Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕДРЕНИЯ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕДРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неведомская Ю.Л., Невадовская И.Е., Пенчев Ю.Г.

Реформы и модернизация таможенных органов повлекли за собой переход от обработки документов вручную к автоматизации таможенных процессов и процедур. Изменения носят широкий характер и включают подачу электронных документов, внедрение электронных платежей, межведомственное сотрудничество и координацию, включая сопряжение систем государственных учреждений, участвующих в таможенном оформлении между границами. В статье рассматриваются информационные технологии, которые способствуют большей автоматизации таможенного дела. Однако этот процесс не лишен проблем. Поэтому рассматривается состояние автоматизации для определения областей, в которых требуется дальнейшее совершенствование применение информационных технологий. Цель выполненного исследования заключается в определении перспектив использования цифровых технологий для того, чтобы таможенные органы соответствовали мировым тенденциям в использовании цифровых систем в управлении таможенными операциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неведомская Ю.Л., Невадовская И.Е., Пенчев Ю.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN CUSTOMS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF SUBSOIL USE

Reforms and modernization of customs authorities have led to a transition from manual processing of documents to automation of customs processes and procedures. The changes are broad in nature and include the submission of electronic documents, the introduction of electronic payments, interdepartmental cooperation and coordination, including the interface of the systems of state institutions involved in customs clearance between borders. The article discusses information technologies that contribute to greater automation of customs. However, this process is not without problems. Therefore, the state of automation is being considered to determine the areas in which further improvement of the use of information technologies is required. The purpose of the study is to determine the prospects for the use of digital technologies in order for customs authorities to comply with global trends in the use of digital systems in the management of customs operations.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕДРЕНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕДРЕНИЯ

Ю.Л. Неведомская, студент И.Е. Невадовская, студент Ю.Г. Пенчев, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-5-161-164

Аннотация. Реформы и модернизация таможенных органов повлекли за собой переход от обработки документов вручную к автоматизации таможенных процессов и процедур. Изменения носят широкий характер и включают подачу электронных документов, внедрение электронных платежей, межведомственное сотрудничество и координацию, включая сопряжение систем государственных учреждений, участвующих в таможенном оформлении между границами. В статье рассматриваются информационные технологии, которые способствуют большей автоматизации таможенного дела. Однако этот процесс не лишен проблем. Поэтому рассматривается состояние автоматизации для определения областей, в которых требуется дальнейшее совершенствование применение информационных технологий. Цель выполненного исследования заключается в определении перспектив использования цифровых технологий для того, чтобы таможенные органы соответствовали мировым тенденциям в использовании цифровых систем в управлении таможенными операциями.

Ключевые слова: автоматизация, цифровизация, цифровые технологии, информационные технологии, таможенные процедуры.

Растущая цифровизация и использование передовых информационных технологий на современном этапе дала конкретный результат: большинство деклараций заполняются в автоматическом режиме, позволяя уйти от очередей на границе и избавляя бизнес от оформления лишних документов. На 1 октября 2022 года из 4 млн оформленных деклараций полностью в автоматическом режиме зарегистрировано более 3,2 млн., что составляет 80% от общего объема декларирования. Автоматически выпущено более 1,03 млн деклараций (2021 год - 764 тыс.), то есть каждая четвертая декларация выпущена автоматически [2].

Это позволяет сэкономить средства и человеческие ресурсы, которые можно задействовать для иных форм таможенного контроля, в аналитической деятельности.

На эффективность работы таможни повлияло создание центров электронного декларирования (далее - ЦЭД), и единой автоматизированной информационной си-

стемы (ЕАИС). Появился термин «цифровая таможня».

На данный момент цифровые технологии позволяют совершать 15 видов таможенных операций, среди которых автоматический выпуск товаров, автоматическая регистрация деклараций, определение таможенной стоимости и регистрация таможенных деклараций, так же стоит отметить возможность автоматического формирование ряда таможенных документов. Все эти автоматические действия совершаются информационными системами, без участия сотрудников таможенных органов, что позволяет значительно сократить время работы и увеличить внимания в тех сферах, где это наиболее необходимо.

Также технологии снижают затраты для заинтересованных сторон по всей цепочке поставок и, в свою очередь, позволяют фирмам повысить эффективность за счет снижения производственных затрат, тем самым увеличивть выпуск продукции на экспорт и внутренние рынки.

Руководитель ФТС России В. Булавин отметил: «... в системе уже применено более 80 программных средств с использованием информации из более 60 баз данных, что позволяет обрабатывать свыше 16 тыс. деклараций ежедневно. С помощью цифровых технологий товары с низким уровнем риска при импорте обрабатываются 1 ч, 29 мин., при экспорте до 40 мин.» [2].

ФТС России осуществляет международную деятельность в целях обеспечения взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области таможенного дела [5]. Эффективному международному сотрудничеству между ФТС России и другими государственными органами по вопросам упрощения процедур торговли и соблюдения таможенных требований способствовала автоматизация. Это важный инструмент, помогает не только таможенным администрациям, но и всем заинтересованным сторонам цепочек поставок. В России создана обширная международная правовая база, которая включает международные договора в таможенном деле, созданы представительства отвечающие за разработку системы оценки эффективности деятельности таможенных органов, системы управления рисками. В рамках объединения БРИКС достигнут прогресс в согласовании проектов межправительственного соглашения о сотрудничестве и взаимной административной помощи.

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», также одной из целей является цифровая трансформация российского общества, которая должна способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательства и развития социально- экономической жизни страны, развитию технологического потенциала, внедрению передовых инновационных технологий. Достижение данной цели позволит создать наиболее благоприятные условия для развития мировой торговли.

