Совершенствование системы контроллинга в российских организациях требуется проводить изначально на этапе понятий, создания теоретической базы и новых образовательных программ в сфере менеджмента для руководителей и менеджеров компаний, которые бы трактовали правильное понимание системы контроллинга в разных разрезах, основные из которых: практическое применение системы контроллинга в российской организации, как инструмента менеджмента. Также крупные компании могли бы поделиться опытом с более мелкими организациями на открытых форумах или вебинарах с бесплатным участием [3].
Таким образом, в последние годы контроллинг становится неотъемлемой частью системы антикризисного управления предприятиями, связанной с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Благодаря внедрению инструмента контроллинга в современную практику ведения бизнеса, многие предприятия стремятся формировать эффективную систему управления всеми сферами своей деятельности, укрепляя не только собственные позиции, но и отрасли в целом.
Список литературы /References
1. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 2002. 256 с.
2. Сурикова Е.С. Контроллинг внешней среды производственного предприятия [Текст] / Е.С. Сурикова, И.А. Стоянов // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 94-97. ISBN 978-5-9907548-1-2.
3. Фатеева И.А. Контроллинг как эффективный способ повышения рентабельности предприятия // Молодой ученый, 2012. № 12. С. 283-285. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/47/5922/ (дата обращения: 09.01.2018).
4. Рожкова Н.К., Бондаренко А.А. Контроллинг как современный инструмент управления предприятием // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (56). Новосибирск: СибАК, 2016.
ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ Маннанова А.М. Email: [email protected]
Маннанова Айназ Минияровна - магистрант, кафедра налогов и налогообложения, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные проблемы коррупции в таможенных органах Российской Федерации и предложены пути решения данных проблем. Раскрыта актуальность проблемы коррупции в России. Раскрыты причины возникновения коррупции и законодательная база в сфере антикоррупционной деятельности. Раскрыты проблемы несовершенства нормативно-правовой базы в сфере антикоррупционной деятельности государственных органов. Приведена статистика коррупционных фактов в таможенных органах. Рассмотрены методы работы государственных органов власти по борьбе с коррупцией в таможенных органах, положительные и отрицательные тенденции.
Ключевые слова: таможенный орган, государственный служащий, государство, экономическая безопасность, коррупция.
THE PROBLEM OF CORRUPTION IN CUSTOMS BODIES
Mannanova A.M.
Mannanova Ainaz Miniyarovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF TAXES AND TAXATION, UFA STATE AVIATION TECHNICAL UNIVERSITY, UFA
Abstract: this article examines the main problems of corruption in the customs bodies of the Russian Federation and suggests ways to solve these problems. The urgency of the problem of corruption in Russia is revealed. The causes of corruption and the legislative framework in the sphere of anti-corruption activity are revealed. The problems of imperfection of the legal framework in the sphere of anti-corruption activity of state bodies are revealed. The statistics of corruption facts in customs bodies are given. The methods of work of state authorities on combating corruption in customs bodies are considered positive and negative trends.
Keywords: customs authority, civil servant, state, economic security, corruption.
УДК 347
Проблема коррупции в России является особенно острой в любое время, даже в СССР коррупция была на высоком уровне, а с переходом нашего государства на демократический путь развития, начиная с 1990-х годов, коррупция является явлением, которое тормозит экономическое развитие страны и грозит национальной безопасности государства.
Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом коррупцию можно охарактеризовать не просто бедой нашего современного общества, но и явлением, которое имеет под собой почву менталитета. Ведь борьба с коррупцией в нашей стране имеет национальный характер. В борьбу с коррупцией вовлечены органы государственной и муниципальной власти, бизнес-структуры, институты гражданского общества, граждане с активной гражданской позицией. В то время как одни обогащаются и используют факты коррупции для своей выгоды, другие страдают от несправедливости [1].
В таком контексте таможенные органы имеют весомую позицию, ведь именно данная структура пополняет бюджет страны не менее чем на 35% доходной части бюджета от таможенных пошлин. Поэтому факты коррупции в таможенных органах просто недопустимы и наносят существенный вред экономической стабильности и безопасности государства. Экономическое развитие невозможно, при процветающей коррупции в такой важной для экономики сфере, как таможенная [2].
Представители таможенных органов - это государственные служащие, поэтому коррупция здесь недопустима и ведёт к катастрофическим проблемам, как в социальном разрезе, когда граждане, предприниматели видят, что решить вопрос легче с помощью взятки, чем честным, законным путём, так и в политическом разрезе, когда формируется недоверие к власти со стороны бизнеса, гражданского общества и представителей других стран.
