Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / STATE BORDER / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / CUSTOMS BORDER / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AIR TRANSPORT / ВОЗДУШНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / УЧАСТНИКИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ / PARTICIPANTS OF THE CUSTOMS OPERATIONS / МЕТОДЫ / METHODS / СРЕДСТВА / MEANS / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА / METHODOLOGICAL SCHEME / AIRPORT CHECKPOINTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна, Цыпранюк Сергей Юрьевич

Статья посвящена одной из актуальных научно-практических проблем - повышению эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска за счет совершенствования таможенных операций и комплексного использования ресурсов всех участников таких операций. В качестве основных направлений совершенствования определены технологические (методы, средства и процедуры) и организационно-технические (структура и механизмы взаимодействия участников таможенных операций) аспекты совершения таможенных операций. Представлена методологическая схема решения задачи совершенствования таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE EFFICIENCY OF CUSTOMS OPERATIONS AT AIRPORT CHECKPOINTS

The article is devoted to the improvement of the customs service airport checkpoints by enhancing the customs operations and using comprehensively the resources of all participants engaged in the operations. The main chosen directions are the technological (methods, means and procedures) and organizational (structure and mechanisms of interaction between the participants of the customs operations) aspects of customs operations execution. The authors represent the methodological scheme of improving the customs operations regarding to the commodities transited by the air transport.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА»

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 850 (ред. от 02.07.2013) «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

7. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук В. А. Шамахова и канд. юрид. наук Ю. А. Кожанкова. М.: СофтИздат, 2012. 952 с.

8. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие / под общ. ред. С. Ю. Глазьева и Т. А. Мансурова. М.: Проспект, 2011. 416 с.

9. http://ww.tsouz.ru/MGS/18-11-11/Dokuments/Договор ЕЭК^£

10. Комбинированная номенклатура Европейского союза (The Combined Nomenclature) [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/business/calculation-customs-duties/what-is-common-customs-tariff/combmed-nomendature_en.

11. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

12. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Актуальные вопросы совершенствования технологий таможенного контроля // Основные направления развития таможенного дела в условиях членства России во Всемирной торговой организации: сборник материалов VI Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии от 24 апреля 2014 г. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. С. 74-79.

13. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.08.2016 № 118 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза" (вместе с проектом "Изменений...")».

Н. Г. Липатова, С. Ю. Цыпранюк

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА

Статья посвящена одной из актуальных научно-практических проблем - повышению эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска за счет совершенствования таможенных операций и комплексного использования ресурсов всех участников таких операций. В качестве основных направлений совершенствования определены технологические (методы, средства и процедуры) и организационно-технические (структура и механизмы взаимодействия участников таможенных операций) аспекты совершения таможенных операций. Представлена методологическая схема решения задачи совершенствования таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом.

Ключевые слова: таможенные органы; государственная граница; таможенная граница; таможенные операции; воздушный транспорт; воздушный пункт пропуска; участники таможенных операций; методы; средства; технологии; методологическая схема.

Перемещение товаров через таможенную границу, которое представляется как ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, осуществляется одним

из следующих видов транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным (морским и речным), воздушным, трубопроводным [1]. Каждый вид транспорта имеет свою специфику и особенности. Это, несомненно, отражается на категориях и характеристиках грузов (товаров), возможных для перевозки конкретным видом транспорта, на участниках, методах, средствах и технологиях таможенных операций, совершаемых в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров определенным видом транспорта, и в целом на результатах деятельности таможенных органов, расположенных в соответствующих пунктах пропуска.

Воздушный (авиационный) транспорт представляет собой один из видов транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров, багажа, грузов (товаров) и почтовых отправлений с помощью воздушных судов [2]. Среди преимуществ грузовых (товарных) авиационных перевозок в сравнении с другими видами транспорта можно выделить следующие:

- высокую скорость осуществления перевозки из пункта отправления в пункт назначения (воздушный транспорт позволяет преодолевать большие расстояния за достаточно короткий промежуток времени);

- возможность доставки грузов в отдаленные и труднодоступные регионы посредством преодоления естественных преград по воздуху (часто является единственным способом сообщения с такой местностью), в том числе когда доступность остальными видами транспорта имеет только сезонный характер;

- надежность (минимальные риски порчи груза в процессе осуществления перевозки);

- минимальное количество таможенных границ в пути следования.

