Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СКВОЗНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ И СЕРВИСНОЙ АДАПТАЦИИ'

МОДЕЛЬ СКВОЗНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ И СЕРВИСНОЙ АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКВОЗНОЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Андрей Олегович

В статье представлены результаты разработки модели сквозного таможенного контроля с элементами цифровой и сервисной адаптации в условиях разделения документального и фактического контроля. При построении модели сквозного таможенного контроля автором учтены такие факторы, как создание в ближайшей перспективе главного центра обработки данных, реализация концепции «интеллектуального пункта пропуска», расширение потенциала автоматизации и интеллектуализации деятельности таможенных органов. Проанализированы имеющиеся проблемы, ограничивающие возможности автоматизации таможенных операций и таможенного контроля на этапе декларирования товаров. Предложена модель сквозного таможенного контроля, адаптированная под условия стратегических изменений таможенного администрирования. Методологическую основу исследования составили такие методы, как сбор фактов, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный и процессный подходы, сравнительный метод, структурно-функциональное моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CUTTING CUSTOMS CONTROL MODEL IN CONDITIONS OF DIGITAL AND SERVICE ADAPTATION

The paper contains the results of the development of the cross-cutting customs control model with elements of digital and service adaptation in the conditions of separation of documentary and actual control. When constructing the cross-cutting customs control model, the author takes into account such factors as the creation of the main big data center in the near future, the implementation of the “intelligent checkpoint” concept, the expansion of the potential for automation and intellectualization of the customs authorities' activities. This paper describes the existing problems that limit the possibilities of automation of customs operations and customs control at the stage of declaring goods. The author proposes the cross-cutting customs control model adapted to the conditions of strategic changes in customs administration. The methodological basis of the research is such methods as fact collection, analysis and synthesis, induction and deduction, system and process approaches, comparative method, structural and functional modeling.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СКВОЗНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ И СЕРВИСНОЙ АДАПТАЦИИ»

УДК 65.011.8

МОДЕЛЬ СКВОЗНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ И СЕРВИСНОЙ АДАПТАЦИИ

А.О.Бондаренко1

1 Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты разработки модели сквозного таможенного контроля с элементами цифровой и сервисной адаптации в условиях разделения документального и фактического контроля. При построении модели сквозного таможенного контроля автором учтены такие факторы, как создание в ближайшей перспективе главного центра обработки данных, реализация концепции «интеллектуального пункта пропуска», расширение потенциала автоматизации и интеллектуализации деятельности таможенных органов. Проанализированы имеющиеся проблемы, ограничивающие возможности автоматизации таможенных операций и таможенного контроля на этапе декларирования товаров. Предложена модель сквозного таможенного контроля, адаптированная под условия стратегических изменений таможенного администрирования. Методологическую основу исследования составили такие методы, как сбор фактов, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный и процессный подходы, сравнительный метод, структурно-функциональное моделирование.

Ключевые слова: сквозной таможенный контроль, таможенные операции, электронное предварительное декларирование, автоматический выпуск, интеллектуальный пункт пропуска, центр электронного декларирования, таможенный пост фактического контроля, цифровизация, автоматизация, интеллектуализация.

CROSS-CUTTING CUSTOMS CONTROL MODEL IN CONDITIONS OF DIGITAL AND SERVICE ADAPTATION

A. O. Bondarenko1

1 Rostov branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russian Federation

A b s t r a c t. The paper contains the results of the development of the cross-cutting customs control model with elements of digital and service adaptation in the conditions of separation of documentary and actual control. When constructing the cross-cutting customs control model, the author takes into account such factors as the creation of the main big data center in the near future, the implementation of the "intelligent checkpoint" concept, the expansion of the potential for automation and intellectualization of the customs authorities' activities. This paper describes the existing problems that limit the possibilities of automation of customs operations and customs control at the stage of declaring goods. The author proposes the cross-cutting customs control model adapted to the conditions of strategic changes in customs administration. The methodological basis of the research is such methods as fact collection, analysis and synthesis, induction and deduction, system and process approaches, comparative method, structural and functional modeling.

