Научная статья на тему 'Коммерческий рынок лекарственных средств в условиях финансового кризиса'

Коммерческий рынок лекарственных средств в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ДИНАМИКА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милевчич Никола, Ливанский Станислав, Мягкова Ольга

Российский фармацевтический рынок на протяжении уже довольно длительного времени демонстрирует устойчивый рост. С января по декабрь 2008 г. объем потребления готовых лекарственных средств в России составил 17 млрд. долл. в ценах конечного потребителя, что составило 131% к уровню 2007 г. Рост российского рынка ГЛС в настоящее время обеспечивается в большей степени (65%) за счет средств населения. Несмотря на некоторое снижение динамики в конце года, связанное с начинающим набирать обороты финансовым кризисом, в целом коммерческий сегмент в 2008 г. увеличился на 25% и составил 11,1 млрд. долл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерческий рынок лекарственных средств в условиях финансового кризиса»

Никола МИЛЕВЧИЧ, Станислав ЛИВАНСКИЙ, Ольга МЯГКОВА, IMS

Коммерческий рынок ЛС

В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Российский фармрынок на протяжении уже довольно длительного времени демонстрировал устойчивый рост. С января по декабрь 2008 г. объем потребления готовых ЛС в России составил 17 млрд. долл. в ценах конечного потребителя, что составило 131%1 к уровню 2007 г.

НІН

Рост российского рынка ГЛС в настоящее время обеспечивается в большей степени (65%) за счет средств населения. Динамичный рост платежеспособного спроса со стороны конечного потребителя определил преимущественное развитие данного сегмента, что оказало влияние на расширение всего фармрынка в 2008 г.

Несмотря на некоторое снижение динамики в конце года, связанное с начинающим набирать обороты финансовым кризисом, в целом коммерческий сегмент (лекарственные препараты, реализуемые за счет средств населения через розничную аптечную сеть) в 2008 г. увеличился на 25% и составил 11,1 млрд. долл.

Анализ данных IMS Health показал, в 2008 г. российский покупатель потратил на покупку ЛС в аптеке в среднем около

1 Здесь и далее динамика в рублях.

1950 руб. (78 долл.), что на четверть больше, чем в предыдущем 2007 г., и в 1,5 с лишним раза больше, чем в 2006 г. При этом уровень потребления ЛС на всем рынке (включая больничное потребление и сегмент льготного обеспечения) на душу населения составил 3000 руб., превысив показатель предыдущего года практически на 31%.

Показатель средней стоимости упаковки ЛС увеличился во всех секторах фармрынка и составил в розничном сегменте около 71 руб. за упаковку. Высокая динамика стоимостных объемов на фоне незначительного роста объема продаж в натуральном выражении, а также рост средней стоимости упаковки связаны с качественными изменениями в структуре потребления — переориентацией потребителя на более дорогие препараты. Пере-

The Russian pharmaceutical market has been demonstrating sustainable growth over quite a long period of time. The volume of drug consumption in Russia during the period January -December 208 was 17 bln dollars in final consumption prices, which is +131% compared to the 2007 level. At present the growth of the Russian market of readymade drugs is largely attributed to the population out-of-pocket expenditure (65%). Despite a slight decrease in the volume of consumption at the year end caused by the acceleration of the financial crisis, the commercial segment of the pharmaceutical market on the whole increased by 25% in 2008 and came to 11.1 bln dollars.

Nikola MILEVCHICH, Stanislav LIVAN-SKIY, Olga MYAGKOVA, IMS. The commercial segment of the Russian pharmaceutical market during the financial crisis.

ход на более дорогие лекарственные препараты обусловлен постепенным отказом от дешевых лекарств (как правило, это традиционные, в т.ч. устаревшие ЛС отечественного производства) в пользу более современных, эффективных, в основном, иностранных препаратов. Стоит отметить, что к концу 2008 г. влияние фактора структурного сдвига в потреблении на общую динамику коммерческого рынка заметно снизилось в пользу инфляционной со-

РИСУНОК 1

Развитие фармацевтического рынка России в 1996—2008 гг.

374

оо оо оо

Источник: IMS Health, RMBC

%

РИСУНОК 2

Розничный (коммерческий) рынок: структура роста в 2008 г.

20

15

10

5

О

-5

таблица i| Розничный рынок: ценовая сегментация

Ценовой диапазон 2001 2005 2008

<1 долл. 24% 13% б%

1,01 — 2 долл. 20% 11% 5%

2,01 — 5 долл. 2б% 24% 20%

5,01 — 10 долл. 16% 24% 27%

10,01 — 20 долл. 7% 15% 22%

>20 долл. 7% 13% 19%

ТАБЛИЦА \ 2| Десять ведущих корпораций по объему аптечных продаж в 2008 г.

Рейт инг Корпорация Доля в общем объеме аптечных продаж, %

2008 г. 2007 г. 2008 г. 2007 г.

