Использованные источники
1. Кожуханов Н. М. Теоретические основы административно-правового регулирования информационной безопасности таможенной деятельности: монография / Российский новый ун-т, Воскресенский филиал. Воскресенск: Воскресенский филиал РосНОУ, 2014. 176 с.
2. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2013-2015 годы).
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Андреева Е. И. Методологические основы идентификации и классификации товаров в таможенных целях // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 32-37.
7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2014. № 1.
8. Сидоров Е. И. Квалификация административных правонарушений, связанных с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 1. С. 1-14.
А. С. Абрамов
МЕХАНИЗМЫ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В статье рассмотрены проблемные вопросы совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, связанные с наличием промежуточных операций, проводимых в отношении товаров до их помещения под заявленную декларантом таможенную процедуру. Построение данных операций основано на принципе модульности, что приводит к необходимости дублирования ряда действий, оказывающих негативное влияние на скорость совершения таможенных операций. Предложены механизмы снижения временных издержек.
Ключевые слова: сообщение о прибытии товаров; таможенная процедура; таможенная процедура таможенного транзита; «дорожная карта»; программный продукт.
Скорость совершения таможенных операций является одним из основных показателей эффективности деятельности таможенных органов. Быстрые и «прозрачные» таможенные процедуры способствуют снижению издержек участников
внешнеэкономических сделок, увеличению внешнеторгового товарооборота и повышают экономическую привлекательность страны в мировой торговле.
Положения о включении скорости совершения таможенных операций в перечень основных показателей работы таможенных органов отражены в ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [1].
В целях реализации положений данной статьи Правительством РФ принято постановление от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга», в соответствии с которым в числе прочих введен показатель времени совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (измеряется в минутах):
а) для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю;
б) для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений [2].
Для повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий развития внешней торговли распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования».
Данный план мероприятий призван упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Россию и вывозе из нее. Предлагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, «прозрачными», менее затратными, с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Реализация мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», позволит создать условия для улучшения инвестиционного климата.
Целями «дорожной карты» являются:
- сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в РФ и их вывозе из РФ;
- сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедур экспорта и импорта товаров;
- сокращение сроков прохождения всех процедур, связанных с ввозом товаров и транспортных средств в РФ и их вывозом из РФ;
- сокращение доли теневого оборота импортных товаров на российском рынке;
- внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств в РФ и их вывозом из РФ до минимальных значений [3].
Реализация данного плана мероприятий в настоящее время уже оказала положительное влияние на развитие внешней торговли. Так, в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса (Doing Business), формируемом Всемирным банком, в 2015 г. Россия заняла 51-е место среди 189 стран, подлежащих оценке [4] (в 2014 г. - 97-е место, в 2013 г. - 112-е). Однако для достижения поставленной
цели - вхождение Российской Федерации к 2018 г. в первую двадцатку указанного рейтинга - необходимо не только сокращение перечня документов, требующихся для совершения таможенных операций с товарами, но и упрощение самих технологий совершения таможенных операций [5].
Упрощение таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и сокращение времени на проведение таможенных операций требуют адекватных мер по развитию и совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров [6].
В настоящее время при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза таможенные операции с товарами можно условно разделить на четыре этапа: регистрация сообщения о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, совершаемые в пограничном таможенном органе, а также завершение таможенной процедуры таможенного транзита и помещение товаров под заявленную декларантом таможенную процедуру во внутреннем таможенном органе.
Данные этапы представляют собой обособленные модули одного процесса - ввоза товаров с целью их помещения под выбранную декларантом таможенную процедуру. На каждом из этапов используются различные программные продукты. Так, регистрация сообщений о прибытии осуществляется с помощью комплекса программных средств «Пункт пропуска», помещение товаров под процедуру таможенного транзита и ее завершение - с помощью КПС «Транзитные операции», декларирование товаров с подачей декларации на товары (ДТ) - в АИС «Аист-М».
При этом основными негативными моментами реализованной и используемой модульной технологии являются дублирование сведений и необходимость совершения избыточных операций. Кроме того, смысловая нагрузка и значение ряда технологических операций не соответствуют времени, затрачиваемому на их выполнение.
Так, в целях ускорения процессов совершения таможенных операций необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения практики, связанной с выделением регистрации прибытия товаров в отдельную технологическую операцию.
Совершение таможенных операций, связанных с регистрацией прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, регламентировано гл. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
При этом после регистрации сообщения о прибытии с товарами могут быть совершены следующие операции:
1) помещение под выбранную декларантом таможенную процедуру;
2) помещение на временное хранение;
3) возвращение на территорию сопредельного государства [7].
При подробном анализе вышеуказанных таможенных операций необходимо отметить, что в соответствии с приказом ФТС России от 21.05.2012 № 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» помещение товаров под таможенные процедуры, предполагающие подачу ДТ во всех пунктах пропуска помимо морских, возможно лишь в случаях, определенных в ст. 2 данного приказа:
1) декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами;
2) декларирование товаров с использованием транспортных, коммерческих документов (упрощенный порядок декларирования);
3) помещение товаров под таможенные процедуры временного ввоза, процедуры, заявляемые для завершения временного ввоза, транзита, временного вывоза, беспошлинной торговли, специальную таможенную процедуру;
4) декларирование живых животных, оборудования средств массовой информации, товаров, перемещаемых определенными категориями физических лиц, транспортных средств международной перевозки [8].
