Научная статья на тему 'Сквозные процессы при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза под заявленную декларантом таможенную процедуру'

Сквозные процессы при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза под заявленную декларантом таможенную процедуру Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процессный подход / сквозной процесс / сообщение о прибытии товаров / таможенная процеду-ра таможенного транзита / заявляемая декларантом таможенная процедура / программный продукт / process-based approach / through the process / the message about the arrival of the goods / the customs proce-dure of customs transit / declared by declaring the customs procedure / the software product

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Александр Сергеевич

В статье рассмотрены проблемные вопросы совершения таможенных операций с товарами, ввозимы-ми территорию Евразийского Экономического союза, по-строением данных операций исходя из принципа модуль-ности, что приводит к дублированию ряда операций. Вво-дится понятие сквозного процесса, приведены преимуще-ства совершения таможенных операций с применением сквозного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THROUGH PROCESS IN THE COMMISSION OF CUSTOMS OPERATIONS INVOLVING THE PLACEMENT OF GOODS IMPORTED INTO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE CUSTOMS UNION UNDER THE CUSTOMS PROCEDURE DECLARED BY THE DECLARANT

The article deals with the problematic issues of customs operations with goods imported the territory of the Eurasian Economic Union, the construction of these operations on the basis of the principle of modularity, which leads to dupli-cation of some operations. The concept of pass-through of the process, given the benefits of customs operations with the use of pass-through process.

Текст научной работы на тему «Сквозные процессы при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза под заявленную декларантом таможенную процедуру»

Абрамов А. С.

5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1. СКВОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО

СОЮЗА ПОД ЗАЯВЛЕННУЮ ДЕКЛАРАНТОМ ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ

Абрамов Александр Сергеевич, заместитель начальника таможенного поста (сменный).

Место работы: Выборгская таможня, МАПП Брусничное

Место учебы: Российская таможенная академия

Аннотация: В статье рассмотрены проблемные вопросы совершения таможенных операций с товарами, ввозимыми территорию Евразийского Экономического союза, построением данных операций исходя из принципа модульности, что приводит к дублированию ряда операций. Вводится понятие сквозного процесса, приведены преимущества совершения таможенных операций с применением сквозного процесса.

Ключевые слова: процессный подход, сквозной процесс, сообщение о прибытии товаров, таможенная процедура таможенного транзита, заявляемая декларантом таможенная процедура, программный продукт.

THROUGH PROCESS IN THE COMMISSION OF CUSTOMS OPERATIONS INVOLVING THE PLACEMENT OF GOODS IMPORTED INTO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE CUSTOMS UNION UNDER THE CUSTOMS PROCEDURE DECLARED BY THE DECLARANT

Abramov Alexander S., Deputy head of the customs post (interchangeable

Work place: Vyborg customs, MAPP Brusnichnoe Study place: Russian Customs Academy

Annotation: The article deals with the problematic issues of customs operations with goods imported the territory of the Eurasian Economic Union, the construction of these operations on the basis of the principle of modularity, which leads to duplication of some operations. The concept of pass-through of the process, given the benefits of customs operations with the use of pass-through process.

Keywords: process-based approach, through the process, the message about the arrival of the goods, the customs procedure of customs transit, declared by declaring the customs procedure, the software product.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время во многих отраслях человеческой деятельности актуальны вопросы создания систем эффективного управления за совершением каких-либо действий. Универсальный алгоритм создания подобных систем отсутствует. Однако при проектировании большинства современных систем управления используются общие принципы. В число наиболее передовых методов построения систем управления входит процессный подход к управлению. Анри Файоль, считающийся основоположником данного подхода выделял 5 базовых функций управления процессами: планирование, организацию, распоряжение (внедрение), координацию и контроль [1].

Современные принципы процессного подхода в управлении базируются на моделировании бизнес-процессов, которые описывают исполнение и взаимодействие различных функций управления.

Процесс представляет собой деятельность, имеющая следующие составляющие:

1) ценность данной деятельности,

2) значение результатов деятельности для всех участников процесса,

3) наличие руководителя,

4) ресурсы, необходимые для обеспечения данной деятельности,

5) технология,

6) критерии и показатели оценки.

На сегодняшний день наиболее распространенная классификация разделяет процессы 3 видов:

1) Сквозные процессы - проходящие через несколько подразделений, организации или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений.

