7. Official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation. [Electronic resource] -Mode of access - URL: www.customs.ru (date of access 23.08.21).
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-238-242
М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», [email protected],
M. V. Neparko - associate Professor of the Department of customs Affairs OF Kaluga state University named afterK. E. Tsiolkovsky;
А.А. Жучков - студент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»; [email protected];
A.A. Zhuchkov - student of the Customs Department of the Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ КАК ПОТЕНЦИАЛ ЗАИМСТВОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА FEATURES OF INTERNATIONAL ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES IN CUSTOMS AUTHORITIES AS A POTENTIAL FOR BORROWING POSITIVE EXPERIENCE
Аннотация. В статье рассматривается опыт борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации. Как показывает практика коррупция в таможенных органах еще не искоренена, применяемые антикоррупционные меры не дают ожидаемых результатов, что ставит под угрозу полноту сбора таможенных платежей, правильность определения таможенных процедур, определения таможенной стоимости, незаконного оборота товаров, включая оружие и контрафакт. Таможенные платежи, акцизы и налог на добавленную стоимость составляют значительную часть федерального бюджета. Это 30-40 % от общего объема налоговых поступлений. Для обеспечения экономической и национальной безопасности требуются новые подходы в борьбе с коррупцией, как на законодательном уровне, так и с учетом международного опыта. Борьба с коррупцией должна основываться, во-первых, на тщательном анализе деятельности должностных лиц таможенных органов, во-вторых, на реформировании законодательства, в-третьих, на применении административных и стимулирующих норм антикоррупционной деятельности. В статье рассматривается рейтинг развивающихся и развитых стран, который дает общее представление о том, кто является мировыми лидерами антикоррупционной деятельности и какие меры борьбы с коррупцией ими используются.
Abstract. The article discusses the experience of fighting corruption in the customs authorities of the Russian Federation. As practice shows, corruption in the customs authorities has not yet been eradicated, the anti-corruption measures applied do not give the expected results, which jeopardizes the completeness of the collection of customs payments, the correctness of determining customs procedures, determining the customs value, illegal trafficking of goods, including weapons and counterfeit. Customs payments, excise taxes and value added tax make up a significant part of the federal budget. This is 30-40% of the total tax revenue. To ensure economic and national security, new approaches are required in the fight against corruption, both at the legislative level and taking into account international experience. The fight against corruption should be based, firstly, on a thorough analysis of the activities of customs officials, secondly, on the reform of legislation, and thirdly, on the application of administrative and incentive norms of anti-corruption activities. The article examines the rating of developing and developed countries, which gives a general idea of who are the world leaders in anti-corruption activities and what anti-corruption measures they use.
Ключевые слова: коррупция, рейтинг, участник внешнеэкономической деятельности, внешняя торговля, взятка, подкуп, таможенная реформа.
Keywords: corruption, rating, foreign trade participant, foreign trade, bribe, bribery, customs reform.
Введение
На современно этапе таможенные органы приобретают новое значение в обеспечении экономической и национальной безопасности. В России реализуется целый комплекс мер, направленных на противодействие и профилактику такого социального явления, как коррупция. Меры по профилактике противодействия коррупции многогранны. Федеральный закон
от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» закрепляются основные принципы противодействия коррупции, правовые основы ее предупреждения и пресечения, меры по ее борьбе. Среди основных мер борьбы с коррупцией, можно выделить такие, как: повышение заработной платы и социальных гарантий государственным служащим; антикоррупционная пропаганда; обеспечение независимости СМИ; ужесточение требований к государственным служащим в виде предоставления деклараций о доходах и имуществе, своих и супруга (супруги), несовершеннолетних детей. Но несмотря на принимаемые меры коррупция в таможенных органах продолжает существовать. За 2020 год ФТС России по противодействию коррупции возбуждено 266 уголовных дел. Иными правоохранительными органами за этот же период возбуждено более 500 уголовных дела по преступлениям имеющим коррупционную составляющею.
