Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
УДК 347 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10111
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Олег Олегович НАЗАРОВ, студент 4-го курса Юридического факультета Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия
Александр Иванович КОНОВАЛОВ, заведующий кафедрой гражданского права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. В настоящее время все большую популярность приобретает такое направление предпринимательской деятельности, как «электронная» коммерция, появление которой обусловлено активным ростом и распространением сети Интернет. В статье обозначены основные проблемы правового регулирования в сфере электронной коммерции.
Ключевые слова: электронная коммерция, предпринимательская деятельность, правовое регулирование, интернет-технологии, трансграничная электронная торговля.
Annotation. Currently, such a direction of entrepreneurial activity as «electronic» commerce is gaining more and more popularity, the appearance of which is due to the active growth and spread of the Internet. The article outlines the main problems of legal regulation in the field of electronic commerce.
Keywords: electronic commerce, entrepreneurial activity, legal regulation, Internet technologies, cross-border electronic commerce.
Вряд ли удастся назвать хоть одну сферу человеческой жизни, которой бы не коснулась «всемирная паутина». Не является исключением и предпринимательская деятельность.
Легальное определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ: «самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Следует подчеркнуть, что указанная правовая норма не содержит дефиниции «предпринимательство» и потому данное понятие толкуется неоднозначно как на научном, так и на обыденном уровне, что неизбежно приводит не только к совершению гражданами правонарушений в сфере предпринимательства (ст. 14.1 КоАП РФ, ст. 171 УК РФ), но и к возбуждению дел в отношении предпринимателей по непонятным сооб-ражениям1.
Понятия «коммерция» (лат. commercium) и «предпринимательская деятельность» не тождественные: первое обозначает главным образом торговлю; второе, более широкое, подразумевает
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020
любую деятельность, нацеленную на извлечение прибыли.
Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось появлением нового вида коммерции — электронной («electronic commerce», далее — eCommerce, е-коммерция), осуществление которой стало возможно благодаря стремительному развитию информационных и телекоммуникационных технологий и систем.
Данный вид предпринимательской деятельности подразумевает торгово-организационные операции (рекламирование, распространение, продвижение, продажу товаров и услуг) посредством сети Интернет.
Электронная коммерция как открытая, глобальная инфраструктура объединяет такие категории, как онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирование билетов и отелей, транзакции в платежных системах, онлайн-маркетинг, рекламу и др.
Причинами роста объемов рынка е-коммер-ции являются расширение сети маркетплейсов и интернет-магазинов, активное распространение электронных девайсов и стремительный прирост онлайн-пользователей (на данный момент российская аудитория насчитывает около 90 млн чел.).
В первой половине 2019 г. россияне сделали 191 млн интернет-заказов и, как следствие, российский рынок e-Commerce вырос на 26%, достигнув 725 млрд руб.2
В пересчете на душу населения рынок электронной коммерции России составляет порядка 170 долл. США. Это несопоставимо мало по сравнению с западными странами.
К 2024 г. объем рынка электронной коммерции в России достигнет 3,491 трлн руб.
В настоящее время выручка с мобильных устройств во всем мире выросла на 23% и составляет 32% дохода и 53% трафика; Россиимобиль-ный трафик в поиске составил 55% от всего трафика, продажи — только 30%3.
Поскольку электронная коммерция является сравнительно новым направлением развития российской экономики, ее правовое регулирование должно учитывать специфические особенности предпринимательской деятельности, осуществляемой в режиме online.
В частности, исследователи указывают на уязвимость on-line-покупателей, неконтролируемость трансграничной торговли4, различного вида мошенничества в сфере online-торговли, утечки конфиденциальной информации, содержащей данные пользователей, проблемы в части уплаты налогов, соблюдения законодатель-
ства о рекламе, оплаты товаров и услуг, доставки, решения возникающих споров в досудебном порядке, затруднения в определении юрисдикции и др.5. Отдельной проблемой являются технические сбои в работе сети Интернет, которые, в свою очередь, влекут за собой потери интернет-платежей.
В российском законодательстве электронная коммерция позиционируется как дистанционная торговля и регулируется рядом нормативно-правовых актов (ГК РФ, федеральными законами «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О защите конкуренции», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О национальной платежной системе», «Об электронной подписи», Законом РФ «О защите прав потребителей», постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», а также ГОСТом Р 57489-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет»).
Вместе с тем правовое регулирование электронной коммерции осуществляется все еще фрагментарно6.
В 2000 г. на рассмотрение в Госдуму были внесены проекты федеральных законов «Об электронной торговле» и «Об электронном документе», которые были отклонены из-за несоответствия текущим потребностям российского общества.
Современное российское законодательство, безусловно, нуждается в актуализации не только базовых понятий предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках электронной коммерции, но и в регламентации ее в целом с учетом международно-правовых норм.
Например, в отечественном законодательстве не закреплено понятие «электронная сделка» (и, соответственно, требования к ее оформлению и содержанию), отсутствуют общие требования по возврату товаров, приобретенных посредством совершения опНпе-покупки.
Вместе с тем Федеральным законом «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» закреплены такие понятия, как «цифровые права», «самоисполняемая сделка» (смарт-контакт), а также положения
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020
о том, что электронные сделки будут приравниваться к письменным.
