static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gcz MkPF.pdf (дата обращения: 03.10.2022).
15. Гетман А. Г. Цифровизация механизмов взаимодействия правообладателей с ФТС России при получении государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сборник трудов конференции / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2021. С. 64-69.
информация об авторе
Курихин Сергей Валерьевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected], тел.: 8 (905) 567-12-42.
конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Курихин С. В. Влияние цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 40-53.
УДК 339.543
DOI 10.54048/20727240_2022_04_53
повышение качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при сквозном таможенном контроле на основе технологии блокчейн
А. о. Бондаренко1, о. А. Мищенко1
1 Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрены возможности повышения качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на основе технологии блокчейн. Предложен механизм предоставления таможенных услуг в процессе сквозного таможенного контроля в целях упрощения административных процедур информационного взаимодействия, представлены результаты разработки модели процесса сквозного таможенного контроля на основе технологии блокчейн, в реализации которого учтены основные положения «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», определяющие необходимость расширения потенциала автоматизации и внедрения механизмов искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов. Методологической основой исследования являются такие методы, как анализ и синтез, системный и процессный подходы, структурно-функциональное моделирование.
© Бондаренко А. О., Мищенко О. А., 2022
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, блокчейн, информационное взаимодействие, процесс сквозного таможенного контроля, таможенное администрирование, таможенный контроль, таможенные органы, таможенная услуга, цифровизация, интеллектуализация.
improving the quality of information interaction between participants in foreign economic activity and customs authorities in the cross-cutting customs control process based on blockchain technology
a. o. Bondarenko1, o. A. Mischenko1
1 Rostov Branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russian Federation
Abstract. The paper contains the results of analysis of the possibilities of improving the quality of information interaction between participants in foreign economic activity and customs authorities based on blockchain technology. The authors propose a mechanism for providing customs services in the process of end-to-end customs control in order to simplify administrative procedures for information interaction, the results of the development of a model of the cross-cutting customs control process based on blockchain technology are presented, the implementation of which takes into account the main provisions of the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030, determining the need to expand the potential of automation and the introduction of artificial intelligence mechanisms in the activity customs authorities. The methodological basis of the research is such methods as analysis and synthesis, system and process approaches, structural and functional modeling.
Keywords: foreign economic activity, blockchain, information interaction, cross-cutting customs control process, customs administration, customs control, customs authorities, customs service, digitalization, intellectualization.
введение
В настоящее время в развитии системы таможенного администрирования особое место занимают процессы цифровизации и интеллектуализации технологической платформы информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенных органов. Обеспечение повышения качества их взаимодействия необходимо осуществлять с применением таких цифровых технологий, как блокчейн, искусственный интеллект, интеллектуальный анализ данных и прочие.
В системе таможенного администрирования на современном этапе важную роль играет развитие и применение технологий, позволяющих упростить совершение экспортно-импортных операций. Поскольку цифровая трансформация затрагивает изменение всех бизнес-процессов на уровне каждого экономического субъекта, особую значимость приобретает решение проблем повышения качества информационного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. Рассмотрению данной проблемы посвящены работы, раскрывающие как вопросы внедрения цифровых процессов и проведения на их основе трансформации системы таможенного администрирования, так и повышения качества информационного взаимодействия [1, 2, 3, 4].
Однако научные исследования в большей степени освещают аспекты интеллектуализации и сервисной адаптации таможенных процессов; полученные результаты, как правило, не отражают возможности применения цифровых механизмов, таких как блокчейн, в процессе сквозного таможенного контроля. В рамках «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» данная проблема является актуальной, поскольку позволяет производить преобразования в деятельности таможенных органов в условиях полномасштабной цифровизации и автоматизации процессов [5].
Необходимость внедрения цифровых технологий в таможенные процессы подтверждается результатами анализа как отечественного [6], так и зарубежного опыта [7, 8] технологических и структурных преобразований в системе таможенного администрирования. В связи с этим в рамках настоящего исследования предлагается механизм предоставления таможенных услуг в процессе сквозного таможенного контроля на основе технологии блокчейн.