Недостатками воздушного транспорта при перевозке грузов (товаров) являются:

- высокая стоимость грузоперевозки;

- возможность перевозки грузов только на условиях «терминал-терминал» (перевозка типа «дверь-дверь» возможна только с привлечением автомобильного вида транспорта);

- зависимость от погодных условий;

- ограничения по весу и габаритам груза в целом, а также весу и габаритам одного места (основная привязка идет к типу воздушного судна, размерам люков, типу рейса, а также к возможностям обработки грузов (товаров) терминалами аэропорта убытия и аэропорта прибытия).

Перевозка грузов воздушным транспортом осуществляется как на пассажирских, так и на грузовых воздушных судах. На пассажирских судах товары (грузы) перевозятся в качестве дозагрузки рейса, и только в редких случаях воздушное судно перевозит только пассажиров, так как это фактически делает рейс экономически неэффективным для перевозчика. Грузовые самолеты осуществляют перевозку грузов, используя всю коммерческую загрузку воздушного судна. Авиатранспортом в Россию поступают, как правило, товары, отправляемые в международных почтовых отправлениях (МПО): техника, одежда, печатная продукция, продовольствие и прочие товары народного потребления, включая и крупногабаритные товары.

Так, международные воздушные перевозки достаточно специфичны, характеризуются стабильностью объема перевозок и постепенным увеличением показателя грузооборота, поскольку для отдельных категорий товаров являются

вообще незаменимым видом транспорта, даже несмотря на дороговизну воздушных перевозок.

Участниками процесса международной грузоперевозки воздушным транспортом являются лица, тем или иным образом связанные с перемещением товаров через таможенную границу при осуществлении такой перевозки. К ним относятся [3]:

- таможенные органы;

- участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД): декларант, таможенный представитель, перевозчик, владелец склада временного хранения (СВХ);

- иные лица, связанные с перемещением товаров: экспедиторы, агенты, государственные контролирующие органы.

Таможенные органы Российской Федерации (РФ) в соответствии с законодательством РФ осуществляют функции [4]:

- по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции органа валютного контроля;

- по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

- по проведению таможенного и иных видов контроля в соответствии с их компетенциями в пунктах пропуска: транспортного контроля, санитарно-каран-тинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора;

- по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Приказом ФТС России от 01.03.2013 № 369 утвержден Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят воздушные пункты пропуска и международные аэропорты. В соответствии с данным перечнем в Московском регионе, например, такими органами являются таможенные посты Домодедовской, Внуковской и Шереметьевской таможен.

Как уже было отмечено, участниками ВЭД при международной перевозке товаров воздушным транспортом, а следовательно, и участниками таможенных операций являются: декларант, таможенный представитель, перевозчик, владелец СВХ. Декларант - это лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары. Декларант своими действиями совершает таможенную операцию декларирования товара, т. е. заявление таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенный представитель - это юридическое лицо государства -члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции. Перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в пределах таможенной территории Таможенного союза или являющееся ответственным за использование транспортных средств. В России, например, для авиаперевозок перевозчиком является авиакомпания Аего!^ (ПАО «Аэрофлот»).

На воздушном транспорте следует различать регулярных и нерегулярных перевозчиков. Регулярные перевозчики - это организации, осуществляющие, как правило, запланированные (по расписанию) коммерческие перевозки пассажиров, грузов и МПО. Их деятельность поддается определенной систематизации. Эта характеристика является важной для организации совершения таможенных

операций таможенными органами в воздушных пунктах пропуска. Нерегулярные перевозчики - это организации, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров на нерегулярной основе (чартерные полеты, спецрейсы, туристские маршруты, не отраженные в регулярных перевозках). В деятельности таможенных органов такие перевозчики являются источниками неопределенности со стороны внешней среды. Учет этой характеристики вызывает необходимость применения специальных методов управления рисками и принятия решений при совершении таможенных операций таможенного контроля.

