Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА'

МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООБЩЕНИЕ О ПРИБЫТИИ ТОВАРОВ / THE GOODS ARRIVAL NOTIFICATION / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / CUSTOMS PROCEDURE / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА / CUSTOMS PROCEDURE OF CUSTOMS TRANSIT / "ДОРОЖНАЯ КАРТА" / "ROAD MAP" / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Александр Сергеевич

В статье рассмотрены проблемные вопросы совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, связанные с наличием промежуточных операций, проводимых в отношении товаров до их помещения под заявленную декларантом таможенную процедуру. Построение данных операций основано на принципе модульности, что приводит к необходимости дублирования ряда действий, оказывающих негативное влияние на скорость совершения таможенных операций. Предложены механизмы снижения временных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISMS OF REDUCING TIME NEEDED FOR THE CUSTOMS PROCESSING OF THE GOODS IMPORTED INTO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE CUSTOMS UNION

The article deals with the issues of customs processing of the goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union, concerning the intermediate operations conducted before the customs processing of the goods stated by the declarant. Such operations are constructed on the module basis, which leads to repeating of several steps, negatively impacting the speed of customs procedures. The author suggests the mechanisms of reducing such time costs.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»

Использованные источники

1. Кожуханов Н. М. Теоретические основы административно-правового регулирования информационной безопасности таможенной деятельности: монография / Российский новый ун-т, Воскресенский филиал. Воскресенск: Воскресенский филиал РосНОУ, 2014. 176 с.

2. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2013-2015 годы).

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Андреева Е. И. Методологические основы идентификации и классификации товаров в таможенных целях // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 32-37.

7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2014. № 1.

8. Сидоров Е. И. Квалификация административных правонарушений, связанных с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 1. С. 1-14.

А. С. Абрамов

МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В статье рассмотрены проблемные вопросы совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, связанные с наличием промежуточных операций, проводимых в отношении товаров до их помещения под заявленную декларантом таможенную процедуру. Построение данных операций основано на принципе модульности, что приводит к необходимости дублирования ряда действий, оказывающих негативное влияние на скорость совершения таможенных операций. Предложены механизмы снижения временных издержек.

Ключевые слова: сообщение о прибытии товаров; таможенная процедура; таможенная процедура таможенного транзита; «дорожная карта»; программный продукт.

Скорость совершения таможенных операций является одним из основных показателей эффективности деятельности таможенных органов. Быстрые и «прозрачные» таможенные процедуры способствуют снижению издержек участников

внешнеэкономических сделок, увеличению внешнеторгового товарооборота и повышают экономическую привлекательность страны в мировой торговле.

Положения о включении скорости совершения таможенных операций в перечень основных показателей работы таможенных органов отражены в ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [1].

В целях реализации положений данной статьи Правительством РФ принято постановление от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга», в соответствии с которым в числе прочих введен показатель времени совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (измеряется в минутах):

а) для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю;

б) для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений [2].

Для повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий развития внешней торговли распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования».

Данный план мероприятий призван упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Россию и вывозе из нее. Предлагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, «прозрачными», менее затратными, с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Реализация мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», позволит создать условия для улучшения инвестиционного климата.

Целями «дорожной карты» являются:

- сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в РФ и их вывозе из РФ;

- сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров;

- сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в РФ и их вывозом из РФ;

- сокращение доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке;

- внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств в РФ и их вывозом из РФ до минимальных значений [3].

Реализация данного плана мероприятий в настоящее время уже оказала положительное влияние на развитие внешней торговли. Так, в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса (Doing Business), формируемом Всемирным банком, в 2015 г. Россия заняла 51-е место среди 189 стран, подлежащих оценке [4] (в 2014 г. - 97-е место, в 2013 г. - 112-е). Однако для достижения поставленной

цели - вхождение Российской Федерации к 2018 г. в первую двадцатку указанного рейтинга - необходимо не только сокращение перечня документов, требующихся для совершения таможенных операций с товарами, но и упрощение самих технологий совершения таможенных операций [5].