Борьба с коррупцией ведется многими странами мира. Ежегодно Международной неправительственной организацией Transparency International (TI) в 180 странах мира проводится исследование противодействия коррупции по 100-бальной шкале. Анализируя этот рейтинг, можно отметить, что в некоторых государствах коррупция вообще отсутствует (Дания, Новая Зеландия), в отдельных государствах имеются ощутимые результаты в практике борьбы с коррупцией. Россия в этом рейтинге в 2020 году заняла 129 строку (2019 г. - 137), набрав 30 баллов из 100 возможных в области противодействия коррупции [1]. В связи с этим возникает интерес к государствам заимствования положительного международного опыта у стран добившиеся определенных успехов в борьбе с коррупцией.
Основная часть
Рассматривая международный опыт следует отметить, что многие страны мира в целях борьбы с коррупцией придерживаются государственной антикоррупционной стратегии, что позволило им получить положительные результаты в борьбе с коррупций. Это: Финляндия, Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Германия, Япония и др. Правительство этих стран рассматривает коррупцию как серьезную проблему национальной безопасности. Лидируют Дания и Новая Зеландия, набравшие 88 баллов из 100, далее идет Финляндия, Сингапур, Швеция и Швейцария, получившие по 85 баллов из 100; нижние позиции занимает Россия, Украина, Кения, Бразилия, Сальвадор, Сирия и другие [1].
Рисунок 1 - Рейтинг стран по борьбе с коррупционной деятельностью за 2019-2020 гг.
Вместе с тем, нельзя однозначно заимствовать практику отдельных стран в вопросах противодействия коррупции. Например, в Дании, борьба со взяточничеством не охватывает принадлежащие ей территории Гренландии и Фарерских островов, там отсутствуют правовые механизмы защиты заявителей о коррупции. Аналогичная ситуация в Новой Зеландии, где страна не ведет реестр бенефициаров собственников и не обеспечивает должной прозрачности процесса государственных закупок [1].
В Финляндии, Люксембурге, Гонконге, Канаде, Ирландии и иных странах, входящих в топ-20 Т1, практически отсутствует практика дачи взятки. Кроме того, многие страны, занимающие ведущие позиции в рейтинге Т1 (Финляндия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Австралия, Великобритания), имеют офшорные зоны, где действующие нормы законодательства, касающиеся банковской и иной финансовой тайны, раскрытия бенефициарных собственников, уплаты налогов, покупки недвижимости, делают их привлекательными для сокрытия доходов, полученных в результате коррупционной деятельности.
Интересен опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре, где правительство сделало упор на человеческий фактор и доверие населения. Коррупция определена как угроза для развития государства. Основным инструментом антикоррупционной политики является высокая заработная плата у государственных служащих. При определении размера заработной платы используется инфляция и конъюнктура рынка [2]. В антикоррупционной политике выдвинута идея прозрачности доходов, государственные служащие представляют свою декларацию о доходах и имуществе, а также членов своей семьи. На лицо, предлагающее или получающее взятку, может быть наложен штраф в размере до 100 тысяч сингапурских $, не исключено лишение свободы на срок до пяти лет. Наказание может быть одно или в совокупности по двум видам наказаний. Если коррупция затрагивает государственные контракты или членов парламента, срок лишения свободы может быть до 7 лет и возврат государству эквивалент взятки [2].
Китай - типичный пример страны с переходной экономикой, где сохранилась сильная централизованная власть. Китай занимает 78 место в рейтинге коррупции, где существует два уровня коррупции:
- на уголовном уровне: коррупция - взяточничество.
- на политическом и моральном уровне: коррупция - разложение общества.
Китай относится к так называемой «азиатской модели» коррупции, где социальное, культурное и экономическое явление, связанно с функционированием государства. Государство имеет тысячелетние традиции существования бюрократии, как особой, привилегированной, структурированной группы, принадлежать к которой очень престижно. Кроме того, Китай традиционно борется с не с источниками коррупции, с коррупционерами. В Китае вопросы борьбы с коррупцией и с разложением общества поднимаются практически на каждом партийном собрании, где подчеркивается фундаментальная важность и сложность задач коммунистической партии. В настоящее время Китай активно развивает борьбу с коррупцией в соответствие с «Конвенцией ООН против коррупции» [5]. Начиная с 1 марта 2021 года в антикоррупционном законодательстве Китая дифференцированы размер подкупа: «значительный», «крупный», «особо крупный», которые имеет различное наказание. За «значительный» размер подкупа - лишение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы сроком до 3 лет и выплату штрафа; за «крупный» размер подкупа - лишение свободы на срок до 5 лет и штрафа или лишение свободы на срок от 3 до 10 лет и выплату штрафа; за вымогательство или получение взятки негосударственными должностными лицами в «особо крупном» размере - лишение свободы на срок более 10 лет или пожизненного заключения, штраф. При этом границы «значительного», «крупного», «особо крупного» размера взятки не установлены, т.е. на усмотрение судьи [2].
