Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ "ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА" КАК ОСНОВА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ "ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА" КАК ОСНОВА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2547
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ / "ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ" / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ / OBJECTS OF CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS / RISK-ORIENTED APPROACH / PARTICIPANTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITAL MODELS / "DIGITAL DOUBLES" / INFORMATION INTERACTION OF CONTROL AND SUPERVISORY BODIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов Руслан Валентинович

В статье обоснована необходимость построения цифровой модели как «цифрового двойника» участника внешнеэкономической деятельности для повышения результативности таможенного контроля. Рассмотрена схема использования технологии «цифрового двойника» при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров. Определены состав информации и участники информационного взаимодействия при реализации технологии «цифрового двойника» в деятельности таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“DIGITAL DOUBLE” TECHNOLOGY AS THE BASIS FOR SELECTING CUSTOMS CONTROL OBJECTS AFTER RELEASE OF GOODS

The need to build a digital model as a “digital double” of a participant in foreign economic activity to improve the effectiveness of customs control is substantiated in the article. The scheme of using the “digital double” technology when selecting objects of customs control after the release of goods is considered. The structure of information and participants of information interaction in the implementation of the “digital double” technology in the activities of customs authorities are defined.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ "ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА" КАК ОСНОВА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

Р. В. Давыдов

ТЕХНОЛОГИЯ «ЦИФРОВОГО ДВОЙНИКА» КАК ОСНОВА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

В статье обоснована необходимость построения цифровой модели как «цифрового двойника» участника внешнеэкономической деятельности для повышения результативности таможенного контроля. Рассмотрена схема использования технологии «цифрового двойника» при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров. Определены состав информации и участники информационного взаимодействия при реализации технологии «цифрового двойника» в деятельности таможенных органов.

Ключевые слова: объекты таможенного контроля; таможенный контроль после выпуска товаров; риск-ориентированный подход; участники внешнеэкономической деятельности; информационные технологии; цифровые модели; «цифровые двойники»; информационное взаимодействие контрольно-надзорных органов.

R. V. Davydov

"DIGITAL DOUBLE" TECHNOLOGY AS THE BASIS FOR SELECTING CUSTOMS CONTROL OBJECTS AFTER RELEASE OF GOODS

The need to build a digital model as a "digital double" of a participant in foreign economic activity to improve the effectiveness of customs control is substantiated in the article. The scheme of using the "digital double" technology when selecting objects of customs control after the release of goods is considered. The structure of information and participants of information interaction in the implementation of the "digital double" technology in the activities of customs authorities are defined.

Keywords: objects of customs control; customs control after release of goods; risk-oriented approach; participants in foreign economic activity; information technologies; digital models; "digital doubles"; information interaction of control and supervisory bodies.

Современная организация таможенного дела в мире предполагает необходимость защиты экономических интересов стран и их экономических союзов (обеспечение экономической безопасности) при одновременном создании условий для свободы действий и развития субъектов экономической деятельности (обеспечение свободы международной торговли, упрощение и унификация таможенных процедур) [1].

Данная парадигма находит отражение в ключевых документах Всемирной таможенной организации (ВТамО). На протяжении последних лет в утверждаемых Советом ВТамО стратегических планах организации в качестве приоритетных задач указываются: упрощение процедур торговли; полное, своевременное и правомерное взимание таможенных платежей; обеспечение безопасности, защита общества и окружающей среды [2].

Основным инструментом современной международной таможенной практики, позволяющим находить оптимальное решение таких, казалось бы, разнонаправленных задач, является риск-ориентированный подход к проведению таможенного контроля, реализуемый, как правило, в автоматизированных системах управления рисками (СУР), используемых во всех передовых таможенных администрациях [3; 4].

Одна из главных задач, решаемых в рамках риск-ориентированного подхода, -это выбор объектов контроля.

На этапе до выпуска товаров в свободное обращение (в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) это процедура выпуска для внутреннего потребления) товарная партия находится чаще всего под непосредственным контролем таможенных органов в зоне таможенного контроля. При этом действия таможенных органов по выбору объекта контроля ограничены жесткими сроками; на выпуск товаров в соответствии с процедурами выпуска для внутреннего потребления или экспорта дается 4 ч (п. 1 ст. 119 ТК ЕАЭС), а в определенных случаях, в том числе если таможенные органы приняли решение о проведении дополнительной проверки, - до 10 дней и более (п. 3, 4, 6 ст. 119 ТК ЕАЭС) [5]. В таких условиях в качестве индикаторов риска (оснований для дополнительной проверки) целесообразно выбирать отклонения отдельных характеристик (параметров) товарной партии (вес, код товара, стоимость и др.) от установленных профилями рисков пороговых значений, поскольку эти характеристики возможно оперативно проверить в рамках фактического контроля товарной партии (как правило, в форме досмотра, осмотра, проверки документов и сведений).

