Научная статья на тему 'Особенности регулирования международной электронной торговли в таможенном законодательстве ЕАЭС'

Особенности регулирования международной электронной торговли в таможенном законодательстве ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1269
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕАЭС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / ТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / E-COMMERCE / CUSTOMS REGULATION / EAEU / INTERNATIONAL MAIL / GOODS FOR PERSONAL USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедев А. С.

В статье рассматриваются особенности регулирования международной электронной торговли в таможенном законодательстве ЕАЭС. С каждым годом объемы международной электронной торговли увеличиваются. При этом таможенные органы государств - членов ЕАЭС сталкиваются с необходимостью ускоренного оформления потока товаров в международных почтовых отправлениях, отсутствием правовых механизмов для взимания таможенных платежей и предотвращения правонарушений в этой сфере. В 2017 г. Евразийской экономической комиссией был объявлен курс на разработку Концепции налоговой политики в сфере электронной торговли стран ЕАЭС. В 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, учитывающий новые тенденции в международной торговле. Однако этого явно недостаточно. Проблематика требует дальнейшего анализа как на межгосударственном, так и на научном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the International e-Commerce Regulation in the EAEU Customs Legislation

Features of the international e-commerce regulation in the EAEU customs legislation are regarded in the article. The EAEU members customs authorities have a deal with the necessity of accelerated registration of the goods flow in international mail, lack of legal mechanisms to collect customs revenues and crime prevention in this area. The course on developing of the EAEU E-commerce Tax Policy Concept was proposed by Eurasian Economic Commission in 2017. The EAEU Customs Code, taking into account new trends in the world trade, entered into force in 2018. However, this is clearly not enough. The issue needs to be further analyzed both at the interstate and scientific levels.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования международной электронной торговли в таможенном законодательстве ЕАЭС»

Особенности регулирования международной электронной торговли в таможенном законодательстве ЕАЭС

Лебедев А. С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; [email protected]

РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются особенности регулирования международной электронной торговли в таможенном законодательстве ЕАЭС. С каждым годом объемы международной электронной торговли увеличиваются. При этом таможенные органы государств — членов ЕАЭС сталкиваются с необходимостью ускоренного оформления потока товаров в международных почтовых отправлениях, отсутствием правовых механизмов для взимания таможенных платежей и предотвращения правонарушений в этой сфере. В 2017 г. Евразийской экономической комиссией был объявлен курс на разработку Концепции налоговой политики в сфере электронной торговли стран ЕАЭС. В 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, учитывающий новые тенденции в международной торговле. Однако этого явно недостаточно. Проблематика требует дальнейшего анализа как на межгосударственном, так и на научном уровнях.

Ключевые слова: электронная торговля, таможенное регулирование, ЕАЭС, международные почтовые отправления, товары для личного пользования

Features of the International e-Commerce Regulation in the EAEU Customs Legislation Alexander S. Lebedev

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management), Saint Petersburg, Russian Federation; [email protected]

ABSTRACT

Features of the international e-commerce regulation in the EAEU customs legislation are regarded in the article. The EAEU members customs authorities have a deal with the necessity of accelerated registration of the goods flow in international mail, lack of legal mechanisms to collect customs revenues and crime prevention in this area. The course on developing of the EAEU E-commerce Tax Policy Concept was proposed by Eurasian Economic Commission in 2017. The EAEU Customs Code, taking into account new trends in the world trade, entered into force in 2018. However, this is clearly not enough. The issue needs to be further analyzed both at the interstate and scientific levels. Keywords: e-commerce, customs regulation, EAEU, international mail, goods for personal use

Со вступлением глобализации в активную фазу торгово-экономические отношения в XX в. подверглись значительной трансформации. На первом этапе это была традиционная торговля, в которой вследствие появления новых способов доставки товаров (железнодорожный, морской, воздушный) и снижения транспортных издержек наметилось разделение мест производства от мест потребления. В дальнейшем ослабление государственного контроля за обращением денежной массы и образование международной валютной системы способствовали появлению международного рынка товаров. Второй этап, таким образом, характеризовался, с одной стороны, подвижностью капитала, а с другой — расширением глобальных цепочек создания стоимости. Наконец, третий этап выражается в последовательной

