Научная статья на тему 'Влияние лыжной подготовки с применением подвижных игр на развитие физических качеств у студентов общеподготовительных групп'

Влияние лыжной подготовки с применением подвижных игр на развитие физических качеств у студентов общеподготовительных групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРУППЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (ОФП) / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL QUALITY / PHYSICAL EFFICIENCY / GYMNASTIC EDUCATION / COMMON PHYSICAL TRAINING GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мараховская Оксана Валериевна

Наличие существенного процента студентов с низким уровнем физической подготовленности подтверждает необходимость поиска новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию для данной категории. В этой связи разработка методики применения подвижных игр в процессе лыжной подготовки в общеподготовительных группах (ОФП) является актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мараховская Оксана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of skiing training with application of outdoor game on developing of students physical abilities at common preparatory groups

The availability of the sufficient percentage of students with the low level of physical training needs searching new forms of organization of the teaching process directed to the physical improvement of this category. Thereupon, the elaboration of system of outdoor games application in the skiing training process at common preparatory groups is actual.

Текст научной работы на тему «Влияние лыжной подготовки с применением подвижных игр на развитие физических качеств у студентов общеподготовительных групп»

УДК 7969 О. В. МАРАХОВСКАЯ

Омский государственный технический университет

ВЛИЯНИЕ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ

ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП

Наличие существенного процента студентов с низким уровнем физической подготовленности подтверждает необходимость поиска новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию для данной категории. В этой связи разработка методики применения подвижных игр в процессе лыжной подготовки в общеподготовительных группах (ОФП) является актуальной.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физические качества, физическая работоспособность, физкультурное воспитание, группы общей физической подготовки (ОФП).

Преобразования, происходящие в России, повлияли на поиск новых подходов к физкультурному образованию и воспитанию студентов, концептуальную основу которых составляют интересы государства, нужды и запросы общества в физическом совершенствовании граждан [1, 2].

При этом студенчество является особой социальной группой общества, сложной и напряженной жизнедеятельности которой сопутствует ряд специфических факторов. Наиболее значимые из них: большой объем информации, подлежащий обработке и усвоению на фоне эмоциональных переживаний; хронический дефицит времени; высокий уровень мотивации к познавательной деятельности; низкая двигательная активность студентов; отсутствие регламентированного отдыха, должных условий быта и полноценного питания. Все эти негативные факторы находят свое отражение не только в изменениях функционального физического состояния в целом, но и приводят к снижению работоспособности, возникновению нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, перенапряжению адаптационных процессов [3, 4].

Физкультурное воспитание в вузе — это, прежде всего, педагогический процесс формирования физической культуры личности студента.

В период обучения в высших учебных заведениях раскрываются способности и задатки студентов; происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов; развиваются сенсорно-рецептивные, психомоторные функции; наблюдается наибольшая пластичность в образовании навыков; в основном завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Все это подчеркивает, с одной стороны, наличие высоких потенциальных возможностей студентов, а с другой — необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения [5, 6] .

Студенческий период жизни — это последняя, в рамках государственных программ обучения, возможность получения базовых знаний, умений, навыков по организации самостоятельных занятий физкультурно-спортивной деятельности. Подобный

опыт не вполне осознается и по достоинству не оценивается в молодости; практически же он определяет одну из сторон культуры личности выпускника вуза. Многие авторы в своих работах, опираясь на социологические исследования, отмечают сниженный уровень физической подготовки студентов, слабый интерес к своему здоровью, физической культуре и спорту[7]. Физическая подготовленность студентов характеризуется степенью развития таких основных качеств как сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и координация. Уровень развития вышеперечисленных качеств, а также функциональных систем организма занимающихся, особенно в период обучения в вузе способствует созданию здоровой основы для проявления одаренности личности, успешному овладению профессиональными знаниями. Полученные в результате занятий по физическому воспитанию, они могут быть легко перенесены в другие области деятельности и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях [8, 9] .

В этой связи разработка определенной модели физического развития в студенческом возрасте для формирования и совершенствования двигательных навыков, несмотря на имеющиеся научные исследования в этой области, остается актуальной.

В последние годы в процессе физического воспитания в вузах широко используется внедрение в учебный процесс спортивных специализаций, исходя из желаний студентов заниматься каким-либо видом спорта и предыдущего опыта в детских юношеских спортивных школах, что в целом не нарушает целостности государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. Поэтому зачисление студентов первого курса в учебные группы по видам спорта осуществляется с учетом их интереса и хорошей спортивной и физической подготовленности. При этом студенты, не проявившие себя в какой-либо спортивной специализации, направляются в общеподготовительные группы, иначе называемые общей физической подготовки (ОФП). Чаще всего занятия для них должны проводиться по реко-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

Результаты физической подготовленности студентов групп ОФП I курса (в баллах)

Характеристика направленности тестов 5 4 3 2 Общее число (n — 583)

высокий выше среднего средний ниже среднего

абсолютный % абсолютный % абсолютный % абсолютный % средний балл

Тест на скоростносиловую подготовленность -бег 100 м, с 145 25 107 18 110 19 221 38 3,3

