Научная статья на тему 'Международные требования и рекомендации информационного обеспечения таможенного контроля'

Международные требования и рекомендации информационного обеспечения таможенного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / "ЕДИНОЕ ОКНО" / КОНЦЕПЦИЯ ВТО / "ONE-STOP SOLUTION" / CUSTOMS / WTO CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова Н. Г., Бормотова Е. Г.

В статье рассматриваются международные требования и рекомендации к информационному обеспечению таможенного контроля. Рассмотрены основные ориентиры в реализации задачи по совершенствованию таможенного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL REQUIREMENTS AND RECOMMENDATIONS OF THE INFORMATION SUPPORT OF THE CUSTOMS CONTROL

The article deals with international requirements and recommendations for the information of customs control. The main guidelines in the implementation of tasks to improve customs administration.

Текст научной работы на тему «Международные требования и рекомендации информационного обеспечения таможенного контроля»

безопасности Российской Федерации: Автореф. диссер. кандид. экон. наук. - М.: ВУ, 2003.

10. Хачатурян А.А. Совершенствование системы коллективной безопасности государств-участников СНГ как фактор укрепления военно-экономической безопасности России // Вестник университета (Государственный университет управления), 2008, Т. 1, № 22.

11. Хачатурян А.А., Николаев А.Е. Структура организационно-экономического механизма управления научно-технологическим развитием оборонной промышленности России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 12-3.

12. Хачатурян К.С., Рыжова Ю.И. Тенденции, функции, цели и задачи развития системы управления человеческими ресурсами высокотехнологичных корпораций России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 11-2.

13. Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Кластерный механизм государственно-частного партнерства в стратегии инновационного развития оборонной промышленности России // Транспортное дело России, 2013, № 6.

14. Лебедев Н.А. Драгоценные активы в деятельности российских банков // Вестник Академии. 2014. № 1. С. 64-68.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Липатова Н.Г.

Бормотова Е.Г., начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы, полковник таможенной службы

В статье рассматриваются международные требования и рекомендации к информационному обеспечению таможенного контроля. Рассмотрены основные ориентиры в реализации задачи по совершенствованию таможенного администрирования.

Ключевые слова: таможенный контроль, «единое окно», Концепция ВТО.

INTERNATIONAL REQUIREMENTS AND RECOMMENDATIONS OF THE INFORMATION SUPPORT OF THE CUSTOMS CONTROL

Lipatova N.

Bormotova E., Chief of Information Technology of Customs General Administration of Information Technology of the Federal Customs

Service, Customs Colonel

The article deals with international requirements and recommendations for the information of customs control. The main guidelines in the implementation of tasks to improve customs administration.

Keyword: customs, «one-stop solution», WTO Concept.

В международной практике получило достаточно широкое распространение применение таможенными администрациями различных технологий, направленных на реализацию информационного взаимодействия, как непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, так и с партнёрами по контролю внешнеторговой сферы - с другими министерствами и ведомствами.

Основные ориентиры в реализации задачи по совершенствованию таможенного администрирования посредством налаживания информационного взаимодействия содержаться в следующих международных актах:

• Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, совершена 26 июня 1999 года в Брюсселе)1;

Конвенция ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» 2007 г.2;

• Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации 2005 г.3;

• Рекомендация №18 ЕЭК ООН Меры по упрощению процедур международной торговле Европейской экономической комиссии ООН4;

• Рекомендация №33 ЕЭК ООН Рекомендации и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна»5;

• Рекомендация №34 ЕЭК ООН По стандартизации и упроще-

нию данных в международной торговле6;

• Рекомендация №35 ЕЭК ООН Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле7;

Мировой опыт (более 50 стран) построения таможенной администрации в концентрированном виде нашел отображение в Международной Конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур». Генеральное приложение к Киотской конвенции, содержащее основные ее положения, состоит из десяти самостоятельных глав, одна их которых — седьмая полностью посвящена вопросам применения информационных систем и технологий таможенной администрацией.

