Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА'

МОНИТОРИНГ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / МОНИТОРИНГ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / АВИАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОСТЫ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / CUSTOMS OPERATION / CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS AUTHORITIES / MONITORING / AIR TRANSPORT / ELECTRONIC DECLARATION CENTER / AIR CUSTOMS CHECKPOINTS / MOVEMENT OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпранюк Сергей Юрьевич

В статье обоснована необходимость мониторинга таможенными органами Российской Федерации таможенных операций при ввозе товаров воздушным транспортом. Определены необходимые для мониторинга входные данные, обоснован их выбор, приведены методы расчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF CUSTOMS OPERATIONS AT AIR PORTS OF ENTRY

The author of the article substantiates the need for customs authorities of the Russian Federation to monitor customs operations when importing goods by air. The input data necessary for monitoring are defined, their choice is proved, methods of calculation are given.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА»

12. Минтранс России поддержит создание единого стандарта цифровых транспортных коридоров [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства транспорта РФ. URL: https://www.mintrans.ru/press-center/news/8820.

С. Ю. Цыпранюк

мониторинг таможенных операций в воздушных пунктах пропуска

В статье обоснована необходимость мониторинга таможенными органами Российской Федерации таможенных операций при ввозе товаров воздушным транспортом. Определены необходимые для мониторинга входные данные, обоснован их выбор, приведены методы расчета.

Ключевые слова: таможенные операции; таможенный контроль; таможенные органы; мониторинг; воздушный транспорт; центр электронного декларирования; авиационные таможенные посты; перемещение товаров.

S. Yu. Tsypranyuk

monitoring of customs operations at air ports of entry

The author of the article substantiates the need for customs authorities of the Russian Federation to monitor customs operations when importing goods by air. The input data necessary for monitoring are defined, their choice is proved, methods of calculation are given.

Keywords: customs operation; customs control; customs authorities; monitoring; air transport; electronic declaration center; air customs checkpoints; movement of goods.

Международная торговля является неотъемлемой частью взаимоотношений между государствами. За последние десять лет, несмотря на последствия экономического кризиса и напряженные политические отношения между многими странами, общий объем мировой торговли товарами увеличился, отмечаются также предпосылки к его дальнейшему росту (рис. 1).

Рост объемов международной торговли предполагает увеличение количества трансграничных перевозок. Перемещение товаров возможно одним из следующих видов транспорта:

- автомобильным;

- железнодорожным;

- водным (морским и внутренним водным);

- воздушным;

- трубопроводным.

Каждый вид транспорта имеет свою специфику, что напрямую отражается на категориях и характеристиках перемещаемых товаров. Воздушный транспорт представляет собой один из видов транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием воздушных судов. Перевозка товаров воздушными судами является специфической нишей в построении логистики доставки товаров, так как имеет преимущества по сравнению с другими

видами транспорта: высокую скорость перемещения товаров, возможность преодоления естественных препятствий и преград [2].

ю |-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2008 2010 2012 2014 2016 2018

Годы

Рис. 1. Динамика общего объема мировой торговли товарами в 2008-2018 гг., трлн долл. США [1]

Статистические данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики [3], показывают, что объем перевозок товаров воздушным видом транспорта между Российской Федерацией (РФ) и зарубежными странами является достаточно стабильным, а в последние годы увеличивается (рис. 2).

1

0,9 0,8 0,7 0,6

1 0,5

2 0,4 0,3 0,2 0,1

0

Показатели грузооборота воздушным видом транспорта в международном сообщении также демонстрируют четкую тенденцию к росту (рис. 3).

увеличение количества товаров, перевозимых воздушными судами, обусловливает повышение требований к таможенным органам РФ, осуществляющим документальный и фактический контроль непосредственно в аэропортах прибытия и убытия товаров. Прежде всего, это относится к специализированным

Годы

Рис. 2. Перевозки грузов между Российской Федерацией и зарубежными странами воздушным видом транспорта, млн т [4]

авиационным таможенным постам - центрам электронного декларирования, проводящим практически все таможенные операции в электронном виде при заявлении таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления и экспорта [5].

