Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1192
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / INSTITUTE OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / CUSTOMS ADMINISTRATION / ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS / LEGAL REGULATION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC SECURITY / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коптева Людмила Анатольевна, Борисова Елена Михайловна

В статье рассмотрен правовой статус уполномоченного экономического оператора как участника внешнеэкономической деятельности, который в настоящее время активно развивается. Согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр в порядке и при соблюдении условий, которые установлены Таможенным Кодексом ЕАЭС. Особый статус подтверждается соответствующими свидетельствами, которые дают право на определенные таможенные упрощения: таможенные процедуры по прибытию, убытию и выпуску товаров осуществлять в первоочередном порядке, отсутствие необходимости обеспечения оплаты таможенных платежей до окончания проверки документации, возможности выпуска груза до подачи таможенной декларации на товар и др. Кроме того, таможенная проверка, осуществляемая после выпуска товаров, в отношении УЭО проводится не чаще одного раза в три года. Анализируя таможенное законодательство ЕАЭС и функционирование института УЭО в государствах-членах Союза, а также за рубежом, виден еще большой объем вопросов, которые необходимо решать, в первую очередь, для реализации возможностей участников внешнеэкономической деятельности. Авторами определены проблемы, в решении единых вопросов, связанных с союзным и национальным законодательствами по взаимодействию с УЭО и связана с корректировкой соответствующих решений ЕЭК, появления новой редакции Закона «О таможенном регулировании в РФ» №289-ФЗ и издания Регламента ФТС России о деятельности компаний-УЭО. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, можно отметить, что развитие данного правового института имеет большое значение в обеспечении экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF THE INSTITUTION OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR AND ITS ROLE IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

The article considers the legal status of the authorized economic operator as a participant in foreign economic activity, which is currently actively developing. According to the legal acts of the Russian Federation, an authorized economic operator is a legal entity created in accordance with the legislation of the member States and included in the register in accordance with the procedure and conditions established by the customs Code of the EAEU. The special status is confirmed by the relevant certificates, which give the right to certain customs simplifications: customs procedures on arrival, departure and release of goods are carried out on a priority basis, there is no need to ensure payment of customs payments until the end of verification of documentation, the possibility of releasing the cargo before filing a customs Declaration for the goods, etc. In addition, the customs inspection carried out after the release of goods in respect of AEO is carried out no more than once every three years. The analysis of the customs legislation of the EEU, as well as the practice of applying the AEO Institute in the member States of the Union and abroad, allows us to conclude that at the theoretical and practical levels, there is a set of unresolved issues related to the implementation of potential opportunities for this category of foreign trade participants. The authors identified problems related to the lack of uniform solutions to the issues of Union and national legislation on the establishment of rules for interaction with AEOs, where a significant part of problems is solved by adjusting the related decisions of the EEC, the emergence of the new Law "On customs regulation in the Russian Federation" No. 289-FZ and publication of the regulations of the Federal customs service of Russia about the activities of the companies in AEO. Taking into account the above circumstances, it can be noted that the development of this legal institution is of great importance in ensuring the economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.todav/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/11ECVN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Коптева Л. А., Борисова Е.М. Правовые основы института уполномоченного экономического оператора и его роль в обеспечении экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/11ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kopteva L.A., Borisova E.M. (2020). Legal basis of the institution of authorized economic operator and its role in ensuring the economic security of Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/11ECVN420.pdf (in Russian)

УДК 339.1 ГРНТИ 06.52.1

Коптева Людмила Анатольевна

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

Санкт-Петербург, Россия Профессор Доктор экономических наук E-mail: lusis63@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=955172

Борисова Елена Михайловна

ГКОУ ВО «Российской таможенной академии», Санкт-Петербург, Россия

Санкт-Петербургский им. Б.В. Бобкова филиал Доцент кафедры «Таможенных операций и таможенного контроля»

Кандидат экономических наук E-mail: skorodumshik@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=955146

Правовые основы института уполномоченного экономического оператора и его роль в обеспечении экономической безопасности России

Аннотация. В статье рассмотрен правовой статус уполномоченного экономического оператора как участника внешнеэкономической деятельности, который в настоящее время активно развивается. Согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов и включенное в реестр в порядке и при соблюдении условий, которые установлены Таможенным Кодексом ЕАЭС. Особый статус подтверждается соответствующими свидетельствами, которые дают право на определенные таможенные упрощения: таможенные процедуры по прибытию, убытию и выпуску товаров осуществлять в первоочередном порядке, отсутствие необходимости обеспечения оплаты таможенных платежей до окончания проверки документации, возможности выпуска груза до подачи таможенной декларации на товар и др. Кроме того, таможенная проверка, осуществляемая после выпуска товаров, в отношении УЭО проводится не чаще одного раза в три года.

