■ ■ ■ Информационно-психологическая безопасность личности как психотехнология защиты от манипуляции сознанием молодёжи
Соколовская И.Э., Васякин Б.С., Щербакова О.И.
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация.
Аннотация. В статье проиллюстрированы базовые решения для создания надёжной защиты массового сознания граждан РФ от негативных манипуляторских воздействий. Дан анализ действий и контрдействий современных средств психологического оружия и способы его нейтрализации. Этот защитный комплекс, состоящий из определённых методик и технологий, описан в данной работе, как особый вид противостояния в информационном пространстве агрессивным влияниям, разрушающим и подчиняющим коллективный разум. Сам метод защиты сознания отдельного человека и больших групп людей опирается на технологическом и научно выверенном влиянии на гармоничное развитие подрастающего поколении и студенческой молодежи.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, психологическая защита, национальная безопасность, манипуляция сознанием, духовная безопасность личности
Для цитирования: Соколовская И.Э., Васякин Б.С., Щербакова О.И. Информационно-психологическая безопасность личности как психотехнология защиты от манипуляции сознанием молодёжи // Коммуникология. 2019. Том 7. №2. С. 154-164. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-2-154-164.
Сведения об авторах: Соколовская Ирина Эдуардовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, академик АМИ (Академии Имиджеологии); Щербакова Ольга Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии РЭУ им. Г.В. Плеханова; Васякин Богдан Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры психологии РЭУ им. Г.В. Плеханова. Адрес: 117997, Российская Федерация, г.Москва, Стремянный пер., 36. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 28.04.2019. Принята к печати: 02.06.2019.
Введение
В XXI веке появились неизвестные ранее технологии, которые позволяют различным негативным силам и группировкам, от сектантских до политических, оказывать колоссальное влияние на сознание людей с помощью различных информационных коммуникаций и манипулировать индивидуальным и общественным сознанием. Буквально пророческими кажутся сегодня слова гениального Достоевского из его романа «Братья Карамазовы»: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей!» Невиданное ранее по масштабу сражение, только в виртуальном пространстве, идёт за каждую национальную или социальную группу, за каждого отдельного человека. Критических пределов достигло нега-
тивное влияние на массовое сознание человечества, посредством применения новейших разработок в области информационно-коммуникативных технологий, совершаемое часто по произволу отдельных власть имущих или следуя больной фантазии чьих-то частных интересов. Массированное применение таких технологий с целью агрессивного навязывания идеологических предпочтений и приоритетов, неких норм политико-правового или производственно-экономического поведения сегодня уже не ограничивается только ментальной сферой людей, но впрямую и очень опасно перегружает «физический баланс» самого существования человека и всего им созданного.
Продолжающийся процесс информатизации и оцифровки общества составляет интеллектуализация всех видов человеческой деятельности, а также создание совершенно новой информационной среды общества, открывающей доступ к источникам информации для каждого человека. Наряду с преимуществами информатизации общества появляются новые угрозы и проблемы, которые требуют быстрого решения. Информационная среда, влияющая на сознание, менталитет подрастающего поколения, изменения их потребностей, ценностей, возможностей, социальное пространство существования и функционирования -это многоплановая система отношений. Ещё в 1983 году А. Н. Леонтьев сказал: «Жизненно важно, чтобы не было обнищания души, когда идёт обогащение ума информацией». Леонтьев имел в виду безличное накопление знаний, опасность системы образования, как средства формирования личности. Сегодня эту теорию можно интерпретировать по-другому. Способ мышления, мировоззрение, приоритеты, ментальные и бытовые интересы воздействуют на функционал обогащения информационного поля, развитие морально-смыслового фильтра. Информационно оформленные влияния классифицируются, как отрицательные, если они содействуют созданию напряжения на ментальном и физическом плане жизнедеятельности, как отдельных людей, так и всего общества в целом, искривляют зеркало морали, дезориентируют людей в их социальных и политических установках и приводят впоследствии к анормальному, разрушающему общественное и государственное устройство образу мыслей и поведенческих реакций, как одной личности, так и больших социальных групп.
