Использованные источники
1. Российские промышленники заявляют: модернизация в ВТО невозможна! / Аналитический центр «ВТО-информ» [Электронный ресурс]. URL: http://wto-inform.ru/news/ russian_industrialists_say _modernization_in_the_wto_is_not_possible/.
2. Катасонов В. ВТО: переход страны под управление мировой олигархии [Электронный ресурс]. URL: http://newsland.com/news/detail/id/927681/.
3. Бондаренко И. И. ВТО и «продовольственный» суверенитет России: проблема доступности и качества сельхозпродукции остается актуальной [Электронный ресурс]. URL: http://wto. wtcmoscow.ru/calendar/novosti/157
4. Статистические данные Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.
5. Братишко Н. П. Аграрный сектор в условиях присоединения России к ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3856-2012-09-23-16-10-45.
6. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://mshp. rkomi.ru/content/4599/p717-20120714.pdf.
7. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/12172719/#ixzz2yD3Rb4t2.
8. Доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С. Ю. Глазьева [Электронный ресурс]. URL: http://trueinform.ru/modules.php?name=News&file=article &sid=19258.
9. Круглова О. В. Таможенные аспекты обеспечения продовольственной безопасности // Вестник Российской таможенной академии. № 2. 2014.
10. Бабкин К. А. Разумная промышленная политика необходима и возможна // «Экономика для человека»: социально-ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора: материалы Московского экономического форума / под ред. Р. С. Гринберга, К. А. Бабкина, А. В. Бузгалина. М.: Культурная революция, 2014.
И. В. Гриневский
СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
В статье раскрывается сущность понятия «электронное информационное взаимодействие при совершении таможенных операций». При этом определяются участники и направления такого взаимодействия, а также его влияние на организацию информационного обмена при совершении таможенных операций и проведение таможенного контроля в электронном виде.
Ключевые слова: электронное взаимодействие; информационное взаимодействие; информационный обмен; совершение таможенных операций; единое окно; модель данных.
В настоящее время в зарубежной и отечественной практике осуществляется поиск инновационных решений, позволяющих модернизировать таможенный
контроль и минимизировать временные и финансовые издержки при трансграничном перемещении товаров.
Широкое распространение при поддержке Всемирной торговой организации (ВТО) и Всемирной таможенной организации (ВтамО) получил подход к совершению таможенных операций, основанный на использовании системы управления рисками и подаче в контролирующие органы предварительной информации, объединении информационных ресурсов всех заинтересованных органов в систему «единого окна», а также на использовании электронных форм документов и принятии решения о выпуске товара в автоматическом режиме без участия должностных лиц.
Данные инновационные технологии нашли свое отражение и в отечественной практике работы таможенных органов, где в настоящее время используются технологии электронного декларирования, предварительного информирования и удаленного выпуска товара, а к 2015 г. готовится к внедрению технология автоматического выпуска товаров, разрабатывается Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИС ВВТ), являющаяся прообразом системы «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) [1].
Отдельные специалисты [2] отмечают, что независимо от применяемых технологий совершения таможенных операций одним из важных вспомогательных инструментов консолидации информации и усилий всех задействованных сторон по достижению необходимого уровня качества и эффективности таможенного контроля, с одной стороны, и минимизации издержек экономических операторов [3], с другой стороны, является четкий отлаженный механизм информационного взаимодействия контрагентов, которое на настоящем этапе развития осуществляется преимущественно в электронном виде.
Необходимо отметить, что на настоящий момент в теории и практике таможенного дела отсутствует четкое определение понятия «электронное информационное взаимодействие».
По нашему мнению, для определения сущности электронного информационного взаимодействия необходимо проанализировать предметную область его применения, функциональную нагрузку, а также организационную составляющую и целевую направленность.
С точки зрения предметной области применения электронное информационное взаимодействие является обеспечивающим подпроцессом процесса совершения таможенных операций.
