Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СУДОВ, ПЕРЕСЕКАЮЩИХ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СУДОВ, ПЕРЕСЕКАЮЩИХ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1321
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ВОДНЫЙ ВИД ТРАНСПОРТА / WATER TRANSPORT / СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / SHIPBUILDING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысенко Елена Александровна

В статье исследованы порядок и сроки совершения таможенных операций в отношении судов, пересекающих таможенную границу Евразийского экономического союза. Выявлены особенности совершения таможенных операций в отношении судов как товаров и как транспортных средств международной перевозки грузов. Обоснована необходимость упрощения таможенных операций в отношении судов отечественной постройки, осуществляющих свою деятельность под российским флагом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лысенко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF CUSTOMS OPERATIONS WITH REGARD TO THE VESSELS CROSSING THE CUSTOMS BORDER OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article investigates the procedure and terms for implementing customs operations in relation to vessels crossing the customs border of the Eurasian Economic Union. The specifics of customs operations with regard to ships as well as goods and vehicles for the international transportation of goods have been singled out. The need to simplify customs operations with regard to domestic ships operating under the Russian flag is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СУДОВ, ПЕРЕСЕКАЮЩИХ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ

Е. А. Лысенко

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СУДОВ, ПЕРЕСЕКАЮЩИХ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье исследованы порядок и сроки совершения таможенных операций в отношении судов, пересекающих таможенную границу Евразийского экономического союза. Выявлены особенности совершения таможенных операций в отношении судов как товаров и как транспортных средств международной перевозки грузов. Обоснована необходимость упрощения таможенных операций в отношении судов отечественной постройки, осуществляющих свою деятельность под российским флагом.

Ключевые слова: таможенные операции; таможенный контроль; водный вид транспорта; судостроительная отрасль промышленности.

Таможенные операции, согласно действующему законодательству, охватывают широкий спектр действий, позволяющих оформить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) значение данного термина не претерпело изменений по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). В данных документах таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с нормами таможенного законодательства (табл.). Кроме отсутствия ограничений в действиях, относящихся к таможенным операциям, также не ограничивается и круг лиц, их совершающих, в отличие, например, от таможенного контроля, который совершается непосредственно таможенными органами.

Таблица

Сравнение положений ТК ТС и ТК ЕАЭС, касающихся таможенных операций в отношении прибытия судов загранплавания

Критерий сравнения Нормы ТК ТС Нормы ТК ЕАЭС

Определение термина «таможенные операции» «Таможенные операции» - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (п. 29 ст. 4) «Таможенные операции» - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (п. 37 ст. 2)

- 121

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2017

Окончание таблицы

Критерий сравнения Нормы ТК ТС Нормы ТК ЕАЭС

Субъекты таможенных операций (при электронном взаимодействии) Отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов (п. 3 ст. 82)

Уведомление опри-бытии Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии - путем представления документов и сведений - в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (п. 1 ст. 158) Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров - путем представления документов и сведений или номера регистрации предварительной информации - в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта при осуществлении международной перевозки (п. 1 ст. 88)

Совершение дальнейших таможенных операций после прибытия В течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (п. 4 ст. 160) В течение трех часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении международных почтовых отправлений (п. 5 ст. 88)

Субъектами таможенных операций выступают не только таможенные органы, но и участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - декларанты и лица, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, а также лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор. Объектами таможенных операций являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу.

Особенности совершения таможенных операций зависят не только от вида товара, но и от вида транспорта, на котором он перемещается через таможенную границу. При этом транспортное средство в таможенном деле рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, как товар, перемещаемый через таможенную границу, т. е. транспортное средство выступает как объект договора купли-продажи и целью перемещения является использование его в стране назначения; с другой стороны, как средство международной перевозки грузов, т. е. цель его использования - перемещение товаров в страну назначения и возврат транспортного средства отправителю (временный ввоз/вывоз). Цель использования транспортного средства обусловливает и выбор таможенных операций, которые необходимо совершить в отношении него, например, в отношении судна загран-плавания.

Таможенные операции в отношении перемещения через таможенную границу ЕАЭС судна совершаются в соответствии с Таможенным кодексом (см. табл.). В ТК ТС и ТК ЕАЭС отмечается, что национальным законодательством могут быть определены более длительные сроки совершения таможенных операций, чем в Кодексе, а также особенности совершения таможенных операций

в отношении перемещения товаров водными видами транспорта, которые устанавливаются в каждой стране - участнице ЕАЭС.

