Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "ЕДИНОЕ ОКНО"'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "ЕДИНОЕ ОКНО" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ / CUSTOMS ADMINISTRATIONS / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / CUSTOMS PROCESSING / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ИМПОРТ / IMPORT / ЭКСПОРТ / EXPORT / ТРАНЗИТ / TRANSIT / "ЕДИНОЕ ОКНО" / "SINGLE WINDOW" / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNATIONAL ECONOMIC ACTIVITY / CONTROLLING BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бормотова Елена Григорьевна, Липатова Надежда Григорьевна

В статье рассматриваются рекомендации Всемирной таможенной организации по стандартизации данных для электронного обмена информацией между таможенными органами; анализируется международный опыт организации таможенного контроля по принципу «единого окна» для целей содействия торговле и повышения эффективности таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бормотова Елена Григорьевна, Липатова Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF CUSTOMS CONTROL: INTERNATIONAL EXPERIENCE OF APPLICATION OF "SINGLE WINDOW" PRINCIPLE

The article is devoted to the WCO recommendations on standartization of data for electronic info exchange by customs administrations. Besides international experience of customs control organization on the base of the “single window” principle to facilitate trade and to improve the efficiency of customs control.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "ЕДИНОЕ ОКНО"»

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 109.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной экономической политике» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.

3. План деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013-2018 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru.

4. Калинина О. В. Игровые модели принятия решений по выборочному контролю в условиях риска на основе кластеризации участников ВЭД // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2007. № 3 (29).

5. Тараканов К. В., Овчаров Л. А., Тырышкин А. Н. Аналитические методы исследования систем. М.: Советское радио, 1974.

6. Калинина О. В. Организационно-экономический механизм совершенствования таможенного сервиса в условиях риска: дис. ... канд. экон. наук: 080005: защищена 20.06.2006. СПб., 2006.

Е. Г. Бормотова, Н. Г. Липатова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ЕДИНОЕ ОКНО»

В статье рассматриваются рекомендации Всемирной таможенной организации по стандартизации данных для электронного обмена информацией между таможенными органами; анализируется международный опыт организации таможенного контроля по принципу «единого окна» для целей содействия торговле и повышения эффективности таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенные администрации; контролирующие органы; таможенное оформление; таможенный контроль; концепция; импорт; экспорт; транзит; «единое окно»; внешнеэкономическая деятельность.

В международной практике таможенного контроля получило достаточно широкое распространение применение различных информационных технологий, обеспечивающих содействие торговле и повышение эффективности таможенного контроля. Задача по применению информационных технологий в Киотской конвенции определена как «...фокусирование внимания таможенных органов на информационных технологиях для повышения эффективности программ и процессов планирования совершенствования своих услуг для клиентов и торговых партнеров» [1]. Основой для совершенствования информационно-технологических систем являются «Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли» [2]. В международной практике таможенного оформления и таможенного контроля с учетом Рамочных стандартов сформирована трехуровневая структура таможенных операций: предварительное информирование, декларирование, уплата платежей. Для информационного обеспечения совершения таможенных

операций международным стандартом является модель данных Всемирной таможенной организации (ВТамО). Она определяет набор стандартизированных данных для электронного обмена информацией между таможенными органами, а также между таможенными органами и торговыми операторами. Модель построена по принципу «одного окна».

В документах ВТамО дается следующее определение «единого окна». «Единое окно» - это «интеллектуальная система, позволяющая всем участникам торгового и транспортного процесса представлять стандартизированную информацию и документацию и имеющая один общий пункт, где можно выполнить одновременно все процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров» [1].

Зарубежные страны уделяют особое внимание интегрированному управлению торгово-транспортными потоками на границе. Интегрированное управление на границе предполагает координацию и сотрудничество между всеми контролирующими службами на границе при одновременном соблюдении требований законодательства.