Анализируя таможенное законодательство ЕАЭС и функционирование института УЭО в государствах-членах Союза, а также за рубежом, виден еще большой объем вопросов, которые необходимо решать, в первую очередь, для реализации возможностей участников

внешнеэкономической деятельности. Авторами определены проблемы, в решении единых вопросов, связанных с союзным и национальным законодательствами по взаимодействию с УЭО и связана с корректировкой соответствующих решений ЕЭК, появления новой редакции Закона «О таможенном регулировании в РФ» №289-ФЗ и издания Регламента ФТС России о деятельности компаний-УЭО.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, можно отметить, что развитие данного правового института имеет большое значение в обеспечении экономической безопасности России.

Ключевые слова: институт уполномоченного экономического оператора; таможенное администрирование; административные правоотношения; правовое регулирование; внешнеэкономическая деятельность; экономическая безопасность; таможенное регулирование; таможенный контроль

В современных условиях таможенные органы играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны и в сфере регулирования международной торговли, тем самым содействуют осуществлению внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (РФ). Решению данных задач, доверено такому правовому институту, как уполномоченный экономический оператор (УЭО).

В России, по официальным данным Федеральной таможенной службы (ФТС), свыше 80 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей зарегистрированы как агенты внешнеэкономической деятельности, что значительно ниже аналогичных показателей Европы и Китая [1]. Дальнейшее функционирование института УЭО в России носит дискуссионный характер, где в противовес этому государства-участники Евразийского экономического союза его активно развивают и всемерно поддерживают. В частности, можно назвать лидера по данному вопросу Беларусь, где Государственный таможенный комитет (ГТК) Беларуси, считает что данный институт УЭО является удобной и перспективной моделью по внешнеэкономической деятельности ведения бизнеса и в стране 324 организации имеют такой статус [2]. Отметим, что в количественном плане ситуацию в РФ не улучшило и расширение круга лиц, имеющих право получить статус УЭО и оценивая ход перерегистрации УЭО, приходится признать, что в России не все компании сохранили свой статус УЭО в 2020 году.

По мнению Т.Н. Радько «правовые институты нацелены на регламентирование определенного участка общественных отношений данного вида или рода, отдельной их разновидности, общей стороны отношений ряда видов, их элементов и т. д. Каждый правовой институт представляет собой относительно обособленный «блок», «агрегат» отрасли, характеризуя ее внутреннюю дефиницию».

Можно с уверенностью утверждать, что введение института УЭО позволила усовершенствовать систему взаимодействия таможенной практики между участниками ВЭД и таможенными органами, способствующую устранению угроз в обеспечении экономической безопасности России. Данное утверждение, в первую очередь, обуславливают цели УЭО, среди которых можно особо выделить совершенствование процедуры оформления таможенных документов, способствующих содействию торговле, а также таможенного администрирования

Введение

Методология

при осуществлении юридическими лицами таможенных операций в сфере внешнеэкономической деятельности.

f Период (г.г.) \

V

с 1973 по 2003

с 2018 по н.в.

с 2004 по 2005 V_J

с 2005 по 2007

с 2007 по 2009 с 2010 по 2017

с Этапы N

V J

£

От разработки в 1973 г. Киотской конвенции до принятия в 2004 г. Таможенного кодекса России1

Разработка Рамочных стандартов ВТамО2 V_у

Модернизация Рамочных стандартов ВТамО за счет введения Приложения III «УЭО»

Разработка таможенными администрациями национальных программ УЭО

Введение в действие ТК ТС, Решения КТС от 09.12.2011 № 872, ФЗ от 27.11.2010 № 311-Ф3 и т. д.3

Введение в действие ТК ЕАЭС, ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ и модернизация существующего законодательства4

Рисунок 1. Институт УЭО и правовые этапы его развития на территории ЕАЭС1

,2,3,4

1 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2 Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации // Всемирная таможенная организация. URL: http://www.wcoomd.org.