2) Процессы подразделений - деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения организацию

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

3) Операции - нижний уровень декомпозиции деятельности организации, которые, как правило, выполняются одним человеком [2].

2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ПОД ВЫБРАННУЮ ДЕКЛАРАНТОМ ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ.

В настоящее время деятельность таможенных органов с позиций процессного подхода представляется как совокупность процессов подразделений. Общий порядок совершения таможенных операций с товарами, с момента их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза до помещения под выбранную декларантом таможенную процедуру, включает в себя несколько обособленных таможенных операций, производимых независимо друг от друга. При этом ряд действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов, дублируется на разных этапах, что негативно сказывается на скорости совершения таможенных операций.

Наличие на каждом этапе обособленных механизмов таможенного контроля не позволяет создать единые требования и методики оценки эффективности выявления рисков возможного нарушения законодательства при помещении товаров под выбранные декларантом таможенные процедуры. Также отсутствие сквозного процесса совершения таможенных операций не позволяет организовать эффективное взаимодействие с остальными государственными контролирующими органами.

Так, в отношении ввозимых товаров совершаются таможенные операции, связанные с регистрацией прибытия товаров на территорию Таможенного Союза, помещением данных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, завершением данной таможенной процедуры и помещением товаров под заявленную декларантом таможенную процедуру. При этом первые 2 операции проводятся в таможенном органе, являющемся пограничным пунктом пропуска, а 3-я и 4-я операции - в ином (внутреннем) таможенном органе. Также в пограничном таможенном органе декларантом товаров выступает представитель перевозчика, в то время как при помещении товаров под заявленную таможенную процедуру во внутреннем таможенном органе операции, связанные с декларированием товаров осуществляются представителем получателя товаров. В отличие от представителя перевозчика данные лица, обладают квалификационными требованиями, необходимыми для совершения таможенных операций, связанных с подачей декларации на товары, а также уплатой таможенных пошлин, налогов, при помещении товаров под заявленную таможенную процедуру.

Приказом ФТС России от 21 мая 2012 г. № 965 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, позволяющих совер-

шать все вышеуказанные операции в одном (пограничном) таможенном органе. Подавляющее большинство деклараций на товары, зарегистрированных в пограничных таможенных органов поданы при помещении товаров под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли.

При более детальном изучении процесс совершения в пограничном таможенном органе таможенных операций с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Таможенного Союза и помещаемыми под таможенную процедуру таможенного транзита, представляется сложной процедурой.

Так, данный процесс включает в себя регистрацию сообщения о прибытии товаров, включающую в себя запрос и анализ предварительной информации, непосредственно регистрацию сообщения о прибытии, проведение транспортного и иных видов государственного контроля, проверку ввозимых товаров на предмет их отнесения к перечням товаров, запрещенных, либо ограниченных к ввозу на территорию Таможенного Союза, проверку на риски.

Основные сложности, возникающие в ходе помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, связаны с проверкой предоставляемого перевозчиком обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, являющегося необходимым условием помещения товаров под таможенную процедуру.

Структура сведений, предоставляемых в качестве предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного Союза, утвержденная Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 №899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» предполагает достаточность предоставления декларантом сведений о коде товаров, планируемых к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита на уровне товарной субпозиции единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества (далее - ЕАЭС). Данные требования во многом объясняются соответствием ТН ВЭД ЕАЭС и гармонизированной системы описания и кодирования товаров на уровне 6 знаков.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 28.12.2010 №394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенных органам Российской Федерации» таможенным органам переданы полномочия связанные с проведением ветеринарного, фитосанитарного, сани-тарно-карантинного, а также транспортного контроля. Данные виды контроля также проводятся на этапе регистрации сообщения о прибытии товаров на тер-

Абрамов А. С.

риторию Таможенного Союза. Основными проблемами являются проверка достоверности предоставляемых разрешительных документов, а также не формализованные перечни товаров, подлежащих контролю (санитарно-карантинный контроль).