Подчинение и негативное управление сознанием человека начинается и проявляется в ситуации воспринимаемой сознанием психически атакованного человека, как абсолютная реальность. Интернет-пространство обеспечивает не только свободный путь к добыче и использованию огромных информационных порталов, но и является базой для внушения и навязывания чуждых цивилизованному человечеству ценностей. Поэтому Кравцов Д.Н. отмечает, что доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации 5 декабря 2016 г. за № 646) объявляет о таких новых угрозах информационной безопасности. К угрозам относят информацию, негативно воздействующую на сознание населения России, особенно молодежи, с целью компрометации исконных российских духовно-нравственных ценностей; широкое использование террористами и экстремистскими органи-
зациями механизмов негативного влияния на определённые социум и в глобально на коллективный разум целого народа, чтобы настроить составляющие его этносы к взаимной враждебности, разжигания этнической и религиозной ненависти или вражды, поощрения экстремистской идеологии и вербовки отдельных граждан в террористические и экстремистские организации [Кравцов: 80].
Наше сознание выходит за рамки биологии, это «вещь», которая позволяет нам воспринимать внешнюю среду. В то же время, наша внешняя среда является результатом уровня сознания, на котором мы все работаем. Квантовая физика показывает, что то, как мы воспринимаем нашу реальность, напрямую отвечает за ее формирование. Сознание также несет ответственность за функционирование нашей биологической основы. Если вы посмотрите на исследования эффекта плацебо, когда люди, принимающие некие биологически неактивные вещества, абсолютно убеждены, что принимают чудодейственные лекарства, и их тела сами создают излечивающие химические потоки и лечебную биологическую среду, необходимые для достижения желаемого результата или излечения. Это уже известный научный факт, что наш биологический состав, вплоть до наших клеток, и внешняя реальность вокруг нас формируется нами, нашим восприятием, убеждениями, эмоциями и чувствами. То, как мы воспринимаем мир через внутреннюю перспективу, отвечает за создание и формирование внешнего мира, который мы видим вокруг нас.
Жизнедеятельность человека, кроме биологической среды обитания, проходит также в особой, характерному только человеческим сообществам энергоинформационному полю, у которого есть свои законы развития и деятельности. Практически каждое колебание этой субстанции (энергоинформационного поля) и его функционала мгновенно отслеживается агентами влияния и тут же применяется разными социальными группами для давления на психологическую стабильность общества и манипуляторных воздействий на каждого отдельного человека этого общества.
Постепенное преобразование медийных структур в так называемую «четвёртую власть», глобально воздействующую на антропологическую и общественную составляющие жизнь человечества сегодня, делает проблематику общественной и государственной энергоинформационной защищённости индивида и социума очень актуальной. У этой проблемы есть две чётких составляющих:
Организация мер по психологической защите от разрушающего влияния внешних угроз;
Духовная безопасность, как внутренняя, сугубо личная, психологическая устойчивость духовного мира человека к неблагоприятным информационным воздействиям [Соколовская, Ясин].
Психическая целостность - состояние человека, когда он полностью контролирует свое психическое состояние и данные своего мозга, так что без его согласия никто не может читать, копировать, распространять или изменять такие состояния и данные, чтобы каким-либо образом влиять на индивидуальность человека.
Информационно-психологическая безопасность - это такое состояние энергоинформационного поля и условий существования индивида и социума, которые исключают возможность нарушения его психической целостности, адаптивности (всех форм адаптации) рабочая функциональность и способность к социальному прогрессу субъектов (индивида, социумов, человечества).
Цель научного анализа
Главная цель нашего научного анализа заключается в определении границ проблемы информационной безопасности населения РФ и обозначении главных путей и механизмов её решения.