Упрощение таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и сокращение времени на проведение таможенных операций требуют адекватных мер по развитию и совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров [6].

В настоящее время при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза таможенные операции с товарами можно условно разделить на четыре этапа: регистрация сообщения о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, совершаемые в пограничном таможенном органе, а также завершение таможенной процедуры таможенного транзита и помещение товаров под заявленную декларантом таможенную процедуру во внутреннем таможенном органе.

Данные этапы представляют собой обособленные модули одного процесса - ввоза товаров с целью их помещения под выбранную декларантом таможенную процедуру. На каждом из этапов используются различные программные продукты. Так, регистрация сообщений о прибытии осуществляется с помощью комплекса программных средств «Пункт пропуска», помещение товаров под процедуру таможенного транзита и ее завершение - с помощью КПС «Транзитные операции», декларирование товаров с подачей декларации на товары (ДТ) - в АИС «Аист-М».

При этом основными негативными моментами реализованной и используемой модульной технологии являются дублирование сведений и необходимость совершения избыточных операций. Кроме того, смысловая нагрузка и значение ряда технологических операций не соответствуют времени, затрачиваемому на их выполнение.

Так, в целях ускорения процессов совершения таможенных операций необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения практики, связанной с выделением регистрации прибытия товаров в отдельную технологическую операцию.

Совершение таможенных операций, связанных с регистрацией прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, регламентировано гл. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).

При этом после регистрации сообщения о прибытии с товарами могут быть совершены следующие операции:

1) помещение под выбранную декларантом таможенную процедуру;

2) помещение на временное хранение;

3) возвращение на территорию сопредельного государства [7].

При подробном анализе вышеуказанных таможенных операций необходимо отметить, что в соответствии с приказом ФТС России от 21.05.2012 № 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» помещение товаров под таможенные процедуры, предполагающие подачу ДТ во всех пунктах пропуска помимо морских, возможно лишь в случаях, определенных в ст. 2 данного приказа:

1) декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами;

2) декларирование товаров с использованием транспортных, коммерческих документов (упрощенный порядок декларирования);

3) помещение товаров под таможенные процедуры временного ввоза, процедуры, заявляемые для завершения временного ввоза, транзита, временного вывоза, беспошлинной торговли, специальную таможенную процедуру;

4) декларирование живых животных, оборудования средств массовой информации, товаров, перемещаемых определенными категориями физических лиц, транспортных средств международной перевозки [8].

Так, более 99% товарных партий, в отношении которых регистрируется сообщение о прибытии, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита. При этом увеличение в пунктах пропуска процента помещения товаров под таможенные процедуры, сопровождающиеся подачей ДТ, нецелесообразно в связи с неизбежным ростом очередей на пограничных пунктах пропуска, а также невозможностью организации инфраструктуры, необходимой для эффективного проведения полного комплекса мероприятий, реализуемых при осуществлении таможенного контроля товаров, помещаемых под заявленную декларантом таможенную процедуру.

В отношении размещения товаров на временное хранение необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством временное хранение товаров в пунктах пропуска возможно исключительно на складах временного хранения (СВХ), учрежденных таможенным органом. По данным информационного портала www.tks.ru, в настоящее время в России таможенными органами учреждены четыре СВХ [9]. При этом данные склады не предназначены для размещения товаров, перемещаемых составами транспортных средств. Следовательно, практика размещения товаров на временное хранение в пунктах пропуска через таможенную территорию Таможенного союза в настоящее время в России отсутствует.

Говоря о товарах, возвращаемых на территорию сопредельных государств, необходимо подчеркнуть, что их объемы несопоставимо малы. Таможенные пошлины и налоги в отношении данных товаров уплате не подлежат. На формирование статистики внешней торговли данные товарные партии влияния не оказывают. Такая информация может быть использована исключительно для служебных целей, в частности, в качестве оснований для выявления индикаторов риска возможного несоблюдения таможенного законодательства при ввозе товаров определенной номенклатуры отдельными участниками внешнеэкономической деятельности.