3 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

4 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр» // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Козаев В.Р. полагает, что таможенные органы переходят к оценке системы работы компании в целом, анализируя, насколько внутренняя организация претендента на статус УЭО работает на предотвращение нарушений [3].

Правовой институт УЭО, начиная с 1973 года, и по настоящее время постоянно развивается и совершенствуется. С учетом специфики таможенного законодательства России, института УЭО в своем развитии выделяет следующие этапы становления на территории ЕАЭС, которые показаны на рис. 1.

В целях развития мировой торговли Всемирной таможенной организацией (ВТамО) Рамочными стандартами безопасности Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (18 мая 1973 года), впервые был определен правовой статус деятельности института уполномоченного экономического оператора.

Таможенный кодекс ЕАЭС является основным нормативно-правовым актом, регулируемым таможенную деятельность УЭО на территории ЕАЭС.

На территории ЕАЭС, таможенное регулирование деятельности УЭО осуществляется на основе ТК ЕАЭС, являющимся основным нормативно-правовым актом данной сферы экономики.

Так, в соответствии с гл. 61 «Уполномоченный экономический оператор» раздел VIII «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор» ТК ЕАЭС 5 регулируется деятельность УЭО. Где четырнадцать статей в данной главе регламентируют деятельность института УЭО. Формы Реестра УЭО были утверждены актами ЕЭК в начале 2018 года.

Глава 66 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «Уполномоченный экономический оператор», регламентирует правовое регулирование деятельности УЭО на Российской Федерации6.

В 2019 году всем работающим уполномоченным экономическим операторам необходимо было пройти процедуру переоформления свидетельства, для дальнейшего их признания странами-участниками ЕАЭС [4].

Таким образом, в соответствии с различными уровнями нормативно-законодательной базы, регламентируется правовое регулирование института УЭО, которое показано на рис. 2.

К первому уровню относят универсальные международно-правовые акты в области таможенного регулирования, устанавливающие минимальные стандарты в данной сфере, ко второму уровню - нормативно-правовые акты ЕАЭС, а к третьему, национальному уровню регулирования следует отнести федеральные законы и подзаконные акты.

5 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

6 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.

Страница 4 из 22

Анализ

11ECVN420

ВТамО и

международное таможенное сообщество

ЕАЭС

Российская Федерация

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТамО.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 323 «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору».

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 872 «Об определении критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, претендующим получить статус уполномоченного экономического оператора».

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр». Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 128 «О заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов». Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 129 «О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения».

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации». Приказ ФТС России от 30.12.2010 № 2709 «Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора». Приказ ФТС России от 14.09.2011 № 1877 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов».

Рисунок 2. Нормативное содержание правового регулирования УЭО [4].

Сущность и понятие института УЭО можно рассмотреть на основании анализа определений УЭО, представленных на рис. 3.

УЭО

это сторона, которая

задействована в

международном

перемещении

товаров и выступает

в любой из функций,

одобренной

национальной

таможенной

администрацией

либо от ее имени,

соответствующая

стандартам

безопасности цепей

поставок товаров

ВТамО или

стандартам-

эквивалентам

УЭО

это юридическое лицо, которое создано в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС и включено в реестр УЭО в порядке и при соблюдении условий, установленных в главе 61 ТК ЕАЭС

УЭО

это юридическое лицо, которое включено в реестр УЭО с выдачей свидетельства первого и (или) второго типов или третьего типа

Рисунок 3. Сравнительный анализ определений УЭО [4].

В соответствии с проведенным сравнением определений можно констатировать, что российское законодательство не трактует единого определения категории «уполномоченный экономический оператор». В соответствии с рис. 3, видно, что в российском законодательстве нет единообразия в определении категории «уполномоченный экономический оператор», что может негативно сказаться на их деятельности.

Хотелось бы отметить внесенные изменения, которые отражены в ТК ТС и ТК ЕАЭС, в вопросах правового регулирования УЭО (рис. 4).

ТК ТС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТК ЕАЭС

<3

Э

Единое свидетельство 3 специальных упрощения Статус могут получить только декларанты

Подлежит риск-категорированию На 31.12.2017 - 128 УЭО Действует до 01.01.2020 г.

