Научная статья на тему 'МОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС STRAVA КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

МОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС STRAVA КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС STRAVA / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнездилов Михаил Анатольевич

В статье представлен анализ возможностей применения мобильного сервиса Strava в целях самостоятельного развития двигательной активности студентов вуза. Приводятся результаты исследования, целью которого являлась экспериментальная проверка и обоснование эффективности применения мобильного сервиса Strava. Для повышения уровня физической подготовленности студентов в условиях самостоятельных занятий по физической культуре автор рекомендует использовать мобильный сервис Strava в качестве дополнительного средства обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнездилов Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRAVA MOBILE SERVICE AS A MEANS OF ENSURING THE EFFECTIVENESS OF SELF-EXERCISING FOR UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the analysis of the possibilities of using Strava mobile service in order to develop independently the motor activity of university students. The results of the study aimed at experimental verification and justification of the effectiveness of using Strava mobile service are presented. To increase the level of students’ physical fitness in the conditions of self-exercising, the author recommends using Strava mobile service as an additional learning tool.

Текст научной работы на тему «МОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС STRAVA КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

3) вся информация электронного учебного пособия может обновляться по мере необходимости (принцип актуализации информации);

4) активизируется самостоятельная деятельность студентов, что позволяет преподавателю больше внимания уделять разрешению спорных вопросов и индивидуальной помощи студентам при освоении учебного материала (принцип самостоятельности и индивидуализации);

5) повышение уровня внутренней мотивации и академических достижений (принцип новизны).

ВЫВОДЫ

Проблема настоящего исследования в специальной литературе освещена недостаточно. Внедрение инновационных компьютерных технологий позволило оптимизировать и усовершенствовать учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт», сделать его интенсивным, эффективным и качественным, повысить посещаемость студентами занятий по физической культуре, активизировать их познавательную деятельность, сформировать у студентов более глубокие знания и прочные умения и навыки. Результаты проведенного формирующего педагогического эксперимента подтвердили необходимость внедрения цифровых технологий в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура и спорт», как имеющих выраженное преимущество по сравнению с традиционными методиками преподавания данной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшин, Ч.И. Обучение физическому воспитанию с использованием цифровых технологий / Ч.И. Ахметшин, П.Р. Хамидуллин // Вопросы педагогики. - 2019. - № 10-1. С. 7-9.

2. Бенидзе, А.А. Актуальные вопросы модернизации программы по физической культуре в образовательных организациях МО РФ / А.А. Бенидзе, Е.С. Сотников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 47-50.

REFERENCES

1. Akhmetshin, Ср.1. and Khamidullin, P. R. (2019), "Teaching physical education with the use of digital technologies", Voprosypedagogiki, No. 10-1, pp. 7-9.

2. Benidze, A.A. and Sotnikov, E. S. (2019), "Current issues of modernization of the physical culture program in educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp 47-50.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.08.2021

УДК 378.17

МОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС STRAVA КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Михаил Анатольевич Гнездилов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский

государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово

Аннотация

В статье представлен анализ возможностей применения мобильного сервиса Strava в целях самостоятельного развития двигательной активности студентов вуза. Приводятся результаты исследования, целью которого являлась экспериментальная проверка и обоснование эффективности применения мобильного сервиса Strava. Для повышения уровня физической подготовленности студентов в условиях самостоятельных занятий по физической культуре автор рекомендует использовать мобильный сервис Strava в качестве дополнительного средства обучения.

Ключевые слова: мобильный сервис Strava, уровень физической подготовленности студентов, самостоятельное обучение, физическое воспитание в вузе.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p53-58

STRAVA MOBILE SERVICE AS A MEANS OF ENSURING THE EFFECTIVENESS OF SELF-EXERCISING FOR UNIVERSITY STUDENTS Mikhail Anatolyevich Gnezdilov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, T.F. Gorbachev State Technical University, Kemerovo

Abstract

The article presents the analysis of the possibilities of using Strava mobile service in order to develop independently the motor activity of university students. The results of the study aimed at experimental verification and justification of the effectiveness of using Strava mobile service are presented. To increase the level of students' physical fitness in the conditions of self-exercising, the author recommends using Strava mobile service as an additional learning tool.

Keywords: Strava mobile service, level of students' physical fitness, self-exercising, physical education at universities.

ВВЕДЕНИЕ

В современных исследованиях в области физической культуры и спорта [1; 2] отмечается тенденция снижения уровня физической подготовленности молодого поколения. Это связано, с одной стороны, с отсутствием высокой мотивации к самостоятельным занятиям физической культуры среди молодежи, с другой стороны, с уменьшением объема их двигательной активности в повседневной жизни.

