Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лановенко И.В.

Ускорение экономического роста, либерализация национальной экономики, уничтожение бюрократических барьеров, прозрачность таможенных и других операций не представляется возможным без нормализованных механизмов взаимодействия государственных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день самым актуальным и реализуемым направлением развития таможенного администрирования и взаимодействия таможенных органов и бизнеса является применение информационных технологий. В статье проведен анализ внедрения информационных технологий при проведении таможенных процедур для повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES WITH PARTICIPANTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Acceleration of economic growth, liberalization of the national economy, elimination of bureaucratic barriers, transparency of customs and other operations is not possible without normalized mechanisms of interaction of state bodies with participants in foreign economic activity. To date, the most relevant and feasible direction for the development of customs administration and interaction between customs authorities and business is the use of information technology. The article analyzes the introduction of information technologies during customs procedures to improve the efficiency of interaction between customs authorities and participants in foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.В. Лановенко, студент

Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

001:10.24412/2411-0450-2022-5-2-112-115

Аннотация. Ускорение экономического роста, либерализация национальной экономики, уничтожение бюрократических барьеров, прозрачность таможенных и других операций не представляется возможным без нормализованных механизмов взаимодействия государственных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день самым актуальным и реализуемым направлением развития таможенного администрирования и взаимодействия таможенных органов и бизнеса является применение информационных технологий. В статье проведен анализ внедрения информационных технологий при проведении таможенных процедур для повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, взаимодействие, информационные технологии.

Без оптимального взаимодействия участников внешней торговли и таможенных органов невозможно управление экспортно-импортными потоками товаров. Формы взаимодействия с таможенными органами постоянно меняются и совершенствуются, что связано с научно-техническим прогрессом в организации внешней торговли и таможенном деле. В России складывается своя институциональная среда в сфере внешнеторговых отношений, что служит причиной формирования особых таможенных механизмов взаимодействия участников внешней торговли и таможни.

На ближайшее десятилетие запланирован переход от «цифровой» таможни к интеллектуальной, что позволит осуществлять работу по дальнейшему совершенствованию системы управления рисками, автоматизацию таможенных процессов, обеспечение удобства и бесперебойного функционирования интерактивных сервисов для бизнеса с использованием новейших цифровых платформ и технологий.

Продолжается работа по совершенствованию информационного сервиса «Лицевой счет» Личного кабинета участника ВЭД:

- предоставлена функция, позволяющая плательщикам самостоятельно уточнять ошибочно указанные сведения в расчетных (платежных) документах при заполнении реквизитов кода бюджетной классификации, ИНН и КПП получателя (ФТС России);

- обеспечена возможность подачи участниками ВЭД заявлений о возврате авансовых платежей в электронной форме.

В 2020 году обеспечена возможность выдачи свидетельств о включении в реестр уполномоченных экономических операторов в электронном виде с использованием сервиса АПС «Личный кабинет участника ВЭД». С применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (ЕЛС) оптимизирован процесс уплаты таможенных платежей - внедрена технология централизации уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи представляют собой механизм участия страны в системе внешнеэкономических связей. В большинстве своем, именно они предопределяют место страны в международном разделении труда и гарантируют существенную часть доходов государства.

В 2020 году запланировано и реализовано 7 мероприятий плана «Трансформация делового климата» (Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. № 20-р) по направлениям «Контрольно-надзорная деятельность» и «Таможенное администрирование», из них по двум мероприятиям ФТС России является ответственным исполнителем и по пяти - соисполнителем. Основным результатом реализации указанного плана стало ускорение и автоматизация процессов совершения таможенных операций, в том числе в части внедрения технологии автоматической диспетчеризации таможенных документов между таможенными органами, а также оптимизации технологии контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование.

Для оценки уровня взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности был разработан блок вопросов, характеризующий удовлетворенность взаимодействием таможенных органов и участников внешней торговли. Он содержал в себе вопросы об общей удовлетворенности качеством таможенных услуг. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что большинство участников внешней торговли акцентировали свое внимание на упрощении таможенных процедур - 50% опрошенных - и сокращение времени на проведение таможенных процедур - 30%, всего лишь 20% опрошенных считают необходимым организовать более детальное взаимодействие таможенных органов и участников внешней торговли по вопросам совершения таможенных операций. При этом проведенное исследование позволяет утверждать, что к числу требований, предъявляемых государством в лице таможенных органов, относятся в первую очередь правомерность и эффективность. К преимуществам можно отнести существенное сокращение времени на выпуск товара с внедрением электронного декларирования.

Продолжается осуществление работы по расширению информационного сотрудничества таможенных органов с другими

государственными органами и бизнесом в электронном виде. Федеральной таможенной службой осуществлен ряд мер по обеспечению возможности получения в электронном виде документов и сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Вместе с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Росимущество, Рос-сельхознадзор, Минпромторг РФ, Мин-культуры РФ) и иными государственными органами и организациями разработано и согласовано 93 технологических карты межведомственного взаимодействия с 42 участниками информационного сотрудничества.