Современная значимость всего комплекса задач по обеспечению информационно-психологической безопасности человека в энергоинформационном поле задаётся определённым рядом критериев. Первое - колоссальным воздействием происходящих в мире цивилизационных перемен и ломке традиционных системных установок, создающих жизненно необходимые требования в целом комплексе новейших критериев, абсолютно востребованных для нормального роста и оформления личности человека, как гармоничного субъекта цивилизации людей, и, следовательно, обеспечение для этого всех необходимых условий, в том числе и в организации высокого уровня глобальной безопасности каждого индивида и всего социума.
Вторая сторона лежит в области давно возникшей потребности качественно нового подхода к созданию базовых ценностей человечества и смены всей функциональной системы основных целей и задач в мировой науке, в позитивном изменении коллективного разума, общественной практики и смены устаревших традиционных установок по приоритету и доминированию задач безопасности государства к усилению значения жизни и безопасности отдельного человека и гражданского общества в целом.
Согласно Конституции РФ, мирное существование российского общества и государства должно полностью коррелировать с обеспечением информационно-психологической безопасности каждого гражданина страны. Государственный аппарат в условиях современных глобальных угроз и при наличии активно идущих процессов цивилизационных изменений обязан быть стопроцентным без исключений гарантом мирной жизни и гармоничного развития личности каждого человека. При любых попытках найти другую форму существования государство непременно столкнётся с разрушительной и практически необратимой активностью антигосударственных сил, формирующих необходимые условия для детонации взрывных процессов, вполне способных вызвать деструкцию и самоуничтожение общественного и государственного устройства.
Обсуждение
Безопасность как социокультурный феномен требует комплексного подхода и интегрирует множество аспектов социальной реальности, каждый из ко-
торых важен как для отдельного человека, так и для общества в целом. Существуют определенные универсальные желания и потребности, которые ценятся всеми культурами и народами как необходимые для обеспечения высокого качества жизни, одним из таких универсумов является необходимость безопасности. Следовательно, состояние безопасности людей в обществе напрямую зависит от процессов, происходящих в обществе, а также от стремления к безопасности и его необходимости выступать в качестве мощных стимуляторов социальных изменений.
Одной из целей данной работы является проведение краткого теоретического анализа исследований по информационной и психологической безопасности, как социокультурного феномена. Исходные материалы для анализа были выбраны в соответствии со следующими принципами научного познания: развитие, систематичность и детерминизм. Мы хотим показать, что, с одной стороны, безопасность человека является результатом эффективной политической, экономической, социальной и культурной среды. С другой стороны, безопасность общества - это сочетание безопасности отдельных людей. Таким образом, укрепление психологической безопасности общества является ключом к достижению благополучия различных категорий людей. Кисляков П.А. отмечает, что информационная безопасность - это динамичный процесс, поскольку в любой момент времени мы имеем дело с новым типом опасности. В результате основные методы защиты в плане психологической безопасности общества и государства должны постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям информационной среды и практически создаваться заново. Скрытый характер безопасности проявляется в том, что человек начинает психически напрягаться только тогда, когда возникает реальная угроза его жизни, здоровью и благополучию [Кисляков: 108]. Более того, использование междисциплинарного подхода (в частности, психологического и социологического) представляется наиболее плодотворным, особенно в отношении таких скрытых явлений, как безопасность и благополучие. Все аспекты человеческого поведения во всех сферах жизни могут быть истолкованы, как в контексте чувства безопасности, так и реальной безопасности, и в большинстве случаев именно потребность в безопасности направляет активные действия человека. Восприятие людей и оценка их состояния безопасности являются психологическими процессами, следовательно - они подвержены индивидуальным и групповым различиям. Новейшие исследования в этой области чётко показали, что в современном мире связь между чувством благополучия и чувством безопасности привлекает все большее внимание.
Массированное негативное воздействие на сознание как отдельных людей, так и целых народов уже неоднократно становилось целью исследований отечественных и зарубежных учёных в формате изучения политических, социальных, информационных проблем государства и права и влияния их на глобальное развитие общества и человека. Главным предметом данного научного анализа стало определение основных угроз информационно-психологической безопас-
ности человека и классификация форм защиты личности и общества от агрессивных манипуляторных воздействий на сознание молодёжи.
