Научная статья на тему 'Командообразование как инструмент создания благоприятного имиджа учебного заведения'

Командообразование как инструмент создания благоприятного имиджа учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEAMBUILDING / TEAMWORK / IMAGE OF THE ORGANIZATION / LEADER / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИДЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Людмила Викторовна, Мизонова Ольга Викторовна

В данной статье рассматриваются основные характеристики командообразования, влияющие на образование команды как организационной формы коллективного управления, в которых предпочтения отдаются выработке общих целей, взаимозависимости, доверия, заинтересованности и ответственности среди членов команд, направленные на достижение определенных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAM BUILDING AS A TOOL TO CREATE A FAVORABLE IMAGE OF THE INSTITUTION

This article discusses the main characteristics of teambuilding, influencing the formation of the team as an organizational form of collective governance, in which preference is given to the development of common goals, interdependence, trust, commitment and responsibility among team members to achieve certain results.

Текст научной работы на тему «Командообразование как инструмент создания благоприятного имиджа учебного заведения»

УДК 37.015.31:17.022.1

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИМИДЖА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Шукшина JI.B., Миронова О.В.

В датой статье рассматриваются основные характеристики командообразовання, влияющие на образование команды как организационного формы коллективного управления, в которых предпочтения отдаются выработке общих целег!, взаимозависимости, доверия, заинтересованности и ответственности среди членов команд, направленные на достижение определенных результатов.

Ключевые слова: командообразование; коллективная деятельность; имидж организации; лидер; психологический климат.

TEAM BUILDING AS A TOOL ТО CREATE A FAVORABLE IMAGE OF THE INSTITUTION

Shukshin L. V, Mizonov О. V.

This article discusses the main characteristics of teambuilding, influencing the formation of the team as an organizational form of collective governance, in which preference is given to the development of common goals, interdependence, trust, commitment and responsibility among team members to achieve certain results.

Keywords: teambuilding; teamwork; the image of the organization; the leader; the psychological climate.

Введение

Одними из наиболее важных для педагога помимо профессионализма, является способность работать в команде. Основным фактором эффективной работы команды является способность каждого ее

члена «работать на результат». Но, как показывает практика, психологический акцент нередко смещается с результатов деятельности сотрудников на межличностную конкуренцию, что приводит к скрытой и явной конфронтации. А это, в свою очередь, ведет к определенному спаду работы, формирует напряжение внутри коллектива, разрушительно воздействует на личность педагогов и, в определенной степени, студентов. Поэтому формирование навыков работы в команде становится одной из ключевых зацач в учебных образовательных организациях. Формирование педагогической команды выступает как процесс формирования и выработки общих целей, взаимозависимости, доверия, заинтересованности и ответственности среди членов команд, направленный на достижение определенных результатов.

Материалы и методы исследования

Исследование особенностей командообразования как инструмента создания благоприятного имиджа учебного заведения осуществлялось нами при помощи следующих методик

Авторский опросник «Профессиональный коллектив».

1. Авторский опросник по изучению представления преподавателей о колледже.

2. Социометрическая методика.

3. Тест по изучению командных ролей P.M. Белбина «Командные роли».

Результаты исследования

Мы придерживаемся точки зрения У. Безруковой, считавшей, что «команда» - это особая форма организации людей, основанная на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.

Обсуждение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

Имидж организации есть образ организации, который существует в сознании ее работников (внутренний имидж), а также в сознании ее контрагентов - клиентов, партнеров, конкурентов и т.д. (внешний имидж). Внешний имидж организации - это то, как ее воспринимает общество, средства массовой информации. А внутренний -отношение к организации ее персонала и руководителей. Имидж организации определяется многими факторами, включая и то, как выглядит и ведет себя ее руководитель. К числу основных инструментов формирования благоприятного имиджа организации относятся процесс командообразования.

К основным характеристикам командообразования относят факторы, влияющие на образование команды как организационной формы коллективного управления. Необходимо особо отметить тип совместной деятельности, особенности членов команды и тип лидера. Под командообразованием понимается развитие группы из формальной управленческой структуры в контактную группу с особой субкультурой. В развитии команды можно идентифицировать 4 основных этапа: адаптация, группирование и кооперация, нормирование деятельности и функционирование. Существует три уровня реализации процесса формирования команд: индивидуальное консультирование, активное командное включение в планирование организационных изменений, построение межкомандных взаимоотношений.

Педагогическая команда - это группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, студенты, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), созданная для решения стратегических и тактических задач развития учреждения [28]. Педагогическую команду отличают следующие признаки: эффективное конструктивное межличностное взаимодействие; ярко выраженная личная ответственность, профессионализм каждого сотрудника команды, положительное мышление, а, следовательно, ориентация на общий, а не индивидуальный успех, способность согласованно работать на общий результат, дисциплинарное поведение, дух команды и др.

Заключение (выводы):

- наиболее важными характеристиками внешнего имиджа идеального учебного заведения являются заработная плата и дружный коллектив.

- характеристики имиджа реального учебного заведения респондентов совпадают с представлениями об идеальном имидже учебного заведения - высокая заработная плата, внеучебная деятельность и дружный коллектив. Были выявлены группа с низким и средним уровнем развития команды.