Всемирная таможенная организация (ВТамО) разработала Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации 2005 г. (рамочные стандарты SAFE) в качестве инструмента содействия международной торговле. Они были единогласно приняты странами-членами ВТамО в июне 2005 г. Рамочные стандарты SAFE являются основой для совершенствования информационно-технологических систем. С учетом реализации Рамочных стандартов в США структура системы таможенного оформления и таможенного контроля состоит из трех уровней:

1) предварительное информирование до ввоза - разрешение на ввоз;

1 Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, совершена 26 июня 1999 года в Брюсселе) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124.

2 Конвенция ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» 2007г. http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/elect_com.shtml.

3 Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации 2005 г. http://vch.ru/cgi-bin/ guide.cgi?table_code=9&action=show&id=323.

4 Рекомендация № 18 ЕЭК ООН Меры по упрощению процедур международной торговле Европейской экономической комиссии ООН http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data03/tex14704.htm.

5 Рекомендация № 33 ЕЭК ООН Рекомендации и руководящие принципы по созданию механизма "единого окна" http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33_trd352r.pdf.

6 Рекомендация №34 ЕЭК ООН По стандартизации и упрощению данных в международной торговле http://tfig.unece.org/RUS/contents/ recommendation-34.htm.

7 Рекомендация № 35 ЕЭК ООН Выработка правовой основы системы "единого окна" в международной торговле http://expert.gost.ru/ TS/DOC/Rec35_october2010_REV2_Final_Russian.pdf;

2) декларирование ввезенных товаров и их выпуск;

3) уплата таможенных платежей в течение 15 дней после выпуска.

Руководство Киотской конвенции по вопросам применения таможенными администрациями информационных технологий определяет главной задачей - фокусирование внимания таможенных органов на информационных технологий (ИТ) для повышения эффективности программ и процессов планирования совершенствования своих услуг для клиентов и торговых партнеров.

Предлагаемая модель данных ВТамО является международным стандартом данных для таможенных операций. Она определяет набор стандартизированных данных для электронного обмена данными среди таможенных органов и между таможенными органами и торговыми операторами. Модель построена по принципу «одного окна».

Сфера применения модели данных ВТамО ^СО, 2008):

• запросы о сохранении отложенных данных;

• рассмотрение и разрешение противоречий;

• таможня, транзит и электронная система МДП;

• ответные сообщения трансграничных регулирующих органов;

• текущие согласования с СЕФАКТ ККСТ, СЭВД ООН и задействование торговли/транспорта;

• необходимая нормативная информация, запрашиваемая партнерскими трансграничными регулирующими органами;

• процессы, непосредственно связанные с пропуском товаров, транспортных средств и экипажей, здравоохранением и сельским хозяйством (национальные и международные).

Эти правовые нормы должны составлять единую систему, позволяющую эффективно осуществлять правовое регулирование процессов информатизации таможенной администрации и взаимодействия с участниками внешней торговли при совершении таможенных процедур с применением информационных систем и технологий.

Кроме того, нормы права обязательно должны устанавливать возможность:

• использования электронных способов обмена информацией, как альтернативу требованию по предоставлению письменных документов;

• удостоверения подлинности и идентичности посредством сочетания электронных и документальных методов;

• формирования информационных ресурсов для использования в таможенных целях и в том числе организации электронного обмена информацией с другими таможенными службами и иными возможными пользователями.

В свою очередь согласно Рекомендации № 33 СЕФАКТ ООН предлагается национальным правительствам, в том числе государственным администрациям и торговым предприятиям разрешать данную проблему оптимизации государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью с помощью создания механизма «единого окна». Благодаря этому механизму различная торговая информация и/или документы, необходимые для выполнения формальностей связанных с импортом, экспортом или транзитом товаров, вводятся в систему только один раз с использованием единого пропускного канала.

В документах Всемирной таможенной организации даётся следующее определение системы «единого окна».