Keywords: cross-cutting customs control, customs operations, preliminary e-declaration, automatic release, intelligent checkpoint, e-declaration center, customs post of actual control, digitalization, automation, intellectu-alization.

© BoHgapeHKO A. O., 2022

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития системы таможенного администрирования важную роль играют процессы цифровой и сервисной адаптации механизма таможенного контроля. Проведение таможенного контроля в современных условиях должно полностью обеспечиваться реализацией передовых цифровых технологий, основанных на применении искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных. Помимо этого, таможенный контроль должен проводиться в виде предоставляемых участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сервисов - услуг, реализация которых возможна за счет внедрения вышеуказанных технологий. Так, цифровая и сервисная адаптация позволит сократить время проведения таможенного контроля, обеспечить высокое качество предоставления сервисов в процессе его проведения, наиболее эффективным образом обеспечить национальную, в том числе экономическую, безопасность государства.

В условиях стратегических изменений, определенных рядом значимых для развития таможенной службы документов стратегического планирования [1, 2], мероприятия, связанные с совершенствованием организационной структуры таможенных органов Российской Федерации (РФ), должны осуществляться с учетом цифровой и сервисной адаптации механизмов таможенного контроля на низовом уровне таможенных органов. В этом смысле особое значение имеет полномасштабная автоматизация и интеллектуализация их деятельности. Таможенный контроль при прохождении таможенных формальностей не должен приносить значительные временные и финансовые издержки государству и участникам ВЭД, при этом должен быть эффективным с точки зрения обеспечения национальной безопасности государства. Реализация механизма сквозного таможенного контроля, основанного на активном применении цифровых технологий и сервисов, в условиях функционирования центров электронного декларирования (ЦЭД) и таможенных постов фактического контроля (ТПФК) позволит эффективным образом обеспечить совершение таможенных операций, связанных с прохождением таможенных формальностей, прежде всего, при ввозе товаров на таможенную территорию.

В связи с вышеизложенным актуальность исследования определена необходимостью реализации на низовом уровне таможенных органов такого механизма таможенного контроля, который на основе внедрения передовых цифровых технологий обеспечит эффективное взаимодействие ЦЭДов и ТПФК, предоставление участникам ВЭД цифровых сервисов, обладающих высоким качеством, которое определяет высокая скорость проведения операций и эффективность обеспечения национальной безопасности.

Цель исследования состоит в разработке модели сквозного таможенного контроля, адаптированного с учетом реализации цифровых технологий и современных передовых решений, а также высокой степени предоставления качественных сервисов при его проведении, под условия стратегических изменений в системе таможенного администрирования.

ЦИФРОВАЯ И СЕРВИСНАЯ АДАПТАЦИЯ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Создание эффективного механизма сквозного таможенного контроля невозможно без внедрения цифровых платформ и сервисов, передовых технологических решений, позволяющих сформировать условия для предоставления качественных услуг. Основной вектор реализации данных направлений установлен «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», в которой обозначены целевые ориентиры и ключевые направления ее развития на долгосрочный период. Основной целевой ориентир - полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов [1]. Так, на сегодняшний день успешно функционируют технологии электронного декларирования, удаленного выпуска, внедрены и получают дальнейшее развитие технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска, реализуемые в программном средстве «АИСТ-М». Однако заложенные в нем архитектурные решения устарели и не позволяют автоматизировать некоторые таможенные процессы, связанные с выпуском товаров, заявляемых вместе с отдельными особенностями таможенного декларирования, такими как предварительное таможенное декларирование. В связи с этим предстоит внедрить принципиально новые технологические решения и комплексы программных средств (КПС) Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО). В этом направлении необходимо внедрение механизмов интеллектуальной обработки и семантического анализа текстового описания товаров в целях автоматизации разрешительного порядка и совершенствования системы управления рисками (СУР), создание гибкого механизма риск-категорирования участников ВЭД, заложенного в принципиально новую модель СУР, базирующуюся на оценке уровня риска конкретной поставки товаров в режиме реального времени. Такие мероприятия позволят максимально автоматизировать таможенные процессы и обеспечить переход к сервисной таможне, незаметной для законопослушного бизнеса [3].