На рис. 1 представлен комплексный подход к определению понятия таможенных операций и процесса совершения таможенных операций соответственно. В зависимости от охвата предметной области под таможенными операциями можно понимать конкретные виды операций (совокупности действий), поименованные в разд. 4, 5, 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). Однако подобная трактовка не отражает всю полноту, многообразие и комплексность действий сторон, вовлеченных в процесс совершения таможенных операций, и не может использоваться в рамках системного анализа. Поэтому в данном случае предпочтительным, по мнению автора, является более широкий, комплексный подход к определению содержания таможенных операций. В рамках комплексного подхода процесс совершения таможенных операций можно
рассматривать как совокупность действий трех категорий субъектов: таможенных органов (ТО), федеральных органов исполнительной власти РФ (ФОИВ РФ) и экономических операторов, участвующих в процессе совершения таможенных операций.
Рис. 1. Комплексный подход к определению содержания процесса совершения таможенных операций
При такой трактовке процесса совершения таможенных операций электронное информационное взаимодействие можно рассматривать как существенный компонент технологии совершения таможенных операций. Тогда к нему относятся организационные мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения, взаимодействия и обмена таможенных органов, других ФОИВ и экономических операторов. То есть электронное информационное взаимодействие как вспомогательный, а иногда и основной компонент встречается в определенных таможенных технологиях. Так, например, технология совместного таможенного контроля на границе Украины и России при пассажирских отправлениях на
железнодорожном транспорте содержит незначительный компонент такого взаимодействия, в то время как технологии предварительного информирования или электронного декларирования практически полностью построены на электронном информационном взаимодействии контрагентов.
Определяя функциональную нагрузку электронного информационного взаимодействия, необходимо отметить, что при совершении таможенных операций оно в основном заключается в передаче в электронном виде сведений, содержащихся в соответствующих электронных формах документов взаимодействующих сторон.
В этом случае электронное информационное взаимодействие целесообразно рассматривать как вид деловой коммуникации, т. е. «процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности» [4].
При этом электронное информационное взаимодействие представляет собой передачу и принятие информационных сообщений и электронных форм документов между контрагентами процесса совершения таможенных операций, которые попеременно выступают в качестве отправителей и получателей информации, передаваемой через физическую передающую среду (ассоциацию сетей Internet; Систему межведомственного электронного взаимодействия РФ (СМЭВ РФ); ИИС ВВТ ЕврАзЭС; Единую автоматизированную информационную систему Федеральной таможенной службы (ЕАИС ФТС России); частные корпоративные сети; магнитный носитель) и использующую специализированное программное обеспечение. На рис. 2 представлены направления электронного информационного взаимодействия между контрагентами процесса совершения таможенных операций и основные передающие системы.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что электронное информационное взаимодействие является обеспечивающей информационной составляющей процесса совершения таможенных операций, направленной на информационное обеспечение принятия решений контрагентами и общую организацию процесса прохождения таможенных формальностей. В этом состоит организующая роль электронного информационного взаимодействия.
Организационная сущность электронного информационного взаимодействия реализуется в технологии организации и передачи информации между контрагентами процесса совершения таможенных операций (основные компоненты данной технологии представлены на рис. 3).
Компонентами технологии оптимизации процессов организации и передачи информации в современном мире являются различные модели системы «единого окна» и унифицированные международные модели данных, подлежащих обработке при трансграничном перемещении товара.
Суть модели данных применительно к процессу совершения таможенных операций заключается в разработке стандартизированного сущностного наполнения процесса электронного информационного взаимодействия контрагентов и представляет собой максимальный и минимальный объемы запрашиваемой и передаваемой информации, единые формы документов и стандарты сведений, общие справочники и классификаторы, создающие единую рабочую среду документов, годных к обработке, проверке и передаче всеми контрагентами процесса совершения таможенных операций.
Экономический оператор
Экономический оператор
ФОИВРФ
Рис. 2. Передающая среда и направления электронного информационного взаимодействия при совершении таможенных операций
Для организации физических каналов, порядка, способов приемки и выдачи бумажных и электронных форм документов в целях исключения необходимости дважды требовать у контрагента одну и ту же информацию, обрабатывать и передавать документы в минимальные сроки в международной практике под эгидой ВТаО, Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и ВТО получили широкое распространение системы организации электронного информационного взаимодействия государственных органов и бизнес-сообщества, получившие общее название систем «единого окна» [6]. Результаты экспериментов зарубежных государств по созданию технологии электронного информационного взаимодействия, совмещающей в себе унифицированную международную модель данных и модель системы «единого окна» [7], наглядно демонстрируют организационную сущность и целевую направленность электронного информационного взаимодействия на современном этапе развития сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и его влияния на процесс совершения таможенных операций.
