Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАИМСТВОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА '

АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАИМСТВОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
товар / участник внешнеэкономической деятельности / внешняя торговля / электронная торговля / «единое окно» / таможенная реформа / goods / participant of foreign economic activity / foreign trade / electronic commerce / «single window» / customs reform

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Непарко, В.Д. Савельева

В настоящее время скорость выхода товаров на рынок имеет первостепенное значение как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для конечных потребителей. Таможенные органы должны не только содействовать развитию внешней торговли, но и защищать государство от не законного ввоза товаров на таможенную территорию. Рост электронной торговли повысил спрос на более быстрые и эффективные процедуры таможенного оформления, что является важным стимулом проведения таможенной реформы Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы. В настоящее время ФТС России активно участвует в создании цифровой среды в таможенных органах. В статье рассматривается реформирование таможенных органов за счет упрощения оформления таможенных документов для участников внешнеэкономической деятельности посредством механизма «единое окно». Анализируется опыт развитых стран и стран с развивающейся экономикой, рассматриваются методы проведения подобных таможенных реформ этими странами, определяются направления заимствования положительного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CUSTOMS REFORMS IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES, IDENTIFICATION OF AREAS FOR BORROWING POSITIVE EXPERIENCE

Currently, the speed of goods entering the market is of paramount importance both for participants in foreign economic activity and for end consumers. Customs authorities should not only promote the development of foreign trade, but also protect the state from illegal import of goods into the customs territory. The growth of e-commerce has increased the demand for faster and more efficient customs clearance procedures, which is an important incentive for customs reform. The strategic goal of the development of the Federal Customs Service is the formation by 2030 of a qualitatively new, saturated with «artificial intelligence», quickly reconfigurable, informationally connected with internal and external partners, «smart» customs service. Currently, the Federal Customs Service of Russia is actively involved in creating a digital environment in the customs authorities. The article discusses the reform of customs authorities by simplifying the processing of customs documents for participants in foreign economic activity through the «single window» mechanism. The experience of developed countries and countries with developing economies is analyzed, the methods of carrying out such customs reforms by these countries are considered, the directions of borrowing positive experience are determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАИМСТВОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА »

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-233-238

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело», ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», fai_rai@mail.ru,

M. V. Neparko - associate Professor of the Department of customs Affairs OF Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky;

В.Д. Савельева - студентка кафедры «Таможенное дело», ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»;pankovpi@studklg.ru;

V.D. Savelyeva - student of the Customs Department of the Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky.

АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАИМСТВОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА ANALYSIS OF CUSTOMS REFORMS IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES, IDENTIFICATION OF AREAS FOR BORROWING POSITIVE EXPERIENCE

Аннотация. В настоящее время скорость выхода товаров на рынок имеет первостепенное значение как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для конечных потребителей. Таможенные органы должны не только содействовать развитию внешней торговли, но и защищать государство от не законного ввоза товаров на таможенную территорию. Рост электронной торговли повысил спрос на более быстрые и эффективные процедуры таможенного оформления, что является важным стимулом проведения таможенной реформы Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы. В настоящее время ФТС России активно участвует в создании цифровой среды в таможенных органах. В статье рассматривается реформирование таможенных органов за счет упрощения оформления таможенных документов для участников внешнеэкономической деятельности посредством механизма «единое окно». Анализируется опыт развитых стран и стран с развивающейся экономикой, рассматриваются методы проведения подобных таможенных реформ этими странами, определяются направления заимствования положительного опыта.

Abstract. Currently, the speed of goods entering the market is of paramount importance both for participants in foreign economic activity and for end consumers. Customs authorities should not only promote the development of foreign trade, but also protect the state from illegal import of goods into the customs territory. The growth of e-commerce has increased the demand for faster and more efficient customs clearance procedures, which is an important incentive for customs reform. The strategic goal of the development of the Federal Customs Service is the formation by 2030 of a qualitatively new, saturated with «artificial intelligence», quickly reconfigurable, informationally connected with internal and external partners, «smart» customs service. Currently, the Federal Customs Service of Russia is actively involved in creating a digital environment in the customs authorities. The article discusses the reform of customs authorities by simplifying the processing of customs documents for participants in foreign economic activity through the «single window» mechanism. The experience of developed countries and countries with developing economies is analyzed, the methods of carrying out such customs reforms by these countries are considered, the directions of borrowing positive experience are determined.

