УДК 796:338.28; 796.07
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАК МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Евгений Владимирович Готовцев, кандидат педагогических наук, доцент,
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор,
Юлия Викторовна Романова, старший преподаватель,
Ирина Викторовна Машошина, преподаватель,
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
(Воронежский ГАСУ)
Аннотация
В статье рассматривается проблема сохранения и укрепления физического здоровья студентов, обосновывается значение мониторинга как важного инструмента, с помощью которого выполняется контроль и проводится оценка эффективности процесса физического воспитания учащейся молодежи в высшем учебном заведении, осуществляется анализ и коррекция содержания обучения студентов по предмету физическая культура (на примере Воронежского государственного архитектурно-строительного университета). Использование мониторинга позволяет определить неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий учебного процесса на физическое состояние обучающихся.
Ключевые слова: мониторинг, здоровье, студенты, физическое воспитание, физические качества, двигательная подготовленность, дефицит двигательной активности, педагогическое тестирование, анкетирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p40-45
MONITORING OF HEALTH AND PHYSICAL READINESS OF STUDENTS AS THE METHODOLOGY OF THE ANALYSIS AND ESTIMATION OF EFFICIENCY OF PHYSICAL EDUCATION PROCESS
Evgeny Vladimirovich Gotovtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor;
Ylia Viktorovna Romanova, senior lecturer,
Irina Viktorovna Mashoshina, the lecturer,
Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
Annotation
The article analyzes the problem of preservation and strengthening the physical health of students, importance of monitoring as key tool with help of which the control is carried out is proved and the estimation of efficiency of process of physical training of studying youth in a higher educational institution is offered, the analysis and correction of the content of training of students under the subject of physical culture (on the example of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering) is applied. Monitoring application allows defining urgent and long-term actions for the prevention and elimination of negative influences of educational process on physical condition of the students.
Keywords: monitoring, health, students, physical education, physical qualities, motor readiness, deficit of motor activity, pedagogical testing, questioning.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из первоочередных мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян является воссоздание системы контроля уровня здоровья и физической подготовленности населения. В Постановлении Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (от 29 декабря
2001 г., № 916) отмечается, что создание и реализация общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья является государственной задачей в области социальной политики; мониторинг должен обеспечивать выявление причинноследственных связей между физическим состоянием и факторами среды обитания человека, устанавливать влияние социально-психологических, спортивно-педагогических, естественно-средовых факторов на качество жизни, содействовать принятию обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
В данном контексте, использование мониторинга позволяет определить неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий учебного процесса на физическое состояние обучающихся, таких как интенсификация учебного процесса, повышение нервной и умственной нагрузки, прогрессирующий дефицит двигательной активности студентов, ограничение спортивной и рекреационной деятельности, устаревшие формы организации процесса физического воспитания учащейся молодежи [1,3,4].
Исследование проводилось в Воронежском государственном архитектурностроительном университете (Воронежском ГАСУ). Мониторинг рассматривается нами как составная часть педагогической деятельности, имеет свою цель, задачи, структуру и инструментарий, с помощью которого решаются задачи коррекции содержания образования и воспитания студентов по предмету «Физическая культура» в высшем учебном заведении.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель исследования - дать теоретическое обоснование и разработать практические рекомендации системы педагогического мониторинга физической подготовленности студентов Воронежского ГАСУ, провести экспериментальную проверку эффективности его использования для оптимизации функций управления процессом физического воспитания в вузе и повышения его продуктивности. Систематизация объективных и субъектноиндивидуальных причин, влияющих на здоровье, физическую и функциональную подготовленность студентов, полученных в процессе мониторинга, даст основание для упорядоченной организации и качественного управления процессом физического воспитания студентов в высшем учебном заведении.
В контексте проводимого исследования мы определили опорными точками мониторинга процесса физического воспитания студентов Воронежского ГАСУ показатели здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности молодых людей.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогическом тестировании использовались следующие контрольные упражнения, отражающие уровень развития жизненно необходимых физических качеств и способностей: 1) скоростных (бег на 20 м); 2) координационных (челночный бег 4*9 м, прыжки через скакалку за 1 мин); 3) скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 1 мин); 4) силовых (подтягивание на перекладине, приседание на одной ноге); 5) гибкости (наклон туловища вперед-вниз, стоя на скамейке). Использовались следующие функциональные пробы: 1) Проба Штанге; 2) Проба Генчи; 3) Проба Ромберга; 4) Ортостатическая проба; 5) Индекс Руфье.