Обобщая изложенное, автор предлагает электронное информационное взаимодействие в интересующей нас предметной области рассматривать с трех сторон:
- как существенный компонент технологии совершения таможенных операций;
<
Схемы/сообщения ХМL Программы чтения, руководства и т. д.
Руководство по использованию сообщений
Международные коды и стандарты
Максимально возможный набор запрашиваемых данных
Информационные модели
Модели делового администрирования
Модели межведомственного взаимодействия
Технология организации приема и выдачи документов
>
J
Рис. 3. Компоненты технологии организации и передачи информации между контрагентами процесса совершения таможенных операций [5]
- как вид деловой коммуникации ФОИВ и экономических операторов;
- как способ организации передачи информации между контрагентами процесса совершения таможенных операций и как технологию осуществления связи информационных ресурсов задействованных сторон.
Такой подход позволяет рассматривать электронное информационное взаимодействие при совершении таможенных операций как совместное использование, передачу и обмен сведениями в электронном виде и электронными формами документов, находящимися в пользовании и/или распоряжении между таможенными органами, иными федеральными органами исполнительной власти, оказывающими государственные услуги, а также между перечисленными органами и экономическими операторами, приводящие к изменению уровня информированности хотя бы одной из сторон.
Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать содержание понятия «электронное информационное взаимодействие при совершении таможенных операций», выявить участников и направления такого взаимодействия, что открывает возможности для дальнейшего исследования данной предметной области. Развитие технологий, базирующихся на использовании механизмов электронного информационного взаимодействия всех задействованных сторон, является в настоящее время приоритетным направлением модернизации процесса совершения таможенных операций. Общемировая тенденция развития данной сферы происходит от возникновения идеи электронного предоставления сведений таможенным органам (электронного декларирования) до портальных решений таможенной очистки в современных условиях (например «единое окно» Сингапура и система UNIPASS Южной Кореи). При этом построение подобных
систем в рамках ЕврАзЭС возможно только в случае дальнейшего совершенствования теоретических аспектов и технологических процессов электронного информационного взаимодействия.
Использованные источники
1. Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012-2015 годах [Электронный ресурс] // сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.tsouz.ru/news/Documents/Forms/AllItems.aspx.
2. Бормотова E. Г. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности реализации функций, осуществляемых таможенными органами: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс] // сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://vak.ed.gov.ru.
3. Экономический оператор - лицо, которое по роду своей деятельности связано с действиями, предусмотренными таможенным законодательством // Модернизированный таможенный кодекс Европейского союза. М.: ООО «ТБЦ», 2013. Ст. 4.
4. Каймакова М. В. Коммуникации в организации: текст лекций. Ульяновск: УлГТУ, 2008.
5. Айрленд Р. Обмен информацией: единое окно и модель данных Всемирной таможенной организации / Всемирная таможенная организация, Бюро Генерального секретаря, Управление по исследованиям и стратегии [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ресурсов ВТамО. URL: http://www.wcoomd.org.
6. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Рекомендация № 33 СЕФАКТ ООН, Нью-Йор к, Женева, 2005 [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ресурсов ВТамО. URL: http://www.wcoomd.org.
7. Поэтапное построение «единого окна»: необходимость межведомственного сотрудничества и мастер-плана; ключевая роль международных стандартов: презентация к докладу М. Апо-столова, регионального советника ЕЭК ООН по торговле. Кишинев, 2012 г. 6 ноября.
А. Н. Шашкина
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕврАзЭС
Статья посвящена анализу законодательства государств - членов Таможенного союза в части, касающейся административно-правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров. Автором осуществлен сравнительно-правовой анализ порядка организации и проведения последующего контроля в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование; Таможенный союз; таможенный контроль после выпуска товаров; таможенная проверка; выездная таможенная проверка; камеральная таможенная проверка.
В связи с ростом объема мировой торговли увеличивается поток товаров, проходящих через таможенную границу Таможенного союза (ТС) Российской