Актуальность исследования обусловлена потребностями участников ВЭД и таможенных органов в эффективном информационном взаимодействии в целях упрощения процедур торговли и повышения качества таможенного администрирования и предоставляемых таможенных услуг.
Цель исследования - представление предложений по повышению качества информационного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов в процессе сквозного таможенного контроля на основе технологии блокчейн.
использование технологии блокчейн для повышения качества взаимодействия участников вэд и таможенных органов
Одним из ключевых направлений развития системы таможенного администрирования является переход к качественному высокотехнологичному процессу обработки данных на основе цифровой трансформации всех бизнес-процессов, выстраиваемых при взаимодействии участников ВЭД и контролирующих органов. Такие технологии формируют безбарьерную среду внешней торговли, повышают интерес компаний к развитию ВЭД в стране, снижают риски в области информационной безопасности при информационном взаимодействии участников ВЭД и таможенных органов.
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в настоящее время также происходят довольно активные изменения в сфере цифровой трансформации экономик стран-участниц. Использование цифровых технологий направлено на планомерное внедрение действенных методов, которые позволят обеспечить безопасность как на государственном, так и на международном уровне в сфере внешнеэкономического содействия развитию торговли. Несмотря на постепенный переход к совершению трансграничных торговых операций на основе процессов цифровизации, достижения полноценного применения новых технологий не удалось добиться [9], что определяет значимость исследования вопроса о внедрении современных технологий, например блокчейн, как основы повышения качества
таможенного администрирования и возможности упрощения процедур взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД (рис. 1).
Упрощение процедуры прохождения
модернизация СУР
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на основе технологии блокчейн
Блокчейн-технология - это система распределенного реестра данных, позволяющая совершать различные транзакции (финансовые, производственные, технологические и др.) за счет построения цепочки блоков, в которых хранение информации зашифровано специальным хэш-идентификатором с уникальным номером, что позволяет повышать информационную безопасность формируемых операций, а также создает возможность их согласования и подтверждения исполнения всеми заинтересованными лицами.
Внедрение технологии блокчейн в таможенных органах способно повысить качество следующих бизнес-процессов:
- сокращение объема бумажного документооборота;
- проведение таможенного контроля на всех стадиях прохождения таможенных формальностей;
- автоматическое списание таможенных платежей;
- отслеживание данных от иных контролирующих органов, таких как лицензии, разрешения, сертификаты о происхождении и др.;
- прослеживаемость товаров;
- упрощение алгоритма международной доставки грузов и управления цепью поставок.
Рассматривая блокчейн-технологию с целью применения в таможенном деле, отметим, что данный механизм имеет следующие особенности:
- каждый последующий блок содержит вводную информацию из предыдущих блоков;
- запись блока основывается на консенсусе и открытой истории транзакций;
- осуществление валидации операции как основы ее легитимности;
- невозможность внесения корректировок в закрытый блок.
Децентрализованная операционная среда позволит таможенным органам осуществлять таможенные операции без привлечения оператора, что способствует сокращению издержек на хранение данных и их централизованному администрированию.
Все осуществляемые таможенные операции на основе технологии блокчейн являются безотзывными, поскольку строятся на основе математического алгоритма и подлежат регистрации в общей цепи блоков с сохранением временной метки и идентификации исполнителя. Это позволит должностным лицам таможенных органов корректно реализовывать ход выполнения транзакций и стимулировать их на повышение обеспечения стабильности работы в ходе прохождения таможенных формальностей участниками ВЭД, а также своевременно обнаруживать правонарушителей в ходе проведения таможенного контроля на этапе после выпуска товаров [10].
Цифровая трансформация таможенных бизнес-процессов на основе технологии блокчейн позволит повысить:
- эффективность проведения таможенного контроля товаров;
- взаимодействие сторон - участниц внешнеторговых процессов;
- качество работы таможенных органов различных государств;
- прозрачность в совершении таможенных операций;
- уровень доверия между участниками ВЭД и таможенными органами;
- скорость и объемы товарооборота между странами.