При проведении контроля после выпуска товар чаще всего уже реализован покупателям в цепочке его жизненного цикла, подвергся переработке либо полностью потреблен. Поэтому в большинстве случаев проверить его характеристики, заявленные при декларировании, в рамках фактического контроля уже невозможно.

В связи с этим законодатели в большинстве стран мира предусматривают гораздо более длительные сроки на проведение контроля после выпуска товаров -до трех лет с момента выпуска товара в ЕАЭС (п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС).

Приведенные выше основания предопределяют принципиальные различия в подходах к выбору объектов контроля на различных этапах таможенного администрирования.

Так, на этапе до выпуска объектом таможенного контроля является конкретная партия товара (ее характеристики), помещаемая под ту или иную таможенную процедуру, а на этапе после выпуска объектом контроля, как правило, становится участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, - деятельность которого контролируется в форме таможенной проверки - камеральной или выездной (ст. 332 и 333 ТК ЕАЭС).

Поскольку деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, и их взаимодействие с таможенными органами осуществляются в форме совершения таможенных операций (ст. 2 ТК ЕАЭС), которые фиксируются в учетных системах декларанта и Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС ТО) в электронном виде, то у таможенных органов возникает уникальная возможность построить цифровой профиль (модель) или, другими словами, «цифровой двойник» любого участника ВЭД.

Различные источники дают определение «цифрового двойника» как постоянно меняющегося цифрового профиля, содержащего исторические и наиболее актуальные данные о физическом объекте или процессе, что позволяет оптимизировать эффективность бизнеса [6; 7; 8].

В контексте данной статьи под «цифровым двойником» понимается постоянно меняющаяся цифровая копия (цифровой профиль, цифровая модель) участника ВЭД, позволяющая с использованием методов математического анализа оценивать и моделировать (предсказывать) поведение данного объекта или развитие связанных с ним процессов с целью определения необходимости проведения в отношении него контрольных мероприятий. Иными словами, формирование «цифрового двойника» участника ВЭД необходимо сотрудникам таможенных органов в первую очередь для выбора объектов контроля на этапе после выпуска товаров (targeting).

Точность выбора объекта контроля является одним из основных условий результативности таможенного контроля. Технология «цифрового двойника» должна обеспечивать точность, а также необходимую скорость выбора объекта контроля за счет применения автоматизированного алгоритма, позволяющего оценивать сам объект, а также его поведение, включая критически важные с точки зрения последствий изменения в этом поведении. При этом точность выбора должна определяться как доля результативных проверок к их общему числу с учетом экономического, а также иных (обеспечение мер технического регулирования, защита прав интеллектуальной собственности, валютный контроль и др.) эффектов таких проверок.

Как показывает практика проведения таможенного контроля, а также анализ результативных проверочных мероприятий, недобросовестные участники ВЭД, как правило, стараются маскировать свои действия, влекущие нарушения таможенных правил, под обычные таможенные операции, параметры которых соответствуют модели поведения законопослушных компаний. В таких случаях, при условии умелой «подгонки» основных параметров декларации на товары (ДТ) под «стандартную поставку» с «проходными» с точки зрения выявления таможенных рисков данными (вес, код, стоимость товара, использование товаров прикрытия и т. д.), СУР на этапе декларирования может не идентифицировать такую товарную партию как рисковую и не выдать указание о необходимости проведения дополнительных форм таможенного контроля в ее отношении.

В связи с этим использование технологии «цифрового двойника» должно обеспечить своего рода «вторую линию защиты» и по совокупности факторов, в том числе не связанных напрямую с данными из ДТ, определить объекты таможенного контроля после выпуска товаров с наибольшими рисками нарушения таможенного законодательства. Это обстоятельство предопределяет необходимость сохранения определенной автономности и независимости систем контроля и выбора объектов на этапах до и после выпуска товаров, своего рода системы «сдер-жек и противовесов», когда, действуя на разных принципах (контроль товарных партий и контроль лиц) и этапах, две части общей системы таможенного контроля обеспечивают его целостность, непрерывность, а также взаимный контроль и корректировку за счет обратной связи. Подразумевается, что результаты применения СУР на этапе до выпуска товаров учитываются при выборе объектов контроля после выпуска и, наоборот, по результатам контроля после выпуска должны корректироваться основные компоненты и параметры СУР до выпуска товаров (рис. 1).

Федеральная таможенная служба (ФТС России) за последние 10 лет серьезно продвинулась в направлении формирования и структурирования массивов данных о деятельности участников ВЭД, включая исторические аспекты [9].