В условиях интеллектуализации таможенного администрирования, процессу реализации которой посвящены труды В. В. Макрусева, Т. В. Лобас, Е. О. Люб-киной и ряда других исследователей [4, 5, 6], важную роль играет совершенствование механизма таможенного контроля. Существующий механизм таможенного контроля является многоэтапным: при ввозе товаров на таможенную территорию последовательно проводятся таможенные операции, связанные с прибытием, проведением государственного контроля в пункте пропуска, открытием таможенного транзита, перемещением товаров под таможенным транзитом, его завершением, помещением товаров на временное хранение и (или) их декларированием, проведением фактического контроля. На каждом из этапов многие действия могут быть продублированы [7], в частности, при выявлении рисков, проверке документов и т. д. Так, оптимизация перечисленных этапов составляет одну из задач построения модели сквозного таможенного контроля и определяет приоритет автоматического прохождения таможенных формальностей, что является перспективным с точки зрения реализации концепции «сервисная таможня» [3]. Максимальная

автоматизация контроля возможна за счет смещения его акцентов на этап предварительного декларирования. Данного подхода придерживается в своих исследованиях А. С. Абрамов [8]. Однако предложенная им модель сквозного таможенного контроля не работает в условиях функционирования ЦЭДов, ТПФК, интеллектуального пункта пропуска. В его модели также не проработан механизм автоматического выпуска товаров в пункте пропуска при электронном предварительном декларировании. Сложность реализации данного механизма связана, во-первых, с длящимся характером предварительного декларирования (электронная предварительная декларация на товары (ЭПДТ) подается до поступления товаров в зону таможенного контроля (ЗТК) и не может быть выпущена до тех пор, пока они не поступят в ЗТК [9]), во-вторых, декларант вправе не указывать ряд сведений при подаче ЭПДТ (о транспортном средстве (кроме его вида), об отдельных документах, подтверждающих сведения в ЭПДТ [9]). Таким образом, в существующем механизме сквозного таможенного контроля не проработаны элементы цифровой и сервисной адаптации, реализация которых в значительной степени повысит его эффективность в условиях стратегических изменений.

МОДЕЛЬ СКВОЗНОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

В целях совершенствования механизма таможенного контроля при ввозе товаров в условиях его цифровой и сервисной адаптации предлагается внедрить следующую модель сквозного таможенного контроля (рис.).

Э т а п 1. Подача ЭПДТ. Модель сквозного таможенного контроля предполагает однократное представление в таможенный орган документов. Декларанту необходимо подать в ЦЭД ЭПДТ, которая на уровне серверов главного центра обработки данных (ГЦОД) проходит форматно-логический контроль, при успешной реализации которого ЭПДТ автоматически регистрируется в ЦЭДе, а на ее основе автоматически формируются предварительная информация (ПИ) и электронная предварительная транзитная декларация (ЭПТД), которые направляются в пункт пропуска.

Этап 2. Автоматическое выявление рисков в ЦЭДе. После автоматической регистрации ЭПДТ в ЦЭДе осуществляется автоматическая проверка на наличие рисков. При выявлении рисков ЭПДТ поступает на проверку выпускающему инспектору, который должен оценить все риски и принять решение по их минимизации. До поступления товаров в ЗТК выпускающий инспектор должен направить ЭПДТ на проверку по отдельным направлениям соответствующим функциональным подразделениям электронной таможни, если это подразумевает сработавший профиль риска. Если в отношении товаров не выявлены риски, то ЭПДТ переходит на этап «ЭПДТ, ожидающие автоматический выпуск», на котором может находиться в течение 30 дней. Если по истечении этого срока товары не прибывают, то происходит списание таможенных сборов и отказ в выпуске товаров в автоматическом режиме.

ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ (ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ НАТОВАРЫ

ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Распределение ЭПТД в ЦЭД (межпостовая диспетчеризация)

I

Форматно-логический контроль

I

Формирование ПИ и ЭПТД

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

Автоматическая регистрация ПИ и ЭПТД, проверка на риски

Подтверждение нахождения товаров в ЗТКи реализация сверки ЭПДТ

Поручение Акт

на проведение о результатах ФК проведения ФК

=

в

х

р

<<1 Я

и

Принятые сокращения:

з - автоматический выпуск АП - административное правонарушение ЕАЭС - Евразийский экономический союз ЗТК- зона таможенного контроля ИДК- инспекционный досмотровый комплекс ПИ - предварительная информация

ТС - транспортное средство

ФК-фактический контроль

ЦЭД- центр электронного декларирования

ЭПДТ - электронная предварительная декларация на товары

ЭПТД-электронная предварительная транзитная декларация

И с т о ч н и к: составлено автором.

Рис. Модель сквозного таможенного контроля в условиях цифровой и сервисной адаптации

Этап 3. Внесение изменений в ЭПДТ до прибытия товаров. До прибытия товаров в пункт пропуска в случае, если декларант не указал сведения о транспортном средстве (количество транспортных средств, регистрационный номер), он должен их указать путем внесения изменений в графы 18, 21 ЭПДТ и направить ее корректировку в ЦЭД, которая автоматически принимается. Также автоматически обновляются соответствующие данные в ПИ и ЭПТД.

Э т а п 4. Прохождение процедур цифрового контроля в интеллектуальном пункте пропуска. После внесенных изменений в отношении товарной партии известны все сведения, в том числе о транспортном средстве. В связи с этим при прибытии транспортного средства в интеллектуальный пункт пропуска осуществляется автоматическое считывание его регистрационного номера, после данной операции транспортное средство въезжает на территорию пункта пропуска. Информация о прибытии товаров в пункт пропуска автоматически направляется в ЦЭД. При въезде осуществляется автоматический радиационный контроль, в рамках санитарно-эпидемиологического контроля - автоматический контроль температуры тела, представителями пограничной службы производится паспортный контроль, далее осуществляется в автоматическом режиме весогабаритный контроль и осмотр с применением поточного инспекционного досмотрового комплекса (ИДК). Интеллектуальный анализ снимков ИДК позволяет автоматически определять соответствие фактических сведений о товарной партии декларируемым [10].

Этап 5. Автоматическое выявление рисков в интеллектуальном пункте пропуска. По результатам автоматического контроля в пункте пропуска осуществляется автоматическая проверка на наличие рисков. При отсутствии рисков транспортное средство следует через «зеленый» коридор, при выявлении - в «красный» коридор [10]. При этом ЦЭД уведомляется о выявленных рисках. Если по результатам контроля имеется подозрение на ввоз запрещенных товаров, то производится таможенный досмотр. При выявлении запрещенных товаров они должны незамедлительно покинуть таможенную территорию. При отсутствии риска ввоза запрещенных товаров, а также при отрицательном результате таможенного досмотра товары направляются под таможенным транзитом на внутренний ТПФК для дальнейших операций.

Э т а п 6. Автоматический выпуск. При отсутствии рисков по результатам контроля в интеллектуальном пункте пропуска автоматически направляется запрос на автоматический выпуск в ЦЭД. Если в ЦЭДе по результатам контроля ЭПДТ, не было выявлено рисков и она находится на этапе «ЭПДТ, ожидающие автоматический выпуск», то производится автоматический выпуск товаров в ЦЭДе и направление информации о выпуске товаров в интеллектуальный пункт пропуска. Товары в автоматическом режиме выпускаются и помещаются под таможенную процедуру. Далее товары могут быть использованы в соответствии с заявленной процедурой. Если в ЦЭДе по результатам контроля были выявлены риски, то автоматический выпуск в пункте пропуска не может быть реализован. В связи с этим открывается процедура таможенного транзита.