Помещение товаров под процедуру таможенного транзита является менее трудоемкой процедурой. Основной сложностью совершения операций на данном этапе, как упоминалось ранее, является контроль предоставляемого перевозчиком обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В настоящее время, помимо традиционных, установленных Таможенным Кодексом Таможенного Союза форм обеспечения соблюдения таможенного транзита, активно внедряются новые технологии совершения данных операций. Так в 2013 году наблюдался рост количества фирм перевозчиков, включенных в реестр таможенных перевозчиков, дающий право перемещать товары по таможенной территории Таможенного Союза без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Также большое количество транспортных компаний являются участниками эксперимента, утвержденного распоряжением ФТС России от 31.10.2013 №336-Р «О проведении эксперимента по помещению товаров под процедуру транзита без применения мер обеспечения уплаты платежей». Растет доля товарных партий, направляемых в адрес таможенных органов, находящихся в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации, в рамках приказа ФТС России 17.11.2011 №2351 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации». Также увеличивается количество товаров, направляемых в адрес уполномоченных экономических операторов. В исключительных случаях организовывается таможенное сопровождение товаров. Все вышеуказанные технологии предоставления обеспечения определяют свои особенности совершения операций, требования к комплекту предоставляемых документов, а также к лицам, осуществляющим декларирование товаров.

При совершении вышеуказанных операций в пограничном таможенном органе используются несколько программных средств, изолированных друг от друга, что зачастую делает невозможной перегрузку данных из одного программного продукта в другой.

Так для регистрации сообщения о прибытии используется программный продукт «КПС АПП». Используемая в настоящее время версия программного продукта содержит возможность проведения иных видов государ-

ственного контроля. Однако в связи с фактическим отсутствием возможности выгрузки внесенной информации в информационные системы Россельхознадзора и Ространснадзора, сведения о проведении ветеринарного и транспортного контроля дополнительно вносятся должностными лицами таможенных органов в программные продукты «Аргус» и «СКАТ ТК» соответственно. Механизмы информационного взаимодействия, позволяющие отказаться от ручного ввода данных в вышеуказанные программные продукты путем автоматической выгрузки сведений из КПС «АПП», на момент подготовки данного материала реализованы номинально и работают не эффективно.

При этом, если товары, подлежащие ветеринарному контролю, составляют примерно 3-5% товаропотока, то сведения о проведении транспортного контроля вносятся по каждому транспортному средству международной перевозки, пересекающему таможенную границу Таможенного Союза.

Помещение товаров под процедуру таможенного транзита производится в программном продукте КПС «Транзитные операции», имеющем механизм перегрузки данных из КПС «АПП». Необходимо отметить, что структура полей данного программного продукта отличается от КПС «АПП» лишь наличием граф таможенного органа назначения, сведений о принципале (которым подавляющем большинстве случаев является перевозчик), а также граф обеспечения уплаты таможенных пошлин.

В случае выявления рисков несоблюдения таможенного законодательства, предписывающих проведение таможенного досмотра, формирование поручения на досмотр производится в программном продукте «Аист-М», также не имеющем алгоритма автоматической перегрузки сведений из КПС «АПП» и КПС «Транзитные операции», что приводит к необходимости ручного ввода всех данных, подлежащих отражению в поручении на таможенный досмотр товаров.

Таким образом, при совершении таможенных операций с товарами, связанных с регистрацией их прибытия и помещением под процедуру таможенного транзита в пограничном таможенном органе используется от 3 до 5 программных средств.

При завершении таможенной процедуры таможенного транзита во внутреннем таможенном органе используется программное средство КПС «Транзитные операции».

По результатам завершения таможенного транзита товаров, в целях помещения товаров под таможенную процедуру декларантом подается декларация на товары. При совершении данных таможенных операций используется программный продукт АИС «АИСТ-М».

Описанный принцип модульности реализованный и используемый в настоящее время при совершении

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

таможенных операций, связанных с помещением товаров под заявленную декларантом таможенную процедуру имеет ряд недостатков, связанных в первую очередь с избыточностью и дублированием ряда операций и значительным объемом данных подлежащих ручному вводу.

Кроме того, в соответствии с действующим алгоритмом, все вышеуказанные операции содержат модули проверки введенной информации на риски. Таким образом, при помещении товаров под заявленную таможенную процедуру, одна товарная партия подвергается проверке на наличие рисков 5 раз: на этапе сообщения о прибытии 2 раза, по одному разу при помещении и завершении таможенной процедуры таможенного транзита, а также при декларировании товаров.

Также необходимо отметить, что механизм автоматической проверки товаров на предмет их отнесения к перечню товаров, запрещенных, либо ограниченных к перемещению, не реализован ни в одном программном продукте.

3. СКВОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ПОД ВЫБРАННУЮ ДЕКЛАРАНТОМ ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ.

