технологии и средства таможенного контроля
technologies and means of customs control
Р. В. Давыдов
модель совершения таможенных операций от Пунктов пропуска до места нахождения получателя товара
Статья посвящена важной научно-практической проблеме - повышению эффективности деятельности таможенных органов и иных государственных контролирующих органов в пунктах пропуска. Предложена модель совершения таможенных операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара, в которой заложена идея автоматизации деятельности участников таможенных операций в пунктах пропуска. Рассмотрены условия реализации предлагаемой модели и преимущества ее использования.
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; Всемирная таможенная организация; государства - члены Евразийского экономического союза; таможенные органы; государственные контролирующие органы; пункты пропуска; таможенные операции; участники внешнеэкономической деятельности.
R. V. Davydov
model of improvement of customs operations from checkpoints to the location of the recipient of the goods
The article is devoted to a very important scientific and practical problem of improving the efficiency of customs authorities and other state regulatory bodies at checkpoints. The model of improving customs operations from checkpoints to the location of the recipient of the goods is proposed which laid the idea of automation of the activities of customs operations participants at checkpoints. The conditions for implementing the proposed model and the advantages of its use are considered in the article.
Keywords: the Federal Customs Service; the World Customs Organization; member-states of the Eurasian Economic Union; customs authorities; state regulatory bodies; checkpoints; customs operations; participants of foreign economic activity.
Скорость совершения таможенных операций как при пересечении таможенной границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и при помещении товаров под заявленную таможенную процедуру является одним из показателей эффективности работы таможенных органов Российской Федерации (РФ). Таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами [1].
Руководство Федеральной таможенной службы (ФТС России) уделяет особое внимание вопросам совершенствования таможенных операций, связанным с технологиями декларирования и таможенного администрирования перемещаемых товаров, снижения затрат участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [2]. В арсенале инструментов совершения таможенных операций имеется достаточно эффективных механизмов, обеспечивающих разработку перспективной модели таких операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара [3-5]. Основными предпосылками для формирования такой модели являются:
- реализация и развитие механизма «единого окна»;
- модернизация пунктов пропуска с внедрением единой информационной системы;
- реализация новых подходов к организации работы таможенных органов на границе;
- создание глобальной системы электронного таможенного транзита на основе сопряжения систем ЕАЭС с транзитными системами стран Европейского региона Всемирной таможенной организации (ВТамО);
- дальнейшее развитие института уполномоченного экономического оператора (УЭО) на основе международных стандартов;
- создание безопасных цепей поставок на основе соглашений о взаимном признании УЭО;
- создание эффективного механизма таможенного администрирования товаров, пересылаемых в рамках трансграничной торговли.
Перспективная модель совершения таможенных операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара (модель) предполагает максимальную автоматизацию совершения таможенных операций с использованием элементов искусственного интеллекта, обработку и анализ больших объемов данных, реализацию возможности однократного представления документов для всех государственных контролирующих органов (ГКО) посредством технологии «единого окна».
Стандарты и рекомендации Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и ВТамО [6-11] позиционируют таможенную службу как ведомство, наиболее заинтересованное во внедрении и использовании «единого окна». При этом таможенные органы одновременно выступают в роли как получателя, так и источника информации.
Создание и развитие «единого окна» играет важную роль в построении предлагаемой модели. Использование этого механизма позволит расширить спектр задач, решение которых возможно будет автоматизировать.
Основными задачами, решаемыми в рамках предлагаемой модели, являются:
- реализация возможности однократного предоставления сведений о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах;
- минимизация количества документов, получаемых непосредственно от участников ВЭД при декларировании товаров;
- создание полностью электронного документооборота между всеми участниками процесса взаимодействия при совершении таможенных операций, в том числе между федеральными органами исполнительной власти;
- взаимодействие с иностранными информационными ресурсами и системами «единого окна».
Предлагаемая модель совершения таможенных операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара представлена на рисунке.
Совершение операций в общеустановленном порядке
<Ш \ У
Распознавание и фиксация номера транспортного средства; Ш
автоматическое взвешивание; автоматическое принятие решения о выборе порядка совершения операций
Рис. Модель совершения таможенных операций в пункте пропуска
При разработке модели, прежде всего, учитывалась необходимость обеспечения практически безостановочного перемещения через пункты пропуска товаров и транспортных средств, не идентифицированных как рисковые поставки («зеленый коридор»), за счет максимальной автоматизации совершаемых таможенных операций и принятия решений с использованием единой информационной системы. Для товаров и транспортных средств, требующих проведения дополнительного контроля, предлагается перемещение по «красному коридору» с совершением таможенных операций в общеустановленном порядке.
Технология совершения таможенных операций от пункта пропуска до места нахождения получателя товара в соответствии с предлагаемой моделью заключается в следующем.
