выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
14. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/ remmmendations/rec33/rec33_trd352r.pdf.
15. Кудрявцев О. Е, Сеничев В. А. Возможности применения перспективных информационных технологий в таможенной сфере // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 4. С. 120-126.
Е. Г. Бормотова, А. Л. Зиновьева, В. С. Арсентьева
особенности совершения таможенных операций в авиационном пункте пропуска
В статье рассмотрена специфика работы авиационных пунктов пропуска на примере таможенного поста Аэропорт Калининград. Она заключается в необходимости быстро и четко совершать все административные процедуры по контролю за перемещаемыми воздушными судами товарами, проводить таможенный, пограничный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный контроль качественно в максимально короткие сроки.
Ключевые слова: таможенный контроль; таможенные органы; эффективность деятельности таможенных органов; авиационный пункт пропуска; предварительное информирование; контрольные органы на границе; Tax Free; информационные технологии; цифровая экономика.
E. G. Bormotova, A. L. Zinovieva, V. S. Arsentieva
features of customs operations in air port of entry
The article deals with operation specifics of air ports of entry on the example of Kaliningrad Airport customs checkpoint. It is necessary to quickly and accurately perform all administrative procedures for the control of goods moved by aircraft to conduct customs, border, quarantine phytosanitary, veterinary, sanitary and quarantine control efficiently in the shortest possible time.
Keywords: customs control; customs authorities; efficiency of customs authorities; air port of entry; preliminary information; border control authorities; Tax Free; information technologies; digital economy.
Калининградская область - самая западная и самая малая по площади область Российской Федерации (РФ), не имеющая с ней общей сухопутной границы. В Калининградской области функционируют 15 пунктов пропуска через государственную границу РФ. Аэропорт Храброво является единственным воздушным пунктом пропуска на территории Калининградской области.
Таможенный пост Аэропорт Калининград был образован в 1989 г. приказом Главного таможенного управления при Совете Министров СССР от 01.09.1989
№ 148. В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 28.06.2019 № 1068 регионом деятельности таможенного поста является аэропорт Калининград (Храброво), аэропорт ВВС Черняховск, военный аэродром чкаловск.
В рамках «Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года» были реализованы мероприятия по концентрации декларирования товаров на таможенных постах - в центрах электронного декларирования, и с июля 2018 г. таможенный пост Аэропорт Калининград является постом фактического контроля.
Специфика авиационных пунктов пропуска заключается в том, что совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля (ТК) должны быть осуществлены в максимально короткий промежуток времени. Этот фактор является одним из ключевых при решении вопроса повышения эффективности деятельности таможенных органов, расположенных в аэропортах. При этом важно сохранить качество контроля и минимизировать риски нарушения таможенных правил.
Особое внимание в рамках сокращения времени совершения таможенных операций необходимо уделить предварительному информированию (ПИ). Обязательное ПИ о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) воздушным транспортом, было введено в 2017 г. [1]. С 1 июля 2019 г. вступило в действие Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2018 № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом» [2]. С этого момента обязательное ПИ официально внедрено в практическую деятельность таможенных органов.
В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса ЕАЭС целью представления предварительной информации является получение таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу ЕАЭС, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм ТК и мер, обеспечивающих проведение ТК, до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Полученная предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения ТК [3].
Для ускорения совершения таможенных операций и проведения ТК необходимо совершенствовать и модернизировать программные средства, создавать и внедрять новые технологии проведения ТК должностными лицами, основанные на автоматизированной обработке электронных данных, электронном документообороте и сквозных цифровых процессах [4].
Предварительная информация представляется перевозчиком, который осуществляет ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС. От имени перевозчика предварительная информация может быть представлена лицом, действующим по его поручению. На основании этих сведений можно заранее спрогнозировать набор контрольных элементов и оценить возможные риски. Так, при ввозе товаров уже минимизируется время на проведение контроля непосредственно на границе. Кроме того, поступившая предварительная информация может быть использована не только для проведения ТК, но и, основываясь на механизмах «единого окна», может быть доступна для проверки при проведении иных видов государственного
контроля (пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора)) [5].