Прыжки в ддину с места, см 114 20 127 21 108 19 234 40 3,2

Тест на общую выносливость — бег 1 км; мин, с 144 25 116 20 151 25 172 30 3,4

Тест на силовую подготовленность -подтягивание на перекладине, кол-во раз 151 26 124 22 133 23 161 29 3,5

Таблица 2

Средний уровень подготовленности студентов определенных на занятия в группы ОФП (в баллах)

Характеристика направленности тестов 5 4 3 2 Общее число (n=127)

высокий выше среднего средний ниже среднего

абсолютный % абсолютный % абсолютный % абсолютный % средний балл

Т ест на скоростносиловую подготовленность -бег 100 м, с 4 3,1 15 11,8 35 27,5 73 57,4 2,6

Прыжки в длину с места, см 8 6,2 10 7,8 45 35,4 64 50,3 2.7

Тест на общую выносливость — бег 1 км; мин, с 2 1,5 6 4,7 50 39,3 69 54,3 2,5

Тест на силовую подготовленность -подтягивание на перекладине, кол-во раз - - 3 2,3 38 29,9 86 67,7 2,3

мендуемой программе с общепринятыми обязательными разделами, соответственно выделенным часам. Однако в связи с недостаточной оснащенностью спортивно-технической базы в большинстве учебных заведений для этих групп занятия, как правило, проводятся на улице круглый год [9]. Занимаются в основном кроссовой подготовкой, общеразвивающими и силовыми упражнениями, футболом — осенью и весной, лыжной подготовкой — в зимний период, если имеется лыжный инвентарь.

Цель исследования — поиск путей повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию студентов общеподготовительных групп на основе выявления рациональных подходов к использованию лыжной подготовки в сочетании с игровым методом. Задачей исследования явилось определение уровня физической подготовленности и развития основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, силовых возможностей студентов групп ОФП 1 курса и наблюдение за динамикой физической подготовленности за 2 года обучения).

Методы и организация исследования. Для изучения показателей, характеризующих уровень физического развития, а также оценки координации движений и устойчивости вестибулярных реакций, мор-

фофункциональных показателей и физической подготовленности занимающихся, был использован ряд традиционных методов исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование и интервьюирование, педагогические наблюдения и эксперимент, антропометрические измерения, определение физической работоспособности по степ-тесту. Для измерения эмоционального состояния в период интенсивной физической и психологической нагрузок использовалась методика САН (самочувствие, активность, настроение), разработанная сотрудниками Ленинградской военно-медицинской академии (В. А. Доскин, 1973 г.) и статистическая обработка полученных материалов.

Под наблюдением находилось 100 студентов — юношей общеподготовительной группы в течение двух лет. В экспериментальной группе (ЭГ) — 50 человек занимались по разработанной нами технологии, в контрольной группе (КГ) — 50 человек, в соответствии с базовой программой для высших учебных заведений. Занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю на 1—2 курсе.

Результаты и их обсуждения. Анализ результатов контрольного тестирования (уровня общей физической подготовленности) 583 студентов-юношей

Итоги результатов педагогического эксперимента по оценке физической подготовленности студентов групп ОФП (в баллах)

Характеристика направленности тестов Период исследования ЭГ (п = 50) КГ (п = 50)

Баллы Баллы

5 4 3 2 5 4 3 2

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % сред. балл ЭГ сред. балл КГ

Тест на скоростно-силовую подготовленность -бег 100 м, с 1 2 4 6 12 10 20 32 64 4 8 9 18 22 44 15 30 2,6 3,0

2 8 16 18 36 15 30 9 18 6 12 15 30 23 46 6 12 3,5 3,4

Прыжки в длину с места, см 1 4 8 7 14 13 26 26 52 7 14 5 10 19 38 19 38 2,8 2,9

2 10 20 15 30 17 34 8 16 11 22 8 16 21 42 10 20 3,5 3,4

Тест на общую выносливость — бег 1 км; мин, с 1 3 6 1 2 12 24 34 68 5 10 3 6 13 26 29 58 2,5 2,7

2 13 26 14 28 11 22 12 24 8 16 9 18 17 34 16 32 3,6 3,1

Тест на силовую подготовленность -подтягивание на перекладине, кол-во раз 1 1 2 - - 19 38 30 60 - - 10 20 18 36 22 44 2,4 2,8

2 4 8 9 18 24 48 13 26 8 16 15 30 20 40 7 14 3,1 3,5

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, 1 - начало эксперимента, 2 - конец эксперимента.

МОЮ И ¥<ШЯУЛ>1 ВУЮЗЬИеИФ

боог (и}) 5 оМ ииндоэа инньлун иияэмо

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

1-го курса, до распределения их по спортивным специализациям. В целом было выявлено, что менее всего развиты скоростно-силовые возможности. Так, на оценку «2» выполнили норматив 38 % студентов — в беге на 100 метров; 40 % — прыжок в длину с места. На наш взгляд, это связано с ухудшением развития качества быстроты еще в школьные годы.