Совершенно очевидно, что процесс оценки физической и функциональной подготовленности студентов должен строиться не только на сопоставлении результатов тестирования с усредненными нормативами, но и на динамике изменения индивидуальных показателей. Рассматривая вопрос построения должных норм физической подготовленности студентов, следует учитывать то, что нормативные показатели должны отражать требования к характеристикам двигательных качеств, присущих той или иной физкуль-
турно-спортивной специализации студентов, а вместе с тем учитывать и индивидуальногрупповые характеристики двигательной активности занимающихся. Исследованием было охвачено 2112 студентов Воронежского ГАСУ, в том числе 481юноша и 1631девушка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Анализ приверженности студентов Воронежского ГАСУ к различным формам физической культуры по результатам анкетирования показывает, что для большей части студенчества физическая культура еще не стала общей культурной потребностью, их гранью жизненного существования, не рассматривается как средство профилактики и укрепления их здоровья. Так, из числа опрошенных студентов основного отделения 1-11 курсов (п=111) в самостоятельной подготовке регулярно используют неурочные формы занятий (утреннюю зарядку, туристические походы) всего лишь 7-9%, изредка - 50-70%, и это характерно как для юношей, так и для девушек. У студентов СМГ (п=273) регулярно используют указанные формы занятий 10-13%, изредка - 40-50%.
Выделяется очень большая часть студенчества - от 20 до 40% в основном отделении, и от 40 до 60% в специальном отделении, которые пассивно относятся к физической культуре и недостаточно объективно оценивают ее возможности в укреплении здоровья. Хотя буквально все, около 96% респондентов в основном отделении, 69% в специальном отделении, декларируют заинтересованное отношение к физической культуре. Эти заявления опираются и на положительное отношение родителей и друзей опрошенных студентов к физической культуре - от 70 до 90% признают ее благотворное влияние. Хотя и здесь наблюдаются групповые различия, у более крепких студентов родительское отношение, как правило, более благоприятное - 85-100% респондентов высказались об этом прямолинейно; видимо положительный пример отношения родителей к спорту, двигательной рекреации сформировал достаточно положительное отношение к различным формам физической культуры и у студентов.
Вместе с тем, 4-7% студентов в основном отделении и 15-26% в СМГ приходят на занятия по физической культуре для зачета, от 3 до 10% не хотят заниматься физической культурой, но вынуждены, поскольку эти занятия являются обязательными. Число не желающих заниматься физической культурой увеличивается от курса к курсу, и это тревожный сигнал для педагогов.
Отметим еще одну закономерность, которая наблюдается по мере перехода студентов к обучению на старшие курсы. При обязательных четырех урочных часах физической культуры в неделю студенты I курса СМГ, как правило, посещают все 4 часа учебных занятий, студенты II курса - 1,8 часа из четырех, а студенты Ш-1У курсов из двух обязательных часов занятий в неделю посещают каждый приблизительно 1,2 часа в неделю, то есть пропускают каждую вторую пару. Это тревожный сигнал для преподавателей физической культуры, где заинтересованность студентов в занятиях физической культурой, а соответственно и их занятость, указывают на несовершенство методик проведения уроков, отсутствие передовых научных инноваций в организации занятий, а вместе с тем требуют повышения контрольных функций преподавателя, обеспечения качественного, сообразно интересам и потребностям каждого занимающегося, ведения урока физической культуры.
2. Мониторинг состояния здоровья студентов Воронежского ГАСУ различных отделений показывает, что из числа студенток I курса группы ОФП основного отделения 21,1% опрошенных девушек оказались подвержены курению, а из числа студенток II курса той же группы и отделения не отказывают себе в употреблении напитков, содержащих алкоголь, - 57,9% студенток. Среди мужчин группы футбола основного отделения на Ш курсе курит 30,4-33,3% человек, употребляют эпизодически алкоголь 47,8% человек на I курсе, и 60% на II курсе. Среди студенток-девушек СМГ на Ш курсе курят 1,8-5,4% человек, на ПЫУ курсе - 9,7% человек. У студентов-мужчин СМГ на !-П курсе
курят 6,2-14,3% человек, на ПЫУ курсе - уже 34,8% человек. Употребляют алкоголь среди студенток-девушек СМГ на Ш курсе 35,2-41,1% респондентов, на ПЫУ курсе -62,1%, среди студентов-мужчин СМГ на Ш курсе - 28,6-56,3%, на ПЫУ курсе - 56,5%.
3. Оценивая режим жизни студентов, отметим, что в дневном цикле на физическую культуру, на ее урочные и внеурочные самостоятельные формы занятий, отводится у студентов I курса 4,2% времени суток, у студентов II курса - 2,9%, у студентов ПЫУ курсов - всего 2,1%.
Вместе с тем деятельность вузовского учебного характера (обязательные занятия, работа в библиотеке) занимает у студентов I курса 21,7% времени суток, у студентов II курса - 20,8%, у студентов ПЫУ курсов - 18,8%, а мероприятия учебного домашнего характера занимают у студентов I курса 20,4% времени суток, у студентов II курса -29,6%, у студентов ПЫУ курсов - 25,4%.