«Единое окно» - это «интеллектуальная система, позволяющая всем участникам торгового и транспортного процесса представлять стандартизированную информацию и документацию и имеющая один общий пункт, где можно выполнить одновременно все процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров»8.

Основные элементы управления по идеологии «единого окна» в границах модели данных ВТамО представлены на рисунке 1.

Интегрированное управление на границах предполагает координацию и сотрудничество между всеми контролирующими службами на границе при одновременном соблюдении требований законодательства.

Сотрудничество включает три основных компонента:

• внутриведомственное сотрудничество - управление процессами, информацией и ресурсами внутри одного ведомства (вертикальное и горизонтальное сотрудничество);

• межведомственное сотрудничество - сотрудничество на местном горизонтальном уровне между сотрудниками различных служб;

• международное сотрудничество - между сотрудниками по обеим сторонам границы или между государствами в рамках транс-

Рис. 1. Основные элементы управления по системе «единое окно»

в границах модели данных ВТамО национальных проблем (противодействие терроризму, обороту наркотиков и др.).

Эти подходы достаточно широко используются многими зарубежными странами. На рисунке 2 приведен пример системы «единого окна», приведенный в Справочнике ОБСЕ - ЕЭК ООН «Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту»9.

Многие зарубежные государства стремятся организовать деятельность государственных контролирующих органов, опираясь на рекомендации ВТО и ЕЭК ООН. Во многих странах эти работы проводятся в рамках «создания Электронного Правительства (например, Германия и Венгрия)»10. Одним из важнейших направлений является организация эффективной системы пропуска товаров и транспортных средств через границу. При таможенном декларировании таможенные администрации также стремятся к организации межведомственного информационного взаимодействия с государственными органами, выдающими различные разрешительные документы, контроль рационального использования которых возложен на таможенные органы.

В некоторых государствах произведена дифференцированная передача полномочий как пограничным, так и таможенным службам. На международном уровне при общей идеологической схожести различные имеются определенные разночтения. Так в европейском союзе широкое применение получила Концепция интегрированного управления на границах (Integrated Border Management - IBM). Всемирный банк оперирует понятием «управление на границах на основе сотрудничества» (Collaborative Border Management). ОБСЕ использует термин «комплексное управление на границах» (Comprehensive Border Management), а Всемирная таможенная организация - «скоординированное управление на границах» (Coordinated Border Management). Такое терминологическое разнообразие свидетельствует об отдельных особенностях, вкладываемых упомянутыми международными организациями, в решение вопросов содействия торговле за счет совершенствования взаимодействия различных контролирующих органов.

Вопросам категорирования интегрированного управления на границах посвящено Руководство по вопросам интегрирования управления на границах на Западных Балканах11. Этот документ разработан Европейской комиссией и даёт представление о координации и сотрудничестве между всеми контролирующими службами на границе при неукоснительном и одновременном соблюдении требований законодательства. Такой сбалансированный подход представляет собой некий ориентир, к которому необходимо стремиться национальным администрациям.

Европейская комиссия на постоянной основе проводит работы по анализу текущего состояния интеграционных процессов в целях содействия торговле и разрабатывает соответствующие рекомендации по созданию и совершенствованию национальных систем «единого окна». Для внедрения системы «единое окно» необходимо «наличие следующих условий:

• свести к минимуму предусмотренные законом требования к предоставляемым торговыми организациями данным и унифицировать наборы таких данных;

ЕДИНОЕ ОКНО

Декларант или агент предоставляет всю информацию по грузу один раз в службу «единого окна».

Ответы от различных учреждений или финансовых институтов направляются декларанту или агенту. Полностью положительный итоговый ответ означает выпуск груза.

