и гармоничном развитии личности человека.
Современная ситуация требует изучения традиционных основ бытия и культуры [2]. Духовная музыка как культурный пласт содержания образования органично включается в современный контекст. Являясь одной из сторон отечественной духовной культуры, она становится предметом тщательного изучения. Эта заинтересованность вызвана тем, что русская православная музыка является не только нашей национальной гордостью и достоянием нашей отечественной культуры, но и вечной ценностью в сокровищнице мировой культуры. С духовной музыкой знакомятся учащиеся общеобразовательных и музыкальных школ, воспитанники учреждений дополнительного образования, семейных и молодежных центров, православных клубов. В большинстве храмов организованы воскресные школы, где учащиеся изучают такие предметы, как история религии, церковное чтение и православное пение. Профессиональные, учебные и самодеятельные хоровые коллективы включают в свой репертуар духовные произведения, посредством которых слушатели и исполнители соприкасаются с вечными нравственными истинами.
Резюме. Таким образом, русскую духовную музыку можно назвать предтечей русской классической музыки, являющейся мировой ценностью и своеобразной визитной карточкой России. Образный строй православного хорового пения несет в себе несокрушимую веру в торжество духа человека, его нравственности. Поэтому в основу воспитания культурного человека должны быть положены шедевры духовной музыки таких русских композиторов, как М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, П. И. Турчанинов, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, П. И. Чайковский, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и другие. На этих примерах формируются национальный дух и крепость духа человека, а также высокие идеалы Добра, Красоты, Любви и Верности. Русское хоровое искусство, будучи особым кодексом нравственности, формирует благородные устремления человека и одновременно является великим духовным наследием, которым располагает современное человечество.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви : в 2 т. Т. 1 / И. А. Гарднер. -М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. - 498 с.
2. Дулина, Г. С. Роль православной традиции в духовном становлении человека / Г. С. Дулина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). 4.2.-С. 58-62.
3. Забелин, И. Е. Домашний быт русских царей в ХУ1-ХУИ столетиях [Электронный ресурс] / И. Е. Забелин. - Режим доступа : http://az.lib.rU/z/zabelin_i_e/text
4. Кожинов, В. В. Необходимо широкое и глубокое мышление / В. В. Кожинов // О русском национальном сознании. - М. : Алгоритм, 2002. - С. 366-369.
5. Николаев, Б. протоиерей. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения [Электронный ресурс] / Б. Николаев. - Режим доступа : http://www.canto.ru/index.php? шепи=риЬНс&111=Ьшко1аеу
6. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. -М. : Академия, 2003. - 192 с.
7. Свт. Иоанн Златоуст. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского: избранные творения. Собрание поучений : в 2 т. Т. 1 / Свт. Иоанн Златоуст. - М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - 482 с.
8. Столица, А. А. Воспитание личности педагога-музыканта в процессе изучения православной духовной музыки [Электронный ресурс] / А. А. Столица. - Режим доступа : http://www.art-education.ru/AE-magazine/
9. Трубин, Н. Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин. - Смоленск : Смядынь, 2004. - 229 с.
10. Шиндин, Б. А. Некоторые вопросы изучения русской музыкальной культуры переходного периода / Б. А. Шиндин // Русская хоровая музыка Х^-ХУШ вв. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - № 83. - С. 109-115.