Склады временного хранения являются местами временного хранения товаров под таможенным контролем и в большинстве случаев представляют собой грузовые терминалы различной мощности. Например, в Московском регионе СВХ - это крупнейшие и наиболее высокотехнологичные авиагрузовые комплексы России. Такие терминалы осуществляют обработку авиагрузов с широким пакетом предоставляемых услуг: обработку и хранение товаров (грузов), МПО и несопровождаемого багажа; обеспечение трансфера грузов, следующих через аэропорты, в том числе находящихся под таможенным контролем; прием, упаковку, окантовку и выдачу грузов; информационное обслуживание участников ВЭД и др. [5]. Примерами таких терминалов являются грузовые терминалы ООО «Домодедово-Карго»; ООО «Внуково-Карго», АО «Шереметьево-Карго», ООО «Москва Карго».

Содержание предоставляемых услуг, методы и средства их реализации в местах временного хранения товаров определяют спектр и содержание таможенных операций владельцев СВХ как участников ВЭД в цепи международной перевозки товаров. Следует отметить, что участниками международной воздушной перевозки, следовательно, и участниками таможенных операций могут быть также уполномоченный экономический оператор и таможенный перевозчик.

Иными лицами, участвующими в процессе международной воздушной перевозки и в таможенных операциях, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, являются государственные контролирующие органы: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России).

Действия, совершаемые таможенными органами и вышеуказанными лицами в целях перемещения товаров (грузов), а также обеспечения соблюдения законодательства в области таможенного дела при перемещении товаров через таможенную границу, представляют собой таможенные операции [6].

Анализ показывает, что таможенные операции - это сложный комплекс организационных и технологических работ, проводимых на этапах прибытия или убытия товаров на таможенную территорию (с таможенной территории) Таможенного союза, временного хранения товаров (таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации), а также на этапах таможенного декларирования и выпуска товаров (таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру) [7; 8]. Для совершения таких таможенных операций используются соответствующие организационные структуры и механизмы взаимодействия между ними, а также регламентированные правовыми нормами методы, средства и процедуры предварительного информирования,

электронного декларирования, автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров, удаленного выпуска, таможенного контроля после выпуска товаров [9].

Таможенные операции, совершаемые как участниками ВЭД и иными лицами, так и таможенными органами, играют важную роль в выполнении государственной контрольной функции по обеспечению соблюдения таможенного и иных национальных законодательств, а также международных соглашений и договоров при перемещении товаров через таможенную границу. От способов их организации и методов реализации зависит эффективность деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска.

В настоящее время уровень развития технологического (методов, средств и процедур) и организационного (принципов организации, структуры и механизмов взаимодействия участников) обеспечения таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, является недостаточным для обеспечения требуемой эффективности их деятельности. В связи с этим возникает практическая проблема повышения эффективности деятельности таможенных органов. Учитывая, что ресурсы таможенных органов (методы, средства и технологии таможенного контроля) ограничены, ее решение видится в совершенствовании таможенных операций и в комплексном использовании ресурсов всех участников в цепи международной поставки товаров в воздушных пунктах пропуска.

Повышение эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска за счет совершенствования таможенных операций в цепи международной поставки представляет собой сложную научно-исследовательскую задачу. Это объясняется, во-первых, сложностью самого объекта исследования, в качестве которого выступают таможенные операции, совершаемые участниками ВЭД и иными лицами, а также таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу воздушным транспортом; во-вторых, многоаспектностью направлений совершенствования таможенных операций, что составляет предмет (направления) исследований.

На основании анализа факторов, влияющих на показатели деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска, в качестве основных направлений совершенствования таможенных операций выбраны технологические (методы, средства и процедуры) и организационно-технические (принципы организации, структура и механизмы взаимодействия участников) аспекты совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу воздушным (авиационным) транспортом.

Решение задачи совершенствования таможенных операций в интересах повышения эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска может быть обеспечено, по мнению авторов, решением частных задач, представленных на рисунке.

