Научная статья на тему 'Программное обеспечение занятий атлетической гимнастикой студентов 1-4 курсов технического вуза'

Программное обеспечение занятий атлетической гимнастикой студентов 1-4 курсов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ATHLETIC GYMNASTICS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / INTEGRAL LEVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворкин Л. С., Давыдов О. Ю.

В статье рассматривается проблема применения атлетической гимнастики как основного средства базового физического воспитания студентов технического вуза 1-4 курсов. Применены инновационные подходы к планированию учебного процесса физического воспитания студентов. Разработана методика интегральной оценки развития физических качеств. Выявлены более высокие уровни прироста общей физической подготовленности у студентов отделения атлетической гимнастики по отношению к студентам подготовительной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворкин Л. С., Давыдов О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMME PROVISION OF ATHLETIC GYMNASTICS STUDIES OF 1-4 YEAR STUDENTS OF THE TECHNICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The problem of application of athletic gymnastics as one of the main means of the foundation course of 1-4 year students of the Technical Institution of Higher Education is considered in the paper. To plan the training process of students physical education innovative approaches have been used. The development of students physical qualities has been worked out. If to compare the increasing of students general physical preparedness, the levels of students of the department of athletic gymnastics proved to be higher in comparison with students of a preparatory group.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение занятий атлетической гимнастикой студентов 1-4 курсов технического вуза»

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Доктор педагогических наук, профессор Л. С. Дворкин,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Кандидат педагогических наук, доцент О. Ю. Давыдов, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье рассматривается проблема применения атлетической гимнастики как основного средства базового физического воспитания студентов технического вуза 1-4 курсов. Применены инновационные подходы к планированию учебного процесса физического воспитания студентов. Разработана методика интегральной оценки развития физических качеств. Выявлены более высокие уровни прироста общей физической подготовленности у студентов отделения атлетической гимнастики по отношению к студентам подготовительной группы.

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, студенты, физические качества, интегральный уровень.

Актуальность. Чрезвычайно напряженная умственная деятельность и прогрессирующая с каждым годом гиподинамия приводят к тому, что показатели функционального состояния систем организма и физической работоспособности студентов существенно снижаются от младших курсов к старшим. Эта ситуация еще более осложняется и тем, что в рейтинге ценностей у студентов здоровье занимает весьма скромное место (Н. П. Абаскачова, 1999; Л. Н. Алешина, 1998; В. К. Бальсе-вич, Л. И. Лубышева, 2003; В. К. Бальсевич, 2006 и др. ). В еще большей степени эти проблемы обостряются для многочисленного контингента студентов технических вузов. Занятость учебными делами у них превышает занятость студентов в вузах других профилей (В. А. Баро-ненко, А. В. Чудиновский, 2003; В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт, 2003; О. Ю. Давыдов, 2006; Л. А. Рапопорт, 2004 и др.).

Отсюда повышается социальная значимость современной Программы по физической культуре для ву-

зов, прописанная в Государственном образовательном стандарте, в которой особо выделена учебная дисциплина «Физическая культура» и которая вне зависимости от специфики государственных образовательных учреждений является обязательной для всех учебных заведений1.

Академические занятия - это основа вузовского, в том числе и физического (Н. П. Абаскачова, 1999; Л. Н. Алешина, 1998; В. К. Баль-севич, Л. И. Лубышева, 2003; В. К. Бальсевич, 2006 и др. ) воспитания. В еще большей степени эти проблемы обостряются для многочисленного контингента студентов технических вузов. Занятость учебными делами у них превышает занятость студентов в вузах других профилей (В. А. Бароненко, А. В. Чудиновский, 2003; В. А. Баронен-ко, Л. А. Рапопорт, 2003; О. Ю. Давыдов, 2006; Л. А. Рапопорт, 2004). По данным наших и других исследователей, в последние годы лишь 10-20 % юношей и девушек, поступивших на первый курс, удавалось регулярно заниматься физической культурой и спортом помимо основных академических занятий.