Пую Ю.В. считает, что "манипулятивность, как конвенционально принятая стратегия воздействия посредством массовых коммуникаций, базируется на невербальных способах передачи информации" [Пую]. Воздействие СМИ проявляется, как приоритетное средство социально-политического воздействия, когда важным становится не аргументированная речь, строгость доказательства лингвистического поведения, а техника речи и риторические фигуры. В наши дни негативное управление общественным сознанием является слож-ноорганизованной манипуляторной активностью организаций (политических группировок, руководств отдельных стран и т.д.) или даже неких одиночных лидеров, которые стали позиционировать себя как о защитников и выразителей приоритетов какого-либо социального объединения. группы. СМИ, создающие информационные кластеры, изменяющие и подменяющие, информационные потоки, являются основным инструментом влияния в современном мире. Для повышения эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные информационные технологии, способные сделать конформными для негативных воздействий на сознание любые по количеству группы людей.
Такое манипуляторное управление групповым сознанием, тем не менее, бывает не только разрушающим для общества, но и в некоторых обстоятельствах даже полезным для сохранения стабильных условий его выживания. Во время больших социальных потрясений: войн, революций, техногенных или природных катастроф, именно жёсткое, упорядочивающее общественное поведение влияние, основанное на рациональных требованиях порядка и закона, даже тиранического плана, могло дать общественным группам, с наименьшими физическими, материальными и моральными потерями выйти из состояния депрессивно-сти, анархии, бесконтрольной агрессии одних индивидов над другими, моральной деградации [Щербакова, Свинобой: 46].
Следует заметить, что право человека на безопасность личного пространства и среду обитания - это общемировая культурно-правовая ценность, являющаяся одним из главных прав человека. Любые негативные воздействия на психику и сознание человека грубо нарушают его основные права, гарантирующие ему полную свободу духовных проявлений и гармоничное развитие его индивидуальных качеств. Духовно сломленным, зависимым и психологически ущербным индивидом легче управлять, чем человеком здоровым и сильным. И поэтому отрицательное воздействие манипуляции можно отнести к скрытым технологиям социального гнета в сфере человеческой духовности [Соколовская 2010].
Грачев Г.В. отмечает, что «система психологической защиты личности включает три основных уровня: социальный, социально-групповой и индивидуально-личностный. На индивидуально-личностном уровне психологическая защита личности реализуется в форме психологической самозащиты» [Грачев].
Грачев Г.В. выдвигает информационно-психологические угрозы на главное место в общем перечне угроз информационно-психологической безопасности человека и определяет их по таким критериям:
- повсеместное проникновение и применение психо-информационных атак в процессе информационно-коммуникативных обменов и новейших информ-технологиях;
- быстрым ростом числа субъектов социума, владеющих эффективными ма-нипуляторными технологиями и доступность средств быстрого тиражирования информации;
- отсутствием реальной системы предотвращения атак на сознание человека и общества в пределах всей страны;
- эпидемическим ростом и продвижением продвинутых техники методов информационно-психологического влияния манипуляторного типа;
- всеобщей неразвитостью у подавляющего количества россиян приспособлений и навыков защиты своего сознания от действий агентов манипулятор-ного влияния;
- высокой конформности населения РФ и незащищенности от манипулятор-ных влияний из-за очень долгого периода коренных изменений условий жизни российского общества.
Общим источником внешних угрожающих факторов информационно-психологической безопасности человека и общества становится та область энергоинформационного поля человечества, что в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир. То есть, информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет им адекватно воспринимать окружающее и самого себя. Отчасти, в эту категорию попадают дети, подростки, студенческая молодежь и религиозно-ориентированные люди.