Так, более 99% товарных партий, в отношении которых регистрируется сообщение о прибытии, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита. При этом увеличение в пунктах пропуска процента помещения товаров под таможенные процедуры, сопровождающиеся подачей ДТ, нецелесообразно в связи с неизбежным ростом очередей на пограничных пунктах пропуска, а также невозможностью организации инфраструктуры, необходимой для эффективного проведения полного комплекса мероприятий, реализуемых при осуществлении таможенного контроля товаров, помещаемых под заявленную декларантом таможенную процедуру.
В отношении размещения товаров на временное хранение необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством временное хранение товаров в пунктах пропуска возможно исключительно на складах временного хранения (СВХ), учрежденных таможенным органом. По данным информационного портала www.tks.ru, в настоящее время в России таможенными органами учреждены четыре СВХ [9]. При этом данные склады не предназначены для размещения товаров, перемещаемых составами транспортных средств. Следовательно, практика размещения товаров на временное хранение в пунктах пропуска через таможенную территорию Таможенного союза в настоящее время в России отсутствует.
Говоря о товарах, возвращаемых на территорию сопредельных государств, необходимо подчеркнуть, что их объемы несопоставимо малы. Таможенные пошлины и налоги в отношении данных товаров уплате не подлежат. На формирование статистики внешней торговли данные товарные партии влияния не оказывают. Такая информация может быть использована исключительно для служебных целей, в частности, в качестве оснований для выявления индикаторов риска возможного несоблюдения таможенного законодательства при ввозе товаров определенной номенклатуры отдельными участниками внешнеэкономической деятельности.
Перечень документов и сведений, подлежащих представлению в таможенный орган при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, установлен ст. 159 ТК ТС и различается в зависимости от вида транспорта, на котором товар ввозится на таможенную территорию Таможенного союза. Перечень сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, установлен положениями ст. 182 ТК ТС [10]. Данные перечни являются практически идентичными. Законодательно установленное отличие в указании кода товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) на уровне не менее чем первых четырех знаков при регистрации сообщения о прибытии и не менее чем первых шести знаков при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита является основным отличием и не выявляется при практическом применении положений ТК ТС в связи с указанием почти во всех случаях ввоза товаров полного кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» установлены требования к составу предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза. По результатам анализа сведений, необходимых для регистрации сообщения о прибытии товаров и для их помещения под процедуру таможенного транзита, установлено, что данные списки также практически идентичны [11].
Таким образом, технологическая операция, связанная с регистрацией сообщения о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, не имеет каких-либо обособленных функций, требующих ее обязательного применения.
Следовательно, существует принципиальная возможность реализации механизма совершения таможенных операций в пограничном пункте пропуска в виде единого алгоритма, включающего регистрацию предъявленных перевозчиком документов, осуществление транспортного и иных видов контроля в отношении ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров и их направление в адрес таможенного органа назначения либо помещение под заявленную таможенную процедуру в случае наличия у таможенного поста соответствующих правомочий, связанных с регистрацией ДТ.
Данный механизм позволил бы избежать дублирования сведений, вводимых в программные продукты, используемые на указанных выше этапах совершения таможенных операций, а также сократить количество технологических операций, при осуществлении которых применяются алгоритмы проверки сведений о перемещаемой товарной партии на риски. Внедрение механизма будет способствовать ускорению процессов совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Таможенного союза.
Использованные источники
1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
2. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Группа Всемирного банка. Рейтинг стран [Электронный ресурс]. URL: http://russian. doingbusiness.org/rankings.
5. Doing Business: Позиции России растут на санкциях [Электронный ресурс]. URL: http:// regnum.ru/news/economy/ 2000411.html.
6. Андреев А. Ф, Макрусев В. В. Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в таможенных органах Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. С. 170.
7. Таможенный кодекс Таможенного союза (Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза») // Собрание законодательства РФ. 2010. № 23. Ст. 2796.
8. Приказ ФТС России от 21.05.2012 № 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
А. Р. Гладков
9. Склады временного хранения (СВХ) и таможенные склады (ТС) - база данных [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/db/svx.
10. Таможенный контроль товаров: запреты и ограничения: монография / Н. Г. Липатова и др. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.
11. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
А. Р. Гладков
МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕшНЕй ТОРГОВЛИ
В статье предложена методика прогнозирования возможных объемов таможенных платежей при применении мер таможенного регулирования внешней торговли. Методика обеспечивает комплексную оценку и моделирование последствий введения тарифных и нетарифных ограничений на основе системы показателей администрирования таможенных платежей.
Ключевые слова: прогноз; методика прогнозирования; внешняя торговля; таможенные платежи; таможенное регулирование; факторный анализ; администрирование таможенных платежей.
Применение мер таможенного регулирования является одним из факторов, влияющих на изменение сумм поступающих в федеральный бюджет таможенных платежей. В связи с этим возникает потребность в прогнозировании их возможных объемов в зависимости от принятых мер таможенного регулирования.
Построение подобного рода прогнозов опирается на моделирование взаимосвязей показателей внешней торговли и мер таможенного регулирования [1-3]. Однако модели взаимосвязей должны учитывать также особенности администрирования таможенных платежей.
На сегодняшний день наиболее емкими при импорте и экспорте товаров являются платежи юридических лиц в рамках таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления и экспорта. С этим связана ключевая роль сборов за таможенные операции в формировании общей величины таможенных сборов. Но таможенные сборы не могут рассматриваться совместно с другими таможенными платежами, поскольку их зависимость от стоимости перемещаемых товаров характерна лишь для некоторых диапазонов значений данного показателя, в то время как изменение таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза происходит прямо пропорционально динамике таможенной стоимости товаров [4-6]. Следовательно, в качестве исходных показателей для обоснования величины таможенных сборов следует выбрать количество оформленных таможенных деклараций и среднюю ставку таможенных сборов за оформление одной декларации.