Коррупционная направленность распространена в таможенных органа среди чиновников низшего и среднего звена. Ведь именно этим чиновникам приходиться по долгу службы работать непосредственно с гражданами. Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием государственных служащих и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование, различные разрешения, выдача справок и т.п.). Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. В этом случае взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких на рушений законов и инструкций [5].
В числе проблем по части коррупционной деятельности в таможенных органах следует отметить несовершенство правового регулирования сферы внешнеэкономической деятельности. Нормы таможенного права отличаются высокой степенью неопределенности и противоречивости, для них характерно наличие большого объема ведомственных нормативно-правовых актов, при этом многие из вновь принятых прямо противоречат действующим. На организационном уровне также существуют проблемы, связанные с тем, что в Федеральной таможенной службе таможенная администрация является единственным органом, ответственным за определенные административные и правоприменительные функции. Должностные лица Федеральной таможенной службы имеют значительную свободу при принятии важных административных решений, при этом уровень контроля и подотчетности вышестоящему органу остается. Наличие большого количества административных и бюрократических барьеров на пути реализации физическими и юридическими лицами их прав, обуславливает желание участников внешнеэкономической деятельности искать покровительства должностных лиц. Поэтому не случайно преодоление правовых барьеров, осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых чиновниками [3].
По данным Росстата доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 95,4%. Это значительная цифра, которая наталкивает на выводы об эффективности антикоррупционной деятельности органов власти [5].
В связи с вышеизложенным перечнем проблемных факторов, мы предлагаем следующие пути решения проблем:
- принятие необходимых правовых актов;
- законодательное закрепление ряда всех необходимых понятий;
- разработка механизмов проведения проверочных мероприятий в рамках реализации положений федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- ротация должностных лиц;
- искоренение бытовой коррупции;
- внедрение, начиная со средней школы, в программы обучения предмета, направленного на формирование высоконравственных личностей;
- отбор кандидатов на замещение должностей государственной службы с обязательным использованием полиграфа, психологических обследований, нормативное закрепление возможности отказа в замещении должности в случае установления рисков коррупционного поведения;
- применение долгосрочной дисквалификации должностных лиц, допустивших правонарушение коррупционной направленности.
Список литературы /References
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 05.10.2016).М.: Юристъ, 2016 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 -ФЗ // принят Государственной Думой19 декабря 2008 года // СПС «КонсультантПлюс».
3. Афонин П.Н. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: учебное пособие для вузов / П.Н. Афонин. Санкт-Петербург. М.: Троицкий мост, 2014.
4. Жабаева Э.Ж., Филиппова Е.О. Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения. [Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 39. С. 1721-1725. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/970671.htm/ (дата обращения: 30.01.2018).
5. Александрова Н.С. Коррупция в таможенных органах: основные причины и направления противодействия // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобко филиала Российской таможенной академии.
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ ПОШЛИН Маннанова А.М. Email: [email protected]
Маннанова Айназ Минияровна - магистрант, кафедра налогов и налогообложения, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Аннотация: в данной статье мы рассмотрим историческое понятие «пошлины», сформулируем определение данному понятию и раскроем порядок его применения и регулирования государством в нашей стране. Рассмотрели нормативно-правовую базу в сфере регулирования таможенных пошлин. Проанализировали теоретическую базу в области понятия, сущности и механизма взыскания таможенных пошлин в России. Рассмотрели классификацию таможенных пошлин в форме таблицы. В статье указаны актуальные проблемы взыскания пошлин в России, а также пути их решения, с использованием анализа международного опыта в этой сфере. В статье используются статистические данные из официальных источников, признанных в Российской Федерации научным сообществом.
Ключевые слова: пошлина, таможенная пошлина, проблема взыскания таможенных пошлин.
CUSTOMS DUTIES IN RUSSIA: ACTUAL PROBLEMS OF DEPRIVATION OF DUTIES Mannanova А^.
Mannanova Ainaz Miniyarovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF TAXES AND TAXATION, UFA STATE AVIATION TECHNICAL UNIVERSITY, UFA
Abstract: in this article we will examine the historical concept of "duty", formulate a definition of this concept and disclose the order of its application and regulation by the state in our country. We examined the regulatory and legal framework in the field of customs duties. We analyzed the theoretical basis in the field of the concept, essence and mechanism