Духовно-нравственный рост и воспитание культурного человека начинается в семье. Ценности семейной жизни, впитываемые ребёнком в начале своего земного пути, несут в себе заряд жизненно важных установок и программ для любого человека в течение всей его жизни. Внутрисемейный климат и опыт обитания и воспитания в семье люди проецируют на свою роль в общественном устройстве и по сути, представляют базовые установки общегражданского мирного сосуществования. Однако, российские телевизионные программы не отражают этого, нет хороших поучительных фильмов о счастливых семьях. В основном, телепрограммы переполнены насилием, агрессией и культом денег [Соколовская 2011].
Укреплению духовной безопасности подростка способствует его правильное воспитание в семье с самого раннего возраста, в семье, где царят мир, взаимная любовь и согласие. Такими семьями, например, стараются быть православные семьи, где главным принципом нравственного воспитания в семье становится принцип христоцентричности. Задача православного семейного воспитания - помочь детям в раскрытии образа Божия и освобождении их от власти порока, страстей и цинизма через благодатное восполнение, перерождение и преображение, находимое в Церкви [Соколовская 2010: 146].
Сегодня, практически во всём мире, мы можем с печалью видеть процессы болезненных структурных изменений и утраты сущностных основ семейной группы, как многовекового общественного стандарта общественного устройства, искажение ее внутреннего устройства. Семья, как общественный институт стремительно теряет свои, бывшие некогда незыблемыми позиции в социальной адаптации индивидов для жизни в обществе, в организации быта и других важнейших предназначений человека. К сожалению, сегодня общественное мнение стало более лояльным к разным моделям совместной жизни и семьи. Тем не менее, во многих странах существуют и создаются новые научные и общественные институты по изучению семьи и другие объединения людей, которые активно ищут выход из сложившегося кризиса.
Одной из форм воспитания и развития иммунитета к вредным и разрушающим воздействиям на психику и сознание, можно считать внедрение медиаобразова-ния в обучении информации и психологической безопасности для школьников и студентов. Медиаобразование призвано помочь ученику освоить медиапро-странство, и направлено на предоставление знаний об основных законах медиа, а также на способность понимать информационные сообщения, осознавать результаты их воздействия на психику и использовать их для решения образовательные и фундаментальные проблемы, чтобы иметь возможность оценить и обеспечить личную информационную безопасность. [Щербакова 2013; 2017: 121].
Существуют две концептуальные линии медиаобразования: «аналитические» («критические»), направленные на формирование критического мышления, изучение и анализ материалов медиаресурсов, которые им интересны (медиа, интернет ресурсы, чаты, форумы, компьютерные игры) и «практическое» одиночество, направленное на развитие способности учащихся создавать свои собственные медиатексты, использовать медиаресурсы.) Проведённые в этой области исследования показывают, что медиаобразование может служить средством способным дать личности необходимые инструменты для создания стойкого иммунитета против любых попыток воздействия на её психику и сознание, путем развития критического мышления, формирования субъективной позиции, привитию интереса к теоретическому мышлению и практически применимым знаниям в области информационной безопасности [Кисляков: 109].
Заключение
Актуальным становится оформление ряда рекомендаций и осуществления мероприятий правового, организационного, научно-исследовательского характера, дидактической и методической реализации в педагогическом процессе формирования психологической самозащиты личности различных категорий обучаемых в системе школьного и вузовского образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Система высшего образования РФ должна создать условия для обучения студентов, будущих преподавателей, обеспечения личной информационной и пси-
хологической безопасности. Выпускник, который освоил образовательную программу по педагогическому образованию, став учителем, обязан предоставлять информацию по основам и практикам энергоинформационной защищённости для школьников [БИсИегЬакоуа, СИегпукИ, Ва!аИапоуа, М1йоуа: 22]. Опыт преподавателей в этой области знаний и умений зависит от того, насколько хорошо ученики подготовлены к безопасной жизни в современных условиях общества и государства. Именно этот дуализм отличает педагогическое образование от любого другого образования и призывает искать новые подходы в профессиональной подготовке педагогического персонала, в том числе в формировании у преподавательского состава соответствующей информационно-психологической компетентности.