Этап 7. Открытие таможенного транзита. На данном этапе производится открытие процедуры таможенного транзита. На транспортное средство крепится и активируется цифровая навигационная пломба, в которой содержится вся информация из ЭПТД. Транспортное средство следует под таможенным транзитом на внутренний ТПФК.

Э т а п 8. Завершение таможенного транзита. При въезде на внутренний ТПФК осуществляется автоматическое считывание регистрационного номера транспортного средства. Оно въезжает в ЗТК. При отсутствии рисков нарушения таможенного транзита производится автоматическое закрытие процедуры.

Этап 9. Документальный контроль. В ЦЭД с ТПФК автоматически направляется уведомление о поступлении товаров в ЗТК, завершении таможенного транзита, а также информация о необходимости или отсутствии необходимости внесения изменений в ЭПДТ. С момента получения уведомления о поступлении товаров в ЗТК или принятия корректировки ЭПДТ производится отсчет сроков выпуска товаров - 4 часа [9]. Далее производится автоматическая сверка ЭПДТ с товаросопроводительными документами, направление на проведение фактического контроля, если ранее сработали соответствующие профили рисков, и минимизация иных возможных рисков.

Этап 10. Фактический контроль. В случае срабатывания профиля риска с мерой по минимизации, предполагающей проведение фактического контроля, из ЦЭДа на ТПФК направляется поручение на проведение фактического контроля. ТПФК проводится фактический контроль, составляется соответствующий акт по его результатам и направляется через КПС «АИСТ-М» в ЦЭД [11]. По результатам фактического контроля выпускающий инспектор в ЦЭДе минимизирует риски.

Этап 11. Выпуск товаров. Выпускающий инспектор проверяет условия возможности выпуска. При соблюдении условий выпуска и отсутствии оснований для отказа в его реализации производится списание таможенных платежей и выпуск товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная модель сквозного таможенного контроля максимально адаптирована под условия цифровой и сервисной трансформации таможенного администрирования. Она учитывает активное использование цифровых технологий, основанных на применении искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных: семантический анализ данных, интеллектуальный анализ снимков ИДК, цифровой фактический и документальный контроль и т. д. Помимо этого, важный акцент был поставлен на возможность однократного представления документов в таможенные органы в рамках технологии электронного предварительного декларирования, что определяет содержание механизма «единого окна» при реализации сквозного таможенного контроля на низовом уровне и открывает новые возможности в расширении потенциала автоматизации деятельности

таможенных органов. Более адаптированной к современным требованиям таможенного администрирования в предложенной модели стала СУР, определяющая возможность реализации альтернативных решений. В случае если поставка товаров является рисковой, то в отношении нее производится модульный контроль, с помещением товаров по процедуру таможенного транзита, проведением документального и фактического контроля в «ручном» режиме. Однако даже в этом случае модель сквозного таможенного контроля предполагает автоматизацию и интеллектуализацию таможенных операций в интеллектуальном пункте пропуска, при открытии таможенного транзита и его завершении, при взаимодействии ЦЭДа и ТПФК. В случае если товарная поставка является безрисковой, то таможенные формальности ограничиваются цифровым фактическим контролем в интеллектуальном пункте пропуска и завершаются автоматическим выпуском с помещением под таможенную процедуру непосредственно в самом пункте пропуска.

На современном этапе ФТС России активно реализует такие направления, как создание широкого спектра доступных сервисов, полномасштабная автоматизация и цифровизация таможенных процессов, развитие которых позволит реализовать переход к сервисно ориентированному таможенному администрированию. В связи с этим модель сквозного таможенного контроля также определяет значимость сервисной составляющей, позволяя реализовывать непрерывные функции в виде сервиса: предварительное информирование; неинтрузивный контроль; цифровой контроль; электронное декларирование, электронное предварительное декларирование, автоматический выпуск и т. д.

Итак, за счет внедрения элементов цифровой и сервисной адаптации предложенная модель сквозного таможенного контроля позволит участникам ВЭД и государству в значительной степени сократить временные и финансовые издержки, повысить эффективность таможенного контроля.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2021).

