Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ'

СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INTERACTION / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / INFORMATION EXCHANGE / СОВЕРШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ / CUSTOMS OPERATIONS / ЕДИНОЕ ОКНО / SINGLE WINDOW / МОДЕЛЬ ДАННЫХ / DATA MODEL / E-INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриневский Игорь Всеволодович

В статье раскрывается сущность понятия «электронное информационное взаимодействие при совершении таможенных операций». При этом определяются участники и направления такого взаимодействия, а также его влияние на организацию информационного обмена при совершении таможенных операций и проведение таможенного контроля в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гриневский Игорь Всеволодович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF E-INFORMATION INTERACTION OF CUSTOMS OPERATIONS PROCESS SUBJECTS

The article is devoted to the essence of the notion “e-information interaction during customs operations”. The author defines the participants and directions of such interaction as well as its effect on the organization of information exchange during customs operations and on customs control performed in e-form.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ»

Использованные источники

1. Российские промышленники заявляют: модернизация в ВТО невозможна! / Аналитический центр «ВТО-информ» [Электронный ресурс]. URL: http://wto-inform.ru/news/ russian_industrialists_say _modernization_in_the_wto_is_not_possible/.

2. Катасонов В. ВТО: переход страны под управление мировой олигархии [Электронный ресурс]. URL: http://newsland.com/news/detail/id/927681/.

3. Бондаренко И. И. ВТО и «продовольственный» суверенитет России: проблема доступности и качества сельхозпродукции остается актуальной [Электронный ресурс]. URL: http://wto. wtcmoscow.ru/calendar/novosti/157

4. Статистические данные Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.

5. Братишко Н. П. Аграрный сектор в условиях присоединения России к ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3856-2012-09-23-16-10-45.

6. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://mshp. rkomi.ru/content/4599/p717-20120714.pdf.

7. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/12172719/#ixzz2yD3Rb4t2.

8. Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С. Ю. Глазьева [Электронный ресурс]. URL: http://trueinform.ru/modules.php?name=News&file=article &sid=19258.

9. Круглова О. В. Таможенные аспекты обеспечения продовольственной безопасности // Вестник Российской таможенной академии. № 2. 2014.

10. Бабкин К. А. Разумная промышленная политика необходима и возможна // «Экономика для человека»: социально-ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора: материалы Московского экономического форума / под ред. Р. С. Гринберга, К. А. Бабкина, А. В. Бузгалина. М.: Культурная революция, 2014.

И. В. Гриневский

СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

В статье раскрывается сущность понятия «электронное информационное взаимодействие при совершении таможенных операций». При этом определяются участники и направления такого взаимодействия, а также его влияние на организацию информационного обмена при совершении таможенных операций и проведение таможенного контроля в электронном виде.

Ключевые слова: электронное взаимодействие; информационное взаимодействие; информационный обмен; совершение таможенных операций; единое окно; модель данных.

В настоящее время в зарубежной и отечественной практике осуществляется поиск инновационных решений, позволяющих модернизировать таможенный

контроль и минимизировать временные и финансовые издержки при трансграничном перемещении товаров.

Широкое распространение при поддержке Всемирной торговой организации (ВТО) и Всемирной таможенной организации (ВтамО) получил подход к совершению таможенных операций, основанный на использовании системы управления рисками и подаче в контролирующие органы предварительной информации, объединении информационных ресурсов всех заинтересованных органов в систему «единого окна», а также на использовании электронных форм документов и принятии решения о выпуске товара в автоматическом режиме без участия должностных лиц.

Данные инновационные технологии нашли свое отражение и в отечественной практике работы таможенных органов, где в настоящее время используются технологии электронного декларирования, предварительного информирования и удаленного выпуска товара, а к 2015 г. готовится к внедрению технология автоматического выпуска товаров, разрабатывается Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИС ВВТ), являющаяся прообразом системы «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) [1].

Отдельные специалисты [2] отмечают, что независимо от применяемых технологий совершения таможенных операций одним из важных вспомогательных инструментов консолидации информации и усилий всех задействованных сторон по достижению необходимого уровня качества и эффективности таможенного контроля, с одной стороны, и минимизации издержек экономических операторов [3], с другой стороны, является четкий отлаженный механизм информационного взаимодействия контрагентов, которое на настоящем этапе развития осуществляется преимущественно в электронном виде.

Необходимо отметить, что на настоящий момент в теории и практике таможенного дела отсутствует четкое определение понятия «электронное информационное взаимодействие».