1 1 Novartis (inc. Sandoz-Lek) б,8 б,б

2 4 «Фармстандарт» 5,1 4,2

3 3 Servier/Egis 4,4 4,б

4 2 Sanofi-aventis 4,2 4,7

5 5 Bayer Healthcare (IncL. Bayer Schering Pharma Ag) 4,0 3,8

б б Berlin-Chemie AG/Menarini GmbH 3,б 3,б

7 8 Nycomed 3,1 2,8

8 7 Gedeon Richter 3,0 2,9

9 9 Solvay Pharma 2,3 2,4

10 11 KRKA D.D. 2,1 2,1

Итого 38,б 37,7

Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, IMS Health (RMBC)

ТАБЛИЦА з| Десять торговых наименований по объему аптечных продаж в 2008 г.

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %

2008 г. 2007 г.

2008 г. 2007 г.

1 1 Арбидол 1,4 1,2

2 3 Виагра 0,9 0,9

3 2 Актовегин 0,9 0,9

4 4 Эссенциале Н 0,9 0,8

5 5 Линекс 0,8 0,8

б б Мезим форте 0,б 0,7

7 12 Терпинкод 0,б 0,5

8 9 Ксеникал 0,б 0,б

9 11 Гептрал 0,б 0,б

10 7 ТераФлю от гриппа и простуды 0,б 0,б

Итого 7,9 7,б

Источник: «Розничный аудит в РФ»™, IMS Health (RMBC)

ставляющей (рис. 2). Таким образом, в текущем году под влиянием кризисных явлений многолетний тренд, при котором основным драйвером рынка является изменение структуры потребления, скорее всего, будет переломлен. Более того, в 2009 г. коммерческий рынок будет находиться под сильным инфляционным давлением.

При таких условиях высока вероятность переориентации спроса в сторону более дешевых позиций.

В 2008 г. рост коммерческого сегмента фармрынка был во многом обусловлен ростом потребления препаратов средней ценовой категории — 10—20 долл. за упаковку и верхней ценовой категории — дороже 20 долл. (табл. 1).

Доля дженериков в общем объеме реализации ГЛС через аптечную сеть продолжает расти. По итогам 2008 г. их доля в стоимостном и натуральном выражении составила около 17%. Этот рост обусловлен в основном падением спроса на «традиционные» лекарственные препараты (устаревшие советские ЛС, а также лекарственное растительное сырье и пр.).

По итогам 2008 г. рейтинг ведущих корпораций не претерпел значительных изменений (табл. 2). 9 из 10 остались в рейтинге. Корпорацию GlaxoSmithKline, замыкавшую в 2007 г. «десятку» лидеров, в 2008 г. сменила KRKA Самый высокий положительный прирост продемонст-

РИСУНОК з

Коммерческий розничный рынок: инфляция в сентябре-декабре 2008 г.

Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

РИСУНОК 4

Коммерческий розничный рынок: инфляция в сентябре-декабре 2008 г.

рировал «Фармстандарт». За последние 2 года доля этой крупнейшей отечественной компании в коммерческом секторе выросла с 4,2 до 5,1%, что обеспечило ей 2-ую строчку в рейтинге корпораций. Прирост продаж почти на 50% обеспечили Арбидол (25,5%), Пентал-гин-Н (12,2%) и Терпинкод (9,9%). Стабильным положением в составе 10 первых компаний ритейла отмечен абсолютный лидер продаж 2007—2008 гг. Novartis, а также Servier/Egis, Berlin-Chemie AG/Menarini GmbH, Bayer Healthcare и Solvay Pharma.

По итогам анализируемого периода рейтинг ведущих торговых марок, в отличие от десятки корпораций, характеризующейся постоянством, претерпел заметные изменения (табл. 3). Ротация составила 20%. В 2008 г. сменил 12 место на 7-е вышеупомянутый Терпинкод, а Гептрал производства Abbott GmbH переместился с 11 места на 9. Драйвером розничного сегмента в течение последних 3 лет являлся Арбидол. Торговая марка Актовегин уступила 2 место рейтинга растущему брэнду Виагра, при этом оба препарата остались близки по доле на рынке. В целом за 2008 г. суммарная доля десяти первых препаратов несколько выросла, при этом список покинули Но-шпа (Sanofi-aventis) и Пре-дуктал (Servier/Egis).

В конце 2008 г. отечественный фармры-нок оказался в относительно сложной ситуации, когда процессы, протекающие на глобальном уровне, усиленные внутренними структурными проблемами, практически немедленно отражались на

всех участниках фармрынка. В то же время в минувшем 2008 г. мировой финансовый кризис не оказал столь существенного влияния на фармрынок, как на многие другие сферы бизнеса. Конец IV квартала 2008 г., а именно ноябрь-декабрь, подтвердил наши ожидания относительно ускорения роста цен на ЛС по всей товаропроводящей цепочке, который продолжится в 2009 г. и достигнет своего пика, вероятно, во II—III квартале 2009 г.

