Научная статья на тему 'Преимущества и проблемы электронной трансграничной торговли'

Преимущества и проблемы электронной трансграничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1700
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЫНОК / EСOMMERCE / CROSS BORDER TRADE / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамова Светлана Сергеевна

В статье рассмотрены преимущества и недостатки электронной коммерции. Автор раскрывает возможности расширения электронной трансграничной торговли с использованием моделей, ориентированных на упрощение торговых операций в пределах Российской Федерации и на трансграничном рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS AND CHALLENGES OF ELECTRONIC CROSS-BORDER COMMERCE

The article discusses the advantages and disadvantages of electronic commerce. The author discusses the expansion of electronic cross border trade using trade facilitation models within the Russian Federation and in the cross border market

Текст научной работы на тему «Преимущества и проблемы электронной трансграничной торговли»

УДК 082(06)

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Рустамова Светлана Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, к.э.н., доцент, e-mail: ssrust@bk.ru

В статье рассмотрены преимущества и недостатки электронной коммерции. Автор раскрывает возможности расширения электронной трансграничной торговли с использованием моделей, ориентированных на упрощение торговых операций в пределах Российской Федерации и на трансграничном рынке

Ключевые слова: электронная коммерция; трансграничная электронная торговля; трансграничная торговля; рынок

Преимущества и проблемы электронной трансграничной .

BENEFITS AND CHALLENGES OF ELECTRONIC CROSS-BORDER COMMERCE

Rustamova Svetlana S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of Research Department, PhD, Docent, e-mail: ssrust@bk.ru

The article discusses the advantages and disadvantages of electronic commerce. The author discusses the expansion of electronic cross-border trade using trade facilitation models within the Russian Federation and in the cross-border market

Keywords: e-Commerce; cross-border trade; market

Для цитирования: Рустамова С.С. Преимущества и проблемы электронной трансграничной торговли // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 79-82.

В современном развитии отечественной экономики и международных экономических отношений важное место занимает электронная коммерция с использованием возможностей Интернет, которая способна определять возможность воздействия на процесс глобализации информационных и коммуникационных технологий. Это связано с экономическим воздействием, трансформациями процесса электронной коммерции между коммерческими организациями, клиентами, партнерами и поставщиками. Если сравнить данные процессы с реальной экономикой, то различия наблюдаются в средствах и методах ведения коммерческих процедур, например проведения коммерческих транзакций.

Требуются решительные шаги в расширении и укреплении позиций отечественных компаний на мировом рынке, которые смогли бы конкурировать в более жесткой информационной среде, работать по мировым стандартам, увеличивая объемы внешней торговли, внешние связи, сближая отечественные и зарубежные (международные) технологические стандарты, способы ведения бизнеса, распространяя свою продукцию за рубежом через Интернет.

С научной точки зрения - это выбор направлений развития омниканальной торговли. Отсюда возникает необходимость обобщения современных теоретических подходов, изучения опыта мировой практики организации и функционирования омниканальной модели торговли на основе изучения элементов зарубежных стратегий и инструментария, применительно к российской действительности, иными словами требуется совершенствование

экономико-организационных механизмов, заимствование технологий (стратегий, бизнес-моделей).

Безусловно, требуется осмысление и оценка реальности по целенаправленному развитию Интернет-торговли и повышению конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

В развитых странах электронную коммерцию принято считать одним из способов повышения эффективности деятельности корпораций, микробизнеса, государственных органов.

Электронная коммерция позволяет создавать свои каналы продаж, давая преимущества онлайн-покупателям в виде доступности информации, сравнения ценовых категорий и прочего. В этом видятся для бизнеса неограниченные возможности расширения рынка, в том числе повышение уровня конкурентоспособности при формировании дополнительных направлений в рамках уже существующего бизнеса, гибкость, быстрота реагирования на изменения внешней среды.

Принято выделять следующие характеристики электронной коммерции - это общедоступность, интерактивность, информационность, персонали-зация - и выделять те, через какие можно влиять на бизнес, например документооборот - замена бумажного носителя электронным. Такой подход позволяет организации ускорить бизнес-процессы и, как следствие, повысить их качество, сокращая издержки времени и обеспечивая сохранность и безопасность документов.