Переход многих образовательных дисциплин в вузах на самостоятельное изучение и непосредственно на дистанционное обучение усугубляет данную ситуацию. Помимо этого в условиях дистанционного обучения в рамках вузовской дисциплины «Физическая культура» возникает проблема осуществления текущего контроля освоения дисциплины.

Одновременно, с другой стороны, в молодежной среде отмечается интерес к использованию различных фитнес приложений, GPS трекеров и фитнес гаджетов, имеющих функции контроля нагрузки, постановку целей тренировочного занятия, ведение дневника тренировок. Такие современные гаджеты, чаще всего, являются для многих молодых пользователей лишь модным аксессуаром, но при правильной постановке целей могут стать мотиватором в повышении уровня их двигательной активности [4]. В условиях ограниченного учебного времени преподаватели физической культуры в вузе, со своей стороны, могут рационально организовать режим двигательной активности студентов, дополнительно применяя возможности современных мобильных приложений, в частности мобильного сервиса Strava.

Мобильный сервис Strava является одним из первых подобных себе сервисов, прочно вошедших в жизнь любителей циклических видов спорта, и имеет отличные отзывы со стороны спортсменов-профессионалов [5]. Данный сервис позволяет совмещать функции дневника тренировок, GPS трекера и социальной сети. Strava дает возможность занимающемуся записать свою активность и сопроводить ее фотографиями, а затем получать за нее оценки и комментарии от подписчиков, тренеров и преподавателей. Strava имеет мобильную и полную версию для компьютера, что упрощает работу занимающемуся студенту и преподавателю. Тем самым, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью анализа эффективности применения информационных технологий, в частности мобильного сервиса Strava в практике физического воспитания студентов вузов.

Цель исследования - определить эффективность занятий физической культурой (легкой атлетикой) с применением мобильного сервиса Strava. Для достижения поставленной цели нами решались следующие логически вытекающие из нее задачи:

1. Выполнить анализ специальной научно-методической литературы и обобщить имеющийся опыт по проблеме исследования.

2. Экспериментально проверить и обосновать эффективность применения мобильного сервиса Strava в процессе занятий физической культурой в вузе по программе циклических видов спорта.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальной площадкой для проведения исследования послужил Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева (КузГТУ), г. Кемерово, Кемеровской области. Исследование проводилось с августа по декабрь 2020 года с участием студентов второго года обучения по направлению «Информационные технологии» (20 юношей, проявивших желание и имеющих в личном пользовании фитнес браслет с необходимыми функциями), которые послужили опытным материалом - экспериментальной группой (n = 20).

Данное исследование состояло из трех этапов. На первом этапе (август - сентябрь 2020 г.) осуществлялся анализ научно-методической литературы и подбор информационного обеспечения, обеспечение выборки студентов для проведения эксперимента. На втором этапе (сентябрь - ноябрь 2020 г) - констатирующий педагогический эксперимент с применением мобильного сервиса Strava и системы электронного обучения MOODLE. Третий этап (декабрь - январь 2020 г.) включал в себя анализ и обобщение полученных данных.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы, метод наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики (среднее арифметическое значение X, ошибка средней арифметической «m», критерий Стьюдента с уровнем значимости 0,05, темпы прироста показателей «W»).

Занятия в группе осуществлялись два раза в неделю, по программе «Дисциплины по физической культуре и спорту (циклические виды спорта)». Одно из занятий осуществлялось по штатному расписанию, другое - в рамках реализации часов, выделенных программой на самостоятельную работу.

Процесс реализации экспериментальной методики начался с проведения входного контроля физической подготовленности и регистрации студентов в приложении Strava. При настройке профилей студенты добавляли личные параметры роста и веса (для более точного анализа). Для фиксации тренировок в приложении было достаточно рабочего GPS. Сервис предлагал выбрать тип активности (бег, ходьба и пр.), после чего можно было нажимать на кнопку «Запись».

В качестве основного вида деятельности в рамках самостоятельной работы выступали циклические упражнения из раздела легкой атлетики. В университетской системе MOODLE студенты получали конспекты самостоятельных занятий, где были указаны необходимые требования к месту занятия, цель занятия, основные части и их задачи, упражнения и их описание.

В качестве текущего контроля результатов занятия служил информативный дневник тренировок, а точнее скриншоты показателей выполненной тренировочной нагрузки, прикрепленные студентами в ответе на задание в системе MOODLE. В дневнике отображались все ключевые показатели при выполнении поставленной цели занятия: расстояние, темп, скорость, набор высоты и затраченные калории, пульсовые зоны, зоны мощности, интенсивность и нагрузка за тренировку.

