Научная статья на тему 'Влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов'

Влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СКИПИНГ / PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / PHYSICAL TRAINING / SKIPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдов Михаил Александрович, Корнева Марина Александровна

В статье рассматривается влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдов Михаил Александрович, Корнева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the skiping practicing on physical fitness of the students

The article examines the influence of skiping practicing on physical fitness of students of Pedagogical University

Текст научной работы на тему «Влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов»

вания : учебник / В.И. Филимонов. - М. : ИНСАН, 2001. - 400 с.

4. Ширяев, А. Г. Бокс учителю и ученику / А.Г. Ширяев. - СПб. : Шатон, 2002. - 190 с.

Контактная информация: vdamic box@,mail.ru

УДК 796.07; 796.034.2

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СКИПИНГОМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Марина Александровна Корнева, аспирант,

Шуйский государственный педагогический университет (ШГПУ)

Аннотация.

В статье рассматривается влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов педагогического университета.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, физическая подготовленность, скипинг.

INFLUENCE OF THE SKIPING PRACTICING ON PHYSICAL FITNESS OF THE

STUDENTS

Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor Marina Aleksandrovna Korneva, the postgraduate-student,

Shuya State Pedagogical University

Annotation

The article examines the influence of skiping practicing on physical fitness of students of Pedagogical University

Keywords: physical education of students, physical training, skiping.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование системы физического воспитания студенческой молодежи остается актуальным направлением исследований ученых и практиков. В настоящее время среди студентов широкое распространение получают новые виды спортивной деятельности [1]. Однако их внедрение, чаще всего связано с необходимостью приобретения дорогостоящего оборудования и инвентаря. Наряду с этим в арсенале средств физической культуры имеются упражнения, которые в настоящее время переживают новый всплеск интереса со стороны занимающихся физическими упражнениями. Прежде всего, это относится к упражнениям со скакалкой. В США и Европе вместе с модой на здоровый образ жизни приобрел популярность и развивается как вид спорта скипинг. В более чем в 30 странах мира созданы спортивные федерации. Название "skipping" происходит от английского "скип" - прыгать, подпрыгивать [2].

В сравнительных исследованиях, проведенных Кеннет Купером, установлено, что прыжки со скакалкой в течение 10 минут оказывают одинаковое влияние на сердечнососудистую систему, как и при выполнении других видов двигательной активности (например, езда на велосипеде в течение 6 минут - 2 мили; плавание в течение 12 минут; игре в теннис - 2 сета; бег на одну милю и др.) [2]. Известно, что упражнения со скакалкой развивают выносливость, скоростно-силовые способности, координацию, способствуют укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению веса, формированию стройной фигуры.

Прыжки через скакалку являются доступным видом физических упражнений для детей и взрослых. Однако в практике физического воспитания детей и учащейся молодежи использованию упражнений со скакалкой уделяется недостаточно внимания, отсутствуют методики занятий скипингом. Данная проблема в полной мере ха-

рактерна и для системы физического воспитания студенческой молодежи [3].

МЕТОДИКА

Исследование было посвящено изучению влияния скипинга на физическую подготовленность студентов педагогического университета в рамках занятий по дисциплине «Физическая культура». Исследовательской работой на разных этапах было охвачено 206 студентов в возрасте от 17 до 19 лет и 57 преподавателей кафедр физической культуры пяти вузов г. Иваново и г. Шуя.

Анализ влияния физкультурных занятий на основе использования скипинга на развитие физических качеств студентов в рамках педагогического эксперимента осуществлялся на базе Шуйского государственного педагогического университета. Эффективность разработанной методики определялась степенью прироста результатов в тестах: «Бег 100 м», «Бег 6 мин», «Прыжки в длину с места», «Сгибание и разгибание рук в висе на низкой перекладине» (девушки), «Подтягивание на перекладине» (юноши), «Прыжки через скакалку за 1 минуту», «Приседание на одной ноге, с опорой о стену», «Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке», «Челночный бег». Обработка полученных данных осуществлялась по t - критерию Стьюдента.