Пример взаимодействия информационных систем таможенных органов и перевозчика представлен на рис. 1.
Веб-портал ЭПС
\ Ъ
\\ V
» «г \ АПС «ЭПС»
г у.** у
// # 7 \ч
ПО сторонних
разработчиков
1 КПС«АвиаПП»
у
Проверка документов и сведений о воздушном судне и перемещаемых товарах
\ ъ
Совершение таможенных операций и принятие решения
■ I
Рис. 1. Подача предварительной информации при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза
Предварительную информацию в обязательном порядке необходимо представлять только в отношении тех воздушных судов, на борту которых находится груз (товар), прибывающий на территорию ЕАЭС.
Комплекс программных средств, используемый для автоматизации ТК в воздушном пункте пропуска (КПС «АвиаПП»), входящий в состав автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (АС «ПП»), позволяет автоматизировать процесс совершения таможенных операций и проведения ТК при прибытии/убытии грузов авиационным транспортом.
В КПС «АвиаПП» реализована возможность взаимодействия с иными государственными контролирующими органами (ГКО), такими как Россельхознад-зор, Роспотребнадзор, Пограничная служба ФСБ России и др. Это также позволяет сократить время совершения таможенных операций в отношении продукции, подлежащей иным видам государственного контроля (ветеринарному, фитосани-тарному или санитарно-карантинному).
ФТС России стала лидером среди стран - участниц ЕАЭС в вопросах информационного взаимодействия с ГКО в пограничном пункте пропуска, а достигнутые
договоренности были учтены в работах, проводимых Евразийской экономической комиссией при моделировании общих таможенных процессов, и стали базисом российского сегмента Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ЕАЭС (ИИСВВТ) [6].
В настоящее время трансформация бизнес-процессов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), их эволюция в условиях транзакционной информационной экономики и переход к цифровой экономике являются ключевыми научными проблемами в сфере государственного управления и таможенного регулирования [7].
Поданная предварительная информация может быть использована не только при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, но и в других целях. Цели подачи предварительной информации приведены на рис. 2.
Для совершения таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию Союза Представление предварительной информации в качестве декларации на транспортное средство международной перевозки
Для подтверждения соблюдения запретов и ограничений в части осуществления санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за транспортными средствами международной перевозки и лицами Для совершения на таможенной границе Союза таможенных операций, требующих принятия уполномоченным органом государства-члена в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения решения в отношении товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
Для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе для использования в качестве транзитной декларации Для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение
Для совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием экспресс-грузов Для совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием в целях свободного обращения товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза
Для совершения на таможенной границе Союза таможенных операций, требующих принятия уполномоченным органом государства-члена в области ветеринарии решения в отношении товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) Для совершения на таможенной границе Союза таможенных операций, требующих принятия уполномоченным органом государства-члена по карантину растений решения в отношении подкарантинной продукции
Рис. 2. Цели подачи предварительной информации при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза
Примерно 13% всех иностранных воздушных судов, прибывающих на территорию Калининградской области, имеют на своем борту коммерческий груз (товар). На все прибывающие с грузом (товаром) воздушные суда подается предварительная информация, которая обрабатывается в автоматизированном виде с использованием в КПС «АвиаПП».
За время своего существования институт ПИ зарекомендовал себя как перспективная таможенная технология, существенно ускоряющая совершение таможенных операций и проведение ТК в отношении товаров и транспортных средств.
Калининградская область является Особой экономической зоной (ОЭЗ), а это значит, что на ее территории действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В соответствии с приказом Минфина России от 13.05.2016 № 61н должностные лица таможенного поста Аэропорт Калининград совершают таможенные операции при проведении идентификации товаров ЕАЭС, ввозимых на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории ЕАЭС, для подтверждения их статуса как товаров Союза при обратном вывозе этих товаров с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС [8].