Сложившаяся в настоящее время сложная внешнеполитическая ситуация ставит перед федеральными органами исполнительной власти новые задачи по реализации качественных информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса. Глобализация процессов внедрения цифровых технологий в различные секторы экономики стимулирует государственные органы тщательно прорабатывать возможность применения технологии блокчейн в различных направлениях деятельности. Так, возможности технологии распределенного реестра в деятельности таможенных органов могут быть использованы в следующих направлениях [11]:
1) предоставление таможенных услуг в процессе таможенного контроля;
2) автоматический выпуск товаров;
3) комплексный анализ цепи поставки в целях модернизации системы управления рисками (СУР);
4) взаимодействие контролирующих органов с целью передачи информации о цепи поставок участников ВЭД;
5) совершенствование системы прослеживаемости товаров по аналогии с технологией «умных контрактов» (smart contracts);
6) администрирование таможенных платежей и др.
механизм предоставления таможенных услуг в процессе сквозного таможенного контроля с применением цифровых технологий информационного взаимодействия
В целях совершенствования механизма предоставления таможенных услуг при ввозе товаров авторами предложена модель процесса сквозного таможенного контроля на основе технологии блокчейн (рис. 2).
Применение децентрализованной базы данных операций по проведению таможенного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС позволит полностью отказаться от проверки разрешительных документов на бумажных носителях. Создание такой системы с участием контролирующих органов различных инстанций, а также участников ВЭД позволит на основе технологий сквозных данных осуществлять транзакции по выпуску иностранных товаров. Взаимодействие всех участников транзакций на основе валидации операций создают записи, которые становятся общепризнанными и доступными в распределенном реестре данных. Все участники базы данных, имеющие право на подтверждение транзакций, осуществляют это на основе подписи хэш-ключами, проверку которых проводит встроенная система безопасности блокчейн, и, если запись верна, происходит закрытие транзакции и записи ее в блок. Создаваемая цепочка последовательных блоков позволит хранить необходимую информацию о произведенных операциях с временными метками их проведения и определением на каждом этапе контроля ответственных лиц.
Основные этапы в процессе сквозного таможенного контроля представлены в научной статье «Модель сквозного таможенного контроля в условиях цифровой и сервисной адаптации» [12]. Однако в данном исследовании не уделяется должного внимания внедрению цифровых технологий информационного взаимодействия на примере блокчейн. В связи с этим рассмотрим основные этапы упрощенного формата прохождения таможенных формальностей в процессе сквозного таможенного контроля на основе использования технологии блокчейн, в которой отдельные блоки выступают в качестве отдельных сервисов, предоставляемых участникам ВЭД в процессе взаимодействия с таможенными органами при проведении таможенного контроля.
Источи и к: составлено авторами.
Рис. 2. Модель процесса сквозного таможенного контроля на основе технологии блокчейн
Этап 1. Форматно-логический контроль. Последовательная цепочка операций, образующих отдельные блоки в системе блокчейн, формирует внутренние транзакции данного этапа. К таким операциям относятся:
1.1. Подача электронной предварительной декларации на товары (ЭПДТ). Декларант через информационную систему декларанта подает ЭПДТ, которая на уровне серверов главного центра обработки данных проходит форматно-логический контроль.
1.2. Автоматическое формирование ПИ. При успешной реализации форматно-логического контроля на основе ЭПДТ автоматически формируется предварительная информация (ПИ).
1.3. Распределение ЭПДТ в центр электронного декларирования (ЦЭД); направление ПИ в интеллектуальный пункт пропуска (ИПП). Далее направленные и сформированные таможенные документы (ЭПДТ и ПИ) поступают в соответствующие таможенные органы (ЦЭД и ИПП) для совершения дальнейших операций.
1.4. Автоматическая регистрация ПИ и ЭПДТ. При успешном прохождении форматно-логического контроля ЭПДТ и ПИ автоматически регистрируются в ЦЭДе и ИПП соответственно.
