Научная статья на тему 'Оценка эффективности учебных занятий со студентами основного отделения групп ОФП с различной спортивной направленностью'

Оценка эффективности учебных занятий со студентами основного отделения групп ОФП с различной спортивной направленностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
865
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
общая физическая подготовленность / динамика показателей двигательной подготовленности / эффективность учебно-тренировочных занятий / general physical readiness / dynamics of indicators of impellent readiness / efficiency of training employment

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранцев С. А., Колесников Е. Н., Пехтерев С. В., Скородумов М. А.

Проведена оценка эффективности учебных занятий со студентами 1-го курса (основное отделение) учебных групп общей физической подготовленности (ОФП) со спортивной направленностью: бас-кетбол, бокс, футбол. Установлены достоверные различия у студентов этих групп в развитии общей физической подготовленности, как в динамике средних значений, так и при сравнении сдвигов (изменений) показателей ОФП от начала к концу учебного года. Разработанная методика позволяет дать качественную оценку эффективности развития физических качеств у студентов основного отделения групп ОФП с различной спортивной направленностью и на этой основе выработать практические рекомендации по совершенствованию физической подготовки в конкретной учебной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранцев С. А., Колесников Е. Н., Пехтерев С. В., Скородумов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of an estimation of efficiency of studies with students of 1st course (the basic branch) educational groups of the general physical readiness (GPR) with a sports orientation basketball, boxing, football is investigated. Authentic distinctions at students of these groups in development of the general physical readiness, both in dynamics of average values are established, and at comparison of shifts (changes) of indicators GPR from the beginning by the end of academic year. The developed technique allows to give quality standard of efficiency of development of physical qualities at students of the basic branch of groups GPR with a various sports orientation and on this basis to develop practical recommendations about perfection of physical preparation in concrete educational group.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности учебных занятий со студентами основного отделения групп ОФП с различной спортивной направленностью»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ГРУПП ОФП С РАЗЛИЧНОЙ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

С.А Баранцев1, Е.Н. Колесников, С.В. Пехтерев, МА.Скородумов Институт возрастной физиологии РАО, г. Москва Государственный университет управления, г.Москва

Проведена оценка эффективности учебных занятий со студентами 1-го курса (основное отделение) учебных групп общей физической подготовленности (ОФП) со спортивной направленностью: баскетбол, бокс, футбол. Установлены достоверные различия у студентов этих групп в развитии общей физической подготовленности, как в динамике средних значений, так и при сравнении сдвигов (изменений) показателей ОФП от начала к концу учебного года.

Разработанная методика позволяет дать качественную оценку эффективности развития физических качеств у студентов основного отделения групп ОФП с различной спортивной направленностью и на этой основе выработать практические рекомендации по совершенствованию физической подготовки в конкретной учебной группе.

Ключевые слова: общая физическая подготовленность, динамика показателей двигательной подготовленности, эффективность учебно-тренировочных занятий.

The technique of an estimation of efficiency of studies with students of 1st course (the basic branch) educational groups of the general physical readiness (GPR) with a sports orientation basketball, boxing, football is investigated. Authentic distinctions at students of these groups in development of the general physical readiness, both in dynamics of average values are established, and at comparison of shifts (changes) of indicators GPR from the beginning by the end of academic year.

The developed technique allows to give quality standard of efficiency of development of physical qualities at students of the basic branch of groups GPR with a various sports orientation and on this basis to develop practical recommendations about perfection of physical preparation in concrete educational group.

Keywords: general physical readiness, dynamics of indicators of impellent readiness, efficiency of training employment.

Одной из причин низкой эффективности учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» в общеобразовательной школе и в вузе является недостаточно объективный и информативный контроль за результатами работы преподавателя.

В вузах, как правило, проводится тестирование общей физической подготовленности (ОФП) студентов основного отделения. Но сравнение результатов такого тестирования студентов различных учебных групп не отражает реальной картины эффективности учебно-тренировочных занятий преподавателей. Пра-

Контакты: 1 Баранцев С.А., E-mail: barancev_sergei@mail.ru

вильнее было бы сравнивать, например, изменения показателей ОФП различных учебных групп, которые произошли от начала к концу учебного года.

