РЕМШииМ 23
Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»
Мировой фармацевтический рынок:
СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ
По данным международной исследовательской компании IMS Health, объем мирового фармацевтического рынка в 2009 г. составил чуть более 800 млрд. долл. Несмотря на кризисные явления, объем рынка увеличился на +7% относительно предыдущего года. При этом по итогам 2010 г., согласно оценкам IMS Health, ожидается 4—6% рост до 825 млрд. долл.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, кризис, дженерики, патенты, прогноз
• МИРОВОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В 2009 Г.
Мировой фармацевтический рынок условно можно разделить на 5 блоков. Прежде всего, это США — лидер мирового фармацевтического рынка с объемом продаж более 300 млрд. долл. и ростом +5,4% в 2009 г. относительно 2008 г. Далее Топ-5 европейских стран, которая аккумулирует чуть более 150 млрд. долл. (средний прирост в 2009 г. составил +3,5%). Япония, объем фармацевтического рынка которой составил 90,3 млрд. долл., показав наибольший прирост среди развитых стран (+7,6%). Важная составляющая глобального фармацевтического рынка — так называемые «быстроразвивающиеся фармацевтические рынки», объединенные в одну группу, в которую входят около двух десятков стран. Особенностью данной группы является высокий темп роста объема рынка: по итогам 2009 г. он составил +17,1%, а общий объем продаж достиг 126,1 млрд. долл. И наконец, прочие страны, которые продемонстрировали прирост +5,8%. Общий объем продаж этих стран в 2009 г. составил 140,1 млрд. долл. (рис. 1). Доля десятки ведущих мировых фарм-производителей в денежном выражении составила чуть более 42% объема мирового рынка. Лидером является компания Pfizer с объемом продаж 57 млрд. долл., замыкает десятку компания Abbott с объемом продаж 19,8 млрд. долл. По данным исследовательского агентства IMS Health, в 2009 г. лидером продаж в денежном выражении стал препарат Lipitor производства компании Pfizer с годовым объемом продаж 13,3
млрд. долл. и приростом относительно 2008 г. +0,3%. Наибольший прирост среди ведущих мировых торговых наименований продемонстрировал препарат Crestor (+3, 92%) с объемом продаж 5,4 млрд. долл. (рис. 2). Суммарный объем реализации десятки ведущих препаратов составил 71,8 млрд. долл., или 9,6% от общего объема мирового фармацевтического рынка (табл. 1).
• ПРОГНОЗЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2011 Г.
Исследовательская компания IMS Health прогнозирует следующие тенденции развития мирового фармацевтического рынка в 2011 г.
« Разный уровень динамики роста рынка для развитых и развивающихся стран
■■И
Key words: pharmaceutical market, crisis, generic, patent, forecast
According to the report done by the international research company IMS Health, the value of the global pharmaceutical market, despite the impact of the crisis, was above 800 billion US dollars in 2009. That is +7% compared to the pervious year level. The market growth at the end of 2010 is predicted to equal 4—6% and its value 825 billion US dollars. In 2011 the overall pharmaceutical market growth is supposed to reach 5—7% against 2010 to reach 880 billion US dollars in value. Julia UVAROVA, Remedium. The global pharmaceutical market: current state, forecast and prospects.
Поскольку различные страны по-разному восстанавливались после кризиса, на фармацевтическом рынке существуют расхождения в показателях динамики роста. Так, в 17 странах с развивающимся фармацевтическим рынком, по прогнозу IMS Health, в 2011 г. ожидается рост на уровне 15—17%, соответственно объем рынка должен составить 170—180 млрд. долл. Многие из этих стран преодолели кризис за счет увеличения государственных вложений в здравоохранение, а также роста расходов на восстановление здоровья со стороны населения.
Китай, рост рынка которого оценивается в 25—27% (с объемом более чем 50 млрд. долл.), в настоящее время занимает третье место среди фармацевтических рынков всех стран. Рост фармацевтического рынка Японии, по прогнозам IMS Health, в 2011 г. составит 5—7%. 5 основных европейских фармацевтических рынков (Германия, Франция, Италия, Испания, Великобритания) покажут суммарно 1—3% роста. США с ожидаемым ростом 3—5% останутся лидером среди фармацевтических рынков всех стран: объем американского фармацевтического рынка достигнет 320—330 млрд. долл. (против 310 млрд. долл. по прогнозу 2010 г.). Общий рост мирового фармацевтического рынка в 2011 г. составит, по оценке IMS, 5—7% относительно 2010 г., его объем достигнет 880 млрд. долл. « Истечение срока действия патентов на многие оригинальные ЛС приведет к преобладанию джене-риков в структуре потребления В 2011 г. на фармацевтических рынках развитых стран ЛС с объемом продаж более 30 млрд. долл. столкнутся с конкуренцией со стороны ЛС генерического происхождения. В США, например, такие препараты, как Липитор®, Плавикс®, Зипрекса®, Левакин®, суммарный годовой оборот которых превышает 17 млрд.
