Пягай Л. П., Терехина И. В.Использование метода сопряженного воздействия для подготовки студентов к тестам по ГТО// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 4 (23) октябрь- декабрь. - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2020/4/00894.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 378
Пягай Лариса Павловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Терехина Ирина Владимировна
преподаватель кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск iv. terechina@omgau. org
Использование метода сопряженного воздействия для подготовки студентов
к тестам по ГТО
Аннотация. Результаты исследования готовности студентов первого курса к выполнению нормативов ВФСК ГТО ставят перед преподавателями физического воспитания цель — повысить уровень физической подготовленности. Для успешного выполнения нормативов был апробирован метод сопряженного воздействия в экспериментальных группах студентов первого курса Омский ГАУ. Были разработаны комплексы специальных упражнений для совершенствования быстроты, силовых и скоростно-силовых способностей студентов, используемых в основной части практических занятий в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Ключевые слова: комплекс ГТО, метод сопряженного воздействия, физические упражнения, физические качества, студенты 1 курса, элективные курсы по физической культуре
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения в 2014 году был введен в действие Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне «(ГТО)» [1 ].
К основным задачам комплекса ГТО относятся:
- увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в РФ;
- повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан РФ;
- формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
- модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях [1].
Студенческая молодежь представляет собой огромный слой населения, являясь активной его частью. Обучающиеся вузов массово вовлекаются в физкультурно-спортивную деятельность во время занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», а также во внеучебное время.
Современные требования к физическому воспитанию студентов, диктуют необходимость поиска новых путей повышения качества двигательной деятельности, которые необходимы для поддержания физического развития и физической подготовленности обучающихся[2]. .
Учитывая, что на процесс физического воспитания студентов вузов отводится в течение трех лет всего по 4 часа в неделю, перед преподавателем стоит сложная задача качественного обучения техническим движениям и параллельного совершенствования физической подготовленности и укрепления здоровья.
Обучающиеся вузов вовлекаются в физкультурно-спортивную деятельность во время занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре», а также на секционных занятиях.
Управление учебно-тренировочным процессом предполагает наличие вполне определенной системы целей обучения. В вузах в качестве одной из таких целей выступает формирование у студентов оптимальной с точки зрения требований комплекса ГТО структуры физической подготовленности. Знание основных признаков данной структуры, а именно состава и соотношение факторов, обусловливающих уровень физической подготовленности студентов, позволяет на объективной основе определять ведущие средства подготовки, их взаимосвязь и соотношение в тренировочном процессе [3].
Выполнение норм ГТО — это финальный этап длительного процесса подготовки студентов как на практических спортивно-физкультурных дисциплинах, так и во внеучебное время. Желание получить знак отличия — мотивирует студентов заниматься спортивно-физкультурной деятельностью.
Исследования М.В Дедловской и М.М. Бариева, показали, что многие студенты воспринимают мероприятия по выполнению норм как праздник и время общения с другими студентами, а также очередной отчетный день, показывающий результат занятий физкультурно-спортивной деятельностью [3].
В тоже время, необходимость проведения педагогического эксперимента продиктована современными условиями обучения в вузе. Анализируя основные причины снижения объема двигательной активности студентов, можно выделит следующие:
- не все студенты могут посещать секционные занятия в вечернее время (причины -работа, для приобретения стажа— необходимо для трудоустройства после окончания вуза);
- большая занятость для выполнения самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам (это изменения в учебных планах, где с каждым годом возрастает процент самостоятельной работы студентов);
- обязательное посещение факультетских и общеинститутских мероприятий - для всех студентов;
- прохождение производственной практики;
- отсутствие навыков самостоятельных занятий.
Таким образом, для достижения цели - повышения физической подготовленности студентов к сдаче норм ГТО, необходимо оптимизировать тренировочный процесс в учебное время.
Учебно- тренировочные занятия по своей структуре позволяют формировать умения и навыки двигательных действий, а также развивать все стороны физической
подготовленности одновременно с достаточно большим количеством занимающихся. Урочная форма занятий обеспечивает преподавателю использование контроля и оценки выполняемых упражнений. Также, положительным моментом является возможность применения разнообразных форм организации практических занятий - групповых, малогрупповых, игровых, соревновательных, а также методов - поточный, фронтальный, строго регламентированного упражнения, круговой тренировки и многих других. Все выше перечисленные педагогические приемы способствуют эффективности процесса совершенствования физической подготовленности.
