Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / CROSS-BORDER ELECTRONIC TRADE / ОСОБЕННОСТИ / FEATURES / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сомов Юрий Иванович, Ткаченко Ирина Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности организации электронной трансграничной торговли, выявлены проблемы, возникающие в таможенной сфере при ее ведении. Проанализирован международный опыт решения данных проблем. Определены направления деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях расширения такого вида торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сомов Юрий Иванович, Ткаченко Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS SERVICE ACTIVITY IN RESPONSE TO THE CROSS-BORDER ELECTRONIC COMMERCE DEVELOPMENT

The article considers the characteristic features of the electronic cross-border trade and identifies the problems of customs service during its facilitation. The authors analyzed the international experience of solving these issues and suggested the directions of the Russian customs service activity in response to the electronic cross-border trade expansion.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ю. И. Сомов, И. Е. Ткаченко

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В статье рассмотрены особенности организации электронной трансграничной торговли, выявлены проблемы, возникающие в таможенной сфере при ее ведении. Проанализирован международный опыт решения данных проблем. Определены направления деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях расширения такого вида торговли.

Ключевые слова: трансграничная электронная торговля; особенности; информационно-коммуникационные технологии; торговля; информатизация; экономика.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) находят широкое применение практически во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в различных областях экономики. Например, благодаря Интернету появился новый вид торговли - электронная торговля, при которой в виртуальной среде создаются магазины, и покупатель, изучив внешний вид и характеристики товаров, может сделать заказ и даже оплатить его посредством электронных денег в любое время и в любом месте, где есть доступ к Интернету. Появилась и развивается обеспечивающая электронную торговлю инфраструктура: товар забирается покупателем либо из специальных пунктов, которые оборудуются в местах, удобных для покупателя, либо доставляются ему на дом почтовыми службами или курьерами.

Появление трансграничной электронной торговли, с одной стороны, увеличивает товарооборот между странами, что положительно влияет на их экономическое развитие, а с другой - побуждает таможенные органы адаптировать свою деятельность к новым условиям. Процесс адаптации связан с необходимостью расширения сфер применения в таможенных органах ИКТ, которые продолжают развиваться и все более интенсивно использоваться в таможенных органах экономически развитых государств. Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации (ВТамО) К. Микурия предложил таможенным администрациям в 2016 г. активнее внедрять и продвигать ИКТ для обеспечения сбора таможенных платежей, контроля перемещения товаров, людей, транспортных и денежных потоков, а также защиты трансграничной торговли от преступности [1].

Электронная торговля появилась прежде всего благодаря применению в традиционной торговле средств информатизации. Экономические аспекты информатизации являются приоритетными направлениями исследований многих

экономистов, в том числе тех, которые рассматривают данный процесс с точки зрения совершенствования деятельности таможенных органов РФ [2; 3; 4]. Авторами статьи в развитие этого научного направления проведен анализ особенностей электронной трансграничной торговли и сформулированы предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов для решения проблем, которые при этом возникают.

Исследования, представленные в настоящей статье, были проведены в такой последовательности:

1) выделены элементы торговли, которые являются существенными с точки зрения возможного влияния на них ИКТ, проанализировано влияние информатизации на эти элементы;

2) осуществлен анализ таможенных аспектов ведения электронной трансграничной торговли;

3) разработаны предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов в условиях ведения электронной трансграничной торговли.

Особенности торговли, появившиеся в результате применения в ней ИКТ, распределенные по этапам, сложившимся в традиционном ее виде, представлены в таблице.

