Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1810
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ / РАЗДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФАКТИЧЕСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СРОКИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муратов Роман Александрович, Александров Денис Леонидович

В статье рассмотрены основные направления взаимодействия центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля в процессе осуществления таможенного контроля при декларировании товаров. Представлена действующая модель взаимодействия между таможенными постами фактического контроля и центрами электронного декларирования. Дана краткая характеристика основных проблем взаимодействия и причин их возникновения. Установлены причины, препятствующие возбуждению административных дел при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предложены меры, направленные на исключение фактов нарушения таможенного законодательства со стороны таможенных органов. С учетом ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2021-2023 гг. рассмотрены резервы, связанные с сокращением непроизводственных издержек при таможенном контроле, в частности сокращение сроков совершения таможенных операций за счет автоматизации отдельных процессов, при сохранении необходимых параметров эффективности и качества данного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Муратов Роман Александрович, Александров Денис Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF ELECTRONIC DECLARATION CENTERS AND CUSTOMS POSTS OF ACTUAL CONTROL IN THE CONDITIONS OF SEPARATION OF DOCUMENTARY AND ACTUAL CUSTOMS CONTROL

The article considers the main directions of interaction between electronic declaration centers and customs posts of actual control in the process of customs control during the declaration of goods. The current model of interaction between customs posts of actual control and electronic declaration centers is presented. A brief description of the main problems of interaction and the causes of their occurrence is given. The reasons preventing the initiation of administrative cases when identifying signs of an administrative offense provided for in part 2 of Article 16.2 of the Administrative Code of the Russian Federation are established. The measures aimed at excluding the facts of violation of customs legislation by the customs authorities are proposed. Taking into account the departmental program of digital transformation of the Federal Customs Service for 2021-2023, the reserves associated with the reduction of non-production costs during customs control, such as reducing the timing of customs operations by automating individual processes, while maintaining the necessary parameters of efficiency and quality of this control, are considered.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ»

Для цитирования

Алискеров А. Р., Павленко О. В., Пшеничникова В. Г. Актуальные вопросы идентификации и экспертизы табака жевательного в таможенных целях // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 72-81.

УДК 339

DOI 10.54048/20727240_2022_02_81

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Р. А. Муратов1, 2, Д. Л. Александров1

1 Центральная электронная таможня, Москва, Российская Федерация

2 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления взаимодействия центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля в процессе осуществления таможенного контроля при декларировании товаров. Представлена действующая модель взаимодействия между таможенными постами фактического контроля и центрами электронного декларирования. Дана краткая характеристика основных проблем взаимодействия и причин их возникновения. Установлены причины, препятствующие возбуждению административных дел при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предложены меры, направленные на исключение фактов нарушения таможенного законодательства со стороны таможенных органов. С учетом ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2021-2023 гг. рассмотрены резервы, связанные с сокращением непроизводственных издержек при таможенном контроле, в частности сокращение сроков совершения таможенных операций за счет автоматизации отдельных процессов, при сохранении необходимых параметров эффективности и качества данного контроля.

Ключевые слова: центр электронного декларирования, таможенный пост фактического контроля, разделение таможенного контроля, документальный таможенный контроль, фактический таможенный контроль, сроки совершения таможенных операций.

INTERACTION OF ELECTRONIC DECLARATION CENTERS AND CUSTOMS POSTS OF ACTUAL CONTROL IN THE CONDITIONS OF SEPARATION OF DOCUMENTARY AND ACTUAL CUSTOMS CONTROL

R. A. Muratov1, 2, D. L. Alexandrov1

1 Central Electronic Customs, Moscow, Russian Federation

2 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article considers the main directions of interaction between electronic declaration centers and customs posts of actual control in the process of customs control during the declaration of goods. The current

© Муратов Р. А., Александров Д. Л., 2022

model of interaction between customs posts of actual control and electronic declaration centers is presented. A brief description of the main problems of interaction and the causes of their occurrence is given. The reasons preventing the initiation of administrative cases when identifying signs of an administrative offense provided for in part 2 of Article 16.2 of the Administrative Code of the Russian Federation are established. The measures aimed at excluding the facts of violation of customs legislation by the customs authorities are proposed. Taking into account the departmental program of digital transformation of the Federal Customs Service for 2021-2023, the reserves associated with the reduction of non-production costs during customs control, such as reducing the timing of customs operations by automating individual processes, while maintaining the necessary parameters of efficiency and quality of this control, are considered.