цифровизации торговли и торгово-экономических отношений. Активное использование человеком информационных технологий привело к появлению так называемой «электронной коммерции». Под этим понятием скрывается не только торговля, осуществляемая телекоммуникационными средствами, но и электронное движение капитала, электронный обмен данными, электронный маркетинг, электронные деньги и банкинг. К настоящему времени уже функционируют системы передачи данных по сети Интернет, электронные платежные системы, а также активно внедряются различные цифровые валюты, базирующиеся на криптографических методах. В совокупности они формируют облик электронной коммерции, которая год от года становится все привлекательнее и для продавцов, и для покупателей.

Как бизнес-модель, основанная на телекоммуникации, электронная торговля помогает малым и средним предпринимательствам относительно быстро выйти на международный торговый рынок. Среди прочего она позволяет, минуя всевозможных посредников, напрямую общаться с покупателем и рекламировать свой продукт без излишних затрат [10, р. 94]. Потребителю же нет необходимости тратить время на поиск, выбор и покупку необходимого товара. Достаточно воспользоваться преимуществами информационных технологий, чтобы приобрести понравившуюся вещь. Наконец, в электронной торговле отсутствуют границы. Иными словами, предприниматель в потенциале имеет возможность получить обширный рынок сбыта, в то время как потребитель получает разнообразие в выборе товаров и услуг. Однако стоит отметить, что электронная торговля не заменяет собой международную торговлю. Пока она по большей части сконцентрирована вокруг взаимоотношений физических и юридических лиц по поводу осуществления сделки купли-продажи товаров для личного пользования. В остальном трансграничная торговля товарами, где субъектами выступают юридические лица, как и ранее, ведется согласно нормам международного права с необходимостью заключения международных договоров купли-продажи, соблюдения транспортно-логистических и таможенных требований. Другое дело, что объемы международной электронной торговли с каждым годом увеличиваются. Такая ситуация заставила Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) и Всемирную таможенную организацию (далее — ВТамО) обратиться к совершенствованию норм международного торгового и таможенного права.

Так, на 2-й Министерской конференции ВТО, проходившей в 1998 г., была подписана Декларация о глобальной электронной торговле, поручавшая Генеральному совету ВТО организовать работу над созданием комплексной рабочей программы по электронной коммерции. Программа признавала новые возможности ведения торговли, а саму электронную торговлю характеризовала как «производство, распространение, маркетинг, продажу или доставку товара или услуги путем использования электронных средств» [9]. Тем не менее, по убеждению Г. Гао, ряд вопросов остались так и не решенными. Например, не ясно, относится ли термин «электронная передача» только к средствам электронной коммерции или к содержанию передачи в том числе. Иными словами, передается ли основной продукт или и услуга тоже. Во-вторых, если же передается только товар, означает ли это, что другие цифровые товары (книги, музыка или видео на CD) должны стать предметом таможенного регулирования и налогообложения [7, p. 346]. В дальнейшем ВТО не предпринимались какие-либо прорывные действия в области разработки правил ведения международной электронной торговли. Только в 2017 г. на 11-й Министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе была достигнута некоторая договоренность о необходимости выработки единых правил регулирования электронной торговли. По убеждению некоторых исследователей, мощная технологическая элита, создающая частное программное обеспечение, интернет, электронное оборудование, а также управляющая финансовыми, логистическими и инфраструктурными компаниями, которые доминируют в цифровой сфере, заинтересована в сохранении данной ситуации в неизменном виде [4, с. 11].

