Перспективы развития электронной торговли на межгосударственном уровне (на примере стран Таможенного союза)
сч со £
Б
ей
2 ©
Топорков Глеб Сергеевич
магистр, независимый исследователь, toporkovgs@mail.ru
На сегодняшний день развитие электронной торговли, в частности расширение возможностей реализации отечественных товаров на международные рынки (включая рынки стран ЕАЭС) посредством электронной торговли, является одним из приоритетных направлений экономического развития, обозначенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в конце 2015 года. Таким образом, расширение возможностей электронной торговли является качественно новым механизмом содействия субъектам малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) в продвижении их продукции на внутреннем и внешних рынках. Исследование начинается с анализа глобального опыта регулирования электронной коммерции, которое выявляет основные барьеры развития электронной торговли в Таможенном союзе ЕАЭС. В данном исследовании рассматриваются проблемы: международные барьеры (таможня, административная, налог, логистика); отсутствие механизма для взаимного признания электронных документов; отсутствие общего понятийного аппарата электронной торговли.
В исследовании акцентируется внимание на нескольких перспективах развития данного направления торговли: интеграция в мировое экономическое пространство; разработка нормативно-правовой базы электронной торговли; создание отечественной экспортно-ориентированной электронной торговой площадки. Ключевые слова: Электронная торговля, трансграничная торговля в рамках ЕАЭС, электронная торговая площадка, правовое регулирование электронной коммерции, укрепление сотрудничества стран ЕАЭС.
Введение. На сегодняшний день электронная торговля в Российской Федерации развивается стремительными темпами, проникает во все большее количество правоотношений, складывающихся в сфере торговой деятельность, и охватывает весь спектр отношений, начиная от прямого взаимодействия продавцов с потребителями (В2С) и взаимоотношений непосредственно между предпринимателями (В2В), заканчивая взаимодействием бизнеса и государства в электронной форме (B2G).
Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей интернетом (86 млн. человек являются пользователями интернета (16+). По результатам социологических исследований, более 50% пользователей уже хотя бы раз совершали покупки в сети Интернет [Данные Ассициации компаний интернет-торговли].
67 млн. человек (56%) пользуются интернетом с мобильных устройств. Причем, всё чаще покупки совершаются с использованием мобильных приложений, доля таких заказов составляет уже около 25% (по данным ФОМ).
На данный момент в Российской Федерации действуют более шести тысяч электронных площадок В2В и шесть федеральных электронных торговых площадок B2G. Число компаний, участвующих в электронных торгах, составляет более миллиона [Данные Ассоциации электронных торговых площадок].
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, отмечает успехи и перспективы отрасли: «В общем объеме розничного оборота интернет-торговля в России занимает всего 3%, но растет на 15% ежегодно -при общем сокращении розницы» [Новые тенденции в Е-commerce]. При этом в развитых странах, таких как Великобритания, Германия, Китай, Финляндия, США этот показатель составляет от 10% до 20% [http://Www.retailresearch.org/onlineretailing.php]. Таким образом, российский рынок имеет огромный потенциал для дальнейшего роста.
Объем рынка интернет-торговли в России 2017 году составил 1040 млрд. рублей и вырос на 13% по сравнению с 2016 годом. За первый квартал 2018 года рынок вырос на 17% и составил 1250 млрд рублей.
В настоящее время на рынке функционирует по различным оценкам более 45 тысяч интернет-магазинов [Данные Ассоциации интернет -торговли[, причем около половины из них (20 000) зарегистрированы в Москве [Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле»].
В 2017 году объем трансграничной торговли увеличился на 3% по сравнению с 2016 годом и составил 374 млрд рублей [Юрасов, 2017, 27].
По итогам 2017 года количество входящих международных отправлений с товарным вложением выросло на 25 %, а количество заказов на внутреннем рынке на 7%. Количество отправлений с товарными вложениями из зарубежных интернет-магазинов с 2016 года выросло на 25% с 233 млн отправлений до 292 млн отправлений.
Объем электронной торговли в России и обусловленная этим степень развития технологий электронной торговли, прежде всего в секторах B2B и B2G, позволяют говорить о возможностях полноценного участия России в международном экономическом обмене на электронном рынке, что равно будет стимулировать рост производства, а также создавать условия для повышения доходов государства, связанных с экспортно-импортной деятельностью российского бизнеса [Фурсов, 2013, 80].
Эффективное развитие экспорта продукции является неотъемлемым условием интеграции страны в мировое экономическое пространство, как показывает мировой опыт развитых стран.