Это должно быть одним из обязательных к исполнению Федеральных государственных образовательных стандартов в области педагогического образования. Следовательно, к культурным компетенциям выпускника школы относится «способность понимать суть и важность информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие при этом, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты информации, имеющей отношение к вопросам национальной безопасности».
Духовно-нравственному иммунитету российской молодёжи должно также способствовать глубокое изучение русской и других национальных культур народов России, сохранение народных традиций и духовных ценностей присущих народам и народностям нашей страны, изучение различных видов прикладного и музыкального искусств [Соколовская, Ясин: 313].
Уже давно не секрет для многих просвещённых людей мира, что определенные концепции, выводы и аспекты нашей реальности скрыты от человеческой расы. Мы передаем свою власть небольшой группе так называемых элит, военным и торгово-промышленным корпорациям, которыми они управляют, и многие из нас находятся в состоянии ложной убеждённости в том, что основные проблемы на планете Земля в настоящее время решаются. Сокрытие определенных аспектов реальности может заставить нас создавать и тиражировать такой же ложный опыт для других людей на планете, оно способно удерживать нас в замкнутом пространстве субъективного восприятия, лишать информации о том, что существуют другие элементы реальности, которые могут полностью изменить наше восприятие мира.
Источники
Грачев Г.В. (2000). Информационно-психологическая безопасность личности: Теория и технология психологической защиты. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.12. Москва.
Кисляков П.А. (2018). Медиаобразование в обучении студентов обеспечению информационной и психологической безопасности // Медиаобразование. № 1. С. 107-109.
Кравцов Д.Н. (2017). Информационно-психологическое оружие как средство обеспечения защиты национальных интересов государства // Коммуникология. Том 5. №3. С. 78-89.
Пую Ю.В. (2010). Социально-философские основания антропологии манипулирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.11. РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург
Соколовская И.Э. (2010). Психологическое здоровье нации в представлениях святоотеческой традиции // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании. Сборник научных статей под научной редакцией Чухро-вой М.Г., Белобрыкиной О.А. Новосибирск-Кемер.
Соколовская И.Э. (2011). Духовная безопасность подрастающего поколения как залог здоровой нации XXI века. Научный сборник статей // Материалы IV Международной научно видеоконференции с элементами научной школы для молодёжи, 14-16 сентября 2011г. Новосибирск.
Соколовская И.Э. (2018). Духовная безопасность в области сохранения психического здоровья // Психическое здоровье и образование: сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». М.: ИД «Городец». С. 312-315.
Соколовская И.Э., Ясин М.И. (2018). Миссия и возможности религиозной веры в сохранении психологического здоровья человека современного цифрового общества // Сборник Материалов МНПК 22-11-2018. С. 17-23.
Щербакова О.И. (2013). Тренинг конфликтологической культуры личности: Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, Deutschland.
Щербакова О.И. (2017). Формирование у менеджеров навыков управления стрессовыми состояниями // Сб. материалов III международной научно-практической конференции «Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании» 20 октября 2017 г. М. РЭУ им. Г. В. Плеханова. С. 119-126.
Щербакова О.И., Свинобой О.В. (2016). Социально-психологический тренинг как способ формирования профессионально важных качеств личности сотрудника органов внутренних дел // Инициативы XXI века. № 2. С.45-47.
Shcherbakova O.I., Chernykh A.K., Balahanova D.K., Midova V.O. (2018). Stress control practices for mental balance improvement in academic sports // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury (Theory and Practice of Physical Cilture). Issue 9, 1 September 2018. P. 22-23.
■ ■ ■ Information and Psychological Security of Individual, as a Protection from Manipulation of Consciousness of Young People
Sokolovskaya I.E., Shcherbakova O.I., Vasyakin B.S.
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia.