В работе И.В.Груниной с соавт. [2] описана методика комплексной оценки изменений ОФП студенток 1-х курсов.

В наших исследованиях мы использовали эту методику для оценки эффективности развития общей физической подготовленности студентов 1-го курса основного отделения на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура».

Цель исследования - оценить эффективность развития физических качеств на учебных занятиях групп ОФП с различной спортивной направленностью на основе динамики двигательной подготовленности (на примере студентов 1-го курса основного отделения).

Задачи исследования:

1. Изучить динамику общей физической подготовленности юношей 1-го курса групп ОФП со спортивной направленностью бокс, баскетбол, футбол.

2. Провести сравнительный анализ показателей и оценок общей физической подготовленности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические: тестирование двигательной подготовленности.

Методы математической статистики.

Тестирование двигательной подготовленности

В соответствии с учебной программой дисциплины «Физическая культура» [3] использовали следующие тесты оценки двигательной подготовленности студентов:

- бег на 60 м (с);

- бег на 1000 м (с);

- прыжок в длину с места (см);

- подтягивания из виса на высокой перекладине (кол. раз).

Тестирование двигательных способностей первокурсников (бег 60 м, прыжок

в длину с места, подтягивания из виса на высокой перекладине) проводили в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май). Бег 1000 м - только в конце учебного года.

Методы математической статистики

Результаты тестирования обрабатывали методами математической статистики: определяли средние значения (М), квадратические отклонение от них (о). При п>30 нормальность распределения результатов исследования оценивали по коэффициентам асимметрии (Аз) и эксцесса (Ех), при п<29 - по хи-квадрат критерию. Достоверность отличий определяли по ^критерию Стьюдента для связных вариантов. В случае отсутствия нормального распределения использовали непараметрический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе спорткомплекса Государственного университета управления (г. Москва). Тестирование ОФП первокурсники проходили в

начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года за исключением бега на 1000 м, которое проводилось только в конце учебного года.

В исследовании принимали участие одни и те же юноши (примерно по 30 студентов) трёх групп ОФП со спортивной направленностью бокс, баскетбол, футбол. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе для занятий физической культурой.

Время, отводимое на занятия в рамках учебного расписания, во всех группах было одинаковым. Отличие в содержании занятий объясняется названием учебных групп.

В тестировании двигательных качеств студентов участвовали преподаватели кафедры физической культуры и спорта Государственного университета управления. Тестирование проходило в виде соревнований, где в качестве судей выступали преподаватели кафедры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены результаты тестирования общей физической подготовленности студентов 1-го курса групп ОФП с различной спортивной направленностью.

У юношей группы ОФП со спортивной направленностью баскетбол в течение учебного года достоверно улучшаются средние значения результатов в беге на 60 м (р<0,01), прыжков в длину с места (р<0,01) и в подтягивании (р<0,01).

Примерно такая же динамика результатов отмечена у юношей группы ОФП со спортивной направленностью бокс (см. продолжение табл.1): от начала к концу учебного года достоверно улучшились средние значения результатов в беге на 60 м (р<0,01), прыжков в длину с места (р<0,01) и в подтягивании (р<0,01).

Несколько хуже динамика показателей ОФП в группе со спортивной направленностью футбол. От начала к концу учебного года достоверно улучшились средние значения результатов в беге на 60 м (р<0,01). Не имели достоверных изменений показатели прыжков в длину с места и в подтягивании. Следовательно, у юношей групп ОФП со спортивной направленностью баскетбол и бокс в течение учебного года значительно развиваются сила, быстрота и скоростно-силовые возможности. У юношей группы ОФП со спортивной направленностью футбол - только быстрота.

Провели сравнительный анализ показателей развития физических качеств юношей групп ОФП в начале и в конце учебного года (прод.табл.1).

У юношей групп ОФП со спортивной направленностью баскетбол и футбол в начале и в конце учебного года результаты в беге на 60 м, прыжках в длину с места и в подтягивании не имели достоверных различий.