13

т

Три типа свидетельств 16 специальных упрощений Статус могут получить различные категории участников ВЭД Относится к низкому уровню риска

На 27.12.2019 - 175 УЭО *

* из них 86 зарегистрированы по ТК ТС, 89 по ТК ЕАЭС и 64 заявления о включении в реестр

J

Рисунок 4. Изменение правового регулирования института УЭО

В соответствии с законодательством РФ, определен Состав УЭО, который показан на рисунке 5.

Таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, таможенные перевозчики

Рисунок 5. Состав УЭО, установленный законодательством РФ

Ссылаясь на нормативно-правовую базу, видим, что УЭО - это юридическое лицо, которое имеет особые привилегии при таможенном контроле перевозимых товаров, связанные с их выпуском и осуществлением документационного обеспечения товара при соблюдении определенных требований и норм, установленных таможенной службой, тем самым способствующих обеспечению экономической безопасности страны.

Положительные сдвиги в торговом сотрудничестве стран-участниц ЕАЭС, способствуют развитию правового регулирования УЭО. Где правовое регулирование, в первую очередь упорядочивает и общественные отношения [5].

Структуру административных правоотношений УЭО представляют: субъекты и объекты, с их нормативным содержанием, которая представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Структура административных правоотношений УЭО

Таким образом, видно, что с одной стороны, создана нормативно-правовая база для функционирования УЭО, но с другой - много нерешенных вопросов по реализации деятельности УЭО и участников внешнеэкономической деятельности. Институт УЭО стремительно набирает обороты в мире, о чем свидетельствует неуклонное увеличение количества действующих в его рамках программ, которых согласно официальным данным ВТамО более 357.

На основании данных ФТС России за 2012-2019 гг., видна положительная динамика в количестве зарегистрированных УЭО в Реестре ФТС РФ, что говорит о заинтересованности

7 Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org. Страница 8 из 22

бизнеса и различных коммерческих организаций в его деятельности, что подтверждено на рисунке 7.

Данная статистика сложилась из-за ряда необходимых практических взаимодействий между таможенным ведомством и участниками ВЭД.

Количество зарегистрированных УЭО

о™™™™™™™™

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

год год год год год год год год

Рисунок 7. Динамика включения ФТС России в реестр УЭО за 2012-2019 гг.8

Впервые, по инициативе ВТамО был введен статус УЭО. Получение компанией статуса УЭО, свидетельствует о безупречной деловой репутации, согласно требований ВТамО, соблюдение правовых норм таможенного законодательства, ведение бухгалтерского учета, согласно международным стандартам, финансово устойчивое положение, высочайший профессионализм с учетом компетентностного подхода, обеспечение безопасности грузовых перевозок. Характеризуя систему УЭО можно констатировать его предназначение: сертификация предприятий с высочайшим уровнем соблюдения таможенного законодательства, обеспечение безопасной торговли и снижение нагрузок при прохождении таможенных процедур по внешнеэкономической деятельности. Кроме того, таможни других стран, в целях удобства, имеют право в признания сертификации уполномоченного экономического оператора через систему взаимного признания. Что способствует активации сотрудничества таможни и УЭО.

По мнению Денисова Н.А. и Наливайко Ю.А. «необходимость разработки единой программы УЭО на основе единых для государств-членов ЕАЭС подходов (программа минимум - в каждом государстве-члене Союза; в перспективе - единой программы УЭО на территории ЕАЭС) сопряжена с системой взаимного признания» [6].

В соответствии с Рамочными стандартами ВТамО установлен Состав УЭО, который представлен на рис. 8.

Кроме того, стоит отметить, что если до 30 сентября 2019 года заявки на AEO вместе с Вопросником для самооценки (SAQ) подавались в компетентный таможенный орган с использованием бумажного формата, то с 1 октября 2019 переходный период, установленный законодательством ЕС, закончился, и заявки на получение статуса АЕО вместе с SAQ должны быть поданы исключительно в электронном виде через портал трейдеров ЕС. В данном контексте стоит упомянуть, что этот гармонизированный для ЕС интерфейс трейдера, разработанный Комиссией ЕС и государствами-членами, используется для обмена информацией, касающейся приложений и решений, связанных с разрешениями АЕО. Цель Европейского торгового портала для eAEO состоит в том, чтобы облегчить и ускорить обмен

8 Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://customs.ru. Страница 9 из 22

информацией, касающейся приложений АЕО, решений, разрешений и процессов управления ими9.