Abstract. This paper represents the basic solutions for creating reliable protection of the mass consciousness of the citizens of the Russian Federation from negative manipulative influences. An analysis of the actions and counter-actions of modern means of psychological weapons and ways to neutralize them are given. This protective complex, consisting of certain methods and technologies, is described in this work as a special type of opposition in the information space to aggressive influences that destroy and subordinate the collective mind. The method of protecting the consciousness of an individual and large groups of people is based on the technological and scientifically verified influence on the harmonious development of the younger generation and students.
Keywords: information and psychological security, psychological protection, national security, manipulation of consciousness, spiritual security of the individual
For citation: Sokolovskaya I.E., Shcherbakova O.I., Vasyakin B.S. Information and Psychological Security of Individual, as a Protection from Manipulation of Consciousness of Young People. Communicology (Russia). 2019. Vol. 7. No.2. P 154-164. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-2-154-164.
Inf. about the authors: Sokolovskaya Irina Eduardovna, Dr. Sc. (Psychol.), professor of psychology department of Plekhanov Russian University of Economics; Shcherbakova Olga Ivanovna, Dr. Sc. (Psychol.), professor, professor of psychology department of Plekhanov Russian University of Economics; Vasyakin Bogdan Sergeevich, Cand. Sc. (Econ.), associate professor, head of the department of psychology of Plekhanov Russian University of Economics. Address: 115093, Russia, Moscow, Stremyannyy Pereulok, 36. E-mail: [email protected].
Received: 28.04.2019. Accepted: 02.06.2019.
References
Grachev G.V. (2000). Information and psychological security of personality: Theory and technology of psychological protection. Diss. dr. psychil. sc. Moscow (In Rus.).
Kislyakov P.A. (2018). Media education in teaching students to ensure information and psychological security. Media Education. No. 1. P. 107-109 (In Rus.).
Kravtsov D.N. (2017). Information and psychological weapons as a means of ensuring the protection of the national interests of the state. Communicology (Russia). Vol. 5. No.3. P. 78-89 (In Rus.).
Puyu YV. (2010). Socio-philosophical foundations of anthropology of manipulation. Diss. thesis dr. of philosophy. St. Petersburg (In Rus.).
Shcherbakova O.I. (2013). Training of conflictological culture of personality: Monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, Deutschland (In Rus.).
Shcherbakova O.I. (2017). Formation of managers' stress management skills. In the collection of Materials in the 3d scientific and practical international conference "Modern training and coaching: new opportunities in business and education", October 20, 2017. M.: Plekhanov Russian University of Economics. P. 119-126 (In Rus.).
Shcherbakova O.I., Chernykh A.K., Balahanova D.K., Midova V.O. (2018). Stress control practices for mental balance improvement in academic sports // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury (Theory and Practice of Physical Cilture). Issue 9, 1 September 2018. P. 22-23.
Shcherbakova O.I., Svinoboy O.V. (2016). Socio-psychological training as a way of forming professionally important personal qualities of an employee of the internal Affairs bodies. Initiatives of the 21st century. No. 2. P. 45-47 (In Rus.).
Sokolovskaya I.E. (2010). Psychological health of the nation in the views of the patristic tradition. In: Psychological and pedagogical technologies in terms of innovative processes in medicine and education. Collection of scientific articles / ed. Chuhrov M.G., Belobragina N.A. Novosibirsk-Kemer (In Rus.).
Sokolovskaya I.E. (2011). Spiritual security of the younger generation as the key to a healthy nation of the XXI century. In: Materials for the 4th International scientific videoconference with elements of the scientific school for youth, September 14-16, 2011. Novosibirsk (In Rus.).
Sokolovskaya I.E. (2018). Spiritual security in the field of mental health. In: Mental health and education: collection of articles on materials of the scientific congress "Mental health in XXI century". Moscow: Gorodets. P. 312-315 (In Rus.).
Sokolovskaya I.E., Yasin M.I. (2018). Mission and possibilities of religious belief in preservation of psychological health of the person of modern digital society. In: collected materials of Plekhanov Russian University of Economics 22-11-2018. P. 17-23 (In Rus.).