Таблица

Особенности электронной торговли

Традиционные этапы сделки купли-продажи Свойства торговли, создаваемые ИКТ Изменения в торговле, вызванные ее информатизацией

Появление спроса на товар Интернет обеспечивает доведение рекламы до большего количества потребителей товара и влияет на формирование потребностей Увеличение количества товаров и потребителей на рынке

Поиск товаров Инструменты ИКТ предоставляют широчайшие возможности поиска нужного товара по критерию (качество - цена) круглосуточно и повсеместно, где существует Интернет. Созданы разнообразные торговые инструменты для виртуальной среды: интернет-магазины, электронные деньги, поисково-расчетные системы и т. д. Увеличение скорости проведения торговых сделок. Возникновение проблем обеспечения информационной безопасности и придания электронному сообщению юридической силы

Заключение торговых договоров (сделок) Возможность обеспечения идентификации и аутентификации контрагентов, ведения конфиденциальных переговоров с передачей электронных сообщений без искажений

Оплата Удаленная «мгновенная» оплата товара с помощью электронных денег

Получение товара Необходимость создания и развития логистической инфраструктуры, позволяющей доставлять товар потребителю, возможная порча товара при его проверках при пересечении границ государств, необходимость наличия специальных информационных сервисов, обеспечивающих информирование покупателя о перемещении товара при его доставке

Окончание таблицы

Традиционные этапы сделки купли-продажи Свойства торговли, создаваемые ИКТ Изменения в торговле, вызванные ее информатизацией

Отношения продавца и покупателя после сделки Удобный обмен информацией о послепродажном взаимодействии продавца и покупателя Наличие специальной («послепродажной») структуры, обеспечивающей перемещение товара и денег

Развитию электронной торговли прежде всего способствуют следующие факторы: совершенствование законодательства в сфере электронной торговли и реализация таких технических решений, как шифрование и электронная подпись. Международный опыт показывает, что в странах, где успешно решаются проблемы в указанных сферах, увеличивается объем электронной торговли. Показателен ее рост на примере Южной Кореи - страны с высоким уровнем развития ИКТ. Согласно статистике импорта, представленной ее таможенной службой, число проведенных в 2012 г. торговых операций с применением ИКТ, так называемых «электронных сделок», составило 7 941 000, в 2013 г. оно выросло до 11 155 000, а в 2014 г. этот показатель достиг уже 15 530 000, что составляет примерно 40% ежегодного прироста. При этом число стран происхождения товаров, импортируемых в Южную Корею в рамках электронной торговли, также неуклонно растет: если в 2010 г. таких стран было только 19, то в 2014 г. эта цифра удвоилась и достигла 38; количество электронных сделок с каждой из этих стран-экспортеров постоянно увеличивается [5].

Подтверждением увеличения объема электронной международной торговли являются также выводы экономического исследования, проведенного Международным институтом МакКинси, которое показало, что доля электронной торговли в общем объеме торговли товарами выросла с 3% в 2005 г. до 12,1% в 2012 г. [6]. Реальные и прогнозируемые ежегодные темпы прироста объема электронной торговли за период с 2012 по 2017 г. оцениваются в среднем в 17,4%. Оборот глобального рынка розничной электронной торговли сегодня достигает 1 трлн. долл. США в год и обещает удвоиться в течение ближайших четырех лет, а некоторые специалисты полагают, что к 2017 г. объем электронных продаж превысит 2,3 трлн. долл. США [7].

Выступая на Министерской конференции, проходившей на Бали в декабре 2013 г., представители стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО) также отмечали значимость вопроса развития электронной торговли для усиления экономического роста, особенно в развивающихся и наименее развитых странах. В решении этой конференции ВТО прямо формулируется необходимость поддержки развития электронной торговли в целях ускорения роста экономик этих стран [8].

В докладе, посвященном потенциалу развития международной торговли, представленном на Всемирном экономическом форуме в 2013 г., эксперты указали, что снижение барьеров в цепи поставки может привести к росту объемов электронной торговли на 60-80% [7]. Причем необходимые для этого инструменты уже разработаны - Соглашение об оказании содействия торговле ВТО и Пересмотренная Ки-отская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур ВТамО.

В Декларации по глобальной электронной торговле, принятой Советом ВТамО в 2001 г., члены организации отмечали положительное влияние электронной

торговли на экономическое и социальное благосостояние развивающихся экономик и подчеркивали необходимость разработки для таможенных служб адекватных методов согласованной поддержки развития нового вида торговли и контроля. В настоящее время Совет ВТамО продолжает уделять значительное внимание развитию электронной торговли [8].