Такой же характер различий отмечен в показателях прыжков в длину с места и в подтягивании между группами ОФП баскетбол - бокс и бокс - футбол. Юноши группы ОФП-бокс достоверно уступали юношам групп ОФП-баскетбол и ОФП-футбол в беге на 60 м, как в начале, так и в конце учебного года. Это свидетельствует о том, что у юношей группы ОФП-бокс развитие быстроты находится на достоверно более низком уровне по сравнению с юношами групп ОФП-баскетбол и ОФП-футбол.

Таблица 1

Динамика показателей общей физической подготовленности юношей 1-го курса

№ п/ п Группы ОФП со спортивной направленностью Статистики Осень Весна

2 о со 1-4 е Б ч ч т (І П т К о П 2 0 0 о [-Н е Б 2 0 со 1-4 е Б ч ч т (І П т ч о П Бег 1000 м

М 8,52 232 10,7 8,35 238 11,5 259

1 Баскетбол а 0,37 16 4,1 - 0,35 15 3,9 24

п 30 30 30 30 30 30 30

М 9,06 226 10,4 8,84 237 11,7 242

2 Бокс а 0,61 20 5,3 - 0,57 20 5,3 24

п 30 28 29 30 29 29 30

М 8,68 229 9,5 8,29 231 9,5 243

3 Футбол а 0,69 15 5,0 - 0,43 17 5,2 23

п 30 24 28 29 24 28 29

Примечание: Прочерк - отсутствие измерений.

Продолжение таблицы 1

Достоверность различий показателей ОФП первокурсников от начала к концу учебного года (1/р)

№ п/п Группы ОФП со спортивной направленностью Бег 60 м Пр. в дл. Подтяг.

1 Баскетбол 4,26 7,14 2,85

0,01 0,01 0,01

2 Бокс 3,10 4,57 2,84

0,01 0,01 0,01

3 Футбол 4,21 0,77 0,00

0,01 - -

Примечание: Прочерк - отсутствие достоверных различий.

Особо следует отметить результаты бега на 1 км. У юношей групп ОФП-бокс и ОФП-футбол результаты бега не имели достоверных отличий. Значительно уступали им показатели группы ОФП-баскетбол (р<0,01). Следовательно, юноши групп ОФП-бокс и ОФП-футбол имеют одинаковый уровень развития выносливости, а у юношей группы ОФП-баскетбол она находится на достоверно более низком уровне.

Продолжение таблицы 1

Достоверность различий показателей ОФП первокурсников в начале учебного года (1/р)

№ п/п Сравниваемые группы Бег 60 м Пр. в дл. с/м Подтягив.

1 Баскетбол - бокс 3,97/0,01 1,27/- 0,31/-

2 Баскетбол - футбол 1,12/- 0,72/- 0,95/-

3 Бокс - футбол 2,23/0,05 0,54/- 0,61/-

Примечание: Прочерк - различия недостоверны.

Продолжение таблицы 1

Достоверность различий показателей ОФП первокурсников в начале учебного года (1/р)

№ п/п Сравниваемые группы Бег 60 м Пр. в дл. с/м Подтягив. Бег 1000 м

1 Баскетбол - бокс 3,95/0,01 0,50/- 0,03/- 2,96/0,01

2 Баскетбол - футбол 0,62/- 1,66/- 1,59/- 2,63/0,01

3 Бокс - футбол 4,11/0,01 0,95/- 1,34/- 0,39/-

Примечание: Прочерк - различия недостоверны.

Оценка результатов тестирования общей физической подготовленности студентов 1-го курса проводилась по нормативам, разработанным на кафедре физической культуры и спорта Государственного университета управления [1]. В таблице 2 представлено процентное соотношение оценок показателей общей физической подготовленности юношей групп ОФП с различной спортивной направленностью.

Юноши группы ОФП со спортивной направленностью баскетбол.