Надо признать, что идея применения атлетической гимнастики как основного средства базового физического воспитания учащихся и студентов не нова. Так, А. Ю. Рябов (1998) исследовал влияние психорегулиру-ющей тренировки на развитие ценностной ориентации студентов в процессе занятий атлетической гимнастикой. Ю. И. Винокуров (2004) выявил особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции двигательной моторики. Р. А. Корнеев (2004) исследовал организацию атлетической подготовки квалифицированных баскетболистов на этапах макроцикла. В. М. Осьминин (2005) изучал формирование физи-

1 Программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений РСФСР: Концептуальные основы. - М. ,1990. - 18 с.

ческой культуры личности у курсантов военных вузов с использованием атлетических видов спорта. Основополагающий труд С. В. Новаковского (2002) был посвящен исследованию теории и методологии базовой силовой подготовки детей и подростков с применением элементов атлетической гимнастики.

В то же время мы не встретили научных трудов, в которых бы рассматривались различные вопросы использования атлетической гимнастики в качестве базовой физической подготовки студентов технического вуза на протяжении всех лет их учебы.

Методика исследования. Исследование проводилось с сентября 2001 г. по ноябрь 2008 г. на базе Уральского федерального университета. Исследовались студенты 1-4 курсов отделения атлетической гимнастики (экспериментальная группа), большинство из которых имели средний уровень показателей физического развития и физической подготовленности. В контрольную группу входили студенты 1-4 курсов подготовительного отделения. Сравнительному анализу были подвергнуты результаты следующего контрольного тестирования: у юношей - сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, бег 30 и 1000 м, прыжок в длину с места, из исходного положения сидя наклон вперед; у девушек -бег 30 и 1000 м, прыжок в длину с места, подъем туловища в сед за 30 с, наклон вперед. Определялся интегральный уровень физической подготовленности (ИУФП) по следующей формуле.

^ т...ь

Ъ

ИУФП

I

где SR¡...L - сумма результатов в тестовых (контрольных) упражнениях, показанных лично каждым испытуемым, SR¡...N - сумма нормативных результатов тестовых упражнений, п - количество тестов. SR¡...L/n (в о. е. ) находилась по следующей формуле:

(Мпод. + Мпрыжок + Мнаклоны) - (МбегЪОм + Мбег1000м)

5 '

где Мпод. - максимальный результат студента в подтягивании на перекладине (а у девушек подъем туловища), Мпрыжок - прыжок в длину с места (м), Мнаклоны - наклоны туловища (см), Мбег 30 м (с), Мбег 1000 м ( мин). Из суммы максимальных результатов первых трех тестов отнималась сумма максимальных результатов в беге на 30 и 1000 м, так как в этих тестах снижение цифрового показателя указывает на улучшение результатов.

Результаты исследования. В экспериментальной учебной программе по физическому воспитанию студентов, в отличие от традиционной, от 60 до 70% времени основной части занятия использовалось в качестве базовой атлетической подготовки. Так, если в традиционной программе по физическому воспитанию

студентов для ОФП на первом курсе отводится 33 часа, на втором - 38, третьем - 34 и четвертом курсе - 36 часов, а атлетической подготовке соответственно - 4, 4, 8 и 8 часов, то в экспериментальной программе - для ОФП часы не предусмотрены вовсе. Но зато для освоения атлетической гимнастики запланировано соответственно по курсам - 62, 60, 80 и 80 часов (табл.).

На основании многолетних исследований разработана модель атлетической подготовки студентов 1-4 курсов технического вуза. На первом этапе осуществляется «Начальная атлетическая подготовка студентов 1 курса», на втором этапе - «Общая базовая атлетическая подготовка студентов 2 курса», на третьем этапе продолжается дальнейшая «Спортивно-ориентированная атлетическая подготовка студентов 3 курса» и на четвертом этапе студенты переходят к применению «Элементарной профессиональной подготовки студентов 4 и 5 курсов».