Ключевые слова: товар, участник внешнеэкономической деятельности, внешняя торговля, электронная торговля, «единое окно», таможенная реформа.

Keywords: goods, participant of foreign economic activity, foreign trade, electronic commerce, «single window», customs reform.

Введение

Одним из целевых ориентиров ФТС России является полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов. ФТС России реализуется целый комплекс мер, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и улучшение предпринимательского климата в Российской Федерации. Во всех таможенных органах осуществляется

технология приема деклараций в электронном виде, а также централизованного учета таможенных и иных платежей, уплачиваемых участниками ВЭД с применением единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (далее - ЕЛС). Но, несмотря на проделанную работу остаются еще пробелы, которые требуют реформирования таможенной деятельности [7].

Основная часть

В настоящее время ФТС России реализуют четыре сервиса: по таможенному электронному декларированию, подтверждению нулевой ставки НДС, транспортным субсидиям и выставочной субсидии для экспортера. Электронная таможенная декларация представляет собой набор электронных данных, внесенных в специальный программный комплекс, достоверность которых подтверждается ЭЦП декларанта. С помощью специальных каналов связи происходит ее передача в таможенные органы, где она проходит регистрацию и проверку в целях получения разрешения на выпуск товара через границу государства. Ежегодно таможенные органы оформляют около 1,5 млн экспортных деклараций. При этом экспортеры используют в работе специализированное программное обеспечение, имеют возможность получить оперативный доступ ко всем необходимым государственным и иным услугам, сопровождающим выход компании на внешний рынок.

В 2020 году доля автоматические выпущенных деклараций увеличилась в среднем на 5,0-5,7 % (рисунок 1) [7].

Рисунок 1 - Доля автоматически выпущенных деклараций за 2020 год, %

С 1 июля 2019 года завершился перевод в единый ресурс лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (далее - ресурс ЕЛС) лицевых счетов, которым присвоен идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН). По состоянию на 31 декабря 2020 года в ресурсе ЕЛС открыт 881 631 лицевой счет плательщиков таможенных пошлин (таблица 1) [7].

Продолжена работа по совершенствованию информационного сервиса «Лицевой счет» Личного кабинета участника ВЭД (далее - Личный кабинет):

- плательщикам позволено самостоятельно уточнять ошибочно указанные сведения в расчетных (платежных) документах при заполнении реквизитов кода бюджетной классификации, ИНН и КПП получателя (ФТС России);

- с ноября 2020 года в режиме апробации обеспечена возможность подачи участниками ВЭД заявлений о возврате авансовых платежей в электронной форме.

Таблица 1 - Количество открытых лицевых счет плательщиков таможенных пошлин за 2018-2020гг., ед.

Показатели 2018 год 2019 год 2020 год 2020 г. в % к

2018 г. 2019 г.

Количество открытых лицевых счет плательщиков таможенных пошлин 77278 396454 881631 114,1 222,4

в том числе:

Количество единых лицевых счетов российских юридических лиц 66284 164587 180920 в 2,7 раза больше 109,9

Количество единых лицевых счета иностранных юридических лиц, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации 125 615 692 в 5,5 раз больше 112,5

Количество единых лицевых счета иностранных юридических лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации 201 391 483 в 2,4 раза больше 123,5

Количество единых лицевых счетов физических лиц и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации 10318 229321 696450 в 60 раз больше в 3 раза

Количество единых лицевых счетов иностранных физических лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации 350 1 540 3 086 в 8,8 раз больше в 2 раза

Кроме этого, отмечается, что в 2020 году доля таможенных операций, совершаемых автоматически с использованием информационных технологий в отношении товаров, связанных с ввозом или вывозом из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, составила 25 %. Ожидается, что к 2024 году доля таких операций достигнет 50 %, а к 2030 году - 100 % [7].