ВТамО, напротив, серьезнее отнеслась к проблеме возрастающей электронной торговли, поскольку таможенники столкнулись с необходимостью ускоренного оформления товаропотока в международных почтовых отправлениях, отсутствием правовых механизмов для взимания таможенных платежей и предотвращения правонарушений в этой сфере. Поэтому не удивительно, что уже в 2017 г. ВТамО приняла Резолюцию о руководящих принципах трансграничной электронной коммерции.

Документ устанавливает восемь основополагающих принципов осуществления таможенного регулирования трансграничной электронной коммерции. Особое внимание уделяется упрощению процедур обработки увеличивающихся объемов мелких товарных партий, разработке и применению профилей риска, идентифицирующих угрозы в каналах электронной коммерции, применению альтернативных моделей сбора налогов, используя 1Т-решения и тестируя их через пилотные проекты [8].

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) как региональное интеграционное объединение не только сотрудничает с указанными выше международными организациями, но и придерживается общепринятых правил ведения торговли и таможенного дела, установленных как ВТО, так и ВТамО. Сегодня государства — члены ЕАЭС наравне с другими странами сталкиваются со сходными проблемами в осуществлении таможенного регулирования электронной торговли. Поэтому актуальным является рассмотрение особенностей таможенного контроля международной электронной торговли в рамках ЕАЭС с учетом постоянно растущего товаропотока международных почтовых отправлений.

В Глоссарии международных таможенных терминов ВТамО под таможенным контролем понимаются меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы [6]. Таможенный контроль это не только действия, предпринимаемые представителями таможенных органов в местах прибытия товара. Сюда также относится контроль с применением технических средств таможенного контроля, контроль таможенной стоимости, валютный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров. Его эффективность отражается в способности поддерживать установленный таможенным законодательством правопорядок и проистекает из сущности таможенного контроля как совокупности мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства [3, с. 12]. В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) любой товар, перемещаемый через таможенную границу, подлежит таможенному контролю. Это относится как к крупным товарным партиям, так и к товарам для личного пользования, пересылаемым в международных почтовых отправлениях. При этом нужно понимать, что в таможенном законодательстве существует разделение терминов «товар для личного пользования» и «товар для личного пользования, пересылаемый в международном почтовом отправлении». В отношении указанных категорий товаров применяются разные меры и методы таможенного регулирования.

Так, согласно п. 4 ст. 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и в том числе их таможенный контроль производятся в местах международного почтового обмена. Для декларирования таких товаров не используется пассажирская таможенная декларация, как это предусмотрено в отношении товаров для личного пользования. В данном случае в качестве декларации выступают документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза. По правилам такими документами могут быть: декларации по форме СЫ22 или СИ23, сопроводительный адрес СР71, бланк-пачка СР72 и бланк Е1, утвержденные Регламентом письменной корреспонденции Всемирной почтовой организации от 11.11.2008. При этом в ТК ЕАЭС в отличие от Таможенного кодекса Таможенного союза дается уточнение. Вышеупомянутые документы используются в качестве декларации только в том случае, если в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в отношении товара для личного пользования, перемещаемого в международном почтовом отправлении [1, с. 330]:

• не подлежат уплате таможенные пошлины и налоги;

• не установлены запреты и ограничения, не применяются меры защиты внутреннего рынка.

Говоря о последнем пункте, отметим, что в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза

от 17.08.2010 № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» к товарам, ограниченным к ввозу и вывозу, относятся [2]:

• оружие, его части, патроны к нему или иные конструктивно схожие товары;

• взрывчатые вещества и взрывные устройства;

• условно патогенные и патогенные организмы;

• товары, подвергающиеся быстрой порче;

• алкоголь, табачные изделия, табак и курительные смеси в том числе;

• драгоценные камни в любом виде и состоянии и природные алмазы, за исключением драгоценных изделий;

• наркотические и психотропные вещества;

• опасные отходы;

• ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств.