Организован планомерный переход телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов на отечественную техническую базу, что позволило обеспечить бесперебойное функционирование сегментов ВИТС Федеральной таможенной службы независимо от поставок иностранного оборудования. В целях принятия решения о переходе на новые модели телекоммуникационного оборудования была осуществлена работа по поиску оборудования, которое по своим техническим характеристикам не уступает либо максимально приближено к линейке оборудования иностранного производства, и его эксплуатация в перспективе дала бы возможность значительно сократить сроки и стоимость осуществления ремонтно-восстановительных работ на объектах ВИТС ФТС РФ.

Построено 29 отказоустойчивых телекоммуникационных узлов таможенных органов и проведены подготовительные мероприятия по созданию 146 ОКТУ. Из 986 комплектов телекоммуникационного оборудования, поставленных в таможенные органы, 96,8% составляет оборудование отечественного производства.

В соответствие с решением Президента РФ Федеральная таможенная служба воплощает проект поэтапного создания в период 2019-2023 гг. собственного Главного центра обработки данных (далее - ГЦОД ФТС России), который обеспечивает круглосуточную деятельность всех информационных систем таможенных органов с

поддержанием должного уровня производительности и полным резервированием информационных систем.

Проводимые мероприятия позволят вывести на новый качественный уровень процесс автоматической обработки данных при проведении всех таможенных операций, гарантировать необходимую скорость и безаварийность работы программных средств таможенных органов.

Федеральной таможенной службой в рамках проведения Программы информационно-коммуникационных технологий (Утверждена руководителем ФТС России Булавиным В.И. 5 марта 2018 г. № 09-35/1) выполнены мероприятия по изменению архитектуры в составе информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов, которые используются должностными лицами в своей деятельности, и расширению практики использования технологий проведения таможенных операций информационными системами без участия сотрудников таможенных органов. В работу таможенных органов внедрены новые версии программных средств (АПС «Электронные услуги», АС «Валютный контроль», ИПС СУР), завершены работы по опытной эксплуатации Аналитического хранилища из состава ИСС «Малахит» и централизованной версии АПС «Электронное представление сведений».

В настоящее время в ЕАИС реализовано 38 информационных таможенных технологий, использующих 64 вида электронных документов и 69 баз данных на федеральном уровне. ЕАИС функционирует в круглосуточном режиме с помощью 81 программного средства и более 2 тыс. каналов передачи данных. Ежедневно в ЕАИС обрабатывается более 35 млн. сообщений, в том числе 70 тыс. сообщений, полученных посредством СМЭВ. Обеспечена высокая скорость работы централизованных сервисов - до 6,5 секунды на списание денежных средств с Единого лице-

вого счета и до 3 секунд - проверка на риски.

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» при непосредственном участии Федеральной таможенной службы разработано Соглашение о взаимодействии с Минкомсвязью России при проведении эксперимента по переходу информационных систем и информационных ресурсов Федеральной таможенной службы в государственную единую облачную платформу, а также обеспечению ФТС России автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением. Новым направлением в развитии информационно-коммуникационных технологий стало внедрение, эксплуатация и развитие систем мониторинга - основных инструментов в целях предотвращения нештатных ситуаций, сокращения времени на их устранение и минимизации возможных отрицательных последствий. Принята в эксплуатацию на уровне Центрального информационно-технического таможенного управления комплексная система мониторинга информационно-коммуникационных технологий и запланировано ее поэтапное внедрение в ЦЭД. Проведено успешное тестирование Единой системы удаленного мониторинга инженерных систем, предназначенной для мониторинга за температурными, влажност-ными, электрическими, вентиляционными показателями и предотвращения нештатных ситуаций, связанных с инженерными системами.

Таким образом, новейшие подходы, модернизация используемых технологий дают возможность сделать таможенные операции более упрощенными, быстрыми, наименее затратными как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов. Данная работа ориентирована на улучшение условий ведения бизнеса, экономической активности предприятий.

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровиза-ции взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 18-21.

2. Алексеева Е.В., Кузнецова С.В. Особенности взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2018. - №12. - С. 9798.

3. Алексеева Е.В., Кулаженкова В.Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - №14. - С. 70-71.

4. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №2 (91). - С. 80-87.

5. Дорожкина Т.В., Полякова К.В. Роль таможенных органов в создании благоприятного бизнес-климата на территории ЕАЭС // Modern Economy Success. - 2020. - № 2. -С. 110-114.

6. Крутиков В.К., Косихина О.П., Мигел А.А. Российские особенности внедрения цифровых технологий в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№5 (94). - С. 66-69.

7. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №4-1. - С. 158-162.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES WITH PARTICIPANTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

I.V. Lanovenko, Student

Scientific supervisor: E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Acceleration of economic growth, liberalization of the national economy, elimination of bureaucratic barriers, transparency of customs and other operations is not possible without normalized mechanisms of interaction of state bodies with participants in foreign economic activity. To date, the most relevant and feasible direction for the development of customs administration and interaction between customs authorities and business is the use of information technology. The article analyzes the introduction of information technologies during customs procedures to improve the efficiency of interaction between customs authorities and participants in foreign economic activity.

Keywords: customs authorities, participants in foreign economic activity, interaction, information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.