Научная статья на тему 'Структурно-функциональная схема сквозного процесса таможенного контроля как механизм повышения качества таможенной услуги'

Структурно-функциональная схема сквозного процесса таможенного контроля как механизм повышения качества таможенной услуги Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенная услуга / скорость совершения таможенных операций / сквозной процесс таможенного контроля / структурно-функциональная схема / customs service / speed of customs operations / comprehensive process of customs control / structural and functional scheme

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. С. Абрамов

В статье рассмотрен вопрос повышения качества таможенных услуг, связанных с совершением таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, посредством внедрения механизма таможенного контроля товаров по принципу сквозного процесса таможенного контроля. Представлена структурно-функциональная схема такого процесса и перечислены преимущества проведения таможенного контроля на основе сквозного процесса по сравнению с действующим порядком совершения операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. С. Абрамов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and functional scheme of comprehensive process of customs control as the mechanism for improving the quality of customs services

The article considers the prospects for improving the quality and efficiency of customs services related to the customs operations in respect of goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union by means of introducing the mechanism of customs control of goods on the principle of a comprehensive customs control process. The structural-functional scheme of the process is given and the advantages of conducting customs control on the basis of a comprehensive process are compared with the current order of performing operations.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная схема сквозного процесса таможенного контроля как механизм повышения качества таможенной услуги»

первые шаги в науке

first steps in science

А. С. Абрамов

структурно-функциональная схема сквозного процесса таможенного контроля как механизм повышения качества таможенной услуги

В статье рассмотрен вопрос повышения качества таможенных услуг, связанных с совершением таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, посредством внедрения механизма таможенного контроля товаров по принципу сквозного процесса таможенного контроля. Представлена структурно-функциональная схема такого процесса и перечислены преимущества проведения таможенного контроля на основе сквозного процесса по сравнению с действующим порядком совершения операций.

Ключевые слова: таможенная услуга; скорость совершения таможенных операций; сквозной процесс таможенного контроля; структурно-функциональная схема.

A. S. Abramov

structural and functional scheme of comprehensive process of customs control as the mechanism for improving the quality of customs services

The article considers the prospects for improving the quality and efficiency of customs services related to the customs operations in respect of goods imported into the customs territory of the Eurasian Economic Union by means of introducing the mechanism of customs control of goods on the principle of a comprehensive customs control process. The structural-functional scheme of the process is given and the advantages of conducting customs control on the basis of a comprehensive process are compared with the current order of performing operations.

Keywords: customs service; speed of customs operations; comprehensive process of customs control; structural and functional scheme.

В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации (РФ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), является сокращение сроков совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу ЕАЭС, а также помещаемых под заявленные декларантом таможенные процедуры. Вступивший в силу с 01.01.2018 Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) предусматривает сокращение сроков совершения таможенных операций на всех этапах совершения таможенных операций. Так, при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии в течение

часа с момента доставки товаров в место прибытия. (Таможенным кодексом Таможенного союза, действовавшим до 01.10.2018, указанный срок не устанавливался.) Время регистрации транзитной декларации, а также декларации на товары сокращено ТК ЕАЭС с двух часов до одного часа, сроки выпуска товаров -с дня, следующего за днем регистрации, до четырех часов, в случае если поставка не идентифицирована как рисковая [1].

При рассмотрении процесса совершения таможенных операций в качестве таможенной услуги необходимо отметить, что в широком смысле таможенная услуга представляет собой деятельность, которая воплощается в таможенном продукте, работе или регулируемом товаре, т. е. деятельность, которая проявляется опосредованно через процесс подготовки таможенной продукции или регулируемого товара (партии товаров) для перемещения через таможенные границы [2].

Соблюдение вышеперечисленных сроков совершения таможенных операций при условии сохранения либо повышения эффективности таможенного контроля, являющееся основным показателем качества таможенной услуги, связанной с декларированием товаров в целях их помещения под заявленную таможенную процедуру, возможно исключительно при внесении качественных изменений в существующие порядки совершения таможенных операций, связанных с регистрацией прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, их помещением под таможенную процедуру таможенного транзита, а также дальнейшим помещением под заявленную таможенную процедуру.