Для повышения качества обучения, сокращения времени на нами предложен комплекс средств для реализации сопряженного метода. Данный метод использовался сразу после предварительного ознакомления с разучиваемым упражнением и его опробованием.
Анализ научных исследований многих авторов показал, что наблюдается снижение уровня физической подготовленности лиц молодого возраста - выпускников школ, студентов. Причинами сложившегося положения отмечается низкий уровень двигательной подготовленности студентов первокурсников [4].
Результаты входного контроля физической подготовленности студентов 1 курса ФГБОУ ВО Омский ГАУ позволили определить уровень развития различных физических качеств юношей и девушек. В испытаниях приняли участие 100 студентов, которые продемонстрировали свое мастерство в следующих тестах: «Прыжок в длину с места», «Бег 100 метров», «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (девушки), «Подтягивание на высокой перекладине» (юноши), «Поднимание туловища из положения лежа на спине», «Челночный бег 3х10 м» (Таблица 1).
Сравнение полученных результатов с требованиями VI ступени Всероссийского комплекса ГТО с результатами контрольных испытаний выявило низкий уровень некоторых показателей. Результаты теста «Бег 100 метров» у юношей находились в пределах 15,58± 1,6с. у (Таблица 1).
Таблица 1.
Результаты контрольных испытаний комплекса ГТО у юношей в экспериментальных
группах
Тест 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Бег 100 метров (с) 16,58±1,6 16,08± 0,8 17,03±4,5 15,98± 0,6
Челночный бег 3х10м (с) 7,81± 1,2 7,68 ± 0,7 10561± 1,2 11,65 ±40,7
Подтягивание (к-во) 9,1 ± 7,5 12,5 ± 4,7 6,4 ± 5,5 8,5 ± 2,7
Прыжок в длину с места (см) 230,4± 10,2 235,7± 11,5 220,4±60,2 232,7±51,5
Поднимание туловища (раз) 44,4±9,8 41,4±7,6 45,4±3,8 42,4±7,5
Бег 3000 м (мин, с) 15.3 ±7,6 15.1 ±7,5 14.8 ±7,6 14.3 ±3,6
В тесте «Челночный бег 3х10 м» юноши показали хорошее развитие координационных способностей — 7,81± 1,2 с, что соответствует серебряному значку. Этот тест не редко позволяет оценить и развитие скоростных способностей, в том случае, если нет возможности принять норматив «Бег 100 метров».
«Подтягивание на высокой перекладине» отражает недостаточный уровень силовой подготовки у юношей — 9,1± 7,5 раз, в то время как в бронзовый зачет фиксируется при 10 подтягиваний. Это подтверждается малочисленным количеством обладателей призовых значков в этом виде состязаний (Таблица 1).
Большой разброс в результатах был выявлен в тесте «Прыжок в длину с места», который отражает уровень развития скоростно-силовых качеств. Юноши, продемонстрировали плохое владение техники прыжка. В показателях данного теста, минимальный результат был равен - 176 см, в то время, как максимальный результат составлял - 272 см. Средние межгрупповые значения находились в пределах 235,7± 10,7 см.
Педагогические наблюдения выявили следующие нарушения техники прыжка в длину с места:
1. Запаздывание в выполнении маха руками вперед-вверх.
2. При совершении прыжка усилия прилагались только в горизонтальном, а не в вертикальном направлении.
3. Отталкивание на стартовой линии происходило одной ногой.
4. При приземлении плечи оставались сзади,
5. Наблюдалось преждевременное приземление.
6. Прыжок выполнялся с «захлестом» голени.
Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта, таких как баскетбол, волейбол, аэробика, акробатика, легкая атлетика и пр.
Результаты контрольного тестирования в тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине» свидетельствует низком уровне развития силовой выносливости мышц брюшного пресса у всех испытуемых. Средний показатель у юношей составляет 38,4 ± 9,8 раз. Также наблюдался большой разброс показателей (±9,8 раз), что свидетельствует о неоднородности силовых способностей в исследуемых группах.
В беге на 3 километра, юноши показали не плохие результаты. Из общего количества соревнующихся - 11 человек претендовали на золотой значок, так как были зафиксированы результаты преодоления дистанции до 12 минут; 31 человек показали время до 13.40 минут, что соответствует серебряному значку; 17 человек справились до 14.30 минут - это бронзовый результат. Таким образом, из 80 испытуемых - 59 юношей выполнили данный норматив, который повысит суммарный результат выполняемых тестов ГТО.