В процессе решения первой задачи (см. рис.) осуществляются эмпирические исследования по анализу состояния внешнеторговых поставок товаров воздушным транспортом, выявлению особенностей и тенденций развития в современных условиях экономической интеграции, определению функций и задач таможенных органов в воздушных пунктах пропуска, показателей эффективности их деятельности и проблем ее повышения. Важным этапом исследования является

анализ содержания и организации таможенных операций, методов, средств и процедур их реализации в воздушных пунктах пропуска. Для решения этой задачи составлен перечень проблем при совершении таможенных операций, влияющих на достижение требуемой эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска.

Рис. Методологическая схема решения задачи совершенствования таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом

Решение второй задачи (см. рис.) предполагает разработку концептуальных положений, принципов и направлений совершенствования таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным

транспортом. Здесь важным элементом для дальнейшего развития методов, средств, процедур и механизмов совершения таможенных операций являются определение и систематизация факторов, влияющих на показатели эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска. Совершенствование технологических основ совершения таможенных операций предусматривает развитие методов, средств и процедур совершения таможенных операций на этапах: а) предшествующих подаче таможенной декларации; б) декларирования и выпуска товаров. Совершенствование организационно-технических основ совершения таможенных операций предполагает разработку принципов организации, оптимизацию структуры и механизмов взаимодействия участников совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом.

Решение вышеуказанных задач позволит сформулировать практические рекомендации (третья задача) по применению технологических и организационно-технических основ совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска. Это рекомендации по организации взаимодействия участников таможенных операций при перемещении товаров воздушным транспортом, по применению методов, средств и процедур таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, на этапах, предшествующих подаче таможенной декларации, декларирования и выпуска товаров, по развитию информационно-технического обеспечения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска. Завершающим этапом работы является оценка эффективности применения предлагаемых методов, средств и процедур таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом.

В качестве методов исследования направлений совершенствования таможенных операций в целях повышения эффективности деятельности таможенных органов в воздушных (авиационных) пунктах пропуска могут быть использованы диалектические и аналитические методы, методы системного и структурно-функционального анализа, методы структурной и параметрической оптимизации, а также методы имитационного моделирования.

Основными научно-практическими результатами решения научно-исследовательской задачи совершенствования таможенных операций должны стать методы, средства и процедуры совершения таможенных операций как технологическая основа, а также принципы, оптимизированная (рациональная) структура и механизмы взаимодействия участников совершения таможенных операций как организационно-техническая основа совершенствования таможенных операций, обеспечивающих повышение эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска.

Решение задачи совершенствования таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, по предлагаемой методологической схеме (см. рис.) и с использованием вышеуказанных методов позволит достичь поставленной цели, обеспечить при этом соответствующие точность и достоверность научно-практических результатов и в целом реализуемость организационно-технических и технологических мероприятий в интересах повышения эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).

2. Липатова Н. Г., Анисимов Е. Г., Черныш А. Я., Карпов А. Н. Понятия и определения в области исследования проблем таможенного дела: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. 92 с.

3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999).

4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»).

5. Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах».

6. Приказ ФТС России от 27.05.2011 № 1070 (ред. от 28.03.2012) «Об утверждении Положения о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров».

7. Соглашение от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».

9. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Актуальные вопросы совершенствования технологий таможенного контроля // Основные направления развития таможенного дела в условиях членства России во Всемирной торговой организации: сборник материалов VI Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии от 24 апреля 2014 г. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. С. 74-79.

В. Ф. Вербов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ОБЪЕКТАХ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье представлены схемотехнические решения высокоэффективных устройств, предназначенных для контроля потребления электроэнергии в различных областях производственной деятельности, в том числе на объектах инфраструктуры подразделений ФТС России, и отличающихся простотой реализации и внедрения. Описаны их принципы действия и различные режимы работы.

Ключевые слова: энергосбережение; контроль потребления электроэнергии; объекты таможенной инфраструктуры; системы учета электроэнергии; ток нагрузки; потребители электроэнергии; отключение нагрузки.

Производство электроэнергии (ЭЭ) является фундаментальной отраслью мирового хозяйства, причем спрос на нее неуклонно возрастает. Увеличивается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.