Уполномоченные экономические операторы

Производители

Импортеры

Экспортеры

Брокеры

Перевозчики

Компании, объединяющие несколько партий груза в одну поставку

Посредники

Порты

Аэропорты

Операторы терминалов

Интегрированные операторы

Склады

Дистрибьюторы

Экспедиторы

Рисунок 8. Состав УЭО, установленный Рамочными стандартами ВТамО9

Рассматривая международные акты и передовую практику в вопросе УЭО необходимо подчеркнуть отсутствие единых методик определения финансовой устойчивости, что наглядно продемонстрировано на рис. 9.

Таким образом, эксперты ВТамО, совместно с иностранными коллегами, пришли к выводу, что Методика оценки финансовой устойчивости уполномоченного экономического оператора должна иметь правовую основу Союза.

9 Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http ://www.wcoomd. org. Страница 10 из 22

Рамочные стандарты

безопасности и облегчения мировой

торговли ВТамО (критерии для УЭО)

Таможенный кодекс Европейского союза (критерии для УЭО)

J V

Приложение III Финансовая жизнеспособность УЭО

Статья 39 Финансовая устойчивость

Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли (критерии для УЭО)

У V

Статья 7 Финансовая устойчивость

Это важный показатель возможности поддерживать и усовершенствовать меры по обеспечению безопасности цепи поставки товаров

У

ФУ считается доказанной, если у претендента хорошая репутация, позволяющая

ему выполнять свои обязательства с должным учетом характеристик соответствующего вида ПД

У

ФУ предполагает в том числе при необходимости предоставление достаточного обеспечения (гарантий)

V.

Отсутствие единых методик определения финансовой устойчивости

Рисунок 9. Сравнительная характеристика международных актов по определению финансовой устойчивости УЭО

Развития института УЭО регулируется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и ЕАЭС, в том числе в соответствии с зарубежным опытом.

Терешенкова А.Ю. подчеркивает, что в ТК ЕАЭС сохранился принцип резидентства -такое упрощение, как выпуск товаров до подачи таможенной декларации, можно будет применять только на территории того государства - члена ЕАЭС, в котором лицу присвоен статус уполномоченного экономического оператора. При этом специальные упрощения в виде непредоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру транзита и первоочередной порядок совершения таможенных операций будут доступны на всей территории ЕАЭС [7].

Данный институт реализуется через возможность использования специальных упрощений при осуществлении внешнеэкономической деятельности участниками ВЭД при соблюдении обязательных требований, установленных таможенной службой. Такая система позволяет расширить и укрепить взаимоотношения таможенной службы с участниками ВЭД, что делает таможенный контроль более эффективным и оперативным. В соответствии со

ст. 433 ТК ЕАЭС10, в зависимости от типов выдаваемых свидетельств, имеют место различия в условия включения в реестр Уполномоченных экономических операторов, которые представлены на рис. 10.

Условия присвоения статуса УЭО в соответствии с ТК ЕАЭС и ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ

Типы свидетельств

I тип

II тип

III тип

Осуществление внешнеэкономической деятельности не менее 3-х лет

Предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей

Отсутствие задолженности по уплате таможенных пошлин во всех государствах ЕАЭС

Отсутствие в государстве ЕАЭС, где зарегистрирована организация, задолженности по уплате налогов

/

* /

/

Отсутствие фактов привлечения к АО

Отсутствие судимости у учредителей, акционеров, руководителей, бухгалтера за совершение преступлений

Наличие системы учета товаров, обеспечивающей доступ (в т. ч. удаленный) таможенных органов к сведениям об иностранных товарах

Финансовая устойчивость

Наличие в собственности или аренде территории (площадок, складов) для хранения товаров

Соблюдение требований к территории, средствам идентификации, транспортным средствам и работникам

Наличие не менее 2 лет в реестре УЭО с выдачей свидетельств I и (или) II типов

Рисунок 10. Условия включения в реестр УЭО в зависимости от типа свидетельства

10 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Так, например, на рис. 11 представлены показатели, установленные ТК ЕАЭС 11 и Законом «О таможенном регулировании в РФ» № 289-ФЗ12.