В обязательном порядке за 2 ч до фактического прибытия транспортного средства в пункт пропуска должна осуществляться подача предварительной информации. Она должна представляться в виде электронного документа в объеме, необходимом для осуществления всех видов государственного контроля в пункте пропуска (санитарно-карантинный, транспортный, таможенный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль), в единую информационную систему. Такая система является единой точкой приема предварительной информации для всех контролирующих органов (единая ИС). В процессе транспортировки груза используется электронная накладная (е-СМR).
Государственные контролирующие органы в пункте пропуска на основе предварительной информации и с использованием электронного информационного
взаимодействия с ГКО государств - членов ЕАЭС и иных иностранных государств в части своей компетенции принимают решение о возможности пропуска без использования документов на бумажном носителе до прибытия транспортного средства в пункт пропуска.
Выявление рисков осуществляется всеми участвующими в государственном контроле в пункте пропуска ГКО в автоматическом режиме с использованием единой ИС (либо с использованием ведомственных информационных систем с последующей передачей результатов в единую ИС).
Предполагается, что информационные системы ГКО при проверке сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах должны их сопоставлять с информацией, полученной от профильных служб страны отправления и производства товаров в автоматическом режиме. Для этого ГКО государств - членов ЕАЭС необходимо организовать полноценный информационный обмен сведениями с ГКО иностранных государств - основных торговых партеров РФ.
В случае несоблюдения условий контроля перемещаемых товаров (санитарно-карантинных, транспортных, таможенных, карантинных фитосанитарных и ветеринарных) принятие решений в пункте пропуска осуществляется должностными лицами ГКО с учетом систем управления рисками (СУР).
При прибытии транспортного средства с товаром в пункт пропуска номера транспортного средства, датчики навигационной пломбы и иное оборудование автоматически считываются специальным устройством, размещенным на въезде, информация о прибытии передается в единую ИС и сопоставляется с товарной партией, в отношении которой подана предварительная информация. Прибытие товаров оформляется в автоматическом режиме с фиксацией решений всех ГКО в единой ИС.
Решение о возможности перемещения товара по «зеленому коридору» будет приниматься автоматически с использованием СУР на основании предварительной информации, с учетом результатов анализа товара системой автоматического контроля ИДК при использовании библиотеки эталонных изображений.
Таможенный орган принимает решение о признании имеющейся «навигационной пломбы» либо осуществляет ее наложение. Результаты проверочных мероприятий, в том числе результаты сканирования, должны загружаться в навигационную пломбу. В идеале навигационная пломба должна содержать всю историю поставки с момента загрузки товара в транспортное средство отправителем.
В случае подачи предварительной таможенной декларации на товары с помощью средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) осуществляется проверка соблюдения условий автоматического выпуска товаров и их помещение под выбранную таможенную процедуру.
При автоматическом выпуске информация передается в единую ИС, которая дает разрешение на убытие товаров из пункта пропуска уже не под таможенным контролем. При этом перевозчику автоматически направляется соответствующее сообщение.
В случае необходимости принятие решений осуществляется должностными лицами ГКО в общеустановленном порядке.
Система управления рисками ГКО может принимать решение о проведении досмотра товара в пункте пропуска. При этом в случае необходимости проведе-
ния досмотра система управления рисками ГКО определяет место его проведения. Это место определяется преимущественно в месте доставки товара (в таможенном органе, в котором товары будут помещены под соответствующую таможенную процедуру), при условии подтверждения возможности ввоза товара.
Представленная модель перемещения товара от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара (см. рис.) позволяет товару «следовать» по территории РФ практически без остановки в пункте пропуска, за исключением технологических операций (в частности, весогабаритный контроль, ИДК, опломбирование).
Для реализации предлагаемой модели также необходимо сопряжение транзитных систем Европейского региона ВТамО с единой транзитной системой ЕАЭС и внедрение механизма использования «навигационных пломб».
Основной целью предлагаемого в модели решения является максимальная автоматизация процессов, реализуемых при электронном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, для упрощения порядка совершения таможенных операций, сокращения сроков их проведения с сохранением необходимого уровня таможенного контроля.
В соответствии с «Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года» [12] электронное декларирование товаров будет сконцентрировано в центрах электронного декларирования, при этом доля автоматически выпущенных электронных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, должна достигнуть 80%. Реализация предлагаемой модели позволит осуществлять автоматический выпуск отдельных товаров непосредственно в пунктах пропуска.
В рамках предлагаемой модели также предполагается дальнейшее развитие института УЭО на основе международных стандартов. Критерии для присвоения статуса УЭО определены «Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли» Всемирной таможенной организации (Рамочные стандарты) [10].
