Научная статья на тему 'Мировой фармацевтический рынок: СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

Мировой фармацевтический рынок: СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛИДЕР ПРОДАЖ / БРЭНД / ПАТЕНТ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / ДЖЕНЕРИКИ / БИОСИМИЛЯРЫ / GLOBAL PHARMACEUTICAL / MARKET / SALES LEADER / BRAND / PATEN / SALES VOLUME / GENERICS / BIOSIMILARS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Согласно данным исследовательского агентства IMS Health, в 2010 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 875 млрд. долл. Годовой прирост его составил 4,1%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL PHARMACEUTICAL MARKET: CURRENT STATE, FORECASTS, PROSPECTS

According to IMS Health, in 2010 the global pharmaceutical market reached 875 billion US dollars, with year-on-year growth equaling 4.1%. North America accounted for the biggest share in the total sales of 5 regions, and Latin America had the smallest share. The leaders in terms of growth rate in 2010 were Asia, Africa and Australia (+14%); Japan was at the bottom of the total list with the lowest rate of +0.1%

Текст научной работы на тему «Мировой фармацевтический рынок: СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

38 ИЮЛЬ ptMrnuuM

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Мировой фармацевтический рынок:

СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ

Согласно данным исследовательского агентства IMS Health, в 2010 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 875 млрд. долл. Годовой прирост его составил 4,1%.

Ключевые слова: мировой фармацевтический рынок, лидер продаж, брэнд, патент, объем продаж, дженерики, биосимиляры

МИРОВОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ РЫНОК В 2010 Г.

Из 5 регионов мирового фармацевтического рынка наибольшую долю продаж обеспечивали страны Северной Америки, наименьшую — Латиноамериканский регион (рис. 1). Максимальный прирост рынка по итогам 2010 г. продемонстрировали страны Азии, Африки, Австралии (+14%), минимальный — Япония (+0,1%).

Среди терапевтических классов лидером по объему продаж в 2010 г. по-прежнему являлась группа онкологических препаратов, годовой прирост которой на мировом фармацевтическом рынке составил +6,7% (табл. 1). Замыкает десятку группа противовирусных средств. По годовому приросту продаж лидировали аутоиммунные препараты (+14,7%). Падение реализации наблюдалось только в группе противоязвенных ЛС (-6,5%).

Суммарный объем реализации ведущих терапевтических групп составил 299,1 млрд. долл., или 34,2% от общего объема мирового фармацевтического рынка. По итогам 2010 г. ведущим производителем на мировом фармацевтическом рынке является компания Pfizer с объемом продаж 55,6 млрд. долл. (табл. 2). Наибольший годовой прирост продемонстрировали такие производители, как Novartis, Abbott. Падение продаж наблюдалось у компаний Merck&Co, GlaxoSmithKline, Roche. Суммарный объем реализации ведущих фармацевтических фирм составил 351,4 млрд. долл., или 40,2% от общего объема мирового фармацевтического рынка.

По данным исследовательского агентства IMS Health, в 2010 г. лидером продаж в денежном выражении стал препарат Lipitor (Pfizer) с годовым объемом реализации 12,7 млрд. долл. (табл. 3). Наибольший прирост продемонстрировал

таблица Ti Топ-10 терапевтических классов на мировом фармрынке по итогам 2010 г.

Группа препаратов Объем продаж, млрд. долл. Прирост 2010/2009, %

Oncologics 56,0 6,7

Lipid Regulators 36,4 2,0

Respiratory Agents 35,9 7,0

Antidiabetics 34,4 12,2

Anti-ulcerants 28,0 -6,5

Angiotensin II Antagonists 26,6 4,5

Antipsychotics 25,4 9,0

Autoimmune agents 20,7 14,7

Antidepressants 20,2 3,4

HIV Antivirals 15,4 13,2

Источник: IMS Health Midas

Key words: global pharmaceutical market, sales leader, brand, patent, sales volume, generics, biosimilars.

According to IMS Health, in 2010 the global pharmaceutical market reached 875 billion US dollars, with year-on-year growth equaling 4.1%. North America accounted for the biggest share in the total sales of 5 regions, and Latin America had the smallest share. The leaders in terms of growth rate in 2010 were Asia, Africa and Australia (+14%); Japan was at the bottom of the total list with the lowest rate of +0.1%.

Julia UVAROVA, Remedium. GLOBAL PHARMACEUTICAL MARKET: CURRENT STATE, FORECASTS, PROSPECTS.

препарат Humira (+19,7%), продажи которого составили 5,7 млрд. долл. Суммарный объем реализации десятки ведущих препаратов в 2010 г. оценивается в 75,8 млрд. долл., или 8,7% от общего объема мирового фармацевтического рынка.

• ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПЕРИОД ДО 2015 Г.