Кроме того, действующим кодексом предусмотрен порядок декларирования товаров, заключающийся в отсутствии необходимости предоставления пакета документов, на основании которых заполнена указанная декларация, т. е. таможенному органу подается только декларация на товары (ДТ) в электронном виде, то же самое относится к подаче транзитной декларации [3].

В связи с вышеизложенным возрастает роль программных продуктов, используемых для совершения таможенных операций. Если раньше таможенный орган назначения мог получить информацию о примененных в отношении подконтрольной партии товаров в пограничном таможенном органе формах таможенного контроля из представленного на бумажном носителе комплекта документов, то в настоящее время передача указанных сведений возможна исключительно в электронном виде. Поскольку при декларировании таможенной процедуры таможенного транзита и при помещении товаров под иные таможенные процедуры используются разные программные продукты, технология информирования о примененных ранее формах таможенного контроля отсутствует.

Применение различных программных продуктов при совершении таможенных операций является также предпосылкой к значительному осложнению реализации концепции однократного предоставления сведений о разрешительных документах, декларируемой в Решении Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» в качестве основного инструмента упрощения порядка совершения таможенных операций

[4; 5].

Данные обстоятельства служат прямой предпосылкой к внедрению сквозного процесса таможенного контроля, позволяющего объединить все существующие современные таможенные операции: прибытие товаров на территорию ЕАЭС,

помещение под процедуру таможенного транзита и ее завершение, размещение товаров на временное хранение либо помещение под заявленную таможенную процедуру.

С точки зрения процессного подхода, являющегося одним из наиболее передовых методов построения систем управления, сквозные процессы представляют собой процессы, проходящие через несколько подразделений или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений [6].

Вопросам необходимости внедрения технологий таможенного контроля на основе сквозных процессов как одного из наиболее перспективных направлений развития таможенных органов посвящен ряд научных работ.

В частности, в монографии Е. Г. Бормотовой и Н. Г. Липатовой приведено описание единого (сквозного) процесса государственного контроля внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как механизма повышения эффективности взаимодействия Федеральной таможенной службы с иными федеральными органами исполнительной власти при контроле за перемещением товаров, в отношении которых требуется представление разрешительных документов [7].

Основное преимущество предлагаемого механизма сквозного процесса таможенного контроля товаров - однократное предоставление участником ВЭД сведений, необходимых для совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, и использование одного программного продукта для учета примененных в отношении подконтрольной партии форм таможенного контроля, а также принятых на предшествующих этапах решений.

В таблице в соответствии с ТК ЕАЭС приведены сведения, необходимые для предоставления таможенному органу при подаче уведомления о прибытии товаров, помещении под процедуру таможенного транзита и их дальнейшем помещении под заявленную декларантом таможенную процедуру.

Таблица

Сравнительный анализ сведений, предоставляемых на различных этапах совершения таможенных операций

№ п/п Сведения Сообщение о прибытии (ст. 89 ТК ЕАЭС) Процедура транзита (ст. 107 ТК ЕАЭС) Процедура выпуска для внутреннего потребления (ст. 106 ТК ЕАЭС)

1 Отправитель Да Да Да

2 Получатель Да Да Да

3 Страна отправления Да Да Да

4 Страна назначения Да Да Да

5 Декларант Да Да Да (+ таможенный представитель)

6 Перевозчик Да Да Нет

7 Транспортное средство международной перевозки Да Да Да

8 Наименование товара Да Да Да

9 Количество товара Да Да Да

Продолжение таблицы

№ п/п Сведения Сообщение о прибытии (ст. 89 ТК ЕАЭС) Процедура транзита (ст. 107 ТК ЕАЭС) Процедура выпуска для внутреннего потребления (ст. 106 ТК ЕАЭС)

10 Стоимость товара Нет Фактурная Таможенная, статистическая

11 Код товара Не менее шести знаков Не менее шести знаков (десять в случае предварительного решения по классификации) На уровне десяти знаков ТН ВЭД

12 Вес товара Только брутто Только брутто Брутто и нетто

13 Объем товара Да Да Нет

14 Количество товара в ДЕИ Нет Да Да

15 Количество грузовых мест Да + описание упаковок (вид, маркировка) Да Да + описание упаковок (вид, маркировка, порядковые номера)

16 Пункт назначения Да Да Нет

17 Документы, подтверждающие соблюдение ограничений За исключением нетарифного и технического регулирования За исключением нетарифного и технического регулирования Да