Торгово-экономические отношения с государствами - участниками ЕАЭС традиционно являются наиболее перспективным направлением внешнеэкономического развития Российской Федерации. Так, укрепление сотрудничества стран-участниц ЕАЭС в
области электронной торговли способствует повышению уровня конкурентоспособности экономик, созданию благоприятной предпринимательской среды и реализации экспортного потенциала отечественной продукции.
Материалы и методы. Особая актуальность данного направления также отмечена в 9 абзаце подпункта б пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» о разработке и внедрении национального механизма осуществления согласованной политики стран-участниц ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики.
Для достижения указанной задачи необходимо решить ряд проблем, а именно: трансграничные барьеры (таможенные, административные, налоговые, логистические), отсутствие механизма взаимного признания электронных документов (электронные подписи, отсутствие общего понятийного аппарата), неосведомленность субъектов малого и среднего предпринимательства при поиске партнеров, рынков сбыта в зарубежных странах, недостаток информации об условиях выхода продукции на зарубежные рынки [Фурсов, 2012, 165].
Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (май 2018 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ЕАЭС падает. Особенных преимуществ для экономики Российской Федерации по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается. Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке [Директива Европейского парламента].
Американские регулятивные меры и стран ЕС являются очень показательными и эффективными для восприятия правовыми национальными системами иных стран. Так, базируясь на опыте европейских законодателей, многие страны (в том числе и Россия) применяли схожие положения в процессе подготовки национальных нормативно-правовых актов, которые касаются области торговой электронной деятельности [Постановление Межпарламентской Асамблеи Евразийс-
кого экономического сообщества]. Благодаря энергичному развитию законодательства в области защиты прав потребителей (в рамках электронной коммерции) были сформированы необходимые условия для ускорения темпов торговли, как таковой, и для развития дистанционных глобальных торговых отношений, что бесспорно является главным запросом нынешнего десятилетия, как от потребителей, так и с позиций продавцов и изготовителей продукции и услуг [Основы глобальной электронной коммерции, 1997].
Динамика объемов электронной торговой деятельности за период 2011 -2017 годы в государствах ЕАЭС отставала от государств ЕС как в абсолютном (прирост 4,9 млрд долл. против 156,8 млрд долл.), так и в относительном выражении (темп прироста 42,6% против 62,6%).
Также, отсутствуют схожие подходы в понимании понятия «электронная торговля/электронная коммерция» и не дано его определение (кроме Казахстана).
В целях формирования единообразного понимания терминологического аппарата при реализации национальных механизмов «единого окна» Коллегией Евразийской экономической комиссии от 30.08.2016 N 14 рекомендуется государствам- членам ЕАЭС руководствоваться глоссарием терминов, в котором под «электронной коммерцией» понимается совокупность технических и организационных форм совершения финансовых и торговых транзакций, осуществляемых с использованием электронных систем [Фурсов6 2013, 217].
В то же время, следует иметь в виду, что на текущий момент вопрос определения термина «электронная торговля/ электронная коммерция» обсуждается экспертами на многих площадках, в том числе на площадке Всемирной таможенной организации (ВТамО) с участием представителей государств-членов ЕАЭС, являющимися членами ВТамО и ЕЭК. Аналогичные обсуждения с участием представителей государств-членов ЕАЭС и ЕЭК ведутся на площадках ВТО, БРИКС, ОЭСР, а также в ходе переговоров о заключении соглашений о свободной торговле между ЕАЭС и третьими странами.
Результаты и обсуждения. Предполагаем целесообразным выбрать следующие направления развития электронной торговли ЕАЭС:
1. Разработать консолидированное определение понятия «электронная торговля/электронная коммерция» с участи-
ем всех заинтересованных органов государств-членов ЕАЭС (налоговых, статистических ведомств и пр.), а также с учетом, рекомендаций, вырабатываемых на международных площадках (ВТамО, БРИКС, ОЭСР и пр.).
2. Провести анализ правового регулирования законодательства в сфере электронной торговли/электронной коммерции на соответствие международным рекомендациям, заложенных в типовом законе ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле», в Соглашении ВТО и в Рамочном соглашении ЭСКАТО;
3. Разработать нормативно-правовые акты, регулирующие электронную торговлю/электронную коммерцию с целью перехода на полноценный безбумажный документооборот.
4. Создать необходимые условия для полноценного электронного документооборота в сфере ВЭД.
