Список литературы /References
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 05.10.2016).М.: Юристъ, 2016 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 -ФЗ // принят Государственной Думой19 декабря 2008 года // СПС «КонсультантПлюс».
3. Афонин П.Н. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: учебное пособие для вузов / П.Н. Афонин. Санкт-Петербург. М.: Троицкий мост, 2014.
4. Жабаева Э.Ж., Филиппова Е.О. Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения. [Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 39. С. 1721-1725. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/970671.htm/ (дата обращения: 30.01.2018).
5. Александрова Н.С. Коррупция в таможенных органах: основные причины и направления противодействия // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобко филиала Российской таможенной академии.
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ ПОШЛИН Маннанова А.М. Email: [email protected]
Маннанова Айназ Минияровна - магистрант, кафедра налогов и налогообложения, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Аннотация: в данной статье мы рассмотрим историческое понятие «пошлины», сформулируем определение данному понятию и раскроем порядок его применения и регулирования государством в нашей стране. Рассмотрели нормативно-правовую базу в сфере регулирования таможенных пошлин. Проанализировали теоретическую базу в области понятия, сущности и механизма взыскания таможенных пошлин в России. Рассмотрели классификацию таможенных пошлин в форме таблицы. В статье указаны актуальные проблемы взыскания пошлин в России, а также пути их решения, с использованием анализа международного опыта в этой сфере. В статье используются статистические данные из официальных источников, признанных в Российской Федерации научным сообществом.
Ключевые слова: пошлина, таможенная пошлина, проблема взыскания таможенных пошлин.
CUSTOMS DUTIES IN RUSSIA: ACTUAL PROBLEMS OF DEPRIVATION OF DUTIES Mannanova А-M.
Mannanova Ainaz Miniyarovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF TAXES AND TAXATION, UFA STATE AVIATION TECHNICAL UNIVERSITY, UFA
Abstract: in this article we will examine the historical concept of "duty", formulate a definition of this concept and disclose the order of its application and regulation by the state in our country. We examined the regulatory and legal framework in the field of customs duties. We analyzed the theoretical basis in the field of the concept, essence and mechanism
of collecting customs duties in Russia. Considered the classification of customs duties in the form of a table. The article highlights the current problems of collecting duties in Russia, as well as the ways to solve them, using the analysis of international experience in this field. The article uses statistical data from official sources recognized in the Russian Federation by the scientific community.
Keywords: duty, customs duty, the problem of collecting customs duties.
УДК 339
Понятие «пошлины» имеет древнее этимологическое значение, однако суть данных сборов - это пополнение государственной казны или бюджета. Таможенные пошлины появились ещё в древней Руси, когда подобный механизм сбора средств в казну, помимо прямого сбора. Безусловно, современные экономисты расценивают таможенные пошлины, как инструмент вмешательства в экономику.
Рассмотрим, каким образом устроена система взыскания таможенных пошлин в России. За все виды деятельности нужно платить налог. Львиная доля казны пополняется за счет таможенной пошлины. В таблице ниже приведена классификация таможенных пошлин.
Таблица 1. Классификация таможенных пошлин
Классификация таможенных пошлин
По цели взимания По характеру От объекта По назначению
происхождения налогообложения
Сезонные Особые
Экспортные Специальные
Фискальные Автономные Импортные Антидемпинговые
Протекционистски е Конвенционные Транзитные Компенсационные
Таможенная пошлина — государственный налог, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием его перемещения через таможенную границу [4]. Таможенная пошлина - одна из самых доходных статей государственного бюджета, ведь более 35% доходов - это именно таможенные пошлины. Налоговые пошлины установлены в законодательном порядке и прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. Однако есть ещё ряд нормативно-правовых актов регулирующих сферу таможенных пошлин. Например, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» или Таможенный кодекс Таможенного союза», который является международным нормативно-правовым актом.
Правовые основы применения в Российской Федерации таможенных пошлин закреплены в Законе «О таможенном тарифе» (ред. от 05.04.2015). Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК ТС и предусматривает следующие способы уплаты таможенных платежей: денежный залог, банковская гарантия, поручительство, залог имущества, иные, предусмотренные Налоговым кодексом [2].
Однако, при взыскании таможенных пошлин возникает ряд проблем, как на законодательном, так и исполнительном уровнях. Перейдём к анализу проблем, актуальных на сегодняшний день.
Во-первых, сильное отставание темпов внедрения таможенных инновационных технологий по сравнению с другими развитыми странами. К таким технологиям можно отнести предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный доступ. Часто, в развитых стран предпочитают использовать электронный документооборот. Такой позитивный опыт российская система может и должна перенять. Ведь действительно на сегодняшний день использование электронного документооборота сокращает расход времени на
проверку документов, снижает издержки участников внешней экономической деятельности, возможна также и автоматическая проверка декларации на соответствие требованиям, которая сегодня производится фактически вручную.