С 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 № 446- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности» на базе цифровой платформы Российского экспортного центра в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» создана цифровая платформа «Одно окно». Ожидается, что данная система позволит снизить административную нагрузку на экспортера. Загруженные в базу данных ФТС России об экспортере будут автоматически передаваться в создаваемую платформу и при необходимости использоваться всеми заинтересованными органами исполнительной власти. Таким образом, участнику ВЭД не придется вновь загружать сведения о себе в систему. Набор сервиса услуг будет способствовать эффективной организации экспортных поставок и продвижению за рубеж российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг). В том числе по линии организации выставочно-ярмарочных мероприятий, получению субсидий, маркетинговой аналитики и других финансовых и нефинансовых сервисов РЭЦ.

Многие страны также пошли по пути сокращения таможенных формальностей на пограничных контрольно- пропускных пунктах. В 2016 году подписали соглашения о взаимном признании таможенных требований ряд стран, такие как: Канада, Европейский союз (ЕС), Япония, Южная Корея, Мексика и Сингапур. Хотя соглашения о взаимном признании не являются обязательными, они способствуют прозрачности, ответственности за грузы, применение общих стандартов безопасности, упрощения таможенных процедур. Для компаний этих государств преимущества выражаются в ускорении времени таможенного оформления, создании «зеленых коридоров» и сокращения срока выпуска товаров. Кроме того, соглашение является сигналом торговым партнерам, о том, что государство следует международным стандартам. Что, в свою очередь, может привести к доверию, увеличению импорта и объему таможенных платежей, привлечению прямых иностранных инвестиций, снижению торговых издержек и росту ВВП.

Следуя принципам, развитые страны лидируют в осуществлении институциональных реформ (часто называемых «мягкой» инфраструктурой таможни), которые повышают эффек-

тивность таможенных служб. Так, в 2008 году Европейский парламент принял закон об «электронной таможенной инициативе», призванной облегчить онлайн-обмен таможенными декларациями между членами ЕС. Кроме этого, сформированное таможенное законодательство направлено на расширение потока данных между странами ЕС; упрощение процедур импорта и экспорта; снижение административных расходов, связанных с таможенным оформлением; сокращение времени оформления; обеспечение сбора таможенных пошлин [5].

В Японии разработана онлайн- платформа для обработки как воздушного, так и морского транспорта, осуществляющего перевозки товаров, которая называется Nippon Automated Cargo and Port Consolidated system (NACCS). NACCS упрощает таможенное оформление документов в единый электронный интерфейс, тем самым позволяя импортерам, экспортерам, таможенным брокерам, грузоотправителям и поставщикам логистических услуг входить в систему, извлекать и обмениваться таможенными данными со своими деловыми партнерами [2].

Соединенные Штаты Америки внедрили автоматизированную коммерческую Среду (ACE) на платформе «единого окна». Подобно автоматизированным таможенным средам в ЕС и Японии, основными целями ACE являются повышение эффективности и прозрачности таможенных процедур за счет упрощения подачи документов, устранения бумажной волокиты и облегчения обмена информацией между участниками ВЭД и таможенными службами [6].

Многие страны внедрили или находятся в процессе внедрения систем «единого окна». Эти страны представляют широкий спектр экономического развития, от Австралии, Сингапура, Швеции и Соединенных Штатов до Бенина, Колумбии, Индонезии и Вьетнама и т.д. Подходы к созданию «единого окна» варьируется. В некоторых странах, например, «единое окно» используется для обработки всей таможенной документации, включая документы, относящиеся к другим государственным органам, таким как санитарные и фитосанитарные сертификаты. В других странах «единые окна» сосуществуют наряду с бумажными системами, что расширяет перечень услуг, но не дает экономию времени и средств. Последнее происходит из-за не хватки адекватных информационных технологий для полного внедрения электронного единого окна, или в странах, которые должны сначала создать благоприятную нормативно-правовую среду чтобы обойти традиционные бумажные системы (некоторые странах Африки).

Колумбийская система «единого окна» - Ventanilla Única de Comercio Exterior (VUCE), является примером оптимального использования цифрового таможенного окна. VUCE позволяет пользователям получать онлайн-разрешения, сертификаты, необходимые для таможенного оформления, от более чем 20 государственных учреждений, связывая эти организации с экспортерами, импортерами и таможенными брокерами. VUCE также обрабатывает онлайн-платежи и электронные подписи от частных компаний и предоставляет информацию о налоговой декларации и регистрации бизнеса.