По данным IMS Health, к 2015 г. объем мирового фармацевтического рынка составит примерно 1,1 трлн. долл. При этом CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) в ближайшие 5 лет будет снижаться — до уровня 3—6% против 6,2% в 2006—2010 гг. Среди ключевых факторов развития мирового фармацевтического рынка важно отметить сокращение затрат на ЛС в США, истечение сроков патентной защиты целого ряда препаратов на развитых фармацевтических рынках, рост спроса на ЛС на быстроразвивающихся фармацевтических рынках. Исследовательская компания IMS Health прогнозирует следующие тенденции

МИРОВОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: СОСТОЯНИЕ, ПРОГНОЗЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

РЕМШииМ ИЮЛЬ 39

развития мирового фармацевтического рынка:

1. Дальнейшее сокращение доли брэн-дированной продукции.

Высокие затраты населения развитых стран на приобретение брэндирован-ных препаратов будут нивелироваться истечением сроков их патентной эксклюзивности. В результате объем продаж брэндированной продукции к 2015 г., по прогнозам IMS, будет ниже уровня 2010 г. Уже за период 2005—2010 гг. доля брэндированных препаратов в общем объеме мирового фармацевтического рынка снизилась с 70 до 64% , а к 2015 г. составит примерно 53%.

2. Беспрецедентное количество истекающих патентов на оригинальные препараты принесут т.н. «патентные дивиденды» на развитые фармацевтические рынки

К 2015 г. истекшие патенты на брэнди-рованную продукцию принесут 98 млрд. долл. чистой экономии потребителям в развитых странах. Для сравнения: за предыдущие 5 лет эта экономия составила 54 млрд. долл. Фармацевтический рынок США столкнется с проблемой генерической экспансии, в то время как Япония сохранит наименьшую долю дженериков, несмотря на проводимую политику по предпочтительному назначению врачами генерических препаратов.

3. Появление принципиально новых видов лечения.

Вывод новых препаратов создаст принципиально новые возможности медикаментозного воздействия, обеспечив при этом более высокое качество жизни пациентов. Среди них — средства для лечения рассеянного склероза, более эффективные и удобные в применении; препараты для терапии метастатической меланомы, способные повысить уровень выживаемости; первая вакцина

рисуно^! Структура мирового фармрынка по регионам

5 t \ 1 1 — Северная Америка, 38% хЛ 2 — Европа, 29% \ 3 — Азия/Африка/ \ ) Австралия, 15% \ / 4 — Япония, 12% V^ 5 — Лат. Америка, 6%

J Источник: IMS Health Market Prognosis

против рака простаты — прорыв в области персонализированной медицины. 4. Быстроразвивающиеся фармацевтические рынки приблизятся к уровню США.

Ожидается, что в ближайшие 5 лет объем быстроразвивающихся фармацевтических рынков увеличится вдвое и составит 285—315 млрд. долл. (против 151 млрд. долл. в 2010 г.). Этому процессу будут способствовать значительный экономический рост и действия со стороны правительств этих стран по обеспечению доступности медицины. По прогнозу IMS Health, к 2015 г. быстроразвивающиеся фармацевтические рынки станут вторым

наиболее крупным географическим сегментом мирового фармацевтического рынка (после суммарного объема рынков таких стран, как Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания) и приблизятся к уровню США.

5. Политика в области здравоохранения определит долгосрочные перспективы развития мирового фармацевтического рынка

Политические решения в области здравоохранения, принятые в 2010 г., будут оказывать влияние на дальнейшее развитие фармацевтических рынков. Речь идет прежде всего о мерах по повышению доступности медицинской помощи в США, в результате которых доступ к медицинскому страхованию получат около 30 млн. американцев; о регулировании ценообразования на ЛС в Китае; политике снижения цен на инновационные препараты, дженерики и препараты, не защищенные патентами, в Испании и Италии; введении обязательного анализа затрат на вывод новых препаратов в Германии.

6. Быстрое развитие биосимиляров при довольно медленной адаптации их на рынке.

По прогнозам IMS Health, к 2015 г. годовой объем продаж биосимиляров превысит 2 млрд. долл., что составит около 1% от объема мирового рынка. На фармацевтическом рынке США за период 2010—2014 гг. препаратов этой группы будет реализовано на сумму 311 млн. долл.

таблица г2 Топ-10 компаний на мировом

фармрынке по итогам 2010 г.

Компания Объем продаж, млрд. долл. Прирост 2010/2009, %

PFIZER 55,6 -2,5

NOVARTIS 46,8 21,7

MERCK & CO 38,5 -1,3

SANOFI-AVENTIS 35,9 1,0

ASTRAZENECA 35,5 3,2

GLAXOSMITHKLINE 33,7 -3,7

ROCHE 32,7 -0,2

JOHNSON & JOHNSON 26,8 0,0

ABBOTT 23,8 20,1

LILLY 22,1 8,9

Источник: IMS Health Midas

таблица Гз Топ-10 брэндов на мировом фармрынке

Брэнд Объем продаж, млрд. долл. Прирост 2010/2009, %

LIPITOR 12,7 -6,2

PLAVIX 8,8 -3,4

SERETIDE 8,5 4,4

NEXIUM 8,4 1,3

SEROQUEL 6,8 13,2

CRESTOR 6,8 24

ENBREL 6,2 5,2

REMICADE 6,0 10,3

HUMIRA 6,0 19,7

ZYPREXA 5,7 6,6

Источник: IMS Health Midas /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.