В настоящее время предлагаемой в данном исследовании концепции «цифрового двойника» в наибольшей степени соответствует входящее в состав ЕАИС ТО автоматизированное программное средство «Центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности» (АПС ЦРС ВЭД), в котором сосредоточены сведения обо всех участниках ВЭД, подавших с 1 января 2013 г. хотя бы одну ДТ. Целью создания АПС ЦРС ВЭД явились сбор и идентификация актуальных сведений о субъектах, вступавших в правоотношения с таможенными органами Российской Федерации, а также предоставление должностным лицам таможенных органов объективной информации о деятельности субъектов ВЭД.

Категорирование

_I_I_

СУР до выпуска

Данные:

- о товарной партии

- декларанте

- перевозчиках

- посредниках

I I

Результат

Г I

с

«Цифровой

двойник»

ч У

Таможенный контроль после выпуска товаров

ов аров

в

I I I

пуск

Результат

Рис. 1. Структурная схема использования технологии «цифрового двойника» в таможенном контроле

Аналитический раздел АПС ЦРС ВЭД позволяет анализировать исторические данные о деятельности участника ВЭД по ряду важнейших параметров: количество ДТ, вес товаров, их статистическая стоимость, код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), объем платежей, средний платеж с декларации в разрезе таможенных процедур и таможенных органов декларирования товаров.

В программном средстве имеются также разделы:

- справочный (общие сведения о лице, его учредителях, взаимосвязанных лицах, а также другая информация, получаемая в результате информационного обмена с Федеральной налоговой службой (ФНС России));

- аналитический (общие итоги таможенного оформления, статистика по декларациям, таможенным органам, группам товаров, данные об автоматическом выпуске и удаленном выпуске);

- правоохранительный (сведения о возбужденных таможенными органами делах об административных правонарушениях за всю историю деятельности компании, их квалификации, результатах рассмотрения и санкциях);

- результаты проверочных мероприятий после выпуска товаров (сведения обо всех проверках, проведенных подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров и их результатах);

- результаты проверочных мероприятий по соблюдению валютного законодательства (сведения о нарушениях валютного законодательства и их размерах);

- результаты проверочных мероприятий по контролю классификации и страны происхождения товаров (сведения о нарушениях в области классификации товаров и страны происхождениях товаров);

- автоматическое и отраслевое категорирование (уровень категории риска компании, определяемого в соответствии с автоматическим категорированием или на основании внесения компании в перечень отраслевых: автопроизводитель, производитель мясной или рыбной продукции и т. п.);

- сведения ФНС России (сведения о компании, получаемые от ФНС России);

- товаропотоки (информация о странах - торговых партнерах компании, местах пересечения границы, таможенных органах оформления).

Как представляется, в состав данных, накапливаемых «цифровыми двойниками», должна также входить информация:

- об участнике ВЭД - месте юридической регистрации, месте нахождения, месте осуществления деятельности, организационно-правовой форме, периоде осуществления ВЭД, изменении статуса участника ВЭД, о видах деятельности и выпускаемой продукции, о технологических особенностях производства продукции, о наличии выявленных нарушений таможенного и налогового законодательства, о проведенных проверках и др.;

- об учредителях участника ВЭД;

- о физических лицах - бенефициарах юридических лиц;

- о лицах, связанных с участником ВЭД по сделкам и операциям с товарами (связи участника ВЭД), - покупатели и поставщики, контрактодержатели, компании, осуществляющие логистические операции с товарами (транспортные компании, перевозчики, страховые компании, экспедиторы);

- о наличии зависимых организаций, аффилированных лиц;

- о лицах, задействованных в схемах уклонения от уплаты платежей, об организаторах и выгодоприобретателях схем, выявленных по результатам таможенного контроля после выпуска товаров.

Следующий блок информации в составе «цифрового двойника» должен содержать сведения о деятельности участника ВЭД, в частности:

- мониторинг основных показателей таможенного декларирования товаров, включая динамику индексов таможенной стоимости товаров, таможенных платежей, номенклатуры ввозимых товаров и стран их происхождения, данные об иностранных контрагентах и наличии взаимозависимости, о частоте и объемах поставок;

- данные о перемещаемых товарах (физические и химические свойства, стоимостные и технические характеристики, наличие товарных знаков, отечественных аналогов и др.);

- о структуре таможенной стоимости товаров в соответствии с заявленными условиями поставки товаров;

- о наличии классификационных решений в отношении идентичных или однородных товаров;

- об идентичных и однородных товарах, содержащихся в базах данных ЕАИС таможенных органов;

- о маршруте доставки товаров, виде транспорта;

- о средней величине расходов на доставку товаров с учетом видов транспорта;