2. Приказ ФТС России от 15.01.2021 № 11 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2021-2023 годы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2021).

3. Бондаренко А. О. Реализация концепции «сервисная таможня» в условиях цифровой трансформации таможенного администрирования // Вызовы и решения для бизнеса: энергия регионов: сборник материалов II Международного внешнеэкономического научно-практического форума, 14 октября 2021 г. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2021. С. 48-52.

4. Лобас Т. В., Макрусев В. В. Цифровая трансформация таможенного регулятора: теория, проблемы и международный опыт их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 9-1. С. 65-79.

5. Макрусев В. В., Любкина Е. О. Интеллектуализация цифровых платформ экономики как прорывное направление развития: идея и достижимые уровни реализации // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие»: материалы всероссийских (национальных) научно-практических конференций, Санкт-Петербург, 1013 сентября 2021 года. СПб., 2021. С. 51-56.

6. Makrusev V., Vakhrushev V., Nasibullin A. Institutionalization of Intelligent Digital Customs // CoMeSySo 2020: Software Engineering Perspectives in Intelligent Systems. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1294. С. 12-19.

7. Абрамов А. С. Механизм повышения эффективности и качества таможенных услуг в сквозном процессе таможенного контроля: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Люберцы, 2019. 191 с.

8. Абрамов А. С. Структурно-функциональная схема сквозного процесса таможенного контроля как механизм повышения качества таможенной услуги // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 132-139.

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2021).

10. Давыдов Р. В. Модель совершения таможенных операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 32-38.

11. Бондаренко А. О. Организационная структура таможенных органов России в условиях становления сети электронных таможен и таможенных постов (центров электронного декларирования) // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов. Российская таможенная академия; под общ. ред. Н. Г. Липатовой; отв. за вып. Е. М. Богоева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2019. С. 5-9.

REFERENCES

1. Rasporyazhenie PraviteVstva RF ot 23.05.2020 no. 1388-r "Strategiya razvitiya tamozhennoj slu-zhbys Ro.ssij.skoj Federacii do 2030 goda" [Elektronnyj resurs] [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-р "Strategy of the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030" [Electronic resource]] // OficiaVny^j internet-por-talpravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://www.pravo. gov.ru (date of access: 12.12.2021). (In Russ.).

2. Prikaz FTS Rossii ot 15.01.2021 no. 11 "Ob utverzhdenii vedomstvennojprogrammy" cifrovoj trans-formacii FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" na 2021-2023 godyy" [Order of the FCS of Russia dated January 15, 2021 no. 11 "On approval of the departmental program of digital transformation of the Federal Customs Service for 2021-2023" [Electronic resource]] // OficiaVny^j internet-por-talpravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://www.pravo. gov.ru (date of access: 12.12.2021). (In Russ.).

3. Bondarenko A. O. Realizaciya koncepcii "servisnaya tamozhnya" v usloviyax cifrovoj transformacii tamozhennogo administrirovaniya [Implementation of the "service customs" concept in the context of the digital transformation of customs administration]. In: Vy'zovy* i resheniya dlya bizne-sa: e^nergiya regionov: sbornik materialov II Mezhdunarodnogo vneshnee'konomicheskogo nauch-no-prakticheskogo foruma. 14 oktyabrya 2021 g. [Challenges and solutions for business: energy of regions: collection of materials of the II International Foreign Economic Scientific and Practical Forum, October 14, 2021]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2021, pp. 4852. (In Russ.).

4. Lobas T. V., Makrusev V. V. Cifrovaya transformaciya tamozhennogo regulyatora: teoriya, prob-lemyy i mezhdunarodny^j opy\ ix resheniya [Digital transformation of the customs regulator: the

theory, problems and international experience of their solution]. In: Ekonomika: vchera, segod-nya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], 2019, vol. 9, no. 9-1, pp. 65-79. (In Russ.).