Одним из главных требований Рамочных стандартов является создание безопасных цепей поставок, состоящих из звеньев - уполномоченных экономических операторов. Основой для формирования уполномоченных цепей поставок являются межгосударственные соглашения о взаимном признании статуса УЭО (соглашения).
Заключение таких соглашений позволяет: во-первых, минимизировать риск нарушения таможенного законодательства, поскольку все участники цепи поставок гарантируют прозрачность поставки своим статусом; во-вторых, сокращают сроки проведения таможенных операций и частоту таможенных досмотров в отношении товаров, следующих в рамках уполномоченной цепи поставок; в-третьих, соглашения позволяют стимулировать взаимную торговлю между государствами, их заключившими.
Действующая редакция Рамочных стандартов определяет 13 критериев, необходимых для присвоения статуса УЭО, 6 из которых реализованы в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [1] и законодательстве РФ о таможенном регулировании [13].
Следует отметить, что 7 критериев для присвоения статуса УЭО касаются требований к соискателям по обеспечению ими безопасности цепи поставок и орга-
низации менеджмента и в настоящее время не отражены в таможенном законодательстве.
При построении модели была также учтена наметившаяся в последнее время тенденция к увеличению объемов международной интернет-торговли. Интернет-торговля является разновидностью ВЭД, основанной на использовании современных информационно-коммуникационных сервисов в сфере торговли.
В перспективе развития права ЕАЭС должны быть выделены в отдельную категорию товары, перемещаемые в рамках международной электронной торговли. При этом в рамках права ЕАЭС должен быть введен институт уполномоченного оператора интернет-торговли. На такой институт представляется целесообразным возложить таможенное декларирование товаров от имени и по поручению физических лиц. Для введения указанного института необходимо внесение изменений в право ЕАЭС.
Введение института уполномоченного оператора по ввозу товаров, перемещаемых в рамках интернет-торговли, позволит снизить нагрузку на таможенные органы, в том числе путем унификации порядка совершения таможенных операций, их автоматизации, сокращения количества используемых таможенных документов и срока выпуска товаров.
Таким образом, заложенная в модели идея дальнейшей автоматизации совершения таможенных операций приведет к сокращению срока совершения операций, исключению контакта должностных лиц с участниками ВЭД, а также позволит высвободить человеческие ресурсы для контроля рисковых поставок в связи с увеличением в последнее время товарооборота. При этом автоматизация таможенных операций должна развиваться параллельно с системами контроля после выпуска товаров и управления рисками. Комплексное развитие всех перечисленных направлений будет способствовать созданию эффективной перспективной модели совершения таможенных операций, позволит применять в России передовой международный опыт таможенного администрирования на основе стандартов ВТамО.
Использованные источники
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.
3. Никитченко И. И., Липатова Н. Г. Возможности использования информационных технологий в условиях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 34-43.
4. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г., Шипилов Д. Б. Таможенный контроль в морском пункте пропуска с использованием механизма «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. С. 75-80.
5. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
6. Рекомендация ЕЭК ООН № 18 «Меры по упрощению процедур международной торговли», Нью-Йорк и Женева, 2001 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой
и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200062772 (дата обращения: 23.06.2019).
7. Рекомендация ЕЭК ООН № 33 «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна», Нью-Йорк и Женева, 2005 [Электронный ресурс] / ЕЭК ООН, Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕ-ФАКТ ООН). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/inftech/docs_pr/conf/ Documents/Rec33_2005%20.pdf (дата обращения: 23.06.2019).
8. Рекомендация ЕЭК ООН № 34 «Упрощение и стандартизация данных для международной торговли», Москва, 15-16 июня 2015 г. [Электронный ресурс] / ЕЭК ООН. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/SiteAssets/SWBPAseminar/ RecommedationsSWBPAseminar.pdf (дата обращения: 23.06.2019).
9. Рекомендация ЕЭК ООН № 35 «Выработка правовой основы «единого окна» в международной торговле» / ЕЭК ООН, Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), 2011 [Электронный ресурс] // Практическое руководство по упрощению процедур торговли. URL: http://tfig.unece.org/RUS/contents/ recommendation-35.htm (дата обращения: 23.06.2019).
10. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли / Всемирная таможенная организация, июнь 2005 г. [Электронный ресурс] // Сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://ww.wcoomd.org/Vmedia/50518838DCAD4D4B9600B3E94F3 7C663.as (дата обращения: 23.06.2019).
11. Компендиум Всемирной таможенной организации «Как построить среду «единого окна» [Электронный ресурс] // Сайт Всемирной таможенной организации. URL: http:// www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/activities-and-programmes/single-window/~/media/ 2477383E47674D2CB5F5EC24A360C453.ashx (дата обращения: 23.06.2019).
12. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».