Keywords: electronic declaration center, customs post of actual control, division of customs control, documentary customs control, actual customs control, timing of customs operations.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений в работе по повышению конкурентоспособности отечественной экономики для Федеральной таможенной службы (ФТС России) на 2022 г. остается оптимизация и улучшение процессов таможенного контроля в целях снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенный контроль - это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации (РФ), представляющих совокупность мер и действий, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства РФ и осуществляемых уполномоченными таможенными органами [1].

На сегодняшний день целевые ориентиры развития ФТС России напрямую связаны не только с упрощением таможенных процедур и максимальным содействием внешнеторговой деятельности, но и с широкомасштабной цифровизацией таможенной деятельности.

Процесс цифровизации состоит в непрерывном развитии цифровых технологий и их последующем внедрении в государственные и общественные институты [2]. Однако цифровизация имеет специфичную для такого процесса черту - быстрое развитие, вследствие чего каждый общественный или государственный институт вынужден адаптироваться в максимально короткие сроки [3].

С учетом ведомственной программы цифровой трансформации ФТС России на 2021-2023 г. [4] существенным резервом по сокращению непроизводственных издержек при таможенном контроле является сокращение сроков совершения таможенных операций за счет автоматизации отдельных процессов при сохранении необходимых параметров эффективности и качества данного контроля.

В 2020 г. завершена реформа таможенных органов: в России уже функционируют региональные электронные таможни (РЭТ), 16 центров электронного декларирования (ЦЭД), таможни и таможенные посты фактического контроля (ТПФК).

В условиях создания единой сети РЭТ и ЦЭДов, а также разделения документального и фактического таможенного контроля основой работы ЦЭДов и ТПФК является технология удаленного выпуска [5, 6]. В рамках данной технологии

ЦЭДы осуществляют тесное электронное взаимодействие с различными подразделениями ФТС России, в том числе и в автоматическом режиме.

Из этого можно сделать вывод, что процесс цифровизации деятельности таможенных органов уже происходит и позволяет улучшить данную сферу. Однако в условиях создания единой сети РЭТ и ЦЭДов, а также применения практики «модели разделенного таможенного контроля» инструменты, используемые ранее при реализации управленческих решений, стали меньше соответствовать необходимым требованиям и периодически давать сбои. Причиной этого послужило отсутствие механизма непрерывного мониторинга и управления таможенными операциями в рамках единого процесса таможенного контроля, разделенного между ЦЭДами и ТПФК, который бы обеспечил сочетание новых цифровых технологий, применяемых при документальном контроле, с инструментами, находящимися в распоряжении ТПФК при фактическом контроле, в рамках вышеуказанного процесса.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

С ТАМОЖЕННЫМИ ПОСТАМИ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами, регламентирующими взаимодействие ТПФК и ЦЭДов, являются следующие:

- приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [5];

- приказ ФТС России от 01.11.2013 № 2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [6];

- письмо ФТС России от 07.10.2019 № 01-11/61649 «О порядке совершения таможенных операций» [7].

Следует отметить, что указанные приказы изданы до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [8] и содержат различные требования к срокам совершения отдельных таможенных операций.

В данной ситуации целесообразно проведение работы по изданию нормативного правового акта, регламентирующего порядок взаимодействия ЦЭДов и ТПФК, основанного на положениях действующего ТК ЕАЭС и учитывающего положения таможенного законодательства в части применения системы управления рисками (СУР).

Вышеперечисленные документы регламентируют порядок и особенности совершения таможенных операций, а также определяют сроки осуществления должностными лицами таможенных органов РФ действий при таможенном декларировании товаров в ЦЭДах.

Информационное взаимодействие ЦЭДа и ТПФК в рамках разделения таможенного контроля представлено на рис. 1.

Рис. 1. Взаимодействие ЦЭДа и ТПФК в рамках разделения таможенного контроля

На сегодняшний день взаимодействие осуществляется по четырем основным направлениям.

1. Подтверждение размещения товаров, ввезенных на территорию РФ, на складе временного хранения (СВХ), в ином месте временного хранения или прилегающей к СВХ зоне или иному месту временного хранения (зоне таможенного контроля) (ЗТК), в целях принятия решения о регистрации декларации на товары (ДТ).

2. Проведение проверки документов и сведений, заявленных в графе 44 ДТ, путем сопоставления информации, заявленной в ЭДТ, и информации, содержащейся в транспортных (перевозочных), коммерческих и иных сопроводительных документах.

3. Применение в отношении декларируемых товаров фактического таможенного контроля (досмотра/осмотра, отбора проб и (или) образцов).

4. Представление оригинала сертификата о происхождении товаров на бумажном носителе (при необходимости).