На предварительных этапах исследования был проведен анкетный опрос студентов 1-3 курсов (22 % - юноши и 78% - девушки). Установлено, что в ходе практических занятий по физической культуре упражнения в прыжках через скакалку используются крайне редко (указали от 2 до 10% опрошенных). При этом 67% респондентов хотели бы заниматься скипингом, чем бегать. Большинство студентов (86%) умеют прыгать через скакалку и считают необходимым в большем объеме использовать данный вид упражнений на занятиях по физической культуре.

Большинство преподавателей (76%) считают, что занятия скипингом могут оказать положительное влияние на повышение уровня физической подготовленности студентов. При этом они указывают, что из-за отсутствия методических рекомендаций для занятий скипингом, в практику физического воспитания студентов данный вид физических упражнений не включается. Установлено, что лишь 36% педагогов по физической культуре используют прыжки через скакалку в ходе практических занятий, в основном в качестве подготовительных упражнений в водной части занятия.

Для повышения эффективности занятий по физической культуре со студентами педагогического вуза и повышения уровня их физической подготовленности была разработана и внедрена в практику экспериментальная методика занятий физической культурой на основе использования прыжковых упражнений через скакалку. Все упражнения были разделены на три группы: для начинающих; умеющих прыгать и для тех, кто хорошо владеет прыжками через скакалку.

Студентам, отнесенным к первой группе, рекомендовалось выполнять упражнения, связанные с освоением двигательного действия и доведения его до степени навыка, развитие координации движений рук и ног. Второй группе студентов рекомендованы упражнения, направленные на развитие выносливости в процессе прыжков через скакалку и освоение более сложных по координационной структуре двигательных действий. Третьей группе, хорошо владеющей прыжками через скакалку, рекомендовано использование упражнений, сочетающих в себе различные по координационной сложности прыжки (двойные с вращением вперед и назад; скрестные, вперед и назад; прыжки с удержанием предметов между ног; с продвижением вперед на ограниченной опоре, в непривычных и чрезвычайных условия и др.).

В педагогическом эксперименте участвовали две группы студентов второго курса по 24 человека (12 юношей и 12 девушек в каждой). В контрольной группе занятия проводились в соответствии с традиционной методикой занятий, построенной на основе игровых видов спорта и аэробики. В экспериментальной группе в содержание занятий игровыми видами спорта (футболом, баскетболом и волейболом), а так же аэробикой были включены комплексы упражнений из скипинга. Наряду с занятиями,

проводимыми по традиционной программе, со студентами экспериментальной группы во втором семестре было проведено 24 занятия с использованием средств скипинга. На каждом практическом занятии по дисциплине «Физическая культура» студенты выполняли от 5 до 10 серий различных прыжков по 1-3 мин для каждой группы занимающихся во время разминки и заключительной части занятия. Упражнения из арсенала скипинга выполнялись под ритмичную музыку. В основной части занятия проводились игры, эстафеты и круговая тренировка со скакалкой. Величина ЧСС в основной части занятия достигала от 135 до 165 уд. в мин.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Предварительное тестирование, направленное на выявление успешности прыжковой подготовленности через скакалку у студентов, умеющих выполнять данное упражнение, позволило установить, что лишь 11% смогли справиться с нормативными требованиями на оценку «хорошо» и «отлично». Основная масса студентов (52%) смогла пропрыгать в течение 1 минуты необходимое количество раз, соответствующее оценке «удовлетворительно» и 37% тестируемых не справились с выполнением задания. Отмечено, что основными причинами неудовлетворительного состояния в прыжках через скакалку являются: отсутствует координация движений при прыжках и вращения скакалки; незначительный по темпу и ритму характер выполнения прыжков.

В начале педагогического эксперимента между средними значениями результатов в тестах у студентов контрольной и экспериментальной групп достоверно значимых различий не зафиксировано (таблица 1 и 2).