Внедрение сквозных процессов при помещении товаров под выбранную декларантом таможенную процедуру позволило бы сократить количество таможенных операций до двух: идентификация товаров и товаросопроводительных документов в пограничном таможенном органе при их ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и непосредственно помещение товаров под выбранную таможенную процедуру во внутреннем таможенном органе.

При этом структура применения сквозного процесса может выглядеть следующим образом:

1) подача предварительной информации (возможна в виде предварительной декларации во внутреннем таможенном органе);

2) идентификация товаров и товаросопроводительных документов при перемещении через таможенную границу Таможенного союза;

3) совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под заявленную таможенную процедуру во внутреннем таможенном органе.

При подаче предварительной декларации, сведения, указанные в данной декларации могли бы быть использованы в качестве предварительной информации. При этом данная информация содержала бы более полные сведения о товарах, позволяющих повысить эффективность применения системы управления рисками посредством анализа данной информации и разработки целевых профилей риска до момента ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза в пограничном таможенном органе, либо их помещением под заявленную таможенную процедуру во внутреннем таможенном органе.

К таким сведениям относятся: информация о полном коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, о наличии запретов и ограничений, в отношении декларируемых товаров, о наличии разрешительных документов, необходимых для проведения иных видов государственного контроля.

Также, в случае оплаты таможенных пошлин, налогов, по данной предварительной декларации, факт внесения денежных средств исключал бы возможность образования задолженности, связанной с недоставкой товаров.

Введение единого программного продукта, используемого как в пограничных, так и во внутренних таможенных органах позволило бы наиболее эффективно организовать процесс информационного взаимодействия с иными органами исполнительной власти, отдельные функции которых переданы таможенным органам (Ро-странснадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор).

Предлагаемая модель сквозного процесса помещения товаров под заявленную таможенную процедуру также позволяет сократить количество технологических операций, при которых производится проверка на риски, до двух: в пограничном таможенном органе при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, и во внутреннем органе при их помещении под таможенную процедуру.

Таким образом, очевидно, что внедрение сквозного процесса позволило бы сократить время совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под выбранную декларантом таможенную процедуру, а также повысить эффективность применения системы управления рисками, в том числе и при перемещении товаров, подлежащих ветеринарному, фитосани-тарному и санитарно-карантинному контролю.

Список литературы:

1. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. - М.: Стандарты качество, 2009.

2. Макрусев В.В. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография / В.В. Макрусев, Д.Г. Зеркин, М.А. Месяц. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 170 с.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2010, № 23. Ст.2796).

4. Федеральный Закон от 28.12.2010 №394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенных органам Российской Федерации»

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

6. Распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 31.10.2013 № 336-р «О проведении эксперимента по помещению товаров под процедуру транзита без применения мер обеспечения уплаты платежей».

7. Приказ ФТС России от 17 ноября 2011 г. № 2351 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Александра Сергеевича Абрамова «Сквозные процессы при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза под заявленную декларантом таможенную процедуру»

Статья посвящена анализу проблем, возникающих при совершении таможенных операций с товарами, ввозимыми на территорию Евразийского Экономического союза. По мнению А.С. Абрамова, принцип модульности, на котором основываются данные операции, приводит к дублированию целого ряда операций и необходимости ввода вручную значительного объема данных.

В связи с этим автор рекомендует совершения таможенных операций с применением сквозного процесса.

А.С. Абрамов считает процессный подход к управлению одним из самых передовых методов. В статье приводится классификация основных видов процессов. Автор доказывает, что деятельность таможенных органов с позиций процессного подхода представляется как совокупность процессов подразделений, то есть является сквозным процессом.

Раскрывается понятие «сквозной процесс» и описываются его преимущества. Отсутствие сквозного процесса при осуществлении таможенных операций, связанных с помещением товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза под заявленную декларантом таможенную процедуру, не позволяет создать единые требования оценки эффективности выявления рисков возможного нарушения законодательства и организовать эффективное взаимодействие с остальными государственными контролирующими органами.

Предлагаемая автором статьи модель сквозного процесса помещения товаров под заявленную таможенную процедуру позволяет сократить количество технологических операций и эффективно организовать процесс информационного взаимодействия с иными органами исполнительной власти.

Статья написана доступным научным языком, все положения и выводы обоснованы; может представлять интерес

для широкого круга читателей, а также специалистов в области управления.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Рецензент:

канд. экон. наук, зав. кафедрой «Менеджмент» НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова

В.В. Яровова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.