5. Makrusev V. V., Lyubkina E. O. Intellektualizaciya cifrovy^xplatform eskonomiki kakprorysvnoe napravlenie razvitiya: ideya i dostizhimyse urovni realizacii [Intellectualization of digital platforms of the economy as a breakthrough direction of development: the idea and achievable levels of implementation]. In: Sbornik izbranny^x statejpo materialam nauchny^x konferencij GNII "Nac-zrazvitie": materialy" Vserossijskix (nacionaVnysx) nauchno-prakticheskix konferencij, Sankt-Pe-terburg, 10-13 sentyabrya 2021 goda [Collection of selected articles based on the materials of scientific conferences of the National Research Institute "National Development": materials of All-Russian (national) scientific and practical conferences, Saint Petersburg, September 10-13, 2021]. Saint Petersburg, 2021, pp. 51-56. (In Russ.).

6. Makrusev V., Vakhrushev V., Nasibullin A. Institutionalization of Intelligent Digital Customs. In: CoMeSySo 2020: Software Engineering Perspectives in Intelligent Systems. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2020, vol. 1294, pp. 12-19. (In English).

7. Abramov A. S. Mexanizm povyssheniya effektivnosti i kachestva tamozhenny^x uslug v skvoznom processe tamozhennogo kontrolya: dis.... kand. e^kon. nauk [Mechanism for improving the efficiency and quality of customs services in the cross-cutting process of customs control: dis. ... kand. econ. nauk]. Moscow, 2006. 181 p. (In Russ.).

8. Abramov A. S. Struktwrno-funkcionatnaya sxema skvoznogo processa tamozhennogo kontrolya kak mexanizm povy^sheniya kachestva tamozhennoj uslugi [Structural and functional scheme of comprehensive process of customs control as the mechanism for improving the quality of customs services]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2018, no. 1, pp. 132-139. (In Russ.).

9. Tamozhenny^j kodeks Evrazijskogo e^konomicheskogo soyuza (prilozhenie no. 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e^konomicheskogo soyuza) [E^lektronny^j resurs] [Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [Electronic resource]] // OficiaVny^j internet-portalpravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 12.12.2021). (In Russ.).

10. Davydov R. V. Model" soversheniya tamozhenny^x operacij otpunktov propuska do mesta naxozh-deniya poluchatelya tovara [Model of improvement of customs operations from checkpoints to the location of the recipient of the goods]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2019, no. 3, pp. 32-38. (In Russ.).

11. Bondarenko A. O. Organizacionnaya struktura tamozhenny^x organov Rossii v usloviyax stanov-leniya seti elektronny^x tamozhen i tamozhenny^x postov (centrov e^lektronnogo deklarirovani-ya) [Improvement of the organizational structure of customs of actual control on example Rostov customs in condition of the establishment of South e-customs]. In: Issledovanie problem tamozhennogo dela: sbornik statej aspirantov / pod obshh. red. N. G. Lipatovoj; otv. za vy^p. E. M. Bogoeva [Investigation of customs issues: a collection of articles by graduate students / under the general editorship of N. G. Lipatova; rel. for the issue of E.M. Bogoeva]. Moscow, Editorial and Publishing Department of the Russian Customs Academy, 2019, pp. 5-9. (In Russ.).

Информация об авторе

Бондаренко Андрей Олегович - младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону, Буденновский проспект, 20; аспирант кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: a_o_bond@mail.ru, тел.: 8 (863) 262-00-11.

Information about the author

Bondarenko Andrey O. - junior scientist of the research department, Rostov branch of the Russian Customs Academy, 20 Budennovsky prospect, Rostov-on-Don 344002, Russian Federation; postgraduate student of the department of management, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail: a_o_ bond@mail.ru, tel.: 8 (863) 262-00-11.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Бондаренко А. О. Модель сквозного таможенного контроля в условиях цифровой и сервисной адаптации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 144-155.

For citation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bondarenko A. O. Cross-Cutting Customs Control Model in Conditions of Digital and Service Adaptation. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2022, no. 1, pp. 144-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.