- о разрешительных документах, необходимых при перемещении и декларировании анализируемых товаров;

- о полноте заявленных при таможенном декларировании товаров сведений, полученных посредством запроса к автоматизированной системе архивного хранения электронных документов, а также их достаточности для подтверждения принятых таможенными органами решений при выпуске товаров (контракт, паспорт сделки, ДТ, ДТС, транспортные, коммерческие и другие документы);

- о сопоставлении сведений, содержащихся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, со сведениями, полученными из различных источников информации;

- о полноте отработки мер по минимизации рисков, выявленных при декларировании товаров;

- о наличии фактов корректировки ДТ после выпуска товаров;

- о фактах декларирования на территории государств - членов ЕАЭС;

- о практике рассмотрения жалоб участников ВЭД;

- о материалах проведенных таможенных проверок и иных форм контроля по выбранному направлению;

- о судебной практике;

- иные сведения, необходимые для анализа деятельности участника ВЭД.

Как показывает практика, для гарантированного выявления нарушений таможенного законодательства в ряде случаев недостаточно использовать лишь сведения, содержащиеся в ЕАИС таможенных органов. Например, если риски нарушения таможенного законодательства не были выявлены ни на одном из этапов таможенного оформления, в АПС ЦРС ВЭД и других ресурсах таможенных органов окажутся сведения о добросовестном поведении участника ВЭД. В связи с этим в технологии «цифрового двойника» необходимо также использовать блок сведений о деятельности участника ВЭД, а также взаимосвязанных с ним лиц из информационных ресурсов иных контрольно-надзорных органов: ФНС России, Росфинмониторинга, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Ространснадзора, Банка России и, при необходимости и наличии, других. Кроме того, в настоящее время имеются широкие возможности сбора информации о потенциальных объектах контроля из открытых источников данных, доступных для сбора, анализа и обработки через сеть «Интернет», а также из коммерческих баз данных (СПАРК ИНТЕРФАКС, DUN&BRADSTREET и др.). Структура информационного взаимодействия при реализации технологии «цифрового двойника» в деятельности таможенных органов представлена на рис. 2.

«Цифровой двойник» должен позволять сопоставлять внешнеэкономическую и финансово-хозяйственную деятельность участника ВЭД с известными схемами ухода от уплаты таможенных и налоговых платежей, как бы «накладывать» ее на кальку деятельности установленных и описанных в цифровом виде нарушителей таможенных правил.

Таким образом, практическое применение технологии «цифрового двойника» в деятельности таможенных органов представляется целесообразным реализовать

в перспективе через создание автоматизированной системы определения объектов таможенного контроля после выпуска товаров путем доработки и развития находящегося в использовании подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России программного средства КПС «Постконтроль» и его интеграции с упомянутым выше АПС ЦРС ВЭД.

г >

ЕАИС ТО

Данные

о таможенных

операциях

и результатах

таможенного

контроля

4

О

Таможенный контроль после выпуска товаров

Интернет и коммерческие БД

S_/

Рис. 2. Информационное взаимодействие при реализации технологии «цифрового двойника» в деятельности таможенных органов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом должны быть разработаны единые индикаторы (области) риска, типы (схемы) нарушений таможенного законодательства, методы оценки риска нарушения таможенного законодательства и расчета степени ущерба при совершении нарушения, перечень форм таможенного контроля и обеспечивающих его мер для устранения выявленных нарушений. Необходимо будет также модернизировать существующую систему автоматического учета и оценки результатов таможенного контроля, обеспечив ее интеграцию с системами анализа деятельности участников ВЭД и выбора объектов контроля.

Использованные источники

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. WCO Strategic Plan 2019-2022 [Electronic Resource]. URL: http://www.wcoomd.org/en/ about-us/what-is-the-wco/strategic-plan.aspx.

3. Теоретические основы применения системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации: научно-методическое пособие / Е. Г. Анисимов, Р. Ф. Арсланов, А. П. Арсланова, П. Н. Афонин, Н. М. Кожуханов, Н. Г. Липатова, В. В. Попов, Ю. И. Сомов. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 284 с.

4. Давыдов Р. В. Использование методов управления рисками в работе Комитета по аудиту Всемирной таможенной организации // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 72-80.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission.org.

6. Цифровой двойник [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

7. Технология цифровых двойников [Электронный ресурс]. URL: https://future2day.ru/ texnologiya-cifrovyx-dvojnikov/.

8. Цифровой двойник: экспериментируя с будущим [Электронный ресурс]. URL: https:// rostec.ru/news/tsifrovoy-dvoynik-eksperimentiruya-s-budushchim/.

9. Липатова Н. Г., Жеребен Е. В. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. C. 158-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.