Как показали исследования, при ведении электронной трансграничной торговли возникает ряд проблем в таможенной сфере.

Прежде всего, это вовлечение в нее многочисленных субъектов малого и среднего предпринимательства, которые стараются максимально использовать возникшую возможность повысить долю своего участия в глобальном товарообороте, увеличить доступ на международные рынки и расширить свой экспорт. Например, отчет международной электронной торговой площадки «e-Bay», касающийся вопросов вовлеченности в электронную торговлю субъектов малого и среднего предпринимательства из стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), показал, что в среднем один продавец на «e-Bay» экспортирует продукцию в 36 стран [5]. При этом традиционная бизнес-модель международной торговли дополняется внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) на микроуровне - малыми объемами услуг, микроплатежами и микрогрузопоставками, выполняемыми мелкими фирмами или индивидуальными предпринимателями [6]. это приводит к фрагментации товаропотока на большое количество отдельных мелких партий.

Отметим, что сложные процедуры таможенного оформления сами по себе традиционно являются проблемой для международной торговли. По оценке экспертов из Международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD), длительные и многочисленные таможенные процедуры могут прибавить к стоимости товара до 24% [7]. Для малого и среднего бизнеса, занимающегося трансграничной электронной торговлей, такие проблемы могут поставить под угрозу само его существование.

Следует также подчеркнуть, что существенное увеличение количества прохождения через границу мелких партий товаров при требовании сокращения времени проведения таможенных операций и процедур заставляет таможенные органы проводить их большее количество в единицу времени. Все это увеличивает нагрузку на работу таможенников и может привести к снижению эффективности их деятельности.

Ввиду того, что электронный вид торговли основан на использовании возможностей информатизации, логичным решением таможенных проблем, возникающих при ее ведении, является применение этих же возможностей в таможенной деятельности. Целесообразность такого подхода подтверждает современная практика ВТамО и таможенных органов развитых государств. Например, некоторые таможенные администрации уже трансформировали в электронную форму традиционное бумажное оформление таможенных документов.

Использование автоматизированных средств таможенного контроля с эффективной системой управления рисками создает благоприятные условия для круглосуточного безостановочного таможенного оформления товаров. Для того чтобы обеспечивать круглосуточное эффективное таможенное оформление, возникает необходимость привлечения в виртуальную среду других государственных служб, задействованных в процессе перемещения товара через границу [9]. При

этом «единое окно таможни», созданное на базе ИКТ, трансформируется в «Национальное единое окно». Некоторые таможенные администрации - члены ВТамО, например таможенная служба Южной Кореи, уже применяют подобные технологии для определенных категорий грузов в специально предназначенных пунктах пропуска [5].

Электронная оплата пошлин и налогов представляет интерес как для налогоплательщиков, так и для государства. Для налогоплательщиков обеспечивается непрерывная возможность совершения платежей из любой точки, где имеется Интернет, а для государства - практически мгновенного сбора пошлин, налогов и единообразного эффективного урегулирования споров. Помимо ускорения процесса оплаты пошлин и налогов, а также ускорения процесса таможенного оформления товаров технология электронной оплаты ведет к снижению издержек как участников ВЭД, так и таможенных органов. Статья 7.2 Соглашения по содействию торговле ВТО устанавливает, что «каждый участник ВЭД должен в пределах возможности осуществлять электронные оплаты пошлин, налогов и штрафов, связанных с перемещением товаров через границу, взимание которых возложено на таможенные органы» [10].

Всемирной таможенной организацией были разработаны и предложены странам-членам соответствующие инструменты, применимые для создания автоматизированной системы обслуживания электронной торговли. Одним их таких инструментов является интерактивный on-line калькулятор пошлин, который должен находиться в свободном доступе и предоставлять продавцам и покупателям полную достоверную информацию о ставках таможенных пошлин и налогов. Это поможет продавцам и покупателям заранее узнать величину начисляемых и подлежащих уплате пошлин и налогов на стадии переговоров, а также разработать положения контракта в отношении таких платежей. Такое программное средство также может обеспечить информацией о запретах и ограничениях и о требуемых лицензиях на осуществление ВЭД [8].