5. Обеспечить совместимость информационных систем (программ, сервисов) госорганов и бизнеса (в частности, электронных торговых площадок, программ клиент-банк, бухгалтерских и прочих программ) с платформой «единого окна».
6. Обеспечение политики безопасности и защиты персональных данных.
7. Реализация отечественной электронной торговой платформы, ориентированной на экспорт российских товаров в страны ЕАЭС.
Большая часть пунктов рекомендуемых направлений развития электронной торговли ЕАЭС находит свое отражение в Концепции налогообложения электронной торговли стран-участниц ЕАЭС, разрабатываемой Евразийской экономической комиссией.
Относительно последнего пункта рекомендуемых направлений развития электронной торговли ЕАЭС о создании отечественной электронной торговой платформы, ориентированной на экспорт российских товаров в страны ЕАЭС:
Ранее Правительство Российской Федерации уже отмечало возможность создания российского аналога электронной торговой площадки Amazon и Aliexpress. Однако, по мнению нескольких федеральных органов исполнительной власти, реализация указанного проекта является неоправданно затратной для бюджета страны. В этой связи необходимо рассмотреть возможность создания указанной площадки в рамках частного сектора [https:// www.chinainterne1watch.com/15235/re1ail-e-commerce-2015/].
Предполагается, что отечественная электронная торговая площадка, ориен-
О
3
ю
S
г
оо
2 е
8
сч со £
б
а
2 о
тированная на экспорт россииских товаров, будет реализована на базе какого-либо российского банка и одноИ из ведущих информационно-технологических компаний. Данный симбиоз банка и it-компании позволит открыть новые возможности для всех игроков рынка электронной торговли, малого и среднего бизнеса, а также будет являться экспортным стимулом для отечественных товаров.
Участие банка особенно актуально в связи с необходимостью привлечения значительных инвестиций и обеспечения цифровой безопасности при использовании систем электронных платежей, также предоставляется возможность получения кредитной, страховой и гарантийной поддержки.
Принцип работы данной площадки строится по аналогии с Amazon: продавцы покупают товары напрямую у поставщиков и поставляют на склады временного хранения указанной электронной площадки, которая берет на себя обязанности по продаже, доставке и хранению товаров, взымая определенную комиссию при продаже. Основное преимущество работы данного механизма - скорость доставки, низкие цены для конечного потребителя, гарантированный поток заказов для продавца и производителя. В личном кабинете на портале «единого окна» участники ВЭД смогут заключать внешнеторговые сделки, находить поставщиков, покупателей, перевозчиков и т.д. При этом договоры, имеющиеся в «едином окне» (или заключенные между предпринимателями в рамках «единого окна») будут служить официальным подтверждением сделки для государственных органов [http:// www.himediagroup.com/en/blog/tag/e-commerce-en/].
Также необходимо задействовать государственную поддержку для субъектов предпринимательства для стимулирования компаний, осуществляющих деятельность в сфере электронной торговли, в создании информационных систем, обеспечивающих в режиме «одного окна» автоматизированный доступк таможенным, логистическим, информационным, платежным, кредитным, страховым, гарантийным, продвиженческим и иным сервисам, к услугам стандартизации и сертификации.
Например, АО «Российский экспортный центр» консультирует по вопросам экспорта, оказывает помощь в организации экспортной деятельности (сертификация, перевод документов, иные действия, необходимые для адаптации рос-
сийских товаров требованиям иностранных торговых площадок), представляет интересы «пула экспортеров» на государственном уровне при ведении переговоров за рубежом в целях заключения рамочных соглашений. АО «РЭЦ» предоставляет инструменты страховой, кредитной и гарантийной поддержки [АО «Российский экспортный центр].
Заключение. Затраты на стандартизацию, сертификацию продукции, а также на размещение товаров и иные сопутствующие услуги (маркетинговые, организационные) могут частично компенсироваться предпринимателям в рамках действующей системы субсидирования малого и среднего предпринимательства за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», либо в рамках финансовой поддержки, оказываемой АО «РЭЦ».
Для реализации данного предложения, в первую очередь, необходимо создание широкой сети складов временного хранения, потому что склады играют ключевую роль в объемах продаж. Например, компания Amazon строит самые огромные в мире склады, использует робототехнику, позволяющую сканировать товары, также проводит тренинги и обучение своих сотрудников по использованию новейших технологий (высокотехнологичные «ружья-сканнеры»). Склады компании «Амазон» автоматизированы так, что исключается потеря товаров. Все товары и их ячейки для хранения промаркированы уникальными кодами. Несмотря на большие размеры складов, любой товар найти очень просто. Работникам компании остается только следить за количеством продукции в личном кабинете работника и вовремя, по мере поступления новых заказов, заполнять остатки товарных позиций новыми партиями.