При раскрытии норм законодательства России как страны - члена Союза следует обратить внимание на расширение круга субъектов таможенных операций в отношении судов, пересекающих таможенную границу. Круг субъектов, участвующих в совершении таможенных операций при приходе и отходе судов загран-плавания, включает представителей от портов прибытия или убытия и членов комиссионного контроля, на основании которого разрешается прибытие/убытие судна на/с таможенную(ой) территорию(и) (рис. 1).

Положения о таможенном оформлении и таможенном

контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами» (ред. от 17.02.2004)

Рис. 1. Участники совершения таможенных операций при приходе и отходе судов загранплавания согласно нормативным правовым актам России

Порядок и особенности совершения таможенных операций в отношении прибытия судов как транспортных средств международной перевозки грузов и как товаров представлены на рис. 2. При выделении особенностей совершения таможенных операций в отношении прибывающих судов загранплавания на таможенную территорию следует акцентировать внимание в первую очередь на операциях, для совершения которых необходимо получить разрешение не только таможенного, но и пограничного органа. К таким операциям относятся: изменение места стоянки судна, причаливание к другому судну, за исключением форс-мажора (в этом случае уведомление таможенных и пограничных органов о данных операциях допускается после их совершения).

Таможенная операция «предварительное информирование» в настоящее время является обязательной для всех видов транспорта, кроме водного, и заключается в уведомлении о прибытии товаров на таможенную территорию, месте, времени и основных сведениях о них. Только в свободном порту Владивосток с 01.10.2016 введено обязательное предварительное информирование не менее чем за 2 ч до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС [1, п. 6 ст. 22]. Для остальных портов уведомление о прибытии при международной перевозке морским (речным) транспортом может быть осуществлено по желанию декларанта, при этом рекомендательные сроки Всемирной таможенной организации:

за 24 ч до погрузки в порту отправления для товаров, перемещаемых в контейнерах, или за 24 ч до прибытия в первый порт на таможенной территории для грузов, перевозимых наливом, россыпью или навалом (грузов без упаковки).

Г Совершение таможенных операций при прибытии судов загранплавания I

' Место: порт, причал, на рейде (по заявке капитана судна и согласованию портовых ^ властей и таможенных органов) / \ Время: круглосуточно и поочередно Особенности: разрешение таможенного Л и пограничного органа на операции, обеспечивающие стоянку судна ^

Рис. 2. Особенности и порядок совершения таможенных операций при прибытии судов загранплавания

Особенность рассматриваемой таможенной операции для водного вида транспорта заключается в необходимости уведомления не только о прибытии, но и об убытии с таможенной территории [2]. Таможенные органы при регистрации данных уведомлений должны проверить, что пакет документов в электронном виде представлен не позднее прибытия судна в порт (за сутки до прибытия судна в порт (если переход составляет более суток) или за 4 ч до прибытия судна в порт (если переход судна составляет менее суток)) и не позднее чем за 8 ч до убытия судна из порта. Негативной стороной осуществления предварительного информирования в настоящее время является широкий спектр сведений, предоставляемых в таможенные органы, часть из которых декларантам приходится дублировать [3, с. 144] при дальнейшем таможенном декларировании судна и груза, находящегося на нем. Поэтому при решении данного вопроса наиболее целесообразна четкая систематизация требуемых для предоставления в таможенный орган сведений на каждом из этапов совершения таможенных операций: это позволит не только упростить процесс их совершения, но и ускорить их.

Следующая отличительная особенность - комиссионный контроль, который осуществляется перед всеми последующими действиями. Комиссия в определенном составе (см. рис. 1) заходит на борт судна для выполнения представителем каждого органа своих функций и для выдачи разрешения на оформление и выгрузку товаров с борта судна. Контроль комиссией прибывающих судов осуществляется только после их санитарного осмотра, далее проводятся иные виды контроля, в том числе и таможенный.

После совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров (рис. 3), путем предъявления товаров таможенному органу или, при необходимости, совершения таможенных операций в рамках таможенной процедуры таможенного транзита для товаров, перемещаемых морским видом транспорта, установлен более длительный срок для выбора следующей таможенной операции, а также для сбора и представления документов для ее совершения, а именно вместо 3 ч (см. табл.) данный срок для помещения товаров на временное хранение продлен до 12 ч [4].