Сотрудничество бывает трех видов:

- внутриведомственное (управление процессами, информацией и ресурсами внутри одного ведомства - вертикальное и горизонтальное сотрудничество);

- межведомственное (сотрудничество на местном горизонтальном уровне между представителями различных служб);

- международное (между сотрудниками ведомств различных государств или между государствами в рамках транснациональных проблем - противодействие терроризму, обороту наркотиков и др.).

Указанные виды сотрудничества достаточно широко используются многими зарубежными странами. Организационным принципом такого сотрудничества является система «единого окна» (рис. 1) [3].

Одним из важнейших направлений деятельности любого государства является организация эффективной системы пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу. Опираясь на рекомендации ВТамО и ЕЭК ООН, многие зарубежные государства стремятся эффективно организовать деятельность своих контролирующих органов на границе [2; 4]. При таможенном декларировании товаров зарубежные таможенные администрации также заинтересованы в организации межведомственного информационного взаимодействия с государственными органами, выдающими различные разрешительные документы, контроль рационального использования которых возложен на таможенные органы.

В некоторых государствах осуществлена дифференцированная передача полномочий как пограничным, так и таможенным службам. На международном уровне при общей идеологической схожести имеются определенные разночтения. Так, в Европейском союзе широкое применение получила «Концепция интегрированного управления на границах» (Integrated Border Management - IBM). Всемирный банк оперирует термином «управление на границах на основе сотрудничества» (Collaborative Border Management). ОБСЕ использует термин «комплексное управление на границах» (Comprehensive Border Management), а ВТамО - термин «скоординированное управление на границах» (Coordinated Border Management). Такое терминологическое разнообразие свидетельствует об отдельных особенностях, учитываемых упомянутыми международными организациями при решении вопросов содействия торговле.

Декларант или агент предоставляет всю информацию по грузу один раз в службу «единого окна»

«ЕДИНОЕ ОКНО»

Фитосанитарная4 инспекция

Ответы от различных учреждений или финансовых институтов направляются декларанту или агенту. Полностью положительный итоговый ответ означает выпуск груза

Отбор, сортировка, фильтрация информации, направление

целевым получателям (агентства, банки и т. д.) в надлежащей последовательности

или потоке и передача ответов декларанту

Рис. 1. Пример реализации системы «единого окна»

Европейская комиссия разработала «Руководство по вопросам интегрирования управления на границах на Западных Балканах» [3]. Этот документ отражает вопросы координации и сотрудничества между всеми контролирующими службами на границе при неукоснительном и одновременном соблюдении требований законодательства. Такой сбалансированный подход представляет некий ориентир, к которому необходимо стремиться современным национальным администрациям.

Следует отметить, что Европейская комиссия на постоянной основе проводит анализ текущего состояния интеграционных процессов в целях содействия торговле и разрабатывает соответствующие рекомендации по созданию и совершенствованию национальных систем «единого окна». Международное сотрудничество включает обмен данными определенного качества, объема и формата. Модель данных ВТамО не только вводит стандарты данных, предоставляемых в таможенные органы, но и устанавливает форматы, в которых они должны быть предоставлены. Таким образом, модель закладывает прочные основы для будущего развития сотрудничества на основе принципа «единого окна». ВТамО выделяет ряд преимуществ внедрения в практику таможенного контроля идеологии «единого окна» [4]:

- для торговых компаний: сокращение расходов в результате более быстрой таможенной очистки и выпуска грузов, большей предсказуемости и прозрачности установленных государством правил и процедур, а также более эффективного использования имеющихся ресурсов;

- для государства: высокая степень соблюдения законов, возможность применять в процессе таможенной очистки методику оценки рисков, более эффективное использование имеющихся ресурсов.

Анализ опыта зарубежных таможенных администраций по внедрению концепции «единого окна» позволил выявить национальные особенности ее реализации.

Рассмотрим опыт реализации механизма «единого окна» в Финляндии на примере электронной системы Рог1№1.

Предпосылки, этапы реализации системы «единого окна», принципы работы и механизмы информационного взаимодействия между участниками перевозочного процесса в морском порту были охарактеризованы представителем таможенной службы Финляндии Анти Аркима (ответственным за систему Рог!№^ Министерство транспорта Финляндии) [5].