Израиль - считается одной из стран свободной от коррупции. Среди чиновников постоянно ведется просветительская работа о наказании за коррупционную деятельность, проводятся мероприятия по предотвращению возможной коррупции (видео наблюдение, контроль доходов и расходов госслужащих), предоставляется высокая заработная плата и социальные гарантии государственным служащим. Так же важную роль в Израиле играют средства массовой информации. Наиболее опасным для политической карьеры чиновника является обвинение его в коррупции в средствах массовой информации. Это означает конец работы в государственных органах.
Несмотря на низкий рейтинг Российской Федерации по борьбе с коррупцией в России реализуется целый комплекс мер, направленных на противодействие и профилактику этого
социального явления. Президентом РФ и Правительством РФ ежегодно рассматриваются меры по преодолению коррупция в различных сферах государственной деятельности. В то же время некоторые вопросы, требующие совершенствования нормативно-правовой базы, в План не включены. В частности, оставлено без внимания распространение антикор рупцион-ных стандартов на конкретные государственные предприятия. Так, Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 утвержден план по предотвращению и противодействию коррупции, смягчению и устранению ее последствий до 2024 года. Предполагается, что многие положения плана заполнят существующие пробелы в законодательстве, например, пересмотр норм, регулирующих конфликт интересов, и систематизация антикоррупционного законодательства. В то же время некоторые вопросы, требующие совершенствования антикоррупционной политики не рассматриваются. В частности, оставлено без внимания распространение антикоррупционных стандартов на конкретные государственные предприятия. Антикоррупционные стандарты должны дать определения используемым терминам, определить набора антикоррупционных запретов, ограничений и обязательств. В настоящее время, существуют правовые акты которые предусматривают: ограничения на замещение должности, обязанность предоставлять информацию о доходах, расходах, имуществе, ограничения на получение подарков, запреты на ведение предпринимательской деятельности и участие в корпоративном управлении и т.д. Конечно, было бы более эффективно ели эти все нормы были объединены в одном документе, например, в антикоррупционном стандарте.
План предусматривает подготовку предложений о том, как усовершенствовать существующий порядок проведения проверок точности и полноты информации о доходах, расходах, соблюдении запретов, ограничений и обязательств, направленных на противодействие коррупции, и заполнить определенные правовые пробелы.
Рассматривается в плане дисциплинарная ответственность о том, как: повысить эффективность института увольнения по причине утраты доверия путем введения временных ограничений на трудоустройство в государственных организациях, возможность привлечения лиц, занимающих государственные должности, к ответственности, разработать порядок привлечения за несоблюдение антикоррупционных стандартов, проанализировать практику увольнения за несоответствие антикоррупционным стандартам.
Предусмотрена уголовная и административная ответственность за преступления против интересов службы, практика принятия мер по предупреждению совершения преступлений должностными лицами, практика возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, раскрытие и расследование актов подкупа иностранных должностных лиц. Кроме того, планируется обеспечение полного фактического возмещения ущерба, установление поиска и изъятия доходов, полученных преступным путем, в качестве отдельной процедуры, устранение диспропорций в наказаниях за посредничество во взяточничестве и обещание посредничества, а также предотвращение нецелевого использования межправительственных трансфертов, выделенных на меры по борьбе с пандемией. В целом план предусматривает комплекс мер по повышению эффективности взаимодействия бизнеса и государства по вопросам противодействия коррупции [1].
Заключение
Россия стоит в ряде государств, где законодательно урегулированы вопросы, связанные с коррупционной деятельностью. Вопросы по борьбе с коррупцией находятся на постоянно контроле у Президента РФ и Правительства РФ. Ежегодно рассматриваются меры по антикоррупционной деятельности в различных сферах. Рассмотрев международный опыт можно сделать вывод, что каждое государство имеет свои особенности борьбы с коррупцией, но всегда они успешнее, чес России. Например, антикоррупционное законодательство о деятельности официальных лиц в России более прозрачно, чем в Китае. Практика борьбы с коррупцией в Китае, в части введения этических норм для государственных служащих, уже в России применяется. Применен в российской практике и опыт сингапурского правительства по борьбе с коррупцией в виде повышения заработной платы чиновникам.