По нашему мнению, для определения сущности электронного информационного взаимодействия необходимо проанализировать предметную область его применения, функциональную нагрузку, а также организационную составляющую и целевую направленность.

С точки зрения предметной области применения электронное информационное взаимодействие является обеспечивающим подпроцессом процесса совершения таможенных операций.

На рис. 1 представлен комплексный подход к определению понятия таможенных операций и процесса совершения таможенных операций соответственно. В зависимости от охвата предметной области под таможенными операциями можно понимать конкретные виды операций (совокупности действий), поименованные в разд. 4, 5, 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Однако подобная трактовка не отражает всю полноту, многообразие и комплексность действий сторон, вовлеченных в процесс совершения таможенных операций, и не может использоваться в рамках системного анализа. Поэтому в данном случае предпочтительным, по мнению автора, является более широкий, комплексный подход к определению содержания таможенных операций. В рамках комплексного подхода процесс совершения таможенных операций можно

рассматривать как совокупность действий трех категорий субъектов: таможенных органов (ТО), федеральных органов исполнительной власти РФ (ФОИВ РФ) и экономических операторов, участвующих в процессе совершения таможенных операций.

Рис. 1. Комплексный подход к определению содержания процесса совершения таможенных операций

При такой трактовке процесса совершения таможенных операций электронное информационное взаимодействие можно рассматривать как существенный компонент технологии совершения таможенных операций. Тогда к нему относятся организационные мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения, взаимодействия и обмена таможенных органов, других ФОИВ и экономических операторов. То есть электронное информационное взаимодействие как вспомогательный, а иногда и основной компонент встречается в определенных таможенных технологиях. Так, например, технология совместного таможенного контроля на границе Украины и России при пассажирских отправлениях на

железнодорожном транспорте содержит незначительный компонент такого взаимодействия, в то время как технологии предварительного информирования или электронного декларирования практически полностью построены на электронном информационном взаимодействии контрагентов.

Определяя функциональную нагрузку электронного информационного взаимодействия, необходимо отметить, что при совершении таможенных операций оно в основном заключается в передаче в электронном виде сведений, содержащихся в соответствующих электронных формах документов взаимодействующих сторон.

В этом случае электронное информационное взаимодействие целесообразно рассматривать как вид деловой коммуникации, т. е. «процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности» [4].

При этом электронное информационное взаимодействие представляет собой передачу и принятие информационных сообщений и электронных форм документов между контрагентами процесса совершения таможенных операций, которые попеременно выступают в качестве отправителей и получателей информации, передаваемой через физическую передающую среду (ассоциацию сетей Internet; Систему межведомственного электронного взаимодействия РФ (СМЭВ РФ); ИИС ВВТ ЕврАзЭС; Единую автоматизированную информационную систему Федеральной таможенной службы (ЕАИС ФТС России); частные корпоративные сети; магнитный носитель) и использующую специализированное программное обеспечение. На рис. 2 представлены направления электронного информационного взаимодействия между контрагентами процесса совершения таможенных операций и основные передающие системы.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что электронное информационное взаимодействие является обеспечивающей информационной составляющей процесса совершения таможенных операций, направленной на информационное обеспечение принятия решений контрагентами и общую организацию процесса прохождения таможенных формальностей. В этом состоит организующая роль электронного информационного взаимодействия.

Организационная сущность электронного информационного взаимодействия реализуется в технологии организации и передачи информации между контрагентами процесса совершения таможенных операций (основные компоненты данной технологии представлены на рис. 3).

Компонентами технологии оптимизации процессов организации и передачи информации в современном мире являются различные модели системы «единого окна» и унифицированные международные модели данных, подлежащих обработке при трансграничном перемещении товара.

Суть модели данных применительно к процессу совершения таможенных операций заключается в разработке стандартизированного сущностного наполнения процесса электронного информационного взаимодействия контрагентов и представляет собой максимальный и минимальный объемы запрашиваемой и передаваемой информации, единые формы документов и стандарты сведений, общие справочники и классификаторы, создающие единую рабочую среду документов, годных к обработке, проверке и передаче всеми контрагентами процесса совершения таможенных операций.