Количество проведенных идентификаций товаров должностными лицами таможенного поста Аэропорт Калининград в период с 2017 по 2019 г. приведено на рис. 3.
Рис. 3. Количество идентификаций товаров, проведенных на таможенном посту Аэропорт Калининград
Основная номенклатура идентификаций - это товары народного потребления, различное оборудование, музейные выставочные экспонаты, театральное, концертное оборудование, акцизные марки, этикетки, сувениры и т. п.
Из представленных данных видно, что с каждым годом наблюдается рост количества проведенных идентификаций товаров. Примерно в 1,5-5% случаев должностные лица таможенного поста Аэропорт Калининград отказывали в идентификации товаров. Это связано с тем, что заинтересованным лицом не были выполнены требования по предъявлению таможенному органу товаров без упаковки либо по результатам таможенного осмотра таможенным органом выявлена
невозможность определения идентификационных (отличительных) признаков товара ЕАЭС.
В настоящее время для участников ВЭД предусмотрена возможность подачи заявления на идентификацию в электронном виде до фактического ввоза товаров на территорию ОЭЗ. Однако до внедрения в таможенных органах программных средств, автоматизирующих действия должностного лица таможенного органа, заявление лица и прилагаемые к нему документы, подтверждающие указанные сведения, подаются заинтересованным лицом на бумажном носителе.
Отсутствие единой унифицированной базы данных в электронном виде по проводимым идентификациям товаров с содержанием полной информации (описание товара, вес, количество, отправитель, получатель, представленные документы и т. д.) существенно усложняет процесс обработки, хранения, анализа и систематизации данных, а также подготовки отчетной документации, статистических данных.
Формирование такой базы в электронном виде в таможенном органе облегчило бы процесс проверки факта идентификации товаров при ввозе на территорию ОЭЗ в Калининградской области, при обратном вывозе таких товаров с территории ОЭЗ.
Еще одна особенность совершения таможенных операций в отношении товаров ЕАЭС на территории Калининградской области, перемещаемых воздушным транспортом с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без совершения воздушным судном промежуточной посадки на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, состоит в том, что таможенные операции совершаются на территории ОЭЗ с учетом положений Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [9].
Количество товарных партий, перемещенных с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без совершения воздушным судном промежуточной посадки на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС (отправки), в период с 2017 по 2019 г. представлено на рис. 4.
Основная номенклатура отправок - это изделия, бижутерия, полуфабрикаты из янтаря; янтарь-сырец; ювелирные изделия, в том числе лом; различное оборудование; товары народного потребления; медицинские изделия; медицинские препараты; автомобильные запчасти; пробы грунта, воды, песка, кокса; человеческие останки; курьерский груз (биоматериалы и документы); музейные выставочные экспонаты; буровое оборудование и т. п.
Примерно в 1% от всех заявленных отправок заинтересованным лицам было отказано в отправке в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус товара.
Главной проблемой, связанной с отправками товаров с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, является недостаточная проработка нормативной базы, касающейся совершения таможенных операций в отношении товаров ЕАЭС, перемещаемых воздушным транспортом с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС. Ввиду отсутствия факта пересечения таможенной границы, отсутствия таможенной процедуры
и технологической операции в отношении товаров ЕАЭС, перемещаемых воздушным транспортом с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, применение системы управления рисками невозможно. Кроме того, также не предусмотрена административная ответственность за нарушение таможенного законодательства при осуществлении отправок для участников ВЭД.
Рис. 4. Товарные партии, перемещенные с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза
В связи с особенностями Калининградской области должностные лица таможенного поста Аэропорт Калининград осуществляют ТК воздушных судов, пассажиров и багажа не только международных воздушных линий, но и вылетающих с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную территорию ЕАЭС (внутренние воздушные линии).
Количество воздушных судов, вылетающих с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную территорию ЕАЭС в период с 2017 по 2019 г., представлено на рис. 5, количество пассажиров - на рис. 6. Из данных рисунков хорошо видна динамика увеличения пассажиропотока с территории ОЭЗ в Калининградской области на остальную территорию ЕАЭС.