Во-вторых, неэффективная работа системы «одного окна». Встречается данная проблема, которая вызывает задержки в автомобильных пунктах, достаточно часто. Вследствие этой проблемы общая очередь становится больше, в каждый государственный контрольный орган документы подаются отдельно, при том, что информация в документах аналогичная. Решение данной проблемы мы видим в использовании европейского типа «единого окна», в рамках которого создается единый документ, со всеми необходимыми сведениями для всех государственных контролирующих органов, что позволяет максимально снизить время работы служб и обеспечивает «прозрачность» информации [3].
В-третьих, подтверждение таможенной стоимости с учетом применения таможенными органами «профилей риска». На практике стоимость товаров может меняться, в том числе в сторону уменьшения себестоимости продукции, но таможенные органы расценивают данное понижение как необоснованное и требуют предоставление сертификата происхождения товара для того, чтобы доказать таможенную стоимость. Решением данной проблемы может стать усовершенствование таможенной базы, например, разделить вопросы выпуска товара и уплаты таможенных платежей и законодательно закрепить адекватные сроки, в течение которых таможенный орган будет обязан вынести решение по внесению изменений в декларацию и срок возврата таможенных платежей.
В-четвертых, недостаточное понимание и пассивность участников ВЭД к совершенствованию таможенного законодательства. Основная сложность заключается в том, что многие торговые организации недовольны существующими порядками и могли бы, проявив инициативу, повлиять на ситуацию, но не делают этого. Решением данной проблемы является создание сотрудничество государства и бизнеса, которое заключается в проведении тренингов и повышении квалификации и профессионализма работников. Другой стороной такого сотрудничества может быть воспитание молодых профессионалов со специализированными знаниями в данной области. Следует заметить, что в молодое поколение можно вложить правовые знания, навыки и воспитать правосознание, что впоследствии поможет выйти российскому бизнесу на качественно новый уровень [1].
Еще одной проблемой является несовершенство таможенного законодательства Евразийского экономического союза. С одной стороны, новый Таможенный кодекс Таможенного Союза должен предусматривать единство всех ставок таможенных платежей для пяти государств, с другой - в законодательство каждой страны предусмотрены свои ставки, которые сложно привести к общему знаменателю.
Итак, в заключение статьи хотим обратить внимание, что данный перечень проблем далеко не исчерпывающий. В России таможенное законодательство имеет ряд проблем, но ещё больше проблем мы увидели в применении этого законодательства и техническом исполнении его требований.
Список литературы /References
1. О таможенном тарифе. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.11.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 08.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 13.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Таможенный юридический словарь-справочник / под ред. А.В. Малько, О.Ю. Бакаевой. Москва: Проспект, 2016. 304 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА Климова Н.А. Email: [email protected]
Климова Наталия Алексеевна - магистрант, экономический факультет, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань
Аннотация: данная статья посвящена фондовой бирже Российской Федерации. Проведен анализ основных проблем российской фондовой биржи. Особое внимание обращается на основу и материальную базу функционирования организации. На основе результативности ее практической деятельности, а также характера взаимодействия с другими общественными организациями определяется степень участия в общественной жизни страны. Исходя из существующих проблем, был предложен ряд конкретных мер по их устранению. Также в статье приводится сравнительная характеристика российского и американского фондовых рынков. Ключевые слова: фондовая биржа, первичный рынок ценных бумаг, вторичный рынок ценных бумаг, Международная ассоциация фондовых бирж, инвестиции, паевой инвестиционный фонд.
THEORETICAL, ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF THE RUSSIAN STOCK MARKET Klimova N.A.
Klimova Natalia Alekseevna - Graduate Student, FACULTY OF ECONOMICS, RYAZAN STATE UNIVERSITY S.A ESENIN, RYAZAN
Abstract: this article is devoted to the stock exchange of the Russian Federation. The main problems of the Russian stock exchange were analyzed. Particular attention is drawn to the basis and material basis of the functioning of the organization of the stock exchange. On the basis of the effectiveness of its / practical activities, as well as the nature of interaction with other public organizations, the degree of participation of the public life of the country is determined. Based on existing problems, a number of concrete measures for their elimination have been proposed. Also, the article provides a comparative description of the Russian and American stock markets.
Keywords: stock exchange, primary securities market, secondary market of securities, International Association of stock exchanges, investments, unit investment fund.
УДК 336.761.3
В последнее время качественно изменилось состояние экономики страны: деятельность хозяйствующих субъектов на основе рыночных отношений стала силой, сопоставимой с революционными, глобальными преобразованиями. В результате в обществе была сформирована потребность в фондовых биржах как инструменте трансформации сбережений в инвестиции. Это вызвало резкий рост их количества.