Итак, занятия атлетической гимнастикой в течение четырех лет обучения в техническом вузе привели к более выраженному приросту интегрального уровня развития физических качеств студентов, чем это имело место в подготовительном отделении: за 4 года прирост ИУФП составил у юношей отделения атлетической гимнастики 37,7%, а у девушек 11,6%, соответственно у их сокурсников подготовительного отделения - 11,7 и 7,6%.

У юношей отделения атлетической гимнастики, как и ожидалось, наиболее высокий прирост результатов за четыре года был зафиксирован при выполнении подтягивания на перекладине (рис. 1). Юноши подготовительного отделения также за эти четыре года прибавили в развитии силы, но на значительно меньшую величину - 21,3%. К концу четвертого курса занятия атлетической гимнастикой позволили юношам улучшить свой исходный уровень гибкости на 43,4%, что оказалось более чем в два раза выше того, что имело место у их сокурсников подготовительного - 20,6%. С первого по четвертый курс позитивные изменения такого физического качества, как быстрота стабильно демонстрировали студенты-юноши из отделения атлетической гимнастики.

В итоге максимальный показатель в беге на 30 м за четыре года у них вырос на 27,9%, а у студентов-юношей подготовительного отделения - на 10,2%. Во всех случаях менее весомыми были итоговые результаты в беге на 1000 м и прыжке в длину с места. Но и в этих упражнениях юноши отделения атлетической гимнастики достоверно превзошли своих сокурсников из подготовительного отделения.

Не менее существенные позитивные изменения в общей физической подготовке произошли за четыре года учебы в техническом вузе и в группе девушек (рис. 2). Они во всех тестируемых упражнениях уверенно превзошли результаты, достигнутые за четыре года учебы в вузе в группе девушек подготовительного отделения. Но наиболее выраженный разрыв между ними был зафиксирован в беге на 30 м. Так, если студентки

Таблица

Сравнительные параметры распределения учебных часов на освоение основных разделов традиционной и экспериментальной учебной программы

Учебные программы

№ Разделы программы традиционная экспериментальная

курс Фактичес- % курс Фактичес- %

1 2 3 4 кие 1 2 3 4 кие

1 Теоретический раздел 12 10 4 4 30 5,5 12 12 4 4 32 5,9

Практический раздел 102 106 116 116 440 80,8 106 108 120 120 454 83,4

Методико-практический подраздел 10 10 18 18 56 10,3 14 12 2 2 30 5,5

Учебно-тренировочный подраздел: ОФП 33 38 34 36 141 25,9 - - - - - -

2 Легкая атлетика 15 12 10 10 47 8,6 6 6 2 2 16 2,9

ППФП 12 12 18 16 58 10,7 8 10 14 14 46 8,5

Спортивные и подвижные игры 18 20 18 18 74 13,6 6 10 14 14 44 8,1

Гимнастика 2 2 2 2 8 1,5 2 2 - - 4 0,7

Лыжная подготовка 8 8 8 8 32 5,9 8 8 8 8 32 5,9

Атлетизм 4 4 8 8 24 4,4 62 60 80 80 282 51,8

3 Контрольный раздел 22 20 16 16 74 13,6 18 16 12 12 58 10,7

Всего часов 136 136 136 136 544 136 136 136 136 544

% 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

тесты

□ Отд. атл. гимн. □ Отд. ОФП

97

/

>—

' 27,9 "20«—

' 10,2 п^^^^^ЗТ ' ГРтТ Я - — ■ -

—Е-[_1—-1——■—*-г-1——*-г-1——-г

1 2 3 4 5

Контр.

Рис. 1. Показатели прироста результатов тестирования юношей за 4 года учебы в техническом вузе

(1 - бег 30 м, 2 - прыжок в длину с места, 3 - бег 1000 м, 4 - подтягивание, 5 - наклоны туловища из и. п. сидя на скамейке). Интегральный показатель прироста физических качеств: отделение атлетической гимнастики (37,7%), подготовительное отделение (11,7%).