Как показывает практика, в условиях внедрения «межпостовой диспетчеризации» [9] и постоянного увеличения объема декларационного массива традиционно сложившийся механизм организации взаимодействия ЦЭДов и ТПФК в рамках совершения вышеуказанных таможенных операций не всегда соответствует необходимым требованиям.

Периодически фиксируется нарушение сроков совершения таможенных операций, установленных ТК ЕАЭС [8], что указывает на необходимость совершенствования действующего порядка совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов (ДЛТО).

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ С ТАМОЖЕННЫМИ ПОСТАМИ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Превышение сроков проведения проверки документов и сведений путем сопоставления информации, заявленной в ДТ, и информации, содержащейся в транспортных (перевозочных), коммерческих и иных сопроводительных документах.

Основными причинами превышения времени проведения сверки сведений являются:

- нештатные ситуации, связанные с работой информационно-коммуникационных технологий таможенных органов;

- несоответствие графиков работы ТПФК и ЦЭДов (отсутствие синхронизации графика работы ТПФК с графиком работы ЦЭДа, разница в часовых поясах);

- субъективные причины.

Предстоящая автоматизация данной таможенной операции позволит сократить сроки ее совершения. Однако данный факт сведет к нулю участие должностных лиц ТПФК в сопоставлении в рамках декларирования товаров информации из ДТ со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и иных сопроводительных документах, что в итоге повысит риск предоставления недостоверной информации со стороны участников ВЭД.

2. Направление результатов применения таможенного контроля в форме таможенного досмотра/осмотра за пределами сроков выпуска товаров, установленных требованиями п. 6 ст. 119 ТК ЕАЭС [8].

По результатам анализа деятельности Центральной электронной таможни установлено, что основными причинами превышения установленных ст. 119 ТК ЕАЭС [8] сроков выпуска товаров являются:

- увеличение очереди товарных партий, подлежащих таможенному досмотру;

- большая номенклатура и ассортимент досматриваемых товаров;

- увеличение количества таможенных досмотров в объеме 100%;

- проведение полного взвешивания товаров с учетом большого ассортимента (артикулов) досматриваемых товаров;

- несвоевременное представление или непредставление владельцами СВХ товарных партий для проведения таможенных операций, связанных с проведением таможенного досмотра/осмотра;

- направление из ЦЭДов на ТПФК уведомлений о необходимости проведения таможенного досмотра в срок, превышающий установленный положением п. 1 ст. 119 ТК ЕАЭС [8] (на следующий день после регистрации ДТ или позже).

Данные обстоятельства приводят к тому, что на момент принятия решения о помещении декларируемых товаров под заявленную таможенную процедуру у должностного лица ЦЭДа отсутствуют результаты проводимого таможенного досмотра/осмотра и сведения о начале его проведения.

Дополнительно отметим, что совершение действий по выпуску/отказу в выпуске товаров в штатном программном средстве таможенных органов АИС «АИСТ-М» (штатное программное средство ТО) невозможно до поступления авторизованного сообщения «Результаты фактического контроля», что не позволяет принимать решение в отношении товаров должностными лицами ЦЭДов с соблюдением требований п. 6 ст. 119 ТК ЕАЭС.

Статья 125 ТК ЕАЭС [8] содержит закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в выпуске товаров. Подпунктом 5 п. 1 предусмотрено основание для отказа в выпуске - непредъявление товара по требованию таможенного органа в пределах сроков выпуска товаров, установленных п. 3 и 6 ст. 119 ТК ЕАЭС [8]. Однако в случае если товар предъявлен для таможенного досмотра/ осмотра, но таможенный досмотр/осмотр не завершен в сроки выпуска товаров, основания для отказа в выпуске товаров ст. 125 ТК ЕАЭС [8] не предусмотрены.

Так, обоснованность принятия решения об отказе в выпуске товаров при незавершении начатого таможенного досмотра/осмотра является проблемой, даже в случае решения вопроса о технической возможности принятия такого решения в программном средстве ТО.

При принятии решения об отказе в выпуске товаров в случае, когда таможенный досмотр начат, но не завершен, повторная подача ДТ влечет появление дополнительных издержек у добросовестных участников ВЭД, а также повышает риск выпуска товаров без учета результатов фактического контроля при повторной подаче ДТ должностным лицом ЦЭДа при отсутствии в настоящее время автоматической системы, позволяющей идентифицировать товарную партию и информировать должностное лицо ЦЭДа о повторной подаче ДТ.

У данной ситуации есть еще одна негативная сторона - в соответствии с разъяснениями по квалификации административных правонарушений по ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [10], направленными письмом ФТС России от 30.04.2015 № 18-12/21021 «О направлении разъяснений» [11], доказательством заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является в том числе решение о корректировке таможенной стоимости, форма корректировки ДТ.