Вторым шагом является создание сети колл-центров, чтобы завоевать доверие клиентов. У Amazon насчитывается более тридцати пяти тысяч человек, задействованных в работе колл-центров.
Третьим шагом - развитие инноваций. Amazon осуществляет доставку дро-нами (квадракоптерами), создает магазины без кассиров, использует роботов при складской работе.
Также, при информационном обмене различных систем, которые использует бизнес (в том числе, электронные торговые площадки, бухгалтерские или прочие программы) и «единым окном», важ-
ным является их совместимость с «единым окном», то есть способность систем или их компонентов обмениваться информацией и использовать информацию, полученную в результате обмена. При отсутствии такой совместимости необходимо начать разработку рекомендаций по их совместимости.
Кроме того, для трансграничной электронной торговли важным является обеспечение взаимного признания торговых данных и документов в электронной форме, поступающих от других участников внешнеторговой сделки. Для достижения этой цели представляется целесообразным государствам- членам ЕАЭС использовать опыт и достижения в данной области Центра по упрощению процедур торговли и электронному бизнесу ООН в области гармонизации данных. Так, представители Международной организации по транспорту уже инициировали вопрос разработки электронной международной товарно-транспортной накладной (CMR) на основе подготовленной модели данных. Это даст возможность постепенному переводу документов в электронный формат. Перевод в электронную форму торговых документов позволит пользователям фиксировать, распознавать, классифицировать, выделять и соединять информацию из документов для ускорения торговых процессов. Как известно, для каждого из этапов цепи поставок «покупки», «оплаты», «доставки» характерно использование набора внешнеторговых документов и элементов данных. То есть, для каждого из указанных этапов можно сформировать модель данных, а далее с использованием такой модели данных создавать электронные сообщения и электронные документы.
Кроме, того, с учетом планов, имеющихся у государств-членов ЕАЭС по развитию цифровой экономики, встает задача ведения имеющих юридическую силу электронных документов и сервисов ориентированных на межгосударственном информационном взаимодействии государств-членов ЕАЭС. В рамках Стратегии развития трансграничного пространства доверия ЕАЭС на первом этапе планируется разработать порядок взаимодействия бизнеса ЕАЭС с государственными бизнеса государств-участниц ЕАЭС.
Благодаря этому появится возможность подавать заявки на государственные закупки членов другие государства-члены ЕАЭС, оформлять разные документы в электронном виде и так далее.
Подводя итог, реализация указанно-
го проекта по созданию отечественной электронной торговой платформы поспособствует усилению национальной конкурентоспособности государств-членов ЕАЭС в рамках глобальной экономики, создаст преимущество на внешнеполитической арене и позволит стать менее зависимыми от мировой конъюнктуры.
Литература
1. Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2 000/46/ЕС от 18 сентября 2000 года «О создании, деятельности, контроле и преюдициальном надзоре за деятельностью организаций, работающих в сфере электронных денег».
2. Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 16 июня 2003 г. №4 -14 «О Рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по законодательному обеспечению развития электронной торговли в государствах - членах Евразийского экономического сообщества (с учетом положений моделей законодательного регулирования, рекомендуемых ООН и Европарламентом)».
3. Основы глобальной электронной коммерции. США, 1997
4. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле», 1996 г.
5. Юрасов А.В. Основы электронной торговли. - М., 2017. - С. 27 - 28. Цит. по: Савельев А.И. Электронная торговля в РФ и за рубежом: правовое регулирование. Статут, 2017 г. СПС «Консультан-тПлюс».
6. Данные Ассоциации компаний интернет-торговли: https://akit.ru
7. Данные Ассоциации электронных торговых площадок: https://aetp.ru/etp/list
8. Данные АО «Российский экспортный центр»: https://exportcenter.ru
9. Новые тендеции в E-commerce // Журнал Retail week, январь, 2018
10. Фурсов С.В. Концепция стратегического управления промышленным предприятием // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 4(10). -79-86 с.
11. Фурсов С.В. Экономико-математическая модель формального описания финансовых потоков прибыли и затрат капитала при реализации конкретной
стратегии развития предприятия // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 4(105). - 214220 с.