Основными предпосылками для создания системы «единого окна» явились следующие. В начале 90-х гг. для оформления прибытия морского судна в порты Финляндии необходимо было представлять до семи разных форм документов в несколько ведомств. Сведения, содержащиеся в различных формах документов, во многом совпадали, но предоставлялись в разном формате. В основном эти сведения носили общий характер: информация о морском судне, планируемое время прибытия или убытия, описание груза, в том числе указание опасных грузов (если имеются), и т. п. Существовавшие технологии, по мнению заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности, были неудобными и затратными. Для изменения ситуации в первую очередь были решены вопросы по исключению разобщенности различных ведомств и разработке унифицированного формата анкеты для предоставления необходимых сведений.

Создание системы «единого окна» в Финляндии происходило в несколько этапов. Работа началась в 1991 г. В 1993-1994 гг. была внедрена первая электронная система межведомственного взаимодействия. В 2000 г. на смену старой электронной системе приходит система Рог!№1, которая позволяет предоставлять требуемые сведения в заинтересованные государственные органы в электронном виде по единому стандарту [5]. На рис. 2 приведена схема реализации механизма «единого окна» в Финляндии на примере системы Рог!№1 [6].

Рис. 2. Схема реализации механизма «единого окна» в Финляндии на примере системы PortNet

С помощью электронной системы зарегистрированный пользователь

(как правило, судовой агент или оператор терминала морского порта) может вводить в систему все необходимые сведения, формировать документы и выполнять различные функции. Среди них: заполнение уведомления о прибытии в порт; присвоение единого идентификационного таможенного номера поставки (судо-захода); заказ портовых услуг; оплата сборов за заход в порт и др. На основании представленной в Рог!№1 информации участники информационного взаимодействия могут формировать необходимые им документы и фиксировать принятые решения без использования «бумажных» документов. При этом морские агенты могут накапливать информацию и использовать уже имеющиеся образцы и шаблоны, заполненные ранее, для оформления новых судозаходов.

Во многих зарубежных странах информационное взаимодействие в морских портах реализовано аналогичным образом. При этом в большинстве случаев консолидирующим государственным органом является администрация пункта пропуска (морского порта), а таможенные органы, наряду с другими контролирующими органами, осуществляют свои функции во взаимной интеграции посредством единых требований, регламентов на единой информационной платформе [7].

Реализация проектов «единого окна», в том числе с элементами предоставления государственных услуг и государственных функций в электронном виде, получила широкое распространение в других странах с достаточно выраженными национальными особенностями. На основе существующей практики и интеграционных экономических процессов складываются региональные центры (координаторы) по реализации идеологии «единого окна». Каждая страна имеет свою специфику организации государственного контроля и, как следствие, свои методологию и технологию внедрения концепции «единого окна». Так, например [3]:

- в Швеции учрежден единый орган, в рамках которого таможня осуществляет свои функции, а также переданные ей функции иных государственных контролирующих органов. Преимущества от внедрения такой системы в Швеции заключаются в следующем: отлаженность, качество и надежность рабочих процессов государственного контроля товаров, возможность многократного использования информации и оперативность взаимодействия между государственными контролирующими органами;

- в США создана единая система, в рамках которой реализуется пилотная программа, позволяющая торговым компаниями и частному бизнесу вводить в систему стандартизированные данные один раз. Система напрямую пересылает данные в соответствующие компетентные контролирующие органы;

- в Сингапуре и на Маврикии внедрена автоматизированная система, которая позволяет торговым компаниям подавать декларации в различные органы в электронном виде. После их обработки полученные разрешения автоматически пересылаются на электронный адрес заявителя. Кроме того, в Сингапуре налоги и сборы автоматически снимаются с банковского счета торговой компании-заявителя.

Следует отметить, что некоторые зарубежные программы по созданию систем «единого окна» реализуются за счет государственно-частных партнерств. Такой подход был использован в Республике Корея, где внедрение системы «единого окна» в государственное управление было завершено в декабре 2009 г. [8].