Таможенная граница ЕАЭС

предварительным

текущим

последующим

Таможенный контроль

Рис. 3. Порядок совершения таможенных операций при ввозе судов и товаров, находящихся на них, на таможенную территорию ЕАЭС

В отношении судов как товаров или как транспортных средств международной перевозки грузов следующей после прибытия таможенной операцией является таможенное декларирование. В настоящее время особенность данной таможенной операции состоит в том, что происходит внедрение автоматических систем регистрации деклараций на товары и выпуска товаров [5, с. 13]. Это закреплено в принятом ТК ЕАЭС положении о совершении отдельных таможенных операций «без участия должностных лиц» (см. табл.). Данные нововведения применяются в экспериментальном порядке и зависят от выбранной декларантом таможенной процедуры и ряда сведений, влияющих на определение уровня риска, а именно степени вероятности нарушения таможенного законодательства.

Применение автоматизированных систем в первую очередь должно быть направлено на упрощение совершения таможенных операций в отношении гражданских судов отечественной постройки, например, в отношении их вывоза (рис. 4) для постоянного нахождения за пределами ЕАЭС. Поскольку при этом не установлены таможенные пошлины, запреты и ограничения, то уровень риска нарушения в данном случае будет минимальным. При декларировании ввоза суда иностранной постройки облагаются таможенными платежами, поэтому могут подпадать под запреты и ограничения, так как о них отсутствуют сведения в информационных системах таможенных органов.

Таможенная территория ЕАЭС

Таможенные операции

Таможенная л \ Убытие Выпуск

процедура ' \ товаров товаров

Декларирование

Таможенная граница ЕАЭС

2. Регистрация декларации

Уведомление об убытии судна

1. Подача декларации

последующий

текущии

Таможенный контроль

Рис. 4. Порядок совершения таможенных операций при вывозе судов и товаров, находящихся на них, с таможенной территории ЕАЭС

Отличительной особенностью в указанных случаях будет выбор декларантом таможенной процедуры. При оформлении судна как средства перевозки выбирается таможенная процедура временного ввоза/вывоза в зависимости от направления перемещения - в таком случае заполняется декларация на транспортное средство или используется пакет транспортных и коммерческих документов в качестве данной декларации. Если же судно ввозится как товар с целью последующего нахождения и использования на территории страны, то выбирается таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, за ее пределами - экспорта, для ремонта - таможенные процедуры переработки. В таком случае заполняется декларация на товары, при этом есть особенности, связанные с уплатой таможенных платежей.

На уплату таможенных платежей в отношении судов, пересекающих таможенную границу, влияет флаг, под которым судно осуществляет деятельность [6, с. 91-92]. В случае регистрации судов в Российском международном реестре судов (РМРС) для таких судов, независимо от места их постройки, предоставляются определенные льготы по уплате таможенных платежей, которые включают:

1) освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе [7, п. 12 ст. 150];

2) освобождение от обложения ввозной таможенной пошлиной [8; 9, п. 9];

3) освобождение от предоставления обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов [10].

Для получения данных льгот необходимо представить документы, подтверждающие включение судна в РМРС, а также использовать судно в соответствии с условиями выбранной декларантом таможенной процедуры. В случае выбора таможенной процедуры переработки вне таможенной территории с целью ремонта судов освобождение от уплаты вышеуказанных таможенных платежей не применяется, действует общий порядок уплаты платежей за совершение операций по ремонту, установленный таможенным законодательством [11].

Выявленные и проанализированные особенности, связанные с совершением таможенных операций в отношении перемещения судов через таможенную границу ЕАЭС, зависят от:

1) целевого использования судна, что влияет на выбор декларантом таможенной процедуры;

2) направления перемещения судна, что определяет порядок совершения таможенных операций и их сроки;

3) товаров, находящихся на борту судна, влияющих на проведение комиссионного контроля и дополнительное совершение таможенных операций в отношении них;

4) флага страны регистрации судна, который оказывает влияние на применение льгот по уплате таможенных платежей.

В сложившихся условиях вынужденного импортозамещения [12, с. 145] для России особое значение приобретает использование продукции отечественного производства, в том числе и судов. Проанализированные таможенные операции, осуществляемые при перемещении через таможенную границу судов, не учитывают место постройки судна, хотя для судов отечественной постройки необходимо установление льготных условий и преимуществ по сравнению с судами иностранной постройки. Тарифные льготы для судов, включенных в РМРС, также не учитывают место постройки судна, предоставляя тем самым льготные условия для ввоза судов иностранной постройки и обеспечивая возможность отечественным судовладельцам свободно заказывать постройку судов за рубежом. Также предоставляются льготы для временного ввоза морских судов валовой вместимостью свыше 1 000 в виде полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, срок временного ввоза которых не превышает одного года [13, п. 23 Перечня], при этом не регламентируется ни место постройки судна, ни его флаг, что стимулирует использование судов иностранной постройки и отрицательно сказывается на деятельности отечественных судостроительных заводов.