отделения атлетической гимнастики через 4 года пробежали эту дистанцию на 13,7% быстрее исходного результата (сентябрь первого курса), то их сокурсницы из подготовительного отделения лишь на 1,8%. На четвертом курсе в прыжке в длину с места девушки экспериментальной группы улучшили свои исходные показатели на 12,1%, в подъеме туловища - на 22%, при выполнении наклона туловища из и. п. сидя на скамейке - на 31,2%. В то же время они показали в итоге относительно низкие результаты в беге на 1000 м. За четыре года

улучшение результатов в этом упражнении составило лишь 4,2%.

Девушки подготовительного отделения за четыре года (рис. 2) наиболее успешно освоили такие упражнения как подъем туловища (прирост составил 10% ) и наклон туловища (+20%). В прыжке в длину с места за четыре года результаты у них возросли только на 5,5%, а в беге на 1000 м изменились весьма незначительно (+ 0,7%).

В ряде работ отмечается важность учета сенсетив-

Контр. тесты

Рис. 2. Показатели прироста результатов тестирования девушек за 4 года учебы в техническом вузе

(1 - бег 30 м, 2 - прыжок в длину с места, 3 - бег 1000 м, 4 - подъем туловища, 5 - наклон туловища из и. п. сидя на скамейке). Интегральный показатель прироста физических качеств: отделение атлетической гимнастики (37,7%), подготовительное отделение (11,7%).

ных периодов развития организма человека при воздействии внешней среды. По мнению П. К. Анохина, И. А. Аршавского, В. К. Бальсевича, В. М. Волкова, А. А. Гужаловского, З. И. Кузнецовой, А. А. Маркосяна, Е. В. Федотовой и др., более быстрый и устойчивый эффект обучения двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в эти периоды. Поэтому и управление процессами многолетней атлетической подготовки будет более эффективным, если преимущественная направленность тренировочного процесса на отдельных этапах будет определяться с учетом данных о периодах наибольшего естественного прироста в развитии двигательных качеств и функциональных возможностей.

Как было доказано, атлетическая подготовка позволяет успешно развивать все физические качества. Однако, как мы уже это выяснили, значимость развития этих качеств у студентов различных курсов и пола имеет различные уровни. У юношей первого и второго курсов низкий уровень значимости приобретает развитие динамической силы и силовой выносливости, а средний уровень - статической силы, быстроты, общей выносливости, ловкости и гибкости. У девушек этих же курсов низкий уровень значимости в развитии физических качеств зафиксирован в отношении динамической и статической силы, а в остальных случаях все физические качества имели средний уровень значимости.

На третьем курсе у юношей наиболее высокий уровень значимости в развитии физических качеств был зафиксирован по отношению к быстроте, а в остальных случаях - средний. Девушки третьего курса имели низкий уровень значимости в развитии динамической силы, высокий - силовой выносливости и средний - по остальным показателям. К четвертому курсу у юношей все большее значение в развитии физических качеств

приобретают динамическая сила, быстрота и силовая выносливость, а у девушек - быстрота, силовая выносливость и гибкость. Остальные показатели физических качеств имели средний уровень значимости, независимо от пола.

Заключение. Итоговые результаты лонгитуди-нальных исследований показателей развития физических качеств студентов за четыре года учебы в техническом вузе говорят о том, что занятия в отделении атлетической гимнастики по разработанной нами экспериментальной программе планирования учебно-тренировочного процесса, в которой сочетаются в оптимальном соотношении специфические атлетические упражнения и средства ОФП, позволили студентам данного отделения достигнуть за четыре года более высоких результатов в развитии физических качеств, чем это имело место у студентов подготовительного отделения.