Цифровизация таможни играет важную роль во всем мире. Так Дубайская таможня разработала систему контроля грузов на

платформе Oracle Siebel, что позволило национальные документы привести в соответствие со стандартами безопасности ВТамО, а также дало возможность при использовании цифровых сервисов, добиться более качественного взаимодействия между таможенными органами других государств. На данный момент Дубайская таможня предлагает один из лучших сервисов в мире.

Особое внимание заслуживает система «единого» окна Сингапурской таможни, которая получила ряд наград от международных организаций. Сингапур - это один из крупнейших портов и экономических центров, который занимает первое место по числу судозаходов. В Сингапуре действуют свободные экономические зоны и технопарки, которые поставляют продукцию на внешний и внутренний рынок. Внешнеторговый оборот в Сингапуре в год составляет 599,2 млрд. долл., что на треть больше объема торговли России. Поэтому снижение торговых барьеров и упрощение таможенных процедур и контроля является главным фактором привлечения инвесторов в страну. Сингапур стал одним из первых государств внедрившим цифровые технологии в таможенное оформление. С 1989 года в стране работает система TradeNe в которой поданные документы в автоматическом режиме проверяются по кодам.

Эксперты считают, что система «единого окна» работает лучше иных до настоящего времени. Доказано, она сокращает время оформления и повышает удобство ведения бизнеса [6].

Конечно, в таможенных администрациях мира существуют различные страновые автоматизированные системы, но их объединяет следующее: обработка деклараций и документов, проведение электронных платежей, управление льготами и освобождениями и т.д.).

Рассматривая международный опыт перед ФТС России стоят новые задачи в сфере информационных технологий. Так, рассматривается перевод информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) под

управление отечественной системы управления базами данных (СУБД). В отношении отдельных информационно-программных средств такая работа уже завершена. Полный отказ от импортных СУБД планируется обеспечить до конца 2024 года.

До 2024 года запланированы следующие мероприятия:

- внедрение искусственного интеллекта в ключевые бизнес-процессы таможенных органов (например, анализ текстового описания товара);

- расширение перечня товаров, которые могут быть распознаны на снимках ИДК с помощью технологий искусственного интеллекта;

- создание в ЕАИС ТО перспективной модели системы управления рисками, основанной на технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий (перспективная модель СУР). Уровень риска каждой перемещаемой партии товара будет определяться в режиме реального времени с применением элементов искусственного интеллекта;

- создание мобильного приложения по оформлению пассажирской таможенной декларации (ПТД).

Проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при таможенном оформлении, включают задержки в оформлении из-за физических проверок и отсутствия межведомственного обмена информацией, отсутствия связи между таможенными системами различных государств, несинхронизированное управление правонарушениями, высокие операционные издержки заинтересованных сторон (таможенные административные расходы), отсутствие соответствующей инфраструктуры, например, оборудования и инструментов (сканеров, погрузочно-разгрузочных машин, отсутствие программ и т.д.).

Существуют проблемы с электронной подписью, с вопросами безопасности данных, с отсутствием у участников ВЭД навыков работы с цифровыми технологиями и т.д.

Использование цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, блок-чейн, облачные вычисления, аналитика, могут способствовать оптимизации таможенных операций, удобству оформления товаров.

Таким образом, чтобы извлечь максимальную выгоду из цифровой трансформации таможенным органам необходимо следующее:

а) расширение внедрения и использования цифровых технологий инструментов, таких как оцифровка таможенных процессов и процедур для обеспечения более плавного, быстрого, эффективного и прозрачного оформления товаров.

б) использование цифровых технологий для использования интеллектуального управления рисками, чтобы обеспечить меньшее количество физических вмешательств, ведущих к меньшим задержкам и более быстрому оформлению товаров. Это возможно достичь за счет усовершенствования существующей автоматизированной системы таможенного оформления.

в) использование цифровых технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект для оптимизации таможенного управления.

с)внедрение систем «единого окна» в качестве инструмента упрощения процедур торговли, позволяющего заинтересованным сторонам в цепочке поставок товаров для оформления иметь единую точку для подачи и обработки документов/ разрешений и т.д.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что цифровизация и внедрение цифровых технологий способствуют развитию экономики государства, а также повышают качество предоставляемых государственных услуг участникам ВЭД, а также способствуют созданию благоприятных условий для предпринимательства и развития социально-экономической жизни страны. Учитывая это, необходимо принимать меры по дальнейшему внедрению цифровых технологий в таможенное дело.

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровиза-ции взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 18-21.

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата доступа: 03.12.2022 г.)

3. Трошкин В.М. Особенности применения информационных технологий при уплате таможенных платежей // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки". - 2019. - С. 410-414.

4. Непарко М.В. Таможенно-тарифное регулирование в России: современные тенденции и перспективы // В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки". -2017. - С. 283-287.

5. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 79-83.

6. Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А.А. Информационные таможенные технологии в условиях цифровой трансформации // Modern Economy Success. - 2021. - №4. - С. 50-55.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN CUSTOMS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF SUBSOIL USE

Yu.L. Nevedenskaya, Student

I.E. Nevadovskaya, Student

Yu.G. Penchev, Student

Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

(Russia, Kaluga)

Abstract. Reforms and modernization of customs authorities have led to a transition from manual processing of documents to automation of customs processes and procedures. The changes are broad in nature and include the submission of electronic documents, the introduction of electronic payments, interdepartmental cooperation and coordination, including the interface of the systems of state institutions involved in customs clearance between borders. The article discusses information technologies that contribute to greater automation of customs. However, this process is not without problems. Therefore, the state of automation is being considered to determine the areas in which further improvement of the use of information technologies is required. The purpose of the study is to determine the prospects for the use of digital technologies in order for customs authorities to comply with global trends in the use of digital systems in the management of customs operations.

Keywords: automation, digitalization, digital technologies, information technologies, customs procedures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.