Следует учитывать, что рассмотренные особенности совершения таможенных операций связаны не только с судами, но и с товарами, перемещаемыми на них. Для поддержки отечественного судостроения есть возможность упрощения таможенных операций не только в отношении судов российского производства, но и в отношении товаров, перемещаемых на данных судах, с целью переориентирования заказов на постройку судов с зарубежных верфей на отечественные.

Таким образом, в рамках проведенного исследования таможенных операций выявлены проблемные аспекты, затрудняющие процесс их совершения. Одним из таких аспектов выступает дублирование сведений, подаваемых декларантом в таможенный орган в рамках совершения различных таможенных операций (предварительное информирование, таможенное декларирование в зависимости

от выбранной таможенной процедуры); в связи с этим необходимо совершение избыточных операций как со стороны декларанта, так и со стороны таможенных органов. Предлагается систематизировать сведения, подаваемые участниками ВЭД в рамках определенных таможенных операций, что позволит не только разграничить порядок оформления судов в зависимости от их страны регистрации и страны постройки, но также упростить порядок подачи сведений в таможенный орган путем исключения необходимости их дублирования и сократить технологические операции в рамках контроля данных сведений. Автоматизация таможенных операций позволит избежать данных негативных факторов путем использования таможенными органами систематизированных сведений, полученных из информационных систем и программных продуктов, имеющихся в их распоряжении, и в дальнейшем будет способствовать расширению применения в отношении судов отечественного производства под российским флагом и товаров, перемещаемых ими, автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска. Анализ особенностей совершения таможенных операций в отношении судов, пересекающих таможенную границу ЕАэС, свидетельствует о необходимости упрощения данных операций, в первую очередь, в отношении судов отечественной постройки, осуществляющих свою деятельность под российским флагом, с целью поддержки и развития судостроения в стране.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (ред. от 01.07.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ ФТС России от 19.07.2013 № 1349 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами» (ред. от 08.07.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Абрамов А. С. Механизмы сокращения времени совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Таможенного союза // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 142-147.

4. Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (с изм. от 19.12.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Галанаматис А. Н. Автоматический режим в таможенном деле // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2016. № 11. С. 12-14.

6. Чернышевская Е. А. Формирование конкурентной среды в судостроительной отрасли России с помощью мер таможенно-тарифного регулирования // Вестник Университета (ГУУ). 2014. № 15. С. 88-95.

7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 18.07.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 448 «О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

О. М. Карпова

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» (ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Правительства РФ от 23.09.2014 № 969 «Об освобождении от предоставления обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении судов, ввозимых в Российскую Федерацию и регистрируемых в Российском международном реестре судов» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Письмо Минфина России от 11.11.2016 № 03-09-37/66144 «Об НДС и таможенной пошлине при ввозе в РФ судна, зарегистрированного в РМРС, временно вывезенного за пределы ЕАЭС и подвергшегося ремонту» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

12. Лысенко Е. А. Таможенное регулирование как фактор импортозамещения в судостроительной и смежных отраслях промышленности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 144-151.

13. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» (ред. от 21.12.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

О. М. Карпова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР РОССИИ И КИТАЯ

Статья посвящена сравнительному анализу таможенных процедур, осуществляемых в России и Китае. Метод сравнительного анализа облегчает изучение таможенного законодательства России и Китая. Результаты исследования позволяют выявить сходства и различия в перечне процедур и таможенных правилах.

Ключевые слова: таможенное законодательство; синхронизация; таможенные процедуры; законодательство; международная торговля; перспективы.

Глобальные интеграционные процессы требуют упрощения правил ведения международного бизнеса, в том числе сокращения сроков таможенного оформления. Подобное упрощение возможно быстро реализовать при взаимодействии стран в рамках территориального союза (например, Европейский союз - ЕС) или же при планомерном координировании законодательных основ таможенного регулирования двух и более государств. Второе направление на сегодняшний день актуально для Российской Федерации (РФ), которая нацелена на более тесное торговое сотрудничество с Китаем.

Китай в 2013 г. представил мировой политической и экономической общественности проект «Один пояс, один путь» [1], который нацелен на смягчение межгосударственных торговых барьеров, развитие региональной инфраструктуры, взаимное упрощение таможенных процедур. Россия, в свою очередь, заинтересована в участии в данном проекте [2]. Для этого необходимо, с одной стороны, выявить несоответствия и противоречия в регламентирующих документах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.