Экономический оператор

Экономический оператор

ФОИВРФ

Рис. 2. Передающая среда и направления электронного информационного взаимодействия при совершении таможенных операций

Для организации физических каналов, порядка, способов приемки и выдачи бумажных и электронных форм документов в целях исключения необходимости дважды требовать у контрагента одну и ту же информацию, обрабатывать и передавать документы в минимальные сроки в международной практике под эгидой ВТаО, Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и ВТО получили широкое распространение системы организации электронного информационного взаимодействия государственных органов и бизнес-сообщества, получившие общее название систем «единого окна» [6]. Результаты экспериментов зарубежных государств по созданию технологии электронного информационного взаимодействия, совмещающей в себе унифицированную международную модель данных и модель системы «единого окна» [7], наглядно демонстрируют организационную сущность и целевую направленность электронного информационного взаимодействия на современном этапе развития сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и его влияния на процесс совершения таможенных операций.

Обобщая изложенное, автор предлагает электронное информационное взаимодействие в интересующей нас предметной области рассматривать с трех сторон:

- как существенный компонент технологии совершения таможенных операций;

<

Схемы/сообщения ХМL Программы чтения, руководства и т. д.

Руководство по использованию сообщений

Международные коды и стандарты

Максимально возможный набор запрашиваемых данных

Информационные модели

Модели делового администрирования

Модели межведомственного взаимодействия

Технология организации приема и выдачи документов

>

J

Рис. 3. Компоненты технологии организации и передачи информации между контрагентами процесса совершения таможенных операций [5]

- как вид деловой коммуникации ФОИВ и экономических операторов;

- как способ организации передачи информации между контрагентами процесса совершения таможенных операций и как технологию осуществления связи информационных ресурсов задействованных сторон.

Такой подход позволяет рассматривать электронное информационное взаимодействие при совершении таможенных операций как совместное использование, передачу и обмен сведениями в электронном виде и электронными формами документов, находящимися в пользовании и/или распоряжении между таможенными органами, иными федеральными органами исполнительной власти, оказывающими государственные услуги, а также между перечисленными органами и экономическими операторами, приводящие к изменению уровня информированности хотя бы одной из сторон.

Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать содержание понятия «электронное информационное взаимодействие при совершении таможенных операций», выявить участников и направления такого взаимодействия, что открывает возможности для дальнейшего исследования данной предметной области. Развитие технологий, базирующихся на использовании механизмов электронного информационного взаимодействия всех задействованных сторон, является в настоящее время приоритетным направлением модернизации процесса совершения таможенных операций. Общемировая тенденция развития данной сферы происходит от возникновения идеи электронного предоставления сведений таможенным органам (электронного декларирования) до портальных решений таможенной очистки в современных условиях (например «единое окно» Сингапура и система UNIPASS Южной Кореи). При этом построение подобных

систем в рамках ЕврАзЭС возможно только в случае дальнейшего совершенствования теоретических аспектов и технологических процессов электронного информационного взаимодействия.

Использованные источники

1. Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах [Электронный ресурс] // сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.tsouz.ru/news/Documents/Forms/AllItems.aspx.

2. Бормотова E. Г. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности реализации функций, осуществляемых таможенными органами: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс] // сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://vak.ed.gov.ru.

3. Экономический оператор - лицо, которое по роду своей деятельности связано с действиями, предусмотренными таможенным законодательством // Модернизированный таможенный кодекс Европейского союза. М.: ООО «ТБЦ», 2013. Ст. 4.

4. Каймакова М. В. Коммуникации в организации: текст лекций. Ульяновск: УлГТУ, 2008.

5. Айрленд Р. Обмен информацией: единое окно и модель данных Всемирной таможенной организации / Всемирная таможенная организация, Бюро Генерального секретаря, Управление по исследованиям и стратегии [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ресурсов ВТамО. URL: http://www.wcoomd.org.

6. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Рекомендация № 33 СЕФАКТ ООН, Нью-Йор к, Женева, 2005 [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ресурсов ВТамО. URL: http://www.wcoomd.org.

7. Поэтапное построение «единого окна»: необходимость межведомственного сотрудничества и мастер-плана; ключевая роль международных стандартов: презентация к докладу М. Апо-столова, регионального советника ЕЭК ООН по торговле. Кишинев, 2012 г. 6 ноября.

А. Н. Шашкина

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕврАзЭС

Статья посвящена анализу законодательства государств - членов Таможенного союза в части, касающейся административно-правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров. Автором осуществлен сравнительно-правовой анализ порядка организации и проведения последующего контроля в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование; Таможенный союз; таможенный контроль после выпуска товаров; таможенная проверка; выездная таможенная проверка; камеральная таможенная проверка.

В связи с ростом объема мировой торговли увеличивается поток товаров, проходящих через таможенную границу Таможенного союза (ТС) Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.