С целью определения таких товаров таможенными органами государств — членов ЕАЭС в местах прибытия почтового отправления используются технические средства таможенного контроля. Кроме этого, в отношении почтового отправления производится проверка документов и сведений о пересылаемых товарах и взвешивание на предмет соответствия денежно-весовой норме беспошлинного ввоза. До вступления в силу в 2018 г. Решения Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» эта норма составляла 1000 евро или 31 кг. В то же время государства — члены Таможенного союза имели право установить более жесткие нормы. Даже притом, что в Республике Беларусь и Республике Армения порог беспошлинного ввоза товаров был снижен до 200 и 350 евро соответственно, законодательство ЕАЭС на тот период являлось самым либеральным в вопросе беспошлинного перемещения товаров физическими лицами. Текущим таможенным законодательством, напротив, вводится общий для всех членов ЕАЭС понижающий порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых международными почтовыми отправлениями. В 2020 г. эта норма будет составлять 200 евро при 31 кг веса. Другое дело, каким образом взимать таможенные платежи в случае нарушения этой нормы? А главное, с кого взимать налоги? Не стоит забывать, что товар, пересылаемый в почтовом отправлении в результате электронной торговли, поступает в адрес физического лица, точные персональные данные которого могут быть неизвестны даже самому продавцу. Наконец, физическим лицом могут быть указаны недостоверные сведения. Одновременно таможенным органам необходимо придерживаться и общей направленности ВТО и ВТамО на либерализацию торговли. Понимая это, на 13-м Евразийском налоговом форуме в Париже был объявлен курс на внедрение согласованной налоговой политики стран ЕАЭС в сфере электронной торговли. В качестве первого шага предлагалось разработать Концепцию налогообложения в сфере электронной торговли. Предлагалось также внести изменения в раздел XVII Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 и Приложение № 18 к нему с введение таких терминов, как: электронная торговля, электронные (цифровые) товары, электронные (цифровые) услуги, сервер, программное обеспечение, электронные (цифровые) платежи, электронные денежные средства. Однако на данный момент совершенствование таможенного законодательства в части регулирования электронной торговли замыкается лишь на детализации отдельных положений ТК ЕАЭС в части, касающейся порядка и условий перемещения через таможенную границу почтовых отправлений, содержащих товары для личного пользования.

Таким образом, таможенные органы государств — членов ЕАЭС наделяются правом истребовать у операторов почтовой связи информацию о документах, удостоверяющих личность физического лица — получателя товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Кроме этого, уточняются моменты, связанные с предоставлением перевозчиком почтовых отправлений сведений о товарах и перечень документов, которые могут использоваться в качестве декларации. Также в текущем таможенном законодательстве ЕАЭС отдельно прописывается обязанность оператора почтовой связи по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении международных почтовых отправлений, находящихся в зоне таможенного контроля.

Подводя итог, отметим, что с каждым годом электронная торговля составляет все большую долю в общих объемах международных торгово-экономических сделок. В этом нет ничего удивительного, учитывая то обстоятельство, что на момент ее появления сформировалась вся необходимая техническая база. В этом, безусловно, есть и заслуга глобализации, которая за относительно короткий

промежуток времени трансформировала традиционную торговлю в торговлю с применением информационных методов взаимодействия и обмена данными. Проблема состоит не в том, что человечество оказалось не готово к таким изменениям. Мировая общественность, напротив, восприняла электронную торговлю положительно, поскольку она не только экономит время, но и упрощает ведение бизнеса для предпринимателей и существенно расширяет потенциальному потребителю ассортимент товаров. Проблема наблюдается в отсутствии на международном уровне выстроенной системы правовых норм, регулирующих данный вид торговли. И ВТО, и ВТамО, членами которых являются государства ЕАЭС, предпринимались попытки определения правил электронной торговли, которые к настоящему времени не привели к желаемому результату. В определенном смысле отсутствие общих правил ведения и таможенного регулирования электронной торговли на международном уровне отражается и на ЕАЭС. Применительно к таможенному законодательству ЕАЭС, таким образом, наблюдаются сложности в формировании надлежащей нормативно-правовой основы таможенного регулирования электронной торговли, поскольку отсутствуют ориентиры, которые можно было бы взять за основу. Тем не менее за все время существования ЕАЭС как интеграционного объединения, обладающего международной правосубъектностью, предпринимались действия с целью формирования правовых механизмов контроля товаропотоков в международных почтовых отправлениях в результате электронной торговли. Сравнительный анализ развития таможенного законодательства ЕАЭС наглядно показывает это.