Таким образом, мы видим очень плотный ритм образовательной деятельности студенчества, когда до 10-12 часов в день студенты вынуждены заниматься своей образовательной подготовкой. Столь интенсивная учебная деятельность вызывает максимальные напряжения нервной системы, сердечнососудистой, сенсорной систем, и те негативные изменения функционального характера, которые несет учебная деятельность, не ликвидируются дневной двигательной активностью, поскольку это очень маленькая толика свободного времени, посвященная профилактическим мерам. В связи с интенсивной образовательной деятельностью студенты уделяет большое значение сну как форме восстановления - от 27 до 29,6% суточного времени. Значительный бюджет времени забирает быт и другие необходимые дела - от 16,7 до 20,8% суточного времени.
4. Анализ статистических данных и средних величин исходных показателей контрольных педагогических тестов и дыхательных проб у студентов основного отделения специализации футбол, зачисленных на I курс в 2010 году и 2011 году, показывает, что к началу осенних занятий значимых различий в физической и функциональной подготовленности у студентов не наблюдается, Р>0,05. В данном случае можно говорить о типоспецифических физических проявлениях двигательных качеств и способностей у студен-тов-футболистов, зачисленных на специализацию футбол в основное отделение, их возрастной однородности, имеющих средний показатель по возрасту 17,7±0,5 лет.
По окончании учебного года, к концу весеннего семестра, в связи с выполнением требований учебного плана к проведению обязательных урочных форм занятий по физическому воспитанию, произошли существенные достоверные сдвиги (Р<0,05-0,01) в показателях контрольных педагогических тестов и дыхательных проб у студентов основного отделения специализации футбол как на I курсе, так и на II курсе. В данном случае следует говорить об определенном влиянии педагогических факторов на рост двигательной подготовленности занимающихся [2].
При установлении должных норм физической подготовленности для студентов I-\У курсов основного отделения специализации футбол в качестве определяющей базовой величины следует признать тесты, характеризующие уровень скоростно-силовой подготовленности. Достоверные коэффициенты корреляции (по уровню значимости 0,05) получены:
- между прыжком в длину с места и бегом на 20 м - г=0,811;
- между прыжком в длину с места и челночным бегом 4*9 м - г=0,764;
- между прыжком в длину с места и приседанием на 1 ноге - г=0,679;
- между бегом на 20 м и челночным бегом - г=0,793.
Расчет коэффициентов соотносительности осуществлялся делением значения каждого конкретного двигательного теста на базовую величину - прыжок в длину с места [5]. В дальнейшем коэффициенты соотносительности умножались на планируемые показатели в скоростно-силовых тестах, тесно отражающих рост двигательной подготовленности, которых следовало бы достичь студентам ЫУ курсов. Тем самым достигалось
управляемое воздействие на развитие физических качеств у студентов, устанавливались должные нормы двигательной подготовленности (таблицы 1-2). У студентов основного отделения специализации стрельба в качестве базовой величины принят тест - челночный бег 4^9 м, отражающий уровень развития координационных способностей, способность к регуляции положения тела в пространстве. У студенток основного отделения группы ОФП в качестве базовой величины принят индекс Руфье, отражающий уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы. Расчет должных норм осуществлялся аналогичным способом.
Таблица1
Должные нормы разносторонней физической и функциональной подготовленности студентов-мужчин Т-ГУ курсов основного отделения специализации
футбол/стрельба
Наименование двигательных тестов Должные нормы
I курс II курс III курс IV курс
Прыжок в длину с места, (см) 230/210 245/230 240/220 230/220
Подтягивания из виса на высокой перекладине, (раз) 12/10 13/11 13/10 12/10
Приседание на одной ноге - лучший, (раз) 16/14 17/15 17/15 16/14
Наклоны туловища вперед-вниз, стоя на скамейке, (см) 13/10 15/11 14/10 13/10
Прыжки через скакалку, кол-во/1 мин 120/105 130/115 125/110 120/110
Бег 20 м, (сек) 3,2/3,4 3,0/3,2 3,1/3,3 3,2/3,3
Челночный бег 4x9м, (м/сек) 9,2/9,9 8,6/9,2 8,8/9,5 9,2/9,6
Индекс Руфье, (балл) 6,9/8,0 6,4/7,4 6,7/7,6 7,0/7,7
Проба Штанге - максимально, (сек) 75/75 80/80 80/78 75/75
Проба Генчи - максимально, (сек) 50/50 55/55 55/52 50/50
Проба Ромберга, (сек) 9/10 10/11 10/10 9/10
Ортостатическая проба, (уд.) 2/7 1/5 1/6 2/6
Таблица 2
Должные нормы разносторонней физической и функциональной подготовленности студентов-женщин 1-1У курсов основного отделения специализации ОФП/стрельба