Отбор, сортировка, фильтрация информации, направление

целевым получателям (агентства, банки и т.д.) в надлежащей поел едо ват ел ьн ости или потоке и передача ответов декларанту

Рис. 2. Пример реализации системы «единое окно»

• использовать информационные технологии, что позволит увеличить объем обрабатываемой информации, сократить затраты и временные потери для международных торговых компаний;

• использовать Модель таможенных данных Всемирной таможенной организации (WCO Customs Data Model), которая была разработана совместно представителями правительственных и торговых организаций. Модель позволяет упростить и гармонизировать предоставляемые на таможню данные»12.

«Международное сотрудничество включает обмен данными определенного качества, объема и формата. Модель таможенных данных ВТамО не только вводит стандарты данных, представляемых в таможенные органы, но и устанавливает форматы, в которых они должны быть представлены. Таким образом, модель закладывает прочные основы для будущего развития сотрудничества»13.

Выполнение перечисленных условий может создать предпосылки для более свободной интеграции в мировое экономическое сообщество. ВТамО выделяет ряд преимуществ внедрения в практику идеологии «единого окна».

Использование системы «единого окна» имеет «ряд преимуществ, а именно:

Для торговых компаний: сокращение расходов в результате более быстрой таможенной очистки и выпуска грузов, большей предсказуемости и прозрачности, установленных государством правил и процедур, а также более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Для государства: высокая степень соблюдения законов, возможность применять в процессе таможенной очистки методику оценки рисков, более эффективное использование имеющихся ресурсов»14.

Исследование зарубежного опыта деятельности таможенными администрациями (Финляндии, Великобритании, Кореи, Голландии и др. стран), показали, что мировым трендом в повышении эффективности деятельности таможенных органов является реализация концепции «единое окно». Реализация концепция предполагает использование для взаимодействия между всеми участникам внешнеэкономической поставки (продавцы, покупатели, перевозчики, контрольные органы) единой интеллектуальной интегрированной автоматизированной информационной системы - «единое окно». В ней можно выполнить все процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров, и

обмениваться стандартизированной информацией и документацией, необходимой для государственного контроля.

Однако Концепция ВТО не является готовым решением, внедрение которого решит все проблемы, но позволяет определить базовые принципы и рекомендации по созданию системы «единое окно», которым можно следовать при создании национальных систем исходя из специфики, приоритетов и потребностей национальной экономики.

Таким образом, международный опыт, требования Концепции ВТО по созданию системы «единое окно» могут быть адаптированы и использованы для совершенствования механизма межведомственного взаимодействия при осуществлении Федеральными органами исполнительной власти государственного контроля ВЭД.

Литература:

1. Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, совершена 26 июня 1999 года в Брюсселе)

2. Конвенция ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» 2007г.

3. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации 2005 г.

4. Рекомендация № 18 ЕЭК ООН Меры по упрощению процедур международной торговле Европейской экономической комиссии ООН

5. Рекомендация № 33 ЕЭК ООН Рекомендации и руководящие принципы по созданию механизма "единого окна"

6. Рекомендация №34 ЕЭК ООН По стандартизации и упрощению данных в международной торговле

7. Справочник ОБСЕ - ЕЭК ООН «Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту» (дата обращения 1 марта 2013)

8. Симахин О.Г., Черныш А.Я. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга. Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

9. Single Window. http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/ policy_issues/electronic_customs_initiative/it_projects/index_ en.htm#sw

8 Single Window. http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/policy_issues/electronic_customs_

initiative/it_projects/index_en.htm#sw

9 Справочник ОБСЕ - ЕЭК ООН «Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту» http:// www.osce.org/eea/88237 (дата обращения 1 марта 2013)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Симахин О.Г., Черныш А.Я. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга. Монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

11 Справочник ОБСЕ - ЕЭК ООН «Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту» http:// www.osce.org/eea/88237 (дата обращения 1 марта 2013)

12 UNECE, 2003, p.3

13 Справочник ОБСЕ - ЕЭК ООН «Передовая практика на пунктах пересечения границы: содействие торговле и транспорту» http:// www.osce.org/eea/88237 (дата обращения 1 марта 2013)

14 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.