Таможенный пост Аэропорт Калининград - один из передовых таможенных органов Калининградской областной таможни, и в связи с этим часто становится экспериментальной площадкой для реализации различных пилотных проектов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 № 105 в России осуществляется реализация пилотного проекта по компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС (система Tax Free) [10].
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Рис. 5. Количество воздушных судов, вылетающих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную территорию Евразийского экономического союза
1 098 019
1 000 000
800 000
600 000
400 000
200 000
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Рис. 6. Количество пассажиров, вылетающих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на остальную территорию Евразийского экономического союза
0
Аэропорт Калининград включен в пилотный проект по внедрению системы Tax Free в июне 2018 г., а в июле это же года на таможенном посту Аэропорт Калининград был оформлен первый документ Tax Free в Калининградской области.
В 2019 г. на таможенном посту Аэропорт Калининград было оформлено 11 чеков, общая стоимость товаров составила 557 284,00 руб. Основными зарубежными странами назначения являются Польша, Латвия и Узбекистан.
С 1 июля 2019 г. у иностранных граждан 53 государств появилась возможность оформлять на специализированном сайте МИДа России однократные деловые, гуманитарные и туристические визы в форме электронного документа (электронные визы) для посещения Калининградской области РФ [11]. Пункт пропуска «Калининград (Храброво)» является одним из пунктов пропуска через государственную границу РФ, через который действительны электронные визы для въезда и выезда при посещении Калининградской области.
В условиях цифровой экономики, с учетом специфики авиационного пункта пропуска и многообразия совершаемых в аэропорту таможенных операций, решение обозначенных проблем потребует следующих шагов. Во-первых, нужна четкая правовая регламентация в части особенностей функционирования ОЭЗ в Калининградской области. Во-вторых, необходимо автоматизировать все функции таможенных органов при совершении таможенных операций и проведении ТК в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки, а также багажа и пассажиров. В-третьих, для обеспечения ускорения прохождения всех видов государственного контроля в авиационном пункте пропуска нужно скоординировать работу с Минтрансом России, Россельхознадзо-ром, Роспотребнадзором, Пограничной службой ФСБ России по внедрению единого сквозного многоуровневого бизнес-процесса, основанного на принципах электронного документооборота и механизмах «одного окна» [12].
Решение перечисленных задач позволит реализовать перспективные возможности повышения эффективности деятельности не только авиационных таможенных постов, но и таможенных органов РФ в целом. Эта работа также направлена на создание благоприятных условий для участников ВЭД и новых подходов к таможенному регулированию в условиях цифровой экономики.
Использованные источники
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: www. eurasiancommission.org.
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2018 № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: www.eurasiancommission.org.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: www.eurasian-commission.org.
4. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 218 с.
5. Бормотова Е. Г. Таможенный контроль в морском пункте пропуска с использованием механизма «Единого окна» // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. С. 75-81.
6. Бормотова Е. Г. Интеграционные процессы: практические аспекты совершенствования российской таможни // Академический бизнес-журнал «Экономические стратегии». 2013. № 5. С. 132-135.
7. Основы цифровой экономики: учебное пособие / кол. авт.;под ред. М. И. Столбова, Е. А. Бренделевой. М.: Изд. дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2018. 238 с.
8. Приказ Минфина России от 13.05.2016 № 61н «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.
9. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
10. Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 № 105 «О реализации пилотного проекта по компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
11. Постановление Правительства РФ от 15.05.2019 № 595 «Об установлении особенностей оформления виз в форме электронного документа и въезда в Российскую Федерацию на основании виз в форме электронного документа граждан иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные на территории Особой экономической зоны в Калининградской области» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
12. Бормотова Е. Г., Зиновьева А. Л., Арсентьева В. С., Головин Ю. О. Предварительное информирование: исторический аспект и современное состояние // Таможенная служба России: приоритеты, возможности, перспективы: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. С. 7-12.