ФЗ № 289-ФЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 ДТ/год

Таможенный перевозчик

Таможенный представитель

Владелец СВХ/ТС

Рисунок 11. Абсолютные показатели внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела

Схематично система специальных упрощений для УЭО, в зависимости от типа свидетельств, предусмотренная ТК ЕАЭС представлена на рис. 11, при этом, более развернутая схема показана на рисунке 12.

11 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

12 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.

Свидетельство второго типа

1. Совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров с таможенной территории Союза, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке.

2. Непредоставление при помещении под таможенную процедур/ таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает УЭО, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, когда предоставление такого обеспечения установлено в сосггветстви и со статьей 143 ТК ЕАЭС.

3. Признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных УЭО на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части. Требования к таким пломбам определяются Комиссией.

4. Неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых УЭО.

5. Приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций.

6. Осуществление перевозчиком, являющимся УЭО, разгрузки, перегрузки (перевапки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих таки етовары, др^ги ми транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или бе его уведомления.

1. Выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 ТК ЕАЭС.

2. Проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке.

3. Непредоставление обеспечения исполнения

обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает УЭО, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС.

1. Временное хранение в сооружениях, помещениях (частях" помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО товаров УЭО.

2. Временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО лиц, неявляющихсяУЭО, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

3. Доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок).

4. Проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частяхпомещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО.

5. Совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может устанавливаться порядок совершения указанных таможенных операций при применении этого сп еци ал ьн ого уп рощен и я.

6. Применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном в соответствии с пунктом 7 статьи 437 Кодекса ЕАЭС.

7. Непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при огсрснке уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 1 статьи 1 59 ТК ЕАЭС, если УЭО выступает декларантом товаров.

Рисунок 12. Специальные упрощения для УЭО в соответствии с ТК ЕАЭС

Основные требования для включения в реестр УЭО в соответствии со ст. 433 ТК ЕАЭС13, относительно определения их финансовой устойчивости рассмотрено ниже.

13 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Заключение

Претендовать на включение в реестр УЭО может финансово устойчивое юридическое лицо, где совокупный показатель должен быть не менее 50 баллов, в соответствии с Методикой, утвержденной Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65 14 . Присвоение статуса УЭО происходит поэтапно, в той последовательности, как это отражено на рис. 13.

Юридическое лицо подает в ФТС следующие документы:

1. Справка о длительности внешнеторговой деятельности.

2. Устав организации (копия).

3. Выписка из ЕГРЮЛ.

4. Справка об отсутствии задолженностей по налогам.

5. Документальное подтверждение наличия программы по учету товаров и хозяйственной деятельности.

6. Справка об отсутствии судебных взысканий у руководителя, главного бухгалтера и акционеров.

7. Право собственности или договор аренды площадок и складов временного хранения.

8. Заявление по установленной форме согласно Решению Коллегии ЕЭК №128.

Заявление рассматривается ФТС России в течение 5 дней

и принимается решение*

* Процедура присвоения статуса может занять до 4 месяцев

Присвоить статус УЭО

Издание приказа о включении заявителя в реестр за подписью главы ФТС России

Отказать в присвоении статуса УЭО

(в случае несоответствия данных или отсутствия документов из перечня)

Рисунок 13. Этапы присвоения статуса УЭО

Полномочия УЭО дают юридическим лицам разных компетенций (производителям, брокерам, перевозчикам, посредникам, интегрированным операторам, складским структурам и т. д.) ряд преимуществ:

14 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 65 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр» // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Страница 15 из 22

11ECVN420

• поступивший на таможню товар хранится на специальных площадках, закрепленных за оператором, что, в свою очередь, избавляет участника ВЭД от лишних трат на складирование и хранение товара на площадках таможенного органа;

• УЭО может выборочно декларировать отдельные группы перемещаемых грузов;

• периодическое декларирование допускает отсрочку внесения пошлин до 40 календарных дней;

• ускоренный процесс взаимодействия с таможенными органами по решению разных практических вопросов.

