Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ВОЗДУШНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА / AIR CHECKPOINTS / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / WAYS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпранюк Сергей Юрьевич

В статье обоснована необходимость разработки модели совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска с учетом современных условий функционирования таможенных органов. Определены основные принципы, на которых должна базироваться данная модель. Предложены концептуальная модель совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска, а также способы организации взаимодействия участников таможенных операций в рамках онлайн-системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF CUSTOMS OPERATIONS IN AIR CHECKPOINTS

The need for developing a model of customs operations in the air checkpoints, taking into account the current conditions of the customs authorities is justified in the article. The basic principles on which this model should be based are defined. A conceptual model of customs operations in air checkpoints, as well as the ways of organizing the interaction of participants of customs operations in the online system is proposed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА»

С. Ю. Цыпранюк

концептуальная модель совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска

В статье обоснована необходимость разработки модели совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска с учетом современных условий функционирования таможенных органов. Определены основные принципы, на которых должна базироваться данная модель. Предложены концептуальная модель совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска, а также способы организации взаимодействия участников таможенных операций в рамках онлайн-системы.

Ключевые слова: таможенные органы; таможенные операции; воздушные пункты пропуска; моделирование; принципы; способы взаимодействия.

S. Yu. Tsypranyuk

conceptual model of customs operations in air checkpoints

The need for developing a model of customs operations in the air checkpoints, taking into account the current conditions of the customs authorities is justified in the article. The basic principles on which this model should be based are defined. A conceptual model of customs operations in air checkpoints, as well as the ways of organizing the interaction of participants of customs operations in the online system is proposed.

Keywords: customs authorities; customs operations; air checkpoints; modeling; principles; ways of interaction.

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Союз) под перемещением товаров понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза [1]. Перемещение товаров возможно одним из следующих видов транспорта:

- автомобильным;

- железнодорожным;

- водным (морским и внутренним водным);

- воздушным;

- трубопроводным.

Каждый вид транспорта имеет свою специфику, особенности, что напрямую отражается на категориях и характеристиках перемещаемых товаров. Воздушный транспорт представляет собой один из видов транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием воздушных судов [2].

Среди преимуществ грузовых авиационных перевозок в сравнении с другими видами транспорта можно выделить следующие:

- высокую скорость осуществления перевозки из пункта отправления в пункт назначения (воздушный транспорт позволяет покрывать большие расстояния за достаточно короткий промежуток времени);

- возможность доставки грузов в отдаленные и труднодоступные регионы посредством преодоления естественных преград по воздуху (часто является единственным способом сообщения с такой местностью), в том числе когда доступность другими видами транспорта имеет только сезонный характер;

- надежность (минимальные риски порчи груза в процессе осуществления перевозки);

- минимальное количество таможенных границ в пути следования.

Недостатками авиационного транспорта при перевозке грузов, в свою очередь,

являются:

- высокая стоимость грузоперевозки;

- возможность перевозки грузов только на условиях «терминал - терминал» (перевозка типа «дверь - дверь» возможна только с привлечением автомобильного вида транспорта);

- зависимость от погодных условий;

- ограничения по весу и габаритам груза в целом, а также весу и габаритам одного места (основная привязка идет к типу воздушного судна, размерам люков, типу рейса, а также к возможностям обработки грузов терминалами аэропорта убытия и аэропорта прибытия) [3].

В настоящее время воздушный транспорт обеспечивает достаточно стабильный объем международных перевозок. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (РФ) [4] динамика перевозок грузов по видам транспорта и грузооборот в период с 2010 г. по 2016 г. представлена в табл. 1 и табл. 2 соответственно [5].

Таблица 1

Перевозки грузов по видам транспорта, млн т

Тип транспорта Период

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Транспорт - всего, 7 749 8 337 8 519 8 264 8 006 7 582 7 597

в том числе:

железнодорожный 1 312 1 382 1 421 1 381 1 375 1 329 1 227

автомобильный 5 236 5 663 5 842 5 635 5 417 5 041 5 138

трубопроводный 1 061 1 131 1 096 1 095 1 078 1 071 1 088

морской 37 34 18 17 16 19 25

внутренний водный 102 126 141 135 119 121 118

воздушный 1,1 1,2 1,2 1,2 1,3 1,2 1,1

Таблица 2

Грузооборот по видам транспорта, млрд т-км

Тип транспорта Период

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Транспорт - всего, 4 751 4 915 5 056 5 084 5 080 5 094 5 184

в том числе:

железнодорожный 2 011 2 128 2 222 2 196 2 301 2 306 2 344

автомобильный 199 223 249 250 247 233 234

трубопроводный 2 382 2 422 2 453 2 513 2 423 2 444 2 489

морской 100 78 45 40 32 42 43

внутренний водный 54 49 81 80 72 64 67

воздушный 4,7 5 5,1 5 5,2 5,4 6,6

Перевозка посредством использования воздушных судов на текущий момент времени является самым быстрым способом доставки товаров. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) используют данный вид транспортировки в первую очередь из-за необходимости срочной доставки товаров из пункта отправления в пункт назначения, несмотря на существующие ограничения по габаритам и весу перевозимых товаров. Анализ показывает, что в условиях развивающейся экономической интеграции тенденция к увеличению товаропотоков воздушным транспортом будет сохраняться. Постоянное и динамичное развитие международных цепей поставок товаров ставит перед таможенными службами новые задачи по разработке и внедрению моделей функционирования, которые будут адекватны современным условиям [6]. В связи с этим совершенствование таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, является важной для таможенных органов задачей.