Наименование двигательных тестов Должные нормы
I курс II курс III курс IV курс
Прыжок в длину с места, (см) 170/160 180/170 175/165 173/163
Подъем туловища из положения лежа, (раз) 38/38 40/40 39/39 39/39
Приседание на одной ноге - лучший, (раз) 10/8 11/10 10/9 10/9
Наклоны туловища вперед-вниз, стоя на скамейке, (см) 12/12 13/13 12/12 12/12
Прыжки через скакалку, кол-во/1 мин 133/123 140/131 135/126 135/125
Бег 20 м, (сек) 4,2/4,1 3,9/3,8 4,0/4,0 4,0/4,0
Челночный бег 4x9м, (м/сек) 10,8/11,0 10,3/10,3 10,5/10,7 10,6/10,8
Индекс Руфье, (балл) 9,5/9,5 9,0/9,0 9,3/9,3 9,4/9,4
Проба Штанге - максимально, (сек) 45/55 50/60 47/57 46/56
Проба Генчи - максимально, (сек) 33/33 35/35 34/34 34/34
Проба Ромберга, (сек) 5/15 5/16 5/15 5/15
Ортостатическая проба, (уд.) 7/8 7/6 7/7 7/7
5. В настоящее время актуализировалась проблема организации и построения двигательной деятельности для студентов с ослабленным здоровьем (специальные медицинские группы), которые занимаются физическими упражнениями по облегчённым программам. Так, по данным О.Г.Румба [6] в настоящее время в СМГ входят около 4045% российских студентов. Из них к числу полностью освобождённых от практических занятий по физической культуре относится около 10-15% студентов.
Анализ данных, полученных в результате мониторинга физического здоровья студентов Воронежского ГАСУ, показывает, что из состава студентов 1-1У курсов, обучавшихся в 2010-11 учебном году, в СМГ были включены 12% студентов дневного отделе-
ния. В 2008 году их количество составило 11%, в 2009 г - 10,7%, в 2010 г - 10,9%, в 2012 г - 12,0%.
Как видим, значительное внимание кафедры ФВС к проблемам здоровья студентов, достаточно эффективная организация процесса физического воспитания в Воронежском ГАСУ, отражается в стабильных результатах продуктивной работы профессорско-преподавательского состава. Для сравнения, количество студентов, отнесенных в 2010-11 учебном году по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в ВГПУ составило 21%, в ВГУ - 24%, в ВГМА - 27%, в ВГТУ - 37%.
В связи с тем, что в составе СМГ занимаются студенты с различной патологией, и динамика их заболеваний имеет специфические проявления, нам кажется целесообразным оценивать двигательную подготовленность студентов СМГ в виде индивидуальных норм, отражающих темпы прироста показателей физической подготовленности и результаты в дыхательных пробах от исходных значений в начале учебного года к итоговым рекомендуемым нормам двигательных проявлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохина, И. А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности у студенток : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Анохина Инна Анатольевна. - Малаховка, 1992. - 23 с.
2. Германов, Г. Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Германов Геннадий Николаевич. - Волгоград, 2011. - 56 с.
3. Козлов, В. И. Прогрессирование дефицита двигательной активности у студенток и выбор средств его компенсации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Козлов Владимир Иванович. - Малаховка, 1995. - 16 с.
4. Лотоненко, А. В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Лотоненко Андрей Васильевич. - Краснодар, 1998. - 40 с.
5. Никитушкин, В. Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов : дис. ... д-ра пед. наук
13.00.04 / Никитушкин Виктор Григорьевич. - М., 1995. - 88 с.
6. Румба, О. Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. . д-ра пед. наук :
13.00.04 / Румба Ольга Геннадьевна. - СПб., 2011. - 51 с.
REFERENCES:
1. АпокЫпа, I. A. (1992), Rhythmic gymnastics as means of indemnification of deficiency of impellent activity at students, MSAFK, Malakhovka, Moscow Region, Russian Federation.
2. Germanov, G. N. (2011), Methodology of designing of impellent tasks in sports-pedagogical process, VSUFK, Volgograd, Russian Federation.
3. Kozlov, V. I. (1995), Progress of deficiency of impellent activity at students and a choice of means its indemnifications, MSAFK, Malakhovka, Moscow Region, Russian Federation.
4. Lotonenko, A. V. (1998), Pedagogical system offormation at student’s youth of requirements for physical training, KSAFK, Krasnodar, Russian Federation.
5. Nikitushkin, V. G. (1995), Methodology of program-standard maintenance of longterm preparation the qualified young sportsmen, RSUFK, Moscow, Russin Federation.
6. Rumba, O. G. (2011), Sistem ofpedagogical regulation of impellent activity of students of special medical groups, HSPU, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]