Таким образом, принимаемые меры по борьбе с коррупцией в ряде государств, включая Россию, все еще находятся на стадии формирования. Государства имеют огромный потенциал правовых норм, который остается пока не достаточно востребованным. Актуальным и полезным, на наш взгляд, было бы духовное и патриотическое воспитание, включение в образовательный процесс при подготовке кадров образовательные и воспитательные программы для государственных служащих всех уровней власти. Это бы позволило бы воспитать дух абсолютной нетерпимости к коррупции, соблюдению принципов верховенства закона и справедливости, а также моральному возрождению человеческого поведения.
Источники:
1. Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL://anticor.hse.ru/main/news_page/opublikovan_indeks_vospriyatiya_korruptsii_za_2020_god (дата обращения: 10.10.2021).
2. Мигел, АА, Шуликова, М.А Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России // Мигел А А, Шуликова М.А Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 2. С. 177-181.
3. Печёнкин, С. В. Коррупция как социальное явление / С. В. Печёнкин. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 5 (243). - С. 258-260. - URL: https://moluch.ru /archive/243/56106/ (дата обращения: 17.10.2021).
4. Менеджмент. Чаусов НЮ., Калугин О.А., Чаусова Л.А, Ахмедзянов Р.Р., Боровикова Е.В., Гагарина С.Н., Горбатов АВ., Городецкий В.К., Елгаев АГ., Жукова Е.Н., Иконникова И.В. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Москва, 2010.
5. Конвенция ООН против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) [Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей 31 октября 2003 г.)]. Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL://base.garant.ru/2563049/ (дата обращения: 01.10.2021).
6. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04 ноября 1999 года [Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года]. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL://www.consultant.ru /document /cons_doc _LAW_121140/ (дата обращения: 13.09.2021).
7. Pirogova T., Miguel A, Kosihina O. Money laundering, illegal markets, tax evasion: "old" realities of new economy // Pirogova T., Miguel A, Kosihina O. Studies in Computational Intelligence. 2019. Т. 826. С. 551-558.
References:
1. HSE Anti-Corruption Center. [Electronic resource] - Access mode - URL://anticor.hse.ru/main /news_page/opublikovan_indeks_vospriyatiya_korruptsii_za_2020_god (accessed date: 10.10.2021).
2. Miguel, A.A., Shulikova, M.A Improving currency control in the system of countering the legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of terrorism in Russia // Miguel A. A., Shulikova M A. Russian Economic Bulletin. 2020. Vol. 3. No. 2. pp. 177-181.
3. Pechenkin, S. V. Corruption as asocial phenomenon / S. V. Pechenkin. - Text: direct // Young scientist. - 2019. - № 5 (243). - Pp. 258-260. - URL: https://moluch.ru/archive/243/56106 / (date of request: 17.10.2021).
4. Management. Chausov N.Yu., Kalugin O.A, Chausova L.A, Akhmedzyanov R.R., Borovikova E.V., Gagarina S.N., Gorbatov AV., Gorodetsky V.K., Yelgaev AG., Zhukova E.N., Ikonnikova I.V. Textbook for students studying in the specialty "Finance and credit" / Moscow, 2010.
5. The UN Convention against Corruption (adopted by the UN General Assembly on October 31, 2003) [The United Nations Convention against Corruption (adopted by the General Assembly on October 31, 2003)]. The GUARANTOR system [Electronic resource] - Access mode - URL://base.garant.ru /2563049 / (accessed: 01.10.2021).
6. Council of Europe Convention on Civil Liability for Corruption of November 04, 1999 [Council of Europe Convention on Civil Liability for Corruption of November 4, 1999]. [Electronic resource] -Access mode - URL://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_121140/ (accessed 13.09.2021).
7. Pirogova T., Miguel A, Kosihina O. Money laundering, illegal markets, tax evasion: "old" realities of new economy // Pirogova T., Miguel A, Kosihina O. Studies in Computational Intelligence. 2019. Т. 826. С. 551-558.