Таблица 1

Результаты в тестах на физическую подготовленность юношей контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента _________________________________(Х±m)__________________________________

Тесты юноши

начало окончание р

ЭГ КГ ЭГ КГ

Бег 100 м (сек.) 14,1+0,1 14,2+0,1 13,3+0,1 13,9+0,1 < 0,05

Прыжок в длину с места (см) 194,7+9,5 195,2+9,4 236+11,4 212+11,3 < 0,05

Подтягивание на высок. перекл. (кол-во раз) 7,5+1,1 7,8+1,1 12,9+1,3 9,6+1,2 < 0,05

Прыжки со скакалкой за 1 мин. (кол-во раз) 65,4+2,1 65,4+2,1 131,7+2,9 76,7+2,6 < 0,05

Присед. на одной ноге, опора о стену (кол-во раз) 9,3+1,1 9,4+1,2 14,4+1,8 10,5+1,6 < 0,05

Бег за 6 мин. (м) 989,7+10,3 991,7+9,9 1456,7+12,6 1032+11,5 < 0,05

Наклон на гимн. скамейке (см) 9,8+0,4 9,6+0,4 15,6+1,3 10,8+1,4 < 0,05

Челночный бег (сек) 8,9+0,2 9,0+0,2 8,3+0,1 8,9+0,2 < 0,05

По окончанию педагогического эксперимента отмечена положительная динамика в развитии физических качеств у занимавшихся по экспериментальной методике.

При этом результаты девушек и юношей экспериментальной группы во всех контрольных упражнениях оказались достоверно выше по сравнению с аналогичными данными студентов из контрольной группы (р<0,05). Исключением является результаты в тесте «челночный бег» (р> 0,05).

ВЫВОД

Анализ научно-методической литературы и данные собственных исследований позволяют утверждать об эффективности использования скипинга в процессе академических занятий по физической культуре в вузе и положительном влиянии на повышении физической подготовленности студентов.

Таблица 2

Результаты в тестах на физическую подготовленность девушек контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента __________________________________(Х±m)_________________________________

Тесты девушки

начало окончание р

ЭГ КГ ЭГ КГ

Бег 100 м (сек.) 17,2+0,2 17,3+0,2 16,3+0,2 16,9+0,2 < 0,05

Прыжок в длину с места (см) 158+4,4 161+4,7 179,2+5,1 166,1+4,3 < 0,05

Подтягивание; на низкой перекл. (кол-во раз) 11,4+1,4 11,7+1,5 17,8+1,6 13,7+1,5 < 0,05

Прыжки со скакалкой за 1 мин. (кол-во раз) 88,5+3,4 85,5+4,2 143,9+6,6 88,5+4,2 < 0,05

Присед. на одной ноге, опора о стену (кол-во раз) 6,7+0,9 6,9+0,9 13,2+1,6 8,9+0,9 < 0,05

Бег за 6 мин. (м) 789+11,4 795+12,3 1321,5+12,6 995,5+12,8 < 0,05

Наклон на гимн. скамейке (см) 11,3+1,1 10,8+1,2 17,8+2,1 12,7+1,5 < 0,05

Челночный бег (сек) 9,2+0,3 9,3+0,3 8,8+0,4 9,1+0,3 > 0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина, Н.В. Здоровье формирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н.В. Белкина // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 7-9.

2. Петров, В. Скипинг - новая форма физических упражнений / В. Петров // Спорт в школе. - 2005. - № 1(январь). - С. 38-39.

3. Правдов, М.А. Повышение эффективности занятий физической культурой со студентами на основе скипинга / М.А. Правдов, М.А. Корнева // Развитие физической культуры детей и учащейся молодежи : материалы международной научнопрактической конференции. - Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ТТТГПУ». 2010. - С. 174-176.

Контактная информация: dmitry1@rambler.ru

УДК 797.21

ПОВЫШЕНИЕ АЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ОТДЕЛЕНИИ ПЛАВАНИЯ

Елена Валентиновна Радовицкая, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты исследований положительного влияния беговых аэробных нагрузок, которые используются перед началом занятий в бассейне при обучении плаванию на общую выносливость, физическое развитие и состояние здоровья студентов вузов

Ключевые слова: беговые упражнения, обучение плаванию, общая выносливость, физическое развитие, состояние здоровья.

STEPPING UP THE AEROBIC ABILITIES AMONG THE STUDENTS OF THE

SWIMMING DEPARTMENTS Elena Valentinovna Radovitskaja, the competitor

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of research of positive influence of running aerobic loads used

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.