В соответствии с принципом электронной торговли «всегда и везде» таможенные администрации в некоторых странах уже начали предоставлять определенные мобильные услуги, например, уведомление клиентов о статусе их деклараций, о текущих курсах валют и платежах, подлежащих уплате. Некоторые системы предоставляют возможность регистрации запросов и напрямую уведомляют клиентов о текущем статусе их декларации, а также о времени, требуемом для получения услуги. Некоторые таможенные службы внедряют мобильный сервис по оплате таможенных платежей, обеспечивая участникам ВЭД значительную экономию времени и средств.

При электронной торговле потребители должны быть уверены, что они смогут вернуть поставщику заказанные товары, если они не соотвествуют их требованиям, заявленным стандартам качества, имеет место некомплектность. Увеличивающиеся объемы перемещаемых через границу мелких упаковок требуют особого внимания к оптимизации таких процессов, как, например, упрощенный и гарантированный возврат товара, возврат уплаченных пошлин за такие товары без обременительных административных процедур и материальных затрат.

Для дальнейшего усиления безопасности цепи поставок товаров таможенные органы предлагают операторам вместо подачи предварительной информации о грузе до его прибытия предоставлять эту информацию до погрузки на борт

транспортного средства. Некоторые авиакомпании, постоянно предоставляющие информацию о грузе до его загрузки, привлекают почтовых операторов для анализа безопасности рисков. Это повлекло за собой появление многообразия операторов в цепи поставки товаров, для чего потребовалось провести унификацию стандартов предварительного информирования. Такая работа была проведена, и унифицированные стандарты информирования таможни о грузе до его погрузки на борт транспортного средства были включены в Рамочные стандарты безопасности, утвержденные Советом ВТамО в 2015 г. [11].

Помимо развития законодательных основ регулирования электронной трансграничной торговли необходимы взаимные соглашения между различными участниками цепи поставок в вопросах электронного принятия и перевода документов/ информации, достоверности данных, надежности информации и технологической инфраструктуры, а также конфиденциальности и защиты данных.

Многие операторы, перемещающие товары через границу, редко оказываются отправителями и часто не в полной мере соблюдают требования к качеству информации. Потерянная, нечеткая, неполная и иная некорректная информация в декларации может повлиять на анализ рисков, эффективность оформления и выпуск товаров, что приводит к задержкам и дополнительным затратам. Для решения таких проблем ВТамО и Всемирный почтовый союз объединяют усилия для совместной разработки системы электронных запросов, которые позволят увеличить количество информации, содержащейся в формах почтового декларирования CN22 и CN23 - документах, использующихся в качестве таможенных деклараций для международных почтовых отправлений и соответственно для пересылки небольших партий товаров. Таможенным администрациям в скором времени будет предложен окончательный вариант электронных деклараций [8].

Дальнейшее развитие сотрудничества таможенных органов с законопослушными бизнес-структурами также будет являться определяющим для выявления и отслеживания поставок, относящихся к категории повышенного риска. В настоящее время ведутся дискуссии о необходимости изменения традиционной модели оплаты таможенных пошлин и платежей за каждую отдельную трансграничную сделку. Так, в OECD обсуждается возможность перехода на модель интегрированной оплаты всех пошлин и сборов продавцом, что также должно содействовать ускорению всех процессов на границе.

С целью ускорения перехода таможенных операций и процедур в электронную среду во ВТамО разработаны «Методические рекомендации по расширению использования информационных технологий должностными лицами таможни» и ведутся работы по созданию IT-инструментов, обеспечивающих дальнейшую поддержку электронной деятельности таможенных органов [8].

В связи с тем, что Интернет представляет собой бесперебойную и безграничную коммерческую систему, в которой информация хранится в едином глобальном пространстве, не входящем в юрисдикции национальных таможенных администраций, ВТамО вскоре понадобится создание соответствующей оперативной модели, которая сможет охватить сверхбольшие объемы информации, касающейся всей мировой системы промышленного производства и трансграничной торговли [8]. Гигантский информационный ресурс Интернета обеспечивает таможенным органам возможность получения информации, позволяющей осуществлять контроль любых товаров, соблюдая при этом национальные законодательства.