Э т а п 2. Документальный контроль. Внутренние транзакции данного этапа формируются являющейся продолжением цепочки операций этапа форматно-логического контроля последовательностью операций, образующих отдельные блоки в системе блокчейн. К таким операциям относятся:
2.1. Автоматическая проверка ЭПДТ с применением СУР. После автоматической регистрации ЭПДТ в ЦЭДе осуществляется ее автоматическая проверка на наличие таможенных рисков.
2.2. Подтверждение возможности автоматического выпуска (АВ) по результатам документального контроля. При отсутствии таможенных рисков по результатам документального контроля подтверждается возможность АВ.
2.3. Ожидание прибытия товаров и результатов цифрового контроля. АВ возможен только после прибытия товаров и результатов цифрового контроля, дающих основание полагать, что товарная партия является безрисковой.
Э т а п 3. Цифровой контроль. Внутренние транзакции данного этапа формируются являющейся продолжением цепочки операций этапа документального контроля последовательностью операций, образующих отдельные блоки в системе блокчейн. К таким операциям относятся:
3.1. Автоматическая проверка ПИ с применением СУР. В ИПП осуществляется автоматическая проверка ПИ на наличие таможенных рисков.
3.2. Проведение фактического контроля с применением цифровых когнитивных технологий. При отсутствии таможенных рисков в процессе проверки ПИ транспортное средство может следовать через «зеленый» коридор, где в ИПП производится автоматическое распознание регистрационного номера транспортного средства, после чего оно допускается на территорию пункта пропуска. Также данный механизм позволяет произвести автоматический радиационный контроль
и контроль температуры тела. Далее сотрудниками пограничной службы осуществляется паспортный контроль и в автоматическом режиме весогабаритный контроль и осмотр груза с применением поточного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК).
3.3. Автоматическая сверка результатов контроля со сведениями, заявленными в ПИ. По результатам фактического цифрового контроля осуществляется автоматическая сверка со сведениями, заявленными в ПИ. Так, интеллектуальный анализ снимков ИДК позволяет автоматически определять соответствие фактических сведений о товарной партии декларируемым. При успешном прохождении сверки производится следующий этап.
3.4. Подтверждение возможности АВ по результатам цифрового контроля. При полном отсутствии таможенных рисков на всех этапах прохождения таможенных формальностей, успешной сверке результатов контроля с документальными сведениями подтверждается возможность АВ.
3.5. АВ в ИПП. Товары в автоматическом режиме выпускаются и помещаются под таможенную процедуру. Далее товары могут быть использованы в соответствии с заявленной процедурой.
заключение
Представленные в настоящем исследовании предложения по повышению качества информационного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов заключаются в формировании механизма предоставления таможенных услуг в процессе сквозного таможенного контроля на основе технологии блокчейн.
Предложенный в статье механизм учитывает активное использование цифровых когнитивных технологий, основанных на применении искусственного интеллекта, интеллектуального анализа данных, блокчейн. Важный акцент в реализации механизма информационного взаимодействия в процессе сквозного таможенного контроля сделан на возможности однократного представления документов в таможенные органы в рамках технологии электронного предварительного декларирования.
Применение элементов цифровой трансформации, в частности технологии блокчейн и механизмов сервисной адаптации, с целью повышения качества взаимодействия предприятий - участников ВЭД и таможенных органов позволит в значительной степени сократить временные и финансовые издержки участникам ВЭД и государству, повысить эффективность таможенного контроля.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Макрусев В. В., Любкина Е. О. Концепция интеллектуализации технологической платформы цифровой экономики // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компе-тентностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 февраля 2022 года. СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина), 2022. С. 82-85.
2. Макрусев В. В., Любкина Е. О. Интеллектуализация цифровых платформ экономики как прорывное направление развития: идея и достижимые уровни реализации // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие»: материалы Всероссийских (национальных) научно-практических конференций, Санкт-Петербург, 10-13 сентября 2021 года. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. С. 51-56.
3. Иванча И. И., Кудрявцев О. Е., Сеничев В. А. Основные тренды трансформации таможенной службы России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 2 (78). С. 25-29.