Анализ входного контроля физической подготовленности девушек первого курса выявил существенные проблемы. Так, результаты стометровых забегов у девушек находились на уровне - ниже среднего, так как время пробегания в среднем находилось в пределах 20,7 ± 1,8с, что является не достаточно высоким показателем развития быстроты.
Результаты теста «Челночный бег» у девушек не достиг призового результата — 11,65 ± 1,4 с. Такие показатели свидетельствуют о низкой координационной подготовленности тестируемых, а также проблемах, связанных со стартовым разгоном при меняющимся направлении движения (Таблица 2).
Полученные результаты в тесте «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» у девушек 1 курса демонстрируют низкий уровень развития силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса у девушек, который составлял на момент обследования - 6,8 ± 7,5 раз. Это на наш взгляд, отражает недостаточный объем выполняемых упражнений данной локальной мышечной зоны на практических занятиях, которые могли бы поддерживать должный уровень развития данной локальной зоны.
Результаты контрольного тестирования в тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине» свидетельствует о хорошем уровне развития силовой выносливости мышц брюшного пресса у всех испытуемых. Средний показатель у юношей составляет 41,4 ± 9,8 раз — у девушек 35,8± 10,2раз, что соответствует серебряному значку.
Таблица 2.
Результаты контрольных испытаний комплекса ГТО у девушек в экспериментальных
группах
Тест 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Бег 100 метров (с) 18,7 ± 1,5 18,4± 0,9 18,5 ± 1,7 19,2 ± 0,9
Челночный бег 3х10м (с) 9,65 ± 1,4 8,5 ±0,9 10,45 ± 1,4 11,5 ±0,9
Сгибание-разгиб рук(к-во) 7,8 ± 5,5 2,85± 4,5 7,8 ± 5,5 2,5± 9,5
Прыжок в длину с места (см) 162,3± 13,5 168,2±10,2 172,3± 13,5 168,3± 13,5
Поднимание туловища (раз) 35,8± 10,2 38,4± 8,6 36,8± 6,2 34,4± 3,6
Бег 2000 м (мин,сек) 13.27 ± 6,5 11.27 ±25,5 12.27 ±65,5 11.27 ± 1,5
В контрольном тесте «Прыжок в длину с места», который отражает уровень развития скоростно-силовых качеств, наблюдался разброс. В исследуемых группах у девушек минимальный результат составлял 130 см; максимальный - 261 см. Были выявлены проблемы технического исполнения данного норматива. Средний показатель составлял 166,3± 11,5 см - это ниже призового значения.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса у девушек находилась в пределах 35,8±10,2раза, что соответствует серебряному значку. Это свидетельствует о наличии потенциала для совершенствования силовых способностей девушек.
Нормативы испытаний в беге на длинные дистанции (2000 метров) для получения призового места по ГТО находятся в пределах 10.50 - 13.10 мин. Характеризуя уровень развития общей выносливости девушек, можно отметить лучший результат, который составил 7:37 мин. - это золотой значок. Основная масса испытуемых преодолела дистанцию в диапазоне от 11.27 ± 5,5 мин до 12.20± 2,5 минут. Следовательно, этот вид тестирования может положительно повлиять на суммарный результат комплексного тестирования физических качеств.
Таким образом, анализ физической подготовленности студентов, прошедших тестовые испытания подтверждает гипотезу о необходимости внедрения специальных упражнений для повышения уровня физической подготовленности.
Согласно проведенным исследованиям И.М. Туревского, А.Ю. Фроловым, Г.А. Петрушиной и др. для студентов 1 курса характерна определенная диспропорция в развитии основных физических качеств. В тоже время установлено, что высокий уровень развития одного качества, в процессе занятий, положительно влияет на общий уровень физической подготовленности. Это свидетельствует о прочной взаимосвязи основных физических качеств у данного контингента, что является теоретической предпосылкой построения учебного процесса с применением метода сопряженного воздействия на физические качества
[4].
В теории и методике спорта до настоящего времени перспективным представляется направление, связанное с оптимизацией интегрального процесса совершенствования различных сторон спортивного мастерства и в общих чертах оно должно представлять собой взаимосвязанное, сопряженное применение тренирующих средств в процессе спортивной подготовки.