Разные уровни инфраструктуры ИКТ и использования Интернета участниками электронной трансграничной торговли тормозят ее развитие. Поэтому требуется, чтобы разница в электронном обеспечении и защите информации у них была минимальна, а взаимодействие служб, обеспечивающих применение ИКТ, более эффективным. Особенно это важно для таможенных органов.

Таким образом, указанный выше международный опыт решения проблем, связанных с расширением электронной трансграничной торговли, актуален и для таможенных органов РФ. В результате исследований определены следующие направления совершенствования деятельности таможенных органов РФ:

- внедрение новых достижений в сфере ИКТ, которые позволяют сокращать время таможенных операций и процедур, не снижая при этом эффективности таможенного контроля;

- участие в развитии международного и национального законодательства, регулирующего электронную торговлю, в том числе и таможенного законодательства;

- встраивание технологий «единого окна таможни» в технологии «Национального единого окна»;

- развитие национальных информационных сервисов, обеспечивающих электронную оплату пошлин, налогов и штрафов, связанных с перемещением товаров через границы;

- разработка новых инструментов ведения бизнеса в виртуальном пространстве (калькуляция пошлин, правовая консультация, предоставление информации, сопровождающей заключение и выполнение торговых соглашений, и т. п.);

- перенос предоставляемых информационных сервисов, сопровождающих электронную торговлю, на мобильную платформу (планшеты, смартфоны и т. п.);

- простые и недорогие процедуры возвращения пошлин в случаях возврата товара;

- замена «предварительной информации до прибытия груза» на «информацию о грузе до его погрузки на борт транспортного средства»;

- заключение соглашений между участниками цепи поставок по вопросам обеспечения юридической силой электронных документов, достоверности данных, надежности информации и технологической инфраструктуры, а также конфиденциальности и защиты данных;

- совершенствование системы управления рисками при ведении электронной торговли;

- обеспечение тесного взаимодействия таможенных и почтовых органов;

- развитие сотрудничества таможенных органов с законопослушными бизнес-структурами, их быстрое и адекватное реагирование на запросы бизнес-структур;

- создание единого глобального электронного хранилища информации для таможенных органов и механизма доступа к ней;

- развитие взаимодействия таможенных органов разных государств по вопросам электронного обеспечения и защиты информации.

Использованные источники

1. Digital Customs, the opportunities of the Information Age Kunio Mikuriya, Secretary General,

World Customs Organization // WCO News. 2016. № 79. P. 9-11.

2. Сомов Ю. И. Экономические аспекты информатизации: состояние и перспективы (на примере таможенных органов) // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2.

С. 81-84.

50 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2016

3. Купринов Э. П. Теоретические основы функционально-экономической оценки информационных продуктов таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 3. С. 32-40.

4. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

5. Tae-kon Sung, Yeon-Soo Choi. Supporting e-commerce: Korea Customs Service's strategy // WCO News. 2015. № 78. P. 44-47.

6. Global flows in a digital age: how trade, finance, people, and data connect the world economy. McKinsey Global Institute, April 2014.

7. Let cross-border e-commerce be an engine for growth / The Global Express Association // WCO News. 2015. № 78. P. 50-52.

8. Facilitating e-commerce the WCO Secretariat // WCO News. 2015. № 78. P. 38-43.

9. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г., Шипилов Д. Б. Таможенный контроль в морском пункте пропуска с использованием механизма «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. С. 75-80.

10. The Trade Facilitation Agreement WTO [Электронный ресурс]. URL: http://www.tfafacility. org/trade-facilitation-agreement-facility.

11. SAFE Framework of Standards to secure and facilitate Global Trade, WCO, June 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/instrament-and-tools/tools/~/media/2B9F7D493314432BA42BC8498D3B73CB.ashx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.