Годы

Рис. 3. Грузооборот между Российской Федерацией и странами мира воздушным видом транспорта, млрд т-км [4]

С учетом специфики осуществления международных воздушных перевозок таможенные операции при перемещении товаров данным видом транспорта должны совершаться максимально оперативно, прозрачно и безопасно, причем это актуально для всех участников таможенных операций: таможенных органов, декларантов, перевозчиков, лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров. Требования таможенных органов РФ при совершении таможенных операций ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере таможенного регулирования [6]. Требования остальных участников совершения таможенных операций сводятся, как правило, к требованиям оперативности и прозрачности совершаемых операций. В связи с этим для повышения оперативности таможенных операций в воздушных пунктах пропуска вполне оправдано применение центров электронного декларирования, а для обеспечения прозрачности совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска эффективным инструментом может стать мониторинг совершаемых операций.

Под мониторингом следует понимать непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования [7]. В данном случае объектом мониторинга являются таможенные операции, совершаемые в воздушных пунктах пропуска, и их параметры. Для его проведения следует определить, какие именно таможенные операции необходимо отслеживать и какие параметры контролировать, т. е. определить входные данные (параметры) системы мониторинга.

В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенными операциями являются «действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами

и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании» [6].

При перемещении товаров воздушным транспортом последовательность действий участников таможенных операций при ввозе и вывозе товаров может быть представлена следующими этапами (рис. 4):

ВЫВОЗ ТОВАРОВ

Рис. 4. Этапы совершения таможенных операций при ввозе и вывозе товаров воздушным транспортом [8]

Предлагаемая система мониторинга таможенных операций в воздушных пунктах пропуска представляет собой информационную систему сбора и обработки информации о таможенных операциях, совершаемых в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, позволяющую анализировать как текущие временные параметры по оформляемым поставкам в онлайн-режиме, так и проводить анализ уже оформленных поставок товаров (рис. 5).

На наш взгляд, реализация системы мониторинга в первую очередь актуальна при ввозе товаров на таможенную территорию, так как именно импорт товаров является более сложным процессом, требующим максимального контроля за совершением таможенных операций при перемещении товаров и соблюдением сроков их реализации.

Из анализа содержания этапов совершения таможенных операций при ввозе товаров воздушным транспортом следует, что для мониторинга необходимо, чтобы система отслеживала и контролировала данные о времени совершения таможенных операций лицами на каждом из определенных этапов. Исключением будет являться этап предварительного информирования, так как на данном этапе таможенные операции совершаются заранее, до прибытия воздушного судна на таможенную территорию ЕАЭС, и непосредственно не влияют на общее время совершения таможенных операций. Под общим временем совершения операций будем понимать время с момента прибытия товаров до фактического вывоза товаров со склада временного хранения (СВх).

Время прибытия

Время регистрации декларации

Временное хранение товаров

Время размещения на СВХ

I

Время выпуска

Прибытие товаров Таможенное Выпуск товаров Вывоз товаров

декларирование с СВХ

Время вывоза товаров с СВХ

Система мониторинга

Управленческое решение (при необходимости)

Рис. 5. Блок-схема мониторинга таможенных операций при ввозе товаров воздушным транспортом

При реализации системы мониторинга таможенных операций в воздушных пунктах пропуска (см. рис. 5) в целях повышения достоверности результатов мониторинга предлагается выделить оперативный и тактический уровни мониторинга. Оперативный мониторинг предполагает постоянное наблюдение за ходом совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска в онлайн-ре-жиме с целью как можно более быстрого обнаружения отклонений значений ключевых временных параметров совершения таможенных операций от базовых значений и принятия соответствующих управленческих решений. Базовые значения временных параметров совершения таможенных операций определяются на основе их усредненных значений, полученных в результате тактического мониторинга. Тактический мониторинг подразумевает проведение анализа и оценки значений ключевых временных параметров уже совершенных таможенных операций в воздушных пунктах пропуска на базе массива деклараций на товары.