Аналогичным образом, работает «единое окно» Сингапура - TradeNet, разработанное в 1989 году, которое является одной из первых электронных платформ, позволяющих пользователям подавать таможенные, транспортные и финансовые документы, связанные с экспортом и импортом. TradeNet ежедневно обрабатывает более 30 тысяч таможенных деклараций, включая платежи таможенных пошлин. По данным, число пользователей TradeNet, использующих упрощенную таможенную документацию, достигает 30 процентов.

С 2014 года внедрена система «единого окна» и во Вьетнаме. Она известна как Вьетнамская автоматизированная система оформления грузов, которая позволяет осуществлять электронную подачу таможенной документации, обрабатывать таможенные платежи в режиме онлайн и включает в себя управление рисками.

В отличие от этих стран, система «одно окно» ограничена по охвату. На Маврикии, например, «единое окно» ограничено таможенными декларациями и сбором пошлин и не позволяет пользователям представлять таможенную документацию в другие государственные учреждения.

Напротив, сенегальское «единое окно» ORBUS, которое было введено в 2004 году, соединяет импортеров и экспортеров с Таможенными органами Сенегала, а также банки,

казначейство и другие государственные учреждения. В эту систему также входят портовые власти и фирмы, оказывающие транспортные услуги.

Таким образом, информационная система «Одно окно» создается на базе цифровой платформы дает возможность в режиме онлайн получить оперативный доступ ко всем необходимым государственным и иным услугам, сопровождающим выход компании на внешний рынок, осуществить взаимодействие с органами власти. Заключение

Анализируя зарубежный опыт можно отметить следующее, что набор услуг информационной системы «Одно окно» может быть расширен, в том числе на услуги по лицензированию и сертификации экспорта, валютного контроля. Важным элементом может стать облегченный выход начинающих экспортеров на внешние рынки, а для активных экспортеров ещё и снизить издержки на сбор множества аналогичных пакетов документов для получения различных государственных услуг и ускорить прохождение контроля на границе. Новая платформа призвана стать важной частью цифровой экосистемы для поддержки экспорта, и ФТС России принимает активное участие в работе по ее созданию.

Источники:

1. Андреева АР., Меркулова А.И., Петрушина О.М. К вопросу о предоставлении тарифных льгот. Вестник Калужского университета. 2020. N° 2 (47). С. 30-32.

2. Грибова Элла Валерьевна Система NACCS, применяемая в таможенных органах Японии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru /article/n/sistema-naccs-primeryaemaya-v-tamozhenriyh-organah-yaponii (дата обращения: 06.10.2021).

3. Крутов В. В., Ахмедзянов Р.Р. Совершенствование управления таможенными органами России // Modern Science. 2020. № 5-3. С. 112-115.

4. Николаев АД., Мигел АА Обеспечение исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органамиплатежей: проблемы и пути совершенствования. // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 51-54.

5. Справочно-методическое пособие «Импорт в ЕС: рекомендации малому и среднему предпринимательству. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL://kolcovo.nso.ru/sites/ kolcovo.nso.ru /wodby_fües/fües/migrate^C£uments/Economics/export_v_evrosoyuz.pdf (дата обращения 30.09.21).

6. Статистика международной торговли товарами: Руководство для составителей, первое пересмотренное издание (СМТТ 2010-РС) Департамент по экономическим и социальным вопросам Статистический отдел ST/ESASTAT/SER.F/87/Rev. Организация Объединенных Наций Нью-Йорк. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL://unstats.un.org/unsd/publication /seriesf/seriesf_87 Rev1_r.pdf (дата обращения 23.08.21).

7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.customs.ru (дата обращения 23.08.21).

References:

1. Andreeva AR., Merkulova AI., Petrushina O.M. On the issue of tariff benefits. Bulletin of Kaluga University. 2020. № 2 (47). С. 30-32.

2. Gribova Ella Valeryevna NACCS System Used by Customs Authorities of Japan // Russian Customs Policy in the Far East. 2016. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-naccs-primenyaemaya-v-tamozhennyh-organah-yaponii (date of reference: 06.10.2021).