По данным компании IMS Health, за период с сентября по декабрь розничные цены на ЛС в коммерческом сегменте фармарынка РФ выросли на 5,8%. (Для сравнения — за весь 2007 г. рост цен в данном сегменте рынка составил 4,7%.) Инфляционные процессы в сентябре-декабре 2008 г. протекали и формировались под воздействием двух основных факторов.

« ослабление позиции рубля к бивалютной корзине (на фоне высокой доли импорта ГЛС— 80%);

Ф сокращение ликвидности по всей товаропроводящей цепи.

В сентябре, октябре и ноябре цены на препараты отечественного производства росли опережающими темпами по сравнению с импортируемыми ЛС. В декабре ситуация изменилась: усилился эффект от девальвации рубля, что негативно повлияло на динамику цен в сегменте импортных препаратов. В целом рост цен на отечественные ЛС в сентябре-декабре 2008 г. составил 6,3%; на импортные — 5,7%. (Для сравнения — за весь 2007 г. отечественные препараты выросли в цене на 7,6%, импорт — на 3,6%.)

Итак, несмотря на то что коммерческий сегмент фармрынка находится в более благоприятном положении, фармацевтическую розницу не могут не волновать возможные перспективы, а также меры по поддержанию бизнеса в сложившихся условиях.

Одним из важных моментов в новых условиях является оптимизация ассортимента.

Большую часть продаж аптечных учреждений по-прежнему обеспечивает реализация лекарств, однако за последние 2 года доля нелекарственного ассортимента в общем обороте коммерческой розницы выросла. Маржинальный доход от реализации товаров для здоровья заметно выше, нежели от продажи препаратов.

Вероятно, на фоне возникающих финансовых трудностей ассортимент нелекарственных средств на полках аптек несколько сократится вследствие закономерного снижения спроса на них как на «вторичные» средства (не первой необходимости). Вполне возможно снижение реализации БАД, сопутствующих товаров, эксклюзивной аптечной косметики. Следует ожидать сокращения ассортимента в таких группах, как витамины, обезболивающие препараты (ОТС-сег-мент). Речь идет, прежде всего, о сокращении глубины ассортимента. С точки зрения оптимизации расходов наиболее эффективным станет уменьшение количества однотипных препаратов (по действию, одно МНН, ценовой сегмент) в группе. В результате этих действий возможно увеличение объема продаж по

оставшимся товарным позициям на фоне сохранения количества групп разнонаправленного действия.

Что касается дорогостоящего сегмента (более 20 долл. за упаковку), то, по всей видимости, только часть аптек, в силу недостатка оборотных средств на фоне снижения платежеспособного спроса, смогут обеспечить прежний ассортимент. В такой ситуации выделение «VIP» аптек (с концентрацией в них спроса на данную группу препаратов) может быть вполне оправданным.

С учетом менталитета наших потребителей, исторического опыта (предыдущий кризис), можно предположить, что наибольшей популярностью будут пользоваться ЛС отечественного производства, а также производства восточноевропейских и третьих стран, относящиеся к ценовой категории 100—150 руб. В этой же ценовой категории, вероятнее всего, будут происходить и основные действия по увеличению торговой наценки.

В новой ситуации на формирование конечной цены все большее влияние будут оказывать условия оплаты поставок. По-

видимому, только крупные игроки смогут иметь поставки с отсрочкой платежа. При этом, естественно, инфляционные ожидания не смогут не сказаться на конечной цене.

Значительный объем поставок рынка будет переходить на предоплату либо оплату по факту поставки. Это является положительным моментом для потребителя с точки зрения цены. При этом ограничение свободных оборотных средств определит снижение возможностей по обеспечению широты ассортимента.

На фоне ограничения доступа к дешевым оборотным средствам и товарным кредитам, даже при снижении цен у производителей, цена на лекарства в розничной сети вряд ли уменьшится, т.к. аптека повысит торговую наценку для увеличения объема оборотных средств.

В сложившихся условиях необходимо ориентироваться на качество сервиса, дополнительно предоставляемые услуги и повышение профессионального уровня персонала.

В качестве простых и необходимых мер мы рекомендуем:

4 возобновление информационной работы в лечебных учреждениях, среди врачей и населения;

« доставку под заказ (потребитель не всегда готов ждать, даже в течение суток).

Бесспорно, ранее сложившийся имидж аптеки будет в значительной мере влиять на предпочтения потребителя. Концентрируясь на оптимизации бизнес-процессов, в нынешней ситуации особенно необходимо помнить, что фарм-рынок — это специфический социально ориентированный сегмент экономики страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение хотелось бы отметить, что для объективности оценки картины надо дождаться, когда закончатся предыдущие запасы товара у дистрибьюторов, розницы и населения, когда будут заключены новые контракты и проведен мониторинг количественной составляющей субъектов фармрынка. Лишь тогда по итогам I квартала можно будет сделать объективные выводы и прогнозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.