Для проведения оперативного мониторинга представляется целесообразным выделить группу ключевых временных параметров для их наблюдения (на примере стандартного ввоза по процедуре выпуска для внутреннего потребления), которая включает:

- время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до размещения товаров на СВХ;

- время совершения таможенных операций с момента размещения товаров на СВх до регистрации декларации на товары;

- время совершения таможенных операций с момента регистрации декларации на товары до принятия решения о выпуске товаров;

- время совершения таможенных операций с момента выпуска товаров до фактического вывоза товаров с СВх;

- общее время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до фактического вывоза товаров с СВх.

Указанные временные параметры представляют собой входные данные системы мониторинга (см. рис. 5), оперативный сбор и анализ которых позволит

таможенным органам незамедлительно реагировать на соответствующие временные отклонения и принимать управленческие решения.

Входные данные системы мониторинга определяются по каждой декларации на товары по следующим формулам:

1) время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до размещения товаров на СВХ (Т,):

Т = Тх - Тп,

где Тх - время размещения товаров на СВХ; Тп - время прибытия товаров;

2) время совершения таможенных операций с момента размещения товаров на СВХ до регистрации декларации на товары (Т2):

Т2 = Тр - Тх,

где Тр - время регистрации декларации на товары; Тх - время размещения товаров на СВХ;

3) время совершения таможенных операций с момента регистрации декларации на товары до принятия решения о выпуске товаров (Т3):

Тз = Тв - Тр,

где ТВ - время выпуска декларации на товары; Тр - время регистрации декларации на товары;

4) время совершения таможенных операций с момента выпуска товаров до фактического вывоза товаров с СВХ (Т4):

Т4 = ТФ - ТВ,

где ТФ - время фактического вывоза товара с СВХ; ТВ - время выпуска декларации на товары;

5) общее время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до фактического вывоза товаров с СВХ (Т, _ 4):

Т,-4 = Т + Т2 + Тз + Т4.

При этом система мониторинга должна осуществлять отслеживание временных параметров совершения операций внутри каждого выделенного этапа.

Для проведения тактического мониторинга таможенных операций при перемещении товаров воздушным транспортом предлагается система усредненных временных показателей, определяемых по общему количеству деклараций на товары за исследуемый период. В систему усредненных временных показателей включены:

- среднее время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до размещения товаров на СВХ;

- среднее время совершения таможенных операций с момента размещения товаров на СВХ до регистрации декларации на товары;

- среднее время совершения таможенных операций с момента регистрации декларации на товары до принятия решения о выпуске товаров;

- среднее время совершения таможенных операций с момента выпуска товаров до фактического вывоза товаров с СВХ;

- общее среднее время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до фактического вывоза товаров с СВХ;

- среднее время отклонения от контрольного значения для импортных деклараций на товары, выпущенных с нарушением сроков, установленных контрольным значением;

- доля импортных деклараций на товары, выпущенных с нарушением сроков, установленных контрольным значением.

Расчет указанных показателей осуществляется по следующим формулам:

1) среднее время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до размещения товаров на СВХ (Тср ,):

Т =

1 ср. 1

(Тх, - Тп1 ) + ( Тх2 - Тп2 ) + ... + (Тх- Т^ ) + (ТХп - Т^ )

где Тх - время размещения товаров на СВХ; Тп - время прибытия товаров;

п - общее количество деклараций на товары (за исследуемый период);

2) среднее время совершения таможенных операций с момента размещения товаров на СВХ до регистрации декларации на товары (Тср 2):

Т =

1 ср. 2

(ТР1 - Тх1 ) + ( Тр2 - ТХ2) + ... + (Трп-1 - Тх^) + (Трп - Тхп)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Тр - время регистрации декларации на товары; Тх - время размещения товаров на СВХ;

п - общее количество деклараций на товары (за исследуемый период);

3) среднее время совершения таможенных операций с момента регистрации декларации на товары до принятия решения о выпуске товаров (Тср 3):

Т=

1 ср. 3

(Тв1 - Тр1) + (ТВ2 - Тр2) + ... + (ТВп-1 - Трп-1) + (ТВп - Трп)