Дополнительные преимущества статуса УЭО в соответствии с ТК ЕАЭС показаны на рис. 14.

Преимущества статуса УЭО

Рисунок 14. Преимущества статуса УЭО Но стоит более подробно остановиться на основных преимуществах, рассмотренных

выше.

Так, например, таможенные органы, при внесении обеспечения исполнения обязательств уполномоченным экономическим оператором в сумме свыше 1 млн евро, выдаю свидетельство первого типа. Но, необходимость данного обеспечения имеет место в случае получения свидетельства первого типа. Кроме того, в ТК ЕАЭС регламентирована возможность снижения вышеуказанной суммы, которая зависит от непрерывного срока действия свидетельства, что схематично показано на рис. 15. При этом важно знать, что обеспечение необходимо только для получения свидетельства первого типа.

Также особого внимания заслуживает такое преимущество как отсутствие обеспечения при финансовой устойчивости лица (для владельцев свидетельств второго и третьего типа), который показан на рис. 16.

не менее 1 млн евро

не менее 700 тыс. евро

2 года

Г

не менее 500 тыс. евро

4 года

J

не менее 300 тыс. евро

5 лет

U

не менее 150 тыс. евро

6 лет

Рисунок 15. Размер обеспечения УЭО в зависимости от стажа

Рисунок 16. Обеспечение исполнения обязанностей УЭО при получении свидетельств второго и третьего типа

Перечень оснований для приостановления деятельности УЭО либо лишения статуса УЭО представлен на рис. 17.

Рисунок 17. Перечень оснований для приостановления деятельности или лишения статуса УЭО

На практике специалисты выделяют определенные требования, которым должны соответствовать юридические лица при желании получить статус УЭО, а также сохранить его. Обращаясь к рисунку 18, рассмотрим некоторые из них.

Рисунок 18. Перечень основных требований для поддержания статуса УЭО

Данные критерии являются основополагающими принципами поддержания безопасной работы и контроля за УЭО со стороны государственных контрольных органов.

Согласно рекомендациям ВТамО, наивысшая степень безопасности поставки товаров обеспечивается при условии, что обе стороны сделки имеют статус УЭО15. Его наличие у участника ВЭД без других подтверждающих факторов гарантирует законность поставки. Стоит отметить, что в случае выявления таможенными органами нарушений оба УЭО солидарно несут ответственность [8].

По мнению Грязева И.А. «ФТС России высказала твердое намерение всемерно развивать данный сектор». При этом участникам ВЭД нужно принимать во внимание, что документы, представляемые в ФТС России проходят довольно тщательную проверку. В практическом плане установлено более 80 % отклонений документов из-за несоответствия требованиям их оформления [9].

Выводы

Таким образом, по результатам рассмотрения правовой основы современного состояния практики применения института УЭО и анализа эффективности его деятельности в обеспечении экономической безопасности России можно сделать следующие выводы, что,

15 Компендиум Программ по уполномоченным экономическим операторам ВТамО. Издание 2017 г. URL: http://www.wc00md.0rg//media/wc0/public/gl0bal/pdf/t0pics/facilitati0n/.

во-первых - наибольшее влияние на развитие института УЭО в ЕАЭС оказывает опыт стран Европейского союза.

Во-вторых, - регистрация УЭО может быть выгодна только тем участникам ВЭД, которые осуществляют большие поставки, облагаемые таможенными пошлинами; имеют собственный склад, на котором осуществляется временное хранение продукции; обладают финансовой устойчивостью или оформлены как УЭО более 6 лет, так как в данном случае вносится минимальное обязательное материальное обеспечение. Проведенный анализ показал, что получить статус УЭО могут только очень крупные организации, что исключает данную возможность для малого и среднего бизнеса. Такая обстановка негативно сказывается на возможности получить дополнительные преференции предприятиям, которые не обладают необходимыми финансовыми резервами, что в свою очередь является ограничением свободной конкуренции.

В целях обеспечения экономической безопасности страны, на периферии перехода от Стратегии развития ФТС России до 2020 года на Стратегию развития ФТС России 2030 года, стоит закрепление и развитие института УЭО. Однако, следует отметить, что данная система имеет ряд недостатков, что в свою очередь замедляет рост участников реестра. Статистика действующих УЭО, наглядно показывает, что число зарегистрированных УЭО в России по сравнению с числом подобных институтов в других странах все еще недостаточно велико.