12. Фурсов С.В. Экономико-математическая модель оценки предпринимательской деятельности в сфере производства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2012. - № 4(11). - 164-167 с.
13. http://www.retailresearch.org/ onlineretailing.php
14. https:// www.chinainternetwatch.com/15235/retail-e-commerce-2015/
15. http://www.himediagroup.com/en/ blog/tag/e-commerce-en/
Prospects for the development of electronic commerce on the international level (by the example of the countries of the customs union) Toporkov G.S.
To date, the development of e - Commerce, in particular the expansion of opportunities for the sale of domestic goods international markets (including the markets of the EAEU countries) through e-Commerce, is one of the priority areas of economic development identified in the message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation at the end of 2015. Thus, the expansion of eCommerce is a qualitatively new mechanism to promote small businesses and medium-sized enterprises (hereinafter-SMEs) in promoting their products in the domestic and foreign markets. However, currently export-oriented Russian entrepreneurs, primarily SMEs, face a number of systemic problems: lack of awareness in the search for partners, markets in foreign countries; lack of conditions for full electronic document flow in the field of foreign trade; little-known Russian goods to foreign consumers; difficulties with customs and other procedures, including confirmation of zero VAT rate for retail exports; thus, the main goal of the Government of the Russian Federation is to consolidate the participants of the e-Commerce market and related markets to provide convenient services to Russian exporters, especially SMEs. The best way to achieve this goal is the EAEU, in which to carry out joint activities for mutually beneficial cooperation between domestic and other entrepreneurs of the EAEU economic systems. The study begins with an analysis of the global experience of e-Commerce regulation, which reveals the main barriers to the development of e-Commerce in the Customs Union of the EAEU. This study examines the problems of: international barriers (customs, administrative, tax, logistics); no mechanism for mutual recognition of electronic documents; lack of a common conceptual framework for e-Commerce.
Keywords: Electronic Commerce, cross-border trade within the EAEU, electronic trading platform, legal regulation of e-Commerce, strengthening of cooperation between the EAEU countries. References
1. Directive No. 2 000/46 / EC of the European
Parliament and of the Council of 18 September 2000 «On the establishment, operation, control and prejudicial supervision of the activities of organizations working in the field of electronic money».
2. Resolution of the Interparliamentary Assembly
of the Eurasian Economic Community of June 16, 2003 No. 4 -14 «On the Recommendations of the EurAsEC Interparliamentary Assembly on Legislative Support for the Development of Electronic Commerce in the Member States of the Eurasian Economic Community (taking into account the provisions of models of legislative regulation recommended by the UN and the European Parliament) «.
3. The fundamentals of global e-commerce. USA,
1997
4. UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce,
1996
5. Yurasov A.V. The fundamentals of electronic
commerce. - M., 2017. - P. 27 - 28. Qu. on: Savelyev AI Electronic commerce in Russia and abroad: legal regulation. Statute, 2017 ATP «ConsultantPlus».
6. Data of the Association of Internet Trade
Companies: https://akit.ru
7. Data of the Association of electronic trading
platforms: https://aetp.ru/etp/list
8. Data of JSC «Russian Export Center»: https://
exportcenter.ru
9. New tendencies in E-commerce // Retail Week
magazine, January, 2018
10. Fursov S.V. Kontseptsiya strategicheskogo upravleniya promyshlennym predpriyatiyem [The concept of strategic management of an industrial enterprise]. Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava - Fundamentals of Economics, Management and Law, 2013, no. 4(10), pp. 79-86.
11. Fursov S.V. Ekonomiko-matematicheskaya model' formal'nogo opisaniya finansovykh potokov pribyli i zatrat kapitala pri realizatsii konkretnoy strategii razvitiya predpriyatiya [Economic-mathematical model of a formal description of the financial flows of profit and capital expenditure in the implementation of a specific enterprise development strategy]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Samara State University, 2013, no. 4(105), pp. 214-220.
12. Fursov S.V. Ekonomiko-matematicheskaya model' otsenki predprinimatel'skoy deyatel'nosti v sfere proizvodstva [Economic-mathematical model for assessing entrepreneurial activity in the sphere of production]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravleniye - Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management, 2012, no. 4(11), pp. 164-167.
13. http://www.retailresearch.org/ onlineretailing.php
14. https://www.chinainternetwatch.com/15235/ retail-e-commerce-2015/
15. http://www.himediagroup.com/en/blog/tag/e-commerce-en/
O À
BS
S
if
oo
2 e
8