Если, например, в ТК ТС отсутствовали многие моменты, связанные с проверкой данных по товарам, пересылаемым в почтовых отправлениях, использованием документов в качестве декларации на такие товары, обязанностью по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, то текущее таможенное законодательство ЕАЭС продвинулось вперед. Важно и то, что в рамках ЕЭК не прекращается дискуссия о возможностях совершенствования таможенного законодательства в этой сфере. При этом, как отмечает министр по торговле ЕЭК В. Никишина, крайне важно обеспечить, чтобы новое регулирование, которое будет вводиться, было, с одной стороны, эффективным, а с другой — не стало бы избыточно ограничивающим предпринимателей, чтобы не создавать в нашей юрисдикции (ЕЭК) худшие условия для развития бизнеса по сравнению с другими странами [5]. Действительно, от того, насколько продуманными будут правовые механизмы таможенного регулирования электронной торговли в ЕАЭС, зависит будущий экономический успех этого регионального интеграционного объединения в эпоху цифровых технологий. И если государства — члены ЕАЭС хотят в дальнейшем оставаться конкурентоспособными, необходимо как можно раньше создавать условия, в том числе таможенные, для ведения электронной коммерции.

Литература

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М. : Проспект. 2017. 511 с.

2. Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях : решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 338 [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/10sr0338/ (дата обращения: 10.11.2019).

3. Басарева К. В., Тихомиров М. Е., Коварда В. В. [и др.]. Технологии таможенного контроля. СПб. : Интермедия. 2017. 176 с.

4. Бирюкова О. В., Данильцев А. В. Когда сотрудничество не складывается: глобальное управление цифровой торговлей // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. № 1. С. 7-20.

5. Выступление министра по торговле Евразийской экономической комиссии В. Никишиной на панельной сессии «Цифровая трансформация международной торговли: электронная коммерция и не только», проходившей в рамках Восточного экономического форума 05.09.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/06-09-2019-2.aspx (дата обращения: 10.11.2019).

6. Глоссарий международных таможенных терминов ВТамО [Электронный ресурс]. URL: http://www. tsouz.ru/Docs/kodeks/Documents/glossary.pdf (дата обращения: 10.11.2019).

7. Gao H. The Regulation of Digital Trade in the TPP: Trade Rules for the Digital Age // Paradigm Shift in International Economic Law Rule-Making: TTP as a New Model for Trade Agreements. 2017. P. 345-362.

8. Resolution of the Policy Commission of the World Customs Organization on the Guiding Principles for Cross-Border e-Commerce [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/Vmedia/wco/public/ global/pdf/about-us/legal-instruments/resolutions/policy-commission-resolution-on-cross_border-ecommerce_en.pdf?la=fr (дата обращения: 10.11.2019).

9. WCO Work Program on Electronic Commerce (WT/L/274) [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto. org/English/Tratop_e/ecom_e/ecom_e.htm (дата обращения: 10.11.2019).

10. Yanbin T., Shangguan J. Z. Cross-Border E-Commerce: A New Driver of Global Trade // Emerging Issues in Global Marketing. A Shifting Paradigm. 2018. P. 93-117.

Об авторе:

Лебедев Александр Сергеевич, доцент Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат политических наук; e-mail: [email protected]

About the author:

Alexandr S. Lebedev, Associate Professor of the North-West Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint Petersburg, Russian Federation), PhD in Political Sciences; [email protected]

ai

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.