Другими преимуществами электронной коммерции является использование каналов связи, что позволяет обеспечивать режим работы в реальном времени, доступ к требуемой информации,

> *

Н

А

>

сг X

Е

Ь1

Я ъ

о

Е

м

п о

Cd

ъ

hi

М м X X

о

S« Э

О

X

И

S *

S

снижение уровня риска подделки документов при заключении сделки, возможности использования банковских систем, электронных денег, электронных чеков, аутсорсинга, расширение торгового пространства, автоматизацию технологических процессов.

Наряду с преимуществами следует указать на существующие недостатки, связанные с техническими особенностями: отсутствие и недостаточная проработка стандартов безопасности, недостаточная пропускная способность сетей, отсутствие специальных типов веб-серверов, проблемы, связанные с программным и аппаратным обеспечением, их совместимостью.

При организации работы Интернет-магазинов трансграничная торговля позволяет реализовать также процесс ликвидации остатков товаров на складе, расширить ассортимент. По сути, осуществляется экономия на таможенных пошлинах и налоге на добавленную стоимость (НДС).

Для покупателей преимущество состоит в том, что имеется возможность приобретать товар в своей стране по более низкой цене.

Появляется также возможность использования омниканальной модели торговли, что позволяет клиенту самостоятельно выбирать наиболее оптимальный вариант осуществления покупки.

В преуспевающем развитии ритейл-бизнеса важным является борьба за внимание потенциальных потребителей, и все компании стремятся занять место в информационном пространстве. На сегодня Китай был и остается крупнейшим в мире рынком электронной торговли (33,7 %), на втором месте - США (26,2 %), далее следуют Великобритания (7,7 %) и Япония (5,0 %) [1].

На основе специфики Интернет-торговли -как розничной, так и оптовой - деятельность компаний на рынке электронной трансграничной торговли расширяется с помощью использования модели «В2С». Данная модель отражает специфику коммерческих взаимоотношений, которые могут осуществляться между предприятием (организацией, компанией, фирмой) и частным лицом, предпринимателем - конечным потребителем. Модель «В2В» позволяет реализовываться и оптовой форме Интернет-торговли, что предполагает работу компании с другими компаниями, исключая конечного потребителя.

Данная модель применяется в корпоративном сегменте для упрощения торговых операций, обеспечения прозрачности сделок, увеличения скорости совершения покупок. На организуемых торговых Интернет-площадках компании являются как заказчиками, так и поставщиками.

В России, в отличие от многих других сфер бизнеса, законодательство в сфере электронной коммерции проработано не в полной мере. В основном эта отрасль опирается на правила и нормы, содержащиеся в федеральных законах - Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1-ФЗ (ред. от 18.03.2019)

«О защите прав потребителей» [2], Проект Федерального закона № 11081-З-ФЗ «Об электронной торговле» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2000) [3], которые разработаны для регулирования деятельностью более крупных секторов.

Регулирование сферы электронной коммерции в РФ осуществляется различными государственными органами, в зависимости от субъектов электронной торговли, это:

- Министерство промышленности и торговли РФ;

- Министерство экономического развития РФ;

- Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная таможенная служба.

Безусловно, необходимы разработки новых информационных технологий, способствующие усилению конкуренции между предприятиями, вносящие стимулирующее развитие электронной трансграничной торговли, электронной коммерции.

Понятие «электронная коммерция» следует рассматривать и как возможный обмен информацией, и как возможное налаживание бизнес-отношений (торговых отношений) в процессе осуществления бизнес- транзакций. Данный процесс может осуществляться через коммуникационные сети [4].

Понятие «электронная коммерция» более широкое, чем понятие «электронная торговля», так как определяет торговые и финансовые транзакции [5].

Согласно данным ряда аналитических агентств в последние годы оборот электронной коммерции Китая сохранил тенденцию к росту, особенно быстрыми темпами развивается рынок розничной коммерции. Эксперты считают, что уже в 2020 г. рынок электронной торговли Китая превысит совокупный объем рынков США, Великобритании, Японии, Германии и Франции.

В отличие от большинства мировых рынков электронной коммерции, на рынке Китая преобладают торговые площадки, а не отдельные веб-сайты, на которые приходится более 90 % розничных онлайн-транзакций, и это один из наиболее важных аспектов китайской экосистемы электронной коммерции [6; 7].