Проблему совершенствования методики развития физических качеств у юных спортсменов исследовали многие авторы. Применение метода сопряженного воздействия в условиях вуза в своих исследованиях поделился М.А. Гнездилов [5] проведены исследования, в которых разработаны вопросы развития физических качеств у обучающихся, не занимающихся спортом. Такой подход к решению задач физической подготовленности актуален по отношению к обучающимся в вузах.
Идею применения сопряженных воздействий на различные стороны подготовленности спортсменов описал знаменитый советский тренер и ученый, А.Я Гомельский, который обосновал метод сопряженных воздействий и разработал методические положения сопряженного воздействия на процесс развития физических качеств волейболистов. По его мнению, сопряженность необходимо рассматривать как оптимальную взаимосвязь нагрузок различной преимущественной направленности [6].
Возможность успешного решения задач развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники выполнения упражнений путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки заложена в основе метода сопряженного воздействия.
По мнению В.Л. Ботяева, В.Н. Бойко, М.С. Поздышевой, метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [7].
Взаимосвязь качественных сторон двигательной деятельности обусловлена тем, что они являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и общностью условно-рефлекторных механизмов, лежащих в основе образования как двигательного навыка, так и развития физических качеств.
Это дает основание считать, что органическая взаимосвязь технической и физической подготовки занимающегося рассматривается как один из ведущих принципов тренировки, позволяющей одновременно и целенаправленно развивать и совершенствовать физические способности.
Для этого необходим подбор специальных упражнений, близких по структуре и характеру выполнения соревновательного (тестового) упражнения и позволяющему обеспечить единство развития специальных способностей и навыков. Такой подход составляет принципиальную основу метода сопряженных воздействий.
Анализ научно-методической литературы показал [8, 9], что существуют два наиболее эффективных варианта сопряженных воздействий на различные стороны физической подготовленности, в частности, это тренировка с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и техническую подготовку осуществляется в двух основных формах:
- выполнение физических упражнений в сочетании с предметами и свободными отягощениями, которые выполняются самостоятельно или в парах (беговые упражнения в сочетании с передачами мяча, медицинбола, упражнения атлетической гимнастики, упражнения по технологии кроссфита);
- выполнение упражнений по совершенствованию техники двигательных действий в нестандартных условиях (совершенствование техники прыжка в длину с места или с разбега, на дорожке стадиона, на парковой дорожке при подъеме и спуске по ступенькам и т.п)
При использовании сопряженного метода в рамках практических занятий по физическому воспитанию студентов, необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура. При конструировании упражнений с чередованием заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся, их уровень подготовленности и сформированности двигательных навыков и двигательного стереотипа. Например, последовательное моделирование в одном упражнении технических действий и перехода к циклическим или повторным движениям, позволяет одновременно совершенствовать физические качества необходимые для выполнения тестовых упражнений и оттачивать технику сложно-координационных упражнений.
Наши педагогические наблюдения выявили проблему разного уровня подготовки студентов для выполнения контрольных нормативов. Большинство студентов имеют отрицательные навыки и неправильно сформированный динамический двигательный стереотип. Также у многих первокурсников отсутствует опыт участия в соревнованиях по видам спорта, либо наблюдается ярко выраженные предстартовые реакции, которые снижают результаты и качество выполнения упражнений.
На основании анализа научно-методической литературы и результатов исследований входного контроля физической подготовленности студентов 1 курса ФГБОУ ВО Омский ГАУ, нами были разработаны и апробированы средства и методы сопряженного воздействия для совершенствования быстроты, силовых и скоростно-силовых качеств студентов, так как именно уровень развития данных качеств позволит повысить результативность в тестах ГТО.
В соответствии с требованиями ФГОС 3++, рабочая программа «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в ФГБОУ ВО Омский ГАУ содержит примерный тематический план практических занятий по разделам учебной дисциплины (Таблица 1).
На первом курсе обучения по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» предполагается начальная физкультурно-спортивная специализация, которая реализуется посредством посещения физкультурно-спортивных модулей (Таблица 3).
Каждый модуль представлен видами спорта, которые объединены в соответствии со следующей классификацией:
Модуль 1 - игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, бадминтон).
Модуль 2 - силовые виды и единоборства (греко-римская борьба, гиревой спорт, пауэрлифтинг).
Модуль 3 - сложно-координационные виды спорта (оздоровительная аэробика, степ-аэробика, фитнесс, черлидинг).
Модуль 4 - циклические виды спорта (лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, скандинавская ходьба).