Кроме того, автором отмечено, что практические проблемы применения исследуемого института показали, что потенциал его развития в ЕАЭС реализован не полностью, т. е. сложилась парадоксальная ситуация: доля проводимых в отношении УЭО таможенных проверок больше чем в отношении обычных декларантов.

Таможенные органы объясняют это особенностями системы управления рисками (СУР): при подаче деклараций различными компаниями идет выборочный отбор, а относительно УЭО - независимо от риска [10].

В заключении, можно констатировать, что в современных условиях роль уполномоченного экономического оператора и выполнение им функций в совместном взаимодействии с ФТС РФ способствует решению проблемных вопросов по устранению угроз экономической безопасности страны. Этому способствовало расширение полномочий, повышению статуса и значимости института УЭО, что в конечном итоге повышает качество таможенного контроля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козаев В.Р. УЭО: статус все-таки обязывает // Таможенные новости. 2018. № 10 (249). С. 14-15.

2. Грязев И.А. УЭО: позови меня в даль светлую // Таможенные новости. 2019. № 7-8. С. 10-12.

3. Козаев В.Р. УЭО по новым правилам: перспективы и проблемы // Таможенные новости. 2018. № 9. С. 16-18.

4. Майоров Д.К. УЭО ждут от таможни определенности // Таможенные новости. 2018. № 9. С. 14-15.

5. Мантусов В.Б., Жуков Д.Б. Совершенствование таможенных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 24-31.

6. Денисова Н.А., Наливайко Ю.А. Оценка роли и перспектив деятельности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 32-42.

7. Терешенкова А.Ю. Развитие института уполномоченного экономического оператора // Технико-технологические проблемы сервиса. 2017. №3 (41). С. 4550.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Майоров Д.К. Решается в рамках партнерства // Таможенные новости. 2019. № 12 (251). С. 25.

9. Грязев И.А. УЭО: позови меня в даль светлую // Таможенные новости. 2019. № 7-8 (247). С. 10-12.

10. Борисова Е.М., Нерсисян В.С. Взаимодействие уполномоченных экономических операторов с таможенными органами и применение системы управления рисками при контроле их деятельности // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Том 3 № 4 (12). С. 35-39.

Kopteva Lyudmila Anatol'evna

Saint-Petersburg state university of aerospace instrumentation, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: lusis63@mail.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=955172

Borisova Elena Mikhailovna

Russian customs academy, Saint-Petersburg, Russia Saint-Petersburg them V.B. Bobkov branch E-mail: skorodumshik@mail.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=955146

Legal basis of the institution of authorized economic operator and its role in ensuring the economic security of Russia

Abstract. The article considers the legal status of the authorized economic operator as a participant in foreign economic activity, which is currently actively developing. According to the legal acts of the Russian Federation, an authorized economic operator is a legal entity created in accordance with the legislation of the member States and included in the register in accordance with the procedure and conditions established by the customs Code of the EAEU. The special status is confirmed by the relevant certificates, which give the right to certain customs simplifications: customs procedures on arrival, departure and release of goods are carried out on a priority basis, there is no need to ensure payment of customs payments until the end of verification of documentation, the possibility of releasing the cargo before filing a customs Declaration for the goods, etc. In addition, the customs inspection carried out after the release of goods in respect of AEO is carried out no more than once every three years.

The analysis of the customs legislation of the EEU, as well as the practice of applying the AEO Institute in the member States of the Union and abroad, allows us to conclude that at the theoretical and practical levels, there is a set of unresolved issues related to the implementation of potential opportunities for this category of foreign trade participants. The authors identified problems related to the lack of uniform solutions to the issues of Union and national legislation on the establishment of rules for interaction with AEOs, where a significant part of problems is solved by adjusting the related decisions of the EEC, the emergence of the new Law "On customs regulation in the Russian Federation" No. 289-FZ and publication of the regulations of the Federal customs service of Russia about the activities of the companies in AEO.

Taking into account the above circumstances, it can be noted that the development of this legal institution is of great importance in ensuring the economic security of Russia.

Keywords: institute of authorized economic operator; customs administration; administrative legal relations; legal regulation; foreign economic activity; economic security; customs regulation; customs control

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.