18 Описание товара Нет Нет Да

19 Страна происхождения Нет Нет Да

20 Ставки таможенных пошлин Нет Нет Да

21 Применение льгот Нет Нет Да

22 Тарифные преференции Нет Нет Да

23 Суммы исчисленных таможенных пошлин Нет Нет Да

24 Курс валют Нет Нет Да

25 Сведения о внешнеэкономической сделке и ее условиях Нет Нет Да

26 Сведения о производителе товаров Нет Нет Да

27 Сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения под таможенную процедуру Нет Нет Да

28 Сведения о лице, составившем декларацию Нет Нет

29 Дата и место составления декларации Нет Нет

30 Сведения о планируемой перегрузке Нет Да Нет

31 Продавец Да Нет Да

Окончание таблицы

№ п/п Сведения Сообщение о прибытии (ст. 89 ТК ЕАЭС) Процедура транзита (ст. 107 ТК ЕАЭС) Процедура выпуска для внутреннего потребления (ст. 106 ТК ЕАЭС)

32 Покупатель Да Нет Да

33 Заявляемая таможенная процедура Нет Нет Да

34 Товарный знак Нет Нет Да

35 Место происхождения товара (ОИС) Нет Нет Да

36 Документы, подтверждающие соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы Нет Нет Да

37 Место и дата составления накладной Да Нет Нет

38 Номера контейнеров Да Нет Нет

Итого (сведения, предоставляемые в полном объеме/ не в полном объеме по сравнению с иными этапами / непре-доставляемые) 15/4/19 12/6/20 32/0/6

Сравнительный анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать вывод, что сведения, подаваемые для регистрации сообщения о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС и их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, различаются лишь по 5 позициям из 38 приведенных в таблице. При этом вышеуказанные этапы, как правило, совершаются одним лицом.

Необходимо также отметить, что состав сведений, предоставляемых при помещении товаров под заявляемую декларантом таможенную процедуру, по сравнению с перечнем сведений, подаваемых при регистрации сообщения о прибытии и помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, не содержит лишь данных о перевозчике, объеме перемещаемых товаров, таможенном органе назначения, планируемой перегрузке товаров, номерах контейнеров, а также о дате и месте составления товарно-транспортной накладной. При этом сведения о номере транспортного средства, на котором осуществляется перевозка товаров, помещаемых под заявляемую таможенную процедуру, являющиеся обязательными к предоставлению при подаче ДТ, подразумевают наличие информации о транспортной компании, которой принадлежит данное транспортное средство. Сведения об объеме также предоставляются при подаче ДТ в случае если указанная характеристика является дополнительной единицей измерения. Кроме того, сведения об объеме товара могут входить в состав сведений о количестве грузовых мест и описание упаковок товаров.

Следовательно, сведения, предоставляемые при помещении товаров под заявляемую декларантом таможенную процедуру, содержат всю информацию, необходимую для совершения с товарами всех предшествующих таможенных операций.

Упрощенная модель структурно-функциональной схемы сквозного процесса представлена на рисунке.

Передача сведений, указанных в п. 4

■ 7. Предъявление товара таможенному органу

5. Передача сведений, указанных в п. 4

1. Подача ДТ

2. Уплата пошлин, налогов

Пограничный таможенный орган

8. Регистрация прибытия товаров

9. Первичная идентификация в рамках СУР

10. Контроль соблюдения запретов и ограничений

13. Выпуск товара либо направление во внутренний таможенный орган

Л V

Внутренний таможенный орган

3. Прием и регистрация предварительной ДТ

4. Формирование ПИ, ЭТД, сертификата 14. Выпуск товаров в соответствии

с заявленной процедурой

12. Направление ответа

11. Запрос сведений об автовыпуске

Рис. Структурно-функциональная схема сквозного процесса

В агрегированном виде сквозной процесс таможенного контроля может быть условно разделен на следующие этапы:

1) подача предварительной информации (в виде предварительной ДТ во внутреннем таможенном органе);

2) идентификация товаров и товаросопроводительных документов при перемещении через таможенную границу ЕАЭС;

3) совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под заявленную таможенную процедуру во внутреннем таможенном органе [8].