Таблица 3.
План практических занятий по разделам учебной дисциплины «Элективные курсы по
физической культуре и спорту»
№ Содержание разделов Практические занятия (всего часов в семестре)
1 Начальная физкультурно-спортивная специализация, формирование здорового образа жизни 50
1.1. - Формирование спортивной техники в избранном виде спорта (игровые виды спорта; силовые виды и единоборства; сложно-координационные виды спорта; циклические виды спорта) 20
1.2. - Общая и специальная физическая подготовка, формирование здорового образа жизни 20
1.3. -Методико-практические занятия 4
1.4. - Контрольно-оценочные учебные мероприятия 6
Все студенты не зависимо от выбора модуля, мотивировались ведущими преподавателями для подготовки к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Для проведения педагогического эксперимента были выбраны 4 учебные группы студентов следующих факультетов: АПЭПиВ, Землеустроительный, Технический сервис в агро-промышленном комплексе, Агротехнологический факультет.
Из этих групп методом случайной выборки были выбраны 4 экспериментальные учебные группы по 20 человек в каждой, которые в течение 1 учебного года занимались по расписанию учебных занятий - два раза в неделю.
В течение семестра - 50 процентов времени отводилось формированию спортивной техники в видах спорта (см. выше - 4 модуля). Соответственно, 50 процентов занятий, было посвящено общей физической подготовке, которая состояла из специальных комплексов упражнений для совершенствования физических качеств, которые, позволяют повысить результативность в тестах ГТО.
Для чистоты педагогического эксперимента общая структура практических занятий оставалась без изменений, а именно, занятие состояло из трех частей - вводной, основной и заключительной. Вводная часть, или разминка была однотипной для всех экспериментальных групп. Она включала в себя беговые упражнения в течение 10 минут и общеразвивающие упражнения - 15 минут.
Основная часть состояла из комплекса специальных упражнений в соответствие с модулем.
Заключительная часть занятия - также была одинаковой и по времени и по содержанию
- упражнения на расслабление мышц, стретчинг, упражнения для восстановления частоты сердечных сокращений и дыхания.
На протяжении всего педагогического эксперимента применялись методические приемы сопряжения, такие как: увеличение или уменьшение расстояния в упражнениях; увеличение скорости выполнения упражнений; увеличение времени выполнения упражнений; повышение координационной трудности выполнения упражнений
Для первой экспериментальной группы специальной комплекс состоял из упражнений, с применением свободных отягощений. Идея сочетания свободных отягощений (в частности
- медбола) и динамических упражнений, состоящих из выпадов, наклонов, приседаний состояла в сопряженном воздействии взрывной силы на 2/3 основных работающих мышц. Специальный комплекс упражнений позволит обеспечить интегрированное воздействие с учетом направленности упражнений.
Специальный комплекс направлен на развитие способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамическая сила), при его применении используют отягощения (гантели, медболы, манжеты, бодибары и пр) в сочетании с упражнениями, которые по своей структуре - соответствуют основному спортивному навыку. (Таблица 4.)
Таблица 4.
Комплекс упражнений основной части практического занятия для первой _экспериментальной группы_
Описание упражнения дозировка Методические указания
И.П. - стойка ноги врозь, медбол перед 16 раз Спину держать прямо
грудью;
- повороты туловища вправо, влево
И.П. - О.С. медбол перед грудью Выпады делать глубже
- выпад с поворотом в право, мяч к правой 8-12 раз
ноге;
- тоже влево
И.П. - стойка ноги врозь, медбол за голову Спину держать прямо
- жим из-за головы 16-20 раз
И.П. - стойка ноги врозь, медбол внизу 16-20 раз Руки прямые
- присед, медбол вверх
И.П. - стойка ноги врозь, медбол вверху 16-20 раз В положении - мяч вверху
Наклоны вперед-вниз - подъем на носки
И.П. - сед ноги врозь, медбол перед грудью Наклон глубже
- наклон к правой - медбол вперед 16-20 раз
- тоже к левой
И.П. - сед, согнутые ноги на весу, медбол Сохранять равновесие
перед грудью; 16-20 раз
- повороты туловища
Упражнения в парах
Сидя напротив друг друга, медбол вперед Полная амплитуда
- поочередная передача медбола с переходом 16-20 раз движений
в положение лежа - мяч вверх.