В настоящее время система «единого окна» работает на полную мощность и предлагает через интернет-портал различные административные услуги 17 государственных органов, в том числе услуги таможенной службы Кореи. С помощью интернет-портала торговые организации получили доступ к 162 административным службам. Со временем портал превратился в службу «единого окна», связывающую 14 разных государственных ведомств и служб. Корейская система «единого окна» спроектирована таким образом, что может использоваться как с патентованными системами, так и без них. Она подключена к существующим системам государственных органов, так что процесс обработки заявок идет бесперебойно. В то же время государственные органы, не имеющие своей системы, могут пользоваться «единым окном» для выполнения необходимых функций.

Система «единого окна» в Корее не копировала системы других стран, хотя при ее создании изучался опыт США, Австралии и Японии. Структура и функции государственных органов стран, участвовавших в подобных проектах, а также другие условия сильно отличаются от корейских. Следовательно, таможенная служба Кореи разработала и создала свою собственную модель системы «единого окна» (рис. 3).

Работа таможенной службы Кореи в системе «единого окна» заключается в следующем. Заявитель входит в систему по определенному адресу и подает одновременно таможенную декларацию и заявку на прохождение необходимых проверок. Система «единого окна» автоматически направляет документы в соответствующие органы. После рассмотрения заявок контролирующие органы передают результат в «единое окно», откуда он направляется в систему электронной таможенной очистки таможенной службы Кореи и заявителю. В случае положительного результата таможенная служба разрешает ввоз товара. Здесь заявитель

может одновременно подать и таможенную декларацию, и заявку на прохождение необходимых проверок в контролирующих органах.

Таким образом, исследование международного опыта деятельности таможенных администраций показало, что ориентиром в повышении эффективности деятельности таможенных органов является реализация концепции «единого окна», которая предполагает использование при взаимодействии всех участников внешнеторговой поставки (продавцов, покупателей, перевозчиков, контролирующих органов) единой интеллектуальной интегрированной автоматизированной информационной системы «единого окна». В системе «единого окна» можно выполнить все процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров, а также осуществить электронный обмен стандартизированной информацией и документацией, необходимой для государственного контроля. Однако рекомендации ВТамО по стандартизации данных для электронного обмена информацией между таможенными органами, а также международная практика организации таможенного контроля по принципу «единого окна» не являются готовым решением, внедрение которого устранит все проблемы таможенного контроля. Они позволяют определить только базовые принципы и рекомендации по созданию системы «единого окна», которым можно следовать при создании национальных систем, исходя из специфики, приоритетов и потребностей национальной экономики. В связи с этим рекомендации ВТамО и международный опыт по созданию системы «единого окна» могут быть адаптированы и использованы в деятельности таможенных органов РФ в целях повышения эффективности таможенного контроля и содействия торговле.

Использованные источники

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киот-ская конвенция), Брюссель, 26.06.1999.

2. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли / Всемирная таможенная организация. Июнь 2005 г.

3. Справочник ОБСЕ - ЕЭК ООН «Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту» [Электронный ресурс]. URL: http://www.osce.org/ eea/88237 (дата обращения: 01.03.2013).

4. Рекомендации ЕЭК ООН № 18, 33, 34, 35.

5. Анти Аркима. Раздаточные материалы Второй конференции по упрощению процедур торговли и «единому окну» ЕЭК и ЕЭК ООН. Москва, 23-24 апреля 2013 г.

6. Таможенная служба Финляндии [Электронный ресурс]. URL: http://www.tulli.fi/ru/finn-ish_customs/lisatietoa/ Tulli_2013_ru.pdf.

7. Asia Pacific Customs News. 2009.

8. Опыт внедрения системы «единое окно» в Корее [Электронный ресурс]. URL: http://www. unece.org/fileadmin/DAM/cefact/single_window/sw_cases/Download/Korea_Customs_ RUS.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.