Ключевое направление совершенствования таможенных операций - переход на новые таможенные технологии и электронные способы приема и обработки таможенной информации: предварительное информирование, электронное декларирование, автоматическая регистрация деклараций, автоматический выпуск деклараций, создание центров электронного декларирования и т. п. Технологии таможенных операций в воздушных пунктах пропуска как совокупность методов, средств и процедур их совершения в условиях перехода на электронные способы обработки таможенной информации проработаны недостаточно. При этом решение задачи совершенствования таможенных операций в новых условиях связывается с разрешением противоречия между необходимостью в максимальной степени сократить нарушения таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу и желанием снизить издержки государства и всех участников таможенных операций в воздушных пунктах пропуска, т. е. с обеспечением требуемого качества таможенных услуг.

С учетом современных условий функционирования таможенных органов актуальной представляется задача совершенствования модели совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска. Модель должна главным образом обеспечивать эффективное взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД, а также участников ВЭД между собой в процессе перемещения товаров через авиационные узлы.

В целях разработки эффективной модели совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска целесообразно в первую очередь определить основные принципы построения данной модели. На наш взгляд, построение модели должно базироваться на следующих принципах:

1. Принцип системности. Этот принцип является основополагающим и представляет собой рассмотрение объекта как сложной системы с множеством составляющих единство элементов, их связей, взаимодействий между собой и внешней средой [7]. Все элементы модели должны представлять собой единую систему, направленную на достижение определенной цели.

2. Принцип доступности информации (в соответствии с уровнем доступа). Данный принцип предполагает, что в рамках новой модели совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска для участников совершения таможенных операций должна быть обеспечена возможность доступа к имеющимся документам и отслеживания статуса товаров. При этом доступные информация

и документы должны соответствовать заранее определенному уровню доступа участников воздушной перевозки, обеспечивающему пользователей только необходимой информацией и документами без нарушения конфиденциальности информации.

3. Принцип совместимости. В соответствии с этим принципом новая модель в первую очередь должна обеспечивать возможность ее реализации в существующих условиях функционирования государств - членов Союза, т. е. на основе имеющихся мощностей и ресурсов. Это позволит осуществить внедрение в максимально короткие сроки, а также, например, провести эксперимент в рамках пилотного проекта по сравнению новой модели совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска и действующей.

4. Принцип развития. Данный принцип подразумевает возможность дальнейшего совершенствования и адаптации модели к постоянно изменяющимся условиям и требованиям. В современных динамично меняющихся условиях в международной торговле модель также должна иметь динамичный характер.

Вышеуказанные принципы являются базой для построения новой эффективной модели совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска, соответствующей современным реалиям работы таможенных органов и ориентированной на перспективные изменения.

На основе данных принципов разработана концептуальная модель совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска, представленная на рис. 1.

ввоз ТОВАРОВ

I

I

вывоз ТОВАРОВ

Рис. 1. Концептуальная модель совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска

Предлагаемая модель отличается от существующей тем, что операции по формированию, предоставлению, регистрации, обработке и контролю таможенной информации на этапах совершения таможенных операций (предварительного информирования, прибытия и убытия, хранения, декларирования и выпуска товара), а также мониторинг совершения (прохождения) таможенных операций осуществляются в рамках единой информационной среды (онлайн-системы). Это позволяет повысить достоверность предоставляемой таможенным органам информации и оперативность совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, и, как следствие, сократить издержки государства и участников таможенных операций в воздушных пунктах пропуска.

Онлайн-система представляет собой открытую для участников совершения таможенных операций информационную систему сбора, обработки и регистрации информации о каждой конкретной поставке товаров.

В рамках данной модели обеспечивается:

1) возможность участникам ВЭД отслеживать статус товаров на этапах совершения таможенных операций;

2) доступ участников ВЭД к имеющимся документам по каждой конкретной поставке.

За счет этих функций предлагаемая модель позволяет участникам ВЭД совершать таможенные операции более оперативно, а также минимизирует возможные несоответствия в предоставляемой информации.

В рамках предлагаемой модели совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска предлагаются способы организации взаимодействия участников совершения таможенных операций в рамках единой информационной среды, обеспечивающие сокращение времени совершения таможенных операций на каждом из этапов и времени между этапами совершения таможенных операций.