4. Кудрявцев О. Е., Сеничев В. А. Возможности применения перспективных информационных технологий в таможенной сфере // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 4. С. 120-126.
5. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.08.2022).
6. Бондаренко А. О. Цифровая трансформация деятельности таможенных органов Российской Федерации на примере технологии автоматического выпуска // Вестник университета. 2021. № 11. С. 24-30.
7. Бондаренко А. О. Анализ зарубежного опыта развития организационной структуры таможенных органов в условиях цифровой и сервисной адаптации // Экономика и предпринимательство. 2021. № 10 (135). С. 937-941.
8. Бондаренко А. О. Цифровая и сервисная адаптация организационной структуры на примере таможенной службы Республики Корея // Управление и экономическая безопасность: страна, регион, малый и средний бизнес (новые вызовы экономики и задачи по развитию МСП страны и региона): сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 26-27 ноября 2021 года. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2021. С. 85-90.
9. Гильяно А. А., Мищенко О. А. Особенности применения технологий блокчейн при оформлении международных торговых сделок // Век качества. 2021. № 3. С. 76-93.
10. Бубель А. И. Возможности использования блокчейна и виртуальных токенов в таможенных операциях // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. № 3. С. 14-22.
11. Коровяковский Д. Г. Использование технологий блокчейн в таможенном деле: зарубежный опыт и российские перспективы // Таможенное дело. 2018. № 2. С. 3-8.
12. Бондаренко А. О. Модель сквозного таможенного контроля в условиях цифровой и сервисной адаптации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1 (58). С. 144-155.
информация об авторах
Бондаренко Андрей Олегович - младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, преподаватель кафедры информатики и информационных таможенных технологий, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону, Буденновский проспект, 20, e-mail: [email protected], тел.: (863) 262-00-11;
Мищенко Оксана Анатольевна - старший преподаватель кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону, Буденновский проспект, 20, e-mail: [email protected], тел.: (863) 263-01-09.
конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
для цитирования
Бондаренко А. О., Мищенко О. А. Повышение качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при сквозном таможенном контроле на основе технологии блокчейн // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 53-63.
УДК 339.56
DOI 10.54048/20727240_2022_04_63
современные технологии в таможенной экспертизе полимеров
т. Е. ивахненко1
1 Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения двух наиболее эффективных методов физико-химического анализа полимеров: ИК-спектрометрии и дифференциальной сканирующей калориметрии и сделаны выводы относительно перспектив использования метода ядерного магнитного резонанса для идентификации полиэтилена в таможенных целях. Полиэтилен в первичных формах составляет значительную долю в импорте полимерного сырья в Российскую Федерацию. Существенная разница в ставках ввозной пошлины на подсубпозиции, включающие полиэтилены в первичных формах, отличающиеся физико-химическими характеристиками, обусловливает высокий риск недостоверного декларирования данных товаров. Особенности классификации полиэтиленов в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяют необходимость идентификации таких показателей, как качественный химический состав, наличие и соотношение в полимере сополимерных звеньев, плотность, структура полимера и др. Особое значение имеет необходимость идентификации типа полиэтилена. Для выявления характеристик, по которым можно отнести полиэтилен к одному из типов для классификации полимерного сырья в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, необходимо проведение последовательной идентификации с применением комплекса современных высокотехнологичных методов физико-химического исследования.
Ключевые слова: таможенная экспертиза, идентификация, полимеры этилена, физико-химические методы анализа.
modern technologies in the customs examination of polymers
Т. E. Ivakhnenko1
1 Rostov Branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russian Federation
Abstract. The article discusses the features of using the two most effective methods for the physicochemi-cal analysis of polymers: IR-spectrometry and differential scanning calorimetry, and draws conclusions regarding the prospects for using the nuclear magnetic resonance method to identify polyethylene for customs purposes. Polyethylene in primary forms makes up a significant share in the import of polymer raw materials to the Russian
© Ивахненко Т. Е., 2022