3. Krutov V.V., Akhmedzyanov R.R. Improvement of management of customs authorities of Russia // Modern Science. 2020. № 5-3. С. 112-115.

4. Nikolaev A.D., Migel A A Enforcement of the obligation to pay the payments levied by customs authorities: problems and ways of improvement. // Trends in the development of science and education. 2020. № 62-9. С. 51-54.

5. Reference-methodical manual "Import to the EU: recommendations to small and medium-sized businesses. [Electronic resource] - Mode of access - URL://kolcovo.nso.ru/sites/kolcovo.nso.ru /wodby_files/ files/migrate/Documents/Economics/export_v_evrosoyuz.pdf (date of reference 30.09.21).

6. International Merchandise Trade Statistics: Compilers Manual, First Revised Edition (IMTS 2010 MS) Department of Economic and Social Affairs Statistics Division ST/ESA/STAT/SER.F/87/Rev. United Nations New York. [Electronic resource] - Access mode - URL://unstats.un.org/unsd/ publi-cation/seriesf/ seriesf_87Rev1_r.pdf (accessed 23.08.21).

7. Official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation. [Electronic resource] -Mode of access - URL: www.customs.ru (date of access 23.08.21).

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-238-242

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», fai_rai@mail.ru,

M. V. Neparko - associate Professor of the Department of customs Affairs OF Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky;

А.А. Жучков - студент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; zhuchkovaa@studklg.ru;

A.A. Zhuchkov - student of the Customs Department of the Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ КАК ПОТЕНЦИАЛ ЗАИМСТВОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА FEATURES OF INTERNATIONAL ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES IN CUSTOMS AUTHORITIES AS A POTENTIAL FOR BORROWING POSITIVE EXPERIENCE

Аннотация. В статье рассматривается опыт борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации. Как показывает практика коррупция в таможенных органах еще не искоренена, применяемые антикоррупционные меры не дают ожидаемых результатов, что ставит под угрозу полноту сбора таможенных платежей, правильность определения таможенных процедур, определения таможенной стоимости, незаконного оборота товаров, включая оружие и контрафакт. Таможенные платежи, акцизы и налог на добавленную стоимость составляют значительную часть федерального бюджета. Это 30-40 % от общего объема налоговых поступлений. Для обеспечения экономической и национальной безопасности требуются новые подходы в борьбе с коррупцией, как на законодательном уровне, так и с учетом международного опыта. Борьба с коррупцией должна основываться, во-первых, на тщательном анализе деятельности должностных лиц таможенных органов, во-вторых, на реформировании законодательства, в-третьих, на применении административных и стимулирующих норм антикоррупционной деятельности. В статье рассматривается рейтинг развивающихся и развитых стран, который дает общее представление о том, кто является мировыми лидерами антикоррупционной деятельности и какие меры борьбы с коррупцией ими используются.

Abstract. The article discusses the experience of fighting corruption in the customs authorities of the Russian Federation. As practice shows, corruption in the customs authorities has not yet been eradicated, the anti-corruption measures applied do not give the expected results, which jeopardizes the completeness of the collection of customs payments, the correctness of determining customs procedures, determining the customs value, illegal trafficking of goods, including weapons and counterfeit. Customs payments, excise taxes and value added tax make up a significant part of the federal budget. This is 30-40% of the total tax revenue. To ensure economic and national security, new approaches are required in the fight against corruption, both at the legislative level and taking into account international experience. The fight against corruption should be based, firstly, on a thorough analysis of the activities of customs officials, secondly, on the reform of legislation, and thirdly, on the application of administrative and incentive norms of anti-corruption activities. The article examines the rating of developing and developed countries, which gives a general idea of who are the world leaders in anti-corruption activities and what anti-corruption measures they use.

Ключевые слова: коррупция, рейтинг, участник внешнеэкономической деятельности, внешняя торговля, взятка, подкуп, таможенная реформа.

Keywords: corruption, rating, foreign trade participant, foreign trade, bribe, bribery, customs reform.

Введение

На современно этапе таможенные органы приобретают новое значение в обеспечении экономической и национальной безопасности. В России реализуется целый комплекс мер, направленных на противодействие и профилактику такого социального явления, как коррупция. Меры по профилактике противодействия коррупции многогранны. Федеральный закон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.