24 РШЩЦЦМ
ТРЕНДЫ. ЗАРУБЕЖНЫЕ ФАРМРЫНКИ
таблиц^1 Ведущие брэнды мирового
фармацевтического рынка в 2009 г.
№ Торговое Объем продаж, Прирост,
наименование млрд. долл. 2009/2008
1 Lipitor 13,3 0,3
2 Plavix 9,1 7,9
3 Nexium 8,2 7,1
4 Seretide 8,1 8,9
5 Seroquel 6,0 13,4
6 Enbrel 5,9 9,3
7 Remicade 5,5 13,1
8 Crestor 5,4 39,2
9 Zyprexa 5,4 9,3
10 Humira 5,0 31,8
рисунокГ i Структура фармацевтического рынка по группам стран в 2009 г.
5 (+5,8%) ^^ 1 (+5,4%) 1 - США,
300,8 млрд. долл.
/\ 2 — Европа*,
151,1 млрд. долл.
3 — Япония,
4 (+17,1%) /С^ / \ / 90,3 млрд. долл.
\ 1 4 — Быстроразвиваю-
. У щиеся страны**,
_126,1 млрд. долл.
\ 5 — Прочие страны,
3 (+7,6%) / 2 (+3,5%) 140,1 млрд. долл.
* Топ-5 стран: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания. ** Китай, Бразилия, Россия, Индия, Мексика, Турция, Венесуэла, Польша, Аргентина, Тайланд, Румыния, Индонезия, С.Африка, Египет, Украина, Пакистан, Вьетнам.
Делегация из Москвы посетила производство Merck
15 декабря 2010 г. делегация из Москвы, возглавляемая вице-мэром Ю.В.Росля-ком, посетила штаб-квартиру компании Merck в г. Дармштадт, Германия. Визит был организован Министерством экономического развития федеральной земли Гессен. Гости из Москвы осмотрели производственные мощности компании Merck в Дармштадте. Особый интерес вызвал процесс производства инновационных лекарств. На встрече с Зигма-ром Гербергом, руководителем дарм-штадтского офиса, гости обсудили ряд вопросов, касающихся инноваций в фармпроизводство. В результате встречи стороны договорились о дальнейшем развитии и укреплении сотрудничества между Москвой и компанией Merck.
GlaxoSmithKline намерена расширить свое присутствие в Китае
7 декабря GlaxoSmithKline pic сообщила о намерении поглотить китайскую фарм-компанию Nanjing MeiRui Pharma Co., Ltd (MeiRui); сумма сделки составит 70 млн. долл. При этом GSK выкупит 90% акций у Pagoda Pharmaceuticals Limited, зарегистрированной на Британских островах, а остальные 10% — у Allergon AB. Таким образом компания GlaxoSmithKline намерена расширить свое присутствие в Китае — одном из самых крупных и быстрорастущих из развивающихся фармрын-ков. MeiRui — китайская фармкомпания с перспективным продуктовым портфелем в области урологии и аллергологии. GSK получит доступ к продуктовому портфелю, маркетинговой сети и производственным мощностям MeiRui в Китае.
долл., а количество выписанных рецептов — 93 млн., потеряют свою эксклюзивность. Особенно отчетливо данная тенденция проявится в 2012 г., когда произойдет полное смещение потребления в сторону более дешевых препаратов генерического происхождения (что также связано с выходом дженериков на рынок и ростом их конкуренции с оригинальными препаратами). « Изменение динамики некоторых сфер лечения, связанное с новым инновационным циклом В 2011 г. появятся новые препараты (треть из них — инновационные), которые значительно изменят парадигмы лечения в некоторых ключевых направлениях терапии. Речь идет о лечении инсульта, меланомы, рассеянного склероза, рака молочной железы, гепатита С. Появление этих ЛС на рынке приведет к увеличению их потребления
со стороны пациентов и, как следствие, к перераспределению финансирования (т.е. к оттоку средств) из других областей лечения с применением дешевых дженериков. Ожидается, что до конца следующего года на мировом рынке появится 5 потенциальных блокбастеров с годовым оборотом более 1 млрд. долл. Таким образом, 2011 г. обещает уход с рынка знаковых мировых брэндов и знаменует новый этап инноваций. Он также станет определяющим годом для развития реформ здравоохранения на ключевых фармацевтических рынках в период восстановления мировой экономики. Чтобы сохранить и упрочить позиции на динамично развивающемся рынке, для фармпроизводителей будет важна фокусировка на индивидуальной ценности самого пациента и учете конкретных потребностей систем здравоохранения.
<$>