Стоя напротив друг друга 16-20 раз Расстояние между
- бросок медбола из-за головы и ловля партнерами не менее 1,5 метра
Стоя напротив друг друга, наклон, медбол 16-20 раз Расстояние между
внизу партнерами не менее 1,5
- бросок вперед-вверх и ловля медбола метра
Для второй экспериментальной группы был разработан специальный комплекс, состоящий преимущественно из упражнений скоростно-силовой направленности. Это, прежде всего прыжковые упражнения. В основе практической реализации данного комплекса лежал метод ускорений, который характеризовался выполнением упражнений с нарастающей быстротой, доходящей до максимально возможного темпа (Таблица 5). Все упражнения данного комплекса по своей структуре - просты в выполнении и знакомы по технике. Сопряженное воздействие здесь реализовалось в сочетании беговых упражнений с использованием предметов, снарядов и препятствий. Скорость бега является определяющей характеристикой быстроты спортсмена, но при подготовке к тестам по ГТО необходимо оптимизировать процесс совершенствования всех физических качеств, что при недостатке дополнительного времени является актуальным.
Таблица 5.
Комплекс упражнений основной части практического занятия для второй _экспериментальной группы_
Описание упражнения дозировка Методические указания
И.П. - О.С. скакалка внизу 20 сек Руками не махать, прыжки
- подскоки со скакалкой 3-5- подходов ритмичные
И.П. - руки на пояс 20 сек Руками не махать, прыжки
- прыжки и подскоки через скакалку, 3-5- ритмичные
вращаемую двумя партнерами подходов
И.П. - стойка ноги врозь 3 прыжка Ноги полусогнутые на
- прыжки в длину с места 3-5 подходов ширине плеч
И.П. - О С. 3-5 Между барьерами
- прыжки через равномерно расставленные барьеры подходов совершать пробежку
И.П. - сед ноги врозь, палка на груди 20 сек Максимальная амплитуда
- наклон вперед, коснуться палкой носков 3-5- движений
ног. подходов
- выпрямиться, палку к груди.
В комплексе специальных упражнений для третьей экспериментальной группы применялся метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивность. В рамках одного тренировочного занятия предлагается несколько повторений одного и того же упражнения, которые выполняются сериями. Если в повторных попытках скорость выполнения упражнения снижается, то тогда увеличивается время восстановления, но не более 5 минут. Сопряженное воздействие в данном случае заключается в чередовании наращивания скорости, поддержания ее и замедления при выполнении упражнения (Таблица 6).
Таблица 6.
Комплекс упражнений основной части практического занятия для третьей экспериментальной группы
Описание упражнения дозировка Методические указания
Низкий старт. Бег 30 м. 5-8 раз Сосредоточить внимание на современном выходе со старта. Выполнять в максимальном темпе.
Стойка на одной ноге. Прыжки с продвижением вперед на одной ноге на расстоянии 20 метров. Повторить на другой ноге 2-4 раза Следить за согласованностью движений толчковой и маховой ног. Выполнять в максимальном темпе.
Ходьба с быстрым и высоким поднимание бедра, опорная нога поднимается на носок. Повторить на другой ноге 15-20 раз Движения рук должны быть активными. Выполнять в среднем и быстром темпе.
И.П. - полуприсед Одна рука отведена вперед, другая назад. Быстрые движения рук, как при беге. 2 раза по 15-20 сек. Выполнять в среднем и быстром темпе.
И.П. - О.С. Бег на месте 15 сек. 2 раза Не «заваливать» плечи, не опускаться полностью на стопу. Выполнять в быстром темпе.
Специальные упражнения для четвертой экспериментальной группы — это тестовые упражнения в соответствии с нормативами комплекса ГТО (Таблица 7).
Анализ шестой ступени нормативов для мужчин и женщин показал, что из 14 видов двигательной деятельности, составляющих основу комплекса ГТО — четыре являются обязательными для выполнения. Это такие двигательные действия, как бег на 60 и 100 метров; бег на 3000 метров, подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши) и подтягивание из виса на горизонтальной перекладине (девушки) или сгибание-разгибание рук в упоре лежа; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке.
Эти упражнения мы рекомендуем выполнять с разной дозировкой и различными условиями выполнения отдельных видов движений.
К тестам по выбору среди представленных нормативов относятся следующие: челночный бег; прыжок в длину с разбега или прыжок в длину с места; метание спортивного снаряда; поднимание туловища из положения лежа на спине; бег на лыжах 5 км; самозащита без оружия.