В Китае существует несколько типов торговых площадок, в том числе бизнес-бизнес-потребитель (В2В2С), например, JD.com, платформы «бизнес-бизнес» (В2В), такие как ЛИЬаЬа, «бизнес-потребитель» (В2С), например, Тта11 и «потребитель-потребитель» (С2С) [8; 9].

Рынок трансграничной торговли (продажа зарубежных товаров напрямую покупателю на территории Китая) продолжает расти: доля трансграничной торговли выросла с 20,0 % в 2014 г. до 45,5 - в 2017 г. [9].

Трансграничные компании, в зависимости от степени имеющихся проблем, как правило, осуществляют электронную торговлю, используя различные ее

Преимущества и проблемы электронной трансграничной ...

формы, в том числе и бумажный документооборот, и электронный, что способствует продвижению экспорта и импорта в электронной коммерции. Следует отметить, что существует ряд проблем, обусловленных медленным прохождением таможенных процедур, валютных операций. Это происходит и в процессе экспортных операций, и в процессе импортных операций трансграничной электронной торговли В2С и В2В, причем не исключаются попытки избежать таможенный контроль через незаконные каналы.

Пользователи интернета - это потенциальная аудитория для локального и международного электронного бизнеса; исследования демонстрируют, что доля онлайн-покупателей растет ежегодно (рис.1).

Высокое внедрение в жизнь Интернета в мире и в России напрямую влияет на рост масштабов Интернет-торговли товарами и услугами [9].

Кроме указанного выше, динамично развиваются и другие формы электронной торговли, к ним можно отнести корпоративный и правительственный секторы, иные различные гибкие схемы.

70%

В России центром электронной коммерции является Москва, также большую долю оборота имеют Московская область и Санкт-Петербург [10]. В этих регионах Интернет-торговля в денежном выражении составляет половину всего объема рынка страны (рис.2).

По мере укрепления российской экономики отечественные компании на основе применения моделей трансграничного рынка электронной торговли способны укрепить свои позиции на внутреннем рынке по направлениям развития омниканальной торговли и при благоприятных условиях продавать свою продукцию за рубежом через Интернет (через торговые площадки с применением модели В2В трансграничного рынка электронной торговли). Думается, именно сектор B2B в ближайшем будущем способен стать наиболее оптимальной формой деятельности предприятий в сфере расширения электронной трансграничной торговли как один из способов реализации возможности электронной коммерции на зарубежных рынках.

60% 50% —I

m

30% 20% 10% 0%

50%

52%

534

55»

574

58%

M ■

26%

29Н

31«

33%

20 Ы

2019

2015 2016 2017 2018

а Доля окл айнпо купателеЛ от общемировой Интернет-аудитории п Доля онл айн покупателей от населения планеты

Рис. 1. Доля онлайн-покупателей общемировой интернет аудитории от населения планеты [9]

Рис. 2. Региональное распределение рынка Интернет-торговли (в денежном выражении) [10]

Библиографический список:

1. Ассоциация компаний интернет торговли. URL: http://www.akit.ru/ (дата обращения: 12.02.2020).

2. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http: //www.consultant.ru (дата обращения: 12.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Проект Федерального закона № 11081-З-ФЗ «Об электронной торговле» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2000) // Справочно-право-вая система «Консультант Плюс». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 02.02.2020).

4. Козье Д. Электронная коммерция. М: Издатель-ско-торговый дом «Русская редакция». 1999. 288 с.

5. Юрасов А.В. К вопросу формирования понятийно категориального аппарата электронной коммерции.

URL: http://www.e rej.ru/Articles/2004/Yurasov1.pdf (дата обращения: 06.02.2020).

6. Рынок интернет торговли в России. Итоги первого квартала 2017 года. URL: https://www.shopolog.ru/ metodichka/analytics/rynok-internet-torgovli-v-rossii-itogi-pervogo-kvartala-2017-goda/ (дата обращения: 10.02.2020).

7. E-commerce в Китае // Eurasia Development Ltd: сайт. URL: http://chinanew.tech/e_commerce_china_1 (дата обращения: 10.02.2020).

8. China Internet Network Information Center (CNNIC) www.cnnic.cn (дата обращения: 12.02.2020).

9. СМИ: капитализация Alibaba Group достигла $500 млрд // TACC : сайт. - URL: https://tass.ru/ ekonomika/4904625 (дата обращения: 10.02.2020).

10. Интернет-торговля - Tadviser URL: http://www. tadviser.ru/index.php (дата обращения: 14.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.