Здесь следует обратить внимание на хорошие результаты в подтягивании: 20% оценок «5» и 37% оценок «4» и всего лишь 3% оценок «1» и 7% оценок «2». Примерно такой же характер распределения оценок в прыжках в длину с места и несколько хуже - в беге на 60 м. Однако в последнем тесте значительно большее количество оценок «2» - 20%. Особо следует отметить оценки результатов бега на 1 км. Отсутствуют оценки «5» и всего лишь 3% оценок «4». Следовательно, у юношей группы ОФП со спортивной направленностью баскетбол хорошо развиты сила, скоростно-силовые возможности и, в основном удовлетворительно -быстрота. Плохо развита выносливость.

Юноши группы ОФП со спортивной направленностью бокс.

Очень хорошие результаты отмечаются в подтягивании: 27% оценок «5» и 35% оценок «4». Всего лишь 4% оценок «1» балл.

Примерно такие же результаты, но менее яркие, отмечены в результатах прыжков в длину с места.

Противоположная картина в результатах бега на 60 м: нет оценок «5» баллов и 44% оценок «1» балл. Отсутствуют «отличные» оценки в беге на 1 км. Следовательно, у юношей группы ОФП со спортивной направленностью бокс хорошо развиты сила и скоростно-силовые возможности. Плохо развита быстрота и удовлетворительно - выносливость.

Таблица 2

Процентное соотношение оценок показателей общей физической подготовленности юношей 1 курса (конец учебного года)

Группа Оценка (баллы) Весна

Бег 60 м Пр.в дл. Подтяг. 1000 м

Бокс 5 0 15 27 0

4 11 19 35 11

3 30 50 23 63

2 15 8 12 19

1 44 8 4 7

Футбол 5 17 4 18 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 24 13 29 0

3 41 71 25 79

2 10 0 11 10

1 7 13 18 10

Баскетбол 5 10 10 20 0

4 20 20 37 3

3 47 63 33 40

2 20 3 7 30

1 3 3 3 27

Юноши группы ОФП со спортивной направленностью футбол.

При наличии в основном удовлетворительных оценок результатов прыжков в длину с места, обращает на себя внимание большое количество - 13% - оценок «1» балл. В беге на 60 м преобладают оценки выше среднего результата. Примерно такой же характер оценок отмечается в подтягивании, но зарегистрировано большое количество - 18% - оценок «1» балл. Важно отметить отсутствие оценок «5» и «4» в беге на 1 км. Следовательно, у юношей группы ОФП-футбол хорошо развиты быстрота и сила. Однако у 18% юношей силовые возможности развиты очень слабо. Скоростно-силовые возможности имеют средний уровень развития. Но у 13% юношей уровень развития этого физического качества находится на очень низком уровне. Выносливость имеет средний уровень развития. При этом в группе отсутствуют юноши с хорошими и отличными показателями выносливости.

Таким образом, на основании оценок результатов тестирования ОФП по окончании учебного года сложно сделать однозначный вывод о преимуществе в развитии физических качеств одной из групп.

Для проведения сравнительного анализа эффективности учебных занятий по развитию общей физической подготовленности первокурсников изучили достоверность различий сдвигов (изменений) исследуемых показателей в течение учебного года у студентов групп ОФП с различной спортивной направленностью (табл.3).

Таблица 3

Сдвиги (приросты) показателей общей физической подготовленности юношей 1-го курса (М±а)

№ п/п Группы ОФП со спортивной направленностью Бег 60 м Пр. в дл. Подтягив.

1 Баскетбол -0,17±0,22 5,6±4,3 0,8±1,5

2 Бокс -0,22±0,40 10,1±8,9 1,2±4,5

3 Футбол -0,33±0,42 1,5±9,2 0,0±2,4

Продолжение таблицы 3

Достоверность различий сдвигов (изменений) показателей общей физической подготовленности юношей 1-го курса (1/р)

№ п/п Сравниваемые группы Бег 60 м Пр. в дл. с/м Подтягив.

1 Баскетбол - бокс 0,56/- 2,30/0,05 0,78/-

2 Баскетбол - футбол 1,80/- 2,04/0,05 1,51/-

3 Бокс - футбол 1,00/- 3,34/0,01 1,89/-

Примечание: Прочерк - различия недостоверны.