Интегральный уровень прироста показателей физических качеств за 4 года составил у юношей отделения атлетической гимнастики - 37,7%, а у их сокурсников подготовительного отделения 11,7%, соответственно у девушек отделения атлетической гимнастики - 11,6% и подготовительного отделения 7,6%. Средний уровень физической подготовленности студентов, занимающихся в отделении атлетической гимнастики от курса к курсу достоверно увеличивался. Так, на первом курсе максимальный результат УФКС был равен у студентов-юношей экспериментальной группы 2,49, на втором курсе - 3,0, на третьем - 3,88 и четвертом 4,35 о. е. , соответственно у студентов контрольной группы - 0,73, 0,88, 1,14, 1,28 о. е. У студенток экспериментальной группы УФКС был равен на первом курсе - 6,1, на втором - 6,96, на третьем - 7,4 и четвертом - 7,6 о. е. соответственно у студенток контрольной группы - 0,86, 0,98, 1,06 и 1,08 о. е.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абаскачова, Н. П. Здоровью необходимо учить / Н. П. Аба-скачова // Педагогические и медицинские проблемы ва-леологии. - Новосибирск, 1999. - С. 9-11.

2. Алешина, Л. Н. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис____канд. пед. наук / Л.

Н. Алешина. - Волгоград, 1998. - 20 с.

3. Бальсевич, В. К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. - С. 11-17.

4. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.

5. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт: учебное пособие. -М. : Альфа-М, 2003. - 352 с.

6. Бароненко, В. А. Здоровый образ жизни и умственная работоспособность студента: методические рекомендации для студентов и кураторов академических групп / В. А. Бароненко, А. В. Чудиновский. - Екатеринбург, 2003. - 20 с.

7. Винокуров, Ю. И. Особенности проведения занятий со

студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции двигательной моторики: дис. . . . канд. пед. наук / Ю. И. Винокуров. - Коломна, 2004. - 179 с.

8. Давыдов, О. Ю. Физическое воспитания студентов подготовительного отделения технического вуза с использованием статико—динамических упражнений: автореф. дис ... канд пед. наук / О. Ю. Давыдов. - Краснодар, 2006. - 25 с.

9. Корнеев, Р. А. Организация атлетической подготовки квалифицированных баскетболистов на этапах макроцикла: дис. . . . канд. пед. наук / Р. А. Корнеев. - Малаховка, 2004. - 130 с.

10. Новаковский, С. В. Теория и методология базовой силовой подготовки детей и подростков: дис. . д-ра пед. наук / С. В. Новаковский. - Майкоп, 2002. - 382 с.

11. Осьминин, В. М. Формирование физической культуры личности у курсантов военных вузов с использованием

атлетических видов спорта: дис____канд. пед. наук / В. М.

Осьминин. - Хабаровск, 2005. - 195 с.

12. Рапопорт, Л. А. Перспективы развития студенческого спорта в университетах России: монография / Л. А. Рапопорт. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2004. - 356 с.

13. Рябов, А. Ю. Влияние психорегулирующей тренировки на развитие ценностных ориентаций студентов в процессе занятий атлетической гимнастикой: дис. . . . канд. пед. наук / А. Ю. Рябов. - Челябинск, 1998. - 165 с.

PROGRAMME PROVISION OF ATHLETIC GYMNASTICS STUDIES OF 1-4 YEAR STUDENTS OF THE TECHNICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

L. Dvorkin, Doctor of Pedagogics, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. O. Davidov, Condidate of Pedagogics, Associate Professor, Ural Federal University, Ekaterinburg.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The problem of application of athletic gymnastics as one of the main means of the foundation course of 1-4 year students of the Technical Institution of Higher Education is considered in the paper. To plan the training process of students' physical education innovative approaches have been used. The development of students physical qualities has been worked out. If to compare the increasing

of students' general physical preparedness, the levels of students of the department of athletic gymnastics proved to be higher in comparison with students of a preparatory group.

Key words: athletic gymnastics, students, physical qualities, integral level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.