Согласно актам таможенного досмотра (АТД), полученным после принятия решения об отказе в выпуске товаров, выявляются признаки административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ [10]. Однако учитывая, что данный состав является материальным, необходимо зафиксировать взаимосвязь между заявленными при подаче ДТ недостоверными сведениями и подлежащими доначислению таможенными платежами. Требование о внесении изменений в ДТ после отказа в выпуске товаров не выставляется, корректировка сведений, заявленных в ДТ, не осуществляется. При повторной подаче ДТ декларантом указываются сведения о товаре, полученные в результате фактического контроля согласно АТД.

В рассматриваемых ситуациях событие административного правонарушения отсутствует, поскольку привлечение лица к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о товарах, выявленное в результате фактического контроля (таможенного досмотра/осмотра), решение о проведении которого принято по ДТ, по которой впоследствии принято решение об отказе в выпуске товаров в связи с непредъявлением товара к досмотру (подп. 5 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС), однозначно приведет к отмене постановления и признанию его незаконным, тем самым предоставляя возможность недобросовестным участникам ВЭД

уйти от административной ответственности по выявленным в рамках фактического контроля нарушениям при повторном декларировании.

3. Направление в ЦЭД актов таможенного досмотра, в которых отсутствуют информация, установленная требованиями Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» [12], а также сведения, требуемые к указанию в соответствии с примечаниями к мерам по минимизации рисков выявленных профилей рисков.

При проведении документального таможенного контроля должностными лицами ЦЭДов выявляется значительное количество нарушений требований таможенного законодательства, связанных с заявлением недостоверных сведений о весе брутто/нетто товаров в ДТ, что в дальнейшем вследствие перераспределения транспортных расходов влечет изменение таможенной стоимости товаров, доначисление таможенных платежей и, как следствие, возбуждение дела об административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ [10].

Недостоверные сведения о весе брутто/нетто товаров выявляются при проведении таможенных досмотров, назначенных в рамках СУР.

В ряде случаев таможенный досмотр проводится в объеме 10-50% с выборочным взвешиванием, с частичным вскрытием, пересчетом товаров выборочно (пересчет количества предметов в грузовых местах). Решение об увеличении объема и степени таможенного досмотра после выявления расчетным способом несоответствия о весе брутто/нетто в установленном порядке не принимается, решение о корректировке таможенной стоимости принимается на основании результатов о весе брутто/нетто, полученных «расчетным способом» [13].

На основании данных о весе брутто/нетто товаров, полученных расчетным способом, по результатам выборочного фактического контроля проводится корректировка таможенной стоимости товаров, принимаются меры к возбуждению дел об административных правонарушениях.

Вместе с тем при обнаружении расхождений весовых, количественных и иных характеристик товаров при таможенном досмотре в объеме 10-50% объем таможенного досмотра должен быть увеличен до 100% в целях установления всех обстоятельств по представленному товару для принятия правомерного решения о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку проведение выборочного взвешивания товаров при таможенном досмотре в объеме 10-50% только части товара не может являться надлежащим доказательством заявления недостоверных сведений о весе всего товара. С учетом того, что согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ [11] неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, при обжаловании решения по делам данной категории могут быть отменены и дела об административных правонарушениях прекращены.

4. Ненаправление должностными лицами ЦЭДов запросов на сканирование и осуществление проверки внешних признаков достоверности сертификата о происхождении товара на ТПФК и подтверждение страны происхождения товаров

и/или соблюдения условия предоставления тарифных преференций без наличия результатов проверки, проведенной ТПФК.

Анализ возникающих проблем взаимодействия ЦЭДов и ТПФК позволил выявить наиболее сложные моменты в действующем механизме взаимодействия ЦЭДов и ТПФК и сгруппировать основные факторы, влияющие на снижение эффективности проводимого таможенного контроля (рис. 2).

Основные причины нарушения сроков совершения таможенных операций и правомерности принимаемых решений

Информационно- технические Организационно-управленческие Нормативно-правовые

— Нарушения сроков, связанные с работой штатных программных средств ТО Необходимость проработки спецификаций взаимодействия ЦЭД - ТПФК в штатных программных средствах таможенных органов — Несоответствие графиков работы ТПФК и ЦЭДов Увеличение очереди товарных партий, подлежащих таможенному досмотру, а также большая номенклатура и ассортимент досматриваемых товаров Субъективные причины, связанные с ослаблением контроля за деятельностью подчиненных ДЛТО — Необходимость доработки ст. 119 ТК ЕАЭС в части возможности продления выпуска товаров при наличии информации о начатом фактическом контроле Отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения таможенных досмотров (осмотров)