где ТВ - время выпуска декларации на товары; Тр - время регистрации декларации на товары;

п - общее количество деклараций на товары (за исследуемые период);

4) среднее время совершения таможенных операций с момента выпуска товаров до фактического вывоза товаров с СВХ (Тср 4):

Т=

1 ср. 4

(ТФ1 - ТВ1 ) + ( ТФ2 - ТВ2 ) + .•• + (ТФп-1 - ТВп-1 ) + (ТФп - ТВп )

где ТФ - время фактического вывоза товара с СВХ; Тр - время выпуска декларации на товары;

п - общее количество деклараций на товары (за исследуемый период);

п

п

п

п

5) общее среднее время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до фактического вывоза товаров с СВХ ( Тср 1 _ 4):

Тср. 1-4 _ Тср.11 + Тср. 21 + Тср. 3! + Тср. 41 ,

где Тср 1 - среднее время совершения таможенных операций с момента прибытия товаров до размещения товаров на СВХ;

Тср 2 - среднее время совершения таможенных операций с момента размещения товаров на СВХ до регистрации декларации на товары;

Тср 3 - среднее время совершения таможенных операций с момента регистрации декларации на товары до принятия решения о выпуске товаров;

Тср 4 - среднее время совершения таможенных операций с момента выпуска товаров до фактического вывоза товаров с СВХ;

6) среднее время отклонения от контрольного значения для импортных деклараций на товары, выпущенных с нарушением сроков, установленных контроль-ньш значением (Тср. откл. з):

^ ТОТКЛ1 + ТОТКЛ2 + * • • + ТОТКЯщ^ _1 + ТОТКЯщ^

' ср. откл. 3 N

где ТОтюл - время отклонения от контрольного значения;

N - количество деклараций на товары, выпущенных с нарушением сроков, установленных контрольным значением;

7) доля импортных деклараций на товары, выпущенных с нарушением сроков, установленных контрольным значением (-0нар з):

D = ,

нар. з

п

где Щ - количество деклараций на товары, выпущенных с нарушением сроков, установленных контрольным значением;

п - общее количество деклараций на товары (за исследуемый период).

Таким образом, в целях повышения прозрачности таможенных операций в воздушных пунктах пропуска предлагается разработанный порядок мониторинга, включающий определение этапов совершения таможенных операций при импорте товаров и выделенные группы их временных параметров на базе массива деклараций на товары. Это позволит таможенным органам оперативно реагировать на временные отклонения и принимать соответствующие управленческие решения. В условиях увеличения количества товаров, перевозимых воздушным транспортом, а также создания специализированных авиационных таможенных постов на основе центров электронного декларирования предлагаемая система мониторинга может и должна стать одним из основных инструментов повышения эффективности таможенных операций в воздушных пунктах пропуска. Синергетический эффект выделенных уровней мониторинга позволит таможенным органам осуществлять контроль таможенных операций максимально оперативно и прозрачно.

Использованные источники

1. UnctadSTAT - United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) [Electronic Resource]. URL: https://unctadstat.unctad.org/EN/.

2. Цыпранюк С. Ю. Таможенные операции в воздушных пунктах пропуска: состояние и направления совершенствования // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 203-208.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/.

4. Российский статистический ежегодник. 2018 / Росстат. М., 2018. 694 с.

5. Приказ ФТС России от 24.12.2018 № 2104 «О переименовании таможенного поста Аэропорт Шереметьево (центр электронного декларирования) Шереметьевской таможни, о внесении изменения в приложение к приказу ФТС России от 8 июня 2016 г. № 1142 и о проведении организационно-штатных мероприятий».

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Словарь внешнеэкономических и таможенных терминов / В. Б. Мантусов, Н. Г. Липатова, О. Г. Боброва и др. / под ред. д-ра экон. наук, профессора В. Б. Мантусова. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. 821 с.

8. Цыпранюк С. Ю. Модель совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска // Цифровая таможня и «единое окно»: тренды и содержание: сборник статей II научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.