Мобильный сервис Strava автоматически рассчитывал пульсовые зоны, основываясь на возрасте студентов. Дополнительные данные позволяли приложению выводить ко -эффициент сложности тренировки - так называемое «Относительное усилие». Во время тренировки пульс студента отслеживался и сравнивался с максимальным. Относительное усилие показывало, насколько усердно студент занимался. Так, показатель был высоким, если студент долго занимался в своей «красной зоне». На странице каждой тренировки студент видел, как менялись его темп или скорость, сердцебиение, каденс и мощность. Варьировать все эти данные можно было при помощи ползунка, которым выделялись интересующие промежутки времени. Благодаря функции Beacon студенты в реальном времени делились данными о своем местоположении с преподавателем физической культуры, а позже могли зафиксировать их в системе электронного обучения MOODLE.

Одной из интересных социальных составляющих приложения выступал сервис Strava Flybys, позволяющий увидеть на экране компьютера, как пользователь проходил записанный маршрут, и кто тренировался рядом. Нередко студенты использовали Flybys для анализа пройденной дистанции: на экране отображалось положение всех участников, как и где один студент разминулся на тренировке с тем или иным участником, эта функция являлась одной из мотивирующих составляющих.

В приложении Strava есть календарь, показывающий количество часов по месяцам, а также годовую статистику. На главном экране приложения, как веб, так и в мобильной версии, отслеживался объем занятий текущего месяца и недели в километрах и часах. Мотивируя не забрасывать выбранный вид спорта, приложение показывало студентам сравнение текущего месяца занятий с прошлым.

Для поддержания уровня мотивации студентов сервис предлагал им соревноваться друг с другом на сегментах за «Рекорд участка». Участки создавались самими студентами, а затем, каждый раз, когда по ним проезжали или пробегали, в рейтинговой таблице сохранялся лучший результат каждого участника. У пользователя оставался весь архив его собственных результатов на том или ином сегменте.

Стоит отметить, что приложение также предоставляло возможность администрирования: создания новых событий, обсуждений и новостей. В сообществе студентов автоматически по итогам недели формировался рейтинг, что способствовало дополнительной мотивации участников. Несомненно, мотивационная составляющая самостоятельных занятий подкрепляется сотрудничеством и взаимовлиянием обучающихся при совместной работе [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для подтверждения эффективности применения в учебном процессе мобильного сервиса Strava был проведен констатирующий педагогический эксперимент, который проходил с сентября по ноябрь 2020 г. В рамках эксперимента были проведены два контрольных измерения, первое их которых проходило до внедрения экспериментальной методики самостоятельных занятий с применением Strava, второе - в конце раздела рабочей программы по легкой атлетике. В качестве тестовых упражнений были выбраны те, которые можно было провести в спортивном зале (стадионы и парковые зоны не подходят из-за климатических условий нашего региона).

Анализ исходных данных экспериментальной группы показал средний уровень развития изучаемых параметров: сгибание и разгибание туловища (раз/мин) - X = 32,9; подтягивание на перекладине (кол-во раз) - X = 7,8; прыжок в длину с места (см) - X = 201; челночный бег 3*10 (сек) - X = 8,75, прыжки через скакалку (раз/мин) - X = 113, тест Купера (кол-во м) - X = 1902,5 (таблица 1).

Данные, полученные на первом контрольном измерении, свидетельствуют о среднем, а в некоторых тестовых заданиях низком развитии физических качеств.

Таблица 1- Сравнительный анализ исходных данных физической подготовленности

Показатель ЭГ (Х±ш )

Сгибание и разгибание туловища (раз/мин) 32,9±0,38

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 7,8±0,30

Прыжок в длину с места (см) 201,05±1,89

Челночный бег 3*10 (сек) 8,075±0,06

Скакалка (раз/мин) 113,25±0,80

Тест Купера (12 мин) 1902,5±9,17

На заключительном этапе педагогического эксперимента были выполнены повторные контрольные измерения. В группе студентов, занимавшихся по экспериментальной методике, значимые изменения произошли во всех изучаемых показателях (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика физической подготовленности студентов экспериментальной группы_

Показатель ЭГ до эксперимента (Х±т) ЭГ после эксперимента (Х±т) Темпы прироста в % Достоверность различий, Р