По результатам исследования группы со средним уровнем развития команды, важным характеристиками внутреннего имиджа идеального учебного заведения выступают заработная плата и качественная материальная база, менее значимым - премиальное распределение, а наиболее важной характеристикой имиджа реального учебного заведения респонденты считают наличие качественной материальной базы колледжа.

По результатам исследования группы с низким уровнем развития команды, наиболее важными характеристиками внутреннего имиджа идеального учебного заведения выступают заработная плата, дружный коллектив, менее значимым - сотрудничество, а наиболее важным значением имиджа респондентов реального учебного заведения является высокая заработная плата, материальная база и месторасположение, менее значимым - внутренняя отдача.

После проведения тренинга командообразования в группе с низким показателем командообразования были выявлены следующие изменения:

- во-первых, структура социальных ролей в данной группе достигла оптимального уровня, межличностные отношения в коллективе стали благоприятные и уровень развития команды поднялся до среднего уровня.

- во-вторых, наиболее важными характеристиками имиджа реального учебного заведения для респондентов является благоприятный психологический климат, высокие показатели обучения и внешняя активность, наименее значимым - высокая базовая подготовка студентов и наличие дополнительного образования.

Командообразование это сложный процесс, имеющий свои особенности в любой организации. Он является процессом, в котором объединяется совокупность людей, ощущающих свою целостность и стремящихся к достижению определенной, иногда осознанной, иногда нет, цели. Смысловым признаком командообразования является прагматизм целей коллективной деятельности и определенный технологический (связывающий способы и средства) процесс их достижения.

Лидер и члены команды, задают правила, по которым будет осуществляться совместная деятельность, возглавлять ее должен руководитель, обладающий всеми нужными для этого качествами, и именно ему предстоит не только сформировать команду, но и заставить ее эффективно работать.

Список литературы

1. Мизонова О.В., Шукшина JI.В.Психологическое просвещение в подготовке студентов психологов // Традиционная и инновационная наука история. Современное состояние, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. 2016.С. 180-183.

2. Мизонова О.В. Гуманизация психологического образования. // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2009. №8. С. 184-196.

3. Shukshina L.V., BazhdanovaYu.V., Koretskaya I.A.,Vasyakin B.S., Li-patova N.V. Development of multicultural valué orientations in future specialist in the context of a higher education institutiov // Eurasian Journal of Analytical Chemistiy. 2017. V. 12. № 5b, pp. 875-885.

4. Чайковская H., Катков В. Создание антикризисной команды (в реструктуризации) //Управление персоналом, 2004. 230 с.

5. Яблочкина И.В., Шукшина JI.B. Теоретические аспекты изучения эмоционального выгорания педагогов // Безопасная образовательная среда в изменяющихся условиях современного общества Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.И. Щербаковой, JI.B. Шукшиной. 2017. С. 88-91.

References

1. Mizonova O.V., Shukshina L.V.Psikhologicheskoe prosveshchenie v podgotovke studentov psikhologov // Traditsionnaya i innovatsionnaya nauka istoriya. Sovremennoe sostoyanie, perspektivy. Sbomik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 6-ti chastyakh.

2016. S.180-183.

2. Mizonova О. V Gumaiiizatsiya psikliologicheskogo obrazovaniya. // Guman-itariy: aktual'nye problemy nauki i obrazovaniya. 2009. №8. S. 184-196.

3. Shukshina L.V., BazhdanovaYu.V., Koretskaya I.A.,Vasyakin B.S., Li-patova N.V. Development of multicultural value orientations in future specialist in the context of a higher education institutiov // Eurasian Journal of Analytical Chemistiy. 2017. V. 12. № 5b, pp. 875-885.

4. Chaykovskaya N., Katkov V. Sozdanie antikrizisnoy komandy (v re-strukturizatsii) //Upravlenie personalom, 2004. 230 s.

5. Yablochkina I.V., Shukshina L.V. Teoreticheskie aspekty izucheniya cmotsional'nogo vygoraniya pedagogov // Bezopasnaya obrazovateFnaya sreda v izmenyayushchikhsya usloviyakli sovremeimogo obshchestva Sbomik materialov II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod nauchnoy redaktsiey O.I. Shcherbakovoy, L.V. Shukshinoy.

2017. S. 88-91.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Шукшина Людмила Викторовна, доцент, доктор философских наук, доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова » Стремянный переулок, 36, г. Москва, 117997, Россия liudmila. shukshina(a)yandex. ni

Мизонова Ольга Викторовна, доцент, кандидат философских наук, доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследо-

вательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

ул. Большевистская, 68, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005, Россия mizonovctov(a)mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Shukshina Lyudmila Viktorovna, Associate Professor, Doctor of Philosophy, Associate Professor

Russian Economic University named after G. V. Plekhanov 36, Stremyanniy Lane, Moscow, 117997, Russia liudmila. shiikshina(a)yandex. ru

Mizonova Olga Viktorovna, Associate Professor, Candidate of Philosophy, Associate Professor

National Research Mordovian State University named after N.P. Ogaryov

68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Republic of Mordovia, 430005, Russia

mizonovaov(a),mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.