Рис. 2. Основные причины нарушения сроков совершения таможенных операций и правомерности принимаемых решений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из установленных причин нарушения механизма взаимодействия ЦЭДов и ТПФК, в целях обеспечения достоверного декларирования, выполнения показателей результативности и эффективности деятельности таможенных органов, недопущения нарушения сроков совершения таможенных операций предлагаем с учетом положений ведомственной программы цифровой трансформации ФТС России на 2021-2023 гг. [4], а также в рамках совершенствования существующего механизма взаимодействия ЦЭДов и ТПФК рассмотреть вопрос о реализации следующих мер:

- внедрение автоматической проверки документов и сведений, заявленных в ДТ, путем сопоставления со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и иных сопроводительных документах, осуществляемой внешним таможенным органом с использованием информации, получаемой при закрытии таможенной процедуры таможенного транзита;

- разработка новой методики проведения таможенных досмотров (осмотров), включающей четкую регламентацию сроков осуществления досмотровых операций, порядок использования таможенных средств таможенного контроля, методику определения степени и объема таможенного досмотра, а также порядок формирования результатов фактического контроля;

- обеспечение в рамках СУР возможности применения таможенного наблюдения при обращении участника ВЭД о совершении операций с товарами, находящимися на временном хранении, как меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля до подачи ДТ, и учет результатов данной меры при последующем таможенном контроле;

- внесение изменений в ст. 119 ТК ЕАЭС [8] путем дополнения пункта, предусматривающего возможность продления срока выпуска товаров при наличии информации о начатом и незавершенном фактическом контроле;

- доработка спецификации взаимодействия ЦЭД - ТПФК в штатных программных средствах ТО и автоматизации отдельных таможенных операций, связанных с ручным формированием запросов должностными лицами ЦЭДов на ТПФК (например, уведомление о необходимости проведения фактического контроля, запрос на представление оригинала документа).

Отметим, что первые результаты работы РЭТ и ЦЭДов впечатляют: более трети всех таможенных деклараций регистрируются, а свыше четверти всех деклараций низкого уровня риска выпускаются автоматически; среднее время выпуска составляет около 5 мин.

Создание РЭТ и ЦЭДов происходило в рамках цифровизации российской экономики. В настоящее время автоматизируются таможенные операции, используются современные информационные и коммуникационные технологии, которые обеспечивают значительную экономию как времени, так и средств. Однако ключевым фактором повышения эффективности процесса документального таможенного контроля в ЦЭДах, наряду с выполнением показателей результативности деятельности таможенных органов, является создание механизма непрерывного мониторинга и управления таможенными операциями в рамках единого процесса таможенного контроля, разделенного между ЦЭДами и ТПФК, который бы обеспечил сочетание информационных технологий, применяемых при документальном контроле, с инструментами, находящимися в распоряжении ТПФК при осуществлении фактического контроля, в рамках вышеуказанного взаимодействия.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Зырянова Т. В., Даниленко Н. И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2005. № 28 (196). С. 2.

2. Талапина Э. В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. 2018. № 2 (254). С. 5-6.

3. Зозуля Д. М. Цифровизация российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2018. Т. 8. № 1. С. 4-5.

4. Приказ ФТС России от 15.01.2021 № 11 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2021-2023 годы».

5. Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

6. Приказ ФТС России от 01.11.2013 № 2081 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

7. Письмо ФТС России от 07.10.2019 № 01-11/61649 «О порядке совершения таможенных операций».

8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Приказ Министерства финансов РФ от 31.03.2021 № 51н «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций».

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

11. Письмо ФТС России от 30.04.2015 № 18-12/21021 «О направлении разъяснений».

12. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов».

13. Письмо ФТС России от 01.10.2018 № 09-93/62148 «О направлении методики измерений» (вместе с «ГСИ. Масса товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в упакованном виде. Методика измерений»).

Информация об авторах

Муратов Роман Александрович - первый заместитель начальника, Центральная электронная таможня, Российская Федерация, 107140, Москва, Комсомольская площадь, 1, строение 2; аспирант кафедры управления, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: r.muratovmuratov@yandex.ru, тел.: 8 (925) 321-21-61;

Александров Денис Леонидович - кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля, Центральная электронная таможня, Российская Федерация, 107140, Москва, Комсомольская площадь, 1, строение 2, e-mail: Aleksandrov_dl@mail.ru, тел.: 8 (917) 961-62-42.

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Муратов Р. А., Александров Д. Л. Взаимодействие центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля в условиях разделения документального и фактического таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 81-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.