Все эти тестовые нормативы входят в группу физических упражнений максимальной интенсивности. Чтобы достичь в кратчайший промежуток времени максимальной скорости движений, испытуемый должен обладать высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств основных групп мышц. Особенно большие требования предъявляются в начальной стадии бега на коротких дистанциях - стартовом разгоне. Поэтому необходимо многократное выполнений именно этих видов упражнений.
Таблица 7.
Комплекс упражнений основной части практического занятия для четвертой
экспериментальной группы
Описание упражнения дозировка Методические указания
Бег на 60 м 1 подход Выполняется с низкого старта
Бег на 100 м 1 подход Выполняется с низкого и с высокого старта
Бег на 2 км 1 подход Соблюдается техника бега
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см 10 раз Не допускается раскачивание
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 10 раз Выполняется в исходном положении «кузнечик»
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье 1 раз Ноги не сгибать
Прыжок в длину с места 3 раза Прыжок сочетать с правильным
толчком двумя ногами движением рук
Поднимание туловища из положения лежа на спине 32 раза Допускается выполнение сериями
Для определения дозировки выполнения упражнений четвертой экспериментальной группы, были взяты непосредственно нормативы испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» шестой ступени для возрастной группы 18-24 года.
Для выявления наиболее эффективного комплекса упражнений предполагается текущий контроль физической подготовленности и сравнительный анализ полученных результатов. Итоговое тестирование будет проходить в конце учебного года с участием в судействе преподавателей кафедры физической культуры и спорта.
Полученные результаты тестирования в экспериментальных группах будут разделены по половому признаку, а затем обработаны с применением методов математической статистики [10]:
- среднее арифметическое показателей Х ср;
- среднеквадратичное отклонение показателей | о |;
- ошибка средней арифметической величины | тх |;
- достоверность различий | t |.
Данный этап исследования необходим для дальнейшей разработки эффективных средств и методов совершенствования физической подготовленности студентов, выполняющих нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Ссылки на источники
1. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
2. Пягай Л.П., Терехина И.В. Совершенствование скоростно-силовых качеств у студентов 1 курса с использованием метода сопряженного воздействия // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: сборник материалов II международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.
- Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2019. - С.55-62. [Электронный ресурс].
3. Дедловская М.В., Бариева М.М. Значение ГТО в спортивно-физкультурной подготовленности студентов //Вестник Бурятского государственного университета. - Вып.1.
- 2015. - С. 154-158.
4. Туревский, И.М., Фролов А.Ю., Петрушина Г.А., Серегина О.Б., Тарасенко Л.В. Подготовка студентов к сдаче норм комплекса ГТО //Научный журнал: Ученые записки Орловского государственного университета. № 6 (69), 2015. - С. 274- 277.
5. Гнездилов М. А. Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4441-4445. - URL: http: //e-koncept.ru/2014/55153.htm.
6. Гомельский А.Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. -1982. -No 3. -С. 8-11
7. Ботяев, В.Л., Бойко В.Н., Поздышева М.С. Метод сопряженного воздействия в подготовке студентов на занятиях гимнастикой /Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 5 (135). - С.28-32.
8. Гнездилов М. А. Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4441-4445. - URL: http: //e-koncept.ru/2014/55153.htm.
9. Денисов, М.В. Сопряженный метод как фактор, способствующий оптимизации процесса совершенствования элементов техники волейбола / М. В. Денисов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 40-41.
10. Семенова, Г. И. Основы научно-методической деятельности в спорте : учеб. пособие / Г. И. Семенова. - Екатеринбург : УрФУ, 2014. - 182 с. ISBN 978-5-321-02378-5
Larisa Pyagay
Kandidat pedagogicheskikh nauk FSBEI HE Omsk SAU, Omsk [email protected]
Irina Terekhina
Assistant
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk [email protected]
Using the conjugated impact method to prepare students for TRP tests
Annotation. The results of the study of the readiness of first-year students to fulfill the standards of the VFSK TRP set the goal for the teachers of physical education - to increase the level of physical fitness. For the successful fulfillment of the standards, the method of conjugate influence was tested in experimental groups of first-year students of Omsk State Agrarian University. Complexes of special exercises were developed to improve the speed, strength and speed-strength abilities of students, used in the main part of practical classes within the discipline "Elective courses in physical culture and sports".
Keywords: TRP complex, method of conjugate impact, physical exercises, physical qualities, 1st year students, elective courses in physical culture