Перечень документов и сведений, подлежащих представлению в таможенный орган при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, установлен ст. 159 ТК ТС и различается в зависимости от вида транспорта, на котором товар ввозится на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, установлен положениями ст. 182 ТК ТС [10]. Данные перечни являются практически идентичными. Законодательно установленное отличие в указании кода товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) на уровне не менее чем первых четырех знаков при регистрации сообщения о прибытии и не менее чем первых шести знаков при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита является основным отличием и не выявляется при практическом применении положений ТК ТС в связи с указанием почти во всех случаях ввоза товаров полного кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» установлены требования к составу предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза. По результатам анализа сведений, необходимых для регистрации сообщения о прибытии товаров и для их помещения под процедуру таможенного транзита, установлено, что данные списки также практически идентичны [11].

Таким образом, технологическая операция, связанная с регистрацией сообщения о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, не имеет каких-либо обособленных функций, требующих ее обязательного применения.

Следовательно, существует принципиальная возможность реализации механизма совершения таможенных операций в пограничном пункте пропуска в виде единого алгоритма, включающего регистрацию предъявленных перевозчиком документов, осуществление транспортного и иных видов контроля в отношении ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров и их направление в адрес таможенного органа назначения либо помещение под заявленную таможенную процедуру в случае наличия у таможенного поста соответствующих правомочий, связанных с регистрацией ДТ.

Данный механизм позволил бы избежать дублирования сведений, вводимых в программные продукты, используемые на указанных выше этапах совершения таможенных операций, а также сократить количество технологических операций, при осуществлении которых применяются алгоритмы проверки сведений о перемещаемой товарной партии на риски. Внедрение механизма будет способствовать ускорению процессов совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Таможенного союза.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

2. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Группа Всемирного банка. Рейтинг стран [Электронный ресурс]. URL: http://russian. doingbusiness.org/rankings.

5. Doing Business: Позиции России растут на санкциях [Электронный ресурс]. URL: http:// regnum.ru/news/economy/ 2000411.html.

6. Андреев А. Ф, Макрусев В. В. Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в таможенных органах Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. С. 170.

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза») // Собрание законодательства РФ. 2010. № 23. Ст. 2796.

8. Приказ ФТС России от 21.05.2012 № 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

А. Р. Гладков

9. Склады временного хранения (СВХ) и таможенные склады (ТС) - база данных [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/db/svx.

10. Таможенный контроль товаров: запреты и ограничения: монография / Н. Г. Липатова и др. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

А. Р. Гладков

МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕшНЕй ТОРГОВЛИ

В статье предложена методика прогнозирования возможных объемов таможенных платежей при применении мер таможенного регулирования внешней торговли. Методика обеспечивает комплексную оценку и моделирование последствий введения тарифных и нетарифных ограничений на основе системы показателей администрирования таможенных платежей.

Ключевые слова: прогноз; методика прогнозирования; внешняя торговля; таможенные платежи; таможенное регулирование; факторный анализ; администрирование таможенных платежей.

Применение мер таможенного регулирования является одним из факторов, влияющих на изменение сумм поступающих в федеральный бюджет таможенных платежей. В связи с этим возникает потребность в прогнозировании их возможных объемов в зависимости от принятых мер таможенного регулирования.

Построение подобного рода прогнозов опирается на моделирование взаимосвязей показателей внешней торговли и мер таможенного регулирования [1-3]. Однако модели взаимосвязей должны учитывать также особенности администрирования таможенных платежей.

На сегодняшний день наиболее емкими при импорте и экспорте товаров являются платежи юридических лиц в рамках таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления и экспорта. С этим связана ключевая роль сборов за таможенные операции в формировании общей величины таможенных сборов. Но таможенные сборы не могут рассматриваться совместно с другими таможенными платежами, поскольку их зависимость от стоимости перемещаемых товаров характерна лишь для некоторых диапазонов значений данного показателя, в то время как изменение таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза происходит прямо пропорционально динамике таможенной стоимости товаров [4-6]. Следовательно, в качестве исходных показателей для обоснования величины таможенных сборов следует выбрать количество оформленных таможенных деклараций и среднюю ставку таможенных сборов за оформление одной декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.