Приросты результатов прыжков в длину с места были достоверно более высокими у юношей группы ОФП-бокс по сравнению с юношами группы ОФП-баскетбол (р<0,05) и ОФП-футбол (р<0,01). При этом юноши группы ОФП-ба-скетбол имели достоверно большие приросты результатов прыжков по сравнению с юношами группы ОФП-футбол (р<0,05).

Изменения других исследуемых показателей двигательной подготовленности у юношей групп ОФП с различной спортивной направленностью не имели достоверных различий.

Можно отметить тенденцию больших приростов результатов в беге на 60 м у юношей группы ОФП-футбол и меньшую - в группе ОФП-баскетбол. В подтягивании наибольшие приросты у юношей группы ОФП-бокс и наименьшие - у юношей группы ОФП-футбол.

Оценки приростов (сдвигов) результатов тестирования ОФП студентов 1-го курса проводилась по нормативам, разработанным на кафедре физической культуры и спорта Государственного университета управления (см. предыдущая статья ).

Результаты этих оценок представлены в таблице 4 и на рисунке 1.

Таблица 4

Оценки приростов (сдвигов) результатов ОФП студентов первого курса групп ОФП с различной спортивной направленностью

Группы ОФП Тесты Оценка в баллах, % студентов

1 2 3 4 5

Баскетбол Бег 60 м 10 7 37 37 10

Пр.в дл/м 0 0 73 23 3

Подтягив. 3 0 33 53 10

Бокс Бег 60 м 4 7 30 22 37

Пр.в дл/м 0 4 36 28 32

Подтягив. 8 8 23 23 38

Футбол Бег 60 м 7 7 34 10 41

Пр.в дл/м 8 4 63 17 8

Подтягив. 14 11 25 32 18

Процентное соотношение оценок прироста

|5п4пЗп2п1

Рис. 1. Соотношение оценок (в баллах) приростов показателей общей физической подготовленности юношей групп ОФП с различной спортивной направленностью

По «отличным» оценкам на первом месте группа ОФП-бокс - 107 оценок. На втором - группа ОФП футбол - 67 оценок. И на третьем - группа ОФП - баскетбол (50 оценок). По «хорошим» оценкам на первом месте ОФП-баскетбол -98 оценок, на втором - ОФП-бокс - 73 оценки и на третьем - ОФП-футбол -59 оценок.

У юношей группы ОФП-бокс приросты двигательных качеств в трёх исследуемых тестах в основном были «средние», «хорошие» и «отличные». Мало оценок «1» и «2» балла, особенно в прыжках в длину с места. Наибольшее количество «отличных» оценок в беге и в подтягивании.

У юношей группы ОФП-футбол 41% «отличных» оценок в беге на 60 м - это лучший результат. Средние результаты в прыжках в длину и немного выше средних - в подтягивании. Причём в подтягивании больше, чем в других группах оценок «1» балл - 14%.

У юношей группы ОФП-баскетбол приросты в прыжках в длину в основном средние и чуть выше средних. Примерно такие же результаты приростов в подтягивании, но значительно больше оценок «4» и «5». И примерно такаие же оценки приростов в беге на 60 м, но больше, чем в других группах оценок «1» балл.

Следовательно, можно получить не однозначные результаты, если сравнительный анализ эффективности учебных занятий в развитии физических качеств проводить только по оценкам приростов результатов ОФП.

Оценку эффективности учебных занятий по развитию физических качеств у студентов групп ОФП с различной спортивной направленностью проводили по методике, прошедшей апробацию на кафедре физической культуры и спорта в Государственном университете управления [2]. Эта методика основывается на сравнении сдвигов (изменений) и динамики средних значений показателей двигательной подготовленности от начала к концу учебного года групп ОФП со спортивной направленностью.

Для этого, прежде всего, использовали результаты достоверности различий сдвигов показателей общей физической подготовленности, представленные в таблице 3. Достоверные отличия в развитии того или иного двигательного качества обозначали «+» (табл.5).

Юноши группы ОФП-бокс имели достоверно более высокие приросты в прыжках в длину с места по сравнению с группами ОФП-баскетбол и ОФП-фут-бол и имеют два плюса.