Незначительно были выше показатели общей выносливости и силы. При этом следует отметить, что 14 студентов из 583 (табл. 1) не смогли выполнить подтягивание на перекладине ни одного раза. После распределения по спортивным специализациям 127 студентов были направлены в группы общей физической подготовки. Анализ физической подготовленности у этих студентов показал более низкие результаты (табл. 2), то есть выявил недостаточность развития физических качеств.

В целом следует отметить, что низкий уровень физической подготовленности и отсутствие практических умений и навыков в каком-либовиде спорта позволил определить их только в группу ОФП.

Однако стремление студентов к физическому совершенствованию (50 %), выявленное по ответам на разработанную нами анкету, обязывает преподавателя искать пути подбора оптимальных видов физической культуры, приближенных к спортивной деятельности для этой категории студентов с целью повышения гармоничности развития, адаптационного потенциала даже в неприспособленных условиях, то есть проведения занятий на улице. В условиях Сибири это должна быть лыжная подготовка, ввиду значительного периода снежного покрова. При этом необходимо отметить, что этот вид является обязательным в программе по физическому воспитанию.

Основным направлением занятий по лыжной подготовке в экспериментальной группе было обучение и совершенствование техники лыжных ходов и имитационных упражнений в сочетании с игровым методом. Всего в экспериментальной группе было проведено 20 занятий по лыжной подготовке с применением подвижных игр в основной и заключительной части. Игры на лыжах, эстафеты проводились с целью обучения и совершенствования техники лыжных ходов, развития физических качеств, необходимых студентам для сдачи контрольных нормативов, а также решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач для каждого конкретного занятия. Так, игра «Кто быстрее?» направлена на развитие таких физических качеств, как быстрота и ловкость. Например, три группы, выстроившись в колонну по одному (интервал между колоннами 4 — 5 м), передвигаются в указанном направлении. По сигналу игроки, идущие первыми, сходят с лыжни в левую сторону, делают поворот на 180° переступанием и бегут в конец колонны. Здесь они снова выполняют поворот кругом переступанием и становятся замыкающими в группе. То же по сигналу организатора проделывают все участники команды. Каждый играющий, первым выполнивший задание, приносит своей группе одно очко, вторым — 2 очка и т.д. Когда все участники групп выполнят задание, подсчитывается количество очков, полученных командами. Выигрывает та группа, которая набрала наименьшее количество очков.

Применение игрового метода на занятиях по лыжной подготовке позволило активизировать внимание и повысить эмоциональное состояние студентов. При организации игр и эстафет на лыжах учитывалось соответствие физических нагрузок уровню подготовленности студентов.

Повторное тестирование в конце эксперимента, в сравнении с первоначальными данными представлено в табл. 3 (1 — до эксперимента; 2 — после эксперимента). Повышение уровня физической подготовленности показало, что результаты свидетельствуют об эффективности включения кроссовой и лыжной подготовки в сочетании с игровым методом в процесс физического воспитания в общеподготовительных группах студентов технического вуза.

Вывод. Результаты исследований позволили составить общее представление об уровне физической подготовленности студентов обеих групп, опираясь не только на количественные критерии, но и на качественные оценки. Вместе с тем наличие существенного процента студентов с низким уровнем физической подготовленности подтверждает необходимость поиска новых форм организации учебного процесса по физическому воспитанию для этой категории.

Библиографический список

1. Игнатьев, И. С. Студент и физическая культура : учеб. пособие. / И. С. Игнатьев — Комсомольск н /Амуре : Изд-во Комсомольский н/Амуре ГТУ, 1996. — 60 с.

2. Коджешау, М. Х. Физическое воспитание студентов вузов и факторы его определения : автореф. дис...канд.пед.наук / М. Х. Коджешау; ун-т. — М.,1995. — 15 с.

3. Агаджанян, Н. А. Двигательная активность и здоровье / Н.А. Агаджанян, В. Г. Двоеносов. — Казань : КГУ, 2003. — 216 с.

4. Андреева, Д. А. Адаптация личности студентов / Д. А. Андреева, Н. Э. Касаткина. — М. : Физкультура и спорт, 1992. — 170 с.

5. Лубышева, Л. И. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева, Г. М. Грузных // Теория и практика физической культуры. — 1991. - № 6. - С. 9-12.

6. Зайцев, Г. К. Стратегия понимания физического воспитания студентов / Г. К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. — 1994. — №7. — С. 26-28.

7. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - С. 184- 193.

8. Ефимов, А. А. К вопросу об эффективности программ по физическому воспитанию в вузах / А. А. Ефимов, В. Д. Еднак // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи : тез. докл. Междун. науч.-практ. конф. - Минск, 1995. - С. 20-21.

9. Бирюков, Н.А. Совершенствование организационных форм физического воспитания студентов / Н. А. Бирюков // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: материалы Междун. науч.- практ. конф. - Омск, 1998. - С. 148-149.

МАРАХОВСКАЯ Оксана Валериевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. 644050, г. Омск, просп. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 06.04.2009 г.

© О. В. Мараховская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.