Данные нововведения, предоставляя большие возможности предпринимателям для реализации их в информационной сфере, требуют постоянного контроля со стороны государства.
Следует подчеркнуть, что при регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя его дееспособность, как правило, не проверяется. Ввиду этого необходима проверка дееспособности будущих предпринимателей.
Предлагаем делать отметку об ограничении или лишении дееспособности в паспорте гражданина РФ (с указанием суда, вынесшего это решение), а иностранных граждан обязать предоставлять официальные сведения, которые бы подтверждали отсутствие ограничения или лишение дееспособности.
Целесообразно ведение специального электронного реестра, содержащего такие сведения. В случае регистрации недееспособного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя необходимо на законодательном уровне установить полную юридическую ответственность регистрирующего должностного лица за такие действия и процедуру лишения недееспособного гражданина статуса индивидуального предпринимателя.
В Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» законодательно не предусмотрена обязанность регистрируемых лиц предоставлять сведения о своих интернет-сайтах, если они имеются. Если сайтов несколько, то данные должны предоставляться в отношении всех имеющихся сайтов. В случае если сайт был создан после регистрации юридического лица или предпринимателя, то обязанность предоставить соответствующие данные о сайте сохраняются.
Данные нововведения позволят предотвратить нарушения прав граждан и расширят сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Ввиду трансграничного характера электронной коммерции, осуществляемой зарубежными компаниями, не исключена такая проблема, как защита прав российского потребителя: к таким договорам может применяться право другого государства, которое может и не предусматривать защиту российского потребителя.
Разрешение перечисленных проблем на законодательном уровне расширит горизонты развития электронной коммерции в Российской Федерации.
Следует подчеркнуть, что электронная коммерция как самостоятельная форма торговли должна базироваться на полноценной системе нормативно-правового регулирования, опирающегося на международный опыт в данной сфере предпринимательской деятельности.
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 г. // Рос. газ. 2019. № 38.
2 Бахарев И. Рынок e-Commerce России: январь — июнь 2019 // URL: https://e-pepper.ru/news/rynok-ecommerce-rossii-yanvar-iyun-2019.html (Дата обращения: 07.01.2020)
3 E-commerce в цифрах // URL: https://constanta.co/ news/20190108-e-commerce-v-tsifrakh (Дата обращения: 07.01.2020)
4 Слепченко Е.А. Состояние и перспективы развития правового регулирования электронной коммерции в России // Совр. ученый. 2019. № 6. С. 194.
5 Королев А.А. Правовые проблемы электронной коммерции в РФ // Наука. Мысль. 2016. № 11. С. 50.
6 Тарасова Т.Ф. Проблемы и тенденции развития правового регулирования электронной коммерции / Тарасова ТФ., Сухарев А.И. // Вестник Белгородского ун-та кооперации, экономики и права. 2018. № 5(72). С. 165—173.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 г. // Рос. газ. 2019. № 38.
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 27.12. 2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
6. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019 г., с изм. и доп., вступ. в силу с
13.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
7. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г., с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020
8. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. № 63-Ф3 (ред. от 23.06.2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
9. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 18.07.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
10. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 г. № 34-Ф3 // СЗ РФ. 2019. № 12. Ст. 1224.
11. Проект Федерального закона № 39828-3 «Об электронном документе» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.12.2000 г.) // СПС «Консультант Плюс»
12. Проект Федерального закона № 11081-3 «Об электронной торговле» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.10.2000 г.) // СПС «Консультант Плюс»
13. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (ред. от 30.11.2019 г.) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СПС «Консультант Плюс»
14. ГОСТ Р 57489-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 07.06.2017 г. № 500-ст). М.: Стандартинформ, 2017.
15. Бахарев И. Рынок eCommerce России: январь — июнь 2019 // URL: https://e-pepper.ru/ news/rynok-ecommerce-rossii-yanvar-iyun-2019.html (Дата обращения: 07.01.2020)
16. E-commerce в цифрах // URL: https:// constanta.co/news/20190108-e-commerce-v-tsifrakh (Дата обращения: 07.01.2020)
17. Королев А.А. Правовые проблемы электронной коммерции в РФ // Наука. Мысль. 2016. № 11. С. 49—53.
18. Слетенко Е.А. Состояние и перспективы развития правового регулирования электронной коммерции в России // Совр. ученый. 2019. № 6. С. 193—195.
19. Тарасова Т.Ф. Проблемы и тенденции развития правового регулирования электронной коммерции / Тарасова Т.Ф., Сухарев А.И. // Вестник Белгородского ун-та кооперации, экономики и права. 2018. № 5(72). С. 165—173.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Законодательная
техника
Эриашвили Н.Д., Чухвичев Д.В., Червонюк В.И. Законодательная техника. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 495 с.
ISBN 978-5-238-03289-4
Раскрываются основные теоретические и практические вопросы, связанные с законодательным регулированием, процессом создания, изменения и отмены нормативных правовых актов, дается характеристика системы законодательства в Российской Федерации. Рассматриваются основные правила законотворческой деятельности, научные концепции, связанные с законодательной техникой, способы, приемы и правила, применяемые при создании и принятии нормативных правовых актов, а также методология кодификации имеющегося законодательства. Характеризуются некоторые наиболее существенные проблемы законодательного регулирования в современной России.
Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, а также сотрудников законодательных органов и органов исполнительной власти, занятых в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020