Как видно из рисунка, совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров, начинается после подачи лицом, уполномоченным в отношении товаров, предварительной ДТ и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, планируемых к ввозу на территорию ЕАЭС.

После приема и регистрации декларации внутренний таможенный орган осуществляет оформление сертификата, используемого перевозчиком в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Параллельно из состава сведений, содержащихся в ДТ, выделяются сведения, необходимые для предоставления пограничному таможенному органу в виде предварительной информации, а также электронной транзитной декларации.

Указанные сведения направляются лицу, уполномоченному в отношении товаров, а также в соответствующий пограничный таможенный орган. Также

с момента регистрации ДТ до прибытия товаров в зону таможенного контроля пограничного таможенного органа проводится анализ сведений о ввозимой товарной партии на предмет выявления рисков возможного несоблюдения таможенного законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номер электронной транзитной декларации, предварительной информации, а также сведения о выданном сертификате обеспечения уплаты таможенных пошлин передаются лицом, уполномоченным в отношении товаров, лицу, осуществляющему фактическое предъявление товаров при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС (водителю транспортной компании).

После подачи перевозчиком уведомления о прибытии товаров в зону таможенного контроля таможенного органа, расположенного на границе ЕАЭС, в указанном таможенном органе регистрируется сообщение о прибытии, проводится таможенный контроль товаров с применением системы управления рисками на предмет соответствия количественных характеристик перемещаемых товаров.

После надлежащей идентификации товаров пограничный таможенный орган направляет в таможенный орган, зарегистрировавший ДТ, запрос сведений о соблюдении в отношении подконтрольной партии условий автовыпуска товаров. В случае получения ответа о соблюдении указанных условий товар выпускается в свободное обращение в соответствии с заявленной декларантом таможенной процедурой. При получении отрицательного ответа товар направляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в таможенный орган назначения для последующего совершения операций, связанных с помещением товара под заявленную таможенную процедуру.

Таким образом, данная технология позволяет формировать перечни документов и сведений из состава данных, поданных при регистрации предварительной ДТ, и реализовывать технологию однократного запроса у участника ВЭД сведений о наличии разрешительных документов, необходимых в том числе и для проведения иных видов государственного контроля в пунктах пропуска.

При использовании в качестве предварительной информации, а также электронной транзитной декларации сведений, поданных во внутренний таможенный орган для регистрации ДТ, информация должна, по нашему мнению, содержать более полные сведения о товарах. Это позволит повысить эффективность применения системы управления рисками посредством анализа данной информации и разработки целевых профилей риска до момента ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС в пограничном таможенном органе либо их помещения под заявленную таможенную процедуру во внутреннем таможенном органе.

К таким сведениям относятся: информация о полном коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, о наличии запретов и ограничений в отношении декларируемых товаров, о наличии разрешительных документов, необходимых для проведения иных видов государственного контроля. Сведения о номерах разрешительных документов в отношении товаров, подлежащих иным видам государственного контроля, в данном случае позволяют проводить анализ соответствия представляемых документов фактически перемещаемой продукции.

В случае оплаты таможенных пошлин, налогов по данной предварительной декларации факт внесения денежных средств исключал бы возможность образования задолженности, связанной с недоставкой товаров, и способствовал бы созданию для участников ВЭД благоприятных условий в виде отсутствия

необходимости внесения обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита товаров.

Важным упрощением также является возможность выпуска товаров в пограничном таможенном органе после проведения соответствующей идентификации товаров в случае получения от внутреннего таможенного органа информации о выпуске ДТ в автоматическом режиме.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М.: Проспект, 2017. 512 с.

2. Гупанова Ю. Е. Управление качеством таможенных услуг: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 186 с.

3. Мнение эксперта: Таможенный кодекс ЕАЭС - принципиальные изменения [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/57398/.

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Выбор принципа однократности представления документов [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/ analytics/expert-opinions/24819-vybop-ppintsipa-odnokpatnosti-ppedstavleniya-dokumentov.html.

6. Макрусев В. В., Зеркин Д. Г., Месяц М. А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 169 с.

7. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.

8. Абрамов А. С. Сквозные процессы при совершении таможенных операций, связанные с помещением товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под заявленную таможенную процедуру // Бизнес в законе. 2016. № 3. С. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.