В связи с тем, что при ввозе и вывозе товаров воздушным транспортом предусмотрен различный порядок совершения таможенных операций, инструменты доступа к информации по поставкам в онлайн-системе будут различны.

При ввозе товаров основным инструментом доступа участников международной воздушной перевозки товаров воздушным транспортом к онлайн-системе является уникальный идентификационный номер предварительной информации. При этом процесс доступа состоит из следующих этапов:

1) перевозчик предоставляет предварительную информацию о планируемых к ввозу товарах в таможенный орган посредством ее подачи в онлайн-систему;

2) таможенный орган регистрирует предварительное уведомление и направляет перевозчику уникальный идентификационный номер предварительной информации;

3) перевозчик передает уникальный идентификационный номер участникам перевозки товаров воздушным транспортом;

4) участники ВЭД (декларант, таможенный представитель, владелец склада временного хранения) с помощью данного инструмента получают доступ к он-лайн-системе и могут отслеживать статус груза на этапах совершения таможенных операций, а также видеть имеющиеся документы.

При вывозе товаров основным инструментом доступа участников международной перевозки товаров воздушным транспортом к онлайн-системе является

номер зарегистрированной декларации на товары. Доступ к онлайн-системе обеспечивается таким образом:

1) таможенный представитель подает декларацию на товары в таможенный орган посредством ее размещения в онлайн-системе;

2) таможенный орган регистрирует декларацию на товары и присваивает ей номер, который направляет таможенному представителю;

3) таможенный представитель передает номер декларации на товары участникам воздушной перевозки;

4) участники ВЭД (декларант, перевозчик) с помощью данного инструмента получают доступ к онлайн-системе и могут отслеживать статус груза на этапах совершения таможенных операций, а также видеть имеющиеся документы.

Общая схема взаимодействия участников совершения таможенных операций в рамках предлагаемой модели представлена на рис. 2.

ввоз ТОВАРОВ

ПЕРЕВОЗЧИК

I Подача (Г) предварительной ^^ информации

/Л Передача номера ПИ

ДЕКЛАРАНТ ТАМОЖЕННЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СВХ

Номер ПИ

Возможность по номеру ПИ: отследить статус груза на этапах совершения таможенных операций;

получить доступ к имеющимся документам по поставке

ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН ОНЛАЙН-СИСТЕМА

Ч x

Возможность по номеру ДТ: , ., отследить статус груза на этапах совершения 1 ^ таможенных операций;

получить доступ к имеющимся документам по поставке

Номер ДТ [2) при регистрации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

ДЕКЛАРАНТ ПЕРЕВОЗЧИК

) Передача номера ДТ ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ВЫВОЗ ТОВАРОВ

Рис. 2. Общая схема взаимодействия участников совершения таможенных операций в рамках предлагаемой модели при ввозе и вывозе товаров

Предлагаемая модель совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска, основанная на указанных принципах и обеспечивающая взаимодействие участников ВЭД посредством предложенных способов, позволит участникам ВЭД и таможенным органам совершать таможенные операции более эффективно. Модель позволяет сократить время совершения таможенных операций как на этапах, так и между этапами совершения таможенных операций.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Цыпранюк С. Ю. Таможенные операции в воздушных пунктах пропуска: состояние и направления совершенствования // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 203-208.

3. Липатова Н. Г., Цыпранюк С. Ю. Повышение эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 51-58.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/.

5. Россия в цифрах. 2017: краткий статистический сборник / Росстат. М., 2017. 511 с.

6. Цыпранюк С. Ю. Оценка качества предоставления государственных услуг таможенными органами в аэропортах // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. C. 132-138.

7. Липатова Н. Г. Моделирование как инструмент повышения качества и обоснованности научных результатов // Вестник Российской таможенной академии. 2007. № 1. С. 112-115.

С. В. Новиков

совершенствование системы оценки таможенного контроля после выпуска товаров

В статье сформулированы направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров. На основе анализа ряда направлений выбрано наиболее актуальное - совершенствование системы оценки таможенного контроля. Выявлены недостатки действующей системы оценки таможенного контроля после выпуска товаров; выработаны предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска; направления совершенствования; система оценки; показатели эффективности; показатели результативности; индикативные показатели.

S. V. Novikov

improvement of the assessment system of customs control after the release of goods

Directions of improvement of customs control after the release of goods are defined in the article. Based on the analysis of a number of areas, the most relevant was chosen - improvement of the customs control assessment system. The shortcomings of the existing system of customs control after release of goods are revealed; proposals for its improvement are developed.

Keywords: customs control after the release of goods; areas of improvement; assessment system; efficiency indicators; performance indicators; indicative figures.

Сокращение времени на проведение таможенных операций и повышение роли таможенных органов в создании благоприятных условий для развития внешней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.