Юноши группы ОФП-баскетбол достоверно превосходили юношей группы ОФП-футбол в приростах этого показателя и имеют один плюс. Сдвиги других изучаемых показателей были недостоверными.

Затем использовали результаты достоверности различий изменений в течение учебного года средних значений показателей ОФП (см. табл. 1). Эти результаты представлены в таблице 6.

У юношей всех трёх групп отмечены достоверные улучшения результатов в беге на 60 м (все группы имеют по одному плюсу). В группах ОФП-баскетбол и ОФП-бокс достоверно улучшились результаты прыжков в длину с места и подтягивания (по одному плюсу за оба теста).

Таблица 5

Качественная оценка эффективности учебных занятий групп ОФП с различной спортивной направленностью по сдвигам в течение учебного года

Группы ОФП Тесты

Бег 60 м Пр.в дл/м Пресс

Баскетбол +

Бокс ++

Футбол

Примечание: «+» - достоверно более высокий прирост результата. Пробел - отсутствие достоверных различий.

Таблица 6

Качественная оценка эффективности учебных занятий групп ОФП с различной спортивной направленностью по динамике средних значений

в течение учебного года

Группы ОФП Тесты

Бег 60 м Пр.в дл/м Подтягив. Бег 1000 м

Баскетбол + + + -

Бокс + + +

Футбол +

Примечание: «+» - достоверное улучшения результата в течение учебного года. Пробел - отсутствие достоверных изменений.

Таблица 7

Суммарная качественная оценка эффективности учебных занятий групп ОФП с различной спортивной направленностью

Группы ОФП Тесты Сумма Рейтинг

Бег 60 м Пр.в дл/м Подтягив. Бег 1000 м

Сдв. Ср. Сдв. Ср. Сдв. Ср. Ср.

Баскетбол + + + + - 3 2

Бокс + ++ + + 5 1

Футбол + 1 3

В беге на 1 км между группами ОФП-бокс и ОФП-футбол отличия были недостоверными, а группа ОФП-баскетбол значительно уступала этим группам (имеет один минус).

Сложив результаты таблиц 5 и 6, получили итоговый суммарный результат качественной оценки эффективности учебных занятий групп ОФП с различной спортивной направленностью по результатам динамики средних значений и сдвигов в течение учебного года показателей двигательной подготовленности (табл.7).

Итоговые оценки свидетельствуют о том, что на занятиях с группой ОФП-бокс развитие физических качеств проходило на более высоком уровне (5 баллов). В группе ОФП-баскетбол эффективность таких занятий несколько ниже (3 балла). В группе ОФП-футбол эффективность занятий сравнительно самая низкая (1 балл).

На основании результатов исследования были разработаны практические рекомендации по совершенствованию учебных занятий для развития общей физической подготовленности студентов 1 курса групп ОФП с различной спортивной направленностью.

ВЫВОДЫ

1. У юношей 1-го курса групп ОФП со спортивной направленностью баскетбол, бокс, футбол отмечены достоверные различия в развитии общей физической подготовленности, как в динамике средних значений, так и при сравнении сдвигов (изменений) показателей ОФП от начала к концу учебного года.

2. Методика, разработанная на кафедре физической культуры и спорта Государственного университета управления, позволяет дать качественную оценку эффективности развития физических качеств у студентов основного отделения групп ОФП с различной спортивной направленностью и на этой основе выработать практические рекомендации по совершенствованию физической подготовки в конкретной учебной группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранцев С.А., Сиверкина Т.Е. Нормативы оценки динамики двигательных качеств студентов первого курса. - Материалы межд. научно-практ. конф. «Совр. инновац. технологии физич. культ. и спорта в ВУЗе», Улан-Удэ, Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2008. - с.95-100 (0,25 п.л.).

2. Грунина И.В., Ермаков А.Д., Логачёва В.В., Найдёнова Е.Г. Методика оценки эффективности учебных занятий групп ОФП с различной спортивной направленностью. - Материалы Всероссийская научно-практическая конференции «Теория и практика физической культуры и спорта в условиях модернизации образования», Ижевск, 2009. - с.164-166

1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура»/Сост.: Ильи-нич В.И., Евсеев Ю.И. - М.; 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.