Сгибание и разгибание туловища (раз/мин) 32,9±0,38 41,2±0,42 22 < 0,05

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 7,8±0,30 10±0,27 25 < 0,05

Прыжок в длину с места (см) 201,05±1,89 212,7±1,67 6 < 0,05

Челночный бег 3*10 (сек) 8,075±0,06 7,645±0,08 5 < 0,05

Скакалка (раз/мин) 113,25±0,80 131,05±0,66 15 < 0,05

Тест Купера (12 мин) 1902,5±9,17 2106,3±59 10 < 0,05

Так, установлено, что по итогам внедрения мобильного сервиса 81гауа в учебный процесс экспериментальной группы значительно повысились результаты во всех изучаемых параметрах, но наиболее значимый прирост произошел в упражнениях, оценивающих развитие силовых качеств: подтягивания на перекладине с X = 7,8 до X = 10 и сгибание и разгибание туловища из положения лежа с X = 32,9 до X = 41,2. Темпы прироста результатов составляют 25% и 22% соответственно.

В упражнении на проявление общей выносливости: тест Купера (12 мин) результаты увеличились с Х= 1902,5 до X = 2106,3, темпы прироста результатов составляют 10%, при уровне значимости Р<0,05. В тесте прыжки через скакалку за 1 мин результаты увеличились с X = 113,25 до X = 131,05, темпы прироста результатов составляют 15%.

В показателях, оценивающих проявление скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) и ловкость (челночный бег 3*10), также есть достоверно значимые изменения Р<0,05, хотя темпы прироста результатов не столь велики и составляют 4% и 5% соответственно.

Поднимание туловища (раз/мин) 22, 4

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 25,0

Прыжок в длину с места (см) 6,0

Челночный бег 3х10 (сек) ^Н 5,0

Прыжки через скакалку (раз/мин) 15,0

Тест Купера (12 мин) 10,2

0 5 10 15 20 25 30

Рисунок 1 - Анализ темпов прироста результатов в %

На рисунке 1 показаны различия в темпах прироста результатов изучаемых параметров, наблюдается значительный прирост общей выносливости и силы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На заключительном этапе у студентов экспериментальной группы отмечается высокая динамика в показателях развития физических способностей. Выявлено значимое увеличение показателей силы и силовой и общей выносливости, чуть ниже оказались результаты скоростно-силовых способностей и ловкости, что подтверждает результатив-

ность и эффективность применения мобильного сервиса Strava на занятиях физической культурой в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж. Г. Кортава, А. А. Федякин, Ю. А. Васильковская, Н. Ю. Заплатила // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.

2. Паршакова, В.М. Использование нетрадиционных методов и средств в физическом воспитании студентов вузов / В. М. Паршакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 43. - С. 36-40.

3. Пешкова, Н.В. Спортивная ориентация студентов в процессе реализации спортизиро-ванного физического воспитания в вузе / Н.В. Пешкова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 4. - С. 21-24.

4. Савинкина, А.О. Мотивация к ведению активного образа жизни среди пользователей умных браслетов / А.О. Савинкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 8 (174). - С. 293-296.

5. Strava. Функции Strava. - URL : https://www.strava.com/features (дата обращения: 09.07.2021).

REFERENCES

1. Kortava Z.G., Fedyakin A.A., Vasilkovskaya Yu.A. and Zaplatina N.Yu. (2018), "Increasing students' physical activity in the process of passing elective disciplines in physical education and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 126-129.

2. Parshakova, V.M. (2020), "Using non-traditional methods and tools in physical education of university students", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 43, pp. 36-40.

3. Peshkova, N.V. (2016), "Students' sports orientation in the process of implementation of sports-oriented physical education at the university", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 21-24.

4. Savinkina, A.O. (2019), "Motivation to lead an active lifestyle among users of smart bracelets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 293-296.

5. Strava. Strava Features, available at: https://www.strava.com/features (accessed 9 July 2021).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.08.2021

УДК 796.355.093.582

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОДЕРЖАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА ТРАВЕ

Павел Игоревич Голубев, магистрант, Дмитрий Леонидович Корзун, доцент, Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы содержания соревновательной деятельности юных хоккеистов играющих на полях стандартных размеров без учета специфики возраста и особенностей формирования техники и тактики юных спортсменов. Педагогические наблюдения и видеосъёмка игр юных хоккеистов на траве различного возраста показала значительные проблемы в технической оснащенности спортсменов и их упрощенной до необходимой тактики игры. Основным показателем среди других технико-тактических действий у юных хоккеистов является передача мяча. Количество и качество передачи возрастает и улучшается с ростом технико-тактического мастерства и увеличением роли правильного понимания, эффективности и надежности взаимодействия через передачу мяча. Установленные особенности соревновательной деятельности хоккеистов на траве, способствуют получению объективных данных